Научная статья на тему 'Миссия журналистики: системные аспекты'

Миссия журналистики: системные аспекты Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
983
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕДАКЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПУБЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДИАЛОГ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / THE MISSION OF JOURNALISM / INFORMATION RELATIONS / EDITORIAL ORGANIZATION / PUBLICITY / PUBLIC DIALOGUE / INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шкондин Михаил Васильевич

В статье исследуется миссия журналистики в системном аспекте. Анализируется характер ее целостности, основные компоненты, функциональные и структурные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mission of journalism: system aspects

This article examines the mission of journalism in the system context. Analyzes the nature of its integrity, the main components, functional and structural features.

Текст научной работы на тему «Миссия журналистики: системные аспекты»

УДК 070.11 ББК 76.000.0

Шкондин Михаил Васильевич

доктор филологических наук, профессор, факультет журналистики Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,

125009, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: skond@mail.ru Shkondin Mikhail V.

Dr. in philology, Professor, Faculty of Journalism,

Lomonosov Moscow State University,

125009, Moskow, Mohovaya st., 9, e-mail: skond@mail.ru

миссия журналистики: системные аспекты

В статье исследуется миссия журналистики в системном аспекте. Анализируется характер ее целостности, основные компоненты, функциональные и структурные особенности.

Ключевые слова: миссия журналистики, информационные отношения, редакционная организация, публичность, общественный диалог, информационное пространство.

mission of journalism: system aspects

This article examines the mission of journalism in the system context. Analyzes the nature of its integrity, the main components, functional and structural features.

Keywords: the mission of journalism, information relations, editorial organization, publicity, public dialogue, information space.

Исследование миссии журналистики на основе рассмотрения ее как системного объекта представляется продуктивным.

Чтобы отвечать требованиям системного подхода, журналистика должна:

— сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, формируя единый для всех членов общества интегративный результат;

— располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих журналистике закономерностей;

- иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворять информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом;

- структура журналистики должна располагать такими способами связи своих компонентов, такой совокупностью различных редакционных организаций, которые могут способствовать выполнению этих функций;

- журналистика должна быть организованной системой, действующей в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участниками

массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и др.). Для осуществления организационных процессов необходимы соответствующие административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств и др.[35].

Отвечая на вопрос о характере целостности журналистики, мы можем выявить, в чем заключается миссия журналистики как системного объекта. Мы знаем, что все компоненты любой системы должны «работать» на единый для них конечный интегративный результат [2; 3; 4]. Истинная миссия журналистики и состоит в том, чтобы достигать этого результата в своей деятельности. Каков же результат возникает при взаимодействии компонентов системы журналистики? Этот результат связан, прежде всего, с тем, что журналистика занимает свое особое место в системе освоения мира обществом, личностью, различными общественными группами [14; 24; 31; 35].

По словам В.П. Тугаринова, «...в основе освоения мира человечеством и отдельным индивидом лежит триединый акт: познание — оценка — практика. На начальных этапах истории эти стороны или формы освоения мира, поскольку все они направлены в конечном счете на удовлетворение нужд человека, достигаемое в практике, и поскольку познание и оценка были ограничены непосредственным удовлетворением этих потребностей, были включены в процесс практики» [32, с. 53]. Следовательно, нам надо выяснить, какие особые обязанности в познавательном, аксиологическом, производственном и иных процессах имеет журналистика, и какие интегративные результаты она дает обществу, личности, различным составляющим социума.

Освоение мира общественным человеком осуществляется в ряде основных форм, среди которых можно выделить материальнопрактическое, духовно-практическое, теоретическое [34]. Освоение мира — способность человека к преобразованию окружающей его природной и социальной действительности. Освоение мира включает:

— материально-практическое преобразование мира: стремление преобразовать природный и социальный мир в соответствии со своими потребностями;

— духовно-познавательное (теоретическое) освоение мира включает стремление отразить в системе знаний действительность в том виде, как она существует вне человека — познание природы, закономерностей мира, раскрытие его тайн.

