Научная статья на тему 'Мобильное библиотечное обслуживание населения в Хабаровском крае: модели развития'

Мобильное библиотечное обслуживание населения в Хабаровском крае: модели развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
999
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / МОБИЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / КОМПЛЕКС ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (КИБО) / ВНЕСТАЦИОНАРНЫЕ ФОРМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ / ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ / INFORMATION AND LIBRARY SERVICING CENTRE (KIBO) / MOBILE LIBRARIES / MOBILE SERVICE SYSTEMS / SOCIAL FUNCTION / EXTRA STATIONARY FORMS OF SERVICE / KHABAROVSK TERRITORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилова Лариса Юрьевна, Киселёва Людмила Борисовна

Рассмотрены понятие и история мобильного библиотечного обслуживания, проанализированы особенности организации библиотечного обслуживания в условиях дотационного региона, обозначены векторы развития мобильного обслуживания, приведены формы передвижных библиотек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Данилова Лариса Юрьевна, Киселёва Людмила Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The population mobile library service in the Khabarovsk Territory: models for development

Considered are the concept and history of mobile library service, features of the organization of library service under the conditions of the subsidized region are analyzed, vectors of developing mobile service are shown, service forms of mobile libraries are designated.

Текст научной работы на тему «Мобильное библиотечное обслуживание населения в Хабаровском крае: модели развития»

БИБЛИОСФЕРА, 2013, № 4, с 65-70

Библиотековедение

УДК 021.65 ББК 78.373.5

МОБИЛЬНОЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ: МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ

© Л. Ю. Данилова, Л. Б. Киселёва, 2013

Дальневосточная государственная научная библиотека 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 1/72

Рассмотрены понятие и история мобильного библиотечного обслуживания, проанализированы особенности организации библиотечного обслуживания в условиях дотационного региона, обозначены векторы развития мобильного обслуживания, приведены формы передвижных библиотек.

Ключевые слова: мобильные библиотеки, мобильные системы обслуживания, социальная функция, комплекс информационно-библиотечного обслуживания (КИБИ), внестационарные формы обслуживания, Хабаровский край.

Considered are the concept and history of mobile library service, features of the organization of library service under the conditions of the subsidized region are analyzed, vectors of developing mobile service are shown, service forms of mobile libraries are designated.

Key words: mobile libraries, mobile service systems, social function, information and library servicing centre (KIBO), extra stationary forms of service, Khabarovsk territory.

В последние годы опыт организации мобильного обслуживания вызывает все больший интерес у работников российских библиотек. Внедрение мобильной системы обслуживания позволяет расширить аудиторию пользователей библиотек; сделать библиотечное обслуживание и библиотечные ресурсы максимально доступными для населения.

Мобильная библиотека. История мобильного библиотечного обслуживания

Термин «мобильная библиотека» имеет два значения. В узком смысле мобильная библиотека - это моторизованное транспортное средство, перевозящее библиотечные материалы [8, с. 4]. В российском библиотековедении в значении «библиотека, расположенная в специально оборудованном, укомплектованном транспортном средстве (библиобус и т. д.) и меняющая свое положение с целью обслуживания территориально удаленных от стационарной библиотеки групп населения» использовался термин «передвижная библиотека» [3, с. 29].

В широком смысле термин «мобильная библиотека» используется в «Руководстве по мобильным библиотекам» Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA) и обозначает любую библиотечную службу, не стоящую на месте [8, с. 4]. В рамках данной статьи термин

«мобильная библиотека» употребляется в его широком смысле.

Целевая аудитория мобильных библиотек -граждане, для которых пользоваться стационарной библиотекой сложно или невозможно в силу каких-либо причин (отсутствия или территориальной удаленности стационарной библиотеки, отсутствия транспортного сообщения, по состоянию здоровья, вследствие возраста и др.).

Мобильные библиотеки имеют давнюю историю и получили широкое распространение по всему миру. Первая мобильная библиотека появилась более ста лет назад, в 1859 г. в Великобритании, когда Уоррингтонский технический институт приобрел телегу и нагрузил ее книгами [11]. Современные мобильные библиотеки превратились в информационно-библиотечные комплексы, оснащенные компьютерной техникой, с выходом в Интернет; площадки для проведения социальных и образовательных проектов. Мобильная система библиотечного обслуживания получила широкое распространение в США, Германии, Финляндии, Скандинавии и других странах. Известна служба библиотечных слонов Таиланда, верблюжья библиотека в Кении, библиотека на ослах в Эфиопии, Зимбабве и т. д.

