Научная статья на тему 'Многоуровневый принцип развивающего обучения врачей мануальной медицине'

Многоуровневый принцип развивающего обучения врачей мануальной медицине Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляев А. Ф., Ширяева Е. Е.

The principles of training of manual medicine at the Vladivostok state medical university are stated. The 8-lelels system of the specialist training is described from which four levels are before graduation. The role of scientific researches in the system formation of the clinical physician is emphasized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MULTILEVEL PRINCIPLE OF TRAINING OF MANUAL MEDICINE

The principles of training of manual medicine at the Vladivostok state medical university are stated. The 8-lelels system of the specialist training is described from which four levels are before graduation. The role of scientific researches in the system formation of the clinical physician is emphasized.

Текст научной работы на тему «Многоуровневый принцип развивающего обучения врачей мануальной медицине»

Поскольку преподавание общей врачебной практики осуществляется цикловым методом на профильных кафедрах и в преподавании участвуют 22 кафедры, имеются трудности в проведении цикла для преподавателей семейной медицины. Для смежных кафедр были подготовлены блоки современных методических материалов в соответствии с разделами рабочей программы по всем дисциплинам, учебные пособия по практическим навыкам, алгоритмы диагностики и лечения, информация по экспертизе трудоспособности, санаторно-курортному лечению, диспансеризации. Мы считаем, что это поможет специалистам различных кафедр лучше овладеть содержанием и методикой преподавания, а при необходимости позволит успешно реализовать принцип очно-заочного обучения. Учитывая участие большого числа кафедр, одним из направлений развития преподавания общей врачебной практики может стать создание факультета общей врачебной практики (семейной медицины), что уже имеет место в ряде вузов Российской Федерации.

Совершенствование системы преподавания общей врачебной практики (семейной медицины) будет способствовать в конечном итоге улучшению

УДК 615.82:378.661(571.63)

А.Ф. Беляев, Е.Е. Ширяева

МНОГОУРОВНЕВЫЙ ПРИНЦИП РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ МАНУАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЕ

Владивостокский государственный медицинский университет,

Приморский институт вертеброневрологии и мануальной медицины (г. Владивосток)

Ключевые слова: педагогика, многоуровневое обучение.

Глобальные изменения во всех сферах жизни человека требуют от медицинского образования формирования у обучающихся осмысленного отношения к собственной жизни, психическому и физическому здоровью, обучению в вузе, основам профессиональных знаний. Мануальная терапия представляет особое направление современной медицины. Она соединила в себе различные дисциплины, такие как вертебрология, неврология, ортопедия, функциональная анатомия, физиология, биомеханика и др. [1]. В ней, как ни в какой другой науке, синтезированы воедино знания анатомического строения тела человека и функциональные взаимодействия различных органов и систем [3]. В связи с этим существует серьезная проблема в подготовке врачей, так как четырехмесячная профессиональная переподготовка позволяет лишь обучиться набору мануальных техник диагностики и коррекции.

качества медицинской помощи населению Приморского края.

Литература

1. Государственный образовательный стандарт обучения по специальности «врач общей практики (семейный врач)». - М., 2005.

2. Кузнецова О.Ю. Подготовка врача общей практики - итоги 10 лет работы кафедры семейной медицины СПбМАПО // Российский семейный врач. -2006. - Т. 10, № 1. - С. 4-10.

3. Тезисы конференции «Семейная медицина: наука, практика, преподавание» // Российский семейный врач. - 2006. - Т. 10, №1. - С. 21-26.

Поступила в редакцию 02.02.2007. MODERN QUESTIONS OF TEACHING GENERAL PHYSICIAN PRACTICE (FAMILY MEDICINE)

L.E. Krivenko

Vladivostok State Medical University

Summary — In the given article are reflected positions of new state educational standard of 2005 years, defining modern system of educating a general practitioner. Shown organizining role and action, undertake by the kathedra of polyclinic, allowing optimize a teaching general physician practice.

Pacific Medical Journal, 2007, No. 2, p. 82-84.

Наметившаяся тенденция превращения образования в фактор развития общества актуализирует идеологию развития как механизм всего образовательного пространства. Объектом усвоения должны быть не только знания, умения, навыки, способы деятельности будущего специалиста, но и ценностно-смысловые установки, техники рефлексии, коммуникативности, нравственные понятия, способы саморазвития и саморегуляции [2].

Во Владивостокском государственном медицинском университете на кафедре восстановительной и мануальной медицины в течение 9 лет используется многоуровневый принцип обучения, названный нами «обучением по спирали». Этот принцип основан на последовательном изучении методов мануальной диагностики и лечения с последующим усложнением в зависимости от личностных особенностей обучаемых.