— духовно-практическое освоение мира — это стремление постичь мир в его значимости для человека и человечества, т.е. стремление учесть потребности человека, желание, цели и интересы и в соответствии с ними освоить мир. Этот способ включает в себя эмоционально-чувственное переживание человека. Мировоззрение можно отнести к духовно-практическому способу освоения мира. Мировоззрение включает в себя наряду с представлениями о мире личное отношение человека к миру. Это его переживания, эмоциональное отношение к явлениям и оценка явлений мира в соответствии с потребностями, интересами, идеалами и т.д. Существуют различные формы проявления мировоззрения. Оно может выражаться на языке политики, права, искусства, религии [34].

Познавательный, образовательный, аксиологический, организационно-управленческий и другие процессы освоения мира в значительной мере осуществляются через медиа-

систему, роль которой в эпоху научно-технической революции стремительно возрастает.

Согласно системному подходу, для выявления интегративного качества журналистики как системного объекта необходимо охарактеризовать процесс взаимодействия его компонентов. Причем эти компоненты могут быть и структурными, и функциональными. Среди функциональных компонентов следует в первую очередь назвать творческую деятельность журналистов, а также редакционную (литературное, художественное, техническое и иное редактирование) и другую профессионально-организационную деятельность (менеджмент, маркетинг, промоушен и пр.).

Таким образом, журналистика участвует в процессах освоения мира по меньшей мере трояко. Журналист создает свои собственные журналистские произведения как их автор. Он выступает также как редактор: формирует номера газет, журналов, выпуски, программы телевидения и радиовещания, интернет-СМИ. Журналистика осуществляет литературное, художественное и иное редактирование. Она использует научное редактирование, научную и иную экспертизу для предлагаемых к публикации произведений науки, искусства и пр. Журналистика осуществляет организационный процесс, редакционный менеджмент. Она формирует авторский актив, создавая широкую редакционную организацию, активно взаимодействует с аудиторией. В ней наличествуют все этапы управленческого цикла: исследование ситуаций, принятие решений, учет и контроль.

Журналистика участвует также в процессах освоении мира как создатель собственных информационных продуктов. То, что познал журналист как автор журналистского про-

изведения, как он оценил познанное, какие сделал практические выводы и рекомендации, какие предложил модели поведения аудитории — все это способы освоения мира журналистом как автором журналистского произведения. Это важнейшая обязанность журналистики.

Не менее важная обязанность журналистики в освоении мира — редакционная деятельность, редактирование, организация массового информационного процесса. Каждый социальный субъект, действующий в системе общественного разделения труда, наряду с осуществлением своих основных функций и также для их осуществления, должен использовать массовый информационный процесс. Это присуще субъектам политики, экономики, науки, образования, воспитания, литературы, искусства и др. В этом случае журналистика упорядочивает массовый информационный процесс таким образом, чтобы в нем активно реализовались коммуникативные функции этих социальных субъектов. Массовый информационный процесс, осуществляемый журналистикой, должен носить поэтому открытый и коллективный характер. В нем представительствуют участники различных направлений экономической деятельности, различных научных сообществ, литературных и художественных кругов, управленческие структуры и др. Здесь осуществляются многообразные процессы взаимодействия между теорией и практикой, наукой и производством, государством и его гражданами и пр.

Если говорить о структурных компонентах журналистики как системного объекта, то это прежде всего широкая редакционная система, включающая не только штатных журналистов, но и такого коллективного автора, как внештатный авторский состав редакций. Этот главный

коллективный субъект массового информационного процесса включает в себя широкие побудительные силы общества, представляющие цвет науки, искусства, образования. Среди них значительное место занимают многочисленные субъекты политики и экономики, других сегментов социальной деятельности.

Чем представительнее круг авторов из различных видов познавательно-духовной (теоретической), духовно-практической и практической деятельности, тем более коллективный характер носит создаваемый в системе журналистики массовый информационный продукт. В этом состоит одна из важных обязанностей журналистики.

