Научная статья на тему 'Модальность экологической энергии цвета'

Модальность экологической энергии цвета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
302
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДАЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЯ / ЭНЕРГИЯ / КОНТЕКСТ / АЛЬТРУИЗМ / ЭВОЛЮЦИЯ / ФОРМЫ / РИТУАЛ / КРИСТАЛЛ / ВИБРАЦИИ / MODALITY / ENVIRONMENT / ENERGY / CONTEXT / ALTRUISM / EVOLUTION / FORM / RITUAL / CRYSTAL VIBRATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шалимова Л. А., Зайцева Г. А.

В данной статье автором исследуется воздействие красок на человека. Цвет рассматривается не только как предмет психоэмоциональной модальности, но и в связи с различными условиями жизни индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODALITY OF ENVIRONMENTAL ENERGY COLOR

In this article the author examines the impact of colors on the person, considered not only as a matter of psihoemotsionalnoy modality, but also related to him by various conditions of life of the individual.

Текст научной работы на тему «Модальность экологической энергии цвета»

тия необходимых общекультурных, социальных и профессиональных компетенций студентов. Поэтому вовлечение студентов в проводимую в филиале внеурочную деятельность - задача важная и необходимая.

Интересно проследить, как выпускники школ представляют себе профессиональное будущее, и каковы реальные, с их точки зрения, пути достижения успеха. По мнению абитуриентов, будущая профессия должна предоставлять им «возможность карьерного роста», так считают - 30% респондентов; «высокий заработок» - 19%; «гарантию занятости» - 11%. Значимым для дальнейшего формирования профессиональной мотивации является то, что 20% поступающих считают необходимым получение удовлетворения от процесса труда, а 12% считают, что будущая профессия должна способствовать саморазвитию личности. Не заслуживают внимания абитуриентов такие факторы, как «сохранение здоровья» (0,5%), «свободный график работы» (0,5%), «социальные льготы» (0%), что объясняется их возрастными особенностями (рис. 7).

Для формирования методов развития учебно-профессиональной мотивации студентов важно понять, каковы, по мнению абитуриентов, реальные пути достижения успеха (рис. 8).

Доминируют факторы внутренней мотивации, это: «выбрать профессию в соответствии со способностями» - 35,5%; «хорошие знания, компетентность» - 25%; среди значимых внешних мотиваторов выделяются такие, как «умение добиваться цели»

- 15%; «постоянно повышать квалификацию» - 8%; «получить диплом престижного вуза» - 7%.

Библиографический список

В то же время поступающие считают, что ни «привлекательная внешность» (0,5%) ни «полезные связи» (3%) не гарантируют карьерного роста в профессиональной деятельности.

Заключение. Проведенное нами научное исследование мотивационных предпочтений абитуриентов позволяет сделать следующие выводы.

1. Среди каналов информационного обеспечения поступающих в вуз выделяются такие, как «информация от друзей, знакомых, родителей» - 47% и «официальный сайт филиала» -24%, что ставит вуз перед необходимостью дальнейшего продвижения сайта и разработки новых способов позиционирования себя в регионе.

2. Значимым фактором получения высшего образования в конкретном вузе являются «перспективные направления подготовки (специальности)» - 52% и «престижность филиала, его хорошая репутация» - 31%. Проблема открытия новых образовательных программ на основе маркетинговых исследований рынка труда становится первоочередной для вуза.

3. Полученные результаты ожиданий абитуриентов по поводу их дальнейшего обучения, их представления своего профессионального будущего и реальных путей достижения успеха значимы для организации учебно-воспитательного процесса в конкретном вузе.

4. Анализ мотивационных предпочтений абитуриентов важен не только с точки зрения изменения формы организации приемной компании, но и является эффективным инструментом разработки методов формирования их учебно-профессиональной мотивации в процессе обучения в вузе.

1. Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. - 2005. - № 1.

2. Самылов, П.В. Новые подходы к формированию профессионального потенциала менеджеров в области публичного администрирования // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2008. - № 2.

3. Батоцыренов, В.Б. Соотношение влияния мотивации потока, личностных ценностей и волевого контроля на академические достижения студентов // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 5(42).

4. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М., 2004.

5. Ефимова, И.Н. Анализ мотивации абитуриентов при выборе вуза (на примере Нижегородской области) //Университетское управление: практика и анализ. - 2011. - № 6.

6. Seliverstova, S.Y. Methods of Forming Educational and Professional Motivation of University Students// World Applied Sciences Journal. -2013. - V25. - № 9.

Bibliography

1. Dubovickaya, T.D. K probleme diagnostiki uchebnoyj motivacii // Voprosih psikhologii. - 2005. - № 1.

2. Samihlov, P.V. Novihe podkhodih k formirovaniyu professionaljnogo potenciala menedzherov v oblasti publichnogo administrirovaniya // Vestnik Rossiyjskogo universiteta druzhbih narodov. - 2008. - № 2.