Первый уровень подготовки — преподавание основ мануальной медицины студентам лечебного и педиатрического факультетов. Учебная программа включает 36 часов лекционных и практических занятий. На этом этапе главная задача — не овладение умениями, а ознакомление с основными положениями мануальной медицины, возможностями ее как терапевтического метода. Здесь создается мотивация к деятельностному изучению предмета и происходит профессиональная ориентация будущих врачей.

Следующий уровень — научно-исследовательская работа студентов, которые посещают заседания студенческого научного общества в течение нескольких лет (обычно 2—4 раза в месяц). На этих занятиях

ПЕДАГОГИКА

85

студенты, планирующие в дальнейшем посвятить себя мануальной терапии, осваивают некоторые мануальные умения и навыки и начинают заниматься научной работой с обязательной подготовкой печатных статей и докладов для ежегодной научной конференции молодых ученых. Будущие врачи на этом этапе знакомятся с такими понятиями, как двигательный стереотип, его неоптимальность, взаимосвязь нарушений статики с функциональными изменениями внутренних органов. На этапе второго уровня студенты могут посещать заседания Дальневосточного отделения Российской ассоциации мануальной медицины.

Третий уровень — обучение в школе медицинского массажа, организованной при Институте вертеб-роневрологии и мануальной медицины университета (и работающей уже в течение 16 лет). Преподаватели школы — ассистенты кафедры и врачи института, являющиеся ведущими специалистами в своей области на Дальнем Востоке. Обучение (288 часов) проводится в вечернее время. Учитывая, что все педагоги являются мануальными терапевтами, в учебную программу включены элементы мануальной терапии. После окончания школы выпускники получают свидетельство и сертификат специалиста общероссийского образца и приступают к практической работе массажистом в нашей клинике. В это время каждому молодому специалисту назначается куратор из опытных врачей.

Четвертый уровень (студенческий, додиплом-ный) — обучение в течение года (также в вечернее время) методам мануальной терапии в рамках организованного в ВГМУ для студентов Института восточной медицины (С.Е. Ли). Обучение завершается сдачей экзаменов и написанием дипломной работы с публикацией ее в трудах студенческой научной конференции.

Пятый уровень (последипломный) — клиническая интернатура по неврологии, в которую поступают выпускники ВГМУ, выбравшие для себя мануальную терапию в качестве будущей профессии. Обучаясь в интернатуре, молодые врачи продолжают стажироваться в нашей клинике.

Шестой уровень — клиническая ординатура (двухгодичная) по мануальной терапии. Обучение построено так, что вначале ординаторы проходят обучение (в течение полугода) по программе первичной специализации, затем работают и учатся в качестве врачей мануальной терапии. В это же время ординаторы начинают преподавать массаж в лицее ВГМУ и школе массажа, а также ведут научные исследования. По окончании ординатуры врач получает сертификат врача мануальной терапии.

Таким образом, во Владивостокском государственном медицинском университете врач мануальной терапии до получения сертификата (1—6-й уровни) проходит обучение в объеме 6,5—7 тысяч часов, что позволяет подготовить специалиста высокой квалификации для плодотворной самостоятельной работы. В будущем при реорганизации высшей меди-

цинской школы в соответствии с положениями Болонской конвенции может быть рассмотрен вопрос об организации факультета мануальной (традиционной) медицины со сроком обучения 5 лет. Прообразом такого факультета могут служить существующие ныне факультеты стоматологии, где обучение врачебной специальности (стоматологии) проводится по специальным, отличным от других факультетов, программам.

Седьмой уровень — последипломное повышение квалификации на семинарах ведущих отечественных и зарубежных специалистов по мануальной медицине.

В последнее время в мире активно развивается современное направление мануальной медицины — остеопатия. И это направление в большей степени, чем другие, отличается мягкостью в работе с тканями, внутренними органами, черепом. Данными технологиями в большей степени владеют представители иностранных школ. Для обучения этим технологиям была организована Российско-французская школа остеопатии. Для преподавания в школе приглашаются ведущие специалисты в этой области знаний: Паскаль Жавернуа, Поль Шоффур, Серж Паолетти из Франции, преподаватели из Санкт-Петербурга, Москвы, Риги. Семинары такого уровня — прекрасная возможность получить ценную информацию и освоить новые технологии из первых рук. Полученные знания позволяют внедрять в клиниках Дальнего Востока новые методики мануальной остеопатии, в том числе коррекцию дисфункций черепно-мозговых и периферических нервов, внутренних органов.

Срок обучения в школе остеопатии составляет 3,5 года, в ней занимаются около 40 человек из Петро-павловска-Камчатского, Хабаровска, Южно-Сахалинска, Благовещенска, Свободного, Находки, Уссурийска, Владивостока.

Восьмой уровень (для научного резерва) — обучение в аспирантуре и защита диссертации по проблемам мануальной медицины.

