Научная статья на тему 'Милосердие и благотворительность как тема воспитательной работы со студентами вузов'

Милосердие и благотворительность как тема воспитательной работы со студентами вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
воспитательная работа / проектно-исследовательская деятельность студентов / традиционные нравственные ценности / милосердие / благотворительность / отечественные предприниматели / социальное предпринимательство. / educational work / design and research activities of stu- dents / traditional moral values / charity / domestic entrepreneurs / social entrepreneurship

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. В. Гладышева, М. И. Гладышева

Статья посвящена проблемам воспитательной работы со студентами высших учебных заведений. Целью статьи является обоснование необходимости восстановления среди молодого поколения таких традиционных нравственных ценностей, как патриотизм, желание честно послужить на благо Родины; ценность семьи как основы сплоченного государства; уважение к старшим поколениям; социально ответственное поведение (например, качественная работа в выбранной профессии); деятельный путь добра (посильная помощь нуждающимся людям—милосердие, благотворительность) и др. Воспитательная работа осуществляется через знакомство студентов с традиционными нравственными ценностями на примере деятельности конкретных исторических личностей отечественной истории. Авторы статьи делятся своим опытом проектно-исследовательской работы со студентами, которая включает в себя воспитательный компонент. Предлагается тема воспитательной работы — милосердие и благотворительность. Рассказывается о методах работы со студентами: экскурсии, отчеты студентов об экскурсиях, самостоятельная исследовательская работа студентов, подготовка презентаций и докладов, выступления студентов на конференциях, подготовка и публикация студенческих статей в сборниках конференций. Раскрывается тема милосердия и благотворительности на примере деятельности Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой и созданной ею Марфо-Мариинской обители милосердия, а также деятельности Варвары Алексеевны Морозовой как представительницы отечественных предпринимателей конца XIX— начала XX вв. Результатом исследовательской работы является современное продолжение этой темы на примере социального предпринимательства, благотворительности отдельных людей, деятельности благотворительных фондов, современного волонтерского движения. Делается заключение о важности этой темы, т.к. она показывает студентам пример деятельного служения людям, помогает им соприкоснуться с традиционными нравственными ценностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPASSION AND CHARITY AS A TOPIC OF EDUCATIONAL WORK WITH UNIVERSITY STUDENTS

The article is devoted to the problems of educational work with students of higher educational institutions. The purpose of this research is to justify the need to restore among the younger generation such traditional moral values as patriotism, the desire to honestly serve the good of the Motherland; family value as the basis of a cohesive state; respect for older generations; socially responsible behavior (for example, high-quality work in the chosen profession); an active way to do good (feasible assistance to people in need — charity) etc. The educational work is carried out through the introduction of students with traditional moral values on the example of specific historical personalities of national history. The author of the article shares his experience in design and research work with students, which includes an educational component. The topic of educational work is mercy and charity. The article describes the methods of working with students: excursions, student's reports about excursions, independent research work of students, prepared students' presentations at conferences, the publication of student’s articles in digests of articles. The theme of mercy and charity is revealed on the example of the activity of the Grand Duchess Elizaveta Romanova and the MarthaMary Convent of Mercy created by her, as well as the activities of Barbara Alexeevna Morozova as the representatives of domestic entrepreneurs of the late XIX—early XX centuries. The result of the research work is a modern continuation of this topic on the example of social entrepreneurship, the charity of individuals, the activities of charitable foundations, the modern volunteer movement. The conclusion is that this topic is of great importance, because it shows students an example of active service to people, helps them to know more about traditional moral values.

Текст научной работы на тему «Милосердие и благотворительность как тема воспитательной работы со студентами вузов»

3М: МЕТОДОЛОГИЯ — МЕТОД — МЕТОДИКА

УДК 177

Милосердие и благотворительность как тема воспитательной работы со студентами вузов

Статья посвящена проблемам воспитательной работы со студентами высших учебных заведений. Целью статьи является обоснование необходимости восстановления среди молодого поколения таких традиционных нравственных ценностей, как патриотизм, желание честно послужить на благо Родины; ценность семьи как основы сплоченного государства; уважение к старшим поколениям; социально ответственное поведение (например, качественная работа в выбранной профессии); деятельный путь добра (посильная помощь нуждающимся людям—милосердие, благотворительность) и др. Воспитательная работа осуществляется через знакомство студентов с традиционными нравственными ценностями на примере деятельности конкретных исторических личностей отечественной истории. Авторы статьи делятся своим опытом проектно-исследовательской работы со студентами, которая включает в себя воспитательный компонент. Предлагается тема воспитательной работы — милосердие и благотворительность. Рассказывается о методах работы со студентами: экскурсии, отчеты студентов об экскурсиях, самостоятельная исследовательская работа студентов, подготовка презентаций и докладов, выступления студентов на конференциях, подготовка и публикация студенческих статей в сборниках конференций. Раскрывается тема милосердия и благотворительности на примере деятельности Великой княгини Елизаветы

Как цитировать статью: Гладышева Е. В., Гладыше-ва М. И. Милосердие и благотворительность как тема воспитательной работы со студентами вузов //Ценности и смыслы. 2019. № 3 (61). С. 99-115.

