Научная статья на тему 'Мобильное приложение как эффективный механизм привлечения абитуриента'

Мобильное приложение как эффективный механизм привлечения абитуриента Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1533
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО / КОММУНИКАЦИИ / МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ / РЕКЛАМА / АБИТУРИЕНТ / MOBILE DEVICE / COMMUNICATIONS / MOBILE APPLICATION / SCHOOL GRADUATE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сачков Дмитрий Иванович, Лозный Евгений Юрьевич

Прошлое столетие характеризуется бурным развитием информационных технологий. В современном мире происходит рост не только в промышленности и смежных отраслях, но и в гражданском обществе. Популярность мобильных устройств с каждым днем растет: если 2-3 года назад данная прерогатива была у населения в возрасте до 40 лет, то в настоящее время такого разграничения по возрасту пользователей мобильных устройств нет. В статье рассматривается распространение мобильных устройств в России. Описана ситуация по постепенному вытеснению проводного Интернета более удобным мобильным Интернетом. Проанализирована тенденция развития рекламы на мобильных устройствах. Предложены технические варианты создания мобильных приложений для абитуриентов с обоснованием их наполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MOBILE APPLICATION AS AN EFFECTIVE MECHANISM FOR ATTRACTION OF SCHOOL GRADUATES

The past century is characterized by rapid development of information technologies. Today a tendency to growth is typical not only for industries and its allied branches, but also for the civil society. The popularity of mobile devices is constantly growing: if 2-3 years ago they were spread mainly among people under 40, there are no any age distinctions among mobile users now. The article reviews popularity of mobile devices in Russia and describes the situation when the wired Internet is displaced with much more convenient mobile Internet. The authors analyze trends of mobile advertising development and propose technical options for mobile applications creation with a justification of their content intended for school graduates.

Текст научной работы на тему «Мобильное приложение как эффективный механизм привлечения абитуриента»

УДК 004 Д. И. САЧКОВ

ББК 32.81 кандидат экономических наук, доцент,

Байкальский государственный университет экономики и права

Е. Ю. ЛОЗНЫЙ

Байкальский государственный университет экономики и права

МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АБИТУРИЕНТА*

Прошлое столетие характеризуется бурным развитием информационных технологий. В современном мире происходит рост не только в промышленности и смежных отраслях, но и в гражданском обществе. Популярность мобильных устройств с каждым днем растет: если 2—3 года назад данная прерогатива была у населения в возрасте до 40 лет, то в настоящее время такого разграничения по возрасту пользователей мобильных устройств нет. В статье рассматривается распространение мобильных устройств в России. Описана ситуация по постепенному вытеснению проводного Интернета более удобным мобильным Интернетом. Проанализирована тенденция развития рекламы на мобильных устройствах. Предложены технические варианты создания мобильных приложений для абитуриентов с обоснованием их наполнения.

Ключевые слова: мобильное устройство; коммуникации; мобильное приложение; реклама; абитуриент.

D. I. SACHKOV

PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law

E. YU. LOZNY

Baikal State University of Economics and Law

A MOBILE APPLICATION AS AN EFFECTIVE MECHANISM FOR ATTRACTION OF SCHOOL GRADUATES

The past century is characterized by rapid development of information technologies. Today a tendency to growth is typical not only for industries and its allied branches, but also for the civil society. The popularity of mobile devices is constantly growing: if 2—3 years ago they were spread mainly among people under 40, there are no any age distinctions among mobile users now. The article reviews popularity of mobile devices in Russia and describes the situation when the wired Internet is displaced with much more convenient mobile Internet. The authors analyze trends of mobile advertising development and propose technical options for mobile applications creation with a justification of their content intended for school graduates.

Keywords: mobile device; communications; mobile application; school graduate.

С каждым днем все больше людей используют возможности мобильных устройств. Их популярность обусловлена прежде всего их удобством в использовании: небольшой размер, мощная начинка, доступ ко всем современным способам связи. Для большинства людей смартфоны уже заменили настольный компьютер (рис. 1). В связи с увеличением мобильной техники у населения

возникают определенные трудности в отслеживании всех потоков информации на всех устройствах.

Помимо прямого распространения мобильных устройств, сдерживающим фактором развития являются коммуникации. Если с покрытием сотовой связью в настоящее время в России дела обстоят не плохо, то доступность мобильного Интернета, а самое

* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта ФБ-40 «Современные информационно-телекоммуникационные технологии в управлении социально-экономическими и технологическими процессами» (номер регистрации в ФГНУ ЦИТиС 01201356932).

© Д. И. Сачков, Е. Ю. Лозный, 2013

главное, стоимость предоставления таких услуг в удалении от крупных населенных пунктов оставляет желать лучшего. Несмотря на данное обстоятельство, мобильный Интернет догоняет проводной (рис. 2).

