Научная статья на тему 'Многопартийность в условиях модернизации политической системы России в конце XX - начале XXI в'

Многопартийность в условиях модернизации политической системы России в конце XX - начале XXI в Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2976
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ / ПАРТИЯ / ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА / ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ МНОГОПАРТИЙНОСТИ / POLITICAL SYSTEM / MODERNIZATION OF RUSSIAN POLITICAL SYSTEM / PARTY / PARTY SYSTEM / HISTORY OF THE FORMATION OF RUSSIAN MULTI-PARTY SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гук Виктор Александрович

Представлен анализ влияния важнейших событий в политической жизни России конца XX начала XXI века на процесс становления российской партийной системы. Дана оценка роли модернизации политической системы в процессе развития российской многопартийности. Проанализирована взаимосвязь партийной и избирательной систем, рассмотрено влияние изменений в порядке формирования высшего органа законодательной власти и органов власти субъектов федерации на процесс формирования партий. Показана динамика законодательного регулирования деятельности партий. Подведен итог двадцатилетнему периоду развития российской партийной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTI-PARTY SYSTEM UNDER THE MODERNIZATION CONDITIONS OF RUSIAN POLITICAL SYSTEM IN LATE XX - EARLY XXI CENTURY

The article presents the analysis of the influence of major events in the political life of on the formation process of Russian party system Russia in the late XX early XXI century. The author assesses the role of the modernization of the political system during the development of Russian multi-party system. He analyses the correlation between party and electoral systems; considers the effect of changes in the forming procedure of the supreme body of the legislature and regional authorities of the subjects of the Federation on the formation of parties. The article shows the dynamics of legislative regulation of activities of parties. It summarizes the twenty year development period of Russian party system.

Текст научной работы на тему «Многопартийность в условиях модернизации политической системы России в конце XX - начале XXI в»

венности действиями и поступками. Они также подвержены групповому настроению, тревожности (достаточно высокие показатели по шкале «Тревожность»).

В большинстве своем испытуемые являются экстравертами, демонстрируют легкость в общении, имеют массу контактов, как правило, поверхностных, стремятся к разнообразному общению и отличаются сильной потребностью в признании окружающих.

Низкие показатели по шкале «Педантичность» свидетельствуют о том, что для испытуемых свойственны ненадежность в делах, нежелание соблюдать различные нормы морали, формальные правила, дисциплинарные рамки, а также «легкое» отношение к деньгам.

Испытуемые имеют высокие показатели по шкалам «Возбудимость» и «Застревание». Их отличает постоянная жажда острых ощущений, они обладают

чивы, импульсивны, их характеризует высокая степень увлеченности как состояния, близкого к уходу в себя, похожего на сосредоточение у ребенка, который целиком погружен в процесс игры. Им нелегко остановить или оставить этот процесс, но в то же время они легко возбудимы. Игра дает возможность чередовать чувство возбуждения (в процессе игры), удовольствия и эйфории (от выигрыша) и разочарования (при переживании проигрыша), и, таким образом, для игрока в покер представляется возможным переживать постоянную смену ощущений.

Проведенное исследование, включающее статистическую обработку данных, полученных при помощи шести диагностических методик, позволило выявить наиболее типичные для зависимых от игры в покер психологические характеристики, что в дальнейшем может служить основой для проведения профилактических и/или коррекционных мероприятий.

склонностью к авантюризму, максимализму, вспыль-

Библиографический список

1. Либерман А.М. Анатомия игровой зависимости // Журнал ционального научного центра наркологии. М., 2005. С. 80-прикладной психологии. 2004. № 4-5. С. 28-40. 81.

2. Молчанова Ю.Ю. К вопросу о психологических особенно- 3. Шапкин С.А. Игра: новая область психологических иссле-стях личности игроков // Современные достижения нарколо- дований // Психологический журнал. 2000. № 1. С. 86-100. гии: материалы конференции, посвященной 20-летию На-

УДК 329 (47)

МНОГОПАРТИЙНОСТЬ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI в.

