Научная статья на тему 'Миссия евангелизации Римо-католической Церкви в информационную эпоху'

Миссия евангелизации Римо-католической Церкви в информационную эпоху Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
341
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭПОХА / МИССИЯ ЕВАНГЕЛИЗАЦИИ / МЕДИА / ИНТЕРНЕТ / РИМО-КАТОЛИЧЕСАЯ ЦЕРКОВЬ / ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР / INFORMATION ERA / MEDIA / EVANGELIZATION / ROMAN CATHOLIC CHURCH / INTERNET / SECOND VATICAN COUNCIL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кияк Максим Тарасович

Радикальные изменения, которые происходят в сфере средств массовой информации, привели к значительному культурному и социальному развитию. Новые технологии меняют не только способ общения, но и саму коммуникацию. Мы можем утверждать, что живем во времена масштабных культурных преобразований. Современные медиа не только повлияли на существующую систему ценностей, но они также активно формируют новое ценностное пространство. Медиа в настоящее время превратились в эффективный инструмент моделирования ценностной ориентации общества. По уровню воздействия на системы ценностей общества их сегодня смело можно сравнивать с религией. Кроме того, с развитием информационного общества, в частности с развитием Интернета, появилась новая виртуальная реальность. Римо-католическая Церковь, которая после Второго Ватиканского Собора (1962-1965) характеризуется своим динамизмом, в реализации своей мисси евангелизации активно пользуется и будет пользоваться многими преимуществами той эпохи, которую принято называть информационной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mission of evangelization of the Roman Catholic Church in the information era

Radical changes that are taking place in the media sphere lead to a significant cultural and social development. New technologies not only change the way we communicate, but communication itself so that we can state that we live in times of great cultural transformations. Modern media not only transform the existing system of values​​ but also form new axiological space. Media nowadays has turned into an effective modelling tool of value orientation of society. By the level of impact on the value system, society media can be compared with religion today. Along with the development of the information society, as well as with the development of the Internet, appears a new virtual reality. The Roman Catholic Church after the Second Vatican Council (1962-1965) is characterized by its dynamism and modernity; it has many benefits from that era which is called informational, especially in its evangelistic mission.

Текст научной работы на тему «Миссия евангелизации Римо-католической Церкви в информационную эпоху»

УДК 272+2-184+2-13

МИССИЯ ЕВАНГЕЛИЗАЦИИ РИМО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ Кияк М.Т.

Радикальные изменения, которые происходят в сфере средств массовой информации, привели к значительному культурному и социальному развитию. Новые технологии меняют не только способ общения, но и саму коммуникацию. Мы можем утверждать, что живем во времена масштабных культурных преобразований. Современные медиа не только повлияли на существующую систему ценностей, но они также активно формируют новое ценностное пространство. Медиа в настоящее время превратились в эффективный инструмент моделирования ценностной ориентации общества. По уровню воздействия на системы ценностей общества их сегодня смело можно сравнивать с религией. Кроме того, с развитием информационного общества, в частности с развитием Интернета, появилась новая виртуальная реальность. Римо-католическая Церковь, которая после Второго Ватиканского Собора (1962-1965) характеризуется своим динамизмом, в реализации своей мисси евангелизации активно пользуется и будет пользоваться многими преимуществами той эпохи, которую принято называть информационной.

Ключевые слова: информационная эпоха, миссия евангелизации, медиа, Интернет, Римо-католичесая Церковь, Второй Ватиканский Собор.

MISSION OF EVANGELIZATION OF THE ROMAN CATHOLIC CHURCH

IN THE INFORMATION ERA Kyyak M.T.

Radical changes that are taking place in the media sphere lead to a significant cultural and social development. New technologies not only change the way we communicate, but communication itself so that we can state that we live in times of great cultural transformations. Modern media not only transform the existing system of values but also form new axiological space. Media nowadays has turned into an

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 1-2. www.st-hum.ru

effective modelling tool of value orientation of society. By the level of impact on the value system, society media can be compared with religion today. Along with the development of the information society, as well as with the development of the Internet, appears a new virtual reality. The Roman Catholic Church after the Second Vatican Council (1962-1965) is characterized by its dynamism and modernity; it has many benefits from that era which is called informational, especially in its evangelistic mission.

Keywords: information era, media, evangelization, Roman Catholic Church, Internet, Second Vatican Council.

Актуальность работы заключается в том, что современные медиа в рекордно короткий срок превратились в не менее эффективный, нежели религия, инструмент моделирования мировоззрения личности и ценностной ориентации социума.

