Bibliography
1. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii: v 2 t. - M., 1989. - T. 1.
2. Platonov, K.K. Sistema psikhologii i teoriya otrazheniya. - M., 1982.
Статья поступила в редакцию 12.02.14
УДК 371
Leutina A.L. WORLD-PERCEPTION APPROACH TO SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH HIGH CREATIVE POTENTIAL. This article is dedicated to a new world-perception approach to the process of socialization of children with high level of creative potential. The purpose of this approach is to develop the ability to manage different life strategies. The author analyzes the world outlook model of children's socialization.
Key words: creativity, creative abilities, creative society, children, socialization, worldview, multiculturalism, life strategies, variability.
А.Л. Леутина, канд. пед. наук, докторант Московского гос. университета культуры и искусств,
г. Красноярск, E-mail: [email protected]
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ВЫСОКИМ КРЕАТИВНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ
В настоящей статье даётся описание нового мировоззренческого подхода к социализации детей с высоким креативным потенциалом, предполагающего формирование способностей детей представлять мир и свои жизненные траектории как вариативные.
Ключевые слова: креативность, креативные способности, креативное общество, дети, социализация, мировоззрение, жизненные стратегии, вариативность.
Проблема социализации детей с высоким креативным потенциалом для современного общества становится всё более и более актуальной. Это связано с происходящими изменениями в социально-экономической и культурной жизни ряда стран: стремительным развитием средств коммуникации, автоматизацией производства, повышением роли интеллектуальной деятельности и её продуктов. Учёные социологи и экономисты, такие как Р Флорида, М. Меттьюс, Дж. Поттс и др., определяют эти тенденции как становление креативной экономики, креативного общества и креативного класса как массового социального явления.
В качестве основных производственных ресурсов в эпоху креативной экономики рассматриваются личностные ресурсы человека. В.А. Журавлев, кандидат экономических наук, отмечает: «Современные экономика и общество в развитых странах все в большей степени становятся креативными (творческими), главными продуктами которых являются новые идеи и инновации в различных областях человеческой деятельности. В развитых странах креативность становится и основным источником экономической ценности. Интеллектуальная собственность приходит на смену таким ресурсам, как земля, рабочая сила, капитал в качестве наиболее ценного экономического ресурса» [1].
Т.Е. Степанова, доктор экономических наук, профессор, в своей работе, посвященной экономике в эпоху креативного общества пишет: «В структуре общественного богатства в креативном обществе возрастает доля внеэкономических составляющих: науки, образования, здравоохранения, экологии, человеческих ресурсов. На первое место выходит формирование и развитие человеческого капитала для обеспечения социально-экономического развития» [2].
Таким образом, с одной стороны, уровень развития страны, её конкурентоспособность на мировом рынке в эпоху «креативной экономики» будет зависеть от сформированности «креативного класса», то есть наличия больших групп населения с высоким уровнем творческих способностей, включенных в общественные и экономические процессы; с другой стороны, успешность социализации человека в будущем, прежде всего, будет зависеть от уровня его креативных способностей и их реализации.
Принципиальное изменение типа трудовой деятельности и широкое развитие «креативных производств» будут требовать от педагогики как массовых технологий развития креативности отдельных личностей, так и формирования у детей с высоким уровнем креативности способностей к осуществлению коллективной творческой деятельности, социальной коммуникации и продуктивному взаимодействию. Именно поэтому социализа-
ция детей с высоким уровнем креативности становится одной из ключевых проблем современной педагогики.
На сегодняшний день эта проблема определяется рядом противоречий между:
- современным состоянием системы образования, ориентированной на индустриальный тип общества, и потребностями общества и экономики будущего;
- массовостью технологий социализации, основанных на включении адаптационных механизмов и необходимостью ав-тономизации личности для сохранения и реализации креативного потенциала ребёнка;
- значимостью формирования поликультурного и полисо-циального мировоззрения у детей с высоким креативным потенциалом и слабой вариативностью социальных норм образовательных сред большинства педагогических учреждений;
- необходимостью формирования способностей к созданию ребёнком с высоким креативным потенциалом вариативной жизненной траектории и отсутствием соответствующих педагогических концепций, технологий и методик.