Важным компонентом журналистики как системного объекта является информационная подсистема. Она включает:

- потенциальную массовую информацию, которой располагают ее источники;

- потенциальную массовую информацию, содержащуюся в редакционных портфелях;

- потенциальную массовую информацию, которая тиражируется и распространяется через массмедиа и может храниться потом в электронном или бумажном виде;

- реальную информацию, которая усваивается аудиторией СМИ, отражается в ее сознании. Причем это не только информация журналистская, но и научная, образовательная, художественная и др. На ее основе в сознании аудиторных общностей формируется картина действительности, оценка происходящего, формируется или корректируется модель поведения [35].

Картина мира, отображенная в сознании человека, определяется как упорядоченная совокупность знаний о действительности, сформировав-

шаяся в общественном (групповом, индивидуальном) сознании [21], являющаяся результатом всей духовной активности человека и лежащая в основе его мировидения. Основными характеристиками картины мира являются целостность, комплексность, многоаспектность, историчность, многообразие, полиинтерпретируемость и др. [7]. В качестве наиболее важных функций картины мира исследователи выделяют две основные: объяснительную (интерпретативную) и регулятивную [19]. В ней характеризуется не только реальное состояние условий жизни данного социума и всего мира (действительное), но и все то новое (идеи, ценности, опыт, модели поведения), что только начинает свое развитие и может способствовать дальнейшему общественному прогрессу, удовлетворению тех иди иных потребностей общества, различных общественных групп, индивидов (возможное). Поэтому благодаря освоению массовой информации происходит обогащение духовно-познавательного потенциала личности, различных общественных групп, общества в целом, их ценностных позиций и поведенческих ориентиров.

Картина действительности, картина мира — термин, используемый в различных смыслах для обозначения:

- мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. В этом же значении используются термины образ мира, модель мира, видение мира, характеризующие целостность мировоззрения;

— научных онтологий, т.е. тех представлений о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом смысле понятие научной картины мира используется для обозначения:

• горизонта систематизации знаний, полученных в различных научных

дисциплинах. Научная картина мира при этом выступает как целостный образ мира, включающий представления о природе и обществе;

• системы представлений о природе, складывающихся в результате синтеза естественнонаучных знаний (аналогичным образом этим понятием обозначается совокупность знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках);

— посредством этого понятия формируется видение предмета конкретной науки, которое складывается на соответствующем этапе ее истории и меняется при переходе от одного этапа к другому.

Соответственно указанным значениям, понятие научной картины мира расщепляется на ряд взаимосвязанных понятий, каждое из которых обозначает особый тип научной картины мира как особый уровень систематизации научных знаний:

— общенаучную картину мира;

— естественнонаучную картину мира и социально-научную картину мира;

— специальную (частную, локальную) научную картину мира [38].

Художественная картина мира — сложное ментальное образование, целостный непротиворечивый образ, особым образом структурированное представление о мироздании, призванное вызывать у людей ощущение гармонии и порядка во Вселенной и социуме. Важным элементом художественной картины мира человека является система его ценностных ориентаций, а также способность глубокого эмоционального переживания художественных ценностей и явлений искусства. Именно система художественно-творческих ценностных ориентаций определяет развитие художественного сознания человека. Художественная картина мира личности представляет собой интегрированное представление личности о мире

художественных ценностей, позволяющее воспринимать, воспроизводить и создавать художественные ценности в опоре на индивидуальный способ познания мира и себя в этом мире [30].

Журналистика как редакционная, организационная деятельность должна быть ответственна за то, чтобы коммуникативные функции науки, искусства, политики, других видов духовно-познавательной (теоретической, эстетической), духовно-практической (образование, управление, воспитание и др.) и практической деятельности в полной мере реализовались в массовом информационном процессе. Чтобы картина мира, которую она помогает формировать субъектам массового информационного процесса для своей аудитории, была упорядоченной совокупностью знаний о действительности, ценностных ориентиров, моделей поведения. Чтобы этой картине были присущи целостность, комплексность, много-аспектность, историчность, многообразие, полиинтерпретируемость и др.

