Научная статья на тему 'Миссионерская деятельность Русской православной церкви на Камчатке (конец XVII - начало XX вв. )'

Миссионерская деятельность Русской православной церкви на Камчатке (конец XVII - начало XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
518
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ORTHODOXY / ПРАВОСЛАВИЕ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ / КАМЧАТСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ / АРХИМАНДРИТ МАРТИНИАН / СТЕФАН НИКИФОРОВ ОСНОВАТЕЛЬ ОТДЕЛЬНОЙ ВЕТВИ КАМЧАТСКОГО ДУХОВЕНСТВА / ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ СТЕЛЛЕР / АРХИМАНДРИТ ИОАСАФ ХОТУНЦЕВСКИЙ / ГЛАВА КАМЧАТСКОЙ ЕПАРХИИ НЕСТОР / ИННОКЕНТИЙ ВЕНИАМИНОВ / АРХИЕПИСКОП КАМЧАТСКИЙ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / MISSIONARY ACTIVITY / PRIESTS / KAMCHATKA SPIRITUAL MISSION / ARCHIMANDRITE MARTINIAN / STEFAN NIKIFOROV FOUNDER OF THE WHOLE BRANCH OF THE KAMCHATKA CLERGY / GEORG WILHELM STELLER / ARCHIMANDRITE IOASAF HOTUNTSEVSKIY / HEAD OF THE KAMCHATKA DIOCESE NESTOR / INNOKENTIY VENIAMINOV KAMCHATKA ARCHBISHOP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Солодова Н.В.

В освоении Камчатского полуострова особая роль принадлежит Православной Церкви. В конце XVII в. на Камчатку с первыми отрядами казаков прибыли священнослужители, которые несли местному населению не только православную веру, но и грамоту.Заметный вклад в историю полуострова внесла Камчатская Духовная миссия 1745 1750 гг. во главе с архимандритом Иоасафом Хотунцевским, которая способствовала строительству церквей. Первая церковь (Никольская) была заложена в 1713 г., а к началу XX в. на Камчатке насчитывалось уже 70 храмов и часовен. Миссия открывала школы для детей, проводила большую миссионерскую работу и успешно обращала местных жителей в Православие. После установления Советской власти на территории Камчатского уезда был введен в действие Декрет об отделении Церкви от государства. Все храмы были разрушены либо их использовали по иному назначению (клубы, хранилища), и наступил период атеистической пропаганды.Настоящая статья посвящена истории миссионерской деятельности Русской Православной Церкви (далее РПЦ) на Камчатке в конце XVII начале XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миссионерская деятельность Русской православной церкви на Камчатке (конец XVII - начало XX вв. )»

iQ;

СолоЬова Н.В.

Аспирант Дальневосточного института управления филиала ФГБОУВО РАНХиГС при Президенте РФ.

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на Камчатке (конец XVII - начало XX вв.)

Миссионерская деятельность Российского государства на Камчатке началась сразу же после сообщения казаком Владимиром Атласовым об открытии русскими землепроходцами этого отдалённого и труднодоступного края. Вместе со служилыми людьми, разделяя с ними все тяготы нелёгкого существования, продвигались на Камчатку первые миссионеры. В ряде источников упоминается имя первого миссионера архимандрита Мартиниана, прибывшего на Камчатку в 1705 г. Упоминаются и другие священники: Петров (1711г.), Бурцев (1712г.), иеромонах Игнатий, более известный как служилый человек Иван Козыревский (1718 г.), священник Ермо-лай Иванов (1928 г.), оставившие след в развитии миссионерского православного служения на полуострове.

Результатом первых миссионеров явилось укрепление Болыперецкого и Нижне-Камчатского острогов, приведение под «Государеву руку» ительменов - коренного населения южной части Камчатки, устройство Успенской пустыни и Покровского монастыря. Благодаря миссионерской деятельности, к 1740 г. на Камчатке было три церкви и, по одним данным, окрещено 878 душ[1], по другим, с 1733 по 1741 гг., было крещено 902 коренных жителя. Из них 24 человека в Охотске, 272 - в Болыперецком остроге, 497 - в Веркне-Камчатском и 109 в Нижне-Камчатском острогах[2]. Способствовало становлению православия на полуострове и то, что в отношении первокрещенных велась покровительственная политика: мужчины освобождались от ясака на 10 лет, дети обучались в школе, а женщины, принявшие христианство, выходили замуж за русских казаков.