В.А. Гук1

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Представлен анализ влияния важнейших событий в политической жизни России конца XX - начала XXI века на процесс становления российской партийной системы. Дана оценка роли модернизации политической системы в процессе развития российской многопартийности. Проанализирована взаимосвязь партийной и избирательной систем, рассмотрено влияние изменений в порядке формирования высшего органа законодательной власти и органов власти субъектов федерации на процесс формирования партий. Показана динамика законодательного регулирования деятельности партий. Подведен итог двадцатилетнему периоду развития российской партийной системы. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: политическая система; модернизация политической системы России; партия; партийная система; история становления российской многопартийности.

MULTI-PARTY SYSTEM UNDER THE MODERNIZATION CONDITIONS OF RUSIAN POLITICAL SYSTEM IN LATE XX - EARLY XXI CENTURY V.A. Guk

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15, Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074.

The article presents the analysis of the influence of major events in the political life of on the formation process of Russian party system Russia in the late XX - early XXI century. The author assesses the role of the modernization of the political system during the development of Russian multi-party system. He analyses the correlation between party and electoral systems; considers the effect of changes in the forming procedure of the supreme body of the legislature and regional authorities of the subjects of the Federation on the formation of parties. The article shows the dynamics of legislative regulation of activities of parties. It summarizes the twenty year development period of Russian party system. 6 sources.

Key words: political system; modernization of Russian political system; party; party system; history of the formation of Russian multi-party system.

1Гук Виктор Александрович, старший преподаватель кафедры правоведения, тел.: 89041103491, e-mail: v_guk@mail.ru Guk Victor, Senior Lecturer of the Department of Science of Law, tel.: 89041103491, e-mail: v_guk@mail.ru

Возникновение института многопартийности -один из важнейших признаков становления в стране гражданского общества. Появление и развитие политических партий в значительной мере свидетельствует об эффективности политической системы общества, является важным фактором укрепления демократической природы государства, обеспечения политических прав его граждан.

Современная российская многопартийность еще очень молода - она только-только перешагнула порог совершеннолетия. Но уже на таком, по историческим меркам, коротком отрезке времени можно выделить важнейшие вехи в становлении и развитии партийной системы, дать оценку влиянию тех или иных событий, решений политической элиты на ее развитие.

На наш взгляд, важнейшими событиями последних десятилетий, оказавшими определяющее воздействие на развитие партийной системы России, являются:

1. Реформы М. Горбачева как источник формирования многопартийности в России.

Многие российские исследователи считают, что исходным моментом становления многопартийности в России является 1987 год, когда началось резкое потепление политического климата после январского (1987 г.) пленума ЦК КПСС, провозгласившего новый курс партии на демократизацию общества. Примерно в это же время была прекращена практика уголовного преследования по политическим мотивам, амнистировано большинство «узников совести» и фактически отменена идеологическая цензура. После многих лет тоталитарного режима общество получило возможность открыто обсуждать деятельность власти. Плюрализм мнений повлек за собой возникновение множества политических взглядов на общественную жизнь.

Первоначальный процесс движения к многопартийности начался с образования различных неформальных организаций в противовес формально-официальным политическим структурам. Эти организации назывались по-разному: клубы, союзы, комитеты, советы, фонды, движения, редакции, ассоциации, общества. В них проходили острые политические дискуссии, дебаты и споры, формировались идейные платформы в противовес официальной идеологической доктрине.

В конце 1987 - середине 1988 годов стали создаваться народные фронты в поддержку перестройки, союзы, демократические движения, ставившие своей целью повышение эффективности проводимых реформ. Особенностью этих объединений являлось то, что они были образованы реформаторами-коммунистами, отчаявшимися реформировать КПСС изнутри, как планировал М. Горбачев.

В 1988 г. при поддержке местных компартий образовались Народные фронты в Эстонии, Латвии, Литве («Саюдис»), Грузии, Молдавии, Украине («Рух»). Легальной целью их было содействие КПСС в деле перестройки, но, завоевав сочувствие масс, они после выборов 1989 г. резко повернули в сторону антикоммунизма и национализма. В противовес им возникло

интернациональное движение, опиравшееся преимущественно на русскоязычное население этих республик.

К началу 1991 г. сама КПСС уже не была той монолитной партией, которой так гордились прежние ее руководители, которые так берегли ее единство. В партии действовало более десяти различных течений и платформ: коммунисты-реформаторы Демократической платформы, Марксистская платформа, Левый центр и др., ставшие зародышами новых партий.

