Научная статья на тему 'Многосторонние экологические соглашения в международной торговой деятельности для устойчивого развития'

Многосторонние экологические соглашения в международной торговой деятельности для устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
780
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / WORLD TRADE ORGANIZATION / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INTERNATIONAL BUSINESS ACTIVITY / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ / INTERNATIONAL ENVIRONMENTAL AGREEMENTS / ИМПОРТ И ЭКСПОРТ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ / IMPORT AND EXPORT OF HAZARDOUS WASTE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ирисметов А.И.

В статье дана характеристика механизма регулирования между торговлей и защитой окружающей среды для обеспечения устойчивого развития. Раскрываются противоречия между политикой устойчивого развития экономики и торговой политикой, определены пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многосторонние экологические соглашения в международной торговой деятельности для устойчивого развития»

УДК 378

А. И. Ирисметов

МНОГОСТОРОННИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ

В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: устойчивое развитие, всемирная торговая организация, международная торговая деятельность, международные экологические соглашения, импорт и экспорт опасных отходов.

В статье дана характеристика механизма регулирования между торговлей и защитой окружающей среды для обеспечения устойчивого развития. Раскрываются противоречия между политикой устойчивого развития экономики и торговой политикой, определены пути решения.

Key words: sustainable Development, the World Trade Organization, the international business activity, international environmental

agreements, import and export of hazardous waste.

The paper presents the characteristics of the mechanism of regulation between trade and environmental protection for sustainable development. Reveals the contradictions between policies for sustainable economic development and trade policies, the ways of solution.

Международные конференции по вопросам окружающей среды берут свое начало с 1972 года с Конференции ООН по окружающей среде. Именно тогда образовалась программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и вскоре, после того, последовало множество международных соглашений. Но только в 1992 году, когда 172 державы встретились в Рио-де-Жанейро на первом Саммите Земли - Конференции ООН по вопросам развития и окружающей среды - слово «зеленый» вошло в обиход, а окружающая среда стала одним из понятий большой политики. Результатом этого было большое количество конвенций, конференций и мероприятий в последующем. Государства учредили Министерства природных ресурсов там, где не было таковых, вследствие чего заключено большое количество многосторонних экологических соглашений (МЭС).

Некоторые из МЭС - полностью международные, содержащие вопросы по таким глобальным экологическим угрозам, как изменение климата или межграничное загрязнение воздушного пространства. Другие, например, Региональные Морские Соглашения ЮНЕП, отражают региональный спектр проблем и предлагают локальные решения.

Проблемы, повлекшие возникновение такого изобилия договоров, совершенно очевидно дали понять, что ни одно государство не может и не должно игнорировать в настоящее время экологические аспекты.

Каждое из МЭС предписывает странам-участникам разрабатывать специальные механизмы по внедрению и выполнению обязательств, включая, помимо всего прочего, отчетность, общественное образование и воспитание. Требуется время, чтобы понять и уловить экологические нововведения и эффективно адаптировать к своим условиям.

Определенный набор МЭС существует уже давно, поэтому неизбежно возникновение некоторой несовместимости между ними. Плюс к тому может случиться конфликт интересов или дублирование действий одного и другого исполнительных органов. Таким образом, очевидно, почему международное экологическое управление является одной из ключевых тем Конференции ООН по устойчивому

развитию («Рио+20») в Рио-де-Жанейро, Бразилия, 20-22 июня 2012 г. В названном мероприятии приняло участие более 100 глав государств и правительств, более 70 тысяч представителей международных организаций, экспертов, основных групп общественности. Правительства согласовали итоговый документ «Будущее, которое мы хотим». В документе содержится раздел, посвященный «зеленой» экономике (экологически чистое производство).

О необходимости «зеленого» роста в России заговорили на самом высоком политическом уровне сравнительно недавно. В частности, в опубликованном осенью 2010 г. проекте экологической стратегии РФ до 2030 г. (источник: www.kommersant.ru) запланирован переход к «зеленому» росту экономики. В марте 2011 г. в Москве проведена Международная конференция «Зеленая экономика как приоритет современной России» с такими вопросами для обсуждения, как «экологичный автопром», «экологичное будущее нефтегазовой отрасли России», «разработка экологически чистых технологий в металлургии» и многими другими.

За последние годы было заключено большое количество МЭС (свыше 200), которые определяются как соглашения, в которых участвуют больше двух стран. Несколько из них являются глобальными договорами, к которым может присоединиться любая страна. Количество же двухсторонних соглашений неизвестно, но считается, что их более тысячи. В результате сложилась международная структура управления охраной окружающей среды и природопользованием, характеризующаяся разнообразием и отражающая чрезвычайно большой спектр вопросов и затронутых интересов.

