Научная статья на тему 'Многоуровневая система подготовки военных инженеров в условиях формирования нового облика Вооруженных сил'

Многоуровневая система подготовки военных инженеров в условиях формирования нового облика Вооруженных сил Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
856
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / MILITARY ENGINEERING EDUCATION / CONTINUITY / TRAINEE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонова Наталья Алексеевна

Военно-инженерная деятельность - сложная система научных и профессиональных знаний, умений и навыков, личностных и профессиональных способностей, которая должна соответствовать современным международным стандартам профессионализма. Оптимальная система обучения должна формировать и развивать у обучаемых мыслительные способности и основываться на системе логических и психологических знаний о структуре мышления. Особое внимание необходимо уделять преемственности формирования и развития технического мышления будущего военного инженера-строителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multilevel training system for military engineers under conditions of the Armed forces new look forming

The military engineering activity represents a comprehensive system of scientific and professional knowledge, abilities and skills, personal and professional capabilities, which should comply with the contemporary international qualification standards. The optimal training system should form and develop the power of apprehension of the trainees and should be based on the system of logical and psychological knowledge on the mentality structure. A special attention should be paid to the continuity of formation and development of technical mentality of future military construction engineers.

Текст научной работы на тему «Многоуровневая система подготовки военных инженеров в условиях формирования нового облика Вооруженных сил»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

кобуру вы используете. Навык своевременного и быстрого извлечения оружия из кобуры позволяет обороняющемуся перехватить инициативу в огневом единоборстве и произвести выстрел первым, а это шанс остаться в живых. На кобуре пистолета ПМ для его более быстрого извлечения предусмотрен специальный вытяжной ремешок.

Современный отечественный рынок предлагает неплохой выбор кобур, предназначенных для скрытого ношения оружия. Некоторые довольно универсальны (рис. 3) и предоставляют возможность ношения, как в «подплечном» варианте, так и, при необходимости, с любой стороны на поясе.В настоящее время кобуры изготавливают из широкого спектра современных материалов. Для этого используют текстильные материалы, синтетические полиамидные волокна и пластмассы. Особо необходимо отметить кобуры, при извлечении из которых пистолета происходит досылание патрона в патронник.

В заключение необходимо подчеркнуть, что вышеизложенный материал необходимо использовать при проведении учебно-тренировочных занятий, а также в процессе оперативнослужебной деятельности.

Список литературы

1. Садкое, Л. Н., Медведев, В. И., Палехин, М. В. Огневая подготовка : учебное пособие. — Волгоград: ВА МВД России, 2008. - 196 с.

2. Торопое, В. Л., Садкое, Л. Н., Палехин, М. В., Медведев, В.,И. Огневая подготовка : учебник / под общ. ред. В.И. Третьякова. — Волгоград: ВА МВД России, 2009. — 516 с.

3. Щипин,Л. И., Коешое, Н. В. Огневая подготовка в органах внутренних дел : учебно-методическое пособие. — М.: Московский университет МВД России, 2005. — 238 с.

4. Milton, C. H., Helleck, J. W, Sarkner, J, Abrecht, G. L. Police Use of deadly force. — USA. — Police Foundation. — 1977. — P. 13-38, 65-160.

Litherature

1. Sadkov, A. N., Medvedev, V. I, Palehin, M. V. Special training. — Volgograd: BA the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2008. — 196 p.

2. Toropov, V. A., Sadkov, A. N., Palehin, M. V., Medvedev, V. I. Fire preparation : the textbook / Ed. V.I. Tretjakov. — Volgograd, 2009.

3. Chipin, A. I., Kovchov, N. V. Fire preparation in law-enforcement bodies. — Moscow, 2005.

4. Milton, C. H., Helleck, J. W, Sarkner, J., Abrecht, G. L. Police Use of deadly force. — USA. — Police Foundation. — 1977. — P. 13-38, 65-160.

УДК 355.23 Леонова H.A.*

Многоуровневая система подготовки военных инженеров в условиях формирования нового облика Вооруженных сил

Военно-инженерная деятельность — сложная система научных и профессиональных знаний, умений и навыков, личностных и профессиональных способностей, которая должна соответствовать современным международным стандартам профессионализма. Оптимальная система обучения должна формировать и развивать у обучаемых мыслительные способности и основываться на системе логических и психологических знаний о структуре мышления. Особое внимание необходимо уделять преемственности формирования и развития технического мышления будущего военного инженера-строителя.

Ключевые слова: военное инженерное образование, преемственность, обучающийся.