Все это явилось прелюдией возникновения многопартийной системы в России;

2. Первые альтернативные выборы 1988-1990 гг.

На развитие партийной системы огромное влияние оказали выборы, которые впервые в СССР проводились на альтернативной основе и которые становились все более свободными: сначала выборы делегатов на XIX партконференцию КПСС в 1988 году, потом выборы народных депутатов СССР в 1989 году, затем выборы народных депутатов РСФСР в 1990.

Выборы способствовали значительной политизации населения, что выразилось и в интересе к политике, и в первых массовых митингах и демонстрациях, которые прокатились по всей стране именно в мае-июне 1988 года.

Во время избрания делегатов политически активные граждане стали образовывать клубы избирателей, группы поддержки и другие подобные объединения.

Выборы, проводившиеся на альтернативной основе, коснулись и самой КПСС. Она была настолько большой (около 19 миллионов) и настолько сросшейся с государством, что фактически была не отдельной партией, а определенным срезом общества. В партии были представлены практически все позиции, политические течения, существовавшие в обществе. И возможность самоопределиться в выборе своего представителя привела к образованию фракций в КПСС, которые в дальнейшем подорвали ее способность действовать как консолидированная политическая сила;

3. Начало процесса суверенизации России создало благоприятные условия для становления многопартийной системы.

Уникальность положения РСФСР в области партийного строительства до 1990 г. состояла в том, что на ее территории не действовала ни одна самостоятельная партия: крупнейшая из республик в составе СССР не имела собственной компартии и партийные организации на ее территории подчинялись общесоюзным органам КПСС. Процесс суверенизации, охвативший в той или иной мере республики СССР, послужил катализатором для активного партийного строительства. Летом и осенью 1990 г. в России возникло большое число политических объединений, именовавших себя партиями. В их программно-идеологических установках фактически содержался весь спектр идей, характерных для политических партий, действующих в странах с развитыми демократическими системами. Вместе с тем большинство вновь созданных российских партий представляли собой

политические объединения протопартийного типа, которые не могли стать партиями в полном смысле этого слова в силу того, что в условиях сохранения в основных чертах прежней социальной структуры общества они собирали под своими знаменами лишь узкие слои политизированной общественности, создававшей различные организации по принципу близости политико-идеологических пристрастий, ценностных установок и взглядов на будущее развитие России;

4. Отмена конституционного положения о руководящей роли КПСС.

Важным шагом на пути к многопартийности стала отмена III Съездом народных депутатов СССР в марте 1990 г. конституционного положения о руководящей роли КПСС и легализация, таким образом, принципа политического плюрализма. На этой основе вскоре был принят Закон СССР «Об общественных объединениях» от 9 октября 1990 г., определивший правовые параметры создания и деятельности политических партий .

Закон гарантировал гражданам свободу создания общественных организаций и упростил регистрацию последних. Неформальные политические партии и объединения получили статус законно действующих.

С апреля 1991 года началась регистрация политических партий Министерством юстиции СССР. Это положило начало становлению многопартийности;

5. Августовские события 1991 года и распад Советского Союза открыли новый этап в становлении многопартийности в России.

В октябре 1990 г. в СССР появилась правовая база для формирования многопартийной системы. Но в условиях сохранения суперпартии - КПСС - обеспечить равные возможности для всех субъектов, входивших в партийно-политическую систему, было невозможно.

Ситуация кардинально изменилась после неудавшейся попытки государственного переворота 19 - 21 августа 1991 г. Главную организующую роль в сопротивлении граждан действиям Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) сыграло движение «Демократическая Россия». И в центре, и в регионах вокруг него сплотились все оппозиционные КПСС политические партии и объединения, встав на защиту демократии и свободы. Указом Президента Российской Федерации от 23.08.1991 г. «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР» деятельность КП РСФСР сначала была приостановлена, а Указом от 6.11.1991 г. «О деятельности КПСС и Коммунистической партии РСФСР» деятельность КПСС и Коммунистической партии РСФСР была запрещена.