В 1741 г. в Синод поступило донесение от участника Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции адъютанта Георга Вильгельма Стеллера, содержавшее подробные сведения о нравах, обычаях и верованиях обитателей Камчатки. Особое внимание уделялось их духовным нуждам и необходимости

отправки священнослужителей на Камчатку «в виду обстоя- р. щей там великой нужды в крещении иноверцев, в исповеди болящих и погребении мертвых» [3]. Перечислял он и потребности для Камчатки [3]:

1) «...трёх священников, людей добрых, трудолюбивых, трезвых, не сребролюбцев, которых бы один в крепости у Большой реки, другой в Верхней, а третий в крепости у Ана-дыра реки при церквах могли быть..».

2) «.. дабы в дальнейшем сих стране младыя юности исправление, чрез наставление въ школахь, начало было, чтоб от посеянных семян новых лучшего произращения надежда была».

Указывая на необходимость создания школ, Г В. Стеллер сам в то время открыл в Болыперецке школу и назначил учителем ссыльного Ивана Гуляева, бывшего ученика Московской школы. Ему поручалось научить детей чтению, письму, арифметике и молитве Господней, Символу веры и десяти заповедям. Подобная школа, по его сведениям, была открыта также при порте Петра и Павла самим командором Витусом Берингом и его помощником капитаном Чириковым. Там же крещёным местным жителем была построена церковь, в которой на его содержании находился казак, читающий Евангелие в праздничные дни.

3) «....от Святейшества Вашего просить за нужное почитаю, дабы присланы были сюда книги: азбуки; буквари, псалтири и малые книжицы молитвенники, ибо такая здесь дороговизна и недостаток в книгах есть...».

Святейший Синод избрал 1 февраля 1742 г. миссионером на Камчатку иеромонаха Иоасафа Хотунцевского, экзаменатора при Крутицком архиерейском доме, бывшего в течение трёх лет проповедником в' Московской Академии, а уже 14 июня 1742 г. было принято постановление об отправке Иоасафа Хотунцевского на Камчатку в чине архимандрита, именуя его Камчатским архимандритом.

Получив извещение о своем назначении, Иоасаф Хотун-цевский обратился в Синод с прошением: назначить в Камчатскую Духовную Миссию опытных учителей нижних школ из Московской Академии. Осознавая важность и значимость предстоящей деятельности Миссии, он обратился в Синод с просьбой о назначении в неё: трек иеромонахов, двух иеродиаконов, трёх ученых для обучения в школах, четырёх дьячков

(О;

для чтения и пения, и двух писарей. Однако Хотунцевский был недоволен тем, что Синод назначил ему помощника малограмотного иеромонаха и не включил в состав Камчатской Духовной Миссии избранных им опытных учителей Академии. Рекомендации Синода были: - самостоятельно поискать дьячков и пономарей в Тобольской и Иркутской епархиях или обучить «камчатских крещёных отроков и якутских казачьих детей».

В состав Миссии были направлены в качестве учителей, избранные ректором и инспектором Академии, студенты: Димитрий Камшигин, Алексей Ласточкин, Пётр Грязный, Петр Логинов и Василий Кочуров. В качестве писаря и дьячка были определены: студент Академии Стефан Никифоров и сын дъячка Троицкой церкви Галицкого уезда Фёдор Григорьев.

После того, как состав Камчатской Миссии был определён, Синод выдал кормовые деньги, часть причитавшегося миссионерам жалованья за год вперёд из доходов Охотского острога, а остальное они должны были получить в Якутке. В инструкции, выданной Синодом, запрещалось крестить коренных жителей насильно; предлагалось тщательно обучать детей грамоте и Закону Божию и записывать существующие у местных жителей суеверия. Рекомендовалось также не наказывать тех новокрещённых, которые возвращались к старой вере, а налагать на них епитимию и смирять покаянием. Что касается наличия у коренных жителей двоеженства, то разрешалось второй жене вступать в новый брак, не отягощая венчавшихся излишними запросами. Камчатская Духовная Миссия была подчинена Иркутской епархии под руководством Иркутского Преосвященного.

