Научная статья на тему 'Микрорайонные онлайн-сообщества как потенциальные агенты публичной политики Волгоградской области'

Микрорайонные онлайн-сообщества как потенциальные агенты публичной политики Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
104
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
социальный капитал / публичная политика / диджитализация / онлайн-сообщества. / social capital / public policy / digitalization / online communities.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бабкин Александр Александрович

В статье автор рассматривает социальную группу новоселов в качестве роторов формирования социального капитала. Характеризует онлайн-площадки, идентифицирующие себя с новыми микрорайонами. Предлагает использовать микрорайонные онлайн-сообщества в качестве агентов публичной политики Волгоградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бабкин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Micro district online communities as potential agents of public policy in the Volgograd Region

This article considers the social group of new settlers as the rotors of social capital formation. The author characterizes online sites that identify themselves with new micro districts. It is suggested to use online communities as agents of the public policy in the Volgograd region.

Текст научной работы на тему «Микрорайонные онлайн-сообщества как потенциальные агенты публичной политики Волгоградской области»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Бабкин А. А. Микрорайонные онлайн-сообщества как потенциальные агенты публичной политики Волгоградской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2018/183075.htm.

ART 183075 DOI 10.24411/2304-120X-2018-13075 УДК 316.334.3

Бабкин Александр Александрович,

студент ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград s4p4@yandex.ru

Микрорайонные онлайн-сообщества как потенциальные агенты публичной политики Волгоградской области*

Аннотация. В статье автор рассматривает социальную группу новоселов в качестве роторов формирования социального капитала. Характеризует онлайн-пло-щадки, идентифицирующие себя с новыми микрорайонами. Предлагает использовать микрорайонные онлайн-сообщества в качестве агентов публичной политики Волгоградской области.

Ключевые слова: социальный капитал, публичная политика, диджитализация, он-лайн-сообщества.

Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Диджитализация представляет поле возможностей для гармонизации публичной политики. В нашей статье мы хотим обратить внимание на одно из следствий гибридизации физического и цифрового пространства, которое потенциально может являться агентом согласования общественных интересов.

Однако, прежде чем говорить о координации дифференцированных интересов, нам необходимо сконцентрироваться на характере социального взаимодействия в городах. Довольно старой характеристикой городского пространства является разобщенность. Так, один из родоначальников социологии Г. Зиммель отмечал, что с ростом городов происходит ослабление внутреннего единства [1]. В такой ситуации характер общественных взаимоотношений становится все более обезличенным, холодным и экономически детерминированным. Любой горожанин, находящийся вне основных социальных кругов другого, становится для него чужаком, что естественным образом вызывает у индивида фокусирование на семейных и дружественных связях и отреченность от остального социума. Такое представление дает нам возможность видеть обособленность граждан и их случайное взаимодействие на конкретном участке пространства как нечто атомизированное. В. Куренной в этой связи отмечает, что город создает возможность одиночества, позволяет не быть частью ранее традиционных сообществ, имеющих и догматирующих внутренние нормы на своих членов [2].

Городская разобщенность может быть представлена и иным уровнем. Чикагская школа, в том числе Р. Парк, изначально исследовав иммигрантов, увидела в городах сложную совокупность локальных сообществ, которые в соответствии с рядом причин политического, экономического и иного характера различаются своей культурной организацией [3]. Таким образом, представители локальных сообществ имеют не только городскую или этническую идентичность, но и территориальную, которая формировалась по ходу истории конкретной локации. Отсюда может произрастать некое противопоставление своей территориальной идентичности другим таким же или городской идентичности

* Публикация подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ и Администрации Волгоградской области № 17-13-34039 «Стратегии, инновационные технологии институционализации и функционирования публичной политики в Волгоградском регионе».

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Бабкин А. А. Микрорайонные онлайн-сообщества как потенциальные агенты публичной политики Волгоградской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2018/183075.htm.

