Научная статья на тему 'Многогранность лексемы «Язык»'

Многогранность лексемы «Язык» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
102
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА РЕЧИ / ЯЗЫК И РЕЧЬ / СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ДИАЛЕКТЫ / LINGUISTIC UNIT OF SPEECH / LANGUAGE AND SPEECH / MEANS OF COMMUNICATION / SOCIAL DIALECTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маснева И.Е., Зубенко И.В., Махинова О.В., Скокова Н.Н.

В статье рассматривается многообразие значений слова «язык».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многогранность лексемы «Язык»»

(©

Маснева И.Е., Зубенко И.В., Махинова О.В., Скокова Н.Н.

Старший преподаватель, кафедра иностранных языков Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

МНОГОГРАННОСТЬ ЛЕКСЕМЫ «ЯЗЫК»

Аннотация

В статье рассматривается многообразие значений слова «язык»

Ключевые слова: лингвистическая единица речи, язык и речь, средство передачи информации, социальные диалекты.

Keywords: linguistic unit of speech, language and speech, means of communication, social dialects.

Лексема (греч. lexis слово, выражение, оборот речи) - лингвистическая единица словаря языка. В одну лексему объединяются разные парадигматические формы одного слова и разные смысловые варианты слова, зависящие от контекста, в котором оно употребляется.

Язык, знакомое всем слово, а сколько значений оно имеет? «Словарь русского языка» дает следующие основные определения данной лексемы:

1. Орган в полости рта в виде мышечного выроста у позвоночных и человека, способствующий пережевыванию и глотанию пищи, определяющий ее вкусовые свойства.

2. Орган человека, участвующий в образовании звуков речи и тем самым в словесном воспроизведении мыслей; орган речи. Способность говорить, выражать свои мысли.

3. Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей.

4. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками; стиль, слог.

С анатомическим определением лексемы «язык» все однозначно и понятно. А последующие определения предполагают более глубокие размышления.

М.В.Ломоносов в «Российской грамматике» (1755г) сравнивал язык «с безмерно широким полем и, лучше сказать, едва пределы имеющим морем». Это сравнение верно и в количественном, и в качественном отношении. Из материала любого языка можно построить бесчисленное множество предложений - речевых сообщений. Вместе с тем язык дает возможность бесконечно варьировать тон, стиль, манеру, окраску, оттенки, подтекст, форму сообщения. Кроме того, слово не только служит уму, но и пробуждает живые образы и картины, эмоции в душе человека.

Мир слова богат, как реальный мир. И не случайно Н.В. Гоголь охарактеризовал язык фразой, ставшей крылатой, - «живой, как жизнь» («В чем же, наконец, существо русской поэзии», 1846 г.).

Наша жизнь бесконечно разнообразна, и потому живой язык может быть веселым, детским, острым, заумным, суконным, дипломатическим, канцелярским, бессмертным, сухим, авторским ... Невозможно исчерпать список прилагательных, характеризующих слово язык. Есть еще и существительные: язык медицины, язык философии, язык цифр, язык любви, язык взгляда, язык жестов, язык лжи, язык мира и разума, язык животных, птиц и растений .

Язык человека - это язык слов. Звучащее слово имеет сложную внутреннюю структуру: его можно разложить на смысловые элементы, которые допускают относительно свободное комбинирование, сочетаются по определенным правилам. Эти элементы -

© Маснева И.Е., Зубенко И.В., Махинова О.В., Скокова Н.Н., 2015 г.

морфемы (греч. morphe форма), т.е. минимально значимые части слова (корни, аффиксы). В свою очередь, каждая морфема разлагается на фонемы (греч. phonema звук) - звуковые частицы, не обладающие значением. Число фонем в языках мира относительно невелико, но, комбинируясь, они порождают все бесконечное разнообразие смысловых единиц языка -морфем и слов, из которых строится бесчисленное множество предложений, передающих неисчерпаемое богатство человеческой мысли.