N.A. Leonova*. Multilevel training system for military engineers under conditions of the Armed forces new look forming

*Доцент кафедры физики Военной академии связи (Санкт-Петербург), кандидат педагогических наук. Санкт-Петербург, Тихорецкий проспект д. 3, р.т. ББб-01-14, моб.: 8-921-448-Б2-02, e-mail: n_leonova_72@mail.ru.

* Leonova, Natalia Alexeevna Associate professor of the Chair of physics of the Military Academy for Communication (Saint Petersburg), Candidate of Science (Education); Saint Petersburg, Tikhoretskiy prospect, 3, office phone: ББб-01-14, mobile phone: +7-921-448-Б2-02, e-mail: n_leonova_72@mail.ru.

The military engineering activity represents a comprehensive system of scientific and professional knowledge, abilities and skills, personal and professional capabilities, which should comply with the contemporary international qualification standards. The optimal training system should form and develop the power of apprehension of the trainees and should be based on the system of logical and psychological knowledge on the mentality structure. A special attention should be paid to the continuity of formation and development of technical mentality of future military construction engineers.

Keywords: military engineering education, continuity, trainee.

В современных политических и экономических условиях формирования нового облика Вооруженных сил РФ особенно возрастает роль и статус военного инженера. Военно-инженерная деятельность — сложная система научных и профессиональных знаний, умений и навыков, личностных и профессиональных способностей, которая должна соответствовать современным международным стандартам профессионализма. Военный инженер — прежде всего инженер-системотехник. Системотехническая деятельность включает различные виды военной, инженерной и научной работы. Военные специалисты работают над проектами как военного, так и гражданского типа, согласуя свою работу со специалистами различных отраслей. Военного инженера можно назвать универсалом, обладающим способностями решать различного типа инженерные задачи. Так, спектр требований Министерства обороны к личности и профессиональной подготовке военного инженера по направлению «Строительство» более широк по сравнению со спектром требований государственного образовательного стандарта профессионального образования к выпускникам вузов по направлению «Промышленное и гражданское строительство».

В настоящее время выпускники военных инженерных вузов в связи с социально-экономическими изменениями в государстве оказались в сложной ситуации. Это обусловлено рядом причин:

— изменились военная доктрина и политика государства. Вооруженные силы должны быть немногочисленны, мобильны, иметь новейшие вооружения и технику;

— для решения вопросов модернизации военных объектов привлекаются как военные, так и гражданские специалисты, никогда ранее не работавшие совместно;

— военные инженеры не всегда готовы к совместной работе с гражданскими специалистами любого уровня, т.к. они являются выпускниками различных систем профессионального образования.

Таким образом, существующие в современной системе военно-профессионального образования проблемы обусловлены прежде всего изолированностью от современной международной системы подготовки инженеров, от достижений фундаментальной науки и строительных технологий, отсутствием современной учебно-материальной базы и инновационных образовательных технологий. Возникает необходимость в совершенствовании существующей системы военно-профессиональной подготовки инженеров.

Военное инженерное образование сегодня представляет собой многоуровневую систему, состоящую из следующих образовательных этапов:

— начальный этап довузовской подготовки осуществляется в суворовских военных училищах, кадетских корпусах;

— второй этап военно-специальной подготовки — в военных училищах, институтах, университетах, академиях;

— третий этап — завершающий, осуществляется на курсах повышения квалификации, в военных академиях, адъюнктурах, аспирантурах, докторантурах.

Содержание системы военно-профессионального образования строго регламентировано нормативной документацией (требованиями ГОС, квалификационными требованиями к выпускникам военных вузов, приказами Министерства обороны). Такая регламентация — особая специфика подготовки военных кадров, которую необходимо учитывать при организации процесса изучения дисциплин естественнонаучного цикла. «Система военного образования — это один из основных институтов, исторически сложившаяся государственная система военных образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах усвоения гражданами систематизированных военных знаний, необходимых различным категориям военнослужащих»1.

Рассмотрим начальный этап военно-профессионального обучения: суворовские военные училища и кадетские корпуса. Воспитанниками суворовских военных училищ (СВУ) становятся в большинстве случаев дети военнослужащих, более трети из них являются сиротами. Именно для них и были созданы данные учебные заведения в годы Великой Отечественной войны. Ситуация не изменилась и сегодня.

Воспитанник СВУ — это потенциальный абитуриент ввуза, имеющий желание и способности продолжить обучение по этому направлению, причем спектр возможностей выбора будущей профессии

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

достаточно большой (от гуманитарных до технических вузов МО РФ). В процессе обучения в СВУ делается упор на развитие психологической готовности суворовцев к обучению и жизни в непростых условиях, на их личностное и физическое развитие. На завершающем этапе обучения воспитанник СВУ стоит перед непростым выбором: где продолжить обучение? кем быть? какой род войск выбрать? Многие их них не готовы принять обоснованное решение, и выбор ввуза обусловлен качеством рекламы данного учебного заведения. Выпускники СВУ при обучении на первом курсе выбранного вуза сталкиваются со следующими проблемами, представленными по степени значимости.