Очень немногие МЭС на самом деле регламентируют торговлю или содержат положения регулирования окружающей среды и торговли, поскольку предусматриваемые в них меры не оказывают существенного воздействия на торговые потоки или же денежная стоимость тех торговых потоков, на которые они оказывают воздействие, незначительна в глобальных масштабах. Рассмотрим семь многосторонних экологических соглашений, имеющих наиболее важное значение для торговли.

1. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения (СИТЕС) - 1973 г.

2. Венская конвенция об охране озонового слоя -1985 г.

- Монреальский протокол о веществах, разрушающих стратосферный озоновый слой - 1987 г.

3. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением - 1992 г.

4. Конвенция о биологическом разнообразии -1992 г.

- Картахенский протокол о биологической безопасности - 2000 г.

5. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК) - 1992 г.

- Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата - 1997 г.

6. Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (ПИК) - 1998 г.

7. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях - 2001 г [1].

Конвенция о международной торговле видами, находящимися под угрозой уничтожения (СИТЕС). Это одно из самых первых многосторонних экологических соглашений, которое было принято в 1973 году. СИТЕС предназначена для регламентации торговли определенными биологическими видами и их частями, а также продукцией, изготовленной из таких видов. В трех приложениях данного соглашения перечислены виды, определенные сторонами, участвующими в конвенции (на научной основе), как находящиеся в разной степени под угрозой исчезновения. Конвенция устанавливает контроль над торговлей этими видами, включающий, как полное ее запрещение, так и систему частичного лицензирования. СИТЕС издавна славится необычайно активным участием в ее мероприятиях неправительственных организаций - особенно научных и ведущих пропагандистскую работу. В последние годы деятельность в рамках СИТЕС начала - не без некоторых споров и противоречий - включать в себя решение проблем тех биологических видов, которые являются предметом торговли в таких объемах, что эта торговля приобретает значительную экономическую ценность, например торговля некоторыми видами деревьев и рыб.

Венская конвенция об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим стратосферный озоновый слой. Венская конвенция была заключена в 1985 году, когда о разрушении озонового слоя подозревали, но подтверждения этому еще не было. Конвенция предусматривала проведение научных исследований и налаживание сотрудничества с целью более полного понимания данного вопроса и стала рамочным соглашением, на основании которого по мере необходимости можно заключать конкретные протоколы. В 1987 году Стороны Конвенции составили Монреальский протокол. Если страны, подписавшие про-

токол, будут его придерживаться и в будущем, то можно надеяться, что озоновый слой восстановится к 2050 году. Генеральный секретарь ООН (19972006) Кофи Аннан сказал, что «возможно, единственным, очень успешным международным соглашением можно считать Монреальский протокол».

В середине 1980-х гг. озоновый слой начал интенсивно истощаться. Причиной данного обстоятельства явились, по мнению ученых, некоторые галогенированные углеводороды, широко применяемые в промышленности, попадающие в атмосферу Земли. С целью международного противодействия разрушению озонового слоя был разработан Монреальский протокол, который предусматривает режим контроля для каждой группы галогенирован-ных углеводородов, в течение которого она должна быть снята с производства и исключена из использования.

В Протокол четыре раза вносились поправки с целью ужесточения контроля. В результате был принят запрет на производство и потребление нескольких промышленных химических веществ, а также строгие ограничения на производство и потребление некоторых других веществ. В Протоколе успешно реализован принцип предосторожности, в соответствии с которым меры принимаются до того, как появятся ясные научные доказательства, а также принцип общей и дифференцированной ответственности, в соответствии с которым был создан фонд помощи развивающимся странам в период их отхода от использования контролируемых веществ. Главным механизмом реализации протокола - помимо оказания постоянного давления со стороны общественности - является контроль над производством озоноразрушающих веществ и торговлей ими и за торговлей продуктами, содержащими контролируемые вещества. Протокол включает возможность введения мер контроля за торговлей продуктами, изготовленными с использованием контролируемых веществ (но не содержащими их).

Базельская конвенция о контроле по трансграничной перевозке опасных отходов и их удалением явилась результатом обеспокоенности развивающихся стран, особенно в Африке, по поводу того, что их территория может оказаться полигоном для опасных отходов, удаление которых в развитых странах стало делом сложным и дорогим. Значительную роль в этом режиме с самого его начала играют развивающиеся страны и неправительственные организации. Дискуссии, проходящие в рамках этого документа, отмечены спорами вокруг наиболее подходящей стратегии контроля по перемещению опасных отходов (региональные запреты или же предварительное обоснованное согласие), а также вокруг технической сложности проведения недвусмысленного различия между отходами и материалами, предназначенными для переработки. Договаривающиеся Стороны приняли поправки, запрещающие экспорт опасных отходов, главным образом, из стран, входящих в Организацию по Экономическому Сотрудничеству и Развитию в остальные страны (Базельский запрет).

