Научная статья на тему 'Моббинг на кафедре вуза в условиях реформирования высшего профессионального образования'

Моббинг на кафедре вуза в условиях реформирования высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
326
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕСТРУКТИВНАЯ ФОРМА АДАПТАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕРРОР НА КАФЕДРЕ / МОББИНГ / БОССИНГ / REFORMING OF HIGH SCHOOLS / DESTRUCTIVE FORM OF ADAPTATION / PSYCHOLOGICAL TERROR / MOBBING / BOSSING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дружилов С. А.

Реформированием вузов вызывают обострение социально-психологической ситуации на кафедрах. Адаптация преподавателей может проявляться в деструктивной форме, обозначаемой как «моббинг». Рассматриваются организационные и личностные причины моббинга, прогноз его развития и возможные пути прекращения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOBBING ON FACULTY ON CHAIR OF UNIVERSITY IN CONDITIONS OF REFORMING OF HIGH SCHOOL

Reforming of high schools cause an aggravation of a socially-psychological situation on faculties. Adaptation of teachers can be shown in the destructive form designated as «mobbing». The organizational and personal reasons of mobbing, the forecast of its development and possible ways of the termination are considered

Текст научной работы на тему «Моббинг на кафедре вуза в условиях реформирования высшего профессионального образования»

10. Миллер, Г. Тропик рака. - СПб.: Азбука, 2001.

11. Миллер, Г. Тропик Козерог. - СПб.: Азбука, 2003.

12. Катаев, В.П. Алмазный мой венец. - М.: Советский писатель, 1981.

13. Некрасов, В.П. По обе стороны океана. - М.: Художественная лит-ра, 1991.

Bibliography

1. Machtet, G.G. Izbrannoe. - M.: Goslitizdat, 1958.

2. New York American. April 12. 1906.

3. Gorjkiyj, A.M. Sobr. soch.: v 30 t.- M.: Goslitizdat, 1954. - T. 8.

4. Finkeljstayjn, S. Ehkzistencializm i problema otchuzhdeniya v amerikanskoyj literature. - M.: Progress, 1967.

5. Ficdzheraljd, F.S. Sobr. soch.: v 3 t.- M.: Terra, 1996. - T. 3.

6. Bryusov, V.Ya. Sobr. soch.: v 7 t. - M.: Khudozhestvennaya lit-ra, 1973. - T. 2.

7. Rougle, Ch. Three Russians consider America. - N.Y., 1999.

8. Anikst, A. Predislovie // Ehkzistencializm i problema otchuzhdeniya. - M.: Khudozhestvennaya lit-ra, 1975.

9. Uehst, N. Denj saranchi. - M.: Progress, 1977.

10. Miller, G. Tropik raka. - SPb.: Azbuka, 2001.

11. Miller, G. Tropik Kozerog. - SPb.: Azbuka, 2003.

12. Kataev, V.P. Almaznihyj moyj venec. - M.: Sovetskiyj pisatelj, 1981.

13. Nekrasov, V.P. Po obe storonih okeana. - M.: Khudozhestvennaya lit-ra, 1991.

Статья поступила в редакцию 10.05.11

УДК 378.1:316.624:159.9

Druzhilov S.A. MOBBING ON FACULTY ON CHAIR OF UNIVERSITY IN CONDITIONS OF REFORMING OF HIGH SCHOOL. Reforming of high schools cause an aggravation of a socially-psychological situation on faculties. Adaptation of teachers can be shown in the destructive form designated as «mobbing». The organizational and personal reasons of mobbing, the forecast of its development and possible ways of the termination are considered.

Key words: reforming of high schools, destructive form of adaptation, psychological terror, mobbing, bossing.

С.А. Дружилов, канд. психол. наук, проф. Сибирского государственного индустриального университета, г. Новокузнецк, E-mail: drusp@nvkz.kuzbass.net.

МОББИНГ НА КАФЕДРЕ ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Реформированием вузов вызывают обострение социально-психологической ситуации на кафедрах. Адаптация преподавателей может проявляться в деструктивной форме, обозначаемой как «моббинг». Рассматриваются организационные и личностные причины моббинга, прогноз его развития и возможные пути прекращения.

Ключевые слова: реформирование высшего профессионального образования, деструктивная форма адаптации, психологический террор на кафедре, моббинг, боссинг.

