Научная статья на тему 'Многоуровневая математическая подготовка в условиях кластерного образования специалистов и бакалавров экономического профиля'

Многоуровневая математическая подготовка в условиях кластерного образования специалистов и бакалавров экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМ-ПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОБЛЕМНО-КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / EDUCATIONAL CLUSTER / APPLIED ECONOMIC-MATHEMATICAL COMPETENCE / DESIGN-CONSTRUCTIVE ABILITIES / PROBLEM-CONTEXTUAL METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журбенко Л. Н., Гафиятова О. В.

В статье рассматриваются дидактические условия, обеспечивающие формирование прикладной экономико-математической компетентности спе-циалистов среднего звена и бакалавров экономического профиля при кластер-ном образовании на основе проблемно-контекстного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журбенко Л. Н., Гафиятова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with didactic conditions providing formation of applied economic-mathematical competence of experts of average link and bachelors of an economic profile in cluster education environment based on problem-contextual method.

Текст научной работы на тему «Многоуровневая математическая подготовка в условиях кластерного образования специалистов и бакалавров экономического профиля»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 378

Л. Н. Журбенко, О. В. Гафиятова

МНОГОУРОВНЕВАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В УСЛОВИЯХ

КЛАСТЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

И БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Ключевые слова: образовательный кластер, прикладная экономико-математическая компетентность, проектно-конструктивные способности, проблемно-контекстный подход.

В статье рассматриваются дидактические условия, обеспечивающие формирование прикладной экономико-математической компетентности специалистов среднего звена и бакалавров экономического профиля при кластерном образовании на основе проблемно-контекстного подхода.

Key words: educational cluster, applied economic-mathematical competence, design-constructive abilities, problem-contextual method.

The article deals with didactic conditions providing formation of applied economic-mathematical competence of experts of average link and bachelors of an economic profile in cluster education environment based on problem-contextual method.

Одним из значимых направлений образовательной деятельности в современных условиях является формирование системы непрерывного профессионального образования.

Непрерывность профессионального образования может быть обеспечена в кластере в рамках системы «школа - колледж - вуз». Под образовательным экономическим кластером, будем понимать образовательную систему подготовки экономистов в едином направлении, включающую две и более подсистем, которые осуществляют профессиональную подготовку различного уровня для обеспечения непрерывности экономического образования и потребностей рынка труда.

Примером такой подготовки является образование в частном образовательном учреждении (ЧОУ) ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)» (ИЭУП), в которое входит Чистопольский филиал и непосредственно сам институт. Здесь обучение начинается в экономико-правовом колледже на базе основного общего образования и на базе среднего (полного) общего образования по специальности «Экономика и бухгалтерский учет по (отраслям)», квалификация - бухгалтер. После его окончания есть возможность получить высшее образование по специальности «Финансы и кредит» по сокращенным срокам обучения. Параллельно осуществляется обучение на бакалавра на базе среднего (полного) общего образования. Обучение в Чистопольском филиале ИЭУП, как в колледже, так и в институте, осуществляется согласно ГОС СПО и ГОС ВПО соответственно.

Переход к стандартам III поколения основан на компетентностном подходе к профессиональному образованию. Компетентностный подход к подготовке специалистов в

образовательном экономическом кластере связан с непрерывностью такого образования, которая представлена цепочкой: колледж (специалист - бухгалтер среднего звена) - вуз (бакалавр, магистр экономического направления), с соответствующим набором компетенций для каждой ступени. Проекты стандартов III поколения подготовки бакалавров экономического направления содержат универсальные и профессиональные компетенции в виде готовности и способности выпускников на основе знаний и умений целесообразно, методически организованно и самостоятельно решать проблемы и задачи из области профессиональной деятельности.

Профессиональной компетентностью экономиста будем считать уровень овладения знаниями и умениями и уровень развития специальных способностей, достаточные для решения профессиональных задач. В условиях кластерного образования профессиональная компетентность экономиста имеет трехуровневую структуру: 1 уровень - профессиональная компетентность специалистов среднего звена, 2 - уровень профессиональная компетентность бакалавров и возможен 3 уровень - профессиональная компетентность магистров, причем обеспечивается возможность непрерывного перехода на более высокий уровень. Мы будем говорить только о первых двух уровнях.

Существенный вклад в формирование профессиональной компетентности специалистов и бакалавров экономического профиля вносит математическая подготовка.