В России первые передвижные библиотеки появились еще до революции [13]. На территории Российской Федерации передвижные библиотеки (библиобусы) широко применялись в 1960-1970-е гг.

В годы системного кризиса эта форма внестацио-нарного библиотечного обслуживания постепенно исчезла, в первую очередь по причине естественного старения технической базы [9]. В настоящее время интерес к этой форме возрождается. Оптимизация бюджетных расходов в рамках административной реформы подталкивает администрации муниципальных территорий к переходу на внеста-ционарные формы обслуживания в тех поселениях, где стационарные библиотеки содержать экономически не выгодно или малоэффективно. Заинтересованность в мобильном обслуживании возрастает также с использованием в библиотечной практике современных технических средств и информационных технологий.

В 2003 г. в результате совместного проекта Администрации Волгоградской области и Фонда «Пушкинская библиотека» впервые был создан современный мобильный информационно-библиотечный комплекс. В 2009 г. Министерство культуры России приступило к реализации проекта «Создание мобильной системы обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек» в рамках федеральной целевой программы «Культура России». По его заказу Фонд «Пушкинская библиотека» разработал концепцию организации такой системы и создал первый опытный образец мобильного комплекса информационно-библиотечного обслуживания (КИБО) [5, с. 12; 10]. Первые КИБО были организованы для Архангельской, Вологодской, Иркутской, Костромской, Челябинской областей и Республики Коми. В настоящее время в различных регионах страны насчитывается более 30 мобильных библиотек, из которых 21 - КИБО.

Традиционно мобильные библиотеки предназначались для обслуживания жителей: сельских населенных пунктов, не имеющих стационарных библиотек; временных поселков, где люди заняты на краткосрочных работах; кочевого населения. Мобильные библиотеки курсируют по заранее разработанному маршруту и четкому графику; места и время стоянок обычно расписываются по дням и часам заранее на год.

В последнее время целевая аудитория мобильных библиотек изменилась. Мобильное обслуживание все чаще находит применение в городах для обслуживания населения, проживающего в пригородах, спальных районах, районах с неплотной жилой застройкой. Приметой времени стало также развитие специализированного мобильного обслуживания, нацеленного на социально незащищенные группы населения: детей, граждан с ограниченными физическими возможностями, людей преклонного возраста (особенно в странах со стареющим населением), беженцев [2] и т. д.

Обычно считается, что плотное городское население обслуживается стационарными библиоте-

ками, а редкое и рассеянное - мобильными библиотеками. Тем не менее мобильные библиотеки могут использоваться в районах плотной застройки, если по тем или иным причинам невозможно строительство или содержание стационарной библиотеки. А в районах с низкой плотностью и высокой дисперсностью расселения населения мобильные библиотеки могут оказаться нецелесообразными, например, в связи с большой удаленностью населенных пунктов друг от друга, их труднодос-тупностью, по причине отсутствия дорог или низкого качества дорожного покрытия и т. д.

Факторы эффективности мобильного обслуживания населения

Целесообразность и формы организации мобильного обслуживания, включая выбор транспортного средства, определяются местными факторами и условиями. Самый распространенный вариант - использование автотранспорта (автофургонов, трейлеров, прицепов, автобусов и т. п.). Возможно применение плавучих средств (Норвегия, Швеция, Финляндия, Таиланд); поездов (Таиланд); трамваев (Германия); вьючных животных, например, слонов, волов, верблюдов, мулов, ослов и т. п. Самая зрелищная - это служба библиотечных слонов Таиланда, оснащенная спутниковой связью и доставляющая книги в глубину джунглей.

Наиболее важными, определяющими целесообразность введения и особенности организации мобильного библиотечного обслуживания, по нашему мнению, являются:

• природный фактор - климат, рельеф, гидрологические условия и т. п.;

• пространственный фактор - плотность, раз-

1

мещение, связанность территории .

