Научная статья на тему 'Миссия митрополита Гедеона: неосуществленный геополитический проект'

Миссия митрополита Гедеона: неосуществленный геополитический проект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
480
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
георгий стефан / москва / яссы / гедеон / богдан хмельницкий
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миссия митрополита Гедеона: неосуществленный геополитический проект»

Сергей СУЛЯК

МИССИЯ МИТРОПОЛИТА ГЕДЕОНА: НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Говоря о первом в истории Молдавии прошении ее правителей о вхождении княжества в состав Русского государства, нельзя не упомянуть о событиях, которые предшествовали ему и делали необходимым принятие этого решения. После Стефана Великого (1457-1504) до начала правления Василия Лупу (1634-1653) в Молдавском княжестве сменился 31 правитель. Из них 9 удержались на престоле меньше года, 10 побывали господарями по два раза, а Петр Хромой (1574-1577, 15781579, 1582-1591) правил трижды.

Частая смена господарей в ХУ1-ХУИ вв. привела к ослаблению центральной власти. Утвержденные турецким султаном господари были орудием в руках Оттоманской Порты. Соседние страны - Польша, Валахия, Трансильвания - тоже пытались вмешиваться в дела княжества, поддерживая своих кандидатов на господарский престол. В этих условиях возросла роль боярства. Боярский Совет (Диван) активно участвует в управлении страной, молдавским войском командует член Дивана гетман, полноправными хозяевами на местах становятся вор-ники, пыркалабы и старосты. Молдавское родовое боярство постепенно теряет влияние, уступая место служилому боярству, которое постепенно захватывает ключевые посты в государстве и оказывает влияние на внешнеполитический курс Молдавии. Попытки сбросить турецкое иго и восстановить суверенитет страны, предпринятые во время правления Стефаницы (1517-1527), Петра Рареша (1527-1538, 1541-1546)), Иоанна Лютого (1572-1574), оказались безуспешными.

Надежда на освобождение страны от турецкого ига появилась после начала военных конфликтов России с Турцией из-за Азова в конце 30-х годов XVII в. и освободительной войны в Малороссии под руководством Богдана Хмельницкого. Правивший в Молдавии господарь Василий Лупу (1634-1653) устанавливает тесные связи с Россией: информирует о положении дел в Польше и Турции, оказывает содействие русским послам в Константинополе, в 1642-1643 гг. принимает

у себя тайного резидента Москвы А.Л. Ордина-Нащокина.

Победы казацкого войска, в котором воевало много выходцев из Молдавского княже-ства1, сделали реальным осуществление далекоидущего геополитического проекта по созданию антитурецкой коалиции. Конечной его целью было освобождение православного Востока. После заключения Зборовского мира с поляками в 1649 г. Богдан Хмельницкий сказал московскому послу Неронову: «Если ляхи со мною договорные статьи на сейме совершат, то, сло-жась с крымским царем, с волохами, сербами и молдаванами, хочу промышлять над турецким царем».

Инициатором осуществления проекта выступил Иерусалимский патриарх Паисий, благодаря которому этот план был положительно встречен в правящих кругах Валахии и Молдавии. Паисий, будучи проездом из Москвы, которую он тоже хотел привлечь к союзу против турок, встречался с Хмельницким и прожил довольно значительное время в Молдавии. Здесь ему удалось склонить господарей молдавского Василия Лупу и валашского Матвея Басараба вступить в тесные отношения с Хмельницким и Москвой. Отсюда он убеждал московского царя начать войну с турками, обещая помощь со стороны сербов и греков, ставя целью освобождение Царьграда2.

Союз с Молдавией был также необходим Хмельницкому для обеспечения левого фланга в войне с Польшей. С целью укрепления союза с Молдавией гетман предложил Василию Лупу заключить соответствующий договор, скрепив его браком своего сына Тимофея и дочери молдавского господаря Руксандры. Однако заключать такое соглашение молдавский господарь не спешил: он осуществлял, как это принято говорить сегодня, многовекторный политический курс и вскоре начал переговоры с поляками. После разгрома казаками польской армии весной 1652 г. на Батогском поле Хмельницкий поставил В. Лупу уль-

тиматум: или немедленный союз и закрепление его свадьбой, или «... сто тысяч войска к нему придут в гости»3. После этого переговоры прошли быстро и удачно, союз был скреплен браком.