Е. В. Гладышева

Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и общественных наук МИРЭА — Российского технологического университета, г. Москва E-mail: evgladysheva@mail.ru

Elena V Gladysheva

PhD (Philosophy), Associate Professor of the Chair of Humanities and Social Sciences, MIREA — Russian Technological University, Moscow

М. И. Гладышева

Студентка филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова E-mail: gladysheva.maria@ mail.ru

Maria I. Gladysheva

Student of the Faculty of Philology, Lomonosov Moscow State University, Russia

Федоровны Романовой и созданной ею Марфо-Мариинской обители милосердия, а также деятельности Варвары Алексеевны Морозовой как представительницы отечественных предпринимателей конца XIX— начала XX вв. Результатом исследовательской работы является современное продолжение этой темы на примере социального предпринимательства, благотворительности отдельных людей, деятельности благотворительных фондов, современного волонтерского движения. Делается заключение о важности этой темы, т.к. она показывает студентам пример деятельного служения людям, помогает им соприкоснуться с традиционными нравственными ценностями.

Ключевые слова: воспитательная работа, проектно-исследова-тельская деятельность студентов, традиционные нравственные ценности, милосердие, благотворительность, отечественные предприниматели, социальное предпринимательство.

Тема «Милосердие и благотворительность» в наши дни представляется чрезвычайно актуальной, особенно для воспитательной работы с современной молодежью. Культура постмодерна опирается на индивидуализм как преследование человеком исключительно своих личных интересов и гедонизм как исчерпывающую цель современной жизни. Некоторые исследователи полагают, что формирующийся постмодерн, на первый взгляд, преодолевает эти тенденции, но в определенной мере их продолжает [12]. Представляется, что постулируемый постпостмодерном транссентиментализм с его «возвращением к очевидным ценностям, лиризму», эстетический стиль которого получил название «ваниль» (в отличие от «гламура» постмодерна) является все той же игрой в «высшие ценности». И «наивная искренность, ожидание светлого будущего, желание повседневной утонченной красоты» человека постпостмодерна в реальности — все та же индивидуальная или виртуально-коллективная игра.

И постмодерн, и постпостмодерн остаются в рамках идеала общества потребления, в котором реальная человеческая нравственность оказывается без основы. Непонятно, почему человек, стремящейся исключительно к личной выгоде, удовольствию и благополучию, должен поступать нравственно, особенно если должное поведение в чем-то ущемляет его личные интересы.

Тема милосердия и благотворительности противоположна современному индивидуализму, она возвращает нас к традиционным нравственным ценностям. В наши дни представляются актуальными слова

создателя философии всеединства В. С. Соловьева о том, что, поскольку человек как нравственное существо связан со всем, что имеет безусловное значение, нравственное воспитание должно быть и прогрессивным, и традиционным: корни не могут быть оторваны от ветвей, личность не может быть существом «отдельно взятым». Каждое новое поколение в деле нравственного воспитания должно являться связующим звеном между предками и потомками [10, с. 495-496].

Кризис традиционных нравственных ценностей нередко демонстрируют современные студенты. В ходе обсуждений вопросов по философии на семинарских занятиях они часто соглашаются с мнением софистов: единых для всех людей понятий истины, добра нет, у каждого человека свои ценности, свое понимание добра и зла, нравственных норм. В эссе на тему «Философские проблемы современной российской молодежи» один студент написал, что главное для молодежи — это самоутверждение, статус в обществе: «как и в дикой природе молодые самцы стремятся доминировать в стае», чтобы «урвать кусок побольше», так как «самому сильному самцу достается основная масса самок». Другой студент пишет: «Да, „уважение к старшим" звучит неплохо, но почему я должен уважать кого-то только за то, что он родился раньше меня?» Еще один студент делится своими мыслями: «Я считаю, что утверждение о том, что я должен любить свою родину, ценить ее культуру, уважать традиции и обычаи только на основании того, что я здесь родился, является в корне неверным. Я считаю, что для подобных действий нужны какие-либо причины, например, высокий уровень жизни, большое количество льгот и т.д.» Обобщая вышесказанное, можно привести цитату из еще одной студенческой работы: «Наша жизнь — это постоянное стремление к удовольствию. Я считаю, что это и есть достойная цель существования». Анализ студенческих эссе на тему «Каким я вижу будущее» показал, что многие студенты технического вуза положительно воспринимают идеи трансгуманизма о превращении человека в постчеловека, киборга, наделенного бессмертием и могуществом. Также не смущает многих студентов идея все время проводить в виртуальном мире, в развлечениях, предоставляемых Интернетом. Уже сейчас некоторые студенты своим идеалом считают «1Т-кочевника», который работает там, где больше платят, живет там, где работает, общается в социальных сетях и через Интернет удовлетворяет все свои интересы.

Надо отметить, что среди современных студентов есть и те, кто кри-

тически относится к самим себе: «Современная молодежь не обучена любить и гордиться страной. Мы видим больше плохого, чем хорошего, умеем осуждать, но при этом бездействуем». Некоторые указывают на необходимость нравственного воспитания в рамках школьного и высшего образования, т.к. «главное — вовремя привить человеку идеалы и некоторые понятия о жизни, и тогда он в дальнейшем сможет лучше осознавать свое существование». Государству предлагается «пропаганда здорового и нравственного образа жизни и его поощрение», т.к. в качестве одной из причин недостойного поведения молодежи (наркомания, алкоголизм, нецензурная лексика и т.д.) называется безразличие со стороны общественности.