3. Batocihrenov, V.B. Sootnoshenie vliyaniya motivacii potoka, lichnostnihkh cennosteyj i volevogo kontrolya na akademicheskie dostizheniya studentov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 5(42).

4. Verbickiyj, A.A. Kompetentnostnihyj podkhod i teoriya kontekstnogo obucheniya. - M., 2004.

5. Efimova, I.N. Analiz motivacii abiturientov pri vihbore vuza (na primere Nizhegorodskoyj oblasti) //Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2011. - № 6.

6. Seliverstova, S.Y. Methods of Forming Educational and Professional Motivation of University Students// World Applied Sciences Journal. -2013. - V25. - № 9.

Статья поступила в редакцию 16.12.13

УДК 577.4. (075.8) Shalimova L.A., Zaytseva G.A. THE MODALITY OF ENVIRONMENTAL ENERGY COLOR. In this article the author examines the impact of colors on the person, considered not only as a matter of psihoemotsilonalnoy modality, but also related to him by various conditions of life of the individual.

Key words: modality, environment, energy, context, altruism, evolution, form, ritual, crystal vibrations.

Л.А. Шалимова, канд. филос. наук доц., каф. Гуманитарных наук филиала Российского гос. социального университета, г. Дедовск; Г.А. Зайцева, канд. биолог. наук, Российский гуманитарный университет, г. Москва, E-mail: Shalimova-Istra@mail.ru

МОДАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ЦВЕТА

В данной статье автором исследуется воздействие красок на человека. Цвет рассматривается не только как предмет психоэмоцилональной модальности, но и в связи с различными условиями жизни индивида.

Ключевые слова: модальность, экология, энергия, контекст, альтруизм, эволюция, формы, ритуал, кристалл, вибрации.

В данной статье исследуется воздействие минералов на человека, как своеобразной энергии, распространяемой на психоэмоциональную модальность индивида, связанную с теми или иными условиями его жизни. Для полной достоверности анализа данного вопроса, необходимо совершить экскурс в доставшееся наследие экологической составляющей цвета, на уровне исторической глубины. В данном контексте сама модальность рассматривается как вид или способ бытия человечества или событий разнообразно присутствующих в жизни народонаселения земли. «В соответствии с категориями модальности по Канту, является любая возможность или действительность, как та или иная необходимость. В соответствии, с существующим способом или видом проблематического, ассерторического (утверждающего тот или иной факт самого присутствия) или аподиктического, как доказательная наука в суждениях», что рассматривается на страницах философского словаря [1, с. 278, 35, 30].

В развитии данного суждения, следует опереться или сослаться на то, что было тогда, когда человек был хорошо знаком, не только с цветовой энергией дня и ночи, солнца и луны, огня и воды, неба и земли, живой и неживой природы, но и являлся частицей всего мироздания. В его восприятии содержались все ее царства природы, которые воспринимались древними народами в контексте условий их жизни. Любопытно, что светло-желтый цвет, понимался энергией солнца, пробуждая к деятельной активности, а темно-синий цвет ассоциировался с энергией луны и звезд, темной ночи и опасности, как некой пассивности. Красный цвет представлял собой цветовой энергетический поток, который ассоциировался с цветом крови, огня, спелых плодов, полового влечения, агрессии, силы, подъема, красоты. Зеленый цвет являл энергетический цветовой поток травы, деревьев, цветов, связывая человека с ростом всех природных и человеческих сил, приравнивая уверенность с ощущением надежности и стабильности, защиты. Энергетическая составляющая черного цвета воспринималась людьми как мрак и страдания, смерть, под стать черному цвету оказывается и темно-багровый энергетический цветовой образец, нагнетающий тяжелое и плохое настроение.

Многие специалисты и ученые уже давно работают в области цветовой энергии, предполагая применение её составляющей в качестве лечебной процедуры, что и делается на сегодняшний день, но весьма нерешительно и незначительно, более того неохотно и мало исследуются. Не смотря на то, что альтруизм отдельных экспериментальных работ ученых показал, как необходимость внедрения, так и возможность применения цветовой энергии, как отдельных цветовых потоков в области стабилизации организма человека с помощью энергии цветовой гаммы. В этой связи необходимо уделить внимание следующей гамме цветов, с определенными показателями их воздействия:

- красный цвет оказывает, на нервную систему стимулирующий эффект. Было отмечено, что артериальное давление, во время эксперимента начинает подниматься, при этом возрастает частота дыхания и пульса. А если продлить испытание до нескольких часов пребывания в красном помещении испытуемого, то у больного с психическим расстройством начнет подниматься настроение, веселость и улыбчивость, вместо гримас страдания и ухода в нереальность. Красные и желтые лучи со всей своей энергетикой часто и успешно применяются в ходе лечения апатичных и анемичных детей. Данная энергетика цветов способствует прибавлению веса у детей, повышению их активности, улучшению настроения и количества красных кровяных телец;

- энергия синего цвета действует на нервно возбудимых людей успокаивающе, при этом кровяное давление может снизиться или упасть или замедлиться сердцебиение и пульс;

- во время экспериментальных исследований было установлено, что голубые и фиолетовые лучи обладают болеутоляющими свойствами и оказывают благоприятное воздействие при лечении разнообразных невралгических заболеваний.