в целом. В этом контексте Волгоград становится довольно интересным примером. Имея линейную структуру планировки города, приграничные территории некоторых соседских районов практически разделены незаселенным пространством. Общая протяженность и представленные в виде камышей и степных трав границы районов стали основой местного шуточного фольклора о нескончаемости города. Приближенная к минимуму социальная плотность населения в таких местах в какой-то степени способствует обособленности сообществ. В этой ситуации становится некому синтезировать локальные идентичности и агрегировать между ними социальные связи. Существование таких разделений определено присоединением к Сталинграду рабочих поселков, которые впоследствии стали своеобразными центрами, вокруг которых формировалась часть существующих городских районов. Отдаляясь от примера, в контексте выделения территориальных сообществ и их идентичностей видим также необходимым выделить менее крупную форму поселения - микрорайоны. Их плотность социальных связей по отношению к районам будет выражена и сконцентрирована сильнее.

Говоря о локальных сообществах, в определенный момент мы сталкиваемся с вопросом их возможности совместно воспроизводить конкретные практики отстаивания своих интересов. Одной из категорий, призванных помочь с его решением, является социальный капитал в интерпретации американского политолога Р. Патнема, который видел в нем такие особенности социальной организации, как сети, нормы и доверие, облегчающие координацию и сотрудничество на взаимной выгоде. Его развитие ведет к повышению эффективности коллективной деятельности, взаимной благосклонности, сокращению информационной асимметрии и транзакционных издержек [4]. Такое объединение усилий граждан вокруг конкретной проблематики, урегулирование которой затруднено или практически нереализуемо одним человеком, ведет к ее скорейшему разрешению и стимулирует эту группу не останавливаться на достигнутом, а расширять коалицию и продолжать действовать на благо всего социума. Накопление социального капитала американский социолог А. Портес видел через четыре возможных механизма: интроекцию, при которой люди воспроизводят через себя ценностные ориентации конкретного общества; взаимность обменов, которая устанавливает общую выгоду; ограниченную солидарность, которая образует общность под внешним давлением единой проблемы; и вынужденное доверие, определяющее уверенность в том, что при сбое коллективной работы виновник этой ситуации понесет равноценные убытки [5].

Однако, как справедливо отмечает Л. Полищук, не все объединения одинаково полезны для города [6]. М. Олсон видел в подобной кооперации иной мотивационный задел. Некоторые узкие группы имеют стремление перераспределять общественные ресурсы только в свою пользу [7]. И поскольку потребности в отличие от ресурсов имеют неограниченный характер, такие действия могут способствовать социальной сегрегации в городском пространстве, а также тормозить его экономическое развитие. По мнению О. Лушниковой, преобладание в регионе такого типа социального капитала ведет к внутреннему разрастанию клановости, бюрократии и коррупции [8].

Но не все так однозначно: и бездействие, и отсутствие конкуренции имеют риск способствовать замедлению процесса развития конкретной территории в различных сферах общественной жизни. Отсюда существование локальных объединений, которые реализуют попытки если не перетянуть ресурсное одеяло на себя, то хотя бы публично заявить о существующих проблемах путем оказания поддержки политических акторов или взаимодействия с местными институтами, становится индикатором не только проблем в городской среде, но и наличия граждан, готовых бороться за ее позитивное преобразование.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Бабкин А. А. Микрорайонные онлайн-сообщества как потенциальные агенты публичной политики Волгоградской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2018/183075.htm.

Иной вопрос реальной проработки этих проблем: нынешние стратегии человеческого существования не ограничиваются сосредоточением в рамках одного места. Идея оседлости в связи с этим начинает уступать кочеванию и мобильности, тем самым стимулируя активных индивидов на переезд в наименее проблемную, отвечающую их необходимым потребностям среду, оставляя ответственность за решение остающимся.

