Научная статья на тему 'Многопрофильная Университетская гимназия в системе интеграции образования'

Многопрофильная Университетская гимназия в системе интеграции образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многопрофильная Университетская гимназия в системе интеграции образования»

, М. К* РУНКОВА, декан пскхо-лого-педагогического факультеті

ИПКПК МГУ имени Н. П. Ога-

рева, профессор

МНОГОПРОФИЛЬНАЯ УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ГИМНАЗИЯ

В СИСТЕМЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Закон РФ “Об образовании” в качестве ключевой идеи образования выдвигает идею развития личности учащегося в соответствии с его генетическим фондом. Достижение этой цели требует создания соответствующих условий и разработки механизма развития и саморазвития прежде всего в структуре и содержании образования школы. В образовательной практике Мордовии данным требованиям отвечает университетская многопрофильная академическая гимназия. Ведущими принципами организации ее работы стали: демократизм и гуманизация образования; единство федерального, республиканского, муниципального и национального компонентов образования; повышенный уровень обучения учащихся на родном языке; свобода выбора направления образования, учет индивидуальных способностей учащихся и дифференциация обучения; светскость образования и приобщение учащихся к национальной культуре.

Идея создания в университете многопрофильной академической гимназии как своеобразной “школы будущего” пришла не вдруг. Поиск ее модели осуществлялся психолого-педагогическим факультетом университета на базе ряда учебных заведений Мордовии (Саранской средней школы № 39, Ардатовской школы-комплекса и др.). Так, эксперимент в школе № 39 имел в своей основе удовлетворение ин-

дивидуального заказа прежде всего родителей учащихся. С ними проводились беседы, выяснялись их интересы и представления о будущем детей; осуществлялась

также психодиагностика учащихся начальных классов. Данные исследования по “заказу” родителей выявили 39 престижных профессий, определивших содержание комплектования контингента -учащихся и организацию учебного процесса в

U

[КОЛЫ в

коле.

ІКОЛЄ

Вместо классов были созданы группы и микрогруппы, своего рода В соответствии с родительскими пожеланиями были открыты: “школа искусств” с направлениями: живопись, графика, станковое и прикладное искусство и т. д.; “ме-

ко-биологическая школа” в программу которой включены основы медицины, за-

биология и т. д.; “школа иностранных (латинского,

і»',

нимательная

ЗООЛОГИЯ, ИЛ ЯЛ Л • М* }

английского, немецкого, французского) языков”.

Контингент учащихся этих “школ”-групп действовал по принципу “плавучести”: детям разрешалось переходить из одной группы в другую. Количество дисциплин, определенное стандартным учебным планом, сокращалось за счет интегрирования их по образовательным блокам. Например, химия, биология, физика — “естествознание”; русский язык и литература — “словесность” и т. д. За счет уменьшения количества учебных часов, отводимых на математику, вводились другие дисциплины,

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

основанные на математическом знании: моделирование и техническое конструиро*

вание, программирование, информатика, ЭВТ.

Содержание образования предполагало постепенное углубление знаний. Например; в 1-м классе изучение темы "Единицы измерения” на академическом уроке математики включало обоснование единиц измерения, после чего в компьютерном

классе давалось их наглядное изображение на экране. На третьем уроке учащиеся моделировали и конструировали детали на основе полученных знаний о единицах измерения. По завершении учебного года комиссия из представителей ГУО, РО и университета провела экспертизу успеваемости учащихся, которая дала положительные результаты: в четырех 1-х классах оказалась лишь одна тройка, все другие

оценки — “хорошо” и “отлично”.

К концу 3-го класса учащиеся уже сами, без родителей, выбрали пслюбивь;уюся “образовательную область” после чего процесс обучения стал более адаптированным и востребованным. Личностно-ориентированное обучение, заложенное в основу нашей образовательной системы, оказалось достаточно результативным. Кстати сказать, эксперимент спонсировал фонд Сороса.