Язык и речь пронизывают каждую клеточку нашей жизни. Они неотделимы от мыслей и чувств людей, их поступков и целей, знания и незнания, опыта и намерений. И потому наша речь, т.е. использование языка, тесно переплетена с поведением. Это дало основание говорить о речевом поведении человека.

«Наложение» языка на поведение, отражающееся в речи, позволяет говорящим переносить свойства, особенности, признаки поступков, целей, задач, характеров, умов на инструмент, с помощью которого мы решаем свои задачи, на средство общения, отражающее внутренний и внешний мир человека. Поэтому нет просто языка, или, как написал Расул Гамзатов в повести «Мой Дагестан» (1968 г) «нет просто слова. Оно либо проклятье, либо поздравление, либо красота, либо боль, либо грязь, либо цветок, либо ложь, либо правда, либо свет, либо тьма». В результате ложь и правда, боль и красота, свет и тьма наших поступков и дел начинают говорить языком лжи и языком правды, языком мира и языком вражды.

Цели, к которым стремиться человек, заставляют искать нужные языковые средства. Для установления дружеских отношений говорят на языке дружбы. Для передачи точной информации прибегают к языку цифр, языку статистики. При написании заявления употребляются слова и обороты канцелярского языка. Для выражения лирического настроения обращаются к языку поэзии.

Если связи между целями общения и средством общения становятся устойчивыми и общественно значимыми, то в рамках национального языка постепенно формируются его варианты, функциональные разновидности. Некоторые из них, особенно заметные и важные, получили общее название социальных диалектов или социодиалектов.

Социодиалекты очень разнообразны. Мы говорим о языке науки, языке биологии, языке математики. Существует возрастной язык молодежи (так называемый молодежный жаргон) и профессиональный язык врача. Человек сталкивается с языком документации и языком писателя (причем язык М.Е. Салтыкова-Щедрина не похож на язык А.П. Чехова или язык Л.Н. Толстого).

Русский литературный язык - это тоже социолект, представляющий собой высшую форму национального языка. Сфера его распространения тем шире, чем образованнее народ.

В литературном языке, в свою очередь, имеются свои языки, называемые стилями. Стили своим происхождением обязаны сферам общественной жизни, которые они обслуживают. В сфере обыденной, повседневной жизни мы используем обиходноразговорный стиль. Для сферы деловой, производственной предназначен официальноделовой стиль. Эстетическое освоение действительности средствами словесного искусства породило художественный стиль. Научное познание мира привело к появлению научного стиля.

Если человек хорошо овладел стилями литературного языка и творчески использует их, то у него вырабатывается свой, индивидуальный стиль речи. В противном случае он высказывает свои оценки языком грубым, серым, жаргоном.

Человеческий род обладает языком как системой средств передачи информации постольку, поскольку такой системой обладает все живое на Земле, т.к. жизнь невозможна без информации, ее накопления, хранения, обработки и передачи. В этом смысле на нашей планете функционирует язык существующей на ней жизни. В процессе эволюции он распался на множество различных видов. Заняв высшую ступень на эволюционной лестнице, человек получил от природы свой родовой язык. А различным видам живого природа дала разные, но единые в своей жизненной сути средства информационного обеспечения.

Таким образом, словом язык люди обозначают любое известное им средство передачи информации. Самое важное уметь отличать живой язык от мертвого языка, язык человека от сигнального кода (наилучшим названием для коммуникативных систем животных, по мнению французского лингвиста Э. Бенвениста, является именно этот термин), словесный язык от языка искусства, язык мира и дружбы от языка вражды и угнетения, а также научиться анализировать, исследовать и совершенствовать их.

Литература

1. Будагов Р.А. Язык и речь в кругозоре человека / Р.А. Будагов. - Москва : Добросвет, 2000. - 303

С.

2. Словарь русского языка : в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньева. - Москва : Русский язык, 1984. - Т. 4. -794 С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.