Важным компонентом журналистики как системного объекта является ее аудитория. Потребность аудитории в этой картине, которую она обретает в процессе массовой коммуникации, связана с необходимостью для личности, различных социальных групп, организаций реагировать на рассогласование между наличным и желаемым состоянием их сознания [27]. Социальный субъект видит реальное состояние действительности с ее плюсами и минусами, знакомится с новыми знаниями, ценностями, моделями поведения, которые отвечают его интересам. Под «состоянием сознания» понимается содержание сознания, которое образуют знания, умения, эмоции, стимулы, контролируемые сознанием.

Коммуникационная потребность побуждает субъект к коммуникаци-

онной деятельности, чтобы привести содержание сознания к желаемому состоянию, чтобы сделать желаемую возможность действительностью для себя лично, социальной группы, всего общества. Определение коммуникационной потребности отличается от дефиниции потребности вообще в следующих отношениях: коммуникационная деятельность есть движение смыслов в социальном пространстве, и она способна удовлетворить коммуникационную потребность только в том случае, если последняя осознается субъектом как недостаток знаний, умений или других смыслов, т.е. как неполнота содержания сознания. Поэтому в определении коммуникационной потребности говорится о рассогласовании между наличным и желаемым состоянием сознания субъектов [27].

Следует особо сказать о картине мира, в создании которой участвует журналистика как создатель информационных продуктов в жанрах журналистики. Конечно, круг участников журналистской деятельности постоянно расширяется. Доля профессиональных журналистов уменьшается, но без их участия обеспечения целостной картины текущей действительности вряд ли возможно. Даже при активном развития блогерства, социальных сетей, «гражданской журналистики». Познавательный процесс, осуществляемый журналистикой как творческой деятельностью, важная составная часть всего познавательного процесса в обществе. Конечно, журналистика дает оперативное знание [14; 18; 31]. Основой этого знания является непрерывное познание текущей действительности и непрерывное сообщение массовой аудитории об этом познании, которая непрерывно меняется в соответствии с изменением условий жизни общества и отражается в сознании аудито-

рии на основе массовой информации. Предметом журналистики в процессе познания действительности является изменчивость в актуальных явлениях действительности [37]. На основе нового оперативного знания, приобретаемого аудиторией, корректируется та картина текущей действительности, которая была у аудитории прежде. Непрерывен не только процесс познания изменчивости в условиях жизни общества, но и познание аудиторией этих изменений, а значит, непрерывна и корректировка ее познавательных, ценностных, поведенческих характеристик.

Социальная деятельность личности во всех ее проявлениях, во всех тех ролях, которые эта личность играет в обществе, должна поддерживаться необходимым уровнем ее информационного взаимодействия, общения с широким кругом представителей духовной, практической и духовно-практической деятельности, чтобы в полной мере удовлетворить потребности этой личности в массовой информации. В связи с этим:

— журналистика призвана обеспечить непрерывность этого взаимодействия адекватно динамике перемен в условиях жизни общества, его различных субъектов;

— в процессе своей деятельности у личности возникает потребность в массовом общении, с помощью которого она обретает необходимую массовую и специализированную информацию. Для удовлетворения этих запросов журналистика призвана обеспечить участие в массовом информационном процессе всех творчески активных сил общества, выступающих с социально значимыми духовными продуктами. В этом состоит требование коллективности массового информационного процесса.

— потенциальная информация, которая рождается в сферах духов-

ной, практической и духовно-практической деятельности, должна превращаться в реальную информацию, корректирующую познавательные, образовательные, аксиологические, целевые потенции субъектов социальной деятельности;

Интегральным результатом деятельности журналистики как коммуникационной системы является

постоянное информационное взаимодействие социальных субъектов в масштабе всего общества, формируемая и поддерживаемая этой системой единая совокупность информационных отношений между ними [36]. Это такая совокупность, которая может быть охарактеризована как общественный диалог и обеспечивает публичность в социуме в целом и в его различных сферах (в различных компонентах его структуры. Эта совокупность образуется тогда, когда журналистика помогает членам общества общаться, взаимодействовать друг с другом, чтобы на основе обогащения, развития духовного потенциала общества, социальных групп, личности и его освоения совместно и организованно участвовать в различных видах социальной деятельности.