Другой эксперимент проводился на базе долевого финансирования из средств университета и фонда Сороса. Его цель — поддержание выявленных интересов учащихся, углубление теоретических (научных) знаний и формирование прикладных умений в научных лабораториях, их практическая отработка. Учебный процесс осуществляли преподаватели университета: читались лекции, проводились игры, аудиовизуальные занятия. Ко второму полугодию у ребят обозначился интерес к таким специальным наукам, как экономика, право, романо-германские языки, математика, электроника и др.

Проведенные исследования помогли нам разработать принципиально новую модель многопрофильной университетской академической гимназии с шестью направлениями: экономико-правоведческим, медико-биологическим, физико-техническим, психолого-педагогическим, агротехническим, национальным, которая базируется на программе фонда Сороса “Трансформация гуманитарного образования в России” от 5 июля 1994 г. Модель была отмечена грантом второй категории и дипломом авторского проекта. Основными инновационными, гуманитарными и концептуальными идеями программы являются удовлетворение познавательных и профессиональных интересов одаренных учащихся, формирование способности личности к самоопределению.

В задачи университетской гимназии входят создание оптимальных условий для интеллектуального развития личности сельского школьника мордовской национальности; учет национально-региональной кадровой политики, связанной со спецификой развития отраслей народного хозяйства Республики Мордовия в перспективе; развитие “адаптированных” направлений науки к условиям Республики Мордовия.

Первые две параллели апробированы на уровне Ардатовской школы-комплекса и двух факультетов университета: экономического и юридического. Все ребята после окончания школы, успешно сдав вступительные экзамены, продолжают учебу именно на этих факультетах.

После того как университет по согласованию с органами Правительства Республики Мордовия получил здание под гимназию, ее педагогический коллектив приступил к реализации другой части проекта: организации содержания образования по названным выше направлениям. Это:

— экономико-правоведческое, включающее курсы: занимательная экономика, личная экономика, экономика в играх, семейная экономика, основы рынка, мяпый бизнес, экономическая математика, экономическая статистика, бухгалтерский учет и делопроизводство, правоведение, судопроизводство и др.;

— медико-биологическое: основы анатомии и физиологии человека, основы физиологии мозга, основы биохимии, основы биофизики, основы генетики, основы микробиологии, основы гистологии, основы цитологии;

— физико-техническое: математическая логика, экспериментальная физика, биофизика, моделирование и техническое конструирование, ремонт бытовой техники и т. п.;

— агротехническое: почвоведение, растениеводство, животноводство, основы сельскохозяйственной техники, основы агротехники, сельскохозяйственный прикладной труд, экономика и бухучет в сельском хозяйстве и т. д.;

— психолого-педагогическое: история педагогики, современная педагогика, общая психология, возрастная психология, дошкольная психология и педагогика, психология игры, семейная психология и педагогика, сексопсихология и т. д.;

— национальное: основы демографии и этнологии, этнопсихология, национальная история и культура, национальная музыка и искусство и т. д.

В процессе становления гимназии возникают немалые, прежде всего финансовые, проблемы. Однако первый этап ее создания идет нормально. Надеемся, что с 1 сентября 1996 г. гимназия начнет функционировать с полной творческой отдачей.

В 1989 г. Гособразованием СССР был начат эксперимент по созданию в системе среднего профессионального образования учебных заведений нового типа — колледжей, реализующих образовательно-профессиональные программы повышенного уровня. Необходимость в них была обусловлена достаточно широким (до 48 %) использованием выпускников техникумов на должностях, требующих высшего образования, что поставило проблему подготовки специалистов среднего звена более высокой

квалификации.

В Типовом положении о ССУЗ указывается, что колледж — это самостоятельное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающее обучающимся повышенный уровень квалификации. Таким образом, колледж представляет собой многофункциональное многоуровневое образовательное учреждение, которое отличается гибкостью, большей дифференциацией и индивидуализацией образовательных программ, форм и методов обучения. Реализуемые в колледжах образовательные программы позволяют готовить специалистов, способных решать профессиональные задачи усложненного класса,

В. М. КОСТИН, директор Саран ского колледжа электроники

КОЛЛЕДЖ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.