Целью статьи является выделение особенностей миссии евагелизации Римо-католической Церкви в информационную эпоху. Таким образом, объектом исследования является информационная эра. Предметом -евангелизация Римо-католической Церкви в информационную эпоху.

Проблема исследования является относительно новой в науке и требует новых академических поисков. Рассмотрению проблематики информационной эпохи и информационного общества посвящены работы многих ученых, таких как: Д. Белл, Р. Дарендорф, Ж. Эллюль, М. Кастельс, Дж. Лихтхайм, В. Мартин, Т. Стоуньер, О. Тоффлер, Ю. Хаяши, К. Ясперс и др. Первую научно обоснованную концепцию предложил, Д. Белл в своей книге «Грядущее постиндустриальное общество» [1]. В качестве первооснов здесь выступает доктринальное наследие Римо-католической Церкви. В частности, первой социальной энцикликой считается «Rerum Novarum» («О новых вещах») от 1891 г. Следующей выдающейся социальной энцикликой является «Qudragesimo Anno» («Сороковой год») Папы Пия XI. В энциклике предлагается рассмотрение признаков такого общественного строя, который бы

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 1-2. www.st-hum.ru фундировался на справедливости и любви. Другая определяющая социальная энциклика «Mater et Magistra» («Мать и учительница») от 1961 года посвящена роли Римо-католической Церкви в общественной жизни. Особое значение для нашего исследования имеет документ Второго Ватиканского Собора -Пастырская Конституция «Gaudium еt Sреs» («Радость и Надежда»), в котором отмечается, что человек должен быть центром общественной жизни [4]. Следует отметить также энциклику Павла VI «Populorum Progressio» («О развитии народов») 1967 года, которая посвящена вопросу развития всего человечества. Проблематика этой энциклики перекликается с проблематикой пастырской конституции «Gaudium еt Sреs».

Крайне важным для более четкого понимания отношения Римо-католической Церкви к медиа является также и рассмотрение соответствующих папских документов, таких как: енциклики «Miranda Prosus» (1957) и «Inter Mirifica» (1963), душепастырская инструкция «Communo et Progressio» и «Aetatis Novae» и другие. Кроме того, начиная с 1967 года, в честь Всемирного дня коммуникации понтифики представляют миру свои ежегодные послания.

Канадский культуролог М. Маклюэн в свое время утверждал, что одним из наиболее важных источников социальных изменений являются технологические возможности социальных коммуникаций. Каждый новый этап развития средств коммуникации, по его мнению, существенно влиял на характер восприятия реальности. Развитие коммуникационной среды во многом определило этапы развития самого общества [8, с. 9]. Вместе с тем, по мнению российского ученого Д. Трубицына, распространение информационных технологий инициирует социально-экономические изменения, и технологически является не более чем только отдельным аспектом [9, с. 67].

Как отметил во время празднования 45-ого Всемирного Дня общественных коммуникаций предыдущий Папа Римский Бенедикт XVI, те радикальные изменения, которые происходят сегодня в средствах коммуникации, приводят к значительному культурному и социальному

2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 1-2. www.st-hum.ru развитию. Новые технологии, по его мнению, изменяют не только способ нашего общения, но и саму коммуникацию настолько, что мы можем утвердительно говорить о том, что живем во времена масштабных культурных преобразований.

По словам уже нового Папы Римского, Франциска, которые он произнес 19 мая 2013 года во время Литургии в честь Пятидесятницы, все новое всегда заставляет нас бояться [7]. Уже в конце сентября этого года Папа Франциск в своем обращении к участникам пленарной ассамблеи Папского совета социальной коммуникации призвал священников, монашество и мирян активно изучать цифровые технологии для того, чтобы эффективно использовать их в проповеди христианства в современном мире. Понтифик отметил, что Церковь, которая сопровождает людей на их жизненном пути, должна уметь идти вместе с ними. Поэтому, по его мнению, огромный цифровой континент - это не только технологии, а он также состоит из реальных людей.

В связи с этим Папа Франциск о миссии евангелизации Церкви говорит следующее: «Не приуменьшить, откинуть предписания или облегчить ту или иную вещь, но выйти на дорогу в поисках людей, познать их по имени. И не только потому, что это ее миссия - выйти, чтобы проповедовать Евангелие, но и потому, что не проповедовать - означает наносить вред. Церковь, которая удовлетворена административной работой в парафиях, которая закрывается в своей общине, ждет та же участь, что и одинокого человека: она атрофируется физически и интеллектуально. Или же будет выглядеть, словно замурованная квартира, в которой царят влажность и плесень» [3, с. 47].