Интересен любой принцип эволюционного совершенствования цветовой энергетики, на уровне исследования процесса воздействия на человека семи царств природы, как: 1 и 3 - элементарное; 4 - минеральное; 5 - растительное; 6 - животное; 7 - человеческое, а все периоды от 1 и до последнего 7 царства, принято называть «жизненной волной», потому что в минералах, именуемых «неживой природой», течет сама жизнь в присутствии энергии того или иного цвета, который и определяет их название. Многие исследования выявили и то, как под вли-

янием энергии логоса в физическом мире начинают стягиваться эфирные формы, внутри которых двигаются жизненные потоки цвета, создавая энергетические узоры. «Данные формы вносят построения более плотного материала, служащие основанием для новых минералов, согласно законам ритма, цвета и красоты, начинается кристаллизация материи, осуществляющаяся со строгой математической точностью, потому как жизнь в минерале «течет», хоть и более замкнутая, а присутствующая комбинация определенных свойств в минерале обуславливает его ценность, которой является цвет, т.е. энергетическая составляющая минерала и твердость - непреходящая его ценность. Цветовая энергетическая игра камня свойственна определенным его видам, является самой притягательной силой, представляющей источник вечного восхищения и вдохновения человека, а так же предмет его обожания и любования» [2, с. 857], что соответствует мнению авторов объемного труда «Народная медицина».

Необходимо отметить, что благодаря цвету и окраске камней в определенные тона, человек их выделял из природной среды. Со временем люди научились окрашивать одежду, доспехи, совершать ритуальную окраску лица и тела, одеваться в цветные одежды, создавать украшения из золота и драгоценных камней, для выделения из общей массы сородичей, наделяя себя разноцветной символической красотой природы минералов используя их энергические свойства в разноцветной цветовой гамме.

В течение многих тысячелетий и веков цивилизации использовали силу кристаллов камней и их цветность для различных целей. Ученые предполагают, что развитые атланты, посредством кристаллов, подключались к силам Космоса, используя их как маяки света, которые помогали телепатической связи с их предками и во всех других сферах жизнедеятельности. «Хотелось бы напомнить, что возрождение атлантических знаний происходило в Египте, Америке, Тибете. В Библии отмечается, что нагрудная пластина, сделанная из двенадцати драгоценных камней разнообразных по цветовой гамме, соединенных особым образом в четыре ряда и носимая напротив сердца, соединяла Аэрона с силой Бога» [3, с. 64], напоминает автор многих работ, в частности, Керлот Х.Э. в «Словаре символов».

«Цари древней Индии были оповещены, что нужно собрать лучшие драгоценные камни, с незамутненным и чистым цветом, которыми можно защищаться от бед. Майя и американские индейцы использовали эту силу камня, как для диагностики, так и для лечения болезней» [4, с. 73], констатирует Л.А. Шалимова, в своей монографии «Парадигма цвета».

Медицинская практика многих древних культур рекомендовала ношение талисманов и амулетов на шее. В зависимости той или иной болезни человеку подбирались и камни. В Греции и Риме отмечается, что камни носились как талисманы для здоровья и защиты, обрамленные в определенный металл. Кристаллы большого чистого кварца разнообразных расцветок использовались в специальных церемониях старейшинами, как «видящие кристаллы», в которых видно будущее или любое другое событие. Многие племена американских индейцев свято верили в то, что если человек правильно живет, то после смерти, он непременно «перейдет» в кристалл и если кому-то удастся найти такой кристалл, то можно не только им лечить свое сердце, но и направлять свои мысли прямо к Истине.

Греческие ученые Платон, Геродот, Теофаст, Аристотель также были убеждены в действительности целебной силы, не только самого камня, но и его цветовой энергетики. Все познания о целительных свойствах камней и минералов (лазурите, малахите, гематите, нефрите, янтаре) содержатся в пяти томах, посвященных медицине, написанных Диоскоридом.