1. Неправильно сделанный выбор будущей профессии — разочарование в будущей военной специальности.

2. Нет необходимого объема учебных знаний. Современное гражданское образование изменилось. Появились классы с углубленным изучением отдельных дисциплин. Ввузы при организации учебного процесса учитывают специфику технических, гуманитарных лицеев, гимназий и опираются на прочные знания математики, физики и гуманитарных предметов.

3. Выпускники СВУ, прожившие три года в трудностях и ограничениях, перестали занимать лидирующую позицию среди своих сверстников-курсантов по уровню общеобразовательной подготовки. Это обусловлено изменениями отношения общества к армии и инертностью образовательных учреждений Министерства обороны.

Правильная организация психолого-педагогической работы с выпускниками СВУ в самих ввузах поможет преодолеть подобные проблемы и вернуть утраченный имидж начальным военным учреждениям. Труднее всего быстро решить проблему с недостаточным объемом профильных знаний выпускников СВУ по физике, математике информатике.

Анализ деятельности кадетских корпусов на современном этапе позволили выявить следующие особенности образовательного процесса:

— ограничение круга профессиональных интересов одной специальностью;

— отсутствие фактической преемственности в формировании военного профессионального интереса;

— неподготовленность части преподавательского состава к формированию профессионального интереса юношей кадетского корпуса;

— стремление кадетов к самостоятельности, самоутверждению в условиях жесткой регламентации жизни;

— закрытость учебного заведения, которая отрицательно влияет на объективное жизненное самоопределение кадетов;

— специфичность контингента учащихся по возрасту и по социальному положению;

— изолированность кадетов от семей;

— дефицит у кадетов личного времени на деятельность, связанную с их интересами и склонностями;

— наличие только уставных взаимоотношений между кадетами и преподавателями.

Кадетские корпуса были созданы с целью осуществления профессиональной ориентации, и на

любом курсе воспитанник мог скорректировать свои желания и намерения — перейти в другое учебное заведение. Такая возможность очень важна для неокрепшей личности ребенка. Ранняя военнопрофессиональная ориентация позволяет сформировать представление о будущей профессии и подготовить воспитанника к тем объективным трудностям, которые он испытает при продолжении обучения в ввузе. В нашем понимании преемственность обучения заключается в создании единой педагогической системы «кадетский корпус — ввуз» с ясной целью и предполагаемым результатом. Все условия для реализации есть. Необходимо пересмотреть отношение к преподаванию общеобразовательных дисциплин и дисциплин начального военно-профессионального цикла, активизировать внутрипредметные и межпредметные связи. Создать образовательную концепцию, которая начинала бы реализовываться в кадетском корпусе и продолжалась в ввузе. Результатом такой реализации будет высокий профессиональный уровень выпускника — инженера-строителя.

Второй этап военно-профессионального образования реализовывается в процессе обучения в ввузе. Курсанты, используя знания, умения и навыки осваивают будущую профессию — военный инженер-строитель. Становление будущего офицера представляет собой поэтапный динамический процесс вхождения курсанта в профессию военного и усвоения специфики его деятельности. По мнению С.Б. Пашкина, этот процесс состоит из нескольких циклов:

1) предварительный (профессиональная ориентация и отбор);

2) адаптационный;

3) этап принятия курсантом норм и требований военно-профессиональной деятельности;

4) творческий, включающий самореализацию личностных военно-профессиональных целей как в стенах вуза, так и за его пределами;

5) дополнительный, ставящий задачу последипломного образования офицеров, переподготовку и повышения квалификации2.

От качества подготовленности курсантов к обучению на начальном этапе зависят их дальнейшие учебные успехи и желание продолжать осваивать выбранную профессию. Как показывает статистика, 70% отчисленных курсантов на младших курсах не имеют необходимого объема учебной информации и сформированных учебных навыков. В результате возникает разочарование в выбранном учебном заведении (ввузе) и в СВУ или ВТКК, которое отражается на желании курсантов учиться.

В государственном образовательном стандарте существует четыре блока дисциплин, однако формально все дисциплины можно разделить на два — общеобразовательные (гуманитарные и естественнонаучные) и специальные. В зависимости от принадлежности дисциплины к тому или иному типу формируется и отношение курсантов к ней. Так, по результатам анкетирования курсантов, к «неважным» общеобразовательным дисциплинам можно отнести физику, математику, химию и т.д. Отличительной чертой отечественного инженерного образования и его преимуществом является его фундаментальность: знание физики, математики и т.д. Незнание физических законов в дальнейшем приводит к непониманию технологических процессов строительства. Не обладающий необходимыми профессиональными знаниями выпускник — показатель неуспеха профессиональной образовательной модели.