Таким образом, в стране перестала существовать не только монополия на власть одной партии, но и сама суперпартия, освободив политическое пространство для формирования действительно многопартийной системы. После упразднения КПСС прекратило существование и единое демократическое движение, выполнив задачи, стоявшие перед ним на этом этапе. В течение 1992 г. одна за другой выходили из движения «Демократическая Россия» новые партии. Нача-

лась эпоха межпартийной конкуренции среди «демократов».

С другой стороны, неудачная попытка августовской реставрации ввергла молодую отечественную многопартийность в кризис. Если до этого политическая активность партий и движений самой разной ориентации была по преимуществу направлена против КПСС и отождествлявшегося с ней союзного центра, то теперь они были вынуждены искать новую основу для самовыражения и самоидентификации;

6. Изменение порядка формирования высшего органа законодательной власти явилось толчком к дальнейшему развитию партийной системы России.

В начале 90-х гг. правовое положение политических партий оставалось нестабильным, так как у них отсутствовала возможность влиять на власть. Указ Президента РФ от 1 октября 1993 г. «Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г.», который ввел в действие мажоритарно-пропорциональную систему выборов, юридически закрепил политические партии в качестве элемента политико-правовой системы и их возможность участвовать в законотворчестве.

Смешанная электоральная формула должна была способствовать ускорению структурирования партийной системы России. По итогам парламентских выборов 1993 и 1995 гг. на периферию политического процесса были отброшены «партэрзацы», в то время как субъектами парламентской политики оказались именно партии и протопартийные объединения, трансформирующиеся в партии.

После декабрьских выборов 1993 года были созданы новые партии, возглавили которые представители политической элиты, ранее всячески подчеркивавшие свою внепартийность - произошла «партизация» правящей элиты.

7. Либеральное партийное законодательство 90-х годов способствовало массовому возникновению партий.

Законодательное регулирование деятельности партий не являлось приоритетом для Думы и президента, что было показано на примере первого «Закона о партиях», принятого Государственной Думой в 1995 году. Он не смог пройти через Совет Федерации, и дальнейшей его судьбой никто не интересовался.

С другой стороны, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» не содержал никаких положений ни о политических общественных объединениях, ни о политических партиях. То есть на тот момент политические организации были вынуждены пользоваться действующими положениями ст.ст. 6 и 9 Закона СССР «Об общественных объединениях». Данный пробел законодательства был частично устранен принятием Федерального закона от 19 июля 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях», в котором впервые было дано определение понятия «политическое общественное объединение». В нем также определены права и обязанности политических общественных объединений, порядок их государственной регистрации и контроля за деятельно-

стью. Вместе с тем, данный закон опять-таки не содержал определения и юридического закрепления понятия «политическая партия».

Согласимся с авторами, утверждающими, что отсутствие федерального закона, который бы регулировал деятельность политических партий, способствовало тому, что коалиции протопартий в России обычно принимали название общественно-политических движений (как это было с движениями НДР или «Отечество») и, формально, в России 90-х годов не было политических партий, а были только общественные организации, которые формировали избирательные блоки [1].

Непроработанность правового статуса политических объединений явилась главной причиной того, что федеральными избирательными законами к выборам депутатов Государственной Думы 1995 г. были допущены практически любые общественные объединения, успевшие своевременно зарегистрировать свои уставы в Министерстве юстиции и зафиксировавшие в них намерение участвовать в выборах. Как результат - на право выдвигать кандидатов в депутаты Госдумы в 1993 году претендовало 167 общественных объединений, в 1995 году - 273, в 1999 году - 139. В целом право на участие в выборах в региональные органы государственной власти в 1995-1999 годах получили более 4,5 тыс. общественных объединений.

В сентябре 1997 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права участвовать в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому все партии обязаны пройти перерегистрацию в Министерстве юстиции. Только по истечении одного года после перерегистрации они смогут принять участие в выборах. К началу 1999 года перерегистрацию прошло 141 общероссийское политическое общественное объединение. Таким образом, законодатель ограничил круг субъектов избирательного процесса объединениями политического характера. Однако, на наш взгляд, эта верная в целом ориентация на допуск к участию в выборах лишь политических объединений граждан в значительной мере нивелируется отсутствием закона о политических объединениях, определяющего их правовой статус; 8. Изменение требований к партиям в ходе проведения выборов в Государственную Думу способствовало отстранению «карликовых» партий от избирательных кампаний.