На XX Всемирном Русском народном соборе, который проходил в Москве в 2017 г., отмечалось, что забвение нравственной основы человеческого бытия, происходящее в настоящее время, грозит расчеловечиванием мира. Трансгуманисты говорят о скором преодолении человеческой природы и появлении нового класса разумных существ — постлюдей [1, с. 12]. Участники форума высказывали мысль о том, что столкновение глобалистского проекта с традиционными локальными культурами — это опаснейший вызов современной цивилизации. Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И. А. Яровая считает, что «борьба идет за человека, за его сознание. Через информационную агрессию пытаются изменить сознание человека, пытаются изменить идентичность народов (... ) И человек с измененным сознанием, образом жизни, отвергший традиции и опыт предшествующих поколений, неизбежно предаст и разрушит свое Отечество» [1, с. 25].

Представляется очевидным, что без восстановления нравственных ценностей в общественном сознании, и особенно у нашей молодежи, у России нет будущего. XXVI Международные Рождественские образовательные чтения (2018 г.) были посвящены теме нравственности («Нравственные ценности и будущее человечества»). Традиционные нравственные ценности: патриотизм как любовь к своей Родине, желание честно послужить на ее благо; ценность семьи как основы сплоченного государства; уважение к старшим поколениям; социально ответственное поведение (например, качественная работа в выбранной профессии); деятельный путь добра (посильная помощь нуждающимся людям — милосердие, благотворительность) и др.

О необходимости нравственного воспитания студенчества высказываются многие преподаватели вузов. В Послании Федеральному собранию в 2012 году Президент Российской Федерации В.В.Путин подчеркнул мысль о необходимости воспитательной работы. Это высказывание касается и высшего образования. Как институт социализации молодежи высшая школа должна являться носителем традиционных нравственных ценностей и транслировать их молодому поколению. И. В. Вагнер отмечает, что в последние два десятилетия вопросам нравственного воспитания студентов уделялось крайне мало внимания, не проводилось специальных социально-психологических и педагогических исследований на эту тему [3].

Мы хотим поделиться своим опытом воспитательной работы со студентами в рамках проектно-исследовательской деятельности, которая включает в себя экскурсионную деятельность, написание студентами отзывов об экскурсиях (лучшие из которых размещаются на сайте кафедры [6]), подготовку и проведение тематических студенческих конференций, публикации статей в сборниках конференций [2; 9; 11]. Рассмотрим проект «Милосердие и благотворительность: история и современность», который осуществлялся доцентами кафедры философии, социологии и политологии (ныне — кафедра гуманитарных и общественных наук) МИРЭА — Российского технологического университета С. Г. Гладышевой и Е. В. Гладышевой совместно со студентами два года [9].

В Энциклопедическом словаре по этике Института философии РАН милосердие определяется как «сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку», отмечается, что «с древности и в различных культурных традициях милосердие осмысливается как важное, если не фундаментальное условие человеческого общежития, существенное нравственное требование» [14, с. 262-264]. Благотворительность — это добровольное и безвозмездное распределение ресурсов их обладателями для помощи нуждающимся людям и решения общественных проблем. Под ресурсами могут пониматься не только материальные и финансовые средства, но и умения, свободное время и энергия людей [14, с. 52-54]. Меценатство обычно рассматривается как благотворительность на нужды культуры, науки и искусства.

Изучение нашей истории, наших отечественных традиций на при-

мере отдельных личностей представляется важным в воспитательной работе. За последние сто лет человеческая история часто была скрыта от нас за схемами, догмами и концепциями. Возвращение к отдельным биографиям является продуктивным, т.к. происходит встреча становящейся личности студента с исторической, но реальной личностью, с судьбой и делами конкретного человека. Изучение нравственных поступков исторических личностей является воспитательным моментом для студентов, причем без назидательности и нравоучений, которые студентам не нравятся.

Тему милосердия и благотворительности можно рассмотреть на примере судьбы и деятельности Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, о которой студенты узнали из экскурсий в Музей Дворцового села Ильинское имени святой преподобномуче-ницы Е. Ф. Романовой и в Марфо-Мариинскую обитель милосердия, а также в ходе самостоятельной исследовательской работы. Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и дочери английской королевы Виктории принцессы Алисы. Вся жизнь в доме была на английский лад: ранний подъем, простая пища, строгая дисциплина, обязательный труд. Дети получали отличное домашнее образование. Истинным христианским образованием мать Елизаветы считала воспитание через дела милосердия и благотворительности. Именно она была основательницей «Красного креста» в Дармштадте. Принцесса Алиса вела огромнейшую благотворительную деятельность и приучала к этому делу собственных детей. Они посещали больницы, делали поделки для больных своими руками, по выходным посещали военные госпитали и говорили слова поддержки раненым. Даже в своем завещании принцесса Алиса написала, что хочет, чтобы после ее смерти дети продолжили ее дело. На момент смерти матери Елизавете было 14 лет.