Непрерывная математическая подготовка в условиях кластерного образования «колледж - вуз» включает изучение дисциплины «Математика» в колледже и специальных глав математики в вузе. Математическое образование является более широким понятием и охватывает применение математических знаний и умений при изучении других дисциплин, таких как «Ценообразование», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Экономика организаций (предприятий)», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» и др.

Математическая подготовка в условиях кластерного образования специалистов и бакалавров экономического профиля основана на изучении экономико-математических методов и моделей. Экономико-математические методы - способы и приемы экономической науки и прикладной математики, применяемые для количественного анализа экономики как целостной системы или ее отдельных частей. Их применение непосредственно связано с построением и исследованием экономико-математических моделей. Экономикоматематическая модель - это отображение с помощью системы алгебраических уравнений и неравенств реальных явлений и процессов в масштабах всего народного хозяйства (макромодели) или его отдельных отраслей, районов, производств (локальные модели) [1].

Вместе с тем математическое моделирование невозможно без развития проектноконструктивных (ПК) способностей.

Проектно-конструктивная разработка - результат многогранной и системной деятельности наиболее квалифицированных профессионалов, она основывается на достижении прикладной науки и нередко объединяет большое число достижений и рационализаций. Рационализация, изобретения, проектно-конструктивные разработки определяют, как правило, эволюционное развитие производства [2, С.34].

В зависимости от трансформации проблемы ПК способности подразделяются на: формализационные, конструктивные и исполнительские [3]. Формализационные способности экономиста проявляются в фазах деятельности исследования аналогов экономической проблемы и в фазах выбора аналога (творческого аналога) решаемой проблемы. Конструктивные способности (умение отобрать, создать, спроектировать) проявляются в фазе конструирования алгоритма решения проблемы. Исполнительские способности проявляются в фазе реализации решения проблемы.

Развитие ПК способностей происходит в процессе экономико-математического моделирования аналогично математическому моделированию в технике и технологии [4]: на I этапе экономико-математического моделирования происходит построение математической модели экономической проблемы, при этом развиваются формализационные способности; на II этапе осуществляется изучение построенной экономико-математической модели математическими методами, что приводит к развитию конструктивных способностей; на III этапе проверяется адекватность построенной экономико-математической модели опытным данным, здесь развиваются исполнительские способности; и на IV этапе уточняется экономико-математическая модель или заменяется другой моделью в случае несоответствия опытным данным.

С другой стороны, ПК способности необходимы экономистам в профессиональной деятельности, не связанной с экономико-математическим моделированием, в частности, при использовании современных компьютерных средств. Таким образом, проектноконструктивные способности выступают в деятельности экономиста в качестве специальных способностей.

В учреждениях ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)», в частности, в Чистопольском филиале, дисциплина «Математика» преподается и в колледже, и в вузе.

Математическое образование в колледже включает разделы школьной программы. На первом курсе на базе основного общего образования (I, II семестры) рассматривают материал 10-11 класса: в первом семестре изучают алгебру и начала анализа, а во втором - геометрию.

На второй курс поступают учащиеся на базе среднего (полного) основного образования, и переходят студенты первого курса. Программа 2 курса по математике для них одинакова. Согласно ГОС СПО, она частично совпадает с программой бакалавров в вузе и изучает фундаментальные основы математического анализа. Также в стандартах существуют требования к уровню подготовки выпускника по математическим дисциплинам - в области математики выпускник должен иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений и знать и уметь использовать математические методы при решении прикладных задач (40 часов обязательных учебных занятий).

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности 060400 «Финансы и кредит», по дисциплине «Математика» включают разделы: линейная алгебра с элементами аналитической геометрии; математический анализ и дифференциальные уравнения; теория вероятностей и математическая статистика; экономико-математические методы; экономико-

математические модели. Если после окончания экономико-правового колледжа специалисты продолжают обучение в институте, то они изучают только специальные главы, такие как: линейное программирование, теория игр.

Математическая подготовка в кластере рассчитана на многоуровневость и много-профильность и обеспечивает непрерывное математическое образование по схеме (рис. 1).

Конечной целью математического образования является формирование прикладной экономико-математической компетентности выпускника (ПЭМК). ПЭМК - овладение экономико-математическими методами и развитие ПК способностей на таком уровне, который достаточен для решения экономических задач, возникающих при выполнении профессиональных функций, и для дальнейшего творческого саморазвития специалиста экономического профиля.