Меры в отношении торговли: Стороны могут экспортировать опасные отходы только на территорию другой Стороны Конвенции, которая не запретила их импорт и дала согласие в письменном виде. Обычно Стороны не могут осуществлять импорт из страны, не являющейся Стороной, или осуществлять экспорт в такую страну. Они также обязаны препятствовать импорту или экспорту опасных отходов, если у них есть основания считать, что отходы не будут в месте назначения подвергаться экологически безвредной обработке.

Конвенция о биологическом разнообразии (КБР) и Картахенский протокол о биологической безопасности. Конвенция была открыта для подписания на Конференции в Рио-де-Жанейро. Ее цель -сохранение биологического разнообразия, устойчивого использования природоохранных компонентов, а также справедливое и равноправное распределение выгод, вытекающих из использования генетических ресурсов.

КБР требует от сторон сотрудничества, чтобы патенты и другие права интеллектуальной собственности «оказывали поддержку, а не противоречили» целям конвенции, тем самым, косвенно, признавая потенциал для конфликтов. Главная потенциальная проблема связана с тем, что КБР делает акцент на обеспечение того, чтобы местные сообщества людей, главным образом, в развивающихся странах, сохраняли бы контроль над своими собственными, связанными с биоразнообразием, традиционными знаниями и «неформальными» нововведениями и извлекали бы из этого свою долю выгоды. Примером традиционных знаний могут послужить устные сведения, сохраняемые коренным сообществом людей, о травах и растениях, обладающих лечебными свойствами, что является очень ценой информацией для фармацевтов, ведущих научные исследования с целью разработки новых лекарств. Неформальное нововведение - это процесс создания и внедрения нового продукта, который осуществляется фактическим пользователем. Например, фермеры традиционно выводили новые улучшенные сорта растений, сохраняя семена от предыдущих урожаев, высаживая, поколение за поколением, те из них, которые лучше всего зарекомендовали себя в местных условиях.

Такого рода знания и нововведения имеют гигантское и растущее значение. Генетические ресурсы обеспечивают базу для новых продуктов и подходов в биотехнологии, сельском хозяйстве, медицине и других областях.

Благодаря Конвенции более чем в 100 странах разработаны национальные стратегии и планы действий по охране биоразнообразия, а также был принят рассматриваемый ниже Картахенский протокол о биологической безопасности. Важная роль Конвенции заключается также в том, что путем проведения научных исследований и просвещения общественности, подчеркивается большое значение вопросов биоразнообразия в глобальных масштабах.

Картахенский протокол к конвенции о биологическом разнообразии охватывает торговлю большинством живых генетически модифицированных

организмов (ЖГМО). Протоколом создается технически сложная система заблаговременного обоснованного согласия для трансграничного перемещения ЖГМО, предназначенных для внедрения в окружающую среду (таких, как микроорганизмы и семена), и менее сложная система мониторинга организмов, предназначенных для потребления в качестве пищи, корма для животных или для переработки. В протоколе излагается процедура, в соответствии с которой страны решают, ограничивать ли им импорт ЖГМО (например, определяется тип оценки риска, которая должна быть проведена). Картахен-ский протокол более четко вводит в действие принцип предосторожности, чем это было принято до настоящего времени в других МЭС.

Меры в отношении торговли, присутствующие в Картахенском протоколе: Стороны могут ограничить импорт некоторых ЖГМО, которые будут преднамеренно выпускаться в окружающую среду, подпадают под действие технически сложной процедуры обоснованного согласия [2].

Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК) и Киотский протокол. РКИК, принятая на Конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году, направлена на решение одного из самых сложных из всех природоохранных вопросов, который одновременно обладает наибольшим потенциалом экономических последствий: ее цель состоит в стабилизации выбросов различных парниковых газов (таких, как углекислый газ или метан), способствующих глобальному изменению климата. Поскольку подобные выбросы редко можно ограничить с помощью технических мер, принимаемых на конечных стадиях производственного цикла, главной стратегией РКИК должно быть изменение структуры будущего производства, потребления и капиталовложений в пользу таких видов хозяйственной деятельности, при которых выбрасывается меньше парниковых газов.

В декабре 1997 года был принят Киотский протокол в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.