В 19 лет Елизавете было впервые разрешено пойти на бал. Она была очень хороша собой. Ей поступали многократные предложения руки и сердца. Девушка отдала свое предпочтение русскому князю Сергею Александровичу Романову. Их свадьба состоялась 3 июня 1884 года. Всем немецким принцессам в России традиционно давали отчество Феодоровна в честь Феодоровской иконы Божией Матери. После свадьбы Сергей Александрович увозит свою молодую жену в имение

Ильинское под Москвой. Там супруги начинают вместе заниматься делами милосердия и благотворительности. Годы, проведенные в этом селе, они считали лучшими в их семейной жизни.

Император Николай II назначил Великого князя Сергея Александровича Романова московским генерал-губернатором. Великая княгиня Елизавета Федоровна продолжала в Москве свою благотворительную деятельность. Всего она открыла 807 приютов, госпиталей и обителей, покровительствовала бедным, ездила в больницы, богадельни. Во время Русско-Японской войны Елизавета Федоровна организовывала помощь фронту: сформировала несколько санитарных поездов, госпиталь для раненых в Москве, организовала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот солдат, погибших на фронте. В залах Кремлевского дворца были устроены мастерские для пошива теплых вещей солдатам. Елизавета Федоровна организовала пункты сбора продовольствия, обмундирования, медикаментов, пожертвований для отправки на фронт.

Несмотря на то, что москвичи любили Елизавету Федоровну, называя ее «белым ангелом Москвы», революционная группировка эсеров приговорила ее мужа Сергея Александровича Романова к смерти. 4 февраля 1905 года Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым у Никольских ворот Кремля.

После трагической гибели мужа Елизавета Федоровна распустила двор, разделила свое состояние на три части: в казну, наследникам мужа и самую большую часть — на благотворительные нужды. Она решила посвятить себя строительству и созданию обители милосердия. Для этой цели Великая княгиня приобрела землю на Большой Ордынке и начала здесь строительство помещений обители, амбулатории, приюта и церкви. Марфо-Мариинская обитель милосердия была открыта в феврале 1909 года. Успех обители был колоссальнейший. К 1914 году Марфо-Мариинская обитель занимает первое место среди медицинских учреждений города Москвы. Здесь вели прием известнейшие в Москве доктора, 34 врача безвозмездно оказывали помощь в амбулатории обители, бесплатно выдавались лекарства для бедных.

Сестры обители главным своим делом считали помощь беднякам «на местах». Особое внимание уделялось жителям самого неблагополучного в то время района Москвы — Хитрова рынка. Сестры вместе с настоятельницей обители регулярно обходили ночлежные дома

Хитрова рынка, делая перевязки больным и снабжая их лекарствами, находя места безработным, давая деньги бедным. На Донской улице, недалеко от обители, до 1913 года находился приют для чахоточных больных. Затем корпус переделали в дешевые квартиры для бедных девушек, работающих на фабриках. В обители также существовали приют для девочек-сирот, которых подготавливали к вступлению в сестры; воскресная школа для девушек и женщин, работающих на фабрике; библиотека, имеющая более 2 000 томов, в которой книги для чтения выдавались бесплатно; столовая, в которой бедным людям отпускали на дом более 300 обедов в день.

В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня вела жизнь настоящей подвижницы. Когда тяжелобольной звал ее на помощь, она просиживала у его кровати до рассвета. Елизавета Федоровна ежедневно читала многочисленные письма, присылаемые к ней со всех концов России, принимала посетителей, всем старалась помочь. Трудясь в больнице, она обычно брала на себя самую ответственную работу: ассистировала при операциях, делала перевязки и всегда могла найти слова утешения и подбодрить больных. Сами пациенты свидетельствовали, что одно только присутствие Елизаветы Федоровны оказывало на них успокаивающее влияние и облегчало их страдания. Великую княгиню часто приглашали помогать при совершении трудных операций известные московские хирурги. Своим уходом за больными и методами своего лечения она часто изумляла московских докторов — когда безнадежно больные выздоравливали под ее присмотром. Вот один из случаев. Кухарка бедного домохозяйства опрокинула на себя горящую керосинку. Ожоги покрыли все тело. В клинике не смогли ей помочь и отправили в Марфо-Мариинскую обитель. Елизавета Федоровна взялась лечить ее сама. Она сама делала ей перевязки и ухаживала за больной до ее полного выздоровления — к удивлению докторов, которые считали случай безнадежным.

Великую княгиню Елизавету Федоровну Романову арестовали в 1918 году и вместе с другими заключенными отвезли на поезде на Урал в город Алапаевск. Ночью 18 июля 1918 года узников под конвоем вывели на старый рудник, избили и сбросили в глубокую шахту. Через несколько месяцев в Екатеринбург вошла армия адмирала Колчака. Останки всех погибших в Алапаевской шахте были тайно вывезены в Китай и захоронены в специально отстроенной усыпальнице. Вскоре

Китай заключил мирный договор с Советской властью, поэтому тела погибших спешили вывезти из страны и перезахоронить в другом месте. В 1921 году удалось вывезти останки Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары в Иерусалим. Там они обрели покой в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.