Постановка проблемы. В России происходит реформирование высшего профессионального образования (ВПО), осуществляется переход на двухуровневую систему подготовки. Необходимость реформирования диктуется изменением социально-экономической реальности, рынка труда, востребованности выпускников вуза, новыми требованиями к их профессиональным компетенциям [1]. Начавшееся реформирование ВПО совпало, с одной стороны, с экономическим кризисом в стране, с другой стороны - с демографической «ямой». Грядущие перемены, связанные с изменением статуса учебного заведения и его финансирования, предстоящие структурные преобразования, а как следствие, угроза сокращения преподавателей - все это составляет объективные предпосылки обострения социально-психологической ситуации на кафедрах.

Предметом рассмотрения в статье является проблема психического давления на выпускающей кафедре вуза. Мы исходим из того, что в российской высшей школе базовой единицей традиционно является кафедра как основная ячейка учебной и научной деятельности [2].

В условиях реформирования ВПО часть преподавателей кафедры боятся потерять работу и стремятся удержаться и даже сделать карьеру любым способом, в том числе путем вытеснения коллег. Нападки и притеснения со стороны руководства и коллег как явление известны давно, но как психологическая проблема они были выделены в конце прошлого века и получили название «моббинг».

В силу объективных обстоятельств на большинстве кафедр сложилась ситуация, когда есть старшее возрастное

поколение, как правило «остепененных» преподавателей, есть младшее поколение, в котором процент «остепененности» значительно ниже, и практически отсутствует среднее поколение квалифицированных преподавателей [3]. Согласно статистическим данным, приводимой Д. Р. Юсиповой, на кафедрах российских вузов каждый второй доцент (53.3 %) имеет возраст старше 50-ти лет; а каждый второй профессор (56,8 %) старше 60-ти лет [4]. Нам известны выпускающие кафедры в вузах Сибирского Федерального Округа (СФО), на которых средний возраст преподавателей с ученой степенью составляет 66 лет, «неостепененных», имеющих стаж более 20 лет - 64 года; а младшее поколение преподавателей без ученой степени (таковых порядка 30%) имеет средний возраст 28 лет.

Отметим, что подобная кадровая ситуация, а также социально-психологические проблемы, связанные с реформированием ВПО, характерны, в большей степени, для так называемых «провинциальных» вузов, и прежде всего, вузов Западной Сибири, Кузбасса, Алтая, Забайкалья, находящихся в отдалении от столичных регионов и от создаваемых Федеральных образовательных и исследовательских университетов, где обстановка (включая финансирование) остается более благополучной.

Изменение условий деятельности на кафедре требуют от преподавателей напряжения адаптационного потенциала для сохранения привычного качества жизни [5]. Деструктивной формой такой адаптации становится моббинг.

История изучения психологического феномена. Моб-бинг (mobbing - от англ. глагола to mob - грубить, нападать толпой, стаей, травить) - форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе с целью его последующего увольнения. Проявляется моббинг в виде психологических притеснений работника, происходящих на протяжении длительного времени и включающих в себя негативные высказывания, необоснованную критику в адрес работника, его социальную изоляцию, распространение о работнике заведомо ложной информации и т.п. [6]. Цель моббинга вывести сотрудника из психологического равновесия. В обыденном сознании это называется «гнобить» человека.

Понятие «моббинг» было введено в 196З г. К. Лоренцем (Lorenz K.). Он называл моббингом феномен группового нападения нескольких мелких животных на более крупного противника [7]. В современном значении термин был впервые употреблен X. Лейменном (Leymann H.), изучавший в начале 80-х годов XX века особенности поведения людей в трудовом коллективе. X. Лейменн назвал отмеченный феномен моббингом и охарактеризовал его как «психологический террор», который включает «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного». Проявление моббинга в обществе основано на противопоставлении «своих» и «чужих» в борьбе за разного рода ресурсы [8].

Выделяют два вида моббинга: 1) вертикальный - «бос-синг» (bossing - от англ. boss - хозяин, шеф), когда психологический террор в отношении работника исходит от начальника; 2) горизонтальный - когда психологический террор исходит от коллег. Отмечается, что боссинг, направленный на одного из работников, сопровождается созданием группировок в организации, подключением к психологическому давлению на работника и других членов организации [6].

