Научная статья на тему 'Модель активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе общеобразовательной подготовки'

Модель активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе общеобразовательной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
930
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧЕБНОПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лушникова Ольга Юрьевна

В статье приведена модель активизации учебно-познавательной деятельности студентов, учитывающая специфику процесса общеобразовательной подготовки в колледже

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лушникова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе общеобразовательной подготовки»

3. Иванцивская, Н. Г. Моделирование образовательного процесса на примере инженерной графики в системе лицей-вуз [Текст] / Н. Г. Иванцивская, Н. И. Каль-ницкая, М. А. Безлепкина // Доклады Академии наук ВШ России. - Новосибирск: НГТУ, 2005. - № 1 (4) - С. 113-122.

4. Шамова, Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 384 с.

5. Лебедев, О. Е. Образовательные результаты [Текст] / О. К Лебедев,

Н. Ю. Конасова, Н. И. Неупокоева, С. А. Писарева, Н. И. Роговцева, А. П. Тряпи-цына - СПб.: Специальная лит., 1999. - 135 с.

УДК 373.60

Лушникова Ольга Юрьевна

Аспирант Магнитогорского государственного университета, преподаватель Магнитогорского строительного колледжа, lushhiko-va@mail.ru, Магнитогорск

МОДЕЛЬ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Lushnikova Olga Yurievna

Graduate of the Magnitogorsk State University, lecturer of the Magnitogorsk Construction College, lushhiko-va@mail.ru, Magnitogorsk

MODEL ACTIVIZATION EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY OF COLLEGE STUDENTS IN PROCESS GENERAL EDUCATION TRAINING

Наиболее четко и полно осознать процесс активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа помогает метод моделирования, который в общем виде представляет собой исследование каких-либо объектов, явлений, процессов, систем путем построения их моделей.

В научном аспекте понятие модели рассматривают как наглядно-логическое представление исследуемого предмета с целью четкого определения компонентов, входящих в состав предмета, связей между ними, а также особенностей функционирования и развития объекта. Таким образом, модель дает обобщенную характеристику объектам исследования.

Необходимость моделирования обусловлена в нашем случае спецификой решения ряда задач:

- изучение процесса активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе общеобразовательной подготовки;

- выделение существенных характеристик данного процесса (особенности содержания и функций, компонентов и связей между ними).

При моделировании активизации учебно-познавательной деятельности студентов мы учитывали тип модели, которая наиболее полно позволила бы исследовать этот процесс. В нашем исследовании представлена содержательная модель структурно-функционального типа.

Моделируемый нами процесс активизации учебно-познавательной деятельности студентов рассматривается как целостная педагогическая система. Под системой активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа будем понимать целостную совокупность взаимосвязанных компонентов, входящих в состав предмета, объединенных общей целью функционирования.

Мы считаем, что основаниями для разработки модели активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе общеобразовательной подготовки являются: особенности процесса общеобразовательной подготовки студентов колледжа; содержание образовательного заказа, включающего Федеральный государственный образовательный стандарт; цели среднего профессионального образования и структура учебно-познавательной деятельности студентов колледжа.

Приемлемым для разработки модели является использование системного подхода.

Использование системного подхода в педагогических исследованиях рассматривается в работах Ю. К. Бабанского, И. В. Блауберга, Л. М. Панчеш-никовой, Т. И. Шамовой, И. Г. Юдина и др. [1; 2; 3; 4; 6].

Системный подход в нашем исследовании конкретизируется через общие принципы:

- целесообразности - наличие цели, которая оказывает влияние на содержание, выбор методов и форм, следовательно на процесс и результат исследования;

- целостности, позволяющий отразить объект в единстве его компонентов и связей, возникших вследствие взаимодействия и взаимообусловленности компонентов;

-упорядоченности - наличие общей структуры, которая объединяет компоненты всей системы, образуя определенную целостность и единство;

- иерархичности - наличие нескольких уровней организации объекта.

Руководствуясь приведенными основаниями и принципами для построения модели активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа, нам необходимо обозначить и обосновать цель, результат, рассмотреть средства достижения результата (содержание, методы, приемы, средства, организацию данного процесса). Таким образом, мы выделяем и рассматриваем следующие компоненты модели: целевой, содержательный, функциональный, результативный (рисунок).

Рассмотрим подробно содержание структурных компонентов.

Целевой компонент модели включает определение цели и задач учебнопознавательной деятельности в процессе общеобразовательной подготовки. Цель учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе общеобразовательной подготовки определяется социальным заказом государства и общества к системе среднего профессионального образования.

Под социальным заказом понимают определенную совокупность требований, которые общество выдвигает перед системой образования, в частности к общеобразовательной подготовке специалиста.