Возглавляемая архимандритом Иоасафом Хотунцевским Миссия 9 февраля 1743 г. выехала из Москвы и 20 марта того же года прибыла в Тобольск. Здесь архимандрит Иоасаф смог подобрать необходимых для службы священников. Добровольно поехать служить на Камчатку захотели: священник Черниговской епархии Филипп Энко, священник с. Еланского (вблизи Тобольска) Симеон Васильев с сыном Евсевием, иеромонах Успенского Долматова монастыря Флавиан, иеродиакон Тобольского Знаменского монастыря Авксентий, дьячок Тобольской Андреевской церкви Фёдор Смирнов и сын дьячка с. Бегишевского Степан Неводчиков.

Проследовав через Иркутск, Камчатская Духовная Миссия р. прибыла в Якутск 24 сентября 1743 г., где и находилась в течение 8 месяцев. В Якутске архимандрит пополнил Миссию четырьмя дьячками и пономарями.

Дальнейший путь Камчатстюй Духовной Миссии проходил через Охотск, куда миссионеры прибыли 30 июня 1744 г. Здесь при помощи Охотского командира Афанасия Зыбина был заложен и 22 октября того же года архимандритом Иоа-сафом освящён новый храм в честь Преображения Господня. Из состава Миссии в местную школу на должность учителя был назначен студент Димитрий Камшигин, а школе выделили часть необходимых учебников (азбука, часослов, псалтырь, катехизис и буквари).

За год пребывания в Охотске архимандрит Иоасаф совершил две миссионерские поездки к тунгусам и окрестил 151 человека. По результатам первой поездки в донесении, отправленном в Синод, он сообщал, что крещённых на этой обширной территории Охотского побережья, Камчатке и Курильских островах на данный период времени «числится всего 3895 человек. Из них: в Окотске - 624, в Тауйском и Ямском острогах - 348, Удском -84, Акланском - 152, в Камчатском Болыперецком остроге - 433, в Верхне-Камчатском - 979, в Нижне-Камчатском - 1182; на Курильских островах -93 человека» [3]. Данные о численности крещёных дали повод архимандриту Иоасафу сомневаться в необходимости нахождения Миссии на Камчатке более 2,5 лет и просить сократить срок пребывания большинства миссионеров, оставив для службы одного из них.

Вместе с тем, вторая миссионерская поездка к оленным тунгусам, кочевавшим в районе реки Ураки, выполненная в феврале 1745 г., изменила его мнение. По результатам посещения тунгусов он отмечал, что они «не только от него не побежали, но, как реки в океан благодати Божией отовсюду стекались, со всяким благим усердием слово Божие прияли и Святое Крещение востребовали Зб5 человек» [4].

Из Охотска к окончательной цели своего тяжелейшего маршрута - Камчатке Духовная Миссия отправилась 6 июля 1745 г. и благополучно прибыла в Болыперецкий острог 13 августа. В ноябре того же года состоялась первая миссионерская поездка архимандрита Иоасафа по Камчатке. В результате её

(О;

были переписаны все крещённые ранее (5607 чел.), крещены желающие - около 2709 человек, совершены бесплатно обряды венчания. Примечательно, что в период его миссионерской деятельности было просвещено 4719 чел., а с крещёными, уже составило 11574 души.

Миссионерская деятельность на полуострове была не безопасной. Особенностью службы священников в те времена на Камчатке были долгие, на огромные расстояния, и небезопасные - в отношении бездорожья, непогоды, безлюдности и прочего - разъезды по всему полуострову, чаще всего на собачьих упряжках. Были случаи убийств миссионеров. Так, не добрались до места назначения и отправлённые из Охотска миссионеры (студент В. Кочуров, дьячок Д. Смирнов и пономарь Решетников), возглавляемые иеромонахом Флавианом. Они были убиты оленным корякским тойоном Евантом и его родственниками. Посланные церковные предметы были ими разграблены, а крестики женщины пришили в качестве украшений на одежду детей.