Однако валашский господарь Матвей Басараб и трансильванский князь Георгий Ракоци, поддерживаемые поляками, в 1653 г. свергли Василия Лупу. Не помогла помощь казачьего войска, которое возглавил Тимофей, погибший в сентябре при обороне Су-чавы. Молдавский престол достался ставленнику валашского господаря и трансильванского князя бывшему логофету Георгию Стефану4.

Вначале Георгий Стефан тщательно исполнял обязанности данника Оттоманской Порты, поддерживал дружеские отношения с Польшей, Валахией, Трансильванией. Будучи зависим и от трансильванского князя, и от турецкого султана, Георгий Стефан пытался лавировать между ними. По свидетельству современников, в октябре

1653 г. «новой де волоской воевода в Ясех жить не смеет, потому что ещо не утвердился, а живет ныне в деревне Ромне блиско венгерской границы. Да и для де того в Яси ехать не смеет: посулил де он турскому салтану денежные казны 250 000 золотых червонных, а дал только 50 000, а достальных дать не хочет. А посылает де многую казну к венгерскому Ракоце для того, какова де будет ему не мера, и он де побежит к венгерскому»5. Как видим, господарь в начале правления не пользовался поддержкой населения и значительной части политической элиты.

Ситуация изменилась после Переяславской рады6. 7 февраля 1654 г. Москва направляет в Молдавию и Валахию посла Гавриила Самарина с царской грамотой. В ней сообщалось о том, что «под нашею царского величества высокою рукою в вечном подданстве Богдан Хмельнит-цкий, гетман Войска Запорожского, и все Войско Запорожское з городами и з землями, которые в Малой Росии належат х княжеству Киевскому и Черниговскому, и вся Малая Русь». В грамоте царь упомянул, что, став господарем, Георгий Стефан не известил его об этом. Царь

настаивал, чтобы господарь не оказывал помощи польскому королю против Б. Хмельницкого и сообщал в Москву о замыслах поляков7.

Георгий Стефан, вероятно, под давлением духовенства и прорусски настроенных бояр завязывает дипломатические связи с Москвой. В начале 1654 г. он заявляет русскому паломнику в Яссах Александру Суханову, что «рад служить царю найпаче прежних вое-вод»8. После чего 18 февраля 1654 г. Георгий Стефан направляет в Москву своего посла Ивана Григорьева. Григорьев прибыл в Москву 1 апреля 1654 г. Он передал царю грамоту, в которой господарь просит о царской милости и покровительстве, намекая на возможность более тесных связей. Послу И. Григорьеву господарь поручил выступить также с устным заявлением. Он просил, чтобы царь «принял бы его под свою государскую руку, так же, как и гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское, и был бы над ними надо всеми православными христианы един он благочестьивый християнс-кий господарь». В Москве Иван Григорьев добился формального согласия России на принятие Молдавии в русское подданство, после чего «.Стефан воевода пошлет ко государю в послех ближних своих честных людей и обо всем ко государю прикажет с теми своими послы»9.

Одновременно Георгий Стефан направил специального посла Стро-еску к Б. Хмельницкому. Господарь опасался мести Богдана за смерть сына. Однако гетман и здесь показал себя дальновидным политиком. Молдавским послам Ивану Григорьеву, бывшему в Чигирине проездом в Москву, и Строеску, Хмельницкий ответил: «чтобы Стефан воевода от него ни в чем не опасался, хотя сын его в Сучаве убит. и ему де, гетману, хотя бы и всю молдавскую землю разорить и людей погубить, а однако уже сына своего не воротить. И Стефан бы де, воевода, был с ним в совете и держал во всем дружбу»10.

В ответной грамоте, врученной Ивану Григорьеву, царь дает согла-

сие на просьбу Стефана о принятии Молдавии в русское подданство и согласие оформить этот переход. Вместе с тем московскому послу То-миле Перфирьеву, выехавшему к Богдану Хмельницкому, поручается выяснить, «подлинно ли молдавский владетель Стефан ищет российского подданства»11.