Особое значение древние предавали лазуриту, прекрасному камню похожему на небо, а священный Будда, покровитель врачей, восседает на глыбе лазурита. «Чжуд-ши»- классический источник средневековой медицины, вобравший в себя многовековой опыт тибетских лекарей, которых использовали в своей практике достижения медицины Индии, Китая и других стран. В нем сказано: « Есть в обители риши, в городе Ата-на-Сдуг дворец, построенный из пяти драгоценностей. Украшен этот дворец лекарственными драгоценными камнями разных видов и цветов. Эти драгоценные камни и их цветовая энергия усмиряют 404 болезни. Черный камень, из храма Кааба в Мекке окружен легендами. В доисламские времена люди старались дотронуться до него, надеясь, что сила, заключенная в нем, перейдет

и к человеку», - повествовали авторы на страницах многих исторических книг и источников, которые вошли в «Энциклопедию восточного символизма», под редакцией К.А. Вильямса [5, с. 18].

Например, в Краковском музее хранятся рецепты, которые были написаны Н. Коперником. В своей методике врачевания он использовал порошки жемчуга, изумруда, сапфира, серебра, золота, слоновой кости и т.д. На Руси, авторы «Изборника» утверждали, что камни несут излечение от укусов змей, скорпионов, спасение от яда и злых духов - это топазий (топаз светлосиний, бесцветный, желтый, красно-коричневый, светло-розовый, розово-красный, бледно-зеленый); усмиряет бури: бериллий (берилл голубого цвета), поддерживает дружбу и любовь; аметист сиреневатого цвета предохраняет от пьянства, а перл (жемчуг) способствует благоденствию и долголетию. Все они считались счастливыми талисманами.

Величайший химик своего времени Р. Бойль верил в то, что измельченные камни, добавленные в лекарство, благотворно воздействуют на человека, и установил, что, именно разноцветные камни в природе образуются из флюидов, а их цвет обусловлен небольшим количеством примесей металлов. В своих заметках, академик А.Я. Ферсман много размышлял о культуре будущего, доверяя формам новых исканий. Понимал, что однажды камень вновь вернется к тому, что составляло его красоту и энергию в Древнем мире. Мечтал о том, как вновь человек будет видеть высшее воплощение красот природы. Предпочитая все сущие цветовые энергетические формы в мире, многие из которых возникают и погибают, на самом деле, являются как бы дверями, через которые одна жизнь появляется, а другая уходит со сцены, утверждала Е.И. Рерих в своем наследии.

Отличительные черты врачевания скрыты, не только в особенностях национального колорита, условиях жизни, природы окружающий данный этнос региона. Именно этот фактор можно отметить при знакомстве с методами врачевания и целитель-ства разных народов, на разных континентах и странах. На эти особенности указывал и великий Авиценна, рекомендовавший лечение питанием тем, что имеется в данной местности и обладает органической связью с человеком, проживающим в ней.

Важно, не только отметить, но и осознать, что цвет камня, это не только красота, но и энергия. Человеку присуще отмечать при любовании красками алых тонов, солнечными бликами желтого, синими или голубыми оттенками неба и всей гаммы зеленого, дающей ощущение вечности и безопасности. При этом человек ярко представляет себе, что энергия цвета, воздействующая на наши органы чувств, зрение, дает тот или иной лечебный эффект. В этой связи, необходимо напомнить и о знаниях древних жрецов, утверждающих, что драгоценные камни активизируют чувственность человеческих энергетических центров и настраивают их в унисон с определенными космическими вибрациями, что и было подтверждено, многими научными исследованиями, на пороге третьего тысячелетия. Более того, были выявлены и определены энергетические поля кристаллов, воздействующие на энергетическое поле человека. В данном случае, оно либо сливается с ним, либо отталкивается. В аюрведи-ческой медицине цветотерапия занимает важное место как энергетическая, растительная, звуковая, ароматическая, терапия питания, психотерапия и др. «Целители Аюрведы считали, что семь важнейших цветов радуги связаны с тканями, органами и основными элементами тела человека и их составляющими. Волновые вибрации основных цветов оказывают восстанавливающее действие на те, или иные функции организма, нормализуя их деятельность», продолжает считать А.М. Леонов на страницах своей работы «Экспериментальная методика человека к чувствительности цвета». Экспериментальная методика доказывает, что «<...> всякое лечебное воздействие цвета, самым тесным образом, связано с влиянием колебаний волн определенной длины. Оно влияет, как на органы, так и психические центры человека. При этом, разнообразные действие разных центров оказывают специфическое влияние при тех или иных заболеваниях. Кроме того, цвет из внешнего мира воздействует на нашу радужную оболочку глаз, где представлены все внутренние органы, рефлекторно связанные с мозгом. Ученые пришли к выводу, что, меняя цвета стекол в очках, можно регулировать свое психоэмоциональное состояние» [6, с. 231].