Современная система социализации в условиях массовой школы строится на принципе принятия ребёнком социальных, культурных и иных норм группы или сообщества, в которые он входит, как своих личностных, и адаптации ребёнка к социуму, посредством унификации. Однако технологии социализации, основанные на включении адаптационных механизмов, приводят к снижению вариативности мышления, социальных, культурных и профессиональных стратегий человека, и как следствие результатов его деятельности, что делает их неэффективными для целей воспитания творческих личностей в условиях развития «креативного общества».
Педагогический процесс, выстроенный на основе принципа унификации, оказывая влияние на личность ребёнка с высоким креативным потенциалом, приводит к одному из двух полярных результатов:
- успешной социализации ребёнка за счёт принятия общих для группы или сообщества социальных и культурных норм, что ведёт к уменьшению разнообразия способов деятельности и нестандартности её продуктов, и как следствие нереализации креативного потенциала;
- десоциализации ребёнка при условии сохранения уровня креативных способностей и возможности их реализации.
Неэффективность массовых педагогических технологий в работе с детьми с высоким уровнем креативности подтверждается многими исследователями. Так, К.Р Роджерс, американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической
Рис. 1. Схема мировоззренческой модели социализации
психологии пишет: «Причина в недостатке творчества - существующая система образования, ориентированная на усредненные стандарты. Получив образование, мы обычно становимся конформистами со стереотипным мышлением, людьми с «законченным образованием», а не свободными, творческими и оригинально мыслящими людьми» [3, с. 80].
По мнению российского исследователя, доктора психологических наук, О.М. Дьяченко «установка обучения на определенность знаний получаемых ребенком, однозначность его ответов на все вопросы, усвоение готовых схем преобразования действительности ведут к снижению роли воображения, а затем практически к полному его исчезновению у многих детей в системе школьного обучения» [4, с. 58].
Кандидат педагогических наук, Е.Н. Романова отмечает особую роль школы в становлении креативности человека. «Исследования различных систем образования выявили одинаковое снижение креативности детей при поступлении в школу и в подростковом возрасте, - пишет она. Первый пик снижения связан с предъявлением стандартных требований, как к личности, так и к знаниям, умениям, навыкам ученика» [5, с. 12].
Снижение креативности у детей как побочный результат реализации современного массового образования делает актуальным вопрос о поиске нового подхода к решению проблемы социализации детей. Одним из таких подходов может стать предлагаемый автором мировоззренческий подход, основанный на принципах поликультурности, полисоциальности и инструмен-тальности общественных норм и позволяющий формировать у детей способность представлять мир и свои жизненные траектории как вариативные.
На основе мировоззренческого подхода автором разработана модель социализации детей с высоким уровнем креативности, которая включает в себя такие элементы как: мировоззрение, социальное взаимодействие, предметные способности, метапредметные навыки, реализованные в условиях вариативной образовательной среды (Рис. 1). Следует сделать акцент на том, что в предложенной модели мировоззрение является общей рамкой для всех элементов, которые формируются на основе определённых принципов и позволяют успешно осуществлять человеку интеллектуальную, творческую, профессиональную, социальную и иную деятельность.
В основе мировоззренческой модели социализации лежат следующие принципы:
- Поликультурность, определяемая как бесконфликтная идентификация ребёнка во всём многообразии типов культур и субкультур (этнических, профессиональных, возрастных, гендерных и др.).
- Полисоциальность, обеспечивающая сосуществование различных социальных систем с принципиально различными системами ценностей, мировоззренческими установками, повседневными практиками. По мнению доктора социологических наук, Е.Л. Омельченко полисоциальность позволяет человеку «сделать структурный скачок, изменить унаследованный статус, конструировать индивидуальную судьбу через присоединение (реальное или виртуальное) к желаемому стилю жизни» [6, с. 85].
- Толерантность, рассматриваемая не только как «терпимость к чужим мнениям и верованиям; снисходительное отношение», но прежде всего как живой интерес к «другому», «иному», «новому».