Условия проведения выборов в Государственную Думу в начале и в конце 90-х годов отличались друг от друга, прежде всего, числом подписей избирателей, которые партии должны были собрать накануне выборов. Если для того чтобы участвовать в выборах 1993 г. нужно было собрать 100 тысяч, то для участия в выборах 1995 и 1999 г. - уже 200 тысяч. Для многих партий эта цифра стала неподъемной.

Не могли они воспользоваться и вторым способом регистрации, предусмотренным принятым в 1999 г. законом «О выборах депутатов Госдумы» - внесением избирательного залога. Он был установлен произвольно на уровне 15 % максимально разрешенной

суммы расходов на избирательную кампанию и оказался самым большим в мире.

Это были очередные шаги по сокращению численности российских партий;

9. Принятие закона «О политических партиях» в 2001 г. способствовало структуризации формирующейся российской партийной системы.

К концу 90-х годов деятельность большинства партий в стране осталась только на бумаге. На выборах в третью Госдуму (1999 г.) участвовало 26 блоков, а числилось около 250 партий и движений. Пятипроцентный барьер преодолели лишь шесть объединений.

В 2000 году президент В.В.Путин в рамках укрепления «вертикали власти» поручил ЦИК подготовить закон о политических партиях с жесткими на тот момент требованиями к общественно-политическим объединениям о перерегистрации.

Закон «О политических партиях», принятый Государственной Думой 21 июня 2001 года и одобренный Советом Федерации 29 июня 2001 года, фактически направлен на ликвидацию малочисленных партийных объединений, так как поднял планку минимальной численности партий до 10 тысяч человек.

Перерегистрация партий помогла избавиться от искусственных образований, только считавшихся партиями, но никогда ими не бывших.

В 2-летний переходный период, отведенный законом «О политических партиях» для преобразования общественно-политических объединений в политические партии, Минюст упразднил 35 партий. Таким образом, число партий, имевших право участвовать в выборах в Государственную Думу, в 2003 г. сократилось до 43 (в 1993 г. таковых было 91, в 1995 - 259, в 1999 - 139).

После принятия закона «О политических партиях» конфигурация нашей партийной системы существенно меняется в пользу «партий власти» и партий, поддерживаемых властью;

10. Введение пропорциональной избирательной системы при формировании Государственной Думы и парламентов субъектов федерации.

Еще одним инструментом государственной политики в отношении партий стало введение с 2003 г. нормы об обязательном выборе не менее половины состава законодательных собраний регионов по партийным спискам. На регионы распространяется привычное ранее только для федеральной политики голосование за политическую платформу, а не за конкретную личность. Тем самым, «раскрученные» общероссийские партии получают почти гарантированную квоту в новом составе законодательных собраний. Случаи, когда представленные в Думе партии не преодолевают отсекающий барьер на региональных выборах, являются редкими исключениями. Партии получили новые стимулы для активной деятельности, и, как показывает практика первых выборов по новой системе, местное руководство партий получало реальную «свободу действий», которой оно зачастую было лишено в федеральных избирательных кампаниях.

Федеральный закон от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» закрепил избрание депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.

Переход на пропорциональную избирательную систему формирования нижней палаты российского парламента олицетворял начало нового этапа формирования многопартийности «партией власти». Пропорциональная избирательная система в развитом демократическом государстве с отсутствием жесткого контроля со стороны «партии власти» способствует развитию многопартийности. Но это, на наш взгляд, не относится к современной России. При абсолютном доминировании «Единой России», которая фактически слилась с государственным аппаратом (и этим в чем-то напоминает КПСС), пропорциональная избирательная система не столько способствовала развитию многопартийности, сколько закрепляла лидирующее положение «партии власти»;

11. Запрет на существование региональных партий.

С 2003 г. вступила в силу статья федерального закона, запрещающая существование региональных партий. Данное положение закона способствовало, с одной стороны, активизации региональных отделений политических партий, а с другой стороны, продолжению «зачистки» мелких протопартий;

12. Поправки в закон «О политических партиях» (2004 г.) завершили ликвидацию малочисленных партий.