В это время Стефан несколько изменяет политический курс. Он хорошо принимает в Яссах Самарина, который прибыл в Молдавию за несколько дней до того, как в Россию отправился Григорьев. Однако когда Самарин не был пущен в Валахию и вынужден был возвратиться в Молдавию, отношение господаря к послу изменилось. Посол был задержан и отпущен только из-за боязни казаков. Привезенную Самариным грамоту Георгий Стефан переслал в Константинополь и дал о ней знать польскому королю Яну Казимиру и трансильванскому князю Ракоци. При этом Стефан не сказал ничего о своем послании царю. В то же время в составе польской армии против казаков воевали молдавские отряды.

Хмельницкий, узнав о вероломстве Стефана, задержал молдавского посла, прибывшего к нему в начале мая, и вернул назад в Москву Пер-фирьева. Царю он сообщил, что «он дьяка Томила Перфирьева поворотил назад для того, что Стефан воевода писал к нему великому государю будто поддаючиеся под его царского величества высокую руку прелестно, а не по истине. И как был он наперед ево у Стефана воеводы Гаврило Самарин и он Стефан воевода и в то время против их войска... запорожского ляхом на помочь людей своих посылал, также и о том ляхом обявлял о каких делех от него великого государя к нему Стефану воеводе Гаврило Самарин приезжал, да он же на помочь к ляхом сверх того людей своих 20 знамен послал. И никакова добра его царскому величеству не мыслит и для того Томила к Стефану и не отпустили»12.

Победы России в войне с Польшей вновь привели к возобновлению переговоров. В июле господарь сообщает Хмельницкому, что он отказал польскому королю в помощи, и просит гетмана о дружбе и походатайствовать о вхождении в российское подданство. В грамоте, написанной 6 августа 1654 г. и отправленной в Москву с молдавским послом Никифором Ивановым, господарь благодарит царя за то, что он велел Б. Хмельницкому «бытии с нами в дружбе и приятстве и на православную нашу страну молдавскую войноу не ходил». В августе Богдан Хмельницкий послал есаула Демку Михайлова к Стефану, чтобы «с ним учинилось во всем дружба и на то крест целовали при есауле Демке». 21 августа вместе с вернувшимся Михайловым к гетману прибыли представители господаря: сорокский староста Строеску Лупу и посол Никифор Иванов. Молдавский господарь просил Хмельницкого походатайствовать, чтобы царь «изволил принять под свою руку

Стефана воеводу со всею аТ ёТ пеТ р да ёае»13.

Богдан Хмельницкий известил царя Алексея Михайловича, что господари молдавский и валашский, король венгерский хотят быть под царскою рукою14. 6 сентября Иванов прибыл в Москву с грамотой от Стефана. В ответной грамоте 25 сентября 1654 г. Алексей Михайлович писал: «Милостиво хвалим тебя. Посылай ближних и думных людей».

Однако с середины

1654 г. к Хмельницкому стали поступать сведения о том, что молдавские отряды все же воюют на стороне поляков. В июне 1655 г. Стефан снова отправил послов в Москву, но в Хотине их встретил представитель Хмельницкого и возвратил назад. К концу

1655 г. отношения между Богданом Хмельницким и Георгием Стефаном осложнились настолько, что речь заходила о возможном вторжении в Молдавию русских войск15.

К началу 1656 г. стали оформляться союзнические отношения Хмельницкого с Ракоци. Последний, сколотив союз между Трансильванией, Валахией и Молдавией, пытался добыть себе польскую корону. Летом

1656 г. гетман и трансильванский князь заключают договор о дружбе. Активным сторонником его заключения был Стефан. За молдавского господаря ходатайствовали патриархи Антиохийский и Иерусалимс-кий16. В марте 1656 г. молдавский посол Чогол, вернувшись от Хмельницкого, сообщил, что гетман пропустит к царю молдавских бояр17.

