Научная статья на тему 'Мода ХХI века и концептуальный дизайн Бельгии, Дании и Японии'

Мода ХХI века и концептуальный дизайн Бельгии, Дании и Японии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2975
522
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мода ХХI века и концептуальный дизайн Бельгии, Дании и Японии»

И. С. Плешкова

Мода ХХ1 века и концептуальный дизайн Бельгии, Дании и Японии

Костюм начала ХХ1 века заметно усложняется и может рассматриваться как социокультурный объект, отражающий определенные концепции. В модном ансамбле происходит постепенное нивелирование утилитарных функций удобства, полезности, практичности, акцент перемещается на задачи художественной выразительности и эмоционального воздействия. Одним из доминирующих явлений в современной модной индустрии является дизайн концептуального костюма.

Проектирование концептуального костюма - явление, выделившееся в специфическую область в период Постмодерна. Художественные истоки этого феномена можно распознать еще в творчестве Прерафаэлитов, современное же прочтение наделяет его философским подтекстом, свойственным концептуальному искусству68. На первый план дизайнеры выдвигают концепт - формально-логическую идею вещи или явления. Проектирование концептуального костюма характеризуется динамичным творческим экспериментированием, смешением стилей, применением методов и средств художественной выразительности, свойственных другим видам искусств.

В современном дизайне одежды концепция как неотъемлемая составляющая коллекции играет важную роль и имеет разные критерии. Существует понятие «авторская концепция», примером может служить твор-

68 Концептуальное искусство - направление авангардизма второй половины ХХ века. Согласно словарю авангардизма В. Г. Власова и Н. Ю. Лукиной, термин «концептуализм» появился в 1961-1963 годах в США и Англии для обозначения нового течения авангардного искусства, в котором традиционное понятие искусства заменяется «арт-деятельностью», соединяющей в себе методы философии, лингвистики, эстетики и даже математики. Акцент переносится из чисто визуальной сферы в концепто-визуальную, от перцепции к концепции, т. е. с конкретночувственного восприятия на интеллектуальное осмысление. Идея становится важнее материального выражения и определяется сопровождающими текстовыми, графическими материалами. Основная задача концептуализма состоит в угадывании идей и отражении их в артефактах. Концептуальное искусство остросоциальное, т. к. по мнению Дж. Кошута заменило в ХХ в. философию, а, следовательно, именно искусство может дать ответы на вопросы о мироздании и миропонимании.

чество ведущих дизайнеров, таких как Х. Чалаян, дуэт Виктор и Рольф и многих других.

В тоже время актуализируется проблема собственно концептуального дизайна. Анализ практики концептуального дизайна костюма начала XXI века позволяет выделить три наиболее заметные линии. Во-первых, это японская авангардная мода, которая в 1980-х годов представила на подиуме международной модной индустрии в Париже свою идею нового костюма. Следом бельгийские дизайнеры предложили альтернативную парадигму модной одежды, и в начале XXI века Копенгаген начинает отстаивать право называться четвертой столицей моды, где также очерчивается ряд дизайнеров разрабатывающих костюмы концептуального дизайна.

Каждое направление имеет отличительные черты: авангардная японская мода отсылает к культурным традициям и философии, бельгийский дизайн отличает концептуальный подход к форме и сущности одежды, модельеры Дании рассматривают костюм как объект, отражающий междисциплинарные связи моды и разных форм искусства.

Появлению течений способствовали разные факторы. Становление

69

японской авангардной моды принадлежит таким дизайнерам как И. Мияке, Р. Кавакубо и Й. Ямамото, которые сегодня наряду с творческой деятельностью успешно готовят представителей японской школы дизайна костюма. Такие дизайнеры Ю. Ватанабе с 1984 года, который работал закройщиком в Comme des Garcons и в 1992 году и при финансовой поддержке этого бренда представил свою коллекцию. Д. Фудживара начал работать в Miyake Design Studio с 1994 года, благодаря этому сотрудничеству в 1998 году была представлена инновационная технология изготовления модной одежды под названием «A-POC». Многие ассистенты И. Мияке становятся «частью французской системы моды». А. Онозу-ка работал в Miyake Design Studio 17 лет, после чего создал собственный бренд под названием «Zucca». Дизайнер Х. Ойа проектировал аксессуары для И. Мияке, также впоследствии начал работать под собственным брендом «Oh! Ya?». Сегодня эти дизайнеры наряду с основателями японской авангардной моды представляют специфический дизайн японского модного костюма.

Японские дизайнеры являются основателями новой парадигмы дизайна костюма и моды рубежа ХХ-XXI веков. Для них «источник вдохновения кроится в символах японской культуры, таких как театр Кабуки, гора Фудзи, образ гейши, цветках сакуры, но уникальность этих костюмов заключается в деконструировании существующих правил одежды и

69 См.: Kawamura Y. The Japanese revolution in Paris fashion: monograph. New York: Berg, 2004. 198 p.

