Научная статья на тему 'Мировоззренческие кризисы современности: буддийский взгляд'

Мировоззренческие кризисы современности: буддийский взгляд Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
183
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС МИРОВОЗЗРЕНИЯ / БУДДИЙСКАЯ СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ / ПРИРОДА УМА / "ЗАПАДНЫЙ" И "БУДДИЙСКИЙ" СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ / БАЗОВЫЕ ИДЕИ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ОПОРА ЦИВИЛИЗАЦИИ / НОВАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА / SPIRITUAL AND MORAL CRISIS OF A SOCIETY / BUDDHISTIC PHILOSOPHICAL SYSTEM / THE NATURE OF MIND / BUDDHISTIC VIEW / BUDDHISTIC TYPE OF THINKING / IDEOLOGICAL BASES OF WESTERN CIVILIZATION / A NEW SOCIO-CULTURAL PARADIGM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Коротецкая Лариса Михайловна

Социальные, экономические, экологические проблемы глобального мира проявления духовно-нравственного кризиса общества и личности, следствие доминирования мировоззренческих концепций «потребления» использования природы, общества и личности. Острота и глобальность социальных проблем ставит под сомнение истинный смысл и ценностный потенциал западной цивилизации, в том числе концепций рационализма, индивидуализма и потребительского отношения к миру. По мнению автора, буддийская философская система взглядов может стать экзистенциальной основой новой социокультурной парадигмы. «Природа ума» как базисная достоверность буддийского мира рассматривается автором в качестве возможной «экзистенциальной опоры» для современной цивилизации. Сравнивая «западный» и «буддийский» типы мышления, автор определяет факторы, актуализирующие буддийское духовное наследие и способствующие принятию именно буддийских экзистенциальных и философских ценностей и подходов в качестве новой социокультурной парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value system of the contemporary western society: Buddhism viewpoint

Social, economic and ecological problems of the globalized world are manifestations of spiritual and moral crisis of a society and personality, the consequence of a predomination of ideological arrangements to “the use” of nature, society and personality. The urgence and globality of social problems call into question the meaning and the value potential of ideological bases of western civilization including the concepts of rationalism, individualism and consumer attitude to the world. It is the author's opinion that the buddhistic philosophical system of views might become an existential foundation of a new socio-cultural paradigm. “The nature of mind” as a basic trustworthiness of the buddhistic world outlook is considered by the author as a possible “existential support” of the up-to-date civilization. Having compared Western and buddhistic types of thinking the author determined the factors which actualize the buddhistic spiritual heritage and promote the acceptance of buddhistic existential and philosophical methods and approaches as a socio-cultural paradigm.

Текст научной работы на тему «Мировоззренческие кризисы современности: буддийский взгляд»

Сер. 6. 2009. Вып. 2

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Л. М. Коротецкая

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ СОВРЕМЕННОСТИ: БУДДИЙСКИЙ ВЗГЛЯД

Духовные поиски, размышления о смысле человеческого бытия не теряют актуальности со времен появления первых мыслителей. Спектр вариантов ответов на главные мировоззренческие вопросы человека, лежащие в сферах «человек — природа», «человек — общество», «человек — человек», найденных философами за тысячелетия, широк, но, тем не менее, приходится констатировать факт нерешенности этих «базовых» проблем цивилизации. Более того, на рубеже ХХ-ХХ1 вв. они приобрели глобальные очертания. Военные конфликты, экологические, социальные, экономические, межэтнические и межконфессиональные противоречия, являясь продолжением и проявлением духовно-нравственных кризисов и столкновений различных мировосприятий и миропониманий, достигают мировых масштабов. Доминирование мировоззренческих установок на «использование» природы, обществ и личности, переориентация общественного и персонального сознания на ценности материального порядка, «философия потребления», основанная на «безудержном раздувании эгоцентризма»1, а также «антропоцентристское научное мышление» как движущая сила экономического и социального прогресса2 — таковы, по мнению многих исследователей, основы функционирования «свободной» экономики XXI в. Современное общество с его лозунгом «постоянного повышения уровня потребления» все чаще определяют как «техногенное» и «технократическое», подчеркивая утилитарность доминанты «научно-технической рациональности» в общественном развитии.