Русская Православная Церковь Заграницей канонизировала мучениц Елисавету и Варвару в 1981 году. В 1992 году Русская Православная Церковь причислила преподобномученицу Великую княгиню Елизавету и инокиню Варвару к лику святых новомучеников России [8].

Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия началось в 1992 г. Жизнь сестер милосердия в наши дни практически не отличается от той, что была при Елизавете Федоровне. Обитель по-прежнему не является монастырем, сестры могут уйти по прошествии определенного срока. Все так же обитель занимается благотворительной деятельностью. Сегодня, как и во времена Великой княгини, здесь есть детский дом. Обитель тесно сотрудничает с Департаментом социальной защиты, с органами опеки, занимается и детьми-инвалидами. В 2010 году в Марфо-Мариинской обители был создан детский медицинский реабилитационный центр для детей, больных церебральным параличом. Сейчас на базе этого медицинского центра действует также паллиативная выездная служба, которая оказывает помощь семьям с неизлечимо больными детишками.

Тему милосердия и благотворительности можно продолжить на примере благотворительной и меценатской деятельности отечественных купцов и предпринимателей конца XIX—начала XX вв., о которой студенты узнают из экскурсий в Московский музей предпринимателей, меценатов и благотворителей (ул. Донская, д. 9). Рассмотрим эту тему на примере деятельности Варвары Алексеевны Морозовой. Варвара Алексеевна — дочь купца Алексея Ивановича Хлудова, имевшего текстильные предприятия в городе Егорьевске. Хлудовы — выходцы из крепостных крестьян, впоследствии стали известны как организаторы очень больших финансовых, промышленных, транспортных компаний. Они всегда были очень инициативны, отличались выдающимися способностями в бизнесе. Первый купец Хлудов — Иван Иванович — нажил некоторое состояние тем, что занимался перегонкой скота: по-

купая его на Украине по дешевой цене, летом перегонял под Петербург, где продавал дороже. Потом он основал в Москве текстильное производство, стал делать красивые мужские пояса — кушаки, которые пользовались большим спросом. Варвара Алексеевна—его внучка. Второе поколение купцов Хлудовых поражает невероятным размахом своей деятельности. Они организуют знаменитое Егорьевское текстильное предприятие и фактически создают сам город Егорьевск. Алексей Иванович Хлудов одним из первых закупил для своих предприятий английские станки, продаваемые в России знаменитым Людвигом Кноппом.

Варвара Алексеевна воспитывалась как обычная барышня (свободно говорила по-французски, много времени уделяла игре на фортепьяно), но выделялась своей серьезностью. В сохранившемся ее девичьем дневнике есть рассуждения о ее будущей общественной роли: вероятно, она будет богата (т.к. из богатой семьи), ей надо подумать, как использовать деньги для общественного блага. «Она думает о том, как она будет полезна людям и какую роль она будет играть в жизни общества» [7]. Варвара Алексеевна Хлудова вышла замуж за Абрама Абрамовича Морозова (внука Саввы Васильевича Морозова), который после смерти отца получил в собственность Тверскую текстильную мануфактуру, но надорвал здоровье и заболел. Варвара Алексеевна ухаживала за мужем пять лет. Когда ей исполнилось тридцать три года, ее муж умер, она осталась одна с тремя сыновьями. Ей пришлось взять на себя управление Тверской мануфактурой, она не стала нанимать управляющего делами. В то время Тверская мануфактура Морозовых была одним из крупнейших предприятий (6-8 тыс. рабочих). Ткани производились безупречно высокого качества, постоянно обновлялась техника и ассортимент производства. Тверская мануфактура под руководством Варвары Алексеевны могла обеспечивать прекрасное качество товаров и среднюю цену, что приводило к хорошей прибыли. Проблемы производства, транспортировки, сбыта товаров, жилье для рабочих, их медицинское обслуживание, организация питания, социальная сфера — все это, по словам Л. Н. Краснопевцева, легло на плечи этой «бывшей тургеневской барышни» [7]. На протяжении многих лет (с середины 60-х годов, все 70-е и 80-е годы XIX в.) Варвара Алексеевна руководила фабрикой, пока подросший сын Иван в 90-е гг. XIX в. не взял на себя производственные функции. Однако вся социальная сфе-

ра, все, что касалось жизни рабочих и персонала, оставалось на ней. В начале XX века Варвара Алексеевна строит новое жилье для рабочих: четырех- — пятиэтажные кирпичные здания с канализацией, центральным отоплением, водопроводом, электричеством, высокими потолками, принудительной вентиляцией. Здания строятся красивые, т.к. рабочие должны жить среди красивых предметов и видов. Это было одним из элементов эстетического воспитания промышленного персонала. Рабочие фабрики не платили денег за жилье. Когда создавалась семья, она получала отдельную комнату. В этом — тоже черты благотворительности предпринимателей.

Одним из вопросов социальной сферы была организация досуга рабочих. Очень быстро любое производственное предприятие обрастало кабаками, и перед предпринимателями вставал вопрос, как уберечь рабочих от пьянства. От персонала зависело количество и качество товара, поэтому пьянство рабочих было самой большой угрозой серьезному бизнесу. Система штрафов не помогала. Для организации досуга рабочих Варвара Алексеевна строит театр, создает хоровой коллектив, библиотеку, где собрана вся русская классика, много научно-популярной и религиозной литературы. В начале XX века были куплены киноустановки и рабочим стали показывать фильмы.

