Научная статья на тему 'Михаило-Архангельские церкви Святокрестовского уезда'

Михаило-Архангельские церкви Святокрестовского уезда Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
240
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ПРИТЧ / СПРАВОЧНИК ПО СТАВРОПОЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ Н.Т. МИХАЙЛОВА / ARCHANGEL MICHAEL CHURCH / PARABLES / REFERENCE BOOK ON THE STAVROPOL DIOCESE OF N. T. MIKHAYLOV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Запорожцева Ольга Алексеевна

В статье рассказывается о церквях в селах Святокрестовского уезда, которые были построены в честь Архангела Михаила. Также приводятся данные о притче, кто в него входил и о числе родившихся и умерших.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mikhailo-Arkhangelsky churches of the Svyatokrestovsky district

In article it is told about churches in villages of the Svyatokrestovsky district which were built in honor of Saint Michael the Archangel. Also data on a parable who entered it and about number been born and died are provided.

Текст научной работы на тему «Михаило-Архангельские церкви Святокрестовского уезда»

Примечания:

1. Беляев Д. Стиляги (Из серии "Типы, уходящие в прошлое") // Крокодил. - 1949. - № 7.

2. Ципурский Г. "Комсомолу приходится объявить беспощадную и решительную войну против всех типов стиляг". Политика в отношении "вестерни-зированной" молодежи в Советском Союзе при Н. С. Хрущеве // Новейшая история России. - 2013. - №3.-С. 55-83.

3. Гук О. Тарзан в своем Отечестве // Интервью с Валентином Тихоненко

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pchela.rU/podshiv/11/tarzan.htm.

4. Рафикова С. "По проспекту, словно манекен..." Образ стиляги глазами сибирских обывателей // Родина. - 2010. - № 10. - С. 135-138.

5. Аксенов В. В поисках грустного беби. - М. : Конец века, 1992. - 480 с.

6. Вайнштейн О. Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 640 с.

7. Славкин В. И. Памятник неизвестному стиляге: История поколения в анекдотах, легендах, байках, песнях. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 1996. -311 с.

8. Балах 3. Не по одежке // Работница. - 1963. -№11.

MIKHAILO-ARKHANGEL5KY CHURCHES OF THE 5VYATOKRE5TOV5KYDISTRICT

Zaporozhtseva Oiga Alexeevna, Under-graduate Student, Chair of History of Russia, North-Caucasus Federal University, Stavropol E-mail: QLBZ1992@mail.ru

in article it is told about churches in villages of the Svyatokrestovsky district which were built in honor of Saint Michael the Archangel. Also data on a parable who entered it and about number been born and died are provided. Keywords: Archangel Michael Church; parables; reference book on the Stavropol diocese of N. T. Mikhaylov.

УДК 908

© Запорожцева О.A., 2015

МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЕ ЦЕРКВИ СВЯТОКРЕСТОВСКОГО УЕЗДА 1

В статье рассказывается о церквях в селах Святокрестовского уезда, которые были построены в честь Архангела Михаила. Также приводятся данные о притче, кто в него входил и о числе родившихся и умерших.

Ключевые слова: Михайло-Архангельская церковь; притч; справочник по Ставропольской епархии Н. Т. Михайлова.

Название Архангельское (до этого его называли Новоархангельское, Цыгановка) село получило в честь Святого Архангела Михаила. В справочнике по Ставропольской епархии, составленном в 1910 году священником Н.Т. Михайловым, было написано о том, что в селе имелось 2 церкви и 2 прихода. [1, С. 495]

В селе имелась Александро-Невская церковь. Она была построена в 1903 году, из кирпича без колокольни. [2, С. 100] В притч входили - священник и псаломщик. Для проживания священника было отведено 19 десятин земли, а для псаломщика - 6 десятин земли. Население собирало денежную сумму и выдавало его в качестве квартирного пособия священнику - 120 рублей, а псаломщику - 36 рублей. Церковных школ в приходе не было, но имелось одно министерское одноклассное училище. Судя по церковной метрической книге в приходе состояло: 3107 православных жителей, рождений -319, браков - 41, смертей - 175. [1. С. 495]

ЗАПОРОЖЦЕВА Ольга Алексеевна, магистрант, кафедра Истории России, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь QLBZ1992@mail.ru

110 июня 1900 г.-создан Прасковейский уезд в составе Ставропольской губернии из частей Александровского и Новогригорьевского уездов, (до 1900 года эти три села входили в состав Новогригорьевского). 29 декабря 1910 - Прасковейский уезд переименован в Святокрестовский уезд. 28 декабря 1921 - Решением Коллегии НКВД Святокрестовский уезд переименован в Прикумский уезд. 7 августа 1935 - Постановлением ЦИКСССР Прикумский район переименован в Будённовский район. 14 ноября 1957 -Указом Президиума Верховного Совета СССР Будённовский район переименован в Прикумский. 30 ноября 1973 - постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР Прикумский район переименован в Будённовский район. Таким образом, в статье рассматривается не только Святокрестовский уезд, но и другие перечисленные в сноске уезды.