Содержание социального заказа, подлежащего выполнению в образовательной деятельности колледжа, определяется нормативными документами системы среднего профессионального образования, государственными образовательными стандартами СПО. При этом учитывается специфика колледжа как профессионального образовательного учреждения.

Исходя из социального заказа, требований государственного образовательного стандарта и уровня развития научно-технического прогресса определена цель учебно-познавательной деятельности студентов в процессе общеобразовательной подготовки. Это - обеспечение высокого уровня овладения студентами колледжа системой научных знаний, умений и навыков, то есть знаний об объекте, теоретическое и практическое преобразование объекта. Цель конкретизируется в задачах: формирование познавательной мотивации; формирование знаний, умений и навыков; формирование творческой активности.

С учетом цели учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе общеобразовательной подготовки определяется содержательный компонент, который включает: учебную информацию, которая должна быть усвоена или содержание; мотивационно-потребностную сферу; операционный механизм (способы и приемы овладения учебным материалом).

Содержание профессионального образования наиболее важный компонент процесса общеобразовательной подготовки. Определяется сверх стандарта социальным заказом, программами, разрабатываемыми и реализуемыми образовательным учреждением самостоятельно, с учетом примерных программ, предлагаемых государственными органами управления образования.

Содержание среднего профессионального образования в общем виде включает в себя следующие компоненты: процесс овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками, а также процесс формирования профессионально значимых качеств.

Таким образом, цель и содержание учебно-познавательной деятельности студентов колледжа определяется целью и содержанием общеобразовательной подготовки. Эффективность общеобразовательной подготовки достигается посредством активной учебно-познавательной деятельности, учитывающей специфику этого содержания. Это один из ключевых опре деляющих аспектов активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа.

Общеобразовательная подготовка студентов

Социальный

заказ

Требования

государственного

образовательного

стандарта

Учебно-познавательная деятельность студентов колледжа

Целевой компонент

УПД

Цель: обеспечение высокого уровня овладения студентами колледжа системой научных знаний, умений и навыков. Задачи:

— формирование познавательной мотивации;

— формирование знаний, умений, навыков; формирование творческой активности.

С од ержател ы I ы й компонент УПД

— мотивационно-погребностная сфера;

- операционный механизм.

Функциональный компонент УПД

с_

о.

в

Результат вн ый компонент УПД

- уровни (низкий, средний и высокий);

- критерии;

- показатели.

Организационно-педагогические условия активизации учебно-нознавателыюй деятельности студентов

1. Целенаправленная совместная деятельность преподавателя и студентов организуется на основе поэтапного процесса формирования их познавательной мотивации. 2. Реализация содержания общеобразовательных дисциплин осуществляется с опорой на учебно-дидактическис модули, основой которых являются способы учебно-познавательной деятельности студентов. 3. Целенаправленно организована творческая деятельность студентов на этапе общеобразовательной подготовки.

Модель активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе общеобразовательной подготовки.

Структурными элементами содержательного компонента активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа являются: мотива-ционно-потребностная сфера, операционный механизм (способы и приемы овладения учебным материалом).

Мотивационно-потребностная сфера, включает систему определенных мотивов, ценностных ориентаций, где потребности являются первичным, определяющим источником активности человека.

Мы принимаем во внимание то, что условием устойчивого интереса к учебно-познавательной деятельности является понимание студентами ее

особенностей, логики строения, овладение основными учебно-познавательными умениями.

Интерес выступает как: избирательная направленность человека на объекты и явления окружающей действительности; тенденция, стремление, потребность человека заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, приносящей удовлетворение; мощный побудитель активности человека, под влиянием которого психические процессы протекают интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной; особое, избирательное, наполнение активными замыслами, сильными эмоциями, волевыми устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам [5, с. 13].

Познавательные интересы способствуют активизации учебно-познавательной деятельности, создающие и внешние и внутренние благоприятные условия обучения.

Таким образом, мотивированность студентов проявляется в их интересах и склонностях, обеспечивающих внимание к содержанию образования и способам его приобретения.

Формируя мотивационно-потребностную сферу личности и создавая необходимые условия для формирования потребностей, интересов и мотивов деятельности, мы получаем возможность стимулировать активность студента и добиваться эффективности его деятельности в процессе общеобразовательной подготовки в колледже.

Следующим структурным элементом является операционный механизм, под которым мы понимаем те способы и приемы овладения учебным материалом, которые используются в процессе обучения.

В учебно-познавательной деятельности операционный механизм реализуется через такие умения, как сравнивать, анализировать, выделять главное, отбрасывая второстепенное; описывать явления, процессы; давать определения; классифицировать, обосновывать.