6

11

24

31

94

89

76

69

100 80 60 40 20 0

2009 2010 2011 2012

□ Общее количество устройств □ Смартфоны

Рис. 1. Количество смартфонов в продаже всех мобильных устройств по России в 2009-2012 гг., %

(Составлено по отчетам МТС, J'Son &РагПег)

70 60 50 40 30 20 10

0

2008

70

32

2009

2010

2011 2012 2013

□ Проводной □ Мобильный Рис. 2. Распределение проводного и мобильного Интернета в 2008-2013 гг., %

По результатам опроса респондентов в крупных населенных пунктах в 2013 г. только 13 % пользователей готовы отказаться от мобильного Интернета (рис. 3). Годовой прирост (2012-2013) выходящих в сеть хотя бы 1 раз за месяц составил 11 %, а для суточной аудитории данный показатель равен

50

40

30

20

10

0

46

33

8 11 3

□ _ _ ■ „

Затрудняюсь Совершенно Скорее Скорее Определенно ответить не готов (а) не готов (а) готов (а) готов (а)

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос о готовности отказа от Интернета, %

о

оц

I

ГО

о

о

пз

00

о

I

о

о

пз

00

о

I

о

о

пз

00

о

I

^0

о

о

пз

00

о

I

о

о

пз

00

о

I

о

о

о

пз

00

о

I

о

о

пз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

00

о

I

о

пз

00

о

пз

X

и

ф

СО

о

ф

Суточная Недельная Месячная

Рис. 4. Динамика роста интернет-пользователей за 2003-2013 гг., %

о

Л)

X

ф

и

о

о

I

о

пз

13 % (рис. 4). Доля активной аудитории (выходящие в сеть хотя бы 1 раз за сутки) составляет 43 %, или 50,1 млн чел.

По данным аналитиков IDC, продажи смартфонов превысят объем в 1 млрд дол. уже в 2014 г. Совокупно продажи смартфонов и планшетов достигнут соотношений 3:1 в 2013 г. и 5:1 к 2017 г. Такое быстрое распространение смартфонов, в свою очередь, приведет к «буму» мобильного Интернета и росту интереса маркетологов к данному рекламному каналу. Вместе с распространением мобильных устройств растет популярность мобильных приложений, которые представляют собой удобную платформу для размещения мобильной рекламы. Так, показы рекламы в мобильных приложениях составляют 75-80 % от общего числа (в мобильной рекламе)1. Еженедельный опрос «ФОМнибус» показал, что 27 % населения использовали 6-10 приложений в течение 30 дней2 (рис. 5).

60

50

40

30

20

10

0

0 1-5 6-10 11-15 Больше

15

Рис. 5. Статистика применения мобильных приложений, %

Мобильные устройства предоставляют брендам простор для творчества и креатива в рекламе, который до сих пор ограничен телевидением. В настоящий момент набирает популярность реклама, основанная на Rich Media — технология изготовления рекламных материалов, обычно использующая Flash и JavaScript. С точки зрения CTR рекламы, такая мобильная реклама до четырех раз более эффективна по сравнению со стандартными баннерами. Мобильная рек-

1 International Data Corporation. URL : http:// idcrussia.com/ru/.

2 Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2012-2013 гг. : еженед. опрос «ФОМнибус». URL : runet.fom.ru/posts/download/10853.

48

27

8 9 9

1------^--------------1------^--------------1-----^--------------1------^--------------

лама, размещенная внутри приложений, в среднем, в 1,7 раза более эффективна по отношению к мобильному Интернету. Так, в Rich Media мобильная реклама достигает показателя CTR 1,53 %, когда в самом приложении составляет 1,12 % (что тоже очень хороший результат). Для сравнения, стандартные баннеры имеют CTR 0,39 % и 0,32 % соответственно.

Мобильная реклама напрямую влияет на поведение покупателей. Согласно результатам исследования, 75 % опрошенных заявили, что обнаружили что-то новое с помощью своих мобильных устройств; 46 % купили что-то с помощью своих мобильных устройств, а у 45 % реклама, увиденная на их смартфонах и планшетах, напрямую повлияла на выбор товара в магазине. Действительно, многие люди уже не расстаются с мобильными устройствами, даже находясь перед полками с товаром. Нет сомнений, что в будущем спрос на мобильную рекламу будет только расти, что, в свою очередь, будет приносить неплохой доход владельцам даже не очень популярных мобильных приложений.

Стоит отметить, что на сегодняшний день большинством активных пользователей смартфонов являются молодые люди от 12 до 25 лет. Как известно, в этом возрасте молодежь заканчивает школу и задумывается о дальнейшем обучении в вузах. Одним из решающих факторов выбора является информация об интересующем учебном заведении. Каждый год издаются справочники для поступающих, каждый вуз выпускает множество печатной продукции с целью завлечь абитуриента и завербовать его в ряды своих студентов.

Таким образом, к выпускнику попадает в руки целый ворох брошюр и листовок, который довольно трудно хранить и систематизировать. Что же с электронными вариантами? Конечно, все учебные заведения имеют свои официальные сайты, на которых размещают необходимую для поступления информацию. Правда, найти эти сайты можно порой только через общеизвестные поисковые системы, забив название вуза, которое не всегда запоминается с первого раза... И что же в итоге? В итоге вчерашний школьник с аттестатом и результатами ЕГЭ ищет куда бы удачней поступить, руководствуясь при этом

информацией из СМИ, отзывами друзей и родственников. Ему критически необходима исчерпывающая информация обо всех (как минимум) учебных заведениях. Ему нужно такое средство, которое всегда находилось бы при нем, было удобным в обращении и обеспечивало доступ к самой свежей информации для единственной важной для него цели — сделать правильный выбор, определиться с будущей профессией, обучаться в самом лучшем вузе.