Педагогическая направленность кафедры — не авторитарная трансляция знаний, а возможность подготовки личностно и профессионально сформированного врача. Главная педагогическая стратегия — стратегия сотрудничества, помощи, понимания, уважения, поддержки.

Гуманизация и демократизация высшей школы — философия системы непрерывного образования. В высшей медицинской школе это условие утверждения приоритета общечеловеческих ценностей, развитие творческих возможностей преподавателей и студентов, в совместной деятельности которых проявляется подлинно гуманное, деонтологически грамотное отношение к пациенту — субъекту общения и деятельности. Все это позволит использовать две ведущие составляющие становления основ профессионализма будущего врача: ценностно-смысловую и операционально-деятельностную (цели, нормы, средства, способы, методы, способности) [2].

Многоуровневый личностно-ориентированный принцип обучения врачей — будущих мануальных терапевтов в соединении с операционально-деятельностным подходом целесообразен и эффективен и может быть рекомендован как один из возможных способов подготовки специалистов.

Литература

1. Каминский Ю.В., Беляев А.Ф. Марченко И.З. Аномалии развития позвоночника. — Владивосток : Медицина ДВ, 2004.

2. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов Е.С. и др. Врач-педагог в изменяющемся мире: Традиции и новации / под ред. Н.Д. Ющука. — М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.

УДК 614.23:378.661(571.63):378.018.48

В.Г. Ушаков, С.А. Егошина

О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Департамент здравоохранения администрации Приморского края (г. Владивосток)

Ключевые слова: дополнительное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка.

Основной задачей департамента здравоохранения администрации Приморского края является проведение единой государственной политики в области охраны здоровья граждан в субъекте Российской Федерации — Приморском крае — и реализация прав жителей Приморского края на охрану здоровья и медицинскую помощь. Главная стратегическая цель здравоохранения — повышение доступности, качества и эффективности медицинской помощи — может быть достигнута только профессионально компетентными руководителями и специалистами. В соответствии с положением № 39-па о департаменте здравоохранения администрации Приморского края, утвержденном 15 февраля 2007 г., департамент реализует следующие полномочия:

• координация деятельности по подготовке кадров в области охраны здоровья граждан;

• определение порядка переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников.

Деятельность департамента в этом разделе осуществляется в соответствии со ст. 54 «Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью» Основ Законодательства Российской Феде-

3. Иваничев Г.А. Мануальная медицина (Мануальная терапия). — Казань, 2000.

Поступила 01.02.2007.

THE MULTILEVEL PRINCIPLE OF TRAINING OF MANUAL MEDICINE A.F. Belyaev, E.E. Shiryaeva Vladivostok State Medical University,

Primorsky institute of the vertebro-neurology and manual medicine (Vladivostok)

Summary — The principles of training of manual medicine at the Vladivostok state medical university are stated. The 8-lelels system of the specialist training is described from which four levels are before graduation. The role of scientific researches in the system formation of the clinical physician is emphasized.

Pacific Medical Journal, 2007, No. 2, p. 84—86.

рации об охране здоровья граждан и направлена на реализацию прав медицинских и фармацевтических работников на совершенствование профессиональных знаний и переподготовку согласно ст. 63 «Социальная поддержка и правовая защита медицинских и фармацевтических работников». При проведении данной работы департамент стремится к соблюдению принципа непрерывности образования и последовательности видов дополнительного образования специалистов, предоставлению им возможности повышать свою квалификацию не реже 1 раза в 5 лет.

Работу по обеспечению отрасли компетентными медицинскими кадрами и поддержанию их квалификации на высоком уровне департамент осуществляет в тесном взаимодействии с факультетом повышения квалификации и профессиональной переподготовки медицинских работников ГОУ ВПО «Владивостокский государственный медицинский университет Росздрава» (ВГМУ).

Организация в вузе в 1982 г. факультета усовершенствования врачей позволила получить дополнительное образование в первый год его работы, не выезжая за пределы края, всего 56 врачам (7,3% от всех специалистов, повысивших квалификацию в 1982 г.), и только по четырем врачебным специальностям: педиатрия, терапия, хирургия, акушерство и гинекология. Результатом открытия в последующие годы новых кафедр и курсов, составления календарных планов факультета в соответствии с потребностями практического здравоохранения, преподавания на высоком уровне, организации выездных очно-заочных циклов стал рост числа врачей края, получающих дополнительное образование на факультете. Количество специалистов, повысивших квалификацию на факультете в 2006 г., достигло 2884 человек, что составило 99,6% от общего числа врачей, повысивших квалификацию за этот год (рис.).

Всего за 25 лет на факультете получили дополнительное образование на бюджетной основе по 47 специальностям 32050 врачей, работающих в лечебнопрофилактических учреждениях, подведомственных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.