Не успели партии адаптироваться к закону «О политических партиях» 2001 года, поднявшему планку численности партий до 10 тысяч (кстати, в период с 2004 по 2006 год не возникло ни одной новой политической партии), как поправки в закон «О политических партиях», вступившие в силу 1 января 2006 года, еще больше ужесточили требования к ним.

Новая норма закона пятикратно повышает минимальную планку численности партий - до 50 000 человек. Очевидно, что целью этой законодательной новации является сокращение «мнимой многопартийности», с которой не справился Закон 2001 г. Количество стало быстро сокращаться. Этому способствовало и резкое ужесточение правоприменительной практики - контроля над численностью партий со стороны регистрационных органов, представления которых о ликвидации партий неизменно удовлетворялись судами.

26 октября 2006 года Росрегистрация объявила об окончании проверок всех российских политических партий на соответствие новым правилам партийной деятельности. Из 35 зарегистрированных в Минюсте партий претензий не было только к 19. Часть партий не смогла увеличить свою численность до необходимых по закону 50 тысяч членов либо не смогла соблюсти норму о численности региональных отделений.

Положение закона о том, что политическая партия, не принимавшая в течение 5 лет подряд участия

в выборах, подлежит ликвидации, с одной стороны, способствовало активизации деятельности партий, но с другой - оно помогало избавиться от «балласта»;

13. Запрет на создание избирательных блоков.

В мае 2005 года Госдумой были приняты поправки в закон о политических партиях, запрещающие партиям объединяться в блоки. Лишившись этого права, маленькие партии потеряли какую-либо политическую перспективу. Перед ними, как перед витязями на распутье, открылись три дороги: 1) либо объединиться друг с другом (так возникли и остались «на плаву» партии «Правое дело» и «Патриоты России»); 2) либо примкнуть к крупной парламентской партии (целый ряд партий поглотили «Единая Россия» и «Справедливая Россия»); 3) либо распуститься. Как показала практика последних лет, наиболее прагматичными оказались те, кто выбрал второй путь. Перегруппировка сил привела к тому, что на начало 2009 года список партий, зарегистрированных в Росрегистрации, сократился до 7;

14. Укреплению государственного контроля над российскими политическими партиями способствует включение в законодательство норм об их государственном финансировании.

Впервые эти нормы появились в законе «О политических партиях» 2001 г. С января 2006 г. госфинансирование партий, набравших более 3%, повышено с 50 копеек до 5 рублей за каждый голос избирателей, а с июля 2008 г. - до 20 рублей. Бюджетная поддержка партийцев за 2,5 года выросла в 40 раз. В результате наибольшую выгоду получила партия власти, но и другим дышать стало легче. Вместе с тем можно согласиться с мнением, что государственное финансирование увеличивает независимость партийных лидеров от рядовых членов и способствует бюрократизации партий[2];

15. Возглавив 7 мая 2008 года «Единую Россию», В. В. Путин изменил облик партийной системы.

Целый ряд партий на протяжении второго президентского срока В.В.Путина стремились представить себя как партии президента (особенно преуспела в этом «Справедливая Россия»). Он же в своих симпатиях определился к концу своего срока, согласившись в октябре 2007 г. возглавить список «Единой России» на декабрьских выборах. Это помогло партии получить 64,3% голосов избирателей. В партию начался новый массовый приток членов, в том числе чиновников всех уровней. Выросло и политическое влияние партии .

Как отметил И. Бунин, гендиректор Центра политических технологий, «после парламентских выборов (2007 г.) в России сложилась «полуторапартийная система» - есть «Единая Россия» и есть все остальные партии...»[1]. После того как «Единую Россию» возглавил В.В.Путин, «полуторапартийная система» утвердилась окончательно;

16. Предложения по реформированию политической системы, прозвучавшие в первом Послании Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию (5.11.2008 г.) затронули и российские партии.

Предложения в последующем нашли законодательное закрепление.

В результате либерализации законодательства в вопросе регистрации - партия теперь должна иметь не 50 тысяч членов по стране, а 45 тысяч. Обязательная численность региональных отделений в более чем половине субъектов РФ снижена с 500 до 450 человек. С 2012 года в партии должны будут состоять минимум 40 тысяч человек, обязательная численность отделений в более чем половине российских регионов составит 400 человек. Малые партии получили возможность выступать на пленарных заседаниях Госдумы и местных законодательных собраний (не реже одного раза в год), а у местных властей появилась обязанность предоставлять партиям помещения для проведения предвыборных мероприятий.

