Научная статья на тему 'Миграция населения постсоветской России'

Миграция населения постсоветской России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1018
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
постоянная миграция населения / Программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников / проживающих за рубежом / межгосударственная и межрегиональная миграция населения / миграционный потенциал / constant migration of population / Programme on facilitation of voluntary resettlement of compatriots residing abroad to Russian Federation / interstate and interregional migration of population / migrational potential

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыбаковский Олег Леонидович

В работе выявлены количественные и качественные результаты межгосударственной миграции населения России. Проведена периодизация межгосударственной миграции населения России за весь постсоветский период. Обозначены основные моменты и результаты Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом за 2006-2015 гг. Исследованы изменения в национальном составе иммигрантов, переселившихся в Россию в 1992-2015 гг. Приведена и обобщена оценка иммиграционного потенциала для России из СНГ. Выявлены основные проблемы внутренней межрегиональной миграции населения постсоветской России. Проведена типология регионов России по результативности и направленности межрегиональной миграции населения. Обозначен вектор дальнейшего миграционного развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION OF POPULATION IN POST-SOVIET RUSSIA

In his work the author identified quantitative and qualitative results of interstatal migration among the population of Russia. He conducted a periodization of interstatal migration among the population of Russia for all post-Soviet time span passed. Principal motives and results of the State Programme on facilitation of voluntary resettlement of compatriots residing abroad to the Russian Federation for the period of 2006 2015 are designated. Changes in national composition of immigrants who resettled to Russia for the period of 1992-2015 have been researched. The author adduces the assessment of immigrational potential provided for Russia by CIS and generalizes it. The central problems of internal interregional migration of the population of post-Soviet Russia are elicited. The typology of the regions of Russia concerned with resultativeness and streamline of population`s interregional migration is conducted. The vector of further migration development of Russia is indicated.

Текст научной работы на тему «Миграция населения постсоветской России»

УДК 314 ББК 60.70-5

Рыбаковский Олег Леонидович,

д.э.н., заведующий лабораторией проблем социальной демографии ФГБУН «Институт социально-экономических проблем народонаселения» РАН (Россия, Москва)

Rybakovsky Oleg Leonidovich,

Dr. of Economy, Professor, chief of the laboratory of social demography problems referring to the Federal State Budget Institution of Science (FSBIS) under the «Institute of Social-Economic Problems of Population» attached to the Russian Academy of Sciences (RAS) (Russia, Moscow) E-MAIL: 1246185@mail.ru

Ключевые слова: постоянная миграция населения; Программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом; межгосударственная и межрегиональная миграция населения, миграционный потенциал

В работе выявлены количественные и качественные результаты межгосударственной миграции населения России. Проведена периодизация межгосударственной миграции населения России за весь постсоветский период. Обозначены основные моменты и результаты Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом за 2006-2015 гг. Исследованы изменения в национальном составе иммигрантов, переселившихся в Россию в 1992-2015 гг. Приведена и обобщена оценка иммиграционного потенциала для России из СНГ. Выявлены основные проблемы внутренней межрегиональной миграции населения постсоветской России. Проведена типология регионов России по результативности и направленности межрегиональной миграции населения. Обозначен вектор дальнейшего миграционного развития России.

Key words: constant migration of population, Programme on facilitation of voluntary resettlement of compatriots residing abroad to Russian Federation, interstate and interregional migration of population, migrationalpotential

In his work the author identified quantitative and qualitative results of interstatal migration among the population of Russia. He conducted a periodization of interstatal migration among the population of Russia for all post-Soviet time span passed. Principal motives and results of the State Programme on facilitation of voluntary resettlement of

МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

MIGRATION OF POPULATION IN POST-SOVIET RUSSIA

compatriots residing abroad to the Russian Federation for the period of 2006 - 2015 are designated. Changes in national composition of immigrants who resettled to Russia for the period of 1992-2015 have been researched. The author adduces the assessment of immigrational potential provided for Russia by CIS and generalizes it. The central problems of internal interregional migration of the population of post-Soviet Russia are elicited. The typology of the regions of Russia concerned with resultativeness and streamline of populations interregional migration is conducted. The vector of further migration development of Russia is indicated.