Существует мнение ученых о воде, разлитой в бутылки разного цвета, которая, под воздействием лучей Солнца приобретает новые химические свойства и может быть использована для лечения. В настоящее время все кристаллы, как воды, так

и камня используются в технике для передачи или усиления энергии. Кристаллы рубина применяются в лазерах. Кристаллы кварца в ультразвуковых установках. Французский исследователь XIX века Д. Леви писал, что механизм многих болезней обусловлен дефицитом определенного цвета. Если возвратить недостающий цвет человеку, то можно восстановить нарушение равновесия организма. Далее, Д. Леви описал, как лучше вбирать в себя вибрацию камня, взять и представить, - « <..> себя окутанным невидимым эфиром, цветовой энергией, пытаться в воображении впитать их через камень и разлить по всему телу или концентрировать на больном органе, потом вдыхать через камень. Камень нужно брать только пальцами, не рассматривать его на ладони, нельзя мять, это приносит ему почти физическую боль. Если камень выпал из оправы, потерялся, сваливается, мешает вам его носить, это камень не ваш, его надо снять. Антикварными камнями лучше не интересоваться, неизвестно, что они в себя «впитали» [7, с. 213].

Ученые, посвятившие свою жизнь исследованию минералов, относятся к ним как к существам живой природы, потому как, многие тысячелетия камень был не только предметом красоты, являя собой все краски мира, гармонии и талисманом, но и незаменимым лекарством, применяемым при самых серьезных недугах. На магические и целебные силы камней, их цветовую гамму указывали в своих книгах и писатели минувших столетий: У. Коллинз «Лунный камень»; Куприн А. «Гранатовый браслет» и «Суламифь»; Конан Дойль «Голубой карбункул» и разнообразные существующие мифы о камне, сказочно превратились в легенды у П. Бажова, И.В. Гете, О. Уайльда и многих других авторитетных авторов, которые отмечали интересную способность камней испускать энергию разноцветных искр, обусловленных светопреломлением. Именно это и придает сверкание, игру - «огонь». В классификации камней существует восемь классов разделения по цветовой интенсивности:

1) бесцветные камни; 2) прозрачные: алмаз, горный хрусталь, топаз, турмалин; непрозрачные: халцедоны, молочные опалы, синевато-зеленые камни; 3) прозрачные: эвклаз, аквамарин, турмалин; непрозрачные: амазонит, яшма, синие и голубые камни; 4) прозрачные: сапфир, аквамарин, турмалин, топаз; непрозрачные: лазурит, бирюза, зеленые камни; 5) прозрачные: изумруд, хризолит, хризоберилл; непрозрачные: малахит, зеленые яшмы, хризолит (полупрозрачный), густозелёные нефриты и жадеиты, темно-красные камни; 6) прозрачные: рубин (красный корунд, яхонт), шпинель (лал) - прозрачный самоцвет, очень похожий цветом на рубин, но с более сложным составом, яркокрасные гранаты (пироп и альмадин), турмалин, гиацинт; непрозрачные: яшмы, бурые сердолики, красные и коричневые агаты, желтые и золотистые камни; 7) прозрачные: берилл, топаз, турмалин, циркон, дымчатый кварц, цитрин, янтарь; непрозрачные: авантюрин, сердолик, янтарь, черные камни: гагат, агат, шеол (черный турмалин), кровавик, переливчатые камни; 8) полупрозрачные и непрозрачные: лунный камень, волосатик, благородный опал, жемчуг.

Среди огромной семьи прозрачных камней, наиболее выделяемыми и ценными, являются чистые, лишенные включений экземпляры. Однако, некоторые включения сами по себе вызывают эффектные световые явления, например: в рубинах и сапфирах - астеризм (феномен звезды); цветовые переливы в кошачьем и соколином глазе; опалесценцию (переливчатость) - в опале.

В древних цивилизациях было принято считать, что прозрачные камни собирают и передают энергию звезд, солнца, земли, космоса. Их разбуженную силу можно сравнить только с природным катаклизмом, настолько мощно и неожиданно они меняют нашу судьбу. Цвет и блеск разноцветных камней относятся к физическим свойствам, которые включают поглощение света (абсорбции) и плеохранизм-это особые световые явления, обусловленные включениями. Непрозрачные камни, например, зеленый цвет бирюзы, малахита, «армянского» и «элат-ского» камней, обуславливает медь и эту окраску называют иди-охроматической.

