Научная статья на тему 'Многонациональность как фактор формирования и развития Каратузского района'

Многонациональность как фактор формирования и развития Каратузского района Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
809
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДРАЙОН / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ / ETHNIC GROUP / NATIONALITY / ETHNIC-CULTURAL AREA / ETHNIC FACTOR OF DISTRICT FORMATION / MULTINATIONAL SETTLEMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Большакова Нина Матвеевна

В статье рассматриваются с историко-географической точки зрения заселение и хозяйственное освоение Каратузского района Красноярского края. Одна из особенностей историко-географического формирования территории района многонациональность. Наряду с географическим положением и природно-ресурсными условиями этот фактор сыграл свою доминирующую роль в основании населённых пунктов, их локализации на территории района. Совместное проживание нескольких десятков национальностей в течение двух веков привело к формированию единого этнокультурного экономического пространства района при сохранении некоторых поселений преимущественно мононационального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multiethnic population as a factor of formation and development of Karatuzskiy District in Krasnoyarsk Krai

In this article the land settlement and development of the Karatuzskiy District in the Krasnoyarsk Krai are analyzed from the historical-geographical viewpoint. One of the peculiarities of the District formation from this viewpoint is its multiethnic character. Alongside with the geographical position and natural resources this factor played a very significant role in the foundation of settlements and their location on the territory of the District. The fact that several dozen nationalities lived there together for two centuries led to the formation of one ethnic-cultural economic area; however, some settlements have predominantly preserved their monoethnic character.

Текст научной работы на тему «Многонациональность как фактор формирования и развития Каратузского района»

МНОГОНАЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КАРАТУЗСКОГО РАЙОНА

Этнос, национальность, этнокультурный подрайон, этнокультурные традиции, этнический

фактор формирования территории, многонациональные поселения.

К числу современных приоритетных направлений в области научных исследований отечественный экономической и социальной географии относятся исследования, касающиеся факторного анализа в формировании и развитии субъектов Российской Федерации (далее регионов).

Современные социально-экономические условия характеризуются разрывом сложившихся межрегиональных связей в стране, структурными изменениями хозяйственных комплексов регионов, сменой приоритетов факторов развития территорий. Возрастает интерес к факторам развития территориальной организации хозяйства, размещения населения и географической локализации поселений в рамках низовых федеративных субъектов, к которым относятся районы в составе краёв и областей РФ.

Наряду с новыми факторами, определяющими направления развития районов, такими как коммуникационно-структурный, институциональный, политический, поведенческий, важен учёт исторически сложившейся пространственной социально-экономической ткани в условиях многонациональности отдельных регионов. Типичным представителем такой территории является Каратузский район в составе Красноярского края.

Цель научного исследования - выявить территориальные этнографические различия в составе поселений Каратузского района в ходе его исторического заселения и хозяйственного освоения.

Каратузский район относится к южной группе районов Красноярского края. Расположен в Минусинской котловине в предгорье Западного Саяна. Граничит с Курагинским, Минусинским, Шушенским и Ермаковским районами Красноярского края и Республикой Тыва.

Площадь района 10,2 тысячи квадратных километров - 0,18 % территории Красноярского края. Протяжённость с севера на юг - 110 км, с запада на восток - 140 км. Удалённость от краевого центра, г. Красноярска,-760 км [Енисейский энциклопедический... 1998]. Через район транзитом проходит федеральная автотрасса Кызыл - Абакан - Красноярск. Административный центр - с. Каратузское, в составе района 14 муниципальных образований.

На 1 января 2008 года численность населения составила 18,1 тыс. человек. Плотность населения - 1,8 чел. на 1 кв. м. Из 28 населённых пунктов самым крупным является с. Каратузское - 8171 чел. - 45 % от общей численности населения района.

Район многонационален. Здесь проживают народы 63 национальностей. В результате совместного проживания разных национальностей произошло взаимодействие культур народов, сформировались этнокультурные подрайоны и поселения, которые отличаются своей спецификой.

В основе формирований этнокультурных поселений лежат два фактора. Это историко-географические особенности заселения и хозяйственного освоения района и социально-экономические условия, в которых формировались поселения.