Миграционная компонента демографического развития России подразумевает прежде всего межгосударственную миграцию, влияющую на общую динамику населения страны. Сразу после распада СССР с 1992 г. и вплоть до начала 2013 г. в России имела место депопуляция, т.е. естественная убыль населения. Это негативное явление было следствием предшествующих демографических трендов, эпохи «застоя», экспериментов времен «перестройки», сворачивания демографической политики 1980-х гг., а также вступления страны в пертурбационные 1990-е годы катаклизмов и кризисов, спровоцировавших резкий рост смертности и стремительное снижение рождаемости россиян. За 21 год депопуляции в стране родилось 31,3 млн. человек, умерло 44,6 млн. человек1 [1]. Без межгосударственной миграции в РФ стало бы меньше на 13,3 млн. постоянных жителей и численность её населения сократилась бы со 148,5 млн. человек до 135,2 млн. человек. Но за этот период стана получила в форме миграционного прироста 8,2 млн. постоянных жителей, и на начало 2013 года численность постоянного населения России составила 143,4 млн. человек. Таким образом, миграционный прирост компенсировал свыше 60% естественной убыли первого периода депопуляции страны.

В течение двух последующих годов, 2013 и 2014, депопуляции в России не было и миграционный прирост (565 тыс. человек) дополнил и десятикратно усилил пусть незначительный, но положительный естественный прирост (55 тыс. человек) населения РФ. С учетом оценки на 2015 год (260 тыс. человек) РФ получила и получит за 24 полных года постсоветского периода 9 млн. дополнительных постоянных жителей «иммиграционного происхождения».

Помимо ощутимых количественных результатов, поток иммиграции «омолаживает» постоянное население России, сокращает гендерную диспропорцию, тормозит процесс старения населения страны. Так, в 2014 году лиц в трудоспособном возрасте в миграционном приросте было 75% (в постоянном населении России - 60%); лица пенсионного возраста составили 14% от всего миграционного прироста (в постоянном населении РФ их было 24%). Около 62% в прибытиях и 53% в миграционном приросте составляли мужчины (в населении РФ их было 46%).

1 Все показатели без сносок в тексте рассчитаны по официальной статистике России без учета Республики Крым и г. Севастополя, демографическая статистика по которым до 2014 г. неполная: ФМС РФ, URL: http://www.fms.gov.ru/, Росстат, URL: http://www.gks.ru/.

Миграционный прирост населения России за весь постсоветский период происходил неравномерно и состоял из различных категорий иммигрантов. Это связано с тем, что с 1991 по 2015 год происходили серьезные изменения как количественных, так и качественных сторон миграционных процессов в России и на всём постсоветском пространстве:

- в 1990-х гг. - всплеск политически мотивированной межгосударственной миграции «новых соотечественников» после развала СССР на всей территории бывшего государства;

- в конце 1990-х гг. - начале 2000-х гг. - постепенная трансформация политически мотивированной межгосударственной миграции в экономически мотивированное переселение соотечественников и представителей титульных народов СНГ;

- вторая половина 2000-х гг. - первая половина 2010-х гг. - постепенная трансформация экономически мотивированного переселения в трудовую и образовательную миграцию преимущественно представителей титульных народов СНГ, ставшую «начальным шагом» к постоянной миграции.

Отдельным событием в этой периодизации выделяется всплеск притока участников «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» [2] и членов их семей в 2014-2015 гг.

Если за 1983-1991 гг. РФ (РСФСР) ежегодно получала в среднем по 140 тыс. переселенцев из союзных республик, то в 1992-1999 гг. ежегодный миграционный прирост в России почти утроился, несмотря на то, что за этот период в старое зарубежье безвозвратно выехало около одного млн. россиян. В целом за 1992-2015 гг. отток в старое зарубежье не превысил 1,4 млн. человек. С учетом этого миграционный прирост населения России из нового зарубежья за 24 года составляет 10,4 млн. человек.