Рассматривая цвет кристалла, в качестве талисмана, можно подбирать разные камни определенного энергетического влияния в зависимости от того, какие черты и свойства характера требуются в себе усилить или ослабить. Цветовая гамма камней избирательна, в своей не безразличности к полу своего владельца. «Женские» камни счастливы на руке мужчины, «мужские» - на руке женщины. Женские камни блестят не так сильно и имеют теплые тона и оттенки. Астрология соотносит энергию

драгоценных камней с энергией двенадцати знаков зодиака. Так, традиционными амулетами считаются для знака Овен - яркий и розово-сиреневатый аметист; для Тельца - агат; для Близнецов - берилл; для Рака - ярко-зеленый изумруд; для Льва - кроваво-красный рубин; для Девы - зеленая или желто-красная яшма; для Весов - бесцветный бриллиант; для Скорпиона -желтый топаз; для Стрельца - голубовато-зеленая бирюза; для Козерога - желто-зеленый неяркий опал; для Водолея - синеголубой сапфир; для Рыб - желто-зеленый хризолит. При этом считается, что наиболее благоприятными для человека являются камни, которые связаны с его планетой. Камни Солнца - хризолит, алмаз. С ним связаны гиацинт, авантюрин, рубин, гелиотроп, хризопраз. Камни Луны - опал, адуляр (лунный камень), с ней связаны аквамарин, берилл, жемчуг, коралл. К камням Венеры относятся: светлый сапфир, а также - агат, жемчуг. Камням Марса соответствует рубин и к нему относятся - кровавик, яшма, алмаз, гранат. Избирательность Юпитера соотносится с бирюзой, примкнувшим к нему сапфира, лазурита. Сатурн, принимает в себя - оникс, с ним связан аметист и темный топаз. К камням Нептуна, следует определить - аметист, примкнувшие к нему адуляр и хрусталь. В этих случаях рекомендовалось носить камни на определенных пальцах в соответствии со знаком зодиака человека. Например: Рыбам-женщинам носить камни на безымянном и среднем пальцах правой руки, мужчинам - на средних пальцах обеих рук. Овнам-мужчинам и женщинам носить минералы на безымянном пальце любой руки. Тельцам-на любых пальцах и руках. Близнецам-мужчинам и женщинам носить минералы на мизинце. Ракам - носить камни на среднем пальце любой руки. Львам, все минералы носить на безымянном пальце. Деве - носить камни на среднем пальце любой руки. Весам - носить минералы на указательных пальцах. Скорпионам - носить камни своего знака на указательных пальцах. Стрельцам - носить камни на указательном пальце правой руки. Козерогам - носить свои камни на среднем пальце. Водолею -минералы носить на безымянном пальце.

Древние люди и философы считали, что ношение камня в определенный день недели приносит удачу в делах и планах, намеченных на этот день. Понедельник соответствует - Луне, а значит жемчугу или лунному камню. Вторник покоряется Марсу, а значит - рубину, яшме, сердолику, сардониксу. Среда соответствует -Меркурию, а он, в свою очередь, бирюзе, амазониту, голубому циркону. Четверг поклоняется Юпитеру, а значит сапфиру, лазуриту. Пятница, есть Венера, а ей соответствует изумруд, хризопраз, хризолит, оливин или передот. Суббота обожает Сатурн, а он - агат. Воскресенье любит Солнце, а оно - бриллиант, циркон, топаз, фианит, горный хрусталь.

Сила цвета камня, как и присущая ему энергетика копится под Землей веками и тысячелетиями, проходя с планетой Земля, все стадии развития ее энергетической мощи. Условно зависимой от времени и условий образования минерала, как образующей его породы. Именно в камне закладывались и закреплялись те или иные Силы, отражающие этапы роста энергетики Земли. На этот счет Плиний писал: - «В каждом драгоценном камне, как в капле воды, отражено все величие природы, и любого из них достаточно, чтобы ощутить верх его совершенства» [8, с. 283].

Культ камня - один из древнейших. Камень играл огромную роль в жизни человека: являлся орудием труда, средством защиты, служил источником огня, связывался с очагом и т.д.

Свойства камней, как прочность и твердость, служили причиной их использования в строительстве и скульптурной пластике, что и послужило основе их символики. Во многих культурах народов камень воспринимался в качестве прочности, надежности, примирения, незыблемости и созидания - в земном варианте. Отсюда проистекает символика камней, как знак укрытия, убежища, духовной твердости и силы духа.

Символика камня зависела не только от его качества, но и формы. Круглый камень символизировал силу и единство. Плоский - являлся символом йони т.е. женского начала в Восточных культурах. Вертикальный каменный столб или конус являлся фаллическим символом, обозначавшим мужское начало и рассматривался как знак плодородия, изобилия, соединения полов, в космическом плане - священного процесса творения и накапливающейся энергии Вселенной. «Но особенно выделяется группа драгоценных камней, занимающая ведущее положение в символике минерального царства и служит знаком духовной истины, высшего знания, сакрального значения красоты, твердости, цветовой гаммы, прозрачностью, эстетики, це-

лительной энергетики, благотворно влияющей на здоровье человека», - данное явление рассматривалось автором Гоник-маном Э.И. в работах: «Ваш талисман» и «Лечебная радуга камня» [9, с. 9, 10].