- Инструментальность социальных норм, как принцип, основанный на Мотивационной теории ожиданий В. Врума. Если
В. Врум связывает ожидание с воспринимаемой вероятностью достижения человеком конкретного результата, то инструмен-тальность соотносится им с пониманием, что промежуточный результат, приведёт к другому важному результату. Таким, образом, можно говорить о том, что инструментальность следования общественным нормам позволяет личности обладать социальной гибкостью и быть более эффективным в реализации творческой деятельности.
- Вариативность личностных, социальных и профессиональных жизненных стратегий. Этот принцип позволяет сохранять психологическую устойчивость в ситуации кризисов, которые рассматриваются как точки выбора и принятия решений для дальнейшего движения, а также обеспечивает вариативность творческих продуктов деятельности.
- Принцип творчества ориентируется на приобретение ребёнком самостоятельного опыта деятельности, самостоятельного поиска решений задач и самостоятельных открытий новых способов действия.
- Принцип продуктности деятельности заключается в том, что деятельность в качестве своего результата должна иметь продукт. При этом разнообразие продуктов творческой деятельности детей должно иметь предельно широкую рамку: от создания конкретных музыкальных и живописных произведений, до разработки нетрадиционного ракурса исследования
и др. Принцип продуктности тесно связан с проектными технологиями деятельности.
- Принцип свободы как возможность совершать внутренний выбор и поступать сообразно своим идеям, убеждениям, ценностям, быть уверенным в своём праве на свободу и признавать неотъемлемость права свободы для каждого человека.
- Принцип выхода за рамки комфорта - стремление к расширению рамок деятельности и мышления, способность к отказу от устоявшихся стереотипов, потребность в поиске нового, непривычного, неожиданного, возможность получения нового личностного и социального опыта.
Ключевыми социальными компетентностями человека в рамках мировоззренческой модели социализации являются:
- Социальная мобильность как возможность смены общественного слоя, социальной позиции, стиля и образа жизни.
- Готовность к осуществлению социальных проб, непродолжительному, законченному действию и получения общественно значимой информации при знакомстве с «внешней средой», и рефлексии приобретённого опыта.
- Социально-психологическая компетентность в определении своих и чужих границ;
- Способность к решению конфликтных ситуаций - умение быстро справляться со стрессом, контролировать свои эмоции и поведение, уделять внимание не только словам других, но и их проявленным чувствам, осознавать и уважительно относиться к различиям, существующим между людьми.
- Способность к ведению переговоров - умение отличать отношение к проблемам и отношение к людям, умение держать рамку интереса, способность управлять эмоциями и отказываться от преждевременных суждений, умение быть объективным.
- Умение работать в проектной сетевой форме. По результатам проведенных ранее автором исследований [7; 8] коллективная творческая деятельность наиболее эффективна в динамичной, проектно-сетевой форме организации, так как позволяет аккумулировать интеллектуальные, креативные и иные ресурсы участников наиболее оптимальным образом для реализации целей проекта. А также создает условия для вариативности способов осуществления и результатов творческой деятельности.
- Общие коммуникативные способности личности (понимание, активное слушание, ораторские способности и др.).
Метапредметные компетентости личности, позволяющие осуществлять индивидуальную и коллективную творческую деятельность тесно связаны со способностью работать в проектно-сетевой форме деятельности. В таблице 1 приведены основные компетентности, сгруппированные по этапам реализации проекта.
Предметные компетентности обеспечивают широту знаний о мире, системах ценностей, культурах и субкультурах, социальных нормах поведения, языковых средствах и многое
другое. Примерный список предметных областей, которыми должен овладеть учащийся: алгебра, астрономия, биология, бридж, география, геометрия, граждановедение, естествознание, игровая культура (игротехника), изобразительное искусство, иностранные языки, информатика и информационные технологии, история, история искусства, культура речи, культурология, литература, математика, методы анализа и обработки информации, мировая художественная культура, музыка, музыкальная культура, обществоведение, основы политики, основы экономики, право, преферанс, проектная работа, психология, религиоведение, технологии мышления, физика, физическая культура и основы спорта, химия, шахматы, экология, экономическая культура, языковая прагматика и др.