Влияние климата может проявиться, например, в том, что дороги часто становятся непроходимыми вследствие затопления и размыва в период сезонного таяния снегов и дождей. Ограничивают пользование мобильными библиотеками снег и лед. Горные хребты, реки и другие водные объекты также способны стать непреодолимым препятствием.

1 Плотность территорий представляет степень насыщенности данной территории какими-либо объектами и измеряется отношением единиц наблюдения к площади (численность населения, число библиотек и так далее на единицу площади пространства). Размещение выражает конкретное распределение явлений по территории (показатели равномерности, дифференциации, концентрации, распределения населения и экономической деятельности, в том числе существование хозяйственно освоенных и неосвоенных территорий). Связанность характеризует интенсивность связей между частями и элементами пространства (интенсивность связей и условия мобильности товаров, услуг, капитала и людей, определяемые развитием транспортных и коммуникационных сетей) [1; 4, с. 25].

Пространственный фактор часто оказывает лимитирующее воздействие. Считается, что в среднем один час обслуживания должен приходиться на один час в пути [8, с. 11]. Если на час обслуживания приходится более двух часов пути, рентабельность данного вида библиотечного обслуживания скорее всего потребует серьезного анализа. Затраты на преодоление физического расстояния могут оказаться настолько велики, что организация мобильного обслуживания будет нецелесообразной, в следующих случаях:

• территория обслуживания слишком велика;

• населенные пункты расположены неравномерно и/или на значительном расстоянии один от другого;

• плотность населения очень низкая;

• дороги отсутствуют или находятся в плохом состояния и т. п.

В условиях дотационного региона финансовые возможности муниципальных образований будут играть решающую роль в решении вопроса о введении мобильного обслуживания. Выбор между приемлемым уровнем обслуживания и посильным объемом затрат для финансирующего органа будет сделан, по всей видимости, не в пользу первого.

На деятельность мобильной библиотеки оказывают воздействие не только физические факторы и финансовые возможности, но и технические и человеческие ограничения [8, с. 10-11]. Так, например, считается, что максимальное суточное расстояние, преодолеваемое мобильной библиотекой, в среднем не должно превышать 200 км. Ночевки позволяют расширить радиус действия, но при этом увеличивают затраты и не всегда удобны для персонала, чьи потребности ни в коем случае не следует забывать, чтобы не допустить ухудшения качества обслуживания.

С нашей точки зрения, идеальным является, если мобильная библиотека находится в пути в течение одного рабочего дня. Организация ночевок может оказаться неоправданной с точки зрения финансовых затрат, а в некоторых случаях просто невозможна по причине отсутствия необходимой инфраструктуры: гостиниц, предприятий общественного питания и т. п.

Технические ограничения в работе мобильных библиотек связаны в первую очередь с качеством автомобильных дорог и техники. На автомобильном транспорте плохо сказываются сложные дорожные условия (из-за веса библиотечных материалов, которые создают чрезмерную нагрузку). Следует принимать во внимание массу технических деталей: длину автомобиля, его радиус поворота, высоту шасси над землей, мощность двигателя и тормозной системы в зависимости от условий поверхности, крутизну холмов и поворотов, ширину дорог. Планируя маршрут необходимо учи-

тывать такие детали, как действующие ограничения скорости движения, низкие мосты, «лежачие полицейские», ограничения длины транспортного средства на паромах и многое др. [8, с. 10].

Рассматривая вопрос о введении мобильного обслуживания, необходимо сравнить эффективность мобильной библиотеки в сравнении с онлайновым обслуживанием (в электронной среде через сеть Интернет) и стационарной библиотекой. В некоторых случаях может оказаться, что расходы на содержание стационарной библиотеки или обслуживание в электронной среде будут ниже, чем издержки на организацию мобильного библиотечного обслуживания.