Территория района относится к группе районов давнего освоения. По свидетельству археологов, следы древнего человека зафиксированы здесь в каменном веке. На этой территории проживали представители монголоидной расы, пришедшие сюда из районов Средней,

Центральной и Восточной Азии около 400 тысяч лет назад. Аборигенные народы расселялись в степных районах Минусинской котловины. Наряду с племенами и народами монголоидной рассы проживали и мигрирующие сюда в 3-м тысячелетии до н. э. племена афа-насьевцев. Афанасьевское население характеризовалось ярко выраженным европеоидным видом и использовало в своём хозяйстве металлические орудия труда. Хозяйственная деятельность народов включала охоту, рыболовство, собирательство, мелкое земледелие [Енисейский энциклопедический... 1998; История Сибири 1965].

В первой половине XVIII века начались заселение и хозяйственное освоение территории района русскими. Первые русские переселенцы были представлены ссыльными и вольными людьми.

В 1727 году царским правительством была определена граница России с Китаем. С 1758 года на русско-китайской границе императорским указом стали размещать казачьи караулы-форпосты. Один из них был основан при впадении реки Шадат в реку Амыл. На базе этого форпоста со временем возникла деревня Каратузское. Впервые Каратузское названо в 1789 году в письменных источниках как место жительства казака Шадатского форпоста В.И. Юшкова [Энциклопедия Красноярского. 2008].

Вплоть до XIX века здесь преобладали казаки. Они выполняли роли «толмачей» (переводчиков), писчиков, счётчиков «товарной и денежной казны», оценивали пушнину, закупали различные припасы, отвозили собранные деньги и пушнину в Москву, конвоировали ссыльных и ловили беглых.

В первой половине XIX века по указу императора были переселены крестьяне из Вятской и Пермской губерний. Переселенцы создавали новые деревни. Продолжалось и дальнейшее размещение ссыльных по казённым поселениям.

Во второй половине XIX века на территорию района стали прибывать переселенцы из Казанской, Орловской, Курской, Оренбургской и Воронежской губерний. Многие шли своим ходом по нескольку месяцев вместе с коровой, которая их кормила в течение длительного пути. Это была волна крестьянских миграций, обусловленная особенностями пореформенного периода (отмена крепостного права, 1861 г.). Сибирь не знала помещичьего землевладения, все земли были свободны, слабо заселены. Была полная свобода выбора места жительства [Сте-пынин 1962].

Число поселений в этот период резко возросло. Русские деревеньки создавались в верховьях рек, в приречных долинах, вплоть до подножия Саян. Русские ставили рубленные топором избы. Жилой дом с хозяйственными постройками, окружённый забором, составлял двор. Проживали большими семьями по 10-15 человек. Большой семьёй легче было поднимать целину, распахивать пашню, заниматься различными промыслами и ремёслами, нести повинность казне [Материалы по исследованию. 1994].

Объекты общего пользования - мельницы, солеварни, колодцы и т. п. - сооружались сообща путём объединения нескольких дворов. Общими усилиями разрабатывали новые пашни, убирали урожай.

Среди ссыльных было немало грамотных людей, они стали обучать детей на дому.

В XIX веке наряду с русскими шло переселение татар, эстонцев, латышей, финнов, мордвы, поляков. Среди них были ссыльные, пришедшие по этапу в кандалах, и переселенцы, которые прибывали сюда добровольно целыми семьями.

Между представителями разных национальностей часто возникали разногласия вплоть до ссор и кулачных боёв. Это привело к формированию мононациональных поселений на территории района.

В первой половине XX века в район на постоянное место жительства приехало много чувашей. В предвоенный период появились политические репрессированные [Каратузский районный.]. В 60-е годы ХХ века молодёжные стройки привлекли сюда население разных национальностей из других районов Союза ССР.

В постсоветский период многонациональный спектр населения пополнился представителями народов Кавказской языковой семьи [Архив районной администрации 2000-2006].

Практически национальная структура района формировалась в течение четырёх веков. Однако основа многонациональности территории была заложена и сформирована в XVIII -XIX веках.