Принципиальным условием реализации образовательного процесса, основанного на мировоззренческом подходе, является организация вариативной образовательной среды и формирование представлений о вариативности жизненных траекторий у детей.
Моделирование вариативной образовательной среды предполагает выбор базовых компонентов, организующих образовательную среду. Управление образовательной средой является сложным процессом, включающим разнообразные решения. Модель вариативной среды должна обладать высокой степенью гибкости и пластичности для того, чтобы удовлетворять требованиям дифференцированного процесса социализации детей с высоким креативным потенциалом.
Опорными для моделирования вариативной образовательной среды будут являться такие компоненты и субкомпоненты как: мировоззренческие принципы, социальное взаимодействие, предметные способности, метапредметные навыки.
Частично предложенная модель социализации была реализована автором в 2012-2013 учебном году на базе Центра дополнительного образования детей «Лаборатория путешествий» в рамках образовательной программы «Форсайт: взгляд в будущее», разработанной автором методики построения «дерева возможностей». Целью методики являлось развитие у детей вариативного мышления как компонента креативности в процессе построения образа будущего. Результаты проведённого экспериментального исследования описаны автором в статьях: «Развитие вариативности мышления детей с помощью методики построения «дерева возможностей» и «Стратегии жизненной успешности современных детей» [9; 10].
Подводя итог, следует отметить, что важнейшими условиями процесса социализации детей с высоким креативным потенциалом в рамках мировоззренческого подхода является формирование у ребёнка многообразия представлений о социальных и культурных нормах и типах людей, а также наличие широкого инструментария для осуществления коммуникации (понимание, рефлексия, коммуникативная компетентность и др.). Эти условия позволят ребёнку сохранять границы своей личности и при этом легко вступать во взаимодействие с другими людьми.
Таблица 1
Метапредметные компетентности личности, необходимые для работы в проектно-сетевой форме
Этапы проекта Метапредметные компетентности
Инициация - Умение отказываться от стереотипов; - Готовность к нововведениям; - Решительность; - Креативность; - Способность перенесения знаний из одной области в другую.
Планирование - Умение определять требования, предъявляемые к проектам; - Установление последовательности действий для решения задачи; - Способность к соединению разнодисциплинарных инструментов в приложении к решению задачи; - Оценка наличных ресурсов; - Подбор информации под поставленную задачу; - Логическое мышление способность пользоваться инструментами анализа, синтеза анализ; - Самоконтроль и самоорганизация; - Мотивация и стимулирование деятельности других людей; - Способность к эффективному делегированию обязанностей; - Способность добиваться результата; - Способность брать ответственность; - Способность оперативно реагировать на изменение ситуации, внешней среды, способность внесения изменений в первоначальный план.
Рефлексия - Способность к рефлексии деятельности и ее результатов.
Презентация - Способность к формированию и защите своей точки зрения; - Способность к публичной речи; - Способность к реферированию.
Библиографический список
1. Журавлев, В.А. Креативное общество, его особенности и характеристика // Креативная экономика. - 2008. - № 11(23) [Э/р]. - Р/д: http:/ /www.creativeconomy.ru/articles/2604/
2. Степанова, Т.Е. Экономика XXI века - экономика основанная на знаниях // Креативная экономика. - 2008. - № 4 [Э/р]. - Р/д: http:// www.creativeconomy.ru/articles/3029/
3. Роджерс, К. Теории творчества: Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.
4. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопросы психологии. - 1988. - № 6.
5. Романова, Е.Н. Педагогические условия формирования готовности младших школьников к креативной деятельности в условиях села: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2012.
6. Омельченко, Е.Л. Молодежь России: из XX в XXI век // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2007. - № 3(8).
- Сер.: Социальные науки.
7. Леутина, А.Л. Информационно-сетевая модель взаимодействия органов государственного управления и самоорганизованных досуговых объединений // Наука как перспективное направление деятельности молодежи: сб. статей молодых ученых по материалам науч-но-практич. конф. - М., 2009.