На основе анализа публикаций, относящихся к исследованию моббинга за рубежом, отметим его значимые характеристики [9]: а) продолжительность моббинга - от одного до пяти лет; б) жертвами моббинга становятся З0-50% сотрудников; в) процент распространенности моббинга в сфере образования в два раза выше, чем в других сферах деятельности; г) в 90% случаев моральное преследование начинает начальник.

Проблема моббинга для организации и человека. Группы людей, объединенных в организационные структуры, имеют свои традиции, потребности и ценностями. Несоответствие этим элементам порождает конфликты, а также создает проблемы системного характера в коллективе, которые обостряются на фоне реформаций, проводимых в организации.

«Не вылезай» (поперед коллектива), «не будь значимым» (значимее нас), «не думай» (больше, чем мы), «не будь умнее» (например, руководителя), «не будь лучше (всех нас)» - подобные экзистенциальные послания программируют человека, группу, подразделение к выбору непродуктивного пути развития.

Например, на кафедре, для корпоративной культуры которой характерны перечисленные послания, работает преподаватель, отличающийся неординарностью в преподнесении материала студентам, научной либо методической активностью, выражающейся в большем, чем у других, - в том числе у заведующего, - количестве научных статей, учебных пособий, монографий, общественным признанием. При стабильной работе подразделения возникающая неприязнь со стороны руководства и преподавателей кафедры к высокопродуктивному коллеге имеет латентный характер, ибо реальной опасности не представляет. В то же время в «застоявшемся» коллективе, где господствует «психологическое болото», возникновение моббинга по отношению к указанному сотруднику весьма вероятно. На переломном этапе развития организации руководство кафедры, да и коллеги начинают считать этого сотрудника «опасным» и такой работник может стать объектом психологической травли.

Будем рассматривать распространенную ситуацию, когда моббинг на кафедре является следствием боссинга. Иначе говоря, психическое давление со стороны руководителя ка-

федры по отношению к одному (а затем другому ее члену и т.д.) выступает качестве запускающего механизма для горизонтального моббинга и делает кафедру неработоспособной.

Основные личностные причины боссинга:

1) Боссинг как жизненный стиль. Руководитель в угоду своим амбициям жертвуют не только ценными работниками, но и интересами вуза. Игра с подчиненными как с пешками -одна из самых древних, аморальных и, к сожалению, самых увлекательных. Для такого босса властвовать, вносить раздор, сталкивать интересы сотрудников - дело жизни.

2) Боссинг как компенсация собственной закомплексованности. Неуверенность в себе, патологическая подозрительность, заставляющая босса видеть во всех «врагов», привычка самоутверждаться за счет подчиненных. В этом случае давление с его стороны становится поводом для горизонтального моббинга.

3) Некомпетентность в управленческой сфере, в частности, не отлаженный механизм коммуникации с сотрудниками, отсутствие отработанного механизма разрешения конфликтов, отсутствие навыков постановки профессиональных задач и корректной оценки их выполнения.

Мы рассматриваем боссинг и моббинг как проявления профессиональных деструкций. Профессиональнодеструктивную деятельность характеризует направленность на получение вредного, с точки зрения общества, результата. Это тот случай, когда человек ориентируется на искаженные (деструктивные) профессиональные ценности. Соответственно, он ставит деструктивные, социально неприемлемые цели и использует деструктивные средства их достижения [10]. Им движет деструктивная направленность, примерами которой может быть эгоцентризм, стяжательство, нонконформизм, центрирование на сиюминутных выгодах и т.п. А. Маслоу обозначает подобные деформации личностно-смысловой сферы как метапатологии, которые в свою очередь являются причиной нарушений регуляции деятельности и ведут к «снижению человечности».

Организатор боссинга руководствуется принципом: «Тот, кто нам не нравится, должен исчезнуть». Помимо устранения потенциальных конкурентов в качестве мотива боссинга применяются особенно изощренные методы устрашения подчиненных для повышения своего авторитета. Для сотрудника искусственно изменяются условия профессиональной деятельности, за ним осуществляется тотальная слежка с целью «поймать», его вынуждают совершать в адаптивные действия защитного типа.

