Кожухарь А.И. ©
Старший научный сотрудник, Музей истории города Иркутска
МОДА НА «ВОСТОК» В КУПЕЧЕСКОЙ СРЕДЕ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ФОНДАХ
МУЗЕЯ ИСТОРИИ ГОРОДА ИРКУТСКА
Аннотация
В статье рассматривается значение музейных фондов как источниковой базы для исследования некоторых аспектов межкультурной коммуникации с восточными странами в сибирском обществе на примере некоторых фондовых материалов и экспозиций Музея истории города Иркутска, отмечается ведущая роль купечества в этих процессах, а также подчеркиваются перспективы развития музейной экспозиционной и научно-фондовой деятельности в данном направлении.
Ключевые слова: Сибирь, Иркутск, музейные коллекции, купечество, межкультурная коммуникация с восточными странами
Keywords: Siberia, Irkutsk, muséum collections, merchants, intercultural communication with Oriental countries
Известно, что многие сибирские и, едва ли не в первую очередь, иркутские купцы вели активную торговлю с сопредельными странами Востока: Китаем, Монголией (бывшей в то время в составе китайской империи), Японией. Наиболее интенсивный период купеческой торговли в этом регионе приходится на вторую половину XIX века, когда благодаря благоприятному стечению исторических обстоятельств были созданы необходимые для этого условия.
Заключение Пекинского договора [1, 159-172] и принятие ряда законодательных актов, допускающих к восточной торговле купцов всех гильдий, а также мещан, вкупе с переносом таможни в Иркутск и проникновением иркутских купцов на внутренние китайские рынки способствовали тому, что этот экономический и межкультурный коммуникативный канал, начавший формироваться еще в XVII в., достиг своего расцвета.
Конечно, львиную долю в торговле России с Востоком составлял чай. Однако рекламные объявления, размещавшиеся в региональных справочно-информационных изданиях конца XIX - начала ХХ веков (Сибирский торгово-промышленный календарь [2], Календарь-справочник по Восточной Сибири [3]) свидетельствуют, что вместе с чаем по «чайному пути» в Сибирь поступали и другие восточные товары: шелк, фарфор, лаковые изделия, предметы одежды и интерьера. Часть из них отправлялась дальше, в западные регионы, но значительная часть оседала здесь и, прежде всего, в домах самих сибирских купцов.
Кроме того, многие купцы, чтобы эффективнее осуществлять торговую деятельность, сами изучали восточные языки, обычаи и традиции, и даже примеряли на себя китайский и монгольский быт, чтобы адаптироваться к той среде, с которой им приходилось тесно сотрудничать, и сойти в ней за «своих», войти в доверие для более успешного ведения дел.
В качестве иллюстрации можно процитировать высказывание Немчинова, служившего приказчиком при чайном караване, путевой дневник которого был опубликован в «Записках Восточно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического общества...» еще в 1890-м г. Он писал о пребывании в Монголии: «Здесь меня приняли за почетного ламу или за хубилгана; поводом к этому послужило то,
© Кожухарь А.И., 2012 г.
что я ехал в телеге, одевался в монгольское платье, говорил по-монгольски и имел обритую голову» [4, 147].
Некоторые купцы, проживая в восточных государствах, даже приобретали звание почетных граждан, как, например, иркутский по происхождению, но много лет проживший в Тянцзине купец А.А. Белоголовый, имя которого в связи с этим фактом было упомянуто в крупнейшей и, пожалуй, единственной комплексной исследовательской работе по чаеторговле в XIX в. А.П. Субботина, который написал о городе Тянцзине: «Здесь живет 30 русских граждан и имеются три комиссионерские конторы, транспортирующие чаи. Переправкою чаев занимаются три русские торговые фирмы: Токмаков, Молотков и К°, Пятков, Молчанов и К°, В.П. Будылин. Представители первых двух фирм А.Д. Старцев и А.А. Белоголовый - старожилы Тянцзина» [5, 338].
Здесь необходимо отметить, что история купеческой семьи Белоголовых и их потомков также достаточно полно представлена в фондах Музея истории города Иркутска. Сохранились документы и фрагменты деловой и личной переписки нескольких поколений семьи, по сведениям из которых можно установить многие факты об их жизни в Иркутске [6].
Отражение в музейных фондах купеческой истории, выраженное не только восточными предметами, тем не менее, косвенно свидетельствует о формировании моды на «восток», поскольку рассказывает о становлении сибирской торговли с Монголией, Китаем, Японией, о жизненном пути тех, кто эту торговую деятельность осуществлял, о складывании особенностей их быта.
Разумеется, не только Белоголовые, но и ряд других купеческих фамилий в течение длительного времени вели торговлю с восточными странами, проникаясь постепенно спецификой их жизненного уклада. Предметы, связанные с их историей, тоже представлены в музейных фондах.
Вместе с тем, в Сибири (естественно, и в Иркутске) купечество, по причине малочисленности дворянства, было основным сословием, формирующим общественные устои. Представители купечества занимались благотворительной и попечительской деятельностью, городским управлением, вносили свой значительный вклад в развитие науки, искусства, образования, промышленности, принимали активное участие в общественной жизни. И во многом именно они задавали тон жизненному укладу остальных социальных групп, транслируя в их быт то, что прочно укоренялось в купеческой среде.