8. Леутина, А.Л. Принципы и механизмы сетевой экспертизы проектов самоорганизованных досуговых объединений // Вестник МГУКИ. -2010. - № 2.
9. Леутина, А.Л. Развитие вариативности мышления детей с помощью методики построения «дерева возможностей» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 6.
10. Леутина, А.Л. Стратегии жизненной успешности современных детей // Науковедение. - 2013. - № 6(19) [Э/р]. - Р/д: http://naukovedenie.ru/ PDF/172PVN613.pdf
Bibliography
1. Zhuravlev, V.A. Kreativnoe obthestvo, ego osobennosti i kharakteristika // Kreativnaya ehkonomika. - 2008. - № 11(23) [Eh/r]. - R/d: http:// www.creativeconomy.ru/articles/2604/
2. Stepanova, T.E. Ehkonomika KhKhI veka - ehkonomika osnovannaya na znaniyakh // Kreativnaya ehkonomika. - 2008. - № 4 [Eh/r]. -R/d: http://www.creativeconomy.ru/articles/3029/
3. Rodzhers, K. Teorii tvorchestva: Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. - M., 1994.
4. Djyachenko, O.M. Ob osnovnihkh napravleniyakh razvitiya voobrazheniya doshkoljnika // Voprosih psikhologii. - 1988. - № 6.
5. Romanova, E.N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya gotovnosti mladshikh shkoljnikov k kreativnoyj deyateljnosti v usloviyakh sela: avtoref.
dis. ... kand. ped. nauk. - Yjoshkar-Ola, 2012.
6. Omeljchenko, E.L. Molodezhj Rossii: iz KhKh v KhKhI vek // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. - 2007. - № 3(8).
- Ser.: Socialjnihe nauki.
7. Leutina, A.L. Informacionno-setevaya modelj vzaimodeyjstviya organov gosudarstvennogo upravleniya i samoorganizovannihkh dosugovihkh objhedineniyj // Nauka kak perspektivnoe napravlenie deyateljnosti molodezhi: sb. stateyj molodihkh uchenihkh po materialam nauchno-praktich. konf. - M., 2009.
8. Leutina, A.L. Principih i mekhanizmih setevoyj ehkspertizih proektov samoorganizovannihkh dosugovihkh objhedineniyj // Vestnik MGUKI. -2010. - № 2.
9. Leutina, A.L. Razvitie variativnosti mihshleniya deteyj s pomothjyu metodiki postroeniya «dereva vozmozhnosteyj» // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuljturih i iskusstv. - 2013. - № 6.
10. Leutina, A.L. Strategii zhiznennoyj uspeshnosti sovremennihkh deteyj // Naukovedenie. - 2013. - № 6(19) [Eh/r]. - R/d: http://naukovedenie.ru/ PDF/172PVN613.pdf
Статья поступила в редакцию 14.02.14
УДК 793.3
Matsarenko T.N. REALIZATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN THE EXTRACURRICULAR WORK OF A CHOREOGRAPHY TEACHER. The article presents the requirements for pedagogical activity of a choreography teacher. The specific features and functions of this educational work in the system of additional education of children are described.
Key words: competence approach, choreography teacher, additional education of children, pedagogical activity.
Т.Н. Мацаренко, канд. пед. наук, ст. преп. каф. педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва,
E-mail: [email protected]
РEАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В статье представлены: требования к педагогической деятельности педагога - хореографа, специфические особенности, функции педагогической деятельности педагога-хореографа в системе дополнительного образования детей.
Ключевые слова: компетентностный подход, педагог-хореограф, дополнительное образование детей, педагогическая деятельность.
Правительственная Стратегия модернизации российского образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности» необходимые в процессе обучения, не только в школе, но и в дополнительном образовании детей. Основная задача состоит в достижении нового качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально-экономических условиях.
Требования к педагогам - хореографам основываются на специфике специальности - руководства танцевальным коллективом, что предполагает не только творческую (постановочную) работу, но и управленческо - организаторские функции. В Госстандарте по этой специальности предусматриваются следующие аспекты деятельности: «организационная, постановочнорепетиционная, концертно-исполнительская, образовательновоспитательная работа [1].