По нашему мнению, поправки в законы о политических партиях и гарантиях прав избирателей, принятые по инициативе президента Д.А.Медведева на нынешнюю ситуацию в области партстроительства не сильно повлияли. Мизерные послабления не способны коренным образом изменить ситуацию с низкой политической активностью граждан.

Участники политического процесса убеждены, что для регистрации партии нужна поддержка Кремля. Как отметил Б. Надеждин, член политсовета «Правого дела», его партии в регистрации препятствия не чинили потому, что было ясно, что она создается при поддержке властей [3].

Вместе с тем, несмотря на высокие требования к созданию новых партий, некоторые политики не оставляют надежду присоединиться к «лицензированной семерке».

Так, например, 22 февраля 2010 г. состоялся Учредительный Съезд новой политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» (сокращенно - РОТ ФРОНТ). На начало ноября 2010 г. партия официально не зарегистрирована, но планирует пройти эту процедуру, с учетом региональных отделений, примерно за год и принять участие в выборах в 2011 году. 22 октября 2010 г. опубликована программа Всероссийской политической партии «Партия дела» [4], которая находится в начале длительного пути становления.

Библиографический список

Необходимо подчеркнуть, что партийного бума, как это было в начале 90-х годов, в ближайшем будущем ожидать не приходится, хотя попытки создания новых партий предприниматься будут.

Таким образом, в ходе модернизации политической системы России менялась численно и качественно партийная система. Одной из задач модернизации является улучшение управления страной. Решение этой задачи затронуло и партийную систему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В начале 2003 г. П. Вощанов, журналист-политолог, бывший пресс-секретарь президента Б. Ельцина, обратил внимание на то, как переменились взгляды нашей политической элиты. «В начале 90-х она с восторгом узнавала о рождении очередной партии, считая это признаком углубления демократии. А теперь? Только и разговоров, что надо бы (разумеется, в интересах избирателя) сократить количество без меры расплодившихся партий. Хорошо бы до трех, а еще лучше - до двух, как в Америке. Трудно сказать, к чему в итоге придем, но идеал, к которому стремятся нынешние хозяева Кремля, очевиден - управляемая малопартийность» [5].

Сегодня мы можем констатировать, что идея создания в России управляемой малопартийной системы реализована в полной мере, а вместе с ней достигнута и конечная цель, ради чего все это предпринималось, - управляемый парламентаризм. И во главе этой системы находится «Единая Россия», оценку которой дал президент Д.А.Медведев на XI съезде партии: «Единая Россия» - это не обычная общественная организация. Это, действительно, реальная политическая сила: партия лидеров и руководителей, партия власти. В ваших рядах почти вся управленческая элита: выдающиеся ученые и люди искусства, общественные деятели и предприниматели, представители всех национальностей, профессий и вероисповеданий, ветераны и молодежь. Поэтому граждане России вправе ожидать от вас не просто содействия модернизации, не просто партийного или парламентского контроля за тем, что происходит, контролеров у нас и так хватает. Граждане вправе требовать конкретных результатов» [6].

1. Андриевская Е., Нетреба Т. Право-лево-центр // Аргументы и факты. 2008. № 15.

2. См.: Strom K. A Behavioral Theory of Competitive Political Parties // American Journal of Political Science. 1990. № 34; Schlesinger J. Political Parties and the Winning of Office. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1991. ; Кынев А. Избирательная реформа Владимира Путина и региональные выборы [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. 2006. № 6. URL : http://magazines.russ.ru/nz/2006/50/ky11.html

3. Литой А. Как создать в России легальную политическую партию// Новая газета. 2010. 28 июня.

4. Программа Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»// Российская газета. 2010. 22 октября.

5. Вощанов П. Давка у кассы, или управляемая свобода. Малопартийность - классная придумка Кремля// Новая газета. 2003. 6 февраля.

6. Выступление Д. Медведева на XI съезде партии «Единая Россия» [Электронный ресурс]. 11Р1-Мр:/Лм\м\м.е<Лпго8.гиЛех^8Мт1?10/9219,110028

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.