Абстрагироваться от места помогают и новые технологии. Широкое покрытие сетей дало возможность использовать мобильные девайсы практически в любом месте, что позволяет индивидам отвлекаться от проблем внешнего мира и фокусироваться на потребляемом контенте. Вне дома основой потребления этого контента все в большей мере становятся социальные сети, о чем говорит высокая популярность их мобильных приложений [9]. Они же позволяют осуществлять дистанционную коммуникацию, что, в свою очередь, размывает необходимость создания и поддержания социальных связей с людьми территориально близкого пространства.

И хотя способствующее разрастанию индивидуализма развитие информационно-коммуникационных технологий, появление новых форм времяпрепровождения в торговых центрах, естественная убыль трансляторов ранних норм повлияли на характер взаимоотношений в локальных сообществах, возможно, уничтожив, сведя их к минимуму или, скорее, создав ассоциированную с конкретным местом общность, спрос на получение социальных благ у проживающих там представителей все равно будет оставаться. Иными словами, хотя этот процесс распылил плотность социальных связей на конкретной территории, при должном стимуле социальный капитал имеет возможность на ней аккумулироваться. Однако есть риск попадания в парадокс Патнема, при котором в условии отсутствия социального капитала, не имея серьезных триггеров для его аккумуляции, общность, находясь в удручающих условиях, проявляет повышение склонности к патернализму и готовности к продолжительному ожиданию государственного вмешательства в решении ее локальных проблем [10]. В связи с этим в области публичной политики и встают вопросы поиска функционирующих триггеров, потенциально инициативных граждан, общественников, их платформ коммуникаций, которые представляют интересы или задействованы в стадии формирования своего территориального сообщества и дальнейшей работы с ними.

В нашей работе в качестве интересующих нас точек в физическом пространстве будут выступать новые микрорайоны Волгоградской области, точнее, комплексы жилых домов, сдача которых началась не более 10 лет назад, как, например, Санаторный, Янтарный, Родниковая долина и др. В данном контексте нам необходимо выделить, что, хотя процесс заселения квартир происходит постепенно, большинство жильцов в первые годы находятся в одинаковом статусе новоселов. Такие дома становятся роторами формирования первичного социального капитала.

В этот момент между новоселами происходит образование новых социальных сетей и неформальных правил. В. Б. Звоновский и Д. Ю. Меркулова, исследуя социальную активность сообществ на новых территориальных образованиях, отмечают следующую специфику: жители данных районов наиболее склонны к выстраиванию знакомств между собой. Немаловажную роль в этом процессе играет коллективная самоидентификация к новому месту жительства. Исследователями также было выявлено, что зачастую образование и дальнейшее поддержание таких локальных связей протекает в атмосфере солидарности, доверия и доброжелательности [11].

Знакомства осуществляются не только для реализации потребности в общении, но и для решения возникающих бытовых проблем. Так, внезапное осознание отсутствия у себя необходимых спичек или же отвертки становится одним из решающих факторов для того, чтобы начать коммуникацию с людьми из соседней квартиры. Го-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Бабкин А. А. Микрорайонные онлайн-сообщества как потенциальные агенты публичной политики Волгоградской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2018/183075.htm.

товность помогать таким незнакомцам будет определяться доверием к представителям своей территориально-групповой принадлежности, созданием репутации и получением потенциальной выгоды от них в дальнейшем. Гарантом доверия подобных транзакций становится индивидуальный имидж.

В благоприятном содержании и улучшении недавно созданной инфраструктуры заинтересован практически каждый житель. Осознание возможности решения подобных социально значимых проблем только путем кооперации с другими потребителями общественных благ становится мотивацией людей к созданию проблемных сетей. Недавняя покупка квартиры в условиях депрессивного региона, где с большой вероятностью она была осуществлена в ипотеку, становится дополнительным фактором деятельности по благоустройству окружающей городской среды. Данное приобретение оказывается экономическим корнем для владельца. Наличие социально значимых проблем осложняет процесс выгодной перепродажи, тем самым препятствуя переезду. В Волгоградской области существуют подобные примеры самоорганизации. Так, жители новых микрорайонов организовывали дружины [12], писали коллективные обращения в различные инстанции [13] и добивались поставленных целей [14].

Справедливо отметить, что реализация идеи по благоустройству или решению какой-либо проблемы, которая требует согласованного действия группы людей, так или иначе будет зависеть от выбранных инициаторами коммуникативных площадок и средств для донесения своих предложений. Первичное информирование о собрании или мобилизация к конкретным действиям могут проходить различными способами: поквартирные обходы, размещение объявлений в специально отведенных на это местах, распространение листовок по почтовым ящикам. Однако с точки зрения экономической выгоды с наибольшей вероятностью инициатор заинтересован в реализации своих действий, неся при этом наименьшие временные или иные ресурсные издержки. Одним из таких выгодных вариантов может стать Интернет.

Сконцентрируемся на площадках, которые идентифицируют себя с новыми микрорайонами. Вариаций исполнений подобных ресурсов может быть множество, и даже среди далее перечисленных видов возможны комбинации. Однако мы предлагаем выделить только три основных вида: персональная страница микрорайона, он-лайн-сообщества и групповые чаты.

Персональная страница микрорайона зачастую одна из самых первых создающихся площадок. Это объясняется тем, что она создается как один из возможных каналов по привлечению потенциальных покупателей жилых помещений. Основное смысловое наполнение таких страниц заключается в информации о выгодных предложениях при покупке, ходе застройки и первых заселениях. Они могут быть представлены одностраничными сайтами, порталами и страницами в социальных сетях. Однако жизненный путь этих страниц по завершении маркетинговой кампании расходится на две стороны: либо они перестают заполняться новым контентом и, как следствие активность и заинтересованность к таким площадкам падает, либо они переквалифицируются в онлайн-сообщества.

Микрорайонные онлайн-сообщества - это открытые площадки коммуникации, которые зачастую функционируют как сети взаимной помощи. Путем написания постов жильцы информируют друг друга о различных событиях, обмениваются вещами, предлагают свои услуги. Употребление открытости детерминировано полноценной доступностью использования предоставляемой порталом информации. Наиболее популярным вариантом реализации данных проектов являются сообщества, или, иначе говоря, группы в социальных сетях, таких как Одноклассники и Вконтакте, что обусловлено постоянно растущей аудиторией социальных сетей, а также возможностью

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Бабкин А. А. Микрорайонные онлайн-сообщества как потенциальные агенты публичной политики Волгоградской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2018/183075.htm.

попасть за наименьшее количество шагов на интересующую нас страницу в отличие от ранее использовавшихся форумов.

Групповые чаты - это полузакрытые площадки коммуникации жильцов, которые обычно реализованы в мессенджерах, таких как Viber или Whatsapp, хотя также могут быть и в социальных сетях. В отличие от онлайн-сообществ, чаты зачастую создаются ради конкретной цели: объединения группы людей ради совместного времяпрепровождения, общения между родителями, как площадка коммуникации в проблемных сетях. Войти туда можно только по приглашениям или по определенным ссылкам, что затрудняет возможность внешнего вмешательства при отсутствии определенных ресурсов.