А.В. Соловьев приводит обширный перечень известных форм вертикального моббинга, назовем основные из них [11]:

- вербальная агрессия (провокационные вопросы; лживые утверждения; высазываемые сомнения в уровне профессионализма и компетентности сотрудника; эмоциональные нападки и угрозы; недоверие к приводимым им аргументам; безосновательные обвинения чем-либо и др.);

- постоянная дискуссия с работником с целью демонстрации своего превосходства (грубое и надменное прерывание подчиненного; выражение несогласия прежде, чем работник успеет высказать собственную мысль, изложить точку зрения, привести аргумент; восприятие только того, что можно каким-либо образом использовать против работника; игнорирование объективных и обоснованных доводов и т. д.);

- вспышки гнева, сопровождающиеся грубыми высказываниями, унижающие личность работника, провоцирующие его на совершение ошибок либо на ответное некорректное поведение;

- демонстративный отказ от продолжения обсуждения проблемы совместно с работником или в его присутствии;

-сокращение сроков выполнения поручений либо нарочитая медлительность в принятии решений, относящихся к выполненных им заданий;

- умышленное непредставление работнику полной и достоверной информации, необходимой для выполнения порученного задания;

- безосновательное изменение размера заработной платы работника;

- перемещение рабочего места с целью морального угнетения сотрудника;

- намеренное распространение ложной информации и слухов о работнике;

- нелегитимное коллегиальное рассмотрение поведения работника;

- рассмотрение сфабрикованных жалоб и докладных, которые по объективным причинам не могут привести к наложению на работника дисциплинарного взыскания и т.п.

В ходе боссинга «нападающая» сторона осуществляет поиск социальной поддержки, поэтому происходит расслоение коллектива на группировки по основаниям «подобное притягивается подобным». В процессе объединения в группировки сотрудники подвергаются психологическому давлению, шантажу, им дается искаженная, либо ложная информация о возникших проблемах и противоречиях. В одну группировку объединяются сотрудники, на данный момент поддерживающие давление на жертву. Как правило, эти сотрудники «подкармливаются» шефом из внебюджетных фондов, находящихся в его распоряжении и получают иные преференции в виде «выгодной» учебной нагрузки, внутренних совместительств и т.д. Они, начинают заниматься горизонтальным моббингом, -психологической «травлей» своего коллеги. Эти люди имеют свои субъективные причины считать подвергаемого давлению сотрудника «чужаком» (даже если он проработал с ними не один десяток лет). Вторую группировку составляют сотрудники, являющиеся объектами (жертвами) боссинга и расширяющегося моббинга. К третьей группировке относятся сотрудники, занимающие нейтральные позиции.

Для шефа смысл сталкивания сотрудников в интригах -разъединить их, не дать им стать коллективом единомышленников, ибо это грозит уже самому заведующему кафедрой. Борясь друг с другом, сотрудники не замечают многих проблем кафедры. Рано или поздно в травлю, начатую «боссом», втягиваются даже лояльно настроенные по отношению к жертве сотрудники.

Именно в постоянном прессинге, обвинениях подчиненных босс видит средство для поддержания так называемого «порядка» на кафедре. Руководитель осознано выбирает себе «жертву», другие же сотрудники, как правило, боясь потерять свои рабочие места, становятся просто орудиями в руках начальника. В такой ситуации всякий, вставший на сторону жертвы (или просто старающийся ей помочь преодолеть ситуацию), ставит себя под удар [12]. Неудивительно, что защищать жертв боссинга никто не спешит.

Существует важная особенность боссинга на учебной кафедре вуза, делающая его гораздо более опасным, чем боссинг в других организациях или офисах. Это особенность состоит в том, что в ситуацию так или иначе оказываются включены студенты, обучаемые на кафедре. И здесь к описываемым выше формам вертикального моббинга (по А.В. Соловьеву) присоединяется дискредитация подвергаемого гонениям преподавателя среди, - студентов, распространение в их академических группах ложной информации и слухов.