Совместное проживание нескольких десятков народов на компактной территории со временем привело к смешению браков, что повлекло за собой взаимодействие и взаимопроникновение культур разных народов. Шла адаптация жизни и быта к местным условиям. Менялись жилище, одежда, быт, семейные традиции, кухня. Создались все условия для формирования этнокультурных особенностей на рассматриваемой территории.

По итогам переписи 2002 года, в районе преобладают русские - 90,8 %. Среди других народов: 2,3 % - эстонцев, 1,8 % - немцев; латыши, мордва и украинцы составляют по 1 %;

0,5 % - татар. Остальные национальности не многочисленны.

Одной из особенностей постсоветского периода в России является возвышение национальной гордости этносов. В каких-то регионах страны фиксируются и националистические движения. Для Каратузского района национальная рознь не характерна.

Возраст многих поселений района насчитывает 250 лет. Этнокультурные традиции подверглись интеграции за счёт межнациональных браков. Мононациональность как черта многих поселений, характерная в XVIII - XIX веках, практически утрачена. Большая часть населённых пунктов многонациональна. Зачастую в одной семье проживают родственники, имеющие корни от нескольких этносов.

Тем не менее на территории региона прослеживаются этнографические подрайоны. Они представлены населёнными пунктами с компактным проживанием национальностей и многонациональными поселениями.

Компактное проживание характерно для латышей, эстонцев, татар, мордвы.

Эстонские поселения - деревни Верхняя Буланка и Верхний Суэтук - были основаны в середине XIX века. Расположены в радиусе 30-40 км от районного центра. Они сохранили национальный менталитет. Все говорят на родном языке. В школах дети изучают наравне с русским языком и эстонский. Преподают эстонский язык учителя из Эстонии. Возрождён национальный храм, где проводит службу пастор. Общественную жизнь села возглавляет староста. Каждая семья при проведении национальных праздников обязательно надевает национальные костюмы, готовит блюда эстонской кухни - кровяную или картофельную колбасу, картофельные блины, капустную кашу, росолье, салат из брусники и тыквы, печенье с перцем и др. В селе Верхний Суэтук все праздничные гулянья сопровождает свой духовой оркестр.

В деревнях Алексеевка, Верхний Кужебар, Средний Кужебар наряду с русскими проживает компактно мордва. Появились представители этой национальности в советское время.

Латыши проживают в деревне Нижняя Буланка. Они являются потомками крепостных переселенцев, батраков, ремесленников, участников восстаний против латышских баронов.

Деревня Исаевка населена потомками татар Поволжья, деревня Красная Казань образована в 1920-е годы татарами из Татарстана.

К группе населённых пунктов с компактным проживанием национальностей относятся «умирающие деревни». Людность этих поселений очень низка. Это деревни Польский Выселок (основана ссыльными поляками в 1868 г.), Сагайское (с 1801 г. - Аракчаевское казённое поселение русских землепроходцев, с 1941 г. - первое и самое крупное поселение немцев в районе), с. Черёмушка (основано в 1835 г. русскими, с 1941 г. заселено репрессированными немцами), с. Таскино (русское поселение с 1833 г., с 1941 г. - место проживания немцев Поволжья).

Самым крупным многонациональным поселением является село Каратузское. Основано переселенцами царской России из Центрального Черноземья, Русского Северо-Запада, По-

волжья, губерний Украины и Белоруссии. В Каратузском проживают представители всех национальностей района. Русский язык является языком межнационального общения, многие семьи других национальностей не забывают родной язык.

В Каратузском проживают потомки первых казаков: Юшковых, Шаровых, Лалетиных, Ковригиных, Шахматовых, Юдиных. Русские дома - с узорной резьбой, красивыми наличниками. В селе действует русская церковь.