Так произошло и с модой на «восток». Вещи, поначалу наполнившие дома самих купцов, торговавших с восточными странами (в первую очередь, чаеторговцев), затем стали появляться в домах других горожан. В музейных коллекциях предметов быта, относящихся к рассматриваемому хронологическому периоду, можно обнаружить материальные свидетельства этой моды.
Среди них бамбуковая и резная в китайском или японском стиле мебель; фарфоровая и эмалевая посуда, вазы, декоративные интерьерные украшения; шелковая одежда и аксессуары для модниц: стилизованные под кимоно наряды, веера, зонтики от солнца; большое количество лаковых изделий от шкатулок до альбомов для фотографий.
Все это представлено и в фондах Музея истории города Иркутска, причем некоторая часть материалов включена в обновленную постоянную экспозицию филиала «Музей городского быта». Это платяной шкаф с резными и инкрустированными дверцами, узор которых изображает двух драконов в китайской манере [7], бамбуковая скамья и этажерки [8], шкатулки японской и китайской работы: резьба, лак, миниатюра на металле [9] и другое.
Кроме того, предметы восточного происхождения вошли в экспозицию готовящегося к открытию нового структурного подразделения «Музей чая». Это
деревянные упаковочные ящики для чая, расписанные китайскими мотивами [10], а также китайская декоративная утварь: фарфор с росписью [11] и перегородчатая эмаль с ориентальным орнаментом [12], и другие предметы.
Конечно, не все эти вещи происходят непосредственно из купеческих домов. Некоторые из них принадлежали представителям других сословий: мещанам, военным. Однако они наглядно иллюстрируют общую тенденцию, рассмотренную выше.
Следует подчеркнуть, что речь может идти не только о вещах подлинно восточного происхождения, но и о стилизациях «под восток», которые стали популярны тоже благодаря этим модным веяниям своего времени.
Расширение коллекции восточных предметов быта необходимо, т.к. оно позволяет через материальную культуру отразить становление и развитие моды на «восток» в иркутской купеческой среде, ее распространение в быт других сословий. А знакомство с «восточными» бытовыми экспозициями является, в свою очередь, важным аспектом изучения культурной истории сибирских городов вообще и в особенности Иркутска, как одного из ключевых центров российской коммуникации с восточными странами.
С научно-исследовательской точки зрения, фонды сибирских музеев, хранящие ценные документы и непосредственные материальные свидетельства о купеческой торговле с восточными государствами и социально-культурных особенностях жизненного уклада купцов, представляют собой специфический объем исторических источников. Эти источники способны при рассмотрении данной темы стать, в известном смысле, существенно более информативной альтернативой архивным изысканиям.
Музейные фонды как источник важны еще и тем, что работа с ними, как правило, осуществляется самими музейными работниками и крайне малодоступна для стороннего исследователя не из музейной среды. Поэтому представляется необходимым решение проблемы доступности информации, которую несут в себе предметы из музейных фондов, для историков (в том числе, и для историков-практиков, преподавателей), занимающихся проблемами социально-культурного наследия сибирских городов в целом и купеческой среды в частности.
Традиционным способом публикации таких сведений является издание коллекционных каталогов, в которые помимо изображений и описаний единиц хранения могут быть включены и тематические исторические справки. Примером такого издания, в значительной степени относящегося к рассматриваемой теме, может служить недавняя публикация «Чайный путь в коллекциях музеев Бурятии» [13], сочетающая в себе функции иллюстрированного каталога (включающего большое количество бытовых предметов восточного происхождения) и справочника по истории чаеторговли.
Возможно, в перспективе подобное, но посвященное в большей степени именно моде на «восток» издание мог бы осуществить и Музей истории города Иркутска на основе собственной коллекции восточных или стилизованных под «восток» предметов быта или в сотрудничестве с другими иркутскими музеями, также располагающими аналогичными коллекциями.
Литература
1. Сборник договоров России с Китаем. 1689-1881 гг. / издание Министерства иностранных дел. - СПб.: Типография императорской Академии наук, 1889. - 272 с.
2. Сибирский торгово-промышленный календарь на 1894 год. - Томск: Издание Ф.П. Романова, 1893; То же на 1897-1899, 1901, 1902, 1904, 1907 гг.
3. Календарь-справочник по Восточной Сибири на 1911 год. - Иркутск: Типография И.П. Казанцева, 1911
4. Записки Восточно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического общества по общей географии. Труды русских торговых людей в Монголии и Китае. -Иркутск: Типография К.И. Витковской, 1890. - Т. 1. - Вып. 1. - 284 с.
5. Субботин А.П. Чай и чайная торговля в России и других государствах. - СПб.: Типография северного телеграфного агентства, 1892. - 658 с.
6. Фонды Музея истории города Иркутска, №№ ОС 748-8, ОС 748-10, ОС 748-13, ОС 74814, ОС 748-15 и др.
7. Там же, № ОС 2370
8. Там же, №№ ОС 2442-1, ОС 2442-2, ОС 2442-3
9. Там же, №№ ОС 184-1, ОС 1047-2, ОС 1970-1
10. Там же, №№ ОС 700-6, ОС 1692-3
11. Там же, № ОС 2147
12. Там же, №№ ОС 2687-7, ОС 153-6, ОС 2794-14, ОС 2783
13. Чайный путь в коллекциях музеев Бурятии. - Улан-Удэ, 2011. - 72 с.