Необходимо уточнить о том, что все полудрагоценные камни, очень часто использовались в культовых сооружениях, неся определенное символическое значение. «Иная судьба у драгоценных камней, являющихся обязательным атрибутом одежды царственных особ, священнослужителей, военноначальников. Они использовались для украшения икон и оружия, изготовления талисманов и амулетов, колец, браслетов, бус, украшений.

Камень служил отражением устойчивой, надежной формы космического творения. Прозрачность и чистота цветности камня ассоциировались с положительными духовными качествами, чистотой и совершенством души. Энергия формы и цвета камня соотносились с символикой идентичных геометрических форм, цветов и чисел» отразил А. Асов, на страницах своей работы «Славянская астрология» [10. с. 211].

По древним поверьям и письменным источникам считалось, что драгоценный камень означал Знание и Мудрость, которые были непосредственно связанны с Жизнью и Эволюцией в проводимой параллели ангельского света, отразившегося в облике звезд.

Камни красного цвета, были весьма почитаемы в различных культурах. Они олицетворяли власть, силу, могущество, доблесть, храбрость, любовь, счастье, дружбу, родства душ, красноречие. Спасали от злых сил и несчастных случаев. Широко использовались с древнейших времен, а особенно, в гем-матерапии при лечении воспалительных заболеваний.

Желтые камни, ассоциировались с Солнцем и Светом. Именно они приносили владельцу счастье, здоровье, власть, защищали от «дурного глаза», являли собой мудрость, творчество, усиливали веру, применялись для стимуляции умственной деятельности, укрепления психики, удаления страха.

Камни зеленого цвета были особенно почитаемы на Востоке. Они слыли символами вечной жизни, покоя, любви, красоты, супружеской верности, благочестия, здоровья, духовного совершенства, предвидения будущего, долголетия, трудолюбия и применялись для лечения болезней сердца, глаз, почек, трезвости и ясности мышления.

К священным камням, относились камни синего цвета. Именно они, ассоциировались с небом, как обиталищем богов и символизировали трансцендентный мир, его Божественный Свет, который, по мнению людей, направляя их мысли на «тонкий», нематериальный и непознаваемый мир. Потому что - синий цвет, воздействует на человека и окружает его всю жизнь. При этом не забывает даровать людям долголетие, любовь, процветание, радость, мир, искренность деяния, бессмертие. В гемматера-пии, данный цвет, используется для лечения ревматизма, остеохондроза, диабета, кожных заболеваний и т.д.

Белые камни несут, сразу несколько символико - положительных значений и имеют широкий спектр применения в гем-матерапии.

Мистическими камнями считаются камни, наделенные магическими свойствами все камни фиолетового цвета. Это цвет высшей духовности и отрешенности от мирских забот. В католических странах аметист назывался епископским камнем, на Руси

- архиерейским.

При рассматривании символической цветовой модели -«царства минералов» можно рассмотреть и «царство растительное», в котором основное место занимают цветы, в силу их разнообразных характеристик. Таких как - красоты, многообразия цвета и форм, аромата, целебных свойств, ставших удобным объектом для выражения абстрактных образов, что послужило причиной их популярности, частого употребления в искусстве, мифологии, эзотерике, быту.

Древние народы делали попытки постичь законы мироздания, найти организующее начало в мире, привлекая цветовую энергетическую систему, в которой символы становятся тем средством, которое позволяет «визуализировать» и конкретизировать невидимое, божественное. Отсюда картина мироздания многокрасочна, где за каждым цветом закрепляется определенная значение и прослеживается их иерархия, в результате чего формируются различные цветовые каноны и символы минерального царства Природы.

Современная наука, о благе энергии цвета, вобрала в себя блестящий опыт многих поколений философов и ученых, что позволяет современникам привнести еще большее раскрытие

таинственных сил природы цвета. Актуальность применения цвета становится не инакомыслием, а повседневным соучастием палитры минералов, в жизнеобеспечении здоровья человека.

В заключении, необходимо отметить, что существующая научная проблема о применении цвета, настоятельно обращает пристальное внимание на совершенствование знаний, об уни-

Библиографический список

кальных свойствах энергии минералов. Именно они и выступают в роли источника инновационного прорыва, в области сбережения ресурсных основ человечества, для развития устойчивого восприятия в основе психологического состояния, умелого природопользования, укрепления любви к земле и миру, столь необходимого и желаемого для всего человечества.

1. Философский словарь / под ред. Г. Шишкоффа. - М., 2003.

2. Народная медицина. Полная энциклопедия. - М., 2006.

3. Керлот, Х.Э. Словарь символов. - М., 1994.

4. Шалимова, Л.А. Парадигма цвета. - М., 2010.

5. Энциклопедия восточного символизма / сост. К.А. Вильямс. - М., 2004.

6. Леонов, А.Н.. Экспериментальная методика человека к чувствительности цвета. - М., 2003.

7. Леви, Д. Природа минералов. - Париж, 1851.