Региональные онлайн-сообщества новых микрорайонов представляются нам как опциональная площадка для реализации интересов различных акторов публичной политики Волгоградской области, исходя из следующих причин. Во-первых, сообщества предоставляют открытую базу данных о своих подписчиках. Иначе говоря, в свободном доступе находится информация о жильцах: гендерный и возрастной состав, их контакты, интересы и даже, возможно, политические предпочтения. Справедливо отметить качество этой базы подписчиков. Ранее мы уже показали, что новосёлы - это социальная группа, которая на новых местах имеет предрасположенность к готовности выражать активную гражданскую позицию. Конечно, также в эту выборку попадают и лица арендующие, которые, как отмечает Л. И. Полищук, менее мотивированы к какому-либо участию [15]. Однако там же присутствуют и арендодатели, которые заинтересованы в позитивных преобразованиях, поскольку это повысит рыночную стоимость сдаваемых помещений. Во-вторых, пользователи социальных сетей погружаются в информационные экосистемы данных сетей, в которых происходит постоянное воспроизводство нового контента, что со временем меняет пользовательское поведение, заставляя их игнорировать практики использования и серфинга сторонних сайтов и, в случае перехода, возвращает их обратно. База участников сообщества становится все более актуальной. В-третьих, это технологический спектр возможностей ре-ализовывать многообразные задачи информирования участников данных сообществ, таких, например, как заказ рекламы, создание собственного контента, использование массовых рассылок и др. В-четвертых, данные сообщества саморегулируются и контент создается естественным образом. Отсюда следует, что без особой цели нет необходимости во внешнем вмешательстве для поддержания их в жизнеспособном состоянии. В-пятых, такие сообщества легко найти. Чтобы начать работу с новыми микрорайонами на интересующей нас территории, достаточно знать названия и вбить их в поиске сообществ в социальных сетях.

Таким образом, возможность осуществления конкретной и целенаправленной деятельности в интересах различных политических акторов дает нам основание говорить о микрорайонных онлайн-сообществах как о потенциально эффективных агентах публичной политики и источниках мобилизационного ресурса Волгоградской области.

Ссылки на источники

1. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. - 2002. - № 3 (34). - С. 1-12.

2. Куренной В. Сила слабых связей. Горожанин и право на одиночество // Горожанин: что мы знаем

о жителе большого города? - М.: Strelka Press, 2017. - С. 22.

3. Парк Р. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение. - 2002. - Т. 2. - № 3. - С. 3-12.

4. Putnam R. The Prosperous Community: Social Capital and Public Life // The American Prospect. -

1993. - Vol. 4. - № 13. - C. 35-42.

5. Portes A. Social Capital: Its Origins and Applications in Modern Sociology // Annual Review of Sociology.

- 1998. - Vol. 24. - С. 1-24.

6. Полищук Л. И. Ждать начальства или скинуться самим: социальный капитал в жизни города //

Стимулы, парадоксы, провалы: город глазами экономистов. - М.: Strelka Press. - 2015. - C. 118.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Бабкин А. А. Микрорайонные онлайн-сообщества как потенциальные агенты публичной политики Волгоградской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2018/183075.htm.

7. Олсон М. Логика коллективных действий: общественные блага и теория групп. - М.: Фонд Экономической Инициативы, 1995. - 165 с.

8. Лушникова О. Л. Специфика закрытого социального капитала // XVI Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана (90-летие со дня рождения) «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 21-22 марта 2013 г. -Екатеринбург: УрФУ, 2013. - С. 257.

9. MediaScope «Аудитория интернет-проектов». - URL: https://goo.gl/8Gde19.

10. Патнем Р. Чтобы демократия сработала: гражданские традиции в современной Италии. - М.: Ad Marginem, 1996. - 287 с.

11. Звоновский В. Б., Меркулова Д. Ю. Формы социальной активности в новых территориальных сообществах // Мониторинг. - 2015. - № 1 (125). - С. 82-90.

12. В Волгограде жители микрорайона «Родниковая долина» помогли полиции задержать автоворов. - URL: https://v1.ru/text/gorod/255751302135809.html.

13. Change.org «Коллективное обращение жителей ЖК "Санаторный", нам нужен детский сад!». -URL: https://goo.gl/wZTX2B.

14. Детский сад в ЖК «Санаторный» начнет работу с 1 сентября. - URL: https://volga-kaspiy.ru/society/detskiy-sad-v-zhk-sanatornyy-nachnet-rabotu-s-1-sentyabrya.html.

15. Полищук Л. И. Указ. соч. - C.124.

