Научная статья на тему 'Многогранность экспертной работы глазами будущих психологов'

Многогранность экспертной работы глазами будущих психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многогранность экспертной работы глазами будущих психологов»

МНОГОГРАННОСТЬ ЭКСПЕРТНОЙ РАБОТЫ ГЛАЗАМИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ Л.Ф. Чупров

«Объединённая редакция научных журналов» Т.М. Хусяинов Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики " - Нижний Новгород В.П. Чудакова Институт педагогики Национальной академии педагогических наук Украины Институт психологии им. Г.С. Костюка Национальной академии педагогических наук Украины

VERSATILITY OF EXPERT ACTIVITY IN FUTURE PSYCHOLOGISTS' IMPRESSION

L.F. Chuprov

"United editors of scientific journals" T.M. Khusyainov National Research University Higher School of Economics

V.P. Chudakova Institute of Pedagogy of National Academy of Educational Sciences of Ukraine H.S. Kostyuk Institute of Psychology of National Academy of Educational Sciences of Ukraine

Мы продолжаем заложенную ранее нашим журналом традицию знакомства с научными коллективами, создаваемыми отдельными учеными. В прошлый раз это была научная группа молодых ученых-социологов под руководством профессора И.Л. Сизовой (Нижний Новгород, Россия) [4; 5].

Этот специальный номер «PEM: Psychology. Educology. Medicine» представляет материалы по одной из самых мало разработанных проблем деятельности психолога.

Социальный запрос на этот вид деятельности психолога существует давно. Многие авторы публикаций в изданиях «Объединенной редакции научных журналов» имеют уже многолетний опыт такой работы, некоторые из них работают по запросу уже многие десятилетия, но это все «штучная» деятельность.

Раскроем «маленький такой секрет» - это экспертная работа специалиста-психолога.

Психолог-эксперт выполняет работу зачастую на основе своего многолетнего опыта практической работы, порой интуитивно анализируя казуистические и эксквизитные эпизоды, представленные ему для изучения, основываясь только на своем видении через призму научного анализа исследуемого материала, события или явления. Какой-либо специальной подготовки многие из них (именно в этом виде деятельности) не получали. Мы и раньше публиковали такого рода материалы, но они были эпизодическими, не делающими, по большому счету, погоды в наших изданиях [2; 3].

И, вдруг, такой «Клондайк».

Когда в редакцию ПЭМ обратилась группа исследователей, часть из которых представлена студентами-психологами со своими материалами, мы решили, что это заслуживает того, чтобы стать специальным выпуском журнала, подобно тому, что был опубликован год назад [4]. Тем более, что буквально в шаговой доступности уже много лет работает исследовательская группа психологов-экспертов и будущих психологов, подготавливаемых и подготовленных для такого рода деятельности.

Этот специальный номер полностью представлен материалами по опыту экспертной работы проблемной группы исследователей-психологов. Адрес этой группы -Новосибирский государственный педагогический

университет, а руководитель О.А. Белобрыкина. Кстати, в

этом году у проблемной группы 10-летний юбилей. Вот уж действительно, нам повезло на юбилеи [1; 6].

Деятельность профессора О.А. Белобрыкиной и ее подопечных уже получила благодарную оценку коллег в рамках разного уровня научных мероприятий, о чем свидетельствуют многочисленные грамоты, дипломы, благодарственные письма. Часть из них представлена ниже и на страницах этого выпуска журнала. Думаем, что и наши читатели также высоко оценят работу проблемной исследовательской группы, а кое-что из представленных авторами материалов возьмут себе на вооружение.

В данном специальном выпуске материалы раскрывают многообразие экспертной работы психолога.

Это экспертная оценка психодиагностического инструментария, анимационной продукции для детей, психотерапевтических техник и др.

Читатель, наверное, обратил внимание, что в разных статьях одни и те же студенты указаны либо 3, либо 4 курсом

обучения, так как материалы готовились именно на конкретном курсе и ждали своего времени для публикации.

Естественно, этот специальный выпуск журнала далеко не исчерпал всего многообразия материалов по экспертной работе специалиста-психолога и подготовке к этому виду работы будущих психологов. Мы продолжим разговор в

следующем выпуске нашего журнала.

* * *

Что же касается нашего журнала, то и здесь есть новости. Наш журнал «PEM: Psychology. Educology. Medicine» начал индексироваться в новых наукометрических базах: AE Global Index. В справочнике Master Journal List 2015 базы AE Global Index журнал PEM указан под номером 266; а также в реферативных базах SocioRePEc и Соционет.

Список литературы

1. Вержибок Г.В., Воропаев М.В., Чупров Л.Ф., Щукин А.С., Янакиева Е.К. Нам повезло на юбилеи (редакторская колонка) // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 1. С. 5-12.

2. Макшанцева Л.В. Социально-психологические вопросы экспертизы учебной литературы // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. № 4. С. 106113.

3. Сабанин П.В. Экспертное исследование образовательного процесса в школе // Наука. Мысль. 2015. № 1. С. 40-43.

4. Сизова И.Л. Академическая культура современного российского университета // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. № 2. С. 9-24

5. Чупров Л.Ф. Гость редакции научный коллектив под руководством профессора И.Л. Сизовой (вступительная

статья главного редактора) // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. № 2. С. 5-7.

6. Чупров Л.Ф., Подколзин М.М., Ставрева Веселиновска С. У журнала юбилей // Наука. Мысль. 2016. № 9. С. 5-7.

References

1. Verzhibok G.V., Voropaev M.V., Chuprov L.F., Shhukin A.S., Janakieva E.K. Nam povezlo na jubilei (redaktorskaja kolonka) // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2016. № 1. S. 5-12.

2. Makshanceva L.V. Social'no-psihologicheskie voprosy jekspertizy uchebnoj literatury // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2014. № 4. S. 106-113.

3. Sabanin P.V. Jekspertnoe issledovanie obrazovatel'nogo processa v shkole // Nauka. Mysl'. 2015. № 1. S. 40-43.

4. Sizova I.L. Akademicheskaja kul'tura sovremennogo rossijskogo universiteta // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. № 2. S. 9-24

5. Chuprov L.F. Gost' redakcii nauchnyj kollektiv pod rukovodstvom professora I.L. Sizovoj (vstupitel'naja stat'ja glavnogo redaktora) // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. № 2. S. 5-7.

6. Chuprov L.F., Podkolzin M.M., Stavreva Veselinovska S. U zhurnala jubilej // Nauka. Mysl'. 2016. № 9. S. 5-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.