В своей книге «Иезуит» об евангелизаторской мисси Церкви тогда еще кардинал Бергольйо, а ныне Папа Франциск писал следующее: «Церковь должна сопровождать экзистенциальное, моральное и гуманистическое развитие наций. Она должна помочь перерасти им в человечество, поскольку человек - адресат Божьего Объявления, и есть образ Божий» [3, с. 55]. Тут необходимо акцентировать внимание на том, что, согласно католическому видению, благодаря собственному уму человек выступает как единственное и

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 1-2. www.st-hum.ru неповторимое существо, как «я», способное понимать себя, владеть собой, самоопределяться. Человек провозглашается существом разумным и таким, который способен рассуждать о себе и осознавать собственные действия. Человек провозглашается сердцем и душой, основой и путем Церкви. Поэтому Римо-католическая церковь выступает, прежде всего, за человека Богом и для Бога созданного, которому нужно больше «быть», а не «иметь» [7, с.20]. Богоподобие человека указывает на то, что его сущность и существование неразрывно связаны с Богом. Человек, согласно католическому видению, создан Богом как единство души и тела. И именно из-за этого единства человек является субъектом собственных моральных актов. Телесное измерение позволяет человеку действовать в материальном мире, пространстве ее самореализации и воли, не воспринимая телесное как тюрьму или изгнание. Поэтому в католицизме утверждается, что пренебрежение телесной жизнью недопустимо.

По мнению предыдущего Папы Бенедикта XVI, человек должен заставить разум функционировать широко, и не только в области техники и материального развития мира, но и прежде всего в направлении к способности воспринимать правду, распознавать добро [6, с. 143]. А в энциклике Папы Иоанна Павла II «Fides et Ratio» делается акцент на том, что человеку присуще стремление к познанию, настоящей целью которого является истина. Человек, по его мнению, выступает единым существом, которое способно не только знать, но и осознавать, что знает, и поэтому стремится познать истинную суть вещей.

Однако не только рацио, но и вера выступает полноценным гносеологическим источником. Именно вера и разум являют собой, по мнению Папы Иоанна Павла II, два крыла, на которых человеческий дух возносится к созерцанию истины [5, с. 5]. Отсюда возникает и термин «сердце», который в католическом учении обозначает духовные способности, присущие человеку, способность различать добро и зло. Обращаясь к своему сердцу, человек понимает, что превосходит материальный мир благодаря своей уникальной

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 1-2. www.st-hum.ru способности общения с Богом. Он признает в самом себе духовную и бессмертную душу и знает, что является не только частью природы или анонимной составной частью человеческого града. Вместе с тем, человек открыт к другим и к миру, ибо, только постигая себя по отношению к «ты», он способен познать и значение «я». Подобная диалогичность выводит человека из состояния эгоистической сосредоточенности.

Считается, что первым официальным документом Римо-католической Церкви на тему средств коммуникации является энциклика Папы Климента XIII «Christianae Republicae» еще 1766 года. В ней речь идет об опасности антихристианских писаний [2, 227 с.]. Но одной из первых полноценных энциклик относительно информационной сферы является «Miranda Prosus» Папы Пия XII от 1957 года. К слову, наследию Пия XII богато более чем 60 выступлениям и текстами, которые касаются именно информационной тематики. В энциклики же речь идет о том, «что неимоверные технические достижения» [10] - кино, радио, телевидение - предлагают нам блага, но одновременно также и тают в себе много опасностей и могут стать причиной зла. И источником такого зла является не сами технологии или Бог, а человек. Как сказано в энциклике, Римо-католическая Церковь поощряет и поддерживает все, что действительно может обогатить человеческий разум. «Miranda Prosus» призывает использовать эти преимущества информационного общества более активно, а также подносить религиозные программы до уровня высоких технических и художественных стандартов. Много внимания в энциклике уделяется также и кинематографу. В ней призывается к созданию «идеального фильма» - фильма высокой моральности, который осуществлял бы на людей воспитательное влияние.

Второй Ватиканский Собор стал историческим не только потому, что после него было так называемое «арджонаменто» (обновление) Римо-католической Церкви. По мнения Папы Франциска, «если с течением истории религия настолько эволюционировала, то почему бы не задуматься о том, что в будущем она вообще подстроится под культуру эпохи? Диалог между

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 1-2. www.st-hum.ru культурой и религией четко раскрыт на Втором Ватиканском Соборе. От Церкви требуется постоянное обращение - Ecclesia semper reformanda (Церковь постоянно реформируется) - и эти изменения приобретают различных форм» [3, с. 50].