В существующей системе военно-специальной подготовки возникает комплекс противоречий, который заключается в следующем.

1. Обучаемые не видят необходимости в знаниях физики, математики, химии. Вследствие этого не тратят время на их изучение.

2. Преподаватель оказывается беспомощным в демонстрации военно-профессиональной необходимости предмета будущему военному инженеру, т.к. сам не обладает такой информацией.

3. В процессе обучения преподаватель не всегда показывает обучаемому динамику развития учебных знаний в рамках существующей системы военно-профессионального образования.

4. Возникают противоречия между качеством сегодняшней учебной информации и необходимостью использования результатов последних научных достижений. Преподаватель занимает позицию информатора, а не учителя-наставника, обучающего современным знаниям.

Успешное образование сегодня—это обучение строительным технологиям будущего. По объективным причинам это сложно организовать. Скорость увеличения информации с каждым годом возрастает. Необходимо не просто передать обучаемым учебные и технологические знания, а научить их оперировать своими знаниями и получать новые. Это невозможно сделать без дисциплин естественнонаучного цикла, которые составляют ядро инженерной картины мира. Нужно изменить отношение курсантов и преподавателей специальных дисциплин, руководителей факультетов к естественнонаучным дисциплинам, к роли и месту данных дисциплин в системе профессионального образования.

Третий этап — обучение в адъюнктуре, академии — является последним из образовательных этапов, но не завершающим профессиональную подготовку. Профессиональное обучение должно продолжаться всю профессиональную жизнь.

Адъюнкты выполняют самостоятельные научные исследования под руководством научного руководителя, достигают необходимого профессионального уровня. Процесс обучения индивидуален. Проблемы, связанные с обучением в адъюнктуре, возникают позже, когда успешный выпускник из лабораторных условий переходит к реальной профессиональной деятельности. Обучение в адъюнктуре включает подготовительный этап, основной и завершающий. Подготовительный период к адъюнктуре представляет собой сложную по содержанию и формам работу, направленную на формирование у офицеров устойчивых мотивов выбора будущей профессиональной научно-педагогической деятельности. Содержание обучения в адъюнктуре предназначено для решения двух задач: подготовка дипломированного ученого и преподавателя специальной дисциплины. Педагогический процесс осуществляется по пяти направлениям.

1. Индивидуальная работа научного руководителя.

2. Работа с адъюнктами преподавателей кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин и иностранных языков при подготовке и сдаче кандидатских экзаменов.

3. Образовательный процесс в системе учебно-методической (УМП) и научно-методической подготовки (НМП), осуществляемый по специальным программам в составе утвержденных ученым советом вуза учебных дисциплин. Целью УМП является формирование у адъюнктов знаний и навыков преподавания специальных дисциплин по профилю вуза. Целью НМП является привитие адъюнктам умений работать со специальной литературой, осуществлять поиск и обработку научной информации.

4. Педагогическая практика в объеме до 150 часов на кафедре с разработкой учебнометодических документов, посещение занятий лучших методистов и участие адъюнктов в методической работе кафедры.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010

5. Постоянное взаимодействие с должностными лицами вуза, участвующими в подготовке научно-педагогических и научных кадров — начальниками кафедр, факультетов учебного и научноисследовательского отдела и т.д.

Вышеизложенные направления характеризуют адъюнктуру как педагогическую систему. Ее предназначение — решать одну главную задачу: выполнение и защиту адъюнктом диссертации в год выпуска. В настоящее время существенной проблемой в оценке эффективности адъюнктуры как педагогической системы является отсутствие методики объективной оценки степени профессиональной подготовленности конкретного адъюнкта к преподавательской работе. В своем исследовании Г.И. Семенов3 предлагает пути решения данной проблемы. Обучение в адъюнктуре — «элитарное» образование, которое получают лучшие выпускники, офицеры, обладающие отличными знаниями и способностями к исследовательской работе. С ними нет особых проблем в работе и обучении.

Таким образом, из всех рассмотренных этапов военно-профессиональной системы образования наиболее трудоемкими, с педагогической точки зрения, являются начальный и основной. От качества организации данных этапов зависит функционирование всей системы образования (кадетский корпус

— ввуз — адъюнктура). Проведенный анализ системы военного профессионального образования показал, что наметились тенденции к трансформированию целей обучения на каждом этапе в простое накопление суммы знаний, а не формирование и развитие профессиональных компетентностей будущих военных инженеров—строителей.