С подачи босса происходит искусственное разделение преподавателей на «злых» (требовательных), к которым относят жертву моббинга, и «добрых» (менее требовательных) из числа преследователей, участвующих в моббинге. Подсказывается, что последним с меньшими усилиями можно сдать зачеты, курсовые работы, экзамены по учебной дисциплине преподавателя, подвергаемого боссингу - у другого доцента или профессора, рекомендуемого заведующим кафедрой. Более того, студенты подталкиваются, а то и принуждаются (с привлечением административного ресурса) к написанию жалоб, докладных записок и т.д. на данного преподавателя. В результате студентов толкают к безнравственным поступкам во имя сиюминутных выгод шефа. Трудно обвинить студентов - они люди «подневольные», полностью зависимые от заведующего кафедрой и деканата, и прекрасно понимают, что их отказ от навязываемых деструктивных «игр» чреват

тем, что они могут остаться без диплома. Но необходимо понимать, что безнравственность такого вовлечения студентов будет иметь длительные и тяжелые последствия как для молодых людей, так и для авторитета кафедры и вуза.

Руководители высшего и среднего звена зачастую закрывают глаза на происходящее на кафедре. А некоторые из руководителей среднего звена, «подкармливаемые» заведующим кафедрой из внебюджетных фондов, даже находят в этой ситуации и свой «интерес», никак не связанный с задачами вуза, и используют свой административный ресурс для поддержки мобберов.

Основные причины возникновения моббинга.

Личностные причины. Основных «внутренних стимулов» к моббингу не так много: страх, зависть, закомплексованность.

Страх - это одна из наиболее сильных эмоций. В коллективе появляется настороженное отношение, переходящие в неосознаваемое чувство опасности, исходящей от того, кто «не такой, как все». Это относится и к руководителю кафедры, и к сотрудникам.

Частой причиной и вертикального, и горизонтального моббинга становится банальная зависть к более молодому и удачливому коллеге. Во многих случаях зачинщиками травли становятся пожилые сотрудники, которые боятся потерять место, и из-за этого поддерживая заведующего кафедрой в инициируемом им прессинге. Зависть можно рассматривать как форму проявления агрессии. В зависти всегда таится сравнение: «Завидующий интерпретирует чужой успех как свое поражение, а не как выигрыш целого, частью которого он является» [13, с. 88]. В христианстве зависть считается одним из семи смертных грехов.

Организационные причины. Одной из причин, запускающей механизм моббинга, является скрываемое до поры внутреннее напряжение коллектива. Оно возникает по разным причинам, связанным с организацией труда. Это и неясность стратегий и целей, и неодинаковые требования начальника к разным сотрудникам, и постоянная «перетасовка» учебной нагрузки между преподавателями, и отсутствие перспектив сохранения за преподавателем разработанной им учебной дисциплины, и уравниловка при оплате, независимо от научно-педагогической результативности и т.п. И как только кто-то из сотрудников чем-то спровоцирует некую агрессию в свой адрес - эта разовая агрессия, подогреваемая накопившимся всеобщим напряжением, перерастает в эмоциональную травлю.

Последствия моббинга для коллектива, для жертв и для вуза.

Для коллектива. Моббингующий коллектив потихоньку «подгнивает». У сотрудников отказывают совесть, на фоне ухудшения трудовых показателей критически поднимается самооценка. Моббинг сплачивает не трудовой коллектив, а толпу, помогает людям создавать себе иллюзию чувства безопасности. Коллектив, в котором не поощряются успехи подчиненных, создаются не выносимые условия для их работы, не развивается. Он застывает на месте, обуславливает уход талантливых и перспективных сотрудников и закрыт для возможных инноваций.

Для объектов моббинга (жертв) и его инициаторов (преследователей): нервный срыв, психическая травма, физические болезни на почве длительного стресса, снижение самооценки, комплекс неполноценности. Мгновения, проведенные штатным «козлом отпущения» в офисе, «свистят, как пули у виска». Жертва боссинга каждую минуту ждет подвоха, подставы, нападения: со стороны непосредственного начальника или со стороны коллег, активно включающихся в «горизонтальный» моббинг.

Из-за возникновения моббинговой ситуации (в том числе инициированной боссом) проблемы кафедры не решатся, а усугубятся. Как следствие, не только у жертвы моббинга, но и у его преследователей появляется стрессовое, депрессивное состояние, ухудшение здоровья (и для нападения нужно расходовать много психической и физической энергии).