Колледж на базе □сипе того общего образования

Колледж на базе среднего (полного) общего образования Математика (базовая

часть)

4

+ - Математика (специальные главы)

Вуз, бакалавриат

і \

Вуз, магистратура \ Математика 1 (базовая тость'1

Дополнительные г пазы математики

Аспирантура \

У

Ц е ноо 6 раз ое анне, микроэкономика, макроэкономика, экономика, организаций (пред.), анализ финансово -ХОЗЯЙСТВ еннон деятельности

Микроэкономика, макроэкономика, экономика организаций (пред.), це но о Єр аз эконом, анализ, стат. фин. и кред.

Бакалавр э к оно міга с к от о направления

Квалификационные

работы

Экономист

Рис. 1 - Математическое образование в кластере «колледж-вуз» в Чистопольском филиале ИЭУиП (г. Казань)

Непрерывная математическая подготовка в кластере направлена на формирование ПЭМК. На I этапе формируется ПЭМК I уровня (специалистов среднего звена), затем обеспечивается непрерывный переход к ПЭМК II уровня (бакалавров), что определяет проектирование ее методологического содержания и процессуальных составляющих (рис. 2).

Рис. 2 - Уровни прикладной экономико-математической компетентности экономиста

Методологической основой проектирования многоуровневой математической подготовки в кластере экономического профиля в контексте профессиональной компетентности является проблемно-контекстный подход.

Идея контекстного обучения имеет целый ряд достоинств, образующих фундамент профессиональной подготовки специалиста. В основе контекстного подхода лежит один из основных педагогических принципов подготовки специалистов в высшей школе - принцип профессиональной направленности образования [5].

Контекстное обучение - это обучение, в котором на языке науки и с помощью системы форм, методов и средств обучения - традиционных и инновационных - моделируется предметное и социальное содержание усваиваемой обучающимися профессиональной деятельности [6]. Контекстное обучение может быть реализовано через создание квази-профессиональных проблемных ситуаций и решение квазипрофессиональных задач.

Проблемно-контекстный подход, интегрируя методы контекстного и проблемного обучения, делает возможным наиболее оптимальное осуществление формирования ПЭМК I уровня (специалистов среднего звена) и непрерывного перехода к ПЭМК II уровня (бакалавров).

На основании выше сказанного, эффективность математической подготовки может быть достигнута при выполнении следующих условий:

1. Разработка многоуровневой дидактической модели математической подготовки, нацеленной на формирование ПЭМК на основе проблемно-контекстного подхода, в единстве ее содержательной и процессуальной составляющих для обеспечения непрерывного перехода от ПЭМК I уровня к ПЭМК II уровня.

2. Проектирование содержания многоуровневой математической подготовки в виде базовых и профессионально-ориентированных модулей с включением в его структуру базы профессионально-ориентированных задач, классифицированной по приоритетному развитию проектно-конструктивных способностей, а также корректирующего курса для решения проблемы преемственности.

3. Проектирование процессуальной составляющей многоуровневой математической подготовки по технологической схеме, реализующей проблемно-контекстное обучение и обеспечивающей индивидуальное развитие проектно-конструктивных способностей.

Критерии сформированности ПЭМК учитывают полноту и целостность знаний и умений студента и уровень развития его ПК способностей с помощью тестов достижений, включающих экономико-математические задачи по изучаемым модулям.

Литература

1. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А.Райзберг, Л.Ш.Лозовский, Е.Б.Стародубцева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с.

2. Лозовский, В.Н. Фундаментализация высшего технического образования: цели, идеи, практика: Учебное пособие / В.Н.Лозовский, С.В.Лозовский, В.Е.Шукшунов. - СПб.: Издательство «Лань», 2006. - 128 с.

3. Нуриев, Н.К. Дидактическое пространство подготовки компетентных специалистов в области программной инженерии / Н.К.Нуриев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005. - 244 с.

4. Журбенко, Л.Н. Самостоятельная деятельность как составляющая математической подготовки бакалавров в контексте инженерной компетентности [Электронный ресурс] / Л.Н. Журбенко, Е.Д. Крайнова, С.Н. Нуриева // Educational Technology and Society. - 2008. - № 11 (4). Режим дос-тупа:http://ifets.ieee.org/Russian, свободный, 9 с.

5. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие / А.А.Вербицкий. - М.: Высш. школа, 1991. - 207 с.

6. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004г. / А.А.Вербицкий. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.

© Л. Н. Журбенко - д-р пед. наук, проф. каф. высшей КГТУ, artem501@list.ru; О. В. Гафиятова -ст. препод. каф. математики и естественных наук Чистопольского филиала Института экономики, управления и права (г. Казань)», соиск. КГТУ, ogafiyatova@mail.ru.

l55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.