После «миграционного бума» 1990-х гг. в 2000-2006 гг. миграционный прирост населения России снизился до 100 тыс. переселений в год, на что отчасти повлияло ужесточение правил получения российского гражданства в 2002 году. Но начиная с 2007 года, и особенно с 2011 г., миграционный прирост постоянного населения страны вновь начал возрастать стремительными темпами. В 2007 году по сравнению с 2006 годом миграционный прирост увеличился более чем в полтора раза. В 2011-2014 гг. по сравнению с 2007-2010 гг. объем ежегодных прибытий постоянного населения в Россию вырос в 1,5 раза, а миграционный прирост - в 1,2 раза.

То, что произошло в 2014 году с межгосударственной миграцией населения России, было, с одной стороны, следствием активизации, разворота действия новой редакции «Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденной осенью 2012 года. С другой стороны, это было следствием политических событий в Украине. Оба этих фактора способствовали сохранению на высоком уровне миграционного прироста населения России и многократному росту числа организованных соотечественников -переселенцев в Россию. Их число в 2014 году составило 106 тыс. человек, или 40% от всех участников Программы с июля 2006 года. При этом весь миграционный прирост в России в 2014 году по сравнению с предыдущим, 2013 годом, не только не увеличился, но даже сократился с 296 до 270 тыс. человек. В 2014 году участники Программы составили

максимальные за все время 40% от миграционного прироста населения страны. Ни кризис, ни санкции, ни обвал рубля, - ничто существенно не препятствовало сохранению высокого уровня иммиграции населения в Россию в 2014-2015 гг., так как этот людской поток шел преимущественно за счет организованных соотечественников.

Вследствие трансформации миграционных процессов на всем постсоветском пространстве в 1992 - 2015 гг. происходили серьезные изменения в национальном составе иммигрантов, переселявшихся в Россию. Если в 1994-2004 гг. доля русских и других коренных народов России в постоянных прибытиях из-за рубежа не опускалась ниже 60%, а в миграционном приросте - ниже 70%, то в 2007 году обе доли были уже менее 40%. В 2008 году Росстат прекратил публикацию информации о национальности мигрантов. В последующем периоде, 2008-2010 гг., эта доля, по всей видимости, продолжала снижаться, но в 2011-2015 гг. росла. Об этом можно судить по косвенным данным о пропорции соотечественников в миграционном приросте. В 2011-2015 гг. в Россию безвозвратно переселилось и переселится до конца 2015 г. 1,45 млн. человек, в том числе не менее 0,45 млн. организованных соотечественников и членов их семей. Это составит не менее 30% от всего межгосударственного миграционного прироста населения России в 2011-2015 гг.

Исходя из того, что значительная доля организованных соотечественников и заметная доля неорганизованных иммигрантов - коренные народы России, можно предположить, что во всём миграционном приросте за 2008-2015 гг. их доля не опускалась ниже 30%.

В среднем за весь период с 1992 по 2015 год доля коренных народов России в миграционном приросте страны составила не менее 55%. Это около 5 млн. человек «иммиграционного происхождения», соотечественники россиян «по крови». Остальные 4 млн. новых соотечественников - по большей части - представители титульных народов нового зарубежья.

Основным источником миграционного пополнения населения России были и остаются бывшие 14 республик СССР. Более 96% всей постоянной иммиграции в Россию в 19922014 гг. шли с постсоветского пространства. За эти 23 года 28% миграционного прироста населения России обеспечил Казахстан, 16% - Узбекистан, 12% - Украина, по 7,5% -Таджикистан и Кыргызстан, 19,4% - Закавказье, 3,5% - Республика Молдова, 3,4% -страны Балтии, и т.д.