Несмотря на это, желание продолжить миссионерскую деятельность у архимандрита Иоасафа не исчезло. Обратившись в Синод, он просил прислать священников с причетниками, церковную утварь и книги, чтобы не лишить новокрещён-ных церковных потребностей и обучения детей. Обращался архимандрит Иоасаф и с просьбой об увеличении денежного довольствия священникам, которые из-за дороговизны хлеба на Камчатке всю зиму жили впроголодь. Большое внимание он уделял открытию школ и заботе об учениках. Камчатская Духовная миссия 1745-1750 гг. внесла заметный вклад в освоение Камчатки и просвещение местных жителей. Миссия во главе с архимандритом Иоасафом Хотунцевским способствовала строительству церквей: « .... в Верхнекамчатске, на реках Иче, Тигиле, Уке, и близ реки Ключевской..» [5], открывала школы для детей и обращала местных жителей в Православие. В соответствии с синодальным указом руководство Камчатской Духовной миссией было передано иеромонаху Пахомию 10 декабря 1749 г., а 25 января 1751 г. в Санкт-Петербурге архимандрита Иоасафа Хотунцевского назначили епископом Иркутским.

В составе Русской Духовной миссии, прибывшей на суровую Камчатскую землю, был Стефан Никифоров, который

стал основателем целой ветви Камчатского духовенства. В К частности, в семье С. Никифорова женившегося на дочери известного на Севере и Камчатке священника Ермолая Иванова, были благословлены на служение Богу и Отечеству: первый сын Никифор (1745 - 1837 гг.), племянник Иоан (1806 год рождения), его сын Петр (1854г. рождения) и внук Петр (1891 г. рождения ); второй сын Михаил (1757 года рождения), его внук Андриан (1778 года рождения). Все они были священниками в Камчатских церквах.

Камчатский край, богатый именами исследователей и мореплавателей, имеет примеры яркого пастырского служения. В частности, Иннокентий Вениаминов, архиепископ Камчатский, апостол Аляски и Сибири, впоследствии Митрополит Московский и Коломенский с 1823 по 1867 гг., т.е. 44 года, «созидал церкви, учреждал миссии и училища, переводил книги на инородческие языки..». Он хорошо знал плотницкое, столярное, токарное, кузнечное дело, своими руками строил церкви, учил мастерству ремесленному коренных жителей, был искусным механиком, часовым мастером. В научном мире известен как ученый-ботаник, ученый-этнограф.

Подвиг 10-летнего (1907 - 1917 гг.) миссионерского служения с начало иеромонаха, архимандрита и затем главы Камчатской епархии Нестора (Николай Анисимов), основателя Православного Камчатского Братства, оставил яркий след в истории развития Камчатки и православия в регионе. При участии Нестора были открыты церковно-приходские школы, лечебницы, строились храмы, часовни, службы велись на языках коренного населения и из местных жителей подготавливались священнослужители. Им были созданы буквари и грамматики на языках коренных жителей Камчатки.

Во время поездок к корякам, чукчам, эвенам, ительменам Нестор лечил детей и взрослых, привозил им продукты, книги, организовывал школы. При его участии была создана колония для прокаженных (лепрозорий), в одной из комнат которой он устроил церковь в честь Святого праведного многострадального Иова. В 1912-1917 гг. Камчатское благотворительное братство имело в своем распоряжении огромные суммы. В течение 5 лет было выстроено 7 церквей, приют с амбулаторией для детей оседлых и кочующих аборигенов, открыто 8 школ. Последняя Успенская церковь в Нижне-Камчатске была построе-

Wt

на в 1865 г. и к XX в. на Камчатке насчитывалось уже 70 храмов и часовен и 23 священнослужителя на 10 тыс. населения [6]. К 1916 г. в Камчатской области существовало 35 церквей, 38 часовен со святыми престолами и 42 школы.

Миссионерская деятельность привела к тому, что ритуальные православные традиции заменили сожжение людей на кострах, снизилось количество случаев жертвоприношения в виде животных и заклинание злых духов, налаживалась законная супружеская жизнь.

В начале 1918 г. владыка Нестор был арестован и содержался в Московском Новоспасском Монастыре. 31 марта того же года он был освобожден по ходатайству делегатов Собора. Однако полуостров владыка вынужден был покинуть навсегда и многие годы служил за рубежом.

После установления Советской власти на территории Камчатского уезда был введен в действие Декрет об отделении Церкви от государства, и по требованию Усть-Камчатского райревкома, 21 мая 1923 г. была проведена опись церковного имущества. Здания церквей первоначально отдавали под клубы, затем приспосабливали под гаражи. На Камчатке так же как во всей советской России, горели и разрушались храмы, были репрессированы и физически уничтожены священнослужители и верующие. С ликвидацией Камчатской епархии миссионерская деятельность не велась весь период советского режима.