Второй Ватиканский Собор также вошел в историю и потому, что он оказался первым, на котором обсуждались вопросы медиа. Более того, во время этого знаменательного события, 4 декабря 1963 года, увидел свет Декрет Второго Ватиканского Собора «Inter Mirifica» («Из чудес»). В частности, этим важным декретом был провозглашен Всемирный день коммуникации [10]. С тех пор, начиная от 6 мая 1967 года, он отмечается ежегодно. В декрете «Inter Mirifica» подчеркивается важность профессиональной подготовки служителей Церкви и делается призыв к созданию католической прессы и специальных национальных бюро по делам СМИ. В нем также идет речь о том, что крайне необходимым есть наличие соответствующей пастырской и папской инструкций. Такая инструкция, собственно говоря, и была опубликована несколько позже, 23 мая 1971 года и получила название «Communio et Progressio» («Единство и прогресс»). В ней подчеркивается, что у средств коммуникации благородное задание - сближать людей. Средства

коммуникации также приумножают связи внутри общества, разрушают препятствия пространства и времени, а также углубляют гражданское сознание. Но, как говорится в инструкции «Communio et Progressio», если сердца и души людей настроены на плохое, то эти технологии могут иметь противоположные последствия [11].

Современная информационная эпоха отличается значительным влиянием на культурную, общественную, а также религиозную жизнь. Отношение Римо-католической Церкви к информационной сфере является неразрывно связанным с трансформационными процессами в ней самой. Более того, мы можем утверждать также и о том, что сама Церковь изменяется в зависимости от средств передачи информации, что, в свою очередь влияет и, несомненно, будет влиять в будущем на ее евангелизаторский потенциал.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 1-2. www.st-hum.ru Список литературы:

1. Белл Д. Г рядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. - М.: Наука,

1999. - 221 с.

2. Бабинська С. Звадаська Ю. Церква і медіа. 7 кроків до порозуміння. -Львів: Видавництво «Ездра», 2012. - 227 с.

3. Гаета Саверіо. Франциск Папа: Життя і виклики / Саверіо Гаета/ Пер. з італ. К. Зінченка. - Львів: Свічадо, 2013. - 104 с.

4. Душпастирська конституція про церкву в сучасному світі «Радість і надія» - «Gaudium et spes» / Документи Другого Ватиканського Собору. Конституції, декрети, декларації. - Львів: Свічадо, 1996. - С. 499-619.

5. Енцикліка «Fides et Ratio» Святішого Отця Івана Павла її до єпископів Католицької церкви про співвідношення віри й розуму. - Київ-Львів: Свічадо,

2000. - 150 с.

6. Рацінгер Й. Цінності в часи перемін. Долання майбутніх викликів / Йозеф Рацінгер. - Львів: Місіонер, 2006. - 168 с.

7. Сергійко В.Ф. Органічна концепція соціального життя / В.Ф. Сергійко.

- К.: Людина і Світ. №2, лютий. 2003. - С. 19-24.

8. Славин Б.Ф. Эпоха коллективного разума: О роли информации в обществе и о коммуникационной природе человека / Б.Ф. Славин. - М.: Ленанд, 2013. - 320 с.

9. Трубицын Д.В. Индустриализм как технолого-экономический детерминизм в концепции модернизации: критический анализ / Д.В. Трубицын.

- Вопросы философии. - 2013. - № 3. - 192 с.

10. Encyclycal of his Holiness Pius XII «Miranda Prorsus» [Электронный ресурс] // The official website of the Holy See. - 2013. - URL: http ://goo. gl/LNwRZ 1 (дата обращения: 12.11.2013).

11. Pastoral instruction «Communio et Progressio» [Электронный ресурс] // The official website of the Holy See. - 2013. - URL: http://goo.gl/vVay9A (дата обращения: 12.11.2013).

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 1-2. www.st-hum.ru

Сведения об авторе:

Кияк Максим Тарасович - кандидат философских наук, старший консультант Национального института стратегических исследований (Киев, Украина).

Data about the author:

Kyyak Maksym Tarasovich - Candidate of Philosophical Sciences, Senior Consultant of the National Institute for Strategic Studies (Kyiv, Ukraine).

E-mail: m_kyiak@ukr.net.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.