Впервые церковь в честь Архангела Михаила упоминается в архивных документах в 1803 году. Полностью церковь была построена к 1852 году, а в феврале 1859 года случился пожар, в результате которого основное здание церкви сгорело. Весь инвентарь и богослужебные процессии были временно перенесены в церковную сторожку. В 1863 году на средства прихожан была построена новая церковь, освященная в сентябре. [2, С. 101] Позже из-за ветхости, церковь была приписана к другой сельской церкви - во имя Святого великого князя Александра Невского. [3, С. 108] В 18991902 годах строилась другая церковь, которая получила название Михайло-Архангельская. Она была освидетельствована 16 июня 1902 года архитектором Г.П. Кусковым. Позже, в октябре 1906 года эта церковь была освящена. Здание церкви было кирпичным, "красивой архитектуры, высокое, светлое", просторное, с такой же колокольней [2, С. 101 ]. В состав притча входили: 1 священник, 1 диакон и 1 псалтырь. Согласно одной из клирических ведомостей за 1909 год, упоминаемой в справочнике Н. Михайловым: "Земли первоначально было назначено притчам 2 церквей 198 десятин, но с 1 июля 1905 года общество произвольно отчислило притчам обеих церквей для пользования только 66 десятин". Было положено казенное жалование священнику 137 рублей 20 копеек, диакону - 68 рублей 60 копеек, псаломщику - 42 рубля 90 копеек, просфорне -15 рублей 68 копеек. Священник проживал в церковном доме, а диакон получал от общества 60 рублей квартирными. [1, С. 495] Церковно-при-ходских школ в приходе имелось две. Одна располагалась в самом селе в церковной сторожке, а другая - в приписном поселке Архиповском. Также имелось одноклассное министерское женское и двухклассное мужское училища. 5691 человек исповедовали православие, а 52 человека были раскольниками. [1,С. 496]

Обе церкви были разрушены в первой четверти XX века. Нынешняя церковь построена в память прежней Михайло-Архангельской церкви в 1982 году. [4, С.193]

В самом селе, согласно миссионерскому отчету, насчитывалось сектантов-баптистов -3 человека, хлыстов -195 человек. [1, С. 496]

В селе Покойное, согласно справочнику по приходам, первый Михайло-Архангельский храм был построен в 1756 году [3, С.112], когда на земли, где ныне расположено село, стекались переселенцы из южных губерний России. Предположительно, когда появился храм села

еще не было, так как само село было основано лишь в 1766 году, то есть спустя 10 лет после строительства храма. [1, С. 458]

Согласно справочнику, составленному Комитетом Ставропольского края по делам архивов, Михаило-Архангельская церковь упоминается в архивных документах с 1843 года. [2, С. 114]

Далее известно, что в 1852 году, по проекту известного архитектора Ткаченко, была построена каменная церковь в честь Михаила Архангела (судя по годам строительства, эту церковь можно отнести как второе церковное сооружение в честь Святого). [4, С. 191] Но в справочнике по Ставропольской епархии, составленном в 1910 году священником Н.Т. Михайловым, имеется и третья дата строительства церкви - это 1851 год. [1, С. 458]

Здание церкви было каменным, имелась колокольня. Церковь была освящена в 1851 году, а само здание полностью отремонтировано лишь в 1869 году. [2, С. 114]

Состав притча церкви включал - 2 священника, 1 диакона и 2 псаломщика. Капитал притча составлял 880 рублей. Кружечный доход составлял в 1909 году 4000 рублей. Причтовой земли имелось 198 десятин, а арендовалось в среднем за 300 рублей. Платили церковным служителям казенное жалованье: первому священнику - 135 рублей, обоим псаломщикам -по 45 рублей. Оба священника жили в церковных домах, которые были не очень удобными для проживания. Дьякон имел квартиру при церковно-приходской школе, а псаломщики получали от общества по 30 рублей квартирными. Имелась одна женская церковно-при-ходская школа. [1, С. 458]