Методологической основой формирования умений студентов выполнять учебно-познавательную деятельность является учение о поэтапном формировании умственных действий.

В деятельности выделяют три основные группы действий в зависимости от выполняемых функций - ориентировочные, исполнительные, контрольные. Решающую роль в овладении деятельностью выполняет ориентировочная связь, включающая: выполнение действий по образцам; выполнение действий по образцам сопровождается подробными указаниями, как правильно выполнять задания; осуществляется обучение способам деятельности и анализу задания.

На основе операционных механизмов, формируется разнообразный комплекс учебных умений, способов и приемов решения разного рода учебных задач.

Другой стороной составляющей операционный механизм, является: гностические, конструктивные, организационные, коммуникативные умения

и способности. По уровню сформированности умений можно судить об уровне активизации учебно-познавательной деятельности студентов.

Таким образом, подготовленность к учебно-познавательной деятельности, как показатель познавательной активности, включает в себя не только наличие минимума знаний и установки на этот вид деятельности, но и владение комплексом специальных умений.

Функциональный компонент системы включает: коммуникативную, гностическую, организационную, коррективную функции.

Коммуникативная функция связана с необходимостью обмена информацией в ходе учебно-познавательной деятельности в процессе общеобразовательной подготовки и включает действия по установлению целесообразных и продуктивных взаимоотношений преподавателя и студентов.

Благодаря взаимодействию студент получает необходимые знания, стимулируется его активность. Поэтапно происходит процесс формирования познавательной мотивации, смена видов учебно-познавательной деятельности студентов и характер взаимодействия со стороны преподавателя.

Первый этап направлен на ориентацию студентов к предстоящей учебнопознавательной деятельности. Организацию личностного взаимодействия, которое дает нам вовлеченность участников учебного процесса в совместное «проживание» учебно-познавательных и эмоционально-нравственных ситуаций.

Второй этап ориентирован на закрепление и обобщение отработанных умений, способов взаимодействия, которое обеспечивает эффективность учебно-познавательной деятельности.

Третий этап направлен на осознанную учебно-познавательную деятельность, где знания и навыки переходят в личностные качества.

Гностическая функция связана с теоретическими знаниями по изучаемой дисциплине, с требованиями стандарта образования; с эффективностю их использования в практической деятельности; применением знаний в новых ситуациях.

Организационная функция - с умениями активизировать учебно-познавательную деятельность студентов в процессе общеобразовательной подготовки, умением пробудить у студентов интерес к учебно-познавательной деятельности.

Коррективная функция - способностью анализировать собственную деятельность и учебно-познавательную деятельность студентов в процессе общеобразовательной подготовки.

Результативный компонент учебно-познавательной деятельности предполагает наличие конечного результата, которым является высшая форма активности студентов в учебно-познавательной деятельности и включает критерии и уровни активности студентов. Нами выделены три уровня активности студентов в учебно-познавательной деятельности: высокий, средний и низкий. Уровень выступает основным критерием оценки эффективности

процесса активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе общеобразовательной подготовки.

Подводя итоги, можно отметить, что активизация учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе общеобразовательной подготовки осуществляется в рамках разработанной модели, которая понимается как целостная совокупность взаимосвязанных компонентов, входящих в состав предмета, объединенных общей целью функционирования. В качестве компонентов активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа, выделены: целевой, содержательный, функциональный, результативный.

В рамках модели определен комплекс организационно-педагогических условий, способствующий активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе общеобразовательной подготовки в колледже и осуществляемый наиболее эффективно, если: целенаправленная совместная деятельность преподавателя и студентов организована на основе поэтапного процесса формирования их познавательной мотивации; реализация содержания общеобразовательных дисциплин осуществляется с опорой на учебно-дидактические модули, основой которых являются способы учебно-познавательной деятельности студентов; целенаправленно организована творческая деятельность студентов на этапе общеобразовательной подготовки.

Библиографический список

1. Бабанский, Ю. К. Избранные психологические труды [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 558с.

2. Блауберг, И. В. Философский принцип системности и системный подход [Текст] / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Б. Г. Юдин // Вопросы философии. -1978.-№ 8. - С. 39-52.

3. Панчешникова, Л. М. О системном подходе в методических исследования [Текст] / Л. М. Панчешникова // Советская педагогика. - 1973. - № 4. - С. 71-80.

4. Ушачев, В. П. Педагогика формирования творческой активности : монография [Текст] / В. П. Ушачев. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 128 с.

5. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с. -(Труды д. чл. и чл.-кор. АПН ССР).

6. Юдин, И. Г. Системный подход и принцип деятельности [Текст] / И. Г. Юдин. - М.: Наука, 1998. - 391 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.