Научная статья на тему 'Мировая система метакорпораций в условиях глобализации мировой экономики'

Мировая система метакорпораций в условиях глобализации мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
765
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жилкина Ю. В.

После окончания холодной войны мироустройство сменяется новой международной системой глобализацией, т.е. интеграцией рынков, финансов, технологий, культурного обмена и т.д. По существу, глобализация оказывает влияние на внутреннюю политику и экономику всех стран, а также на их внешнеполитический курс. Главной особенностью глобализации является скорость в торговле, передвижении, в коммуникациях, инновациях и продвижении их на рынок. Движущей силой выступают такие технологии, как компьютеризация, миниатюризация, спутниковые коммуникации, волоконная оптика и Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

World System of Metacorporations in the Process of Economic Globalisation

After the termination of cold war мироустройство it is replaced by new international system globalization, i.e. integration of the markets, the finance, technologies, a cultural exchange, etc. Globalization influences internal policy and economy on all countries, and also on their foreign policy. The main feature of globalization is speed in trade, movement, in communications, innovations and their promotion on the market. Such motive power technologies are a computerization, miniaturization, satellite communications, fiber optics and Internet.

Текст научной работы на тему «Мировая система метакорпораций в условиях глобализации мировой экономики»

МИРОВАЯ СИСТЕМА МЕТАКОРПОРАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Ю.В. Жилкина

ОАО «ФСК ЕЭС», ул. Самотечная, 7/5, стр. 2, Москва, Россия

После окончания холодной войны мироустройство сменяется новой международной системой — глобализацией, т.е. интеграцией рынков, финансов, технологий, культурного обмена и т.д. По существу, глобализация оказывает влияние на внутреннюю политику и экономику всех стран, а также на их внешнеполитический курс. Главной особенностью глобализации является скорость — в торговле, передвижении, в коммуникациях, инновациях и продвижении их на рынок. Движущей силой выступают такие технологии, как компьютеризация, миниатюризация, спутниковые коммуникации, волоконная оптика и Интернет.

Мир вступил в третье тысячелетие в условиях экономической глобализации. XXI в. несет в себе новое мироустройство, которое означает трансформацию экономических моделей хозяйствования и международных отношений. События завершившегося ХХ столетия показали, что после окончания холодной войны и образования новых независимых государств в мире произошли существенные изменения, национальные экономики сливаются сегодня в единую глобальную экономику.

Влияние глобализации на процессы интеграции. Глобализация — явление отнюдь не новое. И интернационализация, и межнациональное общение активно развивались в конце XIX — начале XX в., хотя показатели уровня интернационализации с тех пор принципиально не изменились: если доля накопленных зарубежных инвестиций слегка понизилась (с 12% ВВП в начале ХХ в. до 10% в 1990-е гг.), то экспортная квота в мировой торговле с 1913 по 2000 г. незначительно возросла (с 13 до 14,5%) [1]. Правда, мировые кризисы, войны и распад колониальных империй в ХХ в. существенно ослабляли импульсы глобализации.

Глобализация сегодня сопровождается другим, аналогичным по своему содержанию, но противоречащим ей процессом: регионализацией экономической деятельности — глобализацией в ограниченных масштабах, охватывающей группу стран, создающих объединения, в которых происходят большая или меньшая либерализация торговли, движение капитала и людей в рамках соответствующей интеграционной группировки. Примером этой тенденции является Европейский Союз, существующий уже свыше 40 лет и перешедший на единую валюту — евро. А всего, по данным ГАТТ, к середине 90-х гг. в мире насчитывалось более 30 интеграционных группировок различного типа (зоны свободной торговли, таможенные союзы, «общие рынки», экономические союзы).

В 1990-е гг. понятие глобализации стало непременным элементом международного политического дискурса. Сознавая внутреннюю противоречивость этого процесса, западные эксперты и политики тем не менее предпочитают рассуждать о его неотвратимости и благотворности для человечества.

