Научная статья на тему 'Миссия как основа этического менеджмента вуза в условиях трансформации рыночной экономики'

Миссия как основа этического менеджмента вуза в условиях трансформации рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА / ЭТИЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТА МИССИИ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / НРАВСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ / ЭТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логачев Владимир Анатольевич, Жернова Наталья Александровна, Жернов Евгений Евгеньевич

Рассматривается вопрос о необходимости усиления этической компоненты миссии высшей школы в условиях трансформации рыночной экономики. Анализируются данные опроса студентов кемеровского вуза по этическим ценностям экономической жизни. Разработаны предложения по внедрению в вузе мер повышения этичности студентов как будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логачев Владимир Анатольевич, Жернова Наталья Александровна, Жернов Евгений Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миссия как основа этического менеджмента вуза в условиях трансформации рыночной экономики»

© Логачев В. А., Жернова Н. А., Жернов Е. Е., 2009

ЛОГАНЕВ Владимир Анатольевич

Доктор экономических наук, профессор кафедры общей экономики

Кузбасский государственный технический университет

650026, РФ, г. Кемерово, ул. Весенняя, 28 Контактный телефон: (905) 968-00-88 e-mail: lva.eti@kuzstu.ru

ЖЕРНОВА Наталья Александровна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики

Кузбасский государственный технический университет

650026, РФ, г. Кемерово, ул. Весенняя, 28 Контактный телефон: (905) 947-03-58 e-mail: zhna.eomp@kuzstu.ru

ЖЕРНОВ Евгений Евгеньевич

Кандидат экономических наук, доцент кафедры общей экономики

Кузбасский государственный технический университет

650026, РФ, г. Кемерово, ул. Весенняя, 28 Контактный телефон: (903) 943-66-53 e-mail: eugjernov@mail.ru

Миссия как основа этического менеджмента вуза в условиях трансформации рыночной экономики

Ключевые слова: миссия университета; этическая компонента миссии; экономика знаний; нравственная экономика; нравственные ценности экономики; этический менеджмент вуза.

Аннотация. Рассматривается вопрос о необходимости усиления этической компоненты миссии высшей школы в условиях трансформации рыночной экономики. Анализируются данные опроса студентов кемеровского вуза по этическим ценностям экономической жизни. Разработаны предложения по внедрению в вузе мер повышения этичности студентов как будущих специалистов.

Для разработки стратегии поведения на рынке образовательных услуг вуз должен определить свои намерения, которые выражаются в заявлении о миссии и конкретизируются в определении основных стратегических направлений деятельности. Миссия дает коллективу чувство причастности к созиданию общественного блага, т. е. оказанию образовательных услуг, имеющих исключительно важное значение для общества. «Экономический и социальный прогресс все больше требует высокой культуры и профессионализма, добросовестности и гражданской ответственности работников», - справедливо отмечает академик РАН О. Т. Богомолов [1. С. 55]. Этим требованиям прежде всего должны соответствовать выпускники высших учебных заведений, обладающие научными и профессиональными знаниями.

Исследования показывают, что в настоящее время знание переходит в центр современной экономической структуры. Это объективно требует осознания того факта, что

высшая, конечная цель экономики выходит за ее пределы, является надэкономической и заключается в социально-нравственном развитии человека на основе потребления услуг социальной сферы - науки, культуры, образования. Эти отрасли человеческой деятельности в наиболее концентрированном виде вбирают в себя знание. Сфера науки, по сути, есть производство научного знания, а высшее образование призвано передавать это знание как можно большему числу людей, занятых в экономике.

Переход знания в центр производственных отношений создает экономическую необходимость повышения этичности современного производства и его агентов, так как знания без нравственной опоры могут быть обращены во вред, а не во благо людей. Главным критерием знаний человека должна быть оценка с нравственных, этических позиций, в противном случае система высшего образования будет выпускать специалистов, свободных от нравственно оправданных знаний. Нравственный императив оказывает безусловное, абсолютное влияние на все стороны жизни общества - и экономические, и социальные. Перспективы России зависят не только от образованности, но и от морально-этических качеств тех, кто будет трудиться на ее благо через несколько лет. Трансформация рыночной экономики в «новую» экономику, основанную на знаниях, требует воспитания нового человека с упором на общие, в том числе традиционные, ценности. Для этого следует по-новому осмыслить представления о миссии государственного университета в обществе.