Но острота современных проблем, экономических и социальных, несущих в себе угрозу будущему человечества, ставит под сомнение истинность и ценностный потенциал мировоззренческих основ западной цивилизации, в том числе идей рационализма, индивидуализма и самодостаточности личности3. Стремительное развитие глобального контекста коммуникации вызывает «новые, не имевшие до того прецедента социально-политические и религиозные конфликты, возникающие, в частности, из-за столкновения на локальном уровне национального государства культурно различных моделей»4.

Актуальность для современного мира буддийской системы взглядов как альтернативной философской методологии и основы построения новой социокультурной парадигмы, очевидная для ученых-буддологов, в иных гуманитарных и философских научных областях остается «под давлением» традиционных представлений о существовании единой и универсальной научной методологии. Так, по мнению А. И. Вязниковцева, «существование, помимо западной, оригинальной восточной методологии философии и науки признается весьма небольшим числом специалистов по компаративистике»5.

Тем не менее, в поисках решений обострившихся экзистенциальных проблем современные ученые все чаще обращаются к буддийской философии: сравнительный анализ традиционного «западного» и буддийского мировоззрения — одно из перспективных направлений философской компаративистики в настоящее время. Среди современных исследователей обозначенной проблемы — М. Т. Степанянц, Е. Г. Филатова, В. К. Шохин,

© Л. М. Коротецкая, 2009

В. Г. Лысенко, Е. П. Островская, А. С. Колесников, В. В. Малявин и их зарубежные коллеги М. Мерфи, Р. Уолш и Ф. Воон, Д. Браун, К. Уилбер. Возможной «альтернативой технократическому антропоцентризму Запада»6, «антропологическим шансом» человечества7 исследователи называют именно буддийскую философию.

Сравнивая рационалистическую европейскую философию с буддийской философской традицией, современные исследователи по-разному расставляют акценты в понимании сходства и отличия. Общие черты отмечает Л. В. Баева: поиск собственного выхода из цепи зависимостей мира и обретение освобождения в буддийской этике «созвучен» устремлениям индивидуальной ответственности каждого в традиционной западной философии; а «западное обоснование идеи, что знание (необходимости) является условием освобождения от страдания и зависимостей бытия», перекликается с поисками достижения реализации собственными силами на пути буддийского духовного развития. Но если «знание» для буддийских философов — это духовная способность и деятельность, то на Западе «знание — сила» — прежде всего в предметном, «вещном», бытии8. Для западного мышления естественна опора на «эго», для буддийского же, напротив, — отказ от «эго», осознание иллюзорности «самости» и ориентация на принесение пользы другим.

Буддийская философская традиция нацелена на пробуждение ресурсов внутреннего знания, скрытого в самом человеке, в то время как знание европейца транслируется извне; буддийский Восток, в отличие от христианского Запада, где судьба человека полностью зависит от Божественной благодати, полагает, что человек сам определяет пути своего совершенствования. Эту характеристику разнонаправленности «западного» и буддийского подходов к инструменту познания истины — мышлению, данную еще К. Юнгом9, дополняют и конкретизируют исследователи С. Г. Ковалев и Е. Г. Филатова в работе «Мышление: понимание и культурные основания (от древнего до современного мира)». Определяя суть мышления в различные исторические эпохи, авторы вводят понятие «экзистенциальной точки опоры»10.

Мировоззренческая экзистенциальная опора, или «базисная достоверность», — социокультурный ориентир, обратившись к которому любой человек, принадлежащий той или иной (социо) культуре, сможет найти обоснования смысла бытия, правил и норм поведения. Любая культура проходит свои культурно-исторические этапы развития, на каждом из которых «царствует» своя глобальная достоверность. Смысловые «точки отсчета», на которые опиралось мышление западных философов в разные исторические эпохи, согласно концепции авторов, таковы: мифологическое мышление (с опорой на Миф), древнегреческое мышление (с опорой на Логос), христианское мышление (с опорой на Веру), логическое, или научное мышление (с опорой на «самого себя» или на логическое мышление), и постмодернистское мышление (при котором считается приемлемой любая точка опоры)11.

Альтернативой логическому «антропоцентристскому» мышлению, приведшему Запад к «технократической цивилизации, опасной для существования не только различных культур, включая западную, но и биосферы всей планеты», по мнению авторов, является буддийский тип мышления, для которого с VI в. до н. э. по XXI в. экзистенциальная точка опоры оставалась неизменной — это «изначальная суть природы ума». Познавший ее становится Просветленным Буддой. Данный вид мышления представляется авторам весьма перспективным, ибо он имеет дело с «объектом», который имеется у человека любой культуры: ум и природа ума, не нуждающаяся ни в каких внешних опорах. Буддийский тип мышления с VI в. до н. э. и по настоящее время опирается на единственную за 2600 лет глобальную экзистенциальную достоверность — мышление. Учение человека, познавшего

изначальную природу ума, — это учение Будды (Просветленного).