При выборе учебного заведения неоценимую помощь может оказать мобильное приложение, которое формирует непосредственно сам вуз так, как считает нужным, наполняя его самыми различными сведениями о направлениях, программах, формах обучения и прочей полезной информацией для абитуриента. При этом потенциальному студенту остается только зайти в магазин мобильных приложений в раздел приложения для студентов и бесплатно скачать себе приложение на свой смартфон. Таким образом, он получит всю необходимую информацию для поступления в уже приглянувшийся ему вуз и узнает о тех вузах, о которых раньше ничего не слышал.

В современном мире присутствуют отечественные и зарубежные разработки мобильных приложений. По большей части все они имеют общие разделы: новости, контактную информацию, список специальностей, направлений и факультетов, список документов для поступающих. Некоторые предлагают воспользоваться калькулятором ЕГЭ и посчитать минимальный проходной бал и сумму набранных балов ЕГЭ. Всего в GooglePlay насчитывается 10 мобильных приложений разных университетов для студентов (в том числе 1 из Казахстана и 1 из Украины).

В большей своей массе приложения созданы под ОС Android и iOS. Основное наполнение программных продуктов имеет идентичные пункты, такие как:

- on-line рейтинг;

- список документов и адрес приемной комиссии;

- перечень направлений специальностей и их выбор при помощи калькулятора ЕГЭ;

- прием документов через мобильные приложения;

- новости университета;

- справочная служба;

- календарь событий;

- контактная информация.

Возможность включения в мобильное

приложение тестирования на предмет склонности к той или иной специальности поможет абитуриенту определиться со своей будущей профессией. Привлекательна идея обучения в игровом режиме, которая заключается в том, что через мобильное приложение участник получает определенные учебные задания (наподобие таких же, как в университете) и, решая их, накапливает определенные бонусы. При сдаче вступительных экзаменов их можно обменять на баллы по соответствующему предмету. Интерес представляют также так называемые геолокационные игры, использующие уникальные возможности мобильных устройств. По условиям игры, участники должны пройти на местности через определенные контрольные пункты за заданный промежуток времени. При этом практикуются технологии спутникового позиционирования GPS с использованием мобильного телефона. Подобные игры можно связать с изучением, например, истории г. Иркутска.

Говоря о мобильном приложении для абитуриентов, стоит упомянуть возможность размещения различного рода рекламы внутри приложения. Содержание рекламы зависит от возрастной категории пользователя, а также от рода его занятий. В нашем случае основной пользователь — это молодой человек в возрасте 15-17 лет, собирающийся получить профессиональное образование, как правило, увлеченный модными молодежными трендами. На основании перечисленных характеристик можно предположить, что востребованной окажется любая реклама, ориентированная на молодежь: от модных предметов одежды до кредитов на образование (в последней будут очень заинтересованы банки).

Возможен вариант создания мобильных приложений на базе единого портала. Здесь мобильному приложению отводится роль удобного off-line справочника, способа представления информации с главного сайта и базы для создания некоторых прикладных программ для помощи абитуриенту, например off-line тестирование, калькулятор ЕГЭ, навигатор по вузу и др. В данном

случае удобнее пользоваться информацией с помощью главного сайта, просматривать ее с мобильных устройств с помощью мобильной версии или приложения. Сайт наполнялся бы информацией, которую предоставляет учебное заведение, но она была бы не избыточной, как зачастую бывает на официальных сайтах, а структурированной с вниманием на то, что абитуриенту нужна только определенная информация для выбора учебного заведения и поступления. Подобное центрирование позволило бы

освободить вузы от необходимости самим разрабатывать свое мобильное приложение и обеспечивать его сопровождение. От них потребовалась бы только информация и предпочтения в оформлении.

Не следует забывать, что при реализации проектов такого типа возможны преграды: большая стоимость разработки портала, необходимость большой команды для поддержки сайта, возможное нежелание некоторых вузов давать информацию для независимого проекта.

Информация об авторах Сачков Дмитрий Иванович — кандидат экономических наук, доцент, кафедра информатики и кибернетики, Байкальский государственный университет экономики и права, 6640її, г. Иркутск, ул. Ленина, її, e-mail: leninb@yandex.ru.

Лозный Евгений Юрьевич — студент, факультет информатики, учета и сервиса, кафедра информатики и кибернетики, Байкальский государственный университет экономики и права, 6640її, г. Иркутск, ул. Ленина, її, e-mail: looozn@mail.ru.

Authors

Sachkov Dmitriy Ivanovich — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Informatics and Cybernetics, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: leninb@yandex.ru.

Lozny Evgenii Yurievich — student, Department of Informatics, Accounting and Services, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: looozn@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.