8.Плиний, Г. Естественная история. - СПб., 1819.

9. Гоникман, Э.И. Ваш талисман. - Минск, 1991.

10. Гоникман, Э.И. Лечебная радуга камня. - Минск, 1991.

11. Асов, А. Славянская астрология. - М., 2001.

12. Амулеты, талисманы, обереги / сост. О Топоркова. - М., 1997.

13. Берегини Наталья и Александр. Лечебная сила камня. Тайны природной медицины. - М., 1999.

14. Зюрняева, А.Т. Целебная магия камней, дерева. - М., 2004.

15. Померанцев, Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. - М., 1994.

16. Сурина, М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. - М.; Ростов-на-Дону, 2007.

17. Талисманы и судьбы / сост. М.И. Волосянко. - М., 1999.

18. Чернова, А.И. Все краски мира, кроме желтой. - М., 2001.

19. Энциклопедия восточного символизма / сост. К.А. Вильямс. - М., 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bibliography

1. Filosofskiyj slovarj / pod red. G. Shishkoffa. - M., 2003.

2. Narodnaya medicina. Polnaya ehnciklopediya. - M., 2006.

3. Kerlot, Kh.Eh. Slovarj simvolov. - M., 1994.

4. Shalimova, L.A. Paradigma cveta. - M., 2010.

5. Ehnciklopediya vostochnogo simvolizma / sost. K.A. Viljyams. - M., 2004.

6. Leonov, A.N.. Ehksperimentaljnaya metodika cheloveka k chuvstviteljnosti cveta. - M., 2003.

7. Levi, D. Priroda mineralov. - Parizh, 1851.

8.Pliniyj, G. Estestvennaya istoriya. - SPb., 1819.

9. Gonikman, Eh.I. Vash talisman. - Minsk, 1991.

10. Gonikman, Eh.I. Lechebnaya raduga kamnya. - Minsk, 1991.

11. Asov, A. Slavyanskaya astrologiya. - M., 2001.

12. Amuletih, talismanih, oberegi / sost. O Toporkova. - M., 1997.

13. Beregini Nataljya i Aleksandr. Lechebnaya sila kamnya. Tayjnih prirodnoyj medicinih. - M., 1999.

14. Zyurnyaeva, A.T. Celebnaya magiya kamneyj, dereva. - M., 2004.

15. Pomerancev, N.A. Ehsteticheskie osnovih iskusstva Drevnego Egipta. - M., 1994.

16. Surina, M.O. Cvet i simvol v iskusstve, dizayjne i arkhitekture. - M.; Rostov-na-Donu, 2007.

17. Talismanih i sudjbih / sost. M.I. Volosyanko. - M., 1999.

18. Chernova, A.I. Vse kraski mira, krome zheltoyj. - M., 2001.

19. Ehnciklopediya vostochnogo simvolizma / sost. K.A. Viljyams. - M., 1996.

Статья поступила в редакцию 24.12.13

УДК 111. 85 (159.9)

Shalimova L.A. CULTURE SEMANTKI PERCEPTION OF COLOR IN THE TEST MAX LUSCHER. This material reveals human color perception depends , on the emotional state of its location in one color, indifference to others and to the rejection of the third. This fact was investigated which was investigated in the 18-19 centuries at Pantone , the theory Birr, in the 20th century - Max Luscher and the creation of the last «Luscher test», the role of human life «color drama» in the psychology of color .

Key words: aesthetic judgment, semantics, energy, idioms, stimulation, preferences, physiological reaction, the typical psychological associations, emotional background color medium palette, Ortobiotichnost.

Л.А. Шалимова, канд. филос. наук, доц. каф. гуманитарных наук филиала Российского гос. социального университета, г. Дедовск, E-mail: Shalimova-Istra@mail.ru

КУЛЬТУРА ВОСПРИЯТИЯ СЕМАНТИКИ ЦВЕТА В ТЕСТЕ МАКСА ЛЮШЕРА

В данном материале раскрывается восприятие цвета человеком в зависимости от эмоционального состояния, его расположения к одним цветам, равнодушие к другим и отвержение к третьим. Данное обстоятельство было исследовано в 18-19 веках при Пантоне, согласно теории Биррена, в 20 веке - Максом Люшером и созданием последнего «Теста Люшера», о роли в жизни человека «цветовой драматургии» в психологии цвета.

Ключевые слова: эстетическое суждение, семантика, энергия, идиомы, стимуляция, предпочтение, физиологическая реакция, типичные психологические ассоциации, эмоциональный фон, цветовая среда, палитра, ортобиотичность.

Современный человек с трудом может абстрагироваться от ются прошлые события, имеющие негативное значение (при культуры многоцветия мира. В бело-черном цвете воспринима- стрессах все краски делятся на белые и черные). Интересно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.