Об интегральном качестве журналистики мы можем говорить как о результате функционирования ее как медиасистемы. Создаваемые и поддерживаемые взаимодействия между субъектами массовой информационной деятельности, рождающиеся и продолжающиеся информационные отношения обеспечивают публичность деятельности субъектов социальной деятельности, а также различных ее видов — политической, экономической, научной и др. Массовые информационные отношения, информационные взаимодействия есть механизм формирования и совершенствования политических, идеологических, организационных и иных отношений в

системе общественного разделения труда адекватно преобразованиями в условиях жизни общества.

В публикуемой в этом журнале статье И.М. Дзялошинского анализируются взгляды ученых, характеризующих понятия информационного пространства и медиапространства, а также дается собственное определение автором последнего. Нам бы хотелось определять медиапространство через информационное взаимодействие, общение его субъектов: личности, различных социальных групп, политических, экономических и других организаций. Причем такое взаимодействие, которое непрерывно поддерживает участие данных субъектов в системе общественного разделения труда, обновляя в соответствии с изменением условий жизни общества их духовно-познавательный потенциал, аксеологические, ценностно-ориентационные характеристики, модели поведения. Оно служит тому, чтобы создаваемые и непрерывно поддерживаемые при этом информационные отношения обеспечивали адекватно совершенствование отношений организационных, идеологических и других в соответствии с меняющими условиями жизни общества. Движущей силой этого взаимодействия является существующее противоречие между действительным и желаемым состоянием сознания массовой аудитории. Потребность устранить это рассогласование, это противоречие между желаемым и действительным удовлетворяется журналистикой и как производящей массовые информационные продукты, и как организующей массовую информационную деятельность ведущих субъектов социальной деятельности.

Социальная миссия журналистики тесно связна с принципом публичности, которым руководствуется любое демократическое общество.

А его осуществление во многом зависит от того, как журналистика выполняет свою социальную миссию.

Развитие современных информационных и коммуникационных технологий создает все большие возможности для того, чтобы все виды социальной деятельности осуществлялась в условиях открытости, общественного диалога, публичности. Публичность — это такое состояние открытости процессов социальной деятельности, различных ее видов, такое состояние информационных отношений в обществе, которое позволяет различным субъектам этих отношений: личности, различным

общественным группам, организациям удовлетворять свои информационные потребности в соответствии с условиями развития общества, для того чтобы иметь возможность активно участвовать в различных видах социальной деятельности в системе общественного разделения труда адекватно развитию условий жизни общества.

Современные российское общество прежде всего испытывает серьезные трудности с реализацией принципа публичности массового информационного взаимодействия. Информационные отношения, складывающиеся в экономической, политической системах, в сферах науки и культуры, не способствуют в достаточной степени созданию духовного потенциала общества, адекватного объективным условиям общественного развития, а также приобщению к этому потенциалу массовой аудитории, различных социальных групп. Общественный диалог, общение в различных сферах социальной деятельности между ее субъектами на базе СМИ, не носит во многих случаях характера сотрудничества между ними и часто приобретает часто черты доминирования одних над другими.