Я с *r**.anit4»3l5tru К(МТ1ФЙ ОТ*Т - АНТтПвТИТ Щ

I АНТ к ПЛАГИАТ - kafljaii в

V модель поиска Интернет

В кабинет 2017 Солодова православие Камчатка, 1... В кабинет Д

i »МИНОГ. - ' ф 1« fv.iTK Ш.Я ЦЧ (¿Э Впрсмч Й,ПН miUJ Гп ф Гг РГОЙОДСИС

N1 f.-at^ 1«ы уичиип Шй^£ИШП-П1 pniibuif ÍDll мвд^п*.

ЮАЙ поиска

Илтнрншт

О ДОИ:у>11Н1Н1

11- ihaH н i ль '-I"1 ' йЧС ^ WnTjiano»tT Нестор Г^йнсиновЛ - ■□опонимамя ^3/4J fp Ф- f'fe М D3.H1J& Модула

J tH.H^rnwift** i u .4 'K^ M и г в с MP t

Ц'ЧМГ

Ü4T4I Í7.0Í4ÍP17

¡3] ИОЛ.С4Ф ЬПРГ/^лулушпс Ил I-3.S1.ÍQJÍ Мод^л*

Falj.ii «^¡НЛйно i'<c rr^li4i!n

43¡

I unía i uaim i iitmi

Список литературы:

1. 300 лет Православию на Камчатке. Миссионерский сборник. СПб.: «Общество свт. Василия Великого», 2008. С. 8.

2. Там же. С. 20.

3. РГИА. Ф. 796. Он. 27. Д. 84-в.

4.300 лет Православию на Камчатке. Миссионерский сборник. СПб.: «Общество свт. Василия Великого», 2008. С. 160; Колониальная политика царизма на Камчатке и Чукотке в XVII веке. Л., 1935. С. 147.

5.300 лет Православию на Камчатке. Миссионерский сборник. СПб.: «Общество свт. Василия Великого», 2008. С. 9.

6. ГАКК. Ф. Р-185.

7. Горбачева В. Из истории Духовной Миссии архимандрита Иоасафа (Хотунцевско-го) на Камчатку // 300 лет Православию на Камчатке. Миссионерский сборник. СПб.: «Общество свт. Василия Великого», 2008. С. 16-26.

8. Рябова Е.Л. Дискуссия о стратегии межнациональных отношений (редакционная статья) // Этносоциум и межнациональная культура. 2012. №5 (47). - С. 7 - 8.

9. Шаихов А.Г., Чапкин Н.С. Межконфессиональные отношения перед лицом глобальных угроз // Журнал «Межконфессиональная миссия». 2017. № 20. С. 27 - 33.

9. Смирнова М.И. Государственно-конфессиональные отношения в России: особенности исторического аспекта // Журнал «Межконфессиональная миссия» 2016. №12. С. 34 - 44.

Bibliography

1. 300 years of Orthodoxy in Kamchatka. Missionary collection. St. Petersburg: "Soci-ety-St. Basil the Great", 2008. p. 8.

2. Ibid. p. 20.

3. RGIA. F. 796. Op. 27. p. 84.

4. 300 years of Orthodoxy in Kamchatka. Missionary collection. St. Petersburg: "Soci-ety-St. Basil the Great 2008. p. 160; Colonial policy of tsarism in Kamchatka and Chu-kotka in the XVII century. L„ 1935. p. 147.

5. 300 years of Orthodoxy in Kamchatka. Missionary collection. St. Petersburg: "Soci-ety-St. Basil the Great", 2008. p. 9.

6. GACC. F. p. 185.

7. Gorbachev V. From the history of the Spiritual Mission of Archimandrite Joasaph (Ho-Tantsevsky) to Kamchatka // 300 years of Orthodoxy in Kamchatka. Missionary collection. St. Petersburg: "Society of Sts. Basil the Great2008. p. 16-26.

8. Ryabova E.L. The discussion on the strategy of international relations // Etnosotsium and international culture. 2012. №5 (47). - p. 7 - 8.

9. Shaihov A.G., Chapkin N.S. Ilnterfaith relations in the face of global threats // «Interchurch Mission». 2017. № 20. p. 27 - 33.

9. Smirnova M.I. Relations between the State and Religion in Russia: Peculiarities of the historical aspect // «Interchurch Mission» 2016. №12. p. 34 - 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.