Проанализировав миссию университета на примере Кузбасского государственного технического университета (ГУ КузГТУ), мы представили ее в виде пирамиды: этической, гражданственной, социально-экономической, профессионально-образовательной компонент (см. рисунок).

Пирамида компонент миссии государственного университета

В вузе в качестве императива традиционно выделяют профессионально-образовательную компоненту, так как это основная услуга вуза. Далее по значимости следует социально-экономическая компонента как отражение внешней среды по отношению к вузу, на фоне которой реализуются его услуги. В государственных вузах нам представляется необходимым выделить самостоятельную гражданственную компоненту, отражающую формирование гражданских качеств выпускников.

В условиях формирования экономики знаний на вершине пирамиды, по нашему убеждению, должна находиться этическая компонента, направленная как на создание организационной культуры, социально-психологического климата университета, так и на формирование нравственных качеств выпускников. Это связано прежде всего с необходимостью повышения нравственности социально-экономических отношений в обществе, в котором им предстоит работать в будущем.

Рассматривая вопрос о месте этики в образовательной деятельности, нельзя абстрагироваться от среды, в которой она осуществляется. По мнению академика РАН Д. С. Львова, моделью экономики будущего должна стать «нравственная экономика»,

поскольку «модели экстенсивного развития исчерпаны, а на идее технократизма современного общества не построишь» [4]. Выдвинутая им доктрина нравственной экономики базируется на понимании экономической жизни как социального служения, а в качестве ее проблем он рассматривает фундаментальные проблемы духовности. «Очеловечивание» экономики, основанной на знаниях, утверждение в ней ценностей более высокого порядка есть проявление новой экономической парадигмы, возникновение которой лишь отодвигается современным мировым финансово-экономическим кризисом на более далекую перспективу, но ни в коей мере не отрицается полностью.

Миссия ГУ КузГТУ содержит указание на формирование гражданских и нравственных качеств выпускников как основу удовлетворения потребности личности и общества в различных формах образования. В ряду стратегических направлений деятельности университета указано стимулирование студентов и преподавателей к интеграции традиционных академических ценностей и предпринимательских идей; формирование гармонично развитой личности.

Выяснить, как реализуются на практике эти установки, поможет анализ результатов опроса 427 студентов ГУ КузГТУ, проведенного нами в 2008 г. Ответы на первый вопрос «Смысл жизни заключается в ...» показали, что 26,7% респондентов видят его в продолжении рода и 24,6% - в получении максимума удовольствий. Лишь 14,3% выбрали ответ «в постоянном увеличении знаний». Очевидно, что пока далеко не все студенты осознали как внутреннюю необходимость стратегическое направление деятельности университета - «сопровождение выпускников образованием через всю жизнь (упор на самообразование)». Еще меньше студентов (6,1%) видят смысл жизни в труде. Думается, что работодатель меньше всего хотел бы принять на работу человека, нацеленного на удовольствия, а не на труд. Трудолюбие стоит на третьем месте требуемых работодателями качеств выпускника вуза после профессионализма и целеустремленности [2. С. 63].

Вместе с тем 62,8% респондентов указали, что цель их поступления в вуз - «получить знания, чтобы качественно трудиться», только 30,2% хотят «получить диплом, чтобы занять должность повыше». Необходимость знаний 34,0% респондентов связывают с лучшим пониманием окружающего мира, еще 35,6% считают знания сами по себе абсолютной ценностью. Только 13,6% рассматривают знания как средство зарабатывания денег, 12,4% - как средство власти и управления людьми. Эти данные свидетельствуют в определенной степени о том, что университет довольно успешно поддерживает культ знаний и стремление к успеху своих выпускников. Важно только, чтобы это стремление базировалось не на внешних, узко утилитарных атрибутах престижности успешного бизнесмена, а на прочной трудовой основе. Незаработанное трудом развращает молодого человека, останавливает его духовный и интеллектуальный рост.

Необходимость трудиться 50,1% студентов понимают как способ реализации своих способностей; 19,7% связывают ее с тем, чтобы больше зарабатывать для большего потребления; 11,2% - с улучшением окружающего мира и 9,1% - с накоплением богатства. Очевидно, студенты, как и остальные люди, пытаются развить в себе реалистичные ожидания и убеждения, соответствующие действительности окружающего мира. То, что половина опрошенных стремится к реализации в труде своих способностей, свидетельствует о здоровом честолюбии, об уверенности в своих силах, о высоких амбициях молодых людей и о созидательном характере этих амбиций. Это также показывает сохранение традиционной ценности, согласно которой труд рассматривается не только как череда полезных действий, источник благополучия, но и как проявление нравственной жизни.