Развитие современных информационных и коммуникационных технологий создает все большие возможности для того, чтобы все виды социальной деятельности осуществлялась в условиях открытости, общественного диалога, публичности1. Публичность — это такое состояние информационных отношений в обще-

1 В философской энциклопедии дается следующее определение: ПУБЛИЧНОСТЬ — открытость, доступность и коллективность. Понятие «публичность» характеризует открытую пониманию и вниманию общественную политику и иные виды деятельности (напр., творческую), доступные наблюдению и контролю процедуры принятия решений, гласность дискуссий, открытость «политической сцены» («театрократии» у Платона), выступлений лидеров и т.д. Публичность образует сферу коллективности, ассоциативное пространство, в котором по разным признакам группируются члены общества, коллективизируются взгляды, эмоции, возникают и функционируют партии политические, общественные организации, творческие и иные союзы (публичное пространство, по определению Ю. Хабермаса). В этом пространстве встречаются и взаимодействуют либо противостоят друг другу организованные, институциональные, формализованные и спонтанные общественные формирования (общественные движения, «народные фронты» и т.п.). В нем сочетаются процессы организации и самоорганизации, управления и самоуправления. В публичном пространстве расположена периферия центральной государственной власти — «правящие силы», «политические элиты», аппараты государственных учреждений, партий, органы местного самоуправления, вся совокупность властей «среднего уровня» (мезовласти), связывающей микропроцессуальные отношения приватной сферы с высшими уровнями государственной макровласти. Характер публичности, ее облик определяются интенсивностью ассоциативной жизни общества, ее организованностью, демократической открытостью самого общества. Жизнь публичной сферы включает спонтанные и организованные формы. Публичность — предмет борьбы за права человека (за право собраний). Ассоциативная жизнь общества гарантируется демократическими конституциями и законами (закон 1832 г. в Англии, 1902 г. во Франции и т.д.) [17].

стве, которое может быть охарактеризовано как общественный диалог. Однако сложившаяся система общественного диалога, характер ее функционирования препятствуют формированию оптимальной совокупности информационных отношений в обществе. Современная журналистика, сложившаяся редакционная сфера, редакционный менеджмент пока не реализуют в полной мере важнейшие системные закономерности своей деятельности. В постсоветский период в Московском университете и ряде других вузов развернулась значительная исследовательская работа по их изучению, в том числе в аспекте общественного диалога (см., напр.: [1; 6; 8-13; 15; 16; 20; 22; 23; 25; 26; 29; 33; 35]). На факультете журналистики МГУ ежегодно проводятся международные и всероссийские научные и научно-практические конференции, связанные с актуальными проблемами системных исследований.

Общественный диалог является функциональной характеристикой общества. Он реализуется во всех формах межсубъектных взаимоотношений и взаимодействий, как в явной, так и в неявной форме. Это прежде всего диалог гражданского общества и государства. Это и индивидуальное общение, и коммуникативное взаимодействие социальных групп, общественных организаций, политических движений и партий. Это и общественный диалог в целом как форма динамической стабилизации общественной системы. Результатом этого диалога является социальный консенсус, социальное согласие, социальная сбалансированность, стабильность и функциональность [5].

Субъективный фактор — это социальная деятельность элит, партий, классов, народов, включающая их интересы — цели, программы, организованность, волю и энергию в до-

стижении поставленных целей. Это не общественное сознание, характеризующее общество в целом, вне его реализации в общественной практике, а часть общественного сознания, проявляющаяся в социальной (практической и духовной) деятельности элит, партий, классов и т.п. Таким образом, субъективный фактор — это единство сознания и деятельности каких-то социальных субъектов. Развитость субъективного фактора зависит не только от развитости коммуникаций между субъектами социальной деятельности. Важнейший аспект — насколько полно использует он условия, возможности общественного развития. Действия субъективного фактора без учета объективных условий и закономерностей их развития вступают в противоречие с жизнью, действительностью. Актуализация духовного (интеллектуального) потенциала общества — одна из главных функций субъективного фактора развития общества, которая может осуществляться лишь при формировании системы всеохватного общественного диалога, основанного на принципе публичности [28]. Благодаря журналистике уровень организованности субъективного фактора повышается, возрастает адекватность его реальным условиям и возможностям развития общества.