Отличия традиционных западных подходов к пониманию сути мышления от буддийской мировоззренческой системы можно проиллюстрировать следующим образом.

Таблица

Западный и буддийский стили мышления

Западный Буддийский

1 2

Глобальная достоверность, «экзистенциальная опора»

Логическое (научное) мышление, основанное на законах логики, дискретности, линейности, концептуальных построениях. Дуализм (двойственность) мира — разделенность на объекты и субъекты. Разделенность «субъекта» и «объекта» ислледования. Природа ума — полное осознавание, свободное от неведения и концепций. Природа ума — «ясный свет». Неразделенность субъекта, объекта и действия. Логическое мышление используется для познания т. н. «промежуточных истин» — относящихся к миру двойственности (Сансаре), где есть четкие разделения «правильно — неправильно» и т. д. Когда человек постигает истину, все концепции исчезают.

Отношение к истине

Подход к истине основан на логическом доказательстве гипотезы и ее эмпирическом подтверждении экспериментом. Истинным является то, что научно доказано и отражено в научных трудах. Гипотеза о существовании «объективной истины», поиски ее. Объективная и субъективная истина. Объективная — знания о предмете, «очищенные» от субъективного отношения. Критерии истинности: непротиворечивость, простота, когерентность (и т. д) системы доказательств. Истина не отделена от человека, она присуща ему изначально — по самой природе. Истинную природу вещей «скрывают» неведение, жесткие идеи, концепции и мешающие чувства. Абсолютная истина — чистое видение, не обусловленное осознавание единства объекта, субъекта и действия. Относительная истина — с помощью субъект-объектного, или «двойственного», ума человек воспринимает себя и мир как привычную данность. «Четыре благородные истины»: Обусловленное существование есть страдание. У страдания есть причина. У страдания есть конец, и есть пути к концу страдания12.

Отношения «человек — природа»

«Социальный дарвинизм», антропоцентризм: возвышение человека над природой и миром других живых существ. Эксплуатация природы, вмешательство в природные процессы. Превосходство человеческих потребностей над нуждами других существ. Идея возрастания потребностей человека. Человек — неотъемлемая часть биоценоза на Земле, но не ее «хозяин». Уважение ко всему миру вообще и ко всем живым существам в частности. Защита жизни во всех ее проявлениях.

Отношение «человек — общество»

Общество — отделенная от природы часть материального мира, исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. Сознательная и целесообразная деятельность людей направлена на удовлетворение их потребностей, осуществление экономических и социальных интересов. Деятельность («карма» — причина и следствие) в качестве категории буддийского мировоззрения приоткрывает истоки естественной для данной культуры установки на социальный мир и принципиальное неприятие насильственной борьбы за социальную справедливость.

1 2

Социальная практика подчиняется объективным законам общественного развития. Идеи социальной справедливости, концепции путей их достижения. Идея прогресса как поступательного развития общества от менее развитых форм к более развитым13. Кармические причины («карма» как результат/следствие действий, совершенных человеком ранее — в этой или прошлых жизнях) определяют основные параметры текущей жизненной ситуации: тенденции ума, таланты и способности, социальное окружение, социальные связи и отношения, уровень материальной обеспеченности, степень духовности, уровень энергии и т. д.

Отношения «человек — человек»

Человек как высшая ступень эволюции живых существ, субъект общественно-исторической деятельности и культуры имеет потребности и удовлетворяет их в процессе производства благодаря общению и способности осознанно и целеустремленно преобразовывать мир и самого себя. Концепции неравенства жизненного положения людей, социальных групп и классов. Степень неравенства обусловлена уровнем материального и духовного развития общества. Равностное отношение без привязанности к одним и неприязни к другим, основанное на понимании «Четырех благородных истин» и кармических (причинно-следственных) связей. Развитие бодхичитты — просветленного настроя, стремления принести пользу всем существам. «Обет бодхисаттвы» — обещание достичь Просветления для блага всех существ.

Виды мышления

Несколько подходов: низшее, высшее (эволюционный подход); левостороннее (логическое, рациональное, вербальное, временное) и правостороннее (образное, творческое); интровертирован-ное/экстравертированное, двигательное, наглядно-образное и др. Пять сознаний органов чувств, а также ментальное сознание, омраченное сознание и сознание основы всего. Субъект-объектное, «сансариче-ское» мышление как основа развития истинного, «пробужденного» — свободного от неведения.

Функции мышления

Социализации, адаптации, познавательные, дея-тельностные и т. д. Решение практических задач, работа с информацией по заданным алгоритмам с опорой на концепции. Умение оперировать абстрактными понятиями, способность решения отвлеченных задач. Утилитарность мышления, нацеленность на производство материальных благ. Познание природы ума, открытие в себе Будда-природы; освобождение (существ) из обусловленного существования. Согласно буддийской философии, истинный, «пробужденный» ум всегда присутствует у всех живых существ, однако только человек обладает способностями узреть в себе Будду — истинную природу ума, свободную от неведения.

Цели и мотивы

Развитие и совершенствование человеческих качеств, стремление к социальным достижениям на основе концепции «эго». Поиск истин (-ы) и решение проблем с помощью эксперимента. Утилитарность мотивов: рост благосостояния, уровня и «качества» жизни. Изучение реальности с целью ее подчинения и использования. Познание истины, достижение Освобождения от страданий обусловленного существования; достижение Просветления на благо всех живых существ. Развитие и совершенствование всех качеств ума с целью освобождения от неведения и мотивацией помощи и принесения пользы другим живым существам. Осознавание иллюзорности (отказ от) «эго», эгоистического «Я» — корня гордыни, неведения и ложной привязанности к пониманию себя и окружающего мира.

Сост. по: Ковалев С. Г., Филатова Е. Г. Мышление: понимание и культурные основания. СПб., 2004. Ч. 2. С. 12.

По мнению авторов исследования, актуализации буддийского интеллектуального и духовного наследия в современном мире и, более того, принятию в качестве «экзистенциальной опоры» именно буддийской глобальной достоверности способствуют следующие процессы и факторы14:

1) признание многими учеными наличия взаимосвязи между опорой на научное мышление и безудержной технократизацией западного мира; признание факта конкурентности техномира (ноосферы) и биосферы;

2) наличие в арсенале данного учения методологий, позволяющих реально познать Абсолютную истину: достижение Просветления в истории буддизма отнюдь не редкость — практически все случаи познания природы ума зафиксированы;

3) результаты исследований в XX в. таких феноменов, как объект и субъект познания, реальность и нереальность, пространство и время и т. д., полученные гуманитарными и естественными науками — философией, психологией, физикой — совпадают с буддийскими знаниями о природе ума, передаваемыми на протяжении тысячелетий — с описаниями того, что «творец» реальности — это коллективный ум, «реальность» по сути пустотна, т. е. лишена самобытийности, и с описаниями того, что субъект и объект познания неразделимы. Буддийские поучения о единстве субъекта и объекта сегодня подтверждаются данными квантовой физики15. Так, копенгагенская концепция квантовой теории утверждает, что «в отсутствии наблюдателя реальности не существует»;

4) принятие значительной частью западного населения многих идей буддийской философии, излагаемых посредством литературы и искусства. Буддийская медитация, буддийские методы работы с эмоциями, буддийские подходы к достижению гармонии психической жизни — популярные темы массовой журнальной и газетной периодики16. Так, неотъемлемой частью лексикона современного человека стали, к примеру, такие понятия буддийской философии, как «реинкарнация», «гуру», «прошлая/будущая жизнь», «карма», «мантра», «медитация», «йога», «кармические связи».

К перечисленным авторами факторам, способствующим актуализации буддийского философского и духовного наследия, можно добавить еще, как минимум, два. Первый — бурное развитие в последние десятилетия новой сферы человеческой жизни — «психической культуры»17. Это обширная область изучения и использования различных психологических и психотерапевтических знаний и методов, ставящая целью повышение уровня психической устойчивости человека, развития коммуникативной и личностной компетенции. Изменение контекста социальной коммуникации, ее усложнение и усиление ее интенсивности, а также широкое распространение электронных технологий требует гибкости «когнитивного стиля» человека18. Чрезвычайно востребованными в современном мире становятся различные тренинговые и психотерапевтические программы как с использованием методик психической саморегуляции из различных областей знаний (приемы подготовки спецагентов, методы религиозных традиций), так и актерских (режиссерских) навыков. «Стиль современной (западной) жизни настолько труден для среднего человека, что естественных ресурсов психики уже становится недостаточно для поддержания социальной адекватности и приемлемой меры удовлетворенности от жизни, — отмечает А. В. Парибок, — почему и оказывается востребованным новое семейство гуманитарных практик. Развитие таких практик ведет к разработке методик, затем к методологии, а затем процесс обобщения естественно доходит до философского уровня. И здесь европейская философия может предложить немного, ибо в ней традиционно, начиная с Аристотеля, психика рассматривается как объект, иными словами — это

всегда чужая психика. В буддийской же философии именно сфера моей душевной жизни была одной из главных предметных областей»19.

Буддийская феноменология сознания, тесно связанная с практикой йоги — наукой трансформации сознания, — содержит «неисчерпаемый материал, полезный и для психолога, и для культуролога, и для философа», — и это смогло бы помочь «разорванной и внутренне противоречивой личности человека Запада — эпохи постмодерна — обрести новую гармонию и целостность»20. Психология, а именно теория сознания, — главный предмет буддийского философского учения. Вопросы происхождения психики, ее сущности, проблема личности и ее отношение к природе и обществу находились в центре внимания последователей буддизма практически с момента его зарождения. Отношение к миру воспринималось в буддизме как центральная мировоззренческая проблема. Сама психология носила в буддизме онтологизированный характер, и буддисты не рассуждали о мире как о чем-то внешнем для сознания, но рассматривали его исключительно как психокосм, т. е. в качестве продолжения персонального осознавания21.

Еще одним фактором повышения актуальности буддийского наследия для современного мира является, с одной стороны, рост уровня образованности, осведомленности и критичности современных западных людей. С другой стороны, новые технологии индустрий культуры и СМИ (электронные средства связи, вещательная индустрия — телевидение и все виды радио, интернет-индустрия, газетная, журнальная и книжная индустрии, реклама и маркетинг) распространяют в массовой аудитории огромные объемы информации, способствуя «образованию единого пространства коммуникации поверх государственных, культурных, этнических, национальных и идеологических границ»22, давая и свободу доступа к разнообразным ценностным константам, воплощенным в текстах — материалах культуры и искусства, и свободу обращения с этими социальными и медиа-«продуктами» — культурными образами, политическими, духовными, социальными идеями. Критически мыслящий, свободный в выборе современный человек имеет возможность оперативно проверить как информацию, так и ее источник, и данный коммуникационный контекст оставляет не слишком много пространства для догматичных стилей мышления, ангажированных и манипулятивных подходов. Буддизм, получивший за свое свободомыслие название «первая азиатская демократия», называют также «религией опыта». Эти определения подтверждаются как фактом наличия в буддизме богатейшего арсенала методов работы с умом, так и известными словами Будды: «Не верьте ни одному моему слову только потому, что это сказал Будда. Проверяйте все на собственном опыте. Будьте сами себе путеводным светом». Отрицающий любые формы теизма и веру во всемогущего Бога-творца как первопричину мира, буддизм провозгласил принцип причинно-зависимого происхождения событий и явлений как основу человеческого существования. Единственная возможность улучшить причинно-следственную обусловленность (карму) — принять на себя ответственность за собственные поступки. Как демократичная философия нравственного самосовершенствования буддизм предложил ценить человека по его личным качествам, игнорируя вопрос о его происхождении23. Свобода как ключевая цивилизационная ценность в буддизме является ценностью индивидуального бытия: именно внутренняя, духовная свобода — высшая ценность буддизма, разработавшего методы работы с мешающими эмоциями — страхами, желаниями, зависимостями.

К концу XX — началу XXI в. буддизм становится неотъемлемой частью культуры и духовной жизни Запада. Можно констатировать, что в последнее время все большую известность и значимость приобретает тибетский буддизм. Вследствие китайской

оккупации Тибета, начавшейся в середине прошлого века, многие тибетские монахи и ламы были вынуждены бежать в соседние с Тибетом страны и на Запад. Благодаря деятельности тибетских наставников-эмигрантов — лам и монахов — тибетский буддизм широко распространяется в западном мире: созданы сотни буддийских центров и меди-тационных групп по всему миру, построены Ступы Просветления, изданы миллионы книг по истории и философии буддизма. Количество западных приверженцев буддизма увеличивается с каждым годом. Рассматривая роль тибетского буддизма в западном обществе и его вклад в западную культуру, Д. В. Аюшеева отмечает: «Оказавшись в изгнании, тибетцы удивительным образом использовали духовный потенциал своей культуры не только для сравнительно быстрого преодоления культурной пропасти с Западом, но и оказались способными на существенную помощь в формировании ценностных ориентиров западного человека. Этот факт вызывает большое удивление современников, порождает появление в научной и популярной литературе различных точек зрения, пытающихся объяснить его. Более того, гармоничное сочетание древней культуры Востока с современными культурными ценностями Запада представляется для многих путем будущего развития западного общества. Отсюда повышенный интерес к накопленному на протяжении нескольких веков социальному опыту и мировоззренческим установкам тибетских буддистов, в основе которых лежат религиозно-философские концепции буддийского учения»24.

Уникальность и ценность учения буддизма как целостного мировоззрения, философско-психологического комплекса знаний заключается в «совокупности смысло-образующих доминант»25 для современного мира и человека с его проблемами, в богатстве и разнообразии его арсенала философских, психологических подходов и практик, недогматичных и прошедших проверку тысячелетиями опыта. Познание природы собственного ума является в буддизме высшей ценностью, поскольку результатом такого познания становится полностью развитый, свободно функционирующий ум, счастливый по своей природе.

1 Торчинов Е. А. Буддизм и мировая цивилизация в прошлом и настоящем // Материалы третьей Российской науч. конф. 22-26 сентября 2003 г. «Буддийская культура и мировая цивилизация». Элиста, 2003. С. 20.

2 Ковалев С. Г., Филатова Е. Г. Мышление: понимание и культурные основания (от древнего до современного мира): в 2 ч. СПб., 2004. С. 3.

3 ВязниковцевА. И. Буддизм и перспективы развития современной цивилизации: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Улан-Удэ, 2002. С. 3-4.

4 Островская-младшая Е. А. Тибетобуддийский социально-политический проект: история и современность. М., 2002. С. 100.

5 Вязниковцев А. И. Указ. соч.

6 Ковалев С. Г., ФилатоваЕ. Г. Указ. соч. СПб., 2004. Ч. 1. С. 84-85.

7 Рудой В. И. Категории буддийской культуры. СПб., 2000. С. 10.

8 БаеваЛ. В. Аксиология буддийского мировоззрения // Материалы третьей Российской науч. конф. С. 35-38.

9 Юнг К. Различие восточного и западного мышления // Философские исследования феномена рациональности. М., 1989. С. 100-119.

10 Ковалев С. Г., Филатова Е. Г. Указ. соч. Ч. 2. С. 12.

11 Там же. С. 6.

12 Филатова Е. Г. Понимание истины в западной и восточной (буддийской) философии // Материалы третьей Российской науч. конф. С. 155-159.

13 Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. М., 2005. С. 480.

14 Ковалев С. Г., Филатова Е. Г. Указ. соч. Ч. 1. C. 86-90.

15 Капра Ф. Дао Физики. СПб., 1994; Рикард М., Тринх К. Тхана. Квантовая частица и цветок лотоса. Путешествие к границе, где встречаются наука и буддизм // Буддизм. ру. М., 2003. № 5.

16 КоляновА. Приручение эмоций // The Chief. СПб., 2005. № 12. С. 44.

17 Торчинов Е. А. Указ. соч. C. 22.

18 Белинская Е. П. Человек в информационном мире // Социальная психология. М., 2000. С. 205.

19 Парибок А. В. Некоторые аспекты актуальности буддийского философского наследия // Материалы третьей Российской науч. конф. C. 210.

20 ТорчиновЕ. А. Указ. соч.

21 Психологические аспекты буддизма. 2-е изд. / отв. ред. Н. В. Абаев. Новосибирск, 1991. С. 4-6.

22 Островская-младшая Е. А. Указ. соч. С. 100.

23 ТорчиновЕ. А. Буддизм и мировая цивилизация в прошлом и настоящем // Материалы третьей Рос-сиийской науч. конф. 22-26 сентября 2003 г. «Буддиийская культура и мировая цивилизация». Элиста, 2003. С. 9, 17.

24АюшееваД. В. Современный тибетский буддизм на Западе: автор. дис. ... канд. филос. наук. Улан-Удэ, 2000. C. 4.

25 Островская Е. П., Рудой В. И. Категории буддийской культуры. СПб., 2000. С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.