Население составляло 6949 человек, в том числе раскольников-поповцев - 15 человек, баптистов -12, молокан -11, хлыстов -108 человек. В селе насчитывалось - 574 рожденных, 402 смерти, и был заключен 91 брак. [1, С. 459] Некоторое время церковь использовалась в качестве зернохранилища. В 1933 году церковь была частично разграблена. После Великой Отечественной войны богослужения в церкви были возобновлены. [3, С.112]

Интересны современные воспоминания о церкви. Так, Лариса Логвиненко в газете "Ставропольский благовест" описала свое пребывание в этой чудесной церкви: "Заходишь в храм и диву даешься: старинные паникадила (здесь нет электрического света и на службе зажигают только свечи), прекрасная живопись, множество старинных икон, в том числе написанных по случаю определенных событий,

> <

X ил

•х.

О Ш 30-о ь-а

16

например "В память чудесного спасения Императора и Его августейшей семьи", другие пожертвованы предками нынешних сельчан в надежде, что их имена будут всегда помянуты пред Престолом Господним как "жертвователей и благоукрасителей святого храма сего"... [4, С. 191]

Например, икона Преподобного Серафима Саровского в золоченном окладе, по преданию, была принесена в село Покойное паломниками в 1903 году из Сарова, когда русская Православная Церковь прославила "сегоугодника Божия во святых". На другой иконе изображены Святитель Николай и Мученица Александра. На иконе имеется надпись: "Икона сия сооружена в память, во знаменование священного коронования их императорских величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны. 14 мая, 1896 год". Самой почитаемой в этой церкви является икона Иверская Божья Матерь, которая являет и по сей день столько чудес и милостей. [4, С. 191]

Другая прихожанка храма Евдокия Алексеевна Пильева рассказывает: "Война всех мужиков позабирала, а мы работали... В самом начале церковь нашу закрыли, а туда стали пшеницу возить. Все иконы поснимали, а Ивер-скую снять не могли. Засыпали пшеницу по всей церкви и даже в алтаре. С тех пор, в 12 часов ночи, так она начинала громко голосить. Плакала. Все слышали (рядом с церковью находится сельсовет, милиция), так жутко было слышать, прямо мороз по телу. Многие любопытствовали. Откроют, зайдут в церковь - и всегда вокруг иконы пшеницы не было. Вокруг чисто, будто только повесили. Вскоре оборвалось огромное паникадило. Тяжелое. Проломило пол. Когда в село пришли немцы, увидели храм, подивились его красоте. Стали пшеницу вывозить, заставили людей привести все в порядок. И потом так было: как суббота - мы до обеда работаем, а потом в церковь идем. А в воскресенье - обязательно к обедне". [4, С. 191-192]

Интересно и другое воспоминание. Так, Надежда Денисовна Хуркина долгое время ухаживала за своей бабушкой - Пелагеей Никитичной Бутенко, которая с 1913 года была певчей в церкви Михаила Архангела. Пелагея Никитична рассказывала: "Прасковея - богатая, а Покойное - бедное. Там три церкви было, и все поломали, а у нас одна - и осталась. Тут люди больше веровали. В те времена налог платили большой, на каждый метр церковной

площади. А у кого тогда деньги были? Так наши старухи по селам ходили собирать, продавали свои вещи, но платили. Когда иконы вынесли и храм засыпали пшеницей, служба совершалась в избе-читальне. А Иверскую вынести не смогли, как ни старались. Она осталась висеть в храме и из глаз у нее слезы текли. Потом кинулись было церковь ломать, она пшеницей засыпана. Это так Бог дал" ... [4, С. 192-193]

Сегодня настоятелем храма Михаила Архангела в селе Покойное является отец Димитрий Трущелев. Он рассказывает: "Каждое воскресенье служим перед Иверской иконой молебны. На таких молебнах немало приезжих. Теперь никто незапрещает посещать храм, никто не собирается устраивать в нем склад и выносить иконы. По-прежнему находится в нем чудотворная, дивная икона Иверской Божьей Матери". [4, С. 193]

Когда село Правокумское называлось Солонцы, так же в то время его называли Кумс-кое, в нем, согласно архивным документам, упоминается Крестовоздвиженская церковь. Здание церкви было построено в 1861 году, а освящено в 1863 году. Здание было деревянным на каменном фундаменте. В 1886 году на средства прихожан церковь была расширена. Таким образом к ней были пристроены приделы, и она была отремонтирована. [2, С. 115]