реконструировании интерпретаций - чем мода сегодня является, а чем может быть»70. Предложив язык «альтернативной эстетики» в начале 1980-х годов, дизайнеры и сегодня продолжают занимать важные позиции в концептуальном проектировании одежды. Они создают модный костюм, который меняет представления о классических ценностях в одежде, тем самым вносят диссонанс в устоявшуюся европейскую систему моды.

В отличие от японской авангардной моды, становлению и развитию бельгийской и датской школ способствовали целенаправленные действия государственных институций, что отразилось в создании новых структур. Продвижение и финансирование национальной модной индустрии и творчества молодых дизайнеров является приоритетным направлением деятельности правительства этих стран.

Становление бельгийской линии концептуального дизайна костюма можно отнести к началу 1980-х годов, когда правительство Бельгии решило предпринять меры для стимулирования текстильной индустрии, которая в то время находилась в глубокой стагнации. Первого января 1981 года был основан Институт текстиля и моды (ITCB, Institute for Belgian Textiles and Fashion) для планирования конструктивного руководства различных экономических, промышленных и творческих разработок в соответствии с «текстильным планом» правительства71. Широко развернувшиеся промышленные компании сопровождались лозунгом «Fashion: It’s Belgian»72, что влекло создание новых знаковых образов.

Бельгийская мода не может быть рассмотрена как отдельное стилевое направление, или как специфическое течение, имеющее национальные черты. К. Дебо и Л. Лоппа73 пробуют ответить на вопрос о факторах, определяющих исключительность бельгийской школы. Они отмечают такой важный аспект, как обучение в королевской академии изящных искусств в Антверпене (Royal Academy of Fine Arts), где индивидуальность и креативность являются основными концепциями. Персональный рост и творческое развитие выступают фундаментом метода обучения.

В соответствии с хронологическими рамками специалисты выделяют несколько поколений бельгийских дизайнеров. К представителям первого поколения относится М. Маржиела. Д-Э. Фурнисс сравнивает костюмы художника с «особой «метафизической» формой моды: его одежда - это

70 См.: Steele V. Encyclopedia of clothing and fashion. Vol. 2. Farmington Hills: Thomson Gale, 2005. 470 p.

71 См.: Steele V. Encyclopedia of clothing and fashion. Vol. 1. Farmington Hills: Thomson Gale, 2005. 456 p.

72 Мода - это Бельгия.

73 См.: Steele V. Encyclopedia of clothing and fashion. Vol. 1. Farmington Hills: Thomson Gale, 2005. 456 p.

образ одежды, это «одежда-об-одежде»74. Каждый элемент визуальной идентификации бренда «Maison Martin Margiela» начиная от бирок на костюмах до дизайна полок в магазинах, подчинены одной идее - стиранию образа бренда, что и становится главной специфической чертой модной марки.

К представителям современного поколения модельеров относятся участники дуэта «A. F. Vandevorst» А. Вандеворст и Ф. Арикс. На вещах этого модного Дома присутствует символический медицинский красный крестик. Дуэт стал известен после показа второй коллекции, когда во время презентации модели спали на «больничных» кроватях, затем, проснувшись, ходили по подиуму, но складки на одежде сохранялись, демонстрируя «не естественную» пластику.

В настоящее время в Антверпене дуэт «A. F. Vandevorst» начинает новый проект под названием «GUERILLA STORE - AKTION I» (17.12.2009-31.03.2010). Идея заключается в организации магазина-выставки, которая спустя три месяца переезжает и открывается в новом городе. Пространство магазина оформляется соответственно генеральной концепции бренда: интерьер помещения напоминает больничную палату с кроватями, рентгеновскими снимками на стенах и продавщицами в медицинских белых одеждах. Дизайнеры описывают магазин, как место где человек может «погрузиться в мир A. F. Vandevorst, в котором есть мода и больше...».

Сравнивая практики брендов «Maison Martin Margiela» и «A. F. Vandevorst», очерчивается единая система проектирования и презентации одежды. Авторская концепция является смыслообразующим элементом модной марки и прослеживается на каждом уровне, начиная от декоративных элементов костюмов и заканчивая дизайном пространства магазинов.