В последнее время постепенно начал усиливаться пока еще незначительный приток населения из соседних с Россией развивающихся стран старого зарубежья. Так, в 20112014 гг. в миграционном приросте населения страны были представители: Китая (20 тыс.); Вьетнама (7,5 тыс.); КНДР (7 тыс.); Турции (4,3 тыс.); Сирии (3 тыс.) и т.д.

Эмиграционная убыль населения России шла в 1987-2014 годах в развитые страны мира, прежде всего в Германию (830 тыс. выбытий), Израиль (330 тыс. выбытий) и США (155 тыс. выбытий). Особенно сильный отток наблюдался в конце 1980-х - начале 1990-х гг., но в последние годы он ослабел, исчисляется несколькими тысячами человек в год и на итоговый миграционный прирост населения РФ особого влияния не оказывает.

Зарубежный потенциал пополнения населения России миграционным путем находится в настоящее время в семи странах СНГ и Юго-Восточной части Украины. Он, по нашему мнению, включает, помимо представителей коренных народов России, также русскоговорящих белорусов и украинцев. Его оценка на начало 2014 года выглядит следующим образом [3].

В СНГ Республика Казахстан и Республика Беларусь имеют тесный и почти равноценный миграционный обмен населением с Россией. В Казахстане остаётся 3,7 млн. русских, а всех представителей коренных национальностей России - не менее 4,5 млн. человек. В Республике Беларусь проживает 0,8 млн. русских, а всего русскоговорящих лиц восточнославянской национальности - около 9 млн. В Юго-Восточной части Украины русскоязычных украинцев и русских (без Крыма и Севастополя) было на начало 2014 г. около 10 млн. человек.

В пяти бывших республиках СССР (Азербайджан, Армения, Киргизская Республика, Таджикистан, Узбекистан), являющихся на сегодняшний день тесными миграционными партнерами России и одновременно её миграционными донорами, - русских и представителей других коренных народностей России осталось около одного млн. человек. Остальной, не титульный для России миграционный потенциал населения этих стран сосредоточен в их титульном населении. Его на начало 2015 г. было почти 50 млн. человек. Другие бывшие республики СССР перестали быть тесными миграционными партнерами РФ.

Не меньшее значение для социально-экономического и политического развития России имеет внутренняя межрегиональная миграция, влияющая на размещение населения на крупнейшей в мире, но слабо и неравномерно заселенной территории. В межрегиональной миграционной ситуации сохраняются негативные тенденции. Продолжается порожденный в 1990-е гг. отток населения с окраин, в особенности из приграничных с Китаем территорий. Не прекращается демографически пагубная концентрация населения в первых мегаполисах. Остается низкой и медленно растёт миграционная подвижность перенаселенных республик Северного Кавказа, являющихся на сегодняшний день единственным внутрироссийским (не считая Москвы) источником перераспределения и оптимизации размещения населения по территории слабозаселенной России.

По результативности и направленности межрегиональной миграции населения все регионы России в настоящее время можно разделить на следующие группы: основные межрегиональные миграционные реципиенты; локальные межрегиональные миграционные реципиенты; основные межрегиональные миграционные доноры; принимающе -отдающие территории окружения миграционных реципиентов; прочие принимающе -отдающие территории.

Московская область с Москвой, Ленинградская область с Санкт-Петербургом и Краснодарский край - первые межрегиональные миграционные реципиенты России. Все прочие регионы, являющиеся в отношении этих территорий миграционными донорами, по итогам 2001-2014 гг. потеряли в миграционном обмене с ними 2,5 млн. человек. На долю основных миграционных реципиентов России приходилось в 2001-2006 гг. 83% от положительного сальдо межрегиональной миграции, в 2007-2014 гг. - 88%.

Эти пять субъектов РФ обирали и продолжают обирать прочую территорию страны, оголяя геополитически важные окраины, и без того неблагополучные в социально-экономическом плане. Помимо того, пять первых реципиентов получали вплоть до 2014 года львиную долю миграционного прироста из-за рубежа - свыше 4/5. Остальная часть России в период депопуляции 1992-2012 гг. убывала не только естественным путем (кроме части республик), но и миграционным путём. Численность её населения только за 20012012 гг. сократилась на 6,2 млн. человек. Каждая четвёртая потеря из общей убыли этой

«нестоличной» территории России была миграционной убылью в первые пять регионов страны.