На фоне обшей утраты стабильности в условиях экономического и финансового кризисов, что негативно влияет на молодых граждан, следует отметить формирование вузом позитивного отношения к труду, позволяющего добиться успеха в жизни.

Косвенным показателем результативности работы научно-педагогического коллектива университета может служить ответ 79,9% студентов - «без знаний не возможен эффективный труд». Вместе с тем часть студентов (16,6%) связывает понятие «труд» только с его физической, затратной стороной («кто думать не умеет, пусть трудится»). В этом взгляде просматривается утилитарное отношение к труду не как к естественному способу самореализации человека, а как к чему-то вынужденному, необходимому лишь для тех, кто не умеет по-другому обеспечить свою жизнь. Таким образом, с одной стороны, сужается и «обедняется» мотивация к труду, а с другой - проявляется низкий потенциал адаптации к новым условиям труда в обстановке кризиса, который может вынудить их к физическому труду. В целом реализацию элемента миссии университета - «получение фундаментальных знаний и их накопление» - можно считать удовлетворительно пропагандируемой в ГУ КузГТУ

Сложнее обстоят дела с формированием нравственно-этических качеств студентов, связанных с отношением к богатству. 63,9% респондентов считают, что об успехе деятельности человека свидетельствует богатство, еще 16,2% уверены, что оно является показателем общественного статуса человека, и только 16,9% понимают, что богатство развращает человека, делает его бездуховным. 69,6% опрошенных считают, что приобретать и потреблять вещи надо побольше, чтобы жить максимально комфортно; еще 14,8% хочется этого как можно больше, «ведь это приятно»; лишь 11,7% приобретают и потребляют только те вещи, которые нужны для жизни. Наше исследование подтверждают результаты и других опросов молодых людей: в стране выросло поколение потребителей, для которых «на первый план выходят материальные блага» [3. С. 74], ценность личности измеряется количеством принадлежащих ей материальных богатств.

Не ставя вопрос о приоритете нравственных ценностей перед другими, мы считаем, что это не вина молодежи, а результат радикальных политико-экономических преобразований в российском обществе в целом, в котором понятия «духовность», «этичность» исчезают из основных ценностных установок. Переход в экономике к рынку сопровождался появлением жесткой конкуренции, борьбой за выживание, несоблюдением законом, а также значительной дифференциацией доходов населения. В результате сложившееся в дореформенной стране отрицание жизненной ценности богатства и накопительства перешло в свою противоположность. Целью же должна стать «экономика, основная движущая сила которой будет принципиально иной по сравнению с рыночным обществом массового потребления. Вместо стремления к богатству - стремление к высокому качеству жизни» [4], которое будет определяться разнообразием жизненных благ, гарантированным каждому его члену.

Вообще представление об источниках богатства у молодых людей весьма противоречивое: 26,5% считают его результатом обмана и преступлений; почти столько же (26,2%) думают, что личное богатство большинства состоятельных людей создано своим умом и знаниями; 17,1% - личным трудом и бережливостью; 13,3% - за счет присвоения результатов чужого, наемного труда; 11,9% - благодаря родственным связям.

Вместе с тем 53,9% считают, что богатым быть не стыдно, если сам заработал; 30,9% думают, что богатым быть всегда престижно; еще 11,9% - не стыдно, если помогаешь другим, и неважно, как добыто. При этом честность и законопослушность как неотъемлемую черту успешного предпринимателя отметили 41,2% опрошенных, но 47,5% заявили, что это удел наемного работника, так как «мешает успешному бизнесу». К сожалению, у большинства молодых людей отсутствует понимание того, что богатство - это не только и не столько вещи, материальные блага, сколько сам человек, конструктивное общение между людьми, развитие их духовных и физических способностей в труде и за его переделами.

Сложившаяся в обществе система господствующих ценностей и обучение в университете помогают современным молодым людям адаптироваться к условиям рыночной

экономики. Они вполне естественно чувствуют себя в своей сегодняшней стране и не разделяют «предубеждений» советской морали (например, что богатым быть стыдно).