Сегодня создана и формально функционирует преемственность в системе военного профессионального образования, которая реализуется на трех этапах. Форма ее реализации заключается в последовательном изучении естественнонаучных и специальных дисциплин. Однако содержательная сторона концепции не соответствует требованиям преемственности. Все этапы, все учебные дисциплины рассматриваются в своих узких рамках, что ведет к снижению профессионального уровня выпускника

— военного инженера строительного направления. Существующую систему преемственности в таком виде не понимают и не поддерживают ни преподаватели учебных заведений разного уровня, ни сами обучаемые.

Изменения профессиональных требований к выпускникам системы военно-профессионального образования — военным инженерам-строителям требуют внесения корректив в образовательный процесс. Основой оптимизации образовательного процесса должно стать не только изменение цели, содержания и объема учебных предметов, но и способов развития профессиональных качеств. Оптимальная система обучения должна формировать и развивать у обучаемых мыслительные способности и основываться на системе логических и психологических знаний о структуре мышления. Особое внимание необходимо уделять преемственности формирования и развитию технического мышления будущего военного инженера-строителя.

Под техническим мышлением в узком смысле понимается целостная система способностей преобразующей деятельности, которая базируется на познавательных процессах личности и включает:

— знание современной инженерной картины мира, т.е. суммарное знание о природе, обществе и современных производственных технологиях;

— умение оперировать своими знаниями и навыками с целью получения новых знаний;

— умение анализировать и корректировать результаты своей личностной и производственной деятельности;

— навыки рефлексии.

В широком смысле техническое мышление — это система инженерных умений, навыков, включающих в себя:

— умение создавать новые технологии, преобразовывать прежние;

— умение структурировать информацию для организации совместной работы системы человек

— машина (искусственный интеллект);

— навыки профессионального общения и непрерывного самосовершенствования.

В процессе формирования технического мышления у будущих военных инженеров системообразующую роль играют дисциплины естественнонаучного цикла. Именно естественнонаучной цикл учебных курсов формирует научную картину мира, а профессиональные дисциплины — знание современных технологических процессов. От качества преподавания, от организации образовательного процесса на младших курсах обучения в военных вузах зависит формирование и развитие технического мышления у будущих военных инженеров. Преподают такие дисциплины «невоенные преподаватели», которые не знакомы с особенностями будущей военно-профессиональной службы обучающихся. Однако именно математика, физика, химия и другие дисциплины данного цикла формируют основы профессиональных качеств, одним из которых является техническое мышление.

Техническое мышление — это новообразованное качество будущего военного инженера, которое формируется на протяжении всего времени профессионального обучения и карьеры. В нем находят отражение:

картина технического прогресса мира, культурные и нравственные ценности общества, его история, настоящее и будущее. Военный инженер нового типа рассматривает природу и общество как объекты своей деятельности с философской точки зрения всеединства: природа — это реальность, за состояние которой нужно быть готовым нести ответственность. Кроме этого, современный военный инженер обладает навыками методологизации, т.е. трансформации теории в метод познания и преобразования объектов деятельности с помощью проектирования, рационализации и изобретательской активности.

Совершенствование образовательного процесса подготовки будущего военного инженера-строителя в современных условиях заключается в изменении социальной роли обучающихся и методов работы с ними. В системе военно-профессионального образования термин «обучающийся» применяется к кадету, курсанту и адъюнкту, в соответствии с образовательным этапом — кадетским корпусом, военным вузом, адъюнктурой. Также понятие «преподаватель» включает в себя — учитель кадетского корпуса, преподаватель военного вуза, научный руководитель-преподаватель адъюнктуры. Различный социальный и профессиональный статусы обучающихся и преподавателей на каждом образовательном этапе в системе военно-профессионального образования обусловливают различные межличностные взаимоотношения в деятельности субъектов данной системы. Однако именно личностные характеристики обучающихся и профессиональные характеристики военного инженера-строителя играют направляющую роль в организации образовательного процесса, т.е. изменения состава психологических, социальных качеств личности обучаемого. Личность будущего военного инженера с определенными личностными и профессиональными качествами, востребованными на современном производстве, является результатом функционирования системы военно-профессионального образования.

Обучающийся в системе военно-профессионального образования на протяжении всего времени обучения участвует одновременно в учебной, профессиональной и учебно-научной деятельности. Они являются теми факторами, которые формируют личность обучающихся. Воспитание, обучение и развитие качественно меняют состав личностных и профессиональных качеств.