Серьезным импульсом глобализации послужило и качественное совершенствование транспорта и средств связи: контакты между народами, регионами и континентами не только ускорились, уплотнились и упростились, но и стали доступнее для большей части населения. Однако глобализация пока охватила сравнительно узкую группу промышленно развитых стран, которые образуют основу нескольких успешно развивающихся интеграционных группировок с участием более 60 государств (ЕС, НАФТА, АТЭС, АСЕАН, МЕРКОСУР и др.). В 1999 г. на данные страны приходилось примерно 3/4 мирового ВВП и мировой торговли — факт, статистически фиксирующий не столько глобализацию, сколько регионализацию мирового пространства [1]. Можно сказать, что глобализация захватывает, вовлекает все новых участников и сферы деятельности, но одновременно укрепляются силы, противодействующие этому процессу в его нынешней форме.

Глобализация укрупнила также размеры рынков и усилила конкуренцию. От этого выиграли потребители, получившие товары лучшего качества по более низким ценам. На более высоком уровне глобализация начинает охватывать уже целые континенты (Европа — ЕЭС, Северная Америка — НАФТА и т.д.), между которыми идет конкурентная борьба за перемещение центра экономического господства. Внутри этих экономических образований — самые крупные и сильные организации с управляющими, способными проводить операции с множеством географически разбросанных фирм; в перспективе они превратятся в фирмы общеевропейского масштаба, более мелкие фирмы будут решать региональные проблемы, а прочие выживут, если найдут рыночные ниши второстепенного характера.

Процессы глобализации, особенно в отдаленных зонах мирового пространства, изменяются под воздействием «параметрических» состояний: деградации среды обитания, повышения нагрузки на ресурсный потенциал Земли.

В настоящее время нельзя говорить о полной глобализации во всех отраслях, так как нет единого «совета» который бы решал все возникавшие проблемы. США пытается навязать свою точку зрения, а Запад — свою. Различные процентные ставки на капитал и разная заработная плата тоже «заглушают» процесс глобализации. Можно долго перечислять условия, которые должны быть выполнены, чтобы глобализация стала реальной, но эти условия не выполнимы, пока не будет взаимопонимания между государствами.

В связи с этим человечество должно научиться управлять системой сообща, исходя из принципа общей ответственности за судьбы мира, и решать возникающие проблемы только совместными усилиями.

Рис. 1. Основные сегменты глобализации мировой экономики

Глобализация и организационные структуры международного бизнеса.

Как уже отмечалось, важнейшим фактором, определяющим развитие мировой экономики в наши дни, является глобализация мирового хозяйства. Ее основу составляет рост взаимозависимости национальных экономик и все более тесная их интеграция. Возникают глобальные системы инфраструктуры (транспортная сеть, Интернет и др.). Возрастает значение глобальных проблем современности, решение которых требует сотрудничества всех стран мира. Существенное влияние на протекающие процессы оказывает научно-технический прогресс, в первую очередь в области информационных технологий и телекоммуникаций. Процесс глобализации затрагивает не только уровень межгосударственных отношений, но и все уровни экономики. Значительное влияние он оказывает и на развитие компаний различных стран.

Одним из явлений, тесно связанных с глобализацией, является транснационализация — становление крупных международных корпораций и банков, осуществляющих свою деятельность по всему миру. С началом процесса глобализации связана качественно новая эпоха в развитии международного предпри-

нимательства, когда на первое место выходят транснациональные компании (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ).

Безусловно, сами эти корпорации возникли значительно раньше, но лишь сегодня возникает специфическая транснациональная экономика, представляющая собой своеобразную «мировую шахматную доску», на которой соперничают ведущие международные компании [2. С. 320]. Конкуренция этих компаний нередко является более острой, чем на национальном уровне, используются принципиально иные методы конкурентной борьбы. ТНК превращаются в самостоятельную силу, учитывать влияние которой вынуждены и национальные правительства — в ряде случаев международные компании превращаются в своеобразный «полюс власти» в мировой экономике.

При анализе транснациональной экономики нельзя, однако, не учитывать два ее аспекта: во-первых, идет активная конкурентная борьба между ведущими компаниями; во-вторых, формируется целая система взаимосвязей между ними. Не случайно новым принципом деятельности концерна Ботё становится невозможность для крупной автомобильной компании осуществлять свою деятельность без тесной кооперации с другими лидерами в области автомобилестроения. Формируются многочисленные стратегические альянсы между ТНК разных стран и многонациональные компании (МНК), международные не только по размаху деятельности, но и по составу капитала. В связи с этим возникает необходимость подробного анализа взаимосвязей между ведущими корпорациями мира и принципов их взаимодействия. Поэтому считаем целесообразным использовать понятие «метакорпорации», а также рассмотреть его характерные особенности.

Развитие предприятий, их взаимодействие и конкуренция в рыночной экономике объективно ведут к необходимости объединения отдельных предприятий. В то же время нередко компании не идут на полное слияние, а создают тот или иной механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями. В связи с этим возникает принципиально новый вид компаний, точнее говоря, речь идет уже не об отдельных предприятиях, а об объединениях юридических лиц. До сих пор не существует общепринятого термина для обозначения подобных объединений. В литературе используются понятия «интегрированная корпоративная структура», «связанно-диверсифицированная система», «интергломерат», «интегрированная бизнес-группа», а также «метакорпорация».

Классификация метакорпораций представляет собой особую проблему. Выделяется целый ряд критериев классификации. Для целей организационного управления наиболее важным является деление метакорпораций на холдинговые (т.е. основанные на акционерном способе контроля и отношениях собственности) (рис. 2) и нехолдинговые (взаимоотношения внутри которых регулируются специальными соглашениями).

ХОЛДИНГОВЫЕ МЕТАКОРПОРАЦИИ

__________I

Классические холдинги, состоящие из материнской и дочерних компаний и ос нованные на иерархическом принципе (вертикальные, или классические холдинги

Рис. 2. Классификация холдинговых метакорпораций Источник: [3. С. 62]

В общем виде холдинговая компания — это юридическое лицо, осуществляющее контроль над другими юридическими лицами. Контроль в холдинговой компании основан на владении акциями дочерних и зависимых предприятий. В то же время возможны и иные формы участия в капитале дочерних компаний. Большинство метакорпораций сегодня использует именно холдинговую форму контроля, например, концерны и конгломераты. Объединения банков и промышленных предприятий (финансово-промышленные группы) также нередко оформлены в виде холдингов, хотя в них используются и иные механизмы контроля. Акционерная форма контроля также реализуется двояко: как иерархическая структура, т.е. контроль холдинга над дочерними предприятиями, и как этархия, т.е. система перекрестного владения акциями.

Нехолдинговые метакорпорации основаны преимущественно на неакционерных формах контроля — соглашениях, личных униях и др. (рис. 3). К этой группе относятся, например, консорциумы, стратегические альянсы (национальные и международные), виртуальные корпорации. Нехолдинговые метакорпорации можно также разделить на две группы: объединения, основанные на концентрации контроля над ресурсами и услугами, и объединения, в рамках которых осуществляется добровольная централизация властных полномочий (договорные метакорпорации). Именно договорной характер носили первые интегрированные корпоративные структуры — картели, синдикаты. Рассмотренная классификация во многом является условной, так как холдинговый контроль дополняется системой договоров, и, наоборот, неакционерные объединения перерастают в холдинговые. ТНК и финансово-промышленные группы сочетают обе формы контроля.

Тесная интеграция отдельных метакорпораций между собой порождает их все более и более крупные объединения, между которыми также возникают взаимосвязи. Нередко одна компания входит одновременно в несколько метакорпораций. Сегодня, таким образом, речь идет о формировании некоторой более общей структуры — мировой системы метакорпораций (МСМ). В связи с этим возникает необходимость более подробного анализа структуры и элементов этой системы.

НЕХОЛДИНГОВЫЕ МЕТАКОРПОРАЦИИ

_________________________у_________________________

Объединения, основанные на добровольной централизации некоторых властных полномочий

♦ Управление с использованием кастодиальных услуг (нередко объединяется с холдин гам и).

♦ Передача ряда функций некоторым исполнительным органам (простое товарищество, договор об управлении, центральные компании ФПГ, менеджмент-компании, управляющие компании, домицильные общества и др.).

♦ Совместное учреждение и использование недостающих рыночных структур (бирж, инвестиционных, торговых, лизинговых компаний и т.д.)

Г | | I Т т '

Виртуальные корпорации Сетевые компании, которые, однако, включают и холдинговую форму контроля Различные формы картелей Стратегические альянсы, в том числе национальные и международные, основанные на участии в активах без образования новой организации СП (близко к холдинговой форме контроля), функциональных и неформальных соглашениях, лицензионных соглашениях и др.) Консорциумы (хотя в них присутствует и элемент холдингового контроля Контактные группы Нехолдинговые методы контроля активно используют ТНКифи-нансово-промышленные группы

Рис. 3. Классификация нехолдинговых метакорпораций Источник: [3. С. 62]

Можно выделить несколько уровней системы метакорпораций: многонациональные и транснациональные корпорации и банки и международные стратегические альянсы; национальные метакорпорации и их альянсы; отдельные компании и филиалы. С правовой точки зрения МСМ представляет собой совокупность множества юридических лиц, связанных между собой описанными выше механизмами. В то же время в каждой стране формируется собственная система метакорпораций, основанная на национальном законодательстве; ее элементами являются в Великобритании и США холдинги, в ФРГ — концерны, в Японии — сюданы и кейрэцу, в России — финансово-промышленные группы и холдинги и т.д. Своеобразными связующими звеньями между национальными системами метакорпораций становятся транснациональные и многонациональные корпорации, а также международные стратегические альянсы. Элементы одной ТНК — дочерние и ассоциированные фирмы, совместные предприятия — могут входить в различные национальные системы метакорпораций (рис. 4).

При анализе МСМ также возникает необходимость рассмотрения структуры системы. Она может быть охарактеризована как ингрессивная, «волновая». В отличие от отдельных метакорпораций, связанных более или менее централизованно единым управлением, в МСМ существует множество центров влияния. Таковыми могут считаться финансовые коалиции США (западная и восточная), сю-даны Японии, представляющие собой, по сути дела, параллельные экономики, так называемое «АО Германия» — альянс ведущих банков и промышленных корпораций ФРГ, ряд других крупных финансово-промышленных объединений.

Объединения, основанные на концентрации контроля

над ресурсами и услугами

♦ Централизация снабжения и сбыта, в том числе бартерные цепочки и давальческие схемы.

♦ Координация с помощью кредитов, страховых и ли-зинговыхуслуг.

♦ Регулирование доступа к информационным ресурсам и новейшим технологиям.

♦ Координация распределения получаемых от государства льгот.

В рамках МСМ наблюдаются так называемые «волны слияний», т.е. периоды относительной децентрализации сменяются периодами сближения. Последнее и позволяет охарактеризовать систему как ингрессивную. В любой метакорпорации и во всей МСМ можно выделить некоторые «мозговые центры» — поскольку их число весьма велико, МСМ является полицентричной. Связи между элементами системы метакорпораций можно разделить на иерархические (древовидные) (например, так называемая (Ы + 1) звенная структура), сетевые и циклические. Однако вся система метакорпораций в целом является сетевой, поскольку невозможно выделить единый центр МСМ или даже какое бы то ни было незначительное их число.

Еще одним аспектом МСМ является складывающийся в метакорпорациях внутренний (интерный) рынок. Сегодня им контролируется значительная часть мировой торговли товарами и услугами. Помимо этого, возникают внутренний рынок человеческих ресурсов, внутренний рынок проектов и технологий. Ценообразование на них отлично от свободного — в основном используются трансфертные цены. Рынки регулируются руководством метакорпорации, но нельзя утверждать, что конкуренции на них не существует. Наоборот, конкуренция сохраняется, даже приобретая новые черты. Повышается значение внутреннего предпринимательства.

В то же время для моделирования внутреннего рынка не пригодны большинство из используемых сегодня макро- и микроэкономических моделей. Поскольку масштабы внутренних рынков все время возрастают, их анализ также становится весьма важной проблемой. Вообще само существование МСМ порождает целый ряд проблем, связанных с развитием экономической теории и других дисциплин. Сегодня складывается целый ряд подходов, которые можно было бы использовать при анализе внутренней структуры метакорпораций и МСМ, вводится понятие «финансово-промышленного капитала», используются методы математического моделирования или принципы тектоники Богданова как науки об организации и развитии.

Как было указано, с точки зрения организации МСМ можно сопоставить со структурой «сети из компаний». При этом для соединения компаний используются новейшие телекоммуникационные средства.

Безусловно, сеть обладает множеством различных преимуществ, связанных прежде всего с гибкостью и мобильностью, но имеет место и ряд недостатков, одним из которых, по мнению автора работы, является невозможность использования «образа врага» при мотивации и формировании конкурентной стратегии, ведь «враг» может оказаться будущим партнером по сети. С аналогичной ситуацией сталкивается и МСМ, и это только одна из многочисленных проблем, связанных с этикой отношений в МСМ. Возросшее внимание к этой проблеме лишний раз подчеркивает необходимость выработки и соблюдения целого комплекса этических норм отношений, как к партнерам, так и к конкурентам, государству и потребителям. Эти основополагающие элементы могли бы стать основой «видения» компаний МСМ. В МСМ, однако, процесс формирования общих норм затруднен тем, что в различных государствах система отношений

между компаниями, между компаниями и правительством, между менеджментом и собственниками основаны на различных принципах. К примеру, при налаживании связей с правительствами принимающих стран руководство американских ТНК не может пользоваться таким инструментом, как взятки — закон 1977 г. об иностранной коррупции трактует взятки иностранным чиновникам как преступление, дача взяток признана неэтичной и недопустимой при ведении операций в любой стране. Безусловно, в других государствах сложились иные нормы.

Рис. 4. Структура концерна Aventis (1) Источник: [3. С. 62]

Самостоятельную проблему образует правовое регулирование МСМ. Возникает необходимость в создании специфических правовых форм, которые позволили бы МСМ функционировать в мировом хозяйстве. Некоторые прообразы этих форм — «европейские компании» в ЕС, транснациональные и межгосударственные финансово-промышленные группы в СНГ — уже появляются, но их развитие остается делом времени. Законодательство должно быть приспособлено для регулирования деятельности глобальных компаний с учетом размаха их дея-

тельности. В противном случае государственный контроль за этими корпорациями станет практически невозможным.

В связи с этим возникает вопрос о месте и роли российских метакорпораций в МСМ. Действительно, сегодня в России уже возникли крупные интегрированные корпоративные структуры (примером которых могут служить «Газпром» и «ЛУКОЙЛ»), способные войти в мировую систему метакорпораций. В то же время их взаимодействие с МСМ представляет собой самостоятельную проблему. Так, вхождение компаний в МСМ означает переход определенной доли их акций под контроль зарубежных инвесторов. Однако подобная ситуация, особенно в случае стратегически важных компаний, могла бы, по мнению ряда экспертов, стать угрозой национальной экономической безопасности. Например, в проекте «Политика национальной безопасности РФ (1996—2000)», предложенном в 1996 г. аппаратом секретаря Совета Безопасности РФ, возможность «интенсивной скупки иностранными фирмами российских предприятий, причем по заниженной стоимости» трактуется как угроза. В то же время потребность России в инвестициях является сегодня одной из важнейших проблем, поэтому далеко не всегда приобретение акций и прямые иностранные инвестиции в российские компании являются угрозой. В условиях постоянных «конфликтов собственности» любые иностранные вложения в российские метакорпорации и даже соглашения с ними становятся практически невозможными. В то же время невозможно отрицать нецелесообразность передачи некоторых предприятий АПК и ВПК иностранным инвесторам. Задолженность российских банков перед западными кредиторами по некоторым оценкам составившая после кризиса 1,3 млрд долл., привела к передаче акций российских предприятий зарубежным кредиторам (в том числе в залог) — так было передано 30% акций компании «ЮКОС», 8,5% РАО «ЕЭС». В целом нельзя отрицать того, что российские метакорпорации сегодня слабее западных и государство также не способно оказать им существенную поддержку.

МСМ предъявляет новые требования к квалификации российского менеджмента. Управление предприятием должно учитывать его взаимосвязь с МСМ, необходимость соответствовать принятым в ней международным стандартам. Это, в свою очередь, повышает требования к квалификации российских менеджеров. Помимо этого, должна быть перестроена и работа предприятий. Как известно, важным элементом конкурентоспособности в мировой экономике и МСМ является сотрудничество метакорпораций в рамках международных стратегических альянсов. В связи с этим возрастает значение поиска партнеров российских компаний за рубежом (с учетом изложенных выше требований национальной безопасности). Возможным направлением стало бы сотрудничество между метакорпорациями России и СНГ, однако налаживание отношений между компаниями затруднено политическими и правовыми аспектами.

Формирование МСМ — объективный процесс, обусловленный глобализацией, транснационализацией и международной экономической интеграцией, поэтому остановить процесс вхождения российских компаний в МСМ возможно

лишь превратив Россию в автаркическое государство. В то же время регулирование данного процесса и изучение сущности и организации МСМ является одной из важнейших задач экономической науки и государственной политики.

Глобализация представляется как универсальный процесс, который подчиняется только законам своего развития. Глобализация и порождаемые ею процессы подвергают испытанию на прочность и адаптивность традиционные модели поведения, образ жизни и способы мировидения, а также ценности, ориентации, предрассудки все слоев населения. Эффективная реакция на вызовы глобализации включает в себя улучшение системы образования, рационализацию моделей потребления и накопления, усовершенствования во взаимоотношениях между государствами, а также повышение ответственности каждого отдельно взятого индивида, если же последние требование не будет воплощаться в жизнь, то будет выражаться только мнения «сильных, мира сего».

Международная экономическая интеграция рассматривается как выражение двух противоречивых тенденций развития мировой экономики — глобализации и регионализации. Среди причин активизации региональной торговли и интеграции в современном мировом хозяйстве следует отметить:

— технологические, культурные и социальные изменения, которые привели к уменьшению «расстояний» между государствами;

— сокращение и/или полную отмену правительственных ограничений на межстрановые операции;

— географическую близость, поскольку экономическая интеграция между соседями более экономически эффективна, чем между удаленными.

На основе приведенного выше анализа можно выделить некоторые характерные черты МСМ:

— МСМ охватывает компании практически всех государств и состоит из ряда уровней;

— МСМ по архитектуре является ингрессивной и сетевой;

— МСМ с правовой точки зрения представляет собой совокупность юридических лиц, связанных между собой системами перекрестного участия, договоров и личных уний;

— МСМ включает в себя ряд центров, а также компании, находящиеся на периферии;

— в МСМ формируется специфическая рыночная среда (интерные рынки) и особая корпоративная этика.

ПРИМЕЧАНИЕ

(1) Концерн Aventis образовался в 1999 г. на основе слияния французской компании Rhone-

Poulenc и немецкой Hoechst; объединяет метакорпорации различных стран, в основном

ФРГ и Франции.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Globalization, Growth and Poverty. — World Bank Report, 2002.

[2] Шреплер Х.-А. Международные организации: Справочник / Пер. с нем. С.А. Тюпае-

ва. — М.: Международные отношения, 1995.

[3] ИБЯ. — 1999. — Р. 62—63.

[4] Интернет-сервер НАФТА: www.nafta.org

[5] Пресс-релизы администрации Президента США: www.whitehouse.gov

[6] Интернет-сервер: www.transcaspian.ru

WORLD SYSTEM OF METACORPORATIONS IN THE PROCESS OF ECONOMIC GLOBALISATION

Y.V. Zhilkina

FGC UES

Samotechnaya str., 7/5, building 2, Moscow, Russia

After the termination of cold war мироустройство it is replaced by new international system — globalization, i.e. integration of the markets, the finance, technologies, a cultural exchange, etc. Globalization influences internal policy and economy on all countries, and also on their foreign policy. The main feature of globalization is speed — in trade, movement, in communications, innovations and their promotion on the market. Such motive power technologies are a computerization, miniaturization, satellite communications, fiber optics and Internet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.