Для вуза: однажды случившийся моббинг, которому дали успешно развиваться, даст метастазы. Моббинг - признак больного организма, деструктивного отношения к работе и к квалифицированным кадрам. Такой подход обречён на провал. Ценность любой организации - это человеческие ресурсы, а реализовывать свой потенциал преподаватель вуза может только на благоприятной почве, когда он в «с удовольствием идёт утром на работу», а вернувшись домой, с удовольствием разрабатывает методические и программные материалы, пишет научные статьи. Игнорирование проблем боссинга и возникающего на его почве моббинга опасно для кафедры (и для вуза в целом) тем, что у нее формируется дурная репутация: это как дом с тараканами, когда они уже не выводятся, поэтому становиться стыдно приглашать гостей - и пора устраивать пожар.

Профессорско-преподавательский состав кафедры является частью научно-педагогического коллектива университета, и все действия в моббинге подвергаются оценке со стороны людей, не включенных в него. Таким образом, опосредованно задействуются «другие» и реальная ситуация в подразделении выносится на обсуждение в более широкую профессиональную среду всего университета.

Прогноз развития ситуации и возможные пути ее прекращения.

По мнению А.В. Скавитина, «если трудовой коллектив сталкивается с моббингом, это определенный диагноз в отношении управления персоналом» [14, с. 126]. А если моббинг спровоцирован и подогревается руководителем подразделения, решающим свои личные путем боссинга, то работодателю стоит задуматься об эффективности проводимой в организации кадровой политики.

Производственные конфликты, приобретшие форму бос-синга и моббинга должны решаться при непосредственном участии руководителя организации. Специалисты по управ-

ленческому консультированию выделяет три возможных варианта развития управленческой ситуации [15]:

1) Руководство игнорирует существования боссинга и моббинга в подразделениях вуза. Такое игнорирование, скорее всего, приведет к последней стадии развития трудового коллектива, обозначаемому Л.И. Уманским как «пауки в банке» -когда каждый хочет добиться своей цели за счет всех остальных. Это уже угрожающая стадия распада коллектива; кроме «надоевшей» работы членов такого коллектива ничто не объединяет.

2) Руководство вуза, сохраняя «честь мундира» оказывает поддержку деструктивному поведению начальника подразделения, что способствует дальнейшему развитию моббинга. Неадекватные управленческие действия неизбежно приведут к ухудшению климата на кафедре, что не способствует успешной работе вуза. К тому же босс, почувствует себя «на коне», в центре внимания. Моббинг может стать его второй, если не основной, профессией. Ретроспективный анализ деятельности данного босса, - когда он возглавлял иные подразделения, обычно показывает, что он занимается боссингом уже много лет.

3) Руководство организации принимает все меры, чтобы избавить и защитить сотрудников от боссинга и возникновения моббинга. Специалисты признают, что это достаточно сложная задача, так как «зачинщик» находит множество доводов «за». Тем не менее, существует ряд рекомендации, осмысленное следование которым позволяет профилактировать, ситуацию оздоровить морально-психологический климат и достичь положительного результата [12].

Выводы. Переломная ситуация в ВПО, связанная с реформированием вузов, может провоцировать возникновение моббинга и боссинга. Профилактика и минимизация негативных последствий моббинга на кафедре выступает как комплексная задача, требующая как психологического обеспечения, так и управленческих решений.

Библиографический список

1. Дружилов, С.А. Двухуровневая система высшего профессионального образования: западные традиции и российская реальность ІІ Педагогика. - 2010. - № 6.

2. Дружилов, С.А. Ведущая роль профилирующей кафедры в формировании профессиональной компетенции выпускников технического университета ІІ Успехи современного естествознания. - 2010. - № 5.

3. Дружилов, С.А. Соискатели ученой степени в современной России: социально-психологическое эссе ІІ Ценности и смыслы. - 2010. -№ 2 (5).

4. Юсипова, Д.Р. Преподаватели российских вузов: обзор материалов государственной статистики и мониторинга экономики ІІ Вопросы образования. - 2008. - № 2.

5. Медведев, В.И. Адаптация человека. СПб.: Институт мозга человека РАН, 2003.

6. Колодей, К. Моббинг. Психотеррор на рабочем месте и методы его преодоления і пер. с нем. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2007.

7. Lorenz, K. Das sogenannte Bose. Zur Naturgeschichte der Agression. Wien: Borotha-Schoeler, 1963.

8. Leymann, H. The content and development of mobbing at work. European Journ. of Work and Organizational Psychology. - 1996. - № 5-2.