Согласно справочнику по Ставропольской епархии, составленному в 1910 году священником Н.Т. Михайловым, в состав притча входили: 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика (с 1902 года). Причтовой земли имелось 66 десятин, а арендовалась земля за 200 рублей. Первый священник, диакон и первый псаломщик жили в церковных домах. Второй священник получал от общества квартирное пособие в 100 рублей, а второй псаломщик получал от него же квартирными 25 рублей. [1, С. 459]

Имелась одна церковно-приходская школа, которая размещалась в церковном, саманном, обложенном кирпичом, здании. В этой школе также находилась и квартира, которая была отведена для учителя в качестве жилья. [1, С.459] Население села составляло 5386 человек, в том числе раскольников-поповцев 51 человек, также насчитывалось444 человека рожденных, 48 браков, 195 смертей. [1, С.459]

В 1908 году губернский инженер Г.П. Кусков осмотрел ветхую Крестовоздвиженскую церковь на предмет ремонта и предложил построить новую. 6 апреля 1910 года было освидетельствовано место, на котором предложено построить новый кирпичный храм. 8 ноября 1911 года была совершена закладка

храма в честь Святого Архистратига Михаила. Строительство церкви было завершено к 8 ноября 1916 году. В Москве был заказан в фирме "Гагарин и Сталогоров" - иконостас. Но по условиям военного времени фирма не смогла доставить иконостас к освящению храма (7 ноября 1916 год). В связи с этим временно был установлен полотняный иконостас. [2, С. 115]

Старая Крестовоздвиженская и новая Ми-хаило-Архангельская церкви считались обновленческими, но в 30-е годы XX века были разрушены. С середины 1930-х до конца 1950-х годов в разных местах села располагались три действующих молитвенных дома. К сожалению, эти дома не сохранились до сегодняшнего дня. [3, С. 112]

В 1993 году в здании бывшей школы, ровесницы старой церкви, входившей с нею в единый архитектурный комплекс, соединенный аллеей, была оборудована нынешняя Михай-ло-Архангельская церковь, которая получила свое название от храма, разрушенного после 1917 года. [3, С. 112]

В храме имеются иконы, которые особо почитаются. Среди них можно выделить икону "Спасителя в терновом венце", икону Рождества Христова. Эти иконы были пожертвова-

ны родственниками иеромонаха Антония (Еременко), который в свое время передал их со Святой горы Афон в 20-е годы XX века. [3, С. 112]

В настоящее время администрацией и самими прихожанами сел оказывается необходимая помощь в благоустройстве нынешних церквей. Население и по сей день молится и просит о помощи те самые почитаемые иконы, которые были сохранены предками.

Литература:

1. Исторический обзор Терека, Ставрополья и Кубани : справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области) / Н.Т. Михайлов. - М.: Изд. Надыршин, 2008. - 840 с.

2. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843-1920 гг.): справочник / сост. В.В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. - Ставрополь : Бюро новостей, 2012. - 448 с.

3. Ставропольская и Владикавказская епархия : справочник по приходам / под ред. протоиерея Игоря Подоситникова, Е.И. Бронского, Т.Н. Ковалевой. - Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 2005.- 140 с.

4. Беликов Г.А., Синельников Б.М. Соборы златоглавые. - Ставрополь : Ставропольское книжное изд-во, 2006. - 344 е., ил.

LD

1-Н

О

-О Q-

Ш <

S

17

METHODS OF MAKING POLITICAL CONTROL IN RUSSIA IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES Mayshev Sergey Evgertyevich, PhD of Historical sciences, Associate Professor, Chair of Civil and Criminal Law, Russian State Social University (branch), Pyatigorsk E-mail: mayschev.sergejigiya.ru

The article highlights the issues of formation and development of the system of political control exercised by the public security of the Russian Empire.

Keywords: political control; public safety; the agents; secret agents, security department; the recruitment.

МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ УДК 930 В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НА ЧАЛЕ XX вв.

В статье освещаются вопросы становления и развития системы политического © Майшев С.Е., 2015 контроля, осуществляемой органами государственной безопасности Российской Империи.

Ключевые слова: политический контроль; государственная безопасность; агентура; секретные сотрудники; охранное отделение; вербовка.

Проблема установления эффективного контроля государства над теми или иными сторонами жизни общества занимала важное место в функционировании властных элит России. Отношение к системе контроля в целом и механизму его функционирования было различным на тех или иных этапах развития государственности, изменений в экономической, а следовательно, и политической жизни. Однако, на наш взгляд, неизменным оставалось стремление правящих режимов к своевременному получению адекватной инфор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.