Процесс изменения личности обучающегося должен быть управляемым, т.е. контролируемым. Для этого необходимо определить, с какими качествами потенциальный кадет, курсант приходит в систему военно-профессионального образования, какие внешние и внутренние факторы влияют на его личность, на его желание учиться и приобретать выбранную профессию.

Процесс формирования личностных качеств начинается на этапе обучения в школе, но из-за слабой связи школы и кадетского корпуса данный этап в сферу влияния системы военнопрофессионального образования не входит. Следующий этап — подготовка потенциальных курсантов и их обучение, профориентация в течение всего обучения на первом образовательном этапе — в кадетском корпусе. Профессиональная ориентация рассматривается как система выявления способностей и управления мотивами выбора профессии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У обучающегося кадета необходимо формировать способности к обоснованному профессиональному выбору (кем обучаемый хочет быть). В профессиональном выборе кадета отражается потенциал его интеллектуальных способностей и притязаний личности, которые развиваются в процессе обучения в кадетском корпусе (какое профессиональное направление выберет кадет, какие личностные характеристики ему нужно сформировать в кадетском корпусе).

Профессиональный образ в процессе обучения в системе военно-профессионального образования трансформируется под влиянием профессиональной ориентационной, учебной деятельности в конкретную профессию, будущую военно-профессиональную карьеру. Возможности профессионального выбора обучающегося на начальном этапе максимальны. Кадеты должны убедиться в правильности выбранного направления и осознанно подходить к учебной деятельности. Допустимо и оправдано кадету на этом этапе обучения кардинально изменить свое профессиональное направление. Изменения профессиональной направленности на дальнейших образовательных этапах невозможны. Следствием этого будут стрессы для обучаемого и отсутствие возможностей приобретения другой необходимой базы знаний у обучаемых, отсутствие профессионального выбора другой направленности.

Таким образом, в процессе обучения «потенциального курсанта» в кадетском корпусе его профессиональный образ трансформируется в критический выбор, в ценностно-смысловой идеал. Обучающийся должен знать, кем он хочет быть и как реализовать свой выбор, на какие учебные знания он должен опираться.

Перед преподавателями и психологами стоит непростая задача — максимально объективно познакомить кадета с будущим профессиональным направлением. Это возможно при скоординированной деятельности педагогов, психологов, офицеров-воспитателей и выполнении следующих задач.

1. Организовать обширное знакомство кадетов с выбранным профессиональным направлением по следующему плану знакомства:

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010

— с профессиональной деятельностью в виде перечня задач (какие задачи стоят перед военным инженером?);

— с оборудованием, используемым при их решении (какие технические средства использует в своей работе военный инженер?);

— с условиями труда (где и как работает военный инженер?);

— с организационной структурой, в которой осуществляется данная работа (с кем работает?);

— с методами оценки и стимулирования деятельности и желаемых качеств специалиста (как оценивается выполненная работа военного инженера?).

При этом необходимо использовать различные формы знакомства (беседы, экскурсии, встречи, семинары, видеофильмы) с будущим профессиональным направлением обучаемого, которое соответствовало бы его возрастным и психологическим особенностям. Все применяемые формы профессиональной ориентации должны сообщать объективную и достоверную информацию. Обучающиеся после знакомства с профессиональным направлением должны понимать, какие трудности могут встретиться в профессиональной карьере и что нужно уметь и знать, чтобы их преодолеть (быть сильным, выносливым, общительным, много знать и т.д.). Иначе бы у кадета сформировались необъективные представления о предстоящем выборе, о необходимом объеме знаний, умений, способностей. Все формы профориентационной работы: экскурсии, беседы и т.д должны быть систематическими и проходить совместно с учебной деятельностью.

2. Создание условий для максимального раскрытия личностных качеств обучающихся в учебной и воспитательной деятельности.

В основе профессиональных качеств прежде всего находятся психологические характеристики личности, которые формируются в процессе обучения и воспитания в кадетском корпусе. На следующем образовательном этапе — в военном вузе — личностные качества, знания, умения, навыки обучающегося интегрируются, трансформируются в профессиональные качества, в профессиональные компетентности будущего военного инженера-строителя.

Т.к. кадетский корпус является начальным этапом системы военно-профессионального образования, то его цель состоит в подготовке «потенциального курсанта», способного продолжить обучение в военном вузе. Выпускник кадетского корпуса должен иметь осознанное представление о своей будущей учебнопрофессиональной деятельности, необходимый объем учебных знаний, психологическую готовность к переходу на второй образовательный этап системы военно-профессионального образования. Определенная цель может быть достигнута путем оптимизации содержания дисциплин естественнонаучного цикла, использованием активных форм обучения. Все это формирует у обучающихся естественнонаучную картину мира, активную позицию в обучении, профессиональный выбор.

Показателем успешности организованной профориентационной и образовательной деятельности является количество выпускников кадетского корпуса, проявивших желание продолжить обучение в военном вузе строительного профиля и успешно окончивших первый курс выбранного вуза (успеваемость).

Таким образом, результатом обучения в кадетском корпусе являются сформированные социальноличностные качества обучающихся, которые в дальнейшем развиваются и трансформируются в военном вузе в профессиональную компетентность будущего военного инженера-строителя.

Обучение будущего военного инженера-строителя на втором образовательном этапе должно укрепить мотивацию обучающегося в сделанном профессиональном выборе и направить его усилие на построение военно-профессиональной карьеры.

Для формирования у обучающихся представлений о своей предполагаемой профессиональной модели необходимо раскрыть им следующие понятия: профессиональные качества личности; профессиональные компетентности; профессиональная модель военного инженера и виды его деятельности.

При дальнейшей работе с обучающимися в военном вузе необходимо осуществлять следующие направления в работе.

1. Создание условий для формирования профессиональных компентностей будущего военного инженера-строителя. Для этого использовали оптимизацию содержания курса естественнонаучных дисциплин, выделение теоретических обобщений, профессиональное наполнение содержания.

2. Апробирование формирующихся профессиональных компетентностей обучающегося моделированием профессиональной деятельности в профессиональной среде в форме практик, стажировок, дипломных работ.

Профессиональную ориентацию, образовательную деятельность необходимо объединить в психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в создание рейтинга деятельности курсанта. Рейтинг включает в себя несколько направлений: успеваемость, участие в учебно-научной деятельности (участие в рационализаторской работе, в конференциях, семинарах).

Результатом успешного психолого-педагогического сопровождения является подготовленный военный инженер-строитель, который понимает необходимость постоянного самообразования и саморазвития. Педагогические воздействия должны быть систематические и направлены на конкретизацию сформированной у курсантов модели профессиональной деятельности и реализовываться на следующих принципах.

1. Формирование активной позиции. Военный инженер-строитель, работающий в системах «человек-машина», «руководитель-подчиненный», принимает решения и несет ответственность за результат.

2. Формирование гуманистического отношения к работе.

3. Формирование рефлексивной культуры, адекватных критериев оценки своей деятельности (надежность, быстродействие) и самооценки.

Техническое мышление, как профессиональное качество, формируется в процессе обучения в кадетском корпусе, а развивается в процессе обучения в военном вузе. Изменения индивидуальных качеств личности, знаний, умений и их трансформацию в профессиональную компетентность можно представить следующим образом.

1. Знания современной инженерной картины мира формируются на базовых научных понятиях, полученных в кадетском корпусе и развивающихся в военном вузе.

2. Умение оперировать своими знаниями и навыками с целью получения новых знаний формируется и развивается у обучающихся курсантов на старших курсах военного вуза при использовании активных форм обучения профессионально значимых дисциплин.

3. Организация рационализаторской работы, выполнение творческих и технических заданий формирует умение будущих военных инженеров-строителей создавать новые технологии, преобразовывать прежние.

4. Умение анализировать и корректировать результаты своей личностной и производственной деятельности и уметь структурировать информацию для организации совместной работы системы «человек-машина» (искусственный интеллект) формируются при участии курсантов в учебно-научной деятельности (участие в конференциях, семинарах).

5. Стремление к самоизучению и самосовершенствованию и навыкам профессионального общения формируется под влиянием личности преподавателя, при совместной учебно-научной работе.

Таким образом, техническое мышление — это прежде всего системное образование личности курсанта, проявляющееся при взаимодействии личности с социокультурным и профессиональным окружением. Формируется и развивается оно в течение всего времени обучения в военном вузе под влиянием различных факторов системы военно-профессионального обучения, действующих совместно.

Обучающийся на третьем этапе обучения в системе военно-профессионального образования — адъюнкт, подготовленный военный инженер, выбравший самостоятельную научную деятельность. Спектр профессионального выбора на третьем образовательном этапе определен, он переходит в конкретную цель — в военно-научную карьеру. Психолого-педагогическое сопровождение качественно меняется, оно становится индивидуальным, т.е. учитывает личностные и профессиональные особенности адъюнкта и реализуется научной школой, в которую приходит. Роль научного руководителя заключается в определении научно-профессиональных целей и путей их достижения адъюнктом.

Умение военных инженеров-строителей создавать новые технологии, преобразовывать прежние, умение анализировать и корректировать результаты своей личностной и производственной деятельности, умение структурировать информацию для организации совместной работы системы «человек—машина» (искусственный интеллект) развиваются в процессе обучения в адъюнктуре при участии обучающихся в научной деятельности (участие в конференциях, семинарах, работа над диссертационным исследованием). Изобретательская деятельность становится самостоятельной профессиональной деятельностью адъюнкта.