Можно перечислить основные этапы благотворительной деятельности Варвары Алексеевны Морозовой. Она основала в Москве Тургеневскую библиотеку-читальню. Это была массовая народная бесплатная библиотека для всех сословий.

Варвара Алексеевна строит в Москве самый крупный медицинский центр на Девичьем поле — первую в Москве психиатрическую клинику. До этого психиатрии в Москве не было. За 800 тыс. рублей она покупает участок земли, около 500 тыс. дает на сооружение и оснащение самой клиники. Сергей Сергеевич Корсаков, который лечил ее мужа, становится главным врачом этой больницы. Это был крупный ученый, в психиатрии до сих пор есть «синдром Корсакова». Все светила московской психиатрии тех лет вышли из школы С. С. Корсакова. Таким образом, Варвара Алексеевна создала не просто клинику для помощи несчастным больным, но и базу для развития научной школы московской психиатрии.

Московская онкология также связана с благотворительной деятельностью Варвары Алексеевны Морозовой. Она создает в Москве первый

онкологический медицинский центр. Ее сыновья к тому времени стали уже самостоятельны в бизнесе. Варвара Алексеевна обратилась к своим детям и другим Морозовым, каждый внес по 35 тыс. рублей, на сумму порядка 300 тыс. они создали Морозовскую лечебницу опухолей. Это не просто благотворительность, не просто строительство центров бесплатной помощи для бедных больных, но создание новых отраслей медицины.

Благотворительная деятельность Варвары Алексеевны касалась и просвещения. Она строила ремесленные и общие школы в Москве, построила пять начальных школ в Тверской губернии; дала деньги на строительство правого корпуса Московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского; принимала участие в создании Высших женских курсов. Поддерживает Варвара Алексеевна и развитие отечественной науки. Так, она дала деньги на создание в университете А. Л. Шанявского физической лаборатории Петра Николаевича Лебедева, разрабатывавшего методику изучения давления света.

Варвара Алексеевна также осуществила некий социальный эксперимент: в Тульской губернии не было земской больницы. Она дала земской власти недостающую сумму денег для строительства больницы, и больница была построена в кратчайшие сроки. Надо отметить, что купцы не просто давали деньги, не просто инициировали создание целых направлений медицины, культуры и т.д., но привносили свою дисциплину, ответственность, строгость в жизнь. Это давало огромные результаты. Такова была роль Варвары Алексеевны Морозовой в экономике и культуре нашей страны. Всего она была членом одиннадцати благотворительных организаций. Умерла Варвара Алексеевна в начале сентября 1917 года.

Примеров благотворительности отечественных предпринимателей XIX-XX вв. можно перечислить множество. Так, например, Прокофий Акинфиевич Демидов построил на свои средства в Москве Воспитательный дом для бездомных детей, детей бедняков и незаконнорожденных детей. Там дети не только жили, но и получали образование: мальчиков готовили для поступления на медицинский факультет университета, а девочек учили на акушерок и гувернанток. Николай Никитич Демидов в Нижнем Тагиле на свои деньги построил школу, больницу, приют, училище и художественную школу. Павел Николаевич Демидов учредил знаменитую в то время Демидовскую премию с целью «содействовать развитию наук, словесности и про-

мышленности», лауреатами которой в разное время были Пирогов, Менделеев, Сеченов, Якоби, Литке, Крузенштерн, Чебышев и другие отечественные ученые. Абрикосовы («шоколадные короли России», их кондитерская фабрика в Москве — ныне «концерн Бабаевский») организовали в Москве бесплатный роддом на Миусской улице (ныне — Городской родильный дом № 6 имени А. А. Абрикосовой). Козьма Терентьевич Солдатенков построил в Москве бесплатную больницу для всех сословий (ныне — больница имени С. П. Боткина). Подобных примеров можно привести множество [13].

В ходе самостоятельной исследовательской работы студенты знакомятся с современными примерами благотворительности и милосердия. Это и детский приют «Отрада» в Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре в Малоярославце. В Калуге есть кризисный центр «Материнский ковчег» для женщин, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации (обычно без крыши над головой), в котором женщинам с детьми предоставляется бесплатное проживание, питание, оказывается медицинская, юридическая, психологическая помощь. «Дом милосердия» в Ульяновске — приют для беременных женщин, оказавшихся в кризисной ситуации, где им предоставляется бесплатное содержание и питание. С 2016 г. его помощью воспользовались 24 женщины. В ходе экскурсии в село Ильинское студенты познакомились с Ниной Калининой, создательницей и экскурсоводом Музея Дворцового села Ильинское имени преподобномученицы Е. Ф. Романовой. Она сама являет пример благотворительности, т.к. ее семья на свои средства восстанавливала Никольскую церковь села Никольское-Урюпино.