Также к числу основных межрегиональных миграционных реципиентов относится Белгородская область. Она является уникальным примером роли субъективного фактора в социально-экономическом развитии отдельного региона. Область является привлекательной для мигрантов из всей России и из Украины. Это происходит благодаря не только активно развивающейся экономике, прежде всего промышленности, но и вследствие грамотно и действенно проводимой политики привлечения и удержания переселенцев, создания для них льготных условий для максимальной приживаемости в регионе.

Все шесть основных миграционных регионов России не вошли в 2012 г. в список льготных «территорий вселения», определенных в новой редакции Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Вследствие чего их доля в миграционном приросте населения России из-за рубежа сократилась с 4/5 в 2001-2012 гг. до 1/5 в 2014 г. Это, безусловно, положительный результат, начало эффективного государственного воздействия на миграционные потоки.

Локальные миграционные реципиенты - регионы, имеющие положительное сальдо миграции в обмене населением со всеми смежными с ними регионами, кроме основных миграционных реципиентов. Это Калининградская область (для ближайших к ней российских регионов) в СЗФО, Ярославская, Воронежская и Липецкая области в ЦФО. Также к этой группе относятся Республика Татарстан, Самарская и Нижегородская области в ПФО; локальные реципиенты Предуралья и азиатской части России -Свердловская область, юг Тюменской области; Томская, Новосибирская области, Хабаровский край.

Основные миграционные доноры России - это регионы, теряющие население в результате межрегиональной миграции с основной массой прочих регионов страны. Среди них можно выделить три подгруппы: республики Северного Кавказа (плюс Калмыкия); регионы Сибири и Дальнего Востока; регионы Европейского Севера (плюс Кировская область). Также в эту группу входят Республика Мордовия и Курганская область.

В конце 2012 г. 10 регионов - миграционных доноров России вошли в список льготных «территорий приоритетного заселения», определенных в новой редакции Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [2]. Это Дальний Восток кроме Чукотского автономного округа и Республики Саха (Якутия), три региона Сибирского ФО - Забайкальский край, Иркутская область и Республика Бурятия. В 2014 году миграционный прирост населения этих территорий из-за рубежа вырос почти до 15 тыс. человек, причем более чем на 10 тыс. человек - за счет организованных соотечественников.

Между основными миграционными реципиентами и донорами, определяющими векторы миграционных потоков внутри страны, находятся почти все прочие «принимающе-отдающие» население территории. Особое место среди них занимают принимающе - отдающие территории окружения основных и локальных миграционных реципиентов. Это Ставропольский край и Ростовская область - регионы окружения

Краснодарского края; Республика Карелия, Новгородская область, Псковская область и Вологодская область - регионы окружения «Петербургского региона»; Смоленская область, Калужская область, Рязанская область, Тверская область, Тульская область и Владимирская область - регионы окружения «Московского региона». Все эти регионы играют роль «фильтра» на пути мигрантов в сторону основных миграционных реципиентов страны, принимая одних переселенцев из прочих регионов России или из СНГ и отдавая примерно в таком же количестве других, - либо местных уроженцев, либо переселенцев прошлых лет, участников так называемых «ползучих миграций».

Другие принимающе - отдающие регионы находятся в отдалении от основных реципиентов. Например, Новосибирская область и Челябинская область находятся на пути, соединяющем Восточную Сибирь и Дальний Восток с европейской частью России; Волгоградская область находится на векторе «государства Закавказья и республики Северного Кавказа - европейские реципиенты России» и т.д.

Некоторые локальные миграционные реципиенты и принимающе-отдающие регионы окружения основных миграционных реципиентов страны, расположенные в европейской части России, вошли в 2012 г. в список льготных «территорий вