Научная статья на тему 'Мировая практика взаимодействия государства и бизнеса в условиях Российской Федерации'

Мировая практика взаимодействия государства и бизнеса в условиях Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / МЕХАНИЗМ / ТРАНСПОРТ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / INFRASTRUCTURE / MACHINERY AND TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева К.И.

Актуальность использования государственно-частного партнерства обусловливается тем, что на сегодняшний день финансовых средств у государства для развития производственной инфраструктуры, недостаточно. В последние годы в мировой практике все более широкое применение получают реализации государственно-частного партнерства. В первую очередь объектом государственночастного партнерствадолжна стать транспортная инфраструктура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD PRACTICE OF INTERACTION OF STATE AND BUSINESS IN THERUSSIAN FEDERATION

The relevance of public-private partnership stems from the fact that to date, fundingfrom the state for the development of industrial infrastructure is lacking. In recent years, in the world more and more application are implementing public-private partnership. The first object of public-private partnership should be the transport infrastructure.

Текст научной работы на тему «Мировая практика взаимодействия государства и бизнеса в условиях Российской Федерации»

Проблемы экономики и менеджмента

К.И. Алексеева

научный сотрудник, ФГАОУ ВПО «Северо-восточный федеральный университет»

МИРОВАЯ ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Актуальность использования государственно-частного партнерства обусловливается тем, что на сегодняшний день финансовых средств у государства для развития производственной инфраструктуры, недостаточно. В последние годы в мировой практике все более широкое применение получают реализации государственно-частного партнерства. В первую очередь объектом государственночастного партнерства должна стать транспортная инфраструктура.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инфраструктура, механизм, транспорт.

K.I. Alekseeva, Institute of Regional Economics of North, Northeast Federal University

WORLD PRACTICE OF INTERACTION OF STATE AND BUSINESS IN THERUSSIAN FEDERATION

Abstract. The relevance of public-private partnership stems from the fact that to date, fundingfrom the state for the development of industrial infrastructure is lacking. In recent years, in the world more and more application are implementing public-private partnership. The first object of public-private partnership should be the transport infrastructure.

Keywords: public-private partnerships, infrastructure, machinery and transport.

В последние годы в мировой практике все более широкое распространение получают реализации механизма взаимодействия государства и частного бизнеса.

Международная практика показывает, что в условиях дефицита и ограниченности инвестиционных ресурсов, в качестве инновационных источников пополнения и расширения базы финансирования инфраструктурных проектов могут использоваться следующие механизмы:

- финансирование из резервных бюджетных средств;

- установление дополнительных целенаправленных налогов и сборов для клиентов транспортной инфраструктуры;

- использование заемных средств под гарантии Правительства;

- использование дополнительных инвестиций с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

На сегодняшний день в России возникла необходимость использования механизма государственно-частного партнерства при строительстве и эксплуатации объектов инфраструктуры.

Анализ 48 проектов, реализуемых по схемам ГЧП, проведенный Европейской экономической комиссией ООН, показал, что 80 % таких проектов было реализовано ниже предполагаемого бюджета и 60 % проектов было завершено ранее, чем было запланировано, при улучшении сервиса и уменьшения платы за использование. С другой стороны, 64 % проектов, выполненных государственными органами, было завершено позднее запланированного срока [2].

Как показывают результаты исследований, государственно-частное партнерство является мощным инструментом, способным обеспечить инновационное развитие страны. Нельзя не отметить большой прогресс в развитии инноваций в тех странах, где

№ 2 (6) - 2012

119

Проблемы экономики и менеджмента

частный бизнес принимает активное участие в процессе их внедрения

Транспорт представляет собой один из классических секторов, в котором развиваются различные формы государственно-частного партнерства.

В последние годы в мировой практике реализации механизма взаимодействия государства и частного бизнеса все более широкое распространение получают концессионные соглашения. Основным предметом государственно-частного партнерства через механизм концессий должна стать дорожная инфраструктура, так как именно эта отрасль ощущает на себе нехватку государственного финансирования для инвестирования в свои объекты.

Практика мировой экономики на примере США показала, что именно дорожное строительство и придорожная инфраструктура в свое время явились направлением, выведшим страну из кризиса и путем развития частного предпринимательства. Поэтому можно сказать, что объекты дорожного сервиса - это историческая вотчина малого и среднего предпринимательства.

Среди самых удачных примеров концессий в мире следует назвать:

- реформу железнодорожного транспорта в Мексике,

- строительство аэропортов в Египте,

- управление учреждениями культуры в Японии,

- строительство систем водоснабжения в Аргентине,

- строительство электростанций в Индии, Турции и т.д.

В дорожном хозяйстве уже сейчас значительная часть работ выполняется предприятиями малого и среднего бизнеса. По экспертной оценке Федерального дорожного агентства объем поставок, работ и услуг в дорожном хозяйстве, выполняемых малыми и средними предприятиями, составляет до 40-50 % общего объема финансирования.

К концу ХХ в. появилась новая практика управления инфраструктурой - через систему государственно-частного партнерства (ГЧП).

Механизм государственно-частного партнерства может быть реализован в различных формах. Это контрактные и арендные (лизинговые) отношения, государственно-частные предприятия и концессии. В российской практике широко используются все формы государственно-частного партнерства, кроме концессий. В то же время концессии, как форма управления государственной собственностью, используется сегодня более чем в 120 странах мира [1].

Таким образом, сегодня появились необходимые предпосылки для усиленного внедрения государственно-частного партнерства в развитие экономики страны. Для этого создана нормативно-правовая база, также созданы условия для привлечения инвестиций со стороны малого и среднего бизнеса.

В предложении выводить страну из кризиса с помощью государственно-частных партнерств нет ничего нового - это веками успешно зарекомендовавший себя способ развития экономики. Только проекты должны исчисляться не десятками, а тысячами, и участвовать в них должны не столько приближенные к правительству, сколько малые и средние предприятия, разбросанные по всей стране. Теперь назрела необходимость создания устойчивой политической и правовой среды, которая гарантировала бы предпринимателям стабильные условия работы не только на время «освоения» бюджетных средств, но на многие годы вперед. А для этого нужно, чтобы государственная власть

120

№ 2 (6) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

поддержала частный бизнес.

Список литературы:

1. Алексеева К.И. Механизмы взаимодействия государства и частного бизнеса в дорожной инфраструктуре // Региональная экономика: теория и практика. - № 23 (206). - 2011. - С. 40.

2. Ларин С.Н. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и российские реалии // Государственно-частное партнерство в инновационных системах - М: изд-во ЛКИ; 2008. - С. 312.

List of references:

1. Alekseeva K.I., Mechanisms of interaction between government and the private sector in road infrastructure // Regional Economics: Theory and Practice number. - 23(206) - 2011. - P. 40.

2. Larin S.N. Public-private partnership founded: international experience and the realities of Russia '/ / Public-private partnerships in the innovation system - M:Publishing House LKI, 2008 .- P. 312.

№ 2 (6) - 2012

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.