В Москву была отправлена делегация «думных бояр». В ее составе был 31 человек: «Митрополит Гедеон, архима(нд)рит его Иона, архидьякон Кирилл, казначей старец Иоарист, митрополичий брат Давид Онтонов, племянники его бельцы 3 человека, писарь Стефан Петров, да людей их 10 человек. Боярин и логофет Григорей Ненул, племянников его 2 человека, Стефан Комарик, Илья Григорьев, дворянин Петр

Яковлев, да людей их 6 человек.». Никогда раньше в Москву не направлялась из Ясс такое многочисленное и представительное посольство. Руководители делегации были избраны на специальном совете, на котором присутствовали духовные лица, бояре и служилые люди. Это повышало авторитет делегации и давало ей право говорить от «имени Стефана и всей земли молдавской». 8 мая делегация прибыла в Москву.

12 мая 1656 г. Гедеон и Нянул подписали и скрепили печатями молдавской митрополии и логофета «Прошение государя нашего и всей молдавской земли к благочестивому царю и самодержцу.». Оно включало в себе 10 пунктов, об исполнении которых просили послы. Документ подписал также Антиохийский патриарх Макарий. Он отметил, что это начинание одобряет и Иерусалимский патриарх. Макарий ручался за Стефана и угрожал проклятием господарю и всей молдавской земле, если они ослушаются царя.

13 мая Гедеон и Нянул были на приеме у Алексея Михайловича и вручили грамоту от Стефана, датированную 15 марта. В своей грамоте господарь просит принять Молдавию «под высокую руку» царя и представил своих послов, как полномочных вести переговоры по этому вопросу. 15 мая митрополит Гедеон вместе с патриархом Никоном провожает царя на север в виду предстоящей войны со шведами.

21 мая молдавские послы были приглашены в Посольский приказ. От имени царя дьяк Посольского приказа Алмаз Иванов упрекает молдавского господаря в нелояльности, выказывая недоверие Стефану. Молдавские послы, предвидя такой ход событий, предъявили грамоты патриархов Иерусалимского Паисия и Антиохийского Макария. За Молдавию просил Богдан Хмельницкий. Важную роль в положительном решении вопроса о присоединении княжества к России сыграла поддержка этого дела патриархом Никоном18.

Летом 1656 г. было достигнуто соглашение о принятии Молдавии в русское подданство. Основными пунктами соглашения были следующие:

1. Порядки в Молдавии будут такими, какими были до установления турецкого господства.

2. Господарем может быть только коренной житель страны.

3. Турки и татары подлежат изгнанию из пределов Молдавии, а крепости, захваченные ими, должны быть возвращены Молдавскому государству.

4. Страна освобождается от уплаты дани, обязуясь посылать царю ежегодные подарки.

5. Молдавия будет принимать участие в походах русского войска против турок и татар.

Также 29 июня царь дал молдавским купцам привилегию на право ведения торговли с Россией19.

7 июля 1656 г. по государеву указу патриарх Московский и всея Великия, Малыя и Белыя Руси Никон привел в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы к присяге Сучавского митрополита Гедеона. 21 июля в этой же церкви тверской архиепископ Лаврентий и соборный протопоп Михайло привели к присяге логофета Григория и всех остальных членов посольства20.

В Москве митрополит Гедеон принял активное участие в церковных делах. В то время здесь шла работа по исправлению церковных книг, исправлению и согласованию обрядов и обычаев с обычаями и обрядами Греческой церкви. В этот период в Москве находилось четыре восточных святителя: два патриарха - Антиохийский Макарий и Сербский Гавриил, митрополиты - Никейский Григорий и Молдавский Гедеон. Они предали проклятию тех, кто крестился двумя перстами. Поддержка восточных иерархов помогла Никону при проведении собора (23 апреля-2 июня), где была проклята «Несториева ересь»21. Также вместе с Антиохейским патриархом Макарием, митрополитом Никейским Григорием Гедеон присутствует на соборе 18 мая 1656 г. Собор изрек проклятие на единомышленников Нероновых22 как непо-коряющихся церкви во всем, в чем не покорялся церкви Неронов. С этого собора началось действительное отделение русских раскольников от православной церкви, начался русский раскол23.