Alexander Babkin,

Student, Volgograd State University, Volgograd s4p4@yandex.ru

Micro district online communities as potential agents of public policy in the Volgograd Region

Abstract. This article considers the social group of new settlers as the rotors of social capital formation. The

author characterizes online sites that identify themselves with new micro districts. It is suggested to use online

communities as agents of the public policy in the Volgograd region.

Key words: social capital, public policy, digitalization, online communities.

References

1. Zimmel', G. (2002). "Bol'shie goroda i duhovnaya zhizn'", Logos, № 3 (34), pp. 1-12 (in Russian).

2. Kurennoj, V. (2017). "Sila slabyh svyazej. Gorozhanin i pravo na odinochestvo", Gorozhanin: chto my znaem o zhitele bol'shogo goroda? Strelka Press, Moscow, p. 22 (in Russian).

3. Park, R. (2002). "Gorod kak social'naya laboratoriya", Sociologicheskoe obozrenie, t. 2, № 3, pp. 3-12 (in Russian).

4. Putnam, R. (1993). "The Prosperous Community: Social Capital and Public Life", The American Prospect, vol. 4, № 13, pp. 35-42 (in English).

5. Portes, A. (1998). "Social Capital: Its Origins and Applications in Modern Sociology", Annual Review of Sociology, vol. 24, pp. 1-24 (in English).

6. Polishchuk, L. I. (2015). "Zhdat' nachal'stva ili skinut'sya samim: social'nyj kapital v zhizni goroda", Stim-uly, paradoksy, provaly: gorod glazami ehkonomistov, Strelka Press, Moscow, p. 118 (in Russian).

7. Olson, M. (1995). "Logika kollektivnyh dejstvij: obshchestvennye blaga i teoriya grupp", Fond EHko-nomicheskoj Iniciativy, Moscow, 165 p. (in Russian).

8. Lushnikova, O. L. (2013). "Specifika zakrytogo social'nogo kapitala", XVI Mezhdunarodnaya konferen-ciya pamyati professora L. N. Kogana (90-letie so dnya rozhdeniya) "Kul'tura, lichnost', obshchestvo v sovremennom mire: metodologiya, opyt ehmpiricheskogo issledovaniya", 21-22 marta 2013 g., UrFU, Ekaterinburg, p. 257 (in Russian).

9. MediaScope "Auditoriya Internet - proektov". Available at: https:,goo.gl/8Gde19 (in Russian).

10. Patnem, R. (1996). Chtoby demokratiya srabotala: grazhdanskie tradicii v sovremennoj Italii, Ad Marginem, Moscow, 287 p. (in Russian).

11. Zvonovskij, V. B. & Merkulova, D. Yu. (2015). "Formy social'noj aktivnosti v novyh territorial'nyh soob-shchestvah", Monitoring, № 1 (125), pp. 82-90 (in Russian).

12. V Volgograde zhiteli mikrorajona «Rodnikovaya dolina» pomoglipolicii zaderzhat' avtovorov. Available at: https://v1.ru/text/gorod/255751302135809.html (in Russian).

13. Change.org "Kollektivnoe obrashchenie zhitelej ZHK "Sanatornyj", nam nuzhen detskij sad!". Available at: https://goo.gl/wZTX2B (in Russian).

14. Detskij sad v ZHK "Sanatornyj" nachnet rabotu s 1 sentyabrya. Available at: https://volga-kaspiy.ru/soci-ety/detskiy-sad-v-zhk-sanatornyy-nachnet-rabotu-s-1-sentyabrya.html (in Russian).

15. Polishchuk, L. I. (2015). Op. cit., p.124.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бабкин А. А. Микрорайонные онлайн-сообщества как потенциальные агенты публичной политики Волгоградской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2018/183075.htm.

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 31.08.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.10.18

Принята к публикации Accepted for publication 10.10.18 Опубликована Published 30.11.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Бабкин А. А., 2018

977230412018011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.