9. Рекош, К.Х. Моббинг и проблема его преодоления во Франции ІІ Труд за рубежом. - 2002. - № 2.

10. Дружилов, С.А. Профессиональные деформации как индикаторы дезаптации и душевного неблагополучия человека ІІ Сибирский педагогический журн. - 2010. - № 6.

11. Соловьев, А.В. Моббинг: психологический террор на рабочем месте [Э/р]. - Рід: http:llwww.kadrovik.rulmodules.php?

op=modload&name=N ews&file=article&sid= 1049.

12. Базаров, Т.Ю. Управление конфликтами. Моббинг [Э/р] ll Бизнес-образование: электронный журн. 2006. 15 июня. URL: http:llwww.ubo.rularticlesl?cat=132&pub=1167.

13. Муздыбаев, К. Психология зависти ll Практическая психология. - 1998. - № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Скавитин, А.В. Проблема притеснений на рабочих местах ll Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - № 5.

15. Управление персоналом: учебник для вузов і под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2002.

Bibliography

1. Druzhilov, S.A. Dvukhurovnevaya sistema vihsshego professionaljnogo obrazovaniya: zapadnihe tradicii i rossiyjskaya re-aljnostj // Pedagogika. - 2010. - № 6.

2. Druzhilov, S.A. Veduthaya rolj profiliruyutheyj kafedrih v formirovanii professionaljnoyj kompetencii vihpusknikov tekhnicheskogo universiteta // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. - 2010. - № 5.

3. Druzhilov, S.A. Soiskateli uchenoyj stepeni v sovremennoyj Rossii: socialjno-psikhologicheskoe ehsse // Cennosti i smihslih. - 2010. - № 2 (5).

4. Yusipova, D.R. Prepodavateli rossiyjskikh vuzov: obzor materialov gosudarstvennoyj statistiki i monitoringa ehkonomiki // Voprosih obrazovaniya. - 2008. - № 2.

5. Medvedev, V.I. Adaptaciya cheloveka. SPb.: Institut mozga cheloveka RAN, 2003.

6. Kolodeyj, K. Mobbing. Psikhoterror na rabochem meste i metodih ego preodoleniya / per. s nem. - Kharjkov: Gumanitarnihyj Centr, 2007.

7. Lorenz, K. Das sogenannte Bose. Zur Naturgeschichte der Agression. Wien: Borotha-Schoeler, 1963.

8. Leymann, H. The content and development of mobbing at work. European Journ. of Work and Organizational Psychology. - 1996. - № 5-2.

9. Rekosh, K.Kh. Mobbing i problema ego preodoleniya vo Francii // Trud za rubezhom. - 2002. - № 2.

10. Druzhilov, S.A. Professionaljnihe deformacii kak indikatorih dezaptacii i dushevnogo neblagopoluchiya cheloveka ll Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurn. - 2010. - № 6.

11. Solovjev, A.V. Mobbing: psikhologicheskiyj terror na rabochem meste [Ehlr]. - Rld: http:llwww.kadrovik.ru-

lmodules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=1049.

12. Bazarov, T.Yu. Upravlenie konfliktami. Mobbing [Ehlektronnihyj resurs] ll Biznes-obrazovanie: ehlektronnihyj zhurn. 2006. 15 iyunya. URL: http:llwww.ubo.rularticlesl?cat=132&pub=1167.

13. Muzdihbaev, K. Psikhologiya zavisti ll Prakticheskaya psikhologiya. - 1998. - № 1.

14. Skavitin, A.V. Problema pritesneniyj na rabochikh mestakh ll Menedzhment v Rossii i za rubezhom. - 2004. - № 5.

15. Upravlenie personalom: uchebnik dlya vuzov l pod red. T.Yu. Bazarova, B.L. Eremina. 2-e izd., pererab. i dop. - M.: YuNITI, 2002.

Статья поступила в редакцию 10.05.11

УДК 371.69(09)

Egorov V.V., Skibitsky E.G., Ogoltsova E.G. CHANGES IN MOTIVATIONAL SPHERE OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY. In article the developed analysis is given to changes in motivational sphere of students of technical colleges as the basic indicator of their readiness for professional work.

