МИРОВОЗЗРЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАК СПОСОБ ОСОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
© Зангиев А.Э.*, Городецкая Ю.А.*
Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Владикавказ
В данной статье обосновывается мировоззрение как система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многостороннее отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям.
Ключевые слова мировоззрение, генезис, молодежь, знания, идеалы, личность, социальная группа.
Мировоззрение - система представлений о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира человеком, в единстве теоретического и практического подхода к действительности [3, с. 27].
Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многостороннее отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека, определенной социальной группы и общества, их убеждений, идеалов, ценностных ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект мировоззрения - личность, социальная группа и общество в целом. Основа мировоззрения - знания. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия - это теоретическое ядро мировоззрения.
В структуру мировоззрения входят не только знания, но и их оценка. То есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность. Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения - это та призма, через которую видится действительность. Убеждения - не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное со-
* Финансово-экономический факультет. Научный руководитель: Городецкая Ю.А.
* Старший преподаватель кафедры «Иностранные языки», кандидат педагогических наук.
116 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ
стояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека.
В структуру мировоззрения входят идеалы. Они могут быть как научно обоснованными, так и иллюзорными, как достижимыми, так и нереальными. Как правило, они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, которое складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Формирование мировоззрения начинается с детства и определяет жизненную позицию человека.
Следует подчеркнуть особо, что мировоззрение - это не только содержание, но и способ осознания действительности. Важнейший компонент мировоззрения представляет собой идеалы как решающие жизненные цели. Характер представления о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых складывается общий жизненный план, формируются идеалы, которые и придают мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, уверенности в правоте своих идей.
Таким образом, мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.
Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученые разделяют разные подходы к предмету изучения - с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль играют идеологические факторы, так как молодежь находится на острие политической борьбы.
Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968г. В.Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [2, с. 18].
Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [1, с. 10].
Философские науки
117
В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества.
Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.
Современная молодежь как социокультурная группа характеризуется несколькими общими чертами: она более образована, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма. Усиление ориентации на общение внутри данной возрастной категории приводит к образованию молодежной субкультуры, с ее специфическими ценностями и идеалами. Она также является неотъемлемой принадлежностью молодежи.
Конечно же следует заметить, что наше исследование имеет определенную долю допуска в применении к конкретной ситуации и личности - так как его объектом является формирования мировоззрения - достаточно сложное и во многом строго индивидуальное, которое рассматривается не в применении к конкретной личности (или даже четко очерченной группе схожих личностей), а к целой социально-возрастно-культурной прослойке - к современной молодежи. Но тем не менее, при условии достаточно большого охвата респондентов из числа молодежи с помощью анкетирования, при конкретной временной и географической локализации нашего исследования (исключительно г. Владикавказ) можно с большей или меньшей уверенностью анализировать процесс генезиса мировоззрения молодежи, конкретную ситуацию со взглядом на мир в среде молодежи, и даже в определенной степени прогнозировать ситуацию в будущем, при условии, что исследование останется на уровне социальной группы, все члены которой в достаточной степени усреднены.
Таким образом, генезис мировоззрения молодежи мы рассматриваем как обзор, анализ и прогнозирование процесса формирования представления о мире, жизненных идеалов и целей, способа осознания действительности у конкретной социально-демографической группы, единой по ряду признаков - возрастному, демографическому, социальному и культурному.
Социологический опрос проводился на базе Владикавказского филиала Финуниверситета, Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова (СОГУ), Северо-Кавказского горно-металлургического института (СКГМИ). Контингент респондентов составил 50 студентов вузов в возрасте 17-20 лет.
118 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ
Результаты анкетирования, бесед со студентами, выявили определенные тенденции в сфере отношения молодежи к образовательной системе, государственной политике, СМИ, жизненным идеалам и целям.
Студенты подмечают все недостатки, отрицательные стороны образовательной системы потому, что в сегодняшней ситуации они сами как никто иной заинтересованы в том, чтобы она функционировала как можно лучше и давала бы им наиболее качественные знания и умения. Появилась устойчивая ассоциация, что если человек образован, то, значит, он умен и способен заработать деньги, чтобы обеспечить себе достойное существование.
Важнейшей ячейкой современного общества как и прежде, остается семья. Можно смело сказать, что ее роль среди ценностей молодежи сохраняет свои высокие позиции. Анализируя результаты опроса, можно увидеть, что для большинства молодых людей семья - это опора в жизни, это источник любви и понимания, а также образец для создания своей семьи в будущем. Лишь около 15 % отрицают роль семьи в своей жизни, в реализации своей личности. 80 % респондентов планируют создать семью в будущем.
Итак, в данной статье отображено современное мировоззрение молодежи, рассмотрены факторы и особенности его формирования, выявлены основные тенденции формирования и развития в будущем. Стало очевидным, что проблемы изучения мировоззрения молодежи и процессов с ним связанных, необходимы в современной динамичной, политически нестабильной обстановке.
Список литературы:
1. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: «Просвещение», 1979.
2. Социология молодежи / Под ред. В.Т. Лисовского. - Изд-во СпбГУ 1996.
3. Фишер К. История новой философии. Т. 4, 5. - СПб., 1910.
ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ДУШИ, МЕНТАЛИТЕТА И ХАРАКТЕРА РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА
© Мельникова В.А.*, Бешкарева И.Ю.*
Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров
Характер русского человека всегда интересовал исследователей как некий загадочный феномен. Для того чтобы разобраться в нем автор
* Кафедра Истории и философии. Научный руководитель: Бешкарева И.Ю.
* Старший преподаватель кафедры Истории и философии, кандидат философских наук.