Современные российское общество прежде всего испытывает серьезные трудности с реализацией принципа публичности массового информационного взаимодействия. Информационные отношения, складывающиеся в экономической, политической системах, в сферах науки и культуры не способствуют в достаточной степени созданию духовного потенциала общества, адекватного объективным условиям общественного развития, а также приобщению к этому потенциалу массовой аудитории, различных социальных групп. Обще-

ственный диалог, общение в различных сферах социальной деятельности между ее субъектами на базе СМИ, не носит во многих случаях характера сотрудничества между ними и часто приобретает часто черты доминирования одних над другими.

Потребности информационного характера — это не только потребности в получении информации, необходимой для участии социального субъекта в познавательном, образовательном, аксиологическом, организационном и иных общественных процессах. Это также потребности различных социальных субъектов в информировании. И не только личности, но и потребности социальных групп, организаций. В конечном счете, — это общественные потребности в освоении мира, которые требуют широкого и всестороннего общественного диалога.

Стройная и разветвленная система журналистской деятельности способна создать широкую совокупность информационных отношений в обществе, которая обеспечивает обмен информацией:

- между индивидами как личностями (общение);

- между субъектами политических, правовых, нравственных, эстетических и других общественных отношений (информирование, воспитание, образование, управление);

- между субъектами духовной, духовно-практической и практической деятельности (научные, художественные, политические, правовые, образовательные, деловые, производственные, рекламные и др. коммуникации);

- между поколениями (социализация) и др.

Выступая важным результатом функционирования журналистики, информационные отношения, создаваемые ею, отнюдь не являются

самоцелью массовой информационной деятельности, хотя с точки зрения информационного общества это необходимое условие его становления и развития. Они также необходимое условие формирования зрелых субъектов социального творчества, средство совершенствования политических, правовых, нравственных, эстетических и других общественных отношений, адекватных характеру развития жизни общества. Они — необходимый информационный механизм, способствующий становлению субъективного фактора исторического процесса. Совершенствование информационных отношений содействует формированию такого состояния сознания членов общества (мировоззрения, общественного мнения, социальных норм, традиций), которые соответствуют состоянию общественного сознания в целом.

Формируемые в масштабе всего общества массовые коммуникации, информационные отношения являются основанием целостности системы журналистики:

- удовлетворяют информационные потребности личности, различных общественных групп и организаций, содействуя их активному участию в процессах экономической, политической и культурной жизни общества;

- обеспечивают взаимодействие, сотрудничество, координацию и разделение труда между ними на основе совместно формируемых моделей поведения каждого социального субъекта;

- непрерывно, объективно и полно отражают условия жизни общества;

- собирают, производят и распространяют информацию в соответствии с динамикой общественного развития;

- привлекают к производству информации все творчески активные

силы, которые служат общественному прогрессу, создают и обогащают духовный потенциал общества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— используют для массового информационного процесса современные информационные и коммуникационные технологии;

— обеспечивают реализацию многообразных функций СМИ в соответствии с процессами их актуализации, с ростом информационных потребностей членов общества.

Целостный характер всей системы журналистской деятельности проявляется в интегральном результате ее функционирования.

Если система носит целостный характер, она имеет своим интегральным результатом следующее:

— обеспечивает информационное взаимодействие всех субъектов социальной деятельности, осуществляемой в обществе;

— создает для каждого из них возможность адекватно и полно и своевременно осознавать условия своего существования, формировать по отношению к ним свою позицию, свою модель поведения;

— формирует информационные механизмы и процессы непрерывного перехода индивидуальных духовных продуктов в общественные, основой которых является общественное сознание. Оно включает различные уровни сознания (теоретическое и обыденное, идеологию и общественную психологию), различные формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку), а также различные его состояния (общественное мнение, общественное настроение и др.);

— создается информационное взаимодействие внутри каждого вида деятельности в обществе — практической, духовной и духовнопрактической, а также между ними, способствующее регулированию

процессов совместных действий индивидов, различных групп, организаций, адекватных изменяющимся условиям жизни общества.

В современных условиях целостность системы журналистики подвергается серьезным испытаниям. Происходят значительные разрывы в информационном пространстве, нарушаются информационные связи между членами общества, различными категориями населения, между обществом и личностью, государством и его гражданами, регионами и центром и т.п.