Организация библиотечного обслуживания в Хабаровском крае

В настоящее время Хабаровский край делится на два городских округа и 17 муниципальных районов. На территории края функционируют 233 муниципальных образования. Библиотечное обслуживание населения осуществляют 2 краевые и 324 стационарные муниципальные библиотеки. Стационарным библиотечным обслуживанием охвачено 50,2% городских и сельских населенных пунктов, являющихся административно-территориальными и территориальными единицами. Жители остальных населенных пунктов обслуживаются путем организации библиотечных пунктов, книгоношества и т. п. [6, с. 14-15]. Однако сеть библиотечных пунктов на протяжении многих лет неуклонно сокращается. Только за последние пять лет их число уменьшилось на 81 единицу, или 19,4% от общего числа. Основная причина - недостаток финансовых средств (расходные полномочия некоторых местных бюджетов обеспечены необходимыми доходными источниками лишь на 20-30%).

Мониторинг сельских библиотек за последние 10 лет показал тенденцию к снижению уровня их доступности на селе. Примерно 20% сельских населенных пунктов края не охвачены библиотечным обслуживанием по причине их малочисленности, труднодоступности (горный ландшафт, обилие рек, отсутствие дорог т. д.), удаленности от районных центров и крупных поселений, а также недостатка финансовых средств в местных бюджетах. Большая часть этих населенных пунктов находится в районах Крайнего Севера и приравненных к ним (Амурском, Аяно-Майском, Комсомольском, им. Лазо, Николаевском, им. П. Осипенко, Тугуро-Чумиканском, Ульчском районах), а также в Хабаровском районе, вернее, его левобережной части .

2 Хабаровский муниципальный район находится на юго-западе Хабаровского края и состоит из двух отдельных

Нельзя не отметить и низкую насыщенность библиотечной сети г. Хабаровска, в котором среднее число жителей на одну библиотеку составило в 2011 г. 25,1 тыс. человек (для сравнения в г. Комсомольске-на-Амуре - 16,5 тыс. человек).

Решением проблемы обеспечения доступности для населения библиотечного обслуживания и услуг может стать организация мобильного библиотечного обслуживания. Вопрос в том, где использование этой формы обслуживания будет целесообразным и эффективным.

Варианты развития мобильного обслуживания. В Хабаровском крае определяющую роль при решении вопроса об организации мобильного обслуживания будет играть пространственный фактор. Специфические особенности края - большая протяженность и труднодоступность значительной части территории, низкая плотность и дисперсность расселения населения, слабое развитие инфраструктуры - не только выступают в роли удорожающих факторов, но и лимитируют физические возможности организации этого вида обслуживания.

Наиболее перспективным, по нашему мнению, представляется использование мобильного обслуживания в южной части края, поскольку там компактно проживает большая часть населения края, населенные пункты находятся на достаточно близком расстоянии друг от друга, развита транспортная сеть и инфраструктура. В этих условиях мобильная служба будет эффективной, поскольку может обслуживать довольно большое число пользователей в некий промежуток времени. Мобильные библиотеки можно широко использовать и при обслуживании населения г. Хабаровска, проживающего в районах, не обеспеченных библиотечными учреждениями.

Экономическое пространство срединной зоны достаточно неоднородно. Здесь имеются районы перспективные с точки зрения организации библиотечного обслуживания и районы, где эта форма может оказаться нецелесообразной и/или нерентабельной. Полагаем, мобильные библиотеки найдут применение в районах, прилегающих к г. Комсомольску-на-Амуре и Амурску, вдоль железнодорожных магистралей (Амурский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Ванинский, Советско-Гаванский районы). В каждом случае необходимо тщательно просчитать и проанализировать затраты на мобильные библиотеки по сравнению с другими формами библиотечного обслуживания.

На Севере края возможности мобильного обслуживания крайне ограниченны местными усло-

частей, разделенных территорией Амурского района и рекой Амур. Южная (правобережная) часть расположена вокруг города Хабаровска (здесь проживает 95% населения района), а северная (левобережная) - по левому берегу реки Амур, в бассейне реки Тунгуска и ее притоков.

виями. Издержки на преодоление физического расстояния могут оказаться слишком высокими. Однако нельзя исключить возможности его использования в тех случаях, когда населенные пункты расположены недалеко друг от друга и имеют хорошее транспортное сообщение.

Формы мобильного обслуживания. После решения вопроса о целесообразности введения мобильного библиотечного обслуживания, необходимо продумать форму организации мобильной библиотечной службы, максимально используя опыт работы библиотек в этом направлении. Поскольку природно-географические и социально-экономические условия в регионах крайне дифференцированы, имеющийся опыт нуждается в существенной адаптации к местным условиям. Полезным и необходимым будет знакомство с опытом работы библиотек края в условиях централизации; а также деятельностью библиотек других регионов, имеющих схожие природно-географические условия. Четкая организация (регламентация деятельности, своевременное заключение договоров/соглашений с предприятиями для организации выездов) и налаженный учет работы создадут почву для принятия верных управленческих решений, повышения эффективности и качества мобильного обслуживания.

Формы, приемлемые для мобильного обслуживания населения Хабаровского края:

• Книгоношество - главным образом для лиц, не имеющих возможности посещать библиотеку: граждан с ограниченными физическими возможностями, преклонного возраста.

• Библиомобиль - для жителей сельских населенных пунктов, не обеспеченных стационарными библиотеками, или тех, кто в силу каких-то причин не может посещать библиотеку лично. Для доставки литературы используется автотранспорт администрации, отделов культуры, образования, соцзащиты населения, других социальных организаций. Может применяться в городских поселениях и территориях, имеющих достаточно развитую дорожную сеть (г. Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, правобережная часть Хабаровского района, район им. Лазо и т. д.).

• Библиомопед (велосипед) - для жителей близлежащих мелких населенных пунктов (до 150 человек) или проживающих в черте одного сельского поселения в случае, если превышен норматив территориальной доступности библиотеки. Может использоваться, например, в южных районах (Бикинском, им. Лазо) и правобережной части Хабаровского района.

• Библиолодка - для обслуживания в летнее время жителей населенных пунктов, расположенных по берегам рек, например, в Комсомольском, Николаевском, Ульчском районах. В зимнее время

до этих населенных пунктов можно добраться автотранспортом по ледовой дороге.

• Библиовагон - для населенных пунктов, расположенных вдоль железнодорожных магистралей, например, в Амурском, Ванинском, Верхнебуреин-ском, Комсомольском, Советско-гаванском районах.

• Библиовертолет - для населенных пунктов в северных районах края, расположенных в горной местности, удаленных друг от друга на большие расстояния (Аяно-Майский, Николаевский, Тугуро-Чумиканский районы).

• Библиосани - для мелких населенных пунктов в северных районах края в зимний период, например, в Аяно-Майском и Тугуро-Чумиканском районах.

• Библиобус - для обслуживания населения в районах, имеющих хорошие автомобильные дороги. Особенно эффективно использование в районах с высокой плотностью населения, например, в южных районах края (Бикинском, им. Лазо), левобережной части Хабаровского района, крупных городах (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск).

Новые возможности появились с созданием типовой модели мобильного КИБИ, построенного на базе грузового автомобиля Isuzu [7, с. 24; 10; 14; 16]. Комплекс информационно-библиотечного обслуживания - специально оборудованное транспортное средство, оснащенное техническими средствами и ресурсами для выполнения функций современной библиотеки. Ит предыдущих передвижных библиотек КИБИ отличает высокая техническая оснащенность и возможность предоставления различных видов услуг: информационно-библиографических, библиотечных, сервисных. Помимо этого КИБИ способен выполнять следующие функции: дистанционного консультационного и образовательного центра; культурно-досугового центра; мобильной общественной приемной; мобильного центра предоставления государственных услуг населению и т. д. Типовая модель КИБИ может быть адаптирована с учетом потребностей населения региона, природно-климатических и дорожных условий территории. В настоящее время разработаны модификации КИБИ-СИТИ и КИБИ-КАНТРИ на базе грузопассажирского микроавтобуса Ford повышенной грузоподъемности и проходимости.

Приобретение и техническое обслуживание такого комплекса требует значительных затрат. Стоимость типовой модели КИБИ варьируется от 5,7 до 7,5 млн руб., а расходы на его годовое содержание в зависимости от региона и интенсивности использования - от 0,5 до 1,2 млн руб. [10]. В силу влияния удорожающих факторов затраты на приобретение и содержание КИБИ на Дальнем Востоке будут особенно высоки, поскольку его нужно не только приобрести, но и доставить на Дальний Восток (формирование же такого комплекса на

месте весьма проблематично). Кроме того, имеется целый ряд лимитирующих использование КИБО факторов, в частности: недостаточно развитая дорожная сеть и социальная инфраструктура, низкое качество дорог, нехватка квалифицированных кадров и т. д.