Key words: motivation, professional activity, the higher technical school, motivational installations.

В.В. Егоров, д-р. пед. наук, проф., проректор по учебной работе Карагандинского государственного технического университета; Э.Г. Скибицкий, д-р. пед. наук, проф., зав. кафедрой педагогики и психологии Сибирской академии финансов и банковского дела; Е.Г. Огольцова, ст. преподаватель кафедры истории Казахстана Карагандинского государственного технического университета, Е-mail: cmaffia72@mail.ru

ИЗМЕНЕНИЯ В МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

В статье дается развернутый анализ изменениям в мотивационной сфере студентов технических вузов как основной показатель их готовности к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, профессиональная деятельности, высшая техническая школа, мотивационные установки.

Сейчас во многих странах идет процесс преобразования и реформ, которые затронули все стороны общечеловеческой жизни, данные изменения воздействуют на образование и требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа. Система технического образования должна быть приведена в соответствие с потребностями развития государства.

В соответствии с современными тенденциями развития современного общества целью системы образования определено следующее: создание эффективно функционирующей национальной модели образования, обеспечивающей качество образования, которое удовлетворяет потребности общества в высококвалифицированных кадрах. В частности, высшее техническое образование должно обеспечивать высококвалифицированными специалистами все отрасли экономики и промышленности. Поступательное развитие системы образования, в том числе и технического, влечет за собой социальноэкономическое продуцирование страны и возможность дальнейшего устойчивого экономического роста. Следовательно, приоритетной задачей совершенствования высшего технического образования является - повышение заинтересованности обучающихся в получении качественных профессиональных знаний, навыков, и, как следствие, воспитание высокопрофессиональных специалистов, так как в недалеком будущем от сегодняшних студентов технических вузов будет зависеть экономическое развитие страны.

Значение профессионального самосознания студентов очень велико в условиях сегодняшней действительности, когда каждый сам хозяин своей судьбы и его собственные личностные качества определяют уровень жизни. В этих обстоятельствах нужно воспитывать личность, обладающую не только конкурентоспособным трудовым ресурсом, но и перспективным трудовым потенциалом. Отношение к выбранной профессии, умение увидеть ее со стороны и себя в ней играет большую роль в становлении студента как профессионала в своей области. Лишь когда у человека возникает ощущение свободы в профессии, речь может идти о становлении студента как профессионала.

Неправильный выбор сферы профессиональной деятельности ведет к разочарованию, атрофирует возможности развития творческих способностей личности. Причиной этого можно назвать, прежде всего, недостаточную определенность и обоснованность профессиональных предпочтений.

«Проблема выбора профессионального и жизненного пути со всей остротой встает перед человеком в том возрасте, когда он еще, быть может, до конца не осознает всех отдаленных последствий принятых в юности решений» [1]. Профессиональное развитие студентов в вузе в значительной степени определяется предшествующими и более ранними формами проявления избирательного отношения к профессии. Такой первичной активной формой избирательного отношения к профессии следует признать процесс формирования в школьные годы профессиональных планов, выбор школьниками профессии и стоящие за этим выбором мотивы. Более 80% выпускников ежегодно связывают свои профессиональные планы с поступлением в вуз, а это вдвое превосходит потребности страны. Следовательно, только половина, окончивших среднюю школу, могут объективно реализовать свои профессиональные намерения, остальные вынуждены актуализировать запасные, резервные варианты профессионального самоопределения. Нас интересуют именно те, у кого профессиональные планы состоялись, кому удалось поступить в вуз. Поступлением в вуз процесс профессионального самоопределения не завершается. Из ряда исследований известно, что от 30 до 50% первокурсников разных вузов хотели бы поменять избранную ими специальность [2].

Исследования С.Е. Рескиной, Л.В. Ивановой дают основания считать, что одной из причин ошибочного профессионального выбора является слабое представление учащихся о содержании и уровнях будущей профессиональной деятельности. Мнение студентов о целях обучения в вузе, об уровнях, требованиях и содержании будущей профессиональной деятельности на этапе выбора профессии оказывают влияние на процесс дальнейшего профессионального становления студентов в период обучения их в высшей школе, когда повышение информированности о профессии становится фактором формирования к ней положительного или отрицательного отношения. В этой ситуации решающую роль в становлении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.