Молдавское посольство вернулось в Яссы в январе 1657 г. Русское посольство, которое должно было принять присягу у самого господаря, так и не выехало из Москвы. Москва не решилась на одновременную войну с Польшей и Турцией24. К тому же война с Швецией начиналась неблагоприятно для России.

Однако связи между Россией и Молдавией, в том числе и церковные, не прерывались. 8 марта 1657 г. в Яссах митрополит Гедеон посвятил Лазаря Барановича, бывшего ректора Киево-братского коллегиума, в епископы Черниговские. Это произошло с согласия митрополита Киевского Сильвестра Косова, гетмана Хмельницкого и с ведома патриарха Никона. Митрополит Сильвестр не мог рукоположить епископа по причине тяжелой болезни. Никон же не счел себя вправе вмешиваться в дела Киевской митрополии, подчинявшейся Константинопольскому патриархату, как и Молдавская митрополия. Поэтому посвятить нового епископа попросили Гедеона25.

В марте 1658 г. Порта, узнав о тайных сношениях Георгия Стефана с Москвой, низложила Георгия Стефана, который вынужден был покинуть Молдавию. Он известил Алексея Михайловича, что «жесто-

чайший и хитрый неприятель, туретчин, совет наш изведал и меня с государства своего изогнал».

Покинув родину, Георгий Стефан обосновался в Штеттине (Померания). Там он не оставлял надежду возвратить себе престол26. Низложенный господарь пытается в июле 1667 г. создать Лигу христианских государств против Турции. По поручению Георгия Стефана, шведского короля Карла XI и французского посла в Швеции Арно де Пом-понна Милеску Спафарий побывал с дипломатической миссией в Париже, где вел переговоры о создании Лиги27. Умер Георгий Стефан в январе 1669 г.в Штеттине.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить:

1. Сближение с Россией явилось курсом высшего духовенства и значительной части политической элиты Молдавского княжества. Колебания внешнеполитического курса были следствием борьбы прорусски настроенной элиты со сторонниками турецкой, польской и венгерской ориентации. Большое количество носителей славянских имен и фамилий среди представителей Молдавского княжества, упоминаемых при описании русско-молдавских контактов, дает основание утверждать, что политическая элита русинского происхождения активно выступала за союз Молдавии с Богданом Хмельницким и Москвой.

2. Несмотря на незавершенность переговоров 1656 г., сам факт их проведения способствовал развитию русско-молдавских связей. Впоследствии договор Дмитрия Кантемира с Петром I, подписанный царем 13 апреля 1711 г. в Луцке, повторял в основном пункты соглашения 1656 г.

3. Впоследствии в результате многочисленных русско-турецких войн (1735-1739, 1768-1774, 1787-1791, 1806-1812, 1828-1829, 1877-1878) Россия частично реализовала план Богдана Хмельницкого и Иерусалимского патриарха Паисия, оказав помощь православным странам в освобождении от турецкого ига. Активное участие в этих войнах в рядах русской армии принимали жители Молдавского княжества.

ЛИТЕРАТУРА

1. В войсках Хмельницкого еще в первый год восстания (1648 г.) при осаде Львова действовал молдавский полк, составленный из уроженцев Молдавского княжества. В битве у Берестечка в 1651 г. на стороне казаков сражалось 4000 молдаван. (История Молдавии. Т I. Кишинев, 1951. С. 222). Многие уроженцы Молдавии (волохи и русины) занимали в казацком войске руководящие посты: Сила Волошин, Мудренко и т.д (История Молдавской ССР. Т. I Кишинев, 1965. С. 246). В 1655 г. в Брацловском полку при полковнике Васи-

лии Дрозде, по сведению киевского воеводы, служило «... много .... волох (в данном случае имеется не национальная, а государственная принадлежность - выходцы из Молдавского княжества) и сербов». (Мохов Н.А. Дружба ковалась веками (Молдавско-русско-украинские связи с древнейших времен до начала XIX в.) Кишинев, 1980. С. 115).

2. Бессарабия. Историческое описание. Посмертный выпуск исторических изданий П.Н. Батюшкова. СПб., 1892. С. 114-115.