Согласно этому протоколу образованы две категории стран, принявшие обязательства по ограничению выбросов парниковых газов (промышленно развитые страны), и страны, не принявшие таких обязательств. Хотя ни РКИК, ни Киотский протокол не содержат положений, касающихся торговли, представляется весьма вероятным, что при выполнении своих обязательств, вытекающих из протокола, стороны будут принимать направления внутренней политики и внутренние меры, оказывающие значительное влияние на торговлю [3].

Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия (ППОС) в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле предназначена для того, чтобы помочь странам осуществлять контроль и регулирование торговли отдельными опасными химическими веществами.

Многие товары, запрещенные или жестко ограниченные на внутреннем рынке, являются предметом международной торговли. В течение многих лет продолжались споры и разногласия по поводу процедур, необходимых для того, чтобы соответствующие органы в импортирующей стране получали надлежащую информацию. Более того, рабочая группа Генерального соглашения по тарифам и торговле посвятила этой теме несколько лет на переговоры, не достигнув приемлемого для всех результата. Большую заинтересованность в создании единообразной системы уведомления проявляли ЮНЕП (программа ООН по окружающей среде, которая занимается вопросами обращения с потенциально токсичными веществами) и Продовольственная и сельскохозяйственная организация (в круг ведения которой входит применение пестицидов). Режим ППОС позволяет иметь гарантию того, что, когда понадобится, информация будет предоставлена быстро и что она дойдет до нужных органов. Режим также создает систему, позволяющую развивающимся странам прекратить импорт определенных веществ, если они сочтут необходимым это сделать.

Меры в отношении торговли: Стороны могут решить, с какими химическими веществами и пестицидами из согласованного по Конвенции списка они не могут обращаться безопасно, и поэтому они не будут импортировать их.

Когда же торговля контролируемыми веществами происходит, должны соблюдаться требования в отношении маркировки и информации. Решения, принимаемые Сторонами, должны быть нейтральны по отношению к торговле: если какая-либо из Сторон принимает решение не давать согласия на импорт данного химического вещества, она также должна прекратить собственное производство этого вещества для внутреннего потребления, а также всякий импорт из государств, не являющихся Сторонами Конвенции.

Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (СОЗ) вступила в силу в мае 2004 года. Конвенция устанавливает международный режим контроля над отдельными веществами, которые сохраняются в окружающей среде и могут накапливаться в пищевой цепи; в отношении всех

этих веществ есть подозрение в том, что они нарушают гормональные функции у животных и людей (такие химические вещества известны как разрушающие эндокринную систему). Контролируемые вещества перечислены в трех приложениях к Конвенции: в одном предусматривается прекращение производства и использования девяти химических веществ или классов веществ (с ограниченными по времени исключениями), в другом вводятся ограничения на ДДТ, а третье касается непреднамеренного производства некоторых химических веществ. Конвенция о СОЗ также устанавливает процедуру включения новых веществ в эти приложения [4].

Торговое право рассматривает торговые меры, принимаемые в целях охраны окружающей среды, совершенно по иному, когда они принимаются в соответствии с МЭС. Но, в конечном счете, начинает приниматься во внимание целый ряд переменных, например: разрешается ли данная мера особой оговоркой в МЭС, или же она специально не оговаривается, но принимается для достижения целей МЭС [5].

Таким образом, внедрение в практику хозяйствования экологических механизмов должно способствовать интеграции национальных экономик в современную систему мирохозяйственных связей, а торговля способна обеспечить стратегическое направление - разработку и внедрение экологически чистых видов экономической деятельности.

Литература

1. А.И. Ирисметов, И.Г. Шайхиев, Вестник технологического университета, 18, 13, 216-218 (2015).

2. А.И. Ирисметов, И.И. Ирисметова, И.Г. Шайхиев, Вестник Казанского технологического университета, 17, 7, 188-190 (2014).

3. «Agreements» Geneva: UNEP. http://www. unep. ch/etu/publications/EconInst/eco_inst_bio_ mea.pdf. 2014.

4. А.И. Ирисметов, И.Г. Шайхиев, Вестник технологического университета, 18, 14, 226-228 (2015).

5. А.И. Ирисметов, В.Г. Иванов, Международная торговля и экология: Учебное пособие, Ихлас, Казань, 2013. 168 с.

© А. И. Ирисметов - к.п.н., ассистент кафедры инженерной экологии Казанского национального исследовательского технологического университета, alisher240381@mail.ru.

© A. 1 Irismetov - PhD, Assistant of the Department of Environmental Engineering of Kazan National Research Technological University, alisher240381@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.