Следуя принципам этического релятивизма, можно предположить, что отмеченный невысокий нравственный уровень значительной части студентов является следствием падения общего уровня нравственности в обществе. Это признают и сами студенты в результате завершающей беседы по результатам нашего опроса. По мнению академика РАН Н. П. Федоренко, для вывода страны из кризисного состояния «предстоит решить сложнейшую задачу принципиального изменения системы экономических и нравственных приоритетов и ценностей...» [6. С. 110-111].

Как в создавшейся ситуации усилить этическую компоненту миссии высшей школы? Этика студенчества не может возникнуть вдруг, по нашему желанию. Ее формирование - сложный и длительный процесс, в котором участвуют прежде всего сами студенты, а также различные институты государства, религиозные организации, средства массовой информации и т. д. Речь идет о создании необходимых предпосылок для интенсификации этого процесса, о придании ему определенной идейной направленности, так как обществу далеко не безразлично, какие нравственные принципы лягут в основу идеологии подготовки будущих специалистов. Повышению этичности студентов как будущих предпринимателей, бизнесменов, менеджеров могли бы способствовать, по нашему мнению, следующие меры этического менеджмента вуза:

• разработка и введение в практику ежедневной деятельности Этического кодекса университета. Цель его составления мы видим в том, чтобы каждый сотрудник понимал, что именно, по видению руководителей, представляет собой университет, каковы его ценности и цели, чего конкретно он ожидает от каждого сотрудника. Содержащиеся в кодексе этические нормативы должны описывать систему общих ценностей и правил этики, которых нужно придерживаться всем членам научно-педагогического коллектива. Такие нормативы разрабатываются для описания целей вуза в развитии его миссии, для создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессах решения возникающих проблем;

• создание постоянного комитета по этике, членами которого являются как руководители высшего уровня, так и уважаемые в своей среде работники и студенты. Цель такого комитета - выработка суждений по этическим вопросам, связанным с деятельностью вуза; значимость этого органа возрастает в условиях весьма противоречивых современных экономических отношений в вузе между заинтересованными сторонами;

обучение этичному поведению путем введения дисциплины «Этика деловых отношений» в учебные планы всех специальностей университета1;

• систематический мониторинг этических взглядов студентов.

К системе мер можно также, на наш взгляд, отнести: повышение педагогического профессионализма профессорско-преподавательского состава; поддержание оплаты труда преподавателей на уровне не ниже среднеотраслевого в сферах деятельности выпускников; введение современных технологий обучения, повышающих уровень этичности обучаемых. Например, в соответствии с принципом деонтологии, предлагаемые группе студентов для коллективного решения любые проблемы (экономические, технические и т. д.) должны оцениваться ими (по побуждению преподавателя) и с эти-чески-нравственных позиций. «Чем плохо предложенное решение с этической точки зрения?» - вот вопрос, который должен звучать снова и снова не только в гуманитарном, но и в техническом университете. При должном учете возрастного уровня нет никаких препятствий к использованию этого приема на всех курсах, начиная с первого и заканчивая выпускным пятым. Тогда можно надеяться, что студенты, которые постоянно выполняют подобные упражнения, будут развивать свой духовный мир

1 См., например, об опыте РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина в [5].

и научатся видеть различия между нравственными и безнравственными решениями проблем. Тщательно планируя методику преподавания своего предмета, педагог способен не только сообщать информацию, но и формировать у молодых людей потребность в соблюдении нравственных норм, выработанных обществом задолго до их рождения. В этом мы видим цель своей преподавательской деятельности, которая конкретизирует миссию университета в условиях трансформации рыночной экономики.

Источники

1. Богомолов О. Т. Нравственный фактор социально-экономического прогресса // Вопросы экономики. 2007. № 11.

2. Кижеватова В. Модернизация образования как условие развития трудовых ресурсов // Человек и труд. 2007. № 3.

3. Колесникова Н. Ценностные ориентации городской молодежи // Человек и труд. 2007. № 3.

4. Львов Д. С. Нужна ли России своя философия экономики? // Обозреватель - Observer. 2005. № 5. Режим доступа : http://www.rau.su/observer/N5_2005/5_01.HTM.

5. Симонова И. Ф., Комарова А. В. Деловое общение в условиях современной экономики // Нефть, газ и бизнес. 2001. № 3.

6. Федоренко Н. П. Гуманистическая экономика. М. : Экономика, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.