В постсоветский период большое внимание районной Администрацией уделяется развитию культуры народов разных национальностей. Каратузское стало центром сосредоточения национальных клубов. Немецкая диаспора создала клуб немецкой культуры, эстонцы -клуб эстонской культуры; работают клубы латышской, мордовской, польской культуры. В рамках клубной деятельности немцы празднуют лютеранское Рождество, эстонцы и латыши - Рождество, Янов день; поляки изучают польский язык. В рамках клуба русской культуры возрождаются обрядовые традиции русских свадеб, празднование Пасхи, Масленицы, дня Ивана Купала, Крещения, действует кружок по вязанию кружев. Во всех клубах работают национальные фольклорные, хореографические, инструментальные коллективы. Кулинарное искусство каратузцев включает весь национальный колорит жителей района.

На территории Каратузского района, помимо районного центра, в настоящее время насчитывается более 14 многонациональных населённых пунктов.

Полиэтничность района эволюционно сформировала единый экономический уклад жизни населения района, позволила вовлечь в хозяйственное освоение территории, расположенные на границе Минусинской котловины и Саянских гор. Степные и лесостепные ландшафты, горные луга стали сельскохозяйственными угодьями. Леса и реки позволили заниматься промыслами, а полезные ископаемые послужили базой для горнопромышленного производства. Созданные совместными усилиями народов разных национальностей аграрный и промышленно-производственный секторы являются основой для дальнейшего экономического развития района.

Таким образом, Каратузский район своеобразен по национальному составу. С одной стороны, это район с преобладанием русского населения, с другой - переселенческий район, где в течение XVIII - XX веков за счёт добровольных и принудительных миграций оседали представители разных национальностей и культур. Это территория длительного и тесного контакта переселенческого населения с коренными народами. За рассматриваемый период сформировалась новая территориальная общность людей - каратузцы.

В размещении народов разных национальностей прослеживаются этнографические подрайоны, которые представлены поселениями с компактным проживанием национальностей: эстонские, латышские, татарские, мордовские, а также подрайоны с многонациональными поселениями.

В настоящее время этнический фактор играет заметную роль в жизни района. Возрождается культура народов разных национальностей. В ряде школ практикуется изучение родного языка с привлечением преподавателей - носителей языка. В то же время продолжается процесс сближения культур разных народов за счёт хорошо продуманной политики администрации района, цель которой - равноправное развитие сложившихся этнокультурных подрайонов.

Вместе с тем в условиях экономического кризиса 1990-х годов некоторые поселения стали депрессивными территориями в рамках района, что повлекло за собой миграционный отток населения в районный центр и другие населённые пункты, расположенные в районе или за его пределами. В результате ряд поселений можно включить в категорию «умирающих деревень», в их числе есть и мононациональные поселения. Подобная ситуация является частью проблемы федерального уровня. В этой связи особую актуальность приобретает проблема сохранения накопленного социально-экономического потенциала территории с опорой на сложившийся межнациональный менталитет жителей Каратузского района. Представля-

ется необходимым использовать положительный опыт дальнейшего укрепления и развития населённых пунктов в ряде районов Красноярского края, таких как Назаровский и Ужур-ский, с учётом специфики отечественной социокультурной модели.

Библиографический список

1. Енисейский энциклопедический словарь / гл. ред. Н.И. Дроздов. Красноярск: Русская энциклопедия, 1998. 736 с.

2. История Сибири с древнейших времён до наших дней: в 5 т. Т. 1-3. Новосибирск, 1965.

3. Материалы по исследованию землепользования и хозяйственного быта сельского населения Иркутской и Красноярской губерний. Т. 4. Вып. 4. Иркутск, 1994.

4. Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып. 3 / сост. Г.Ф. Быконя. Красноярск, 1995. 432 с.: ил.

5. Степынин В.А. Колонизация Енисейской губернии в эпоху капитализма. Красноярск, 1962. 566 с.

6. Энциклопедия Красноярского края. Юг / гл. ред. Л.Н. Ермолаева. Красноярск: Буква С, 2008. 592 с.

Источники

1. Архив районной администрации Каратузского района. Ф. 7. Оп. 3. 1945-1965, 2000-2006.

2. Быт Енисейской губернии, конец XIX - начало ХХ вв. URL: http://www.Sibheritage.nsc.ru/, свободный. Загл. с экрана.

3. Каратузский районный исполнительный комитет. Оп. 1. Текущий архив Каратузского районного комитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.