В связи с этим наиболее целесообразным представляется вариант приобретения типовой модели КИБО для Дальневосточной государственной научной библиотеки, являющейся центральной библиотекой Хабаровского края, с целью организации мобильного библиотечного обслуживания на территории г. Хабаровска, южных (Бикинский, Вяземский, им. Лазо, правобережная часть Хабаровского) и отчасти срединных (Нанайский) районов. В городах и районах края могут найти применение модели КИБО-СИТИ и КИБО-КАНТРИ.

Мобильная система библиотечного обслуживания - это еще одна возможность улучшить качество социальной среды, обеспечить равный доступ к информационным и культурным ресурсам для жителей населенных пунктов и городских районов, не имеющих стационарных библиотек, разнообразить культурную жизнь, расширить спектр предоставляемых населению услуг, повысить их качество и доступность. Развитие мобильного обслуживания в Хабаровском крае будет содействовать реализации стратегии развития Дальнего Востока, главной целью которой является формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения [15].

Литература

1. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география : понятийно-терминол. слов. - М. : Мысль, 1983. -360 с.

2. Варганова Г. В. Передвижная библиотека как институт обслуживания мигрантов и беженцев // Библиотековедение. - 2008. - № 2. - С. 94-98.

3. ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения // Стандарты по библиотечно-информационной деятельности. - СПб., 2003. - С. 14-49.

4. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. -3-е изд. - М., 2003. - 494 с.

5. Новикова М. А. Мобильное обслуживание в современной России // Библиотека. - 2012. - № 3. -С. 12-14.

6. Общедоступные библиотеки Хабаровского края в 2010 г. : анализ деятельности / Дальневост. гос. науч. б-ка. - Хабаровск, 2011. - 110 с.

7. Положение о нестационарном библиотечном обслуживании населения в Пермской области // Библиотека и закон : юрид. журн.-справ. - М., 2006. - Вып. 20. -С. 22-41.

8. Руководство по мобильным библиотекам / Между-нар. федерация библ. ассоциаций и учреждений (ИФЛА). - [Б. м.], 2010. - 75 с. - (Профессиональные доклады ; № 123).

9. Алешин Л. И. Библиобусы в России: проблемы и перспективы. - URL: http://libconfs.narod.ru/1998/6s/ 6s_p1.html (дата обращения: 12.11.2012).

10. ВеденяпинаМ. А. Мобильный комплекс библиотечно-информационного обслуживания населения: разработка и применение. - URL: http://www.mcir.ru/journals/ 91/244/33708/33714/ (дата обращения: 12.11.2012).

11. Великобритания. - URL: http://www.libmobile.ru/ ioreign_experience/britain (дата обращения: 12.11.2012).

12. Дальний Восток. Актуальные новости и события на Дальнем Востоке. - URL: http://news.khabara.ru/ 16269-naselenie-dalnego-vostoka-sokratilos-na-6.html (дата обращения: 12.11.2012).

13. История мобильных библиотек в России. - URL: http://www.libmobile.ru/russian_experience/history (дата обращения: 12.11.2012).

14. Мобильное библиотечное обслуживание в России. -URL: http://www.libmobile.ru (дата обращения: 12.11.2012).

15. Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года : утв. Постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. № 1-пр. - URL: http:// www.fipa.khabkrai.ru/inio/strategy/ (дата обращения: 12.11.2012).

16. Тараненко О. КИБО - первая в России суперсовременная библиотека на колесах. - URL: http://rus. ruvr.ru/2009/12/11/2995324.html (дата обращения: 12.11.2012).

Материал поступил в редакцию 25.03.2013 г.

Сведения об авторах: Данилова Лариса Юрьевна - кандидат педагогических наук, заведующий отделом научно-исследовательской работы, тел.: (4212) 31-47-33, e-mail: danilova-larisa@mail.ru

Киселёва Людмила Борисовна - заведующий отделом научно-методической работы, тел.: (4212) 32-96-34, e-mail: nmo@fessl.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.