Тема благотворительности отечественных предпринимателей была продолжена темой современного социального предпринимательства. Можно определить социальное предпринимательство как нечто промежуточное между классическим предпринимательством и благотворительностью. От классического предпринимательства оно отличается своими целями, направленными на решение социальных, культурных, экологических проблем. От благотворительности социальное предпринимательство отличается коммерческим характером своей деятельности: цели достигаются не путем разовых финансовых вложений, а посредством организации предпринимательской деятельности. Социальное предпринимательство в современном обществе предполагает альтруистическую манеру ведения бизнеса, сосредоточенную

на общественных выгодах. Сам термин «социальное предпринимательство» является новым для российской экономики. Его зарождение следует отнести к первой половине 2000-х годов. В качестве примера можно назвать созданный в 2007 году частный фонд «Наше будущее», занимающийся поддержкой российского социального предпринимательства. Сюда относится выявление социальных предпринимателей, предоставление им финансовой, юридической и консультативной помощи, распространение идеи социального предпринимательства в обществе. За семь лет своей деятельности эта организация поддержала 108 проектов на территории 45 регионов России и выдала 231 млн рублей в виде беспроцентных займов [5]. Также в качестве примера социального предпринимательства можно назвать Благотворительный фонд «Надежда» (1) — некоммерческую организацию, цель которой — оказание помощи больным детям, и Благотворительный фонд «Надежда» (2) — предприятие, производящее реабилитационное оборудование для инвалидов и пожилых людей. Всю продукцию — коляски, костыли и т.д.—нуждающиеся люди получают бесплатно. В Туле примером социального предпринимательства является салон бытовых услуг «Березень», который обучает и трудоустраивает инвалидов в сфере бытового обслуживания. В Москве работает организация «Доспехи», занимающаяся производством ортопедических систем, позволяющих людям с травмой или заболеваниями позвоночника, приведшими к параличу ног, самостоятельно передвигаться [4].

Студенты РТУ МИРЭА в рамках развития темы милосердия и благотворительности знакомятся с деятельностью доктора Ф. П. Гааза (экскурсия в имение Ф. П. Гааза — село Тишково) [6], А. П. Чехова. Также планируется изучение современного волонтерского движения, в частности работы социального отряда «Мир» РТУ МИРЭА, а также деятельности авторитетных благотворительных фондов.

Представляется, что в двадцать первом веке скоростей, инноваций, новейших информационных технологий проблема милосердия и благотворительности не теряет своей актуальности. Мы нередко сталкиваемся с равнодушием, озлобленностью, эгоизмом, нежеланием помочь другим людям. Тема милосердия и благотворительности важна, так как она помогает студентам выйти из мира виртуального, соприкоснуться с реальной жизнью людей, с традиционными нравственными ценностями. Эта тема показывает примеры деятельного служения людям.

Литература

1. XX Всемирный Русский Народный Собор. Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы. М.: МОО «ВРНС», 2017. 538 с.

2. Буянов А. С. Причины экономического успеха и благотворительности отечественных предпринимателей конца XIX — начала XX века: мат-лы меж-дунар. науч.-практ. конф. «Социальная инноватика — 2015». М.: МИРЭА, 2015. С. 246-249.

3. Вагнер И. В. Развитие воспитательной компоненты образовательного процесса в высшей школе [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ razvitie-vospitatelnoy-komponenty-obrazovatelnogo-protsessa-v-vysshey-shkole, (дата обращения: 11.09.2018).

4. Гладышева Е. В. Социальное предпринимательство как инновационный вектор развития российской экономики // Философия и методология инновационного развития: мат-лы науч. сем. М.: Московский технологический университет (МИРЭА), 2017. С. 36-39.

5. Зуева Е.Л., Ховаев С. Ю. Возможности развития института социального предпринимательства в России [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/vozmozhnosti-razvitiya-instituta-sotsialnogo-predprinimatelstva-v-rossii (дата обращения: 27.02.2017).

6. Кафедра гуманитарных и общественных наук МИРЭА — Российского технологического университета: [официальный сайт]. URL: http://philosophy.mirea.ru (дата обращения: 28.12.2018).

7. Краснопевцев Л. Н. Лекция о Варваре Алексеевне Морозовой [Электронный ресурс] // Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей: [сайт]. URL: http://muzeum.me/index.php?page=cinema (дата обращения: 27.12.2018).

8. Миллер Л. Преподобномученица Великая княгиня Елизавета. Киев: Православный благовестник, 2006. 240 с.

9. Невмержицкий Р. В., Нестерова Э. Е. Проектно-исследовательская работа студентов в рамках изучения курса философии: мат-лы VII междунар. науч.-практ. конф. школьников и студентов младших курсов «Высокие технологии и экология». М.: МИРЭА, 2018. С. 340-344.

10. Соловьев В. С. Оправдание добра // Собрание соч. в 2-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1988. 892 с.

11. Хачатрян И. С. Предпринимательство и меценатство в России: история и современность: труды всерос. науч. конф. «Инновационные стратегии развития науки, техники и общества. Социальная инноватика — 2014». М.: ВНИИгеосистем, 2014. С. 209-212.

12. Что придет на смену постмодернизму? // Metamodern: электронный журнал, 15.02.2016 [Электронный ресурс]. URL: http://metamodernizm.ru/chto-pridet-na-smenu-postmodernizmu (дата обращения: 30.12.2018).

13. Чумаков В. Ю. Русский капитал. От Демидовых до Нобелей. М.: ЭНАС, 2008. 336 с.

14. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. 671 с.