Немецкий дизайнер Б. Виллхелм, окончивший королевскую академию в Антверпене в 1998 году, также является представителем современного бельгийского концептуального направления. Его творчество находится на грани дизайна модной одежды и созданием объектов современного искусства, он смело сочетает разные формы, цвета, стили. Эклектика, утонченная ручная работа и ирония - характерные элементы его творчества. Б. Реардон пишет, что Б. Виллхелм является «иконографической фигурой и даже - целым направлением в современной моде. <...> В его репертуаре - сложные решения, опровержения и непростые вопросы; в конце концов, не является ли мода без концепции просто оде-ждой?»75. Каталоги работ дизайнера напоминают книги об искусстве, его

74 Новейшая мода / под ред. Т. Джонса, С. Раштон; пер. Д. Перовой. М.: Аст-рель, 2008. С. 191.

75 Там же. С. 186.

костюмы - это коллекционные арт-объекты, а парижские показы - пер-формансы. Во время презентации коллекции осень-зима 2010-2011 на подиуме, украшенном такими объектами как растения, овощи, предметы кухни и т. д. модели выполняли хаотичные действия - поливали цветы, наполняли бокалы жидкостью, имитировали разговор по телефону в виде стакана пепси.

Не смотря на авангардные акции презентаций коллекций, в общем, одежду бельгийских модельеров отличает изысканный дизайн, скромность и умеренность. Их костюмы привлекают внимание профессиональным мастерством технологий и конструкций, отражающих исследования взаимодействия формы и сущности вещей. Мотивация дизайнеров кроится в структурированном производстве, где каждый этап создания костюма контролируется дизайнером.

В начале XXI века наряду с японским и бельгийским направлениями в европейской моде появляются датские бренды концептуальной одежды. Изменения в индустрии моды Дании начались в 2005 году, когда в Копенгагене была основана Danish Fashion Institute - структура, отвечающая за организацию недели моды Copenhagen Fashion Week. За первые два года количество участников Недели увеличилось почти в два раза76. Одновременно с Неделями проходят крупные ярмарки модных товаров. Выставка Copenhagen Unfair представляет альтернативу существующим модным ярмаркам.

Начиная с 2006 года, выставка устраивается два раза в год и является пространством, репрезентирующим различные нонконформистские объекты предметной культуры, включая одежду, музыку, современное искусство, фотографию и видео. На Copenhagen Unfair демонстрируются небольшие коллекции прогрессивных брендов, представляя актуальные направления модного дизайна в диапазоне от эксклюзивных костюмов до повседневной уличной одежды. Художники, музыканты и продюсеры устанавливают в масштабах выставки свои правила, где главное это новая авторская концепция. На официальном сайте Copenhagen Unfair (copenhagenunfair.blogspot.com) выставка сравнивается с «дверью в мир нетронутого креатива, где форма, украшение и выразительность являются центром внимания».

Дизайн костюма как область, аккумулирующая разные творческие практики является отличительной характеристикой ряда известных датских брендов. Дизайнер модного Дома «bARBARA IgONGINI» создает костюмы на базе концептуального подхода, сосредоточенного на междисциплинарных связях с представителями других искусств. Сотрудни-

76 Хмелшська Т. Копенгаген: твшчна столиця моди // Сезоны моды: электрон. журн. 2008. № 3. Сайт. URL: http: // cm.fashionweek.com. (дата обращения: 12.04.10)

чество с музыкантами, фотографами, кинематографистами служит творческим источником для создания новых моделей одежды. В дизайне линии костюмов «I-rEguLar» при помощи тематических вариаций, модельер апробирует нестандартные подходы и новаторские идеи77.

Датский дизайнер Х. Вибсков окончил колледж Святого Мартина (University of the Arts London, Central Saint Martins) в 2001 году и на сегодняшний день представил 14 коллекций костюмов. Начиная с 2003 года он единственный скандинавский дизайнер, показывающий коллекции на Парижской неделе моды мужского костюма. В своем творчестве он представляет прогрессивные идеи распространения художественной концепции на процесс создания и презентации коллекций. Дизайнер создает объекты современного искусства, снимает кино, пишет музыку, устраивает перформансы и проектирует современную молодежную одежду. Разносторонняя творческая практика Х. Вибскова находит отражение в дизайне его костюмов, а демонстрации ансамблей, которые скорее напоминают арт-объекты, зачастую являются перформансами.

Рассматривая практику направлений дизайна одежды разных стран в начале XXI века, можно проследить тенденцию концептуализации проектирования и презентации модного костюма. Ряд новых брендов одежды предлагают иную парадигму костюма, фундаментом которой является междисциплинарный аспект взаимодействия дизайна, искусства и особой «философии». Анализ концептуальных направлений очерчивает вопрос: является ли появление новых течений дизайна костюма закономерным развитием модной индустрии, доказывая силу и гегемонию европейской, в частности парижской системы моды. Либо авангардный дизайн представителей японского, бельгийского и датского направлений предопределяет появление новой формы институции моды, где основным элементом выступает концептуальный дизайн.

77 По материалам «Выставки моды северных стран». Санкт-Петербург, 22-24 окт. 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.