На третьем образовательном этапе обучающийся знакомится с основами педагогической деятельности, проводит первые пробные занятия с курсантами, что создает условия для самоизучения и самосовершенствования. Особенно важно для развития личностных качеств адъюнкта, как показало наше исследование, его участие в учебно-научной деятельности курсантов, но в другой роли, в качестве руководителя творческой группы и примера возможной профессиональной карьеры.

При общении с опытными учеными, при обсуждении первых научных трудностей у адъюнктов развиваются навыки профессионально-научного общения качественно иного уровня. Ответственность на данном этапе лежит на самом адъюнкте, т.к. он представляет собой военного инженера-строителя, специализирующегося на создании новых технических проектов.

Таким образом, обучение в адъюнктуре — третий этап в системе военно-профессионального образования, создающий условия для формирования профессиональных качеств военного инженера высокого уровня, ученого, создающего качественно новые технические устройства и объекты.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Формирование и развитие профессиональных качеств обучающегося — будущего военного инженера, его профессиональной компетентности в системе военно-профессионального образования возможно при условии реализации принципов преемственности и непрерывности в обучении, воспитании и развитии.

Литература

1. Аксенов, К. В. Организация военно-профессиональной подготовки общевойсковых офицеров в вузе командного профиля : дис. ... докт. пед. наук. — СПб., 2002.

2. Пашкин, С. Б. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности военного инженера в вузе МО РФ.

3. Семенов, Г. И. Совершенствование подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре военного технического вуза : дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 1999.

Literature

1. Aksenov, K. V Organization of the military professional training for combined arms officers in the institute of higher education of commanding profile. Ed.D. thesis (Education). — SPb., 2002.

2. Pashkin, S. B. Formation of an individual style of the military engineer professional activity in the institute of higher education at the Ministry of Defense of the Russian Federation.

3. Semenov, G. I. Improvement of the training for the academic and teaching staff in the post-graduate military course of the institute of technical higher education. Candidate’s thesis (Education). — SPb., 1999.

1 Аксенов К.В.Организация военно-профессиональной подготовки общевойсковых офицеров в ВУЗе командного профиля. Дис.. д-ра пед.наук. СПб.2002

2 Пашкин С.Б. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности военного инженера в ВУЗе МО РФ

3 Семенов Г.И. Совершенствование подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре военного технического вуза. Диссерт. на соискание учен.степени канд.пед. наук СПб 1999.

УДК 355.541.11

Н.Н. Силкин*, В.А. Торопов**

Особенности стрельбы из пистолета в бронежилетах

В статье излагаются результаты исследования «Методика обучения сотрудников ОВД в средствах индивидуальной бронезащиты (СИБ)», которые позволили научно обосновать и определить характерные особенности обучения стрельбе в СИБ и разработать рекомендации, которые необходимо использовать в процессе учебно-тренировочных занятий и оперативно-служебной деятельности.

Ключевые слова: средства индивидуальной бронезащиты, способы стрельбы.

N.N. Silkin*, V.A. Toropov**. Features of shooting from a pistol in bullet-proof vests

The results of research «Methodic training of police officers in means of personal amour safety (MAS)», which have premised scientifically base and define especially of shoot training in MAS and make recommendations, which necessary to use in process of study — training lessons and operative — activity.

Keywords: individual defense means, ways of shooting

* Силкин, Николай Николаевич, профессор кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Россия, 198206, СПб, пр. Ветеранов, д. 130, кв. 240. Тел. д.: 57284-53.

** Торопов, Виктор Алексеевич, профессор кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Россия, 198504, СПб, Ст. Петергоф, ул. Ботаническая, д. 18, корп. 1, кв. 36. Тел.: д. 428-24-10; р. 730-23-09, E-mail: ginger_tor@mail.ru.

* Silkin, Nikolai N., professor of physical education and applied arts of the St. Petersburg University, Ministry of Internal Affairs of

Russia, doctor of pedagogical sciences, professor. Russia, 198206, St. Petersburg, pr Veterans, 130, apt. 240. Tel.: 572-84-53.

** Toropov, Victor A., Professor, Department of Physical Education and applied arts of the St. Petersburg University, Ministry of

Internal Affairs of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor. 198504, St. Petersburg, Art. Peterhof, st. Botanicheskaya, 18, bld. 1, Apt.

36. Tel.: 428-24-10 E p. 730-23-09, E-mail: ginger_tor@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.