До избрания Иерусалимским патриархом Паисий был архимандритом Успенского монастыря в Молдавии. До 1648 г. он дважды побывал в Москве по поручению Иерусалимского патриарха Феофана. После смерти Феофана был избран Иерусалимским патриархом (Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех томах. Т. II. 1648-1651 годы. М., 1954. С. 499). В декабре 1648 г. Богдан Хмельницкий в Киеве обсуждал ряд вопросов с Паи-сием. В Киеве Паисий дал Хмельницкому титул светлейшего князя. Встреча с Паисием оказала большое влияние на Хмельницкого: он понял, что является защитником не только казачества, но и всего малоросского народа и должен использовать свой успех в интересах всего православия. Сам Хмельницкий называл патриарха Паисия отцом своим духовным (Макарий Булгаков, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 7. М., 1996. С. 27, 440-441, 34). Паисия Хмельницкий просит вести в феврале-марте 1649 г. переговоры с русским правительством о присоединении Малороссии к России. В Москву Паисия сопровождал полковник Селуян Мужиловский (Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех томах. Т.

II. 1648-1651 годы. С. 500).

3. Мохов Н.А. Дружба ковалась веками. С. 122.

4. Бессарабия. С. 115.

5. Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех томах. Т. III. 1651-1654 гг. М., 1954. С. 551.

6. 8 января 1654 г. состоялось собрание малороссийских казаков в г. Переяславле, на котором было принято решение о переходе Малороссии под покровительство московского царя.

7. Воссоединение Украины с Россией. С. 545-546.

8. История Молдавской ССР. Т. 1. Кишинев, 1965. С. 248.

9. Шульман Е.Б. Русско-молдавские дипломатические сношения в 1654-

1656 гг. // Ученые записки Бельцкого Государственного педагогического института. Вып. III (Исторический). Кишинев, 1958. С. 29-30.

10. Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма (от древнейших времен до начала XIX в.). Кишинев, 1964. С. 334.

11. Шульман Е.Б. Указ соч. С. 32.

12. Там же. С. 34-35.

13. Там же. С. 36.

14. Бессарабия. С. 115.

15. Шульман Е.Б. Указ. соч. С. 36-37.

16. Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма. С. 335..

17. Шульман Е.Б. Указ. соч. С. 38-39

18. Там же. С. 39-42, 43, 45.

19. История Молдавской ССР. Т. I. С. 248-249.

20. Лаптева Т.А., Соловьева Т.Б. Присяга на подданство России. // Военноисторический журнал. № 10. 1990. С. 40.

21. Макарий Булгаков, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 7. М., 1996. С. 104-106.

22. Неронов Иван (1591, Вологодский уезд, - 1670, Переяславль-Залесский), один из первых вождей раскола, наставник и друг протопопа Аввакума. В 30-40-х гг. был священником в Нижнем Новгороде. Бывая в Москве, сблизился с царским духовником Стефаном Вонифатьевым и Ф. М. Ртищевым. При их содействии в 1649 г. переведен в Москву и поставлен протопопом Казанского собора на Красной площади. Стал одним из руководителей «Кружка ревнителей благочестия». После столкновений с патриархом Никоном в 1653 г. был сослан в Спасо-Каменный Вологодский монастырь, а затем - в Кандалакшский. В посланиях царю из ссылки Неронов обличал деспотизм Никона, указывал на превышение власти патриархом, требовал созыва представительного собора для коллегиального решения церковных дел. В 1656 г. Неронов бежал из ссылки и скрывался от Никона в Москве у С. Вонифатьева; в том же 1656 был заочно осужден церковным собором. После этого Неронов решил примириться с официальной церковью, но продолжал обличать Никона за его деспотизм. На соборе 1666 г. принес покаяние. В 1669 г. был поставлен архимандритом Данилова монастыря в Переяславле-Залесском (Большая Советская энциклопедия. М., 1974. С. 512).

23. Макарий Булгаков, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 7. С. 113-114.

24. Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма. С. 336.

25. Макарий Булгаков, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 7. С. 65-66.

26. Яцимирский А.Я. Николай Милеску Спафарий. Казань, 1908. С. III, V.

27. УрсулД.Т. Николай Гаврилович Милеску Спафарий. М., 1980. С. 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.