Для достижения целостности системы СМИ необходимо:

— в полной мере и эффективно выполнять многообразные функции СМИ, активизируемые в соответствии с общественными потребностями, информационными запросами личности, различных общественных групп и организаций;

— содействовать полному и объективному отражению условий жизни общества и информированию об этих условиях всех субъектов информационных отношений, осуществляющих те или иные виды социально активной и иной деятельности и нуждающихся в соответствующих массовых коммуникациях;

— собирать, производить и распространять информацию в соответствии с динамикой общественного развития;

— обеспечивать формирование широкого круга авторов, выступающих в СМИ, адекватного всей совокупности творчески активных субъектов общественных отношений, способных обогатить духовный потенциал общества;

— располагать современными информационными технологиями для формирования широкого потока динамичной и качественной информации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия — к взаимодействию. М.: ИС РАН, 1999.

2. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.

3. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980.

4. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.

5. Бородина Т.В. Социальный диалог: коммуникативные стратегии личностной репрезентации общественных отношений: дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2003.

6. Вартанова Е. Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы. М.: МедиаМир, 2009.

7. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2003.

8. Груша А.В. Формы и методы организации взаимодействия субъектов политики. Пресса и политический диалог. М., 2001.

9. Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ. М.: Аспект Пресс, 2009.

10. Демина И.Н. Система управления медиапредприятиями в современной России. СПб.: СПбГИЭУ, 2005.

11. Дзялошинский И.М. Пресса и политический диалог. М., 2001.

12. Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика. 1990-2007. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007.

13. Иваницкий В.Л. Основы бизнес-моделирования СМИ. М.: Аспект Пресс, 2010.

14. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2010.

15. Лозовский Б. Н. «Четвертая власть» и общество: на тернистом пути к согласию. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001.

16. Муратов С. Диалог: Телевизионное общение в кадре и за кадром. М.: Искусство, 1983.

17. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В.С. Степина. М.: Мысль, 2001.

18. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество. М.: Рип-холдинг, 2003.

19. Ольшанский Д.В. Политическая психология. М., 2002.

20. Прохоров Е.П. Режим диалога для демократической журналистики открытого общества. М., 2002.

21. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русское коммуникативное поведение. М., 2002.

22. Реснянская Л.Л. Двусторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога. М., 2001.

23. Реснянская Л.Л. Общественный диалог и политическая культура общества. М.: Факультет журналистики МГУ, 2003.

24. Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000.

25. Система средств массовой информации России / под ред. Я.Н. Засурского; науч. ред. М.В. Шкондин, Л.Л. Реснянская. М.: Аспект Пресс, 2001.

26. Современная пресса: теория и опыт исследования / под ред. М.В. Шкондина. М.: Факультет журналистики МГУ, 2010.

27. Соколов А.В.. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002.

28. Соколов С.В. Социальная философия. М., 2003.

29. Средства массовой информации России / под ред. Я.Н. Засурского; науч. ред. Е.Л. Вартанова, М.В. Шкондин. М.: Аспект Пресс, 2011.

30. Степин В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М.: Изд-во Проспект, 2004.

31. Тертычный А.А. Социальное познание в журналистике. М., 2009.

32. Тугаринов В.П. Философия сознания (Современные проблемы). М., Мысль, 1971.

33. Тулупов В.В. Теория и практика современной российской журналистики. Воронеж, 2007.

34. Шенкао М.А. Феномен духовно-практического освоения мира // Вестник российского философского общества. 2012. № 1.

35. Шкондин М.В. Система СМИ как фактор общественного диалога. М.: Пульс, 2002.

36. Шкондин М.В. Системная типологическая модель СМИ. М.: Факультет журналистики МГУ, 2002.

37. Шкондин М.В. СМИ как коммуникативная система // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2002. № 1.

38. URL: http://tsutmb.ru/nu/nauka/dic.academic.ru. Научная картина мира/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.