COMPASSION AND CHARITY AS A TOPIC OF EDUCATIONAL

WORK WITH UNIVERSITY STUDENTS The article is devoted to the problems of educational work with students of higher educational institutions. The purpose of this research is to justify the need to restore among the younger generation such traditional moral values as patriotism, the desire to honestly serve the good of the Motherland; family value as the basis of a cohesive state; respect for older generations; socially responsible behavior (for example, high-quality work in the chosen profession); an active way to do good (feasible assistance to people in need — charity) etc. The educational work is carried out through the introduction of students with traditional moral values on the example of specific historical personalities of national history. The author of the article shares his experience in design and research work with students, which includes an educational component. The topic of educational work is mercy and charity. The article describes the methods of working with students: excursions, student's reports about excursions, independent research work of students, prepared students' presentations at conferences, the publication of student's articles in digests of articles. The theme of mercy and charity is revealed on the example of the activity of the Grand Duchess Elizaveta Romanova and the MarthaMary Convent of Mercy created by her, as well as the activities of Barbara Alexeevna Morozova as the representatives of domestic entrepreneurs of the late XIX — early XX centuries. The result of the research work is a modern continuation of this topic on the example of social entrepreneurship, the charity of individuals, the activities of charitable foundations, the modern volunteer movement. The conclusion is that this topic is of great importance, because it shows students an example of active service to people, helps them to know more about traditional moral values.

Keywords: educational work, design and research activities of students, traditional moral values, charity, domestic entrepreneurs, social entrepreneurship.

References

• XX Vsemirnyj Russkij Narodnyj Sobor. Rossiya i Zapad: dialog narodov v poiskah otvetov na civilizacionnye vyzovy. M.: MOO «VRNS», 2017. 538 s. [In Rus].

• Buyanov A. S. Prichiny ekonomicheskogo uspekha i blagotvoritel'nosti otechestven-nyh predprinimatelej konca XIX — nachala XX veka: mat-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Social'naya innovatika — 2015». M.: MIREA, 2015. S. 246-249. [In Rus].

• Chto pridet na smenu postmodernizmu? // Metamodern: elektronnyj zhurnal, 15.02.2016 [Elektronnyj resurs]. URL: http://metamodernizm.ru/chto-pridet-na-smenu-postmodernizmu (data obrashcheniya: 30.12.2018). [In Rus].

• Chumakov V. Yu. Russkij kapital. Ot Demidovyh do Nobelej. M.: ENAS, 2008. 336 s. [In Rus].

• Etika: enciklopedicheskij slovar' / pod red. R. G. Apresyana i A. A. Gusejnova. M.: Gardariki, 2001. 671 s. [In Rus].

• Gladysheva E. V. Social'noe predprinimatel'stvo kak innovacionnyj vektor razvitiya rossijskoj ekonomiki // Filosofiya i metodologiya innovacionnogo razvitiya: mat-ly nauch. sem. M.: Moskovskij tehnologicheskij universitet (MIREA), 2017. S. 36-39. [In Rus].

• Hachatryan I. S. Predprinimatel'stvo i mecenatstvo v Rossii: istoriya I sovremennost': trudy vseros. nauch. konf. «Innovacionnye strategii razvitiya nauki, tekhniki i ob-shchestva. Social'naya innovatika — 2014». M.: VNIIgeosistem, 2014. S. 209-212. [In Rus].

• Kafedra gumanitarnyh i obshchestvennyh nauk MIREA — Rossijskogo tehno-logicheskogo universiteta: [oficial'nyj sajt]. URL: http://philosophy.mirea.ru (data obrashcheniya: 28.12.2018). [In Rus].

• Krasnopevcev L. N. Lekciya o Varvare Alekseevne Morozovoj [Elektronnyj resurs] // Muzej predprinimatelej, mecenatov i blagotvoritelej: [sajt]. URL: http://muzeum.me/ index.php?page=cinema (data obrashcheniya: 27.12.2018). [In Rus].

• Miller L. Prepodobnomuchenica Velikaya knyaginya Elizaveta. Kiev: Pravoslavnyj bla-govestnik, 2006. 240 s. [In Rus].

• Nevmerzhickij R. V., Nesterova E. E. Proektno-issledovatel'skaya rabota studen-tov v ramkah izucheniya kursa filosofii: mat-ly VII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. shkol'nikov i studentov mladshih kursov «Vysokie tehnologii I ekologiya». M.: MIREA, 2018. S. 340-344. [In Rus].

• Solov'ev V. S. Opravdanie dobra // Sobranie soch. v 2-h tomah. T. 1. M.: Mysl', 1988. 892 s. [In Rus].

• Vagner I. V. Razvitie vospitatel'noj komponenty obrazovatel'nogo processa v vysshej shkole [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-vospi-tatelnoy-komponenty-obrazovatelnogo-protsessa-v-vysshey-shkole, (data obrash-cheniya: 11.09.2018). [In Rus].

• Zueva E. L., Hovaev S. Yu. Vozmozhnosti razvitiya instituta social'nogo predprini-matel'stva v Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/voz-mozhnosti-razvitiya-instituta-sotsialnogo-predprinimatelstva-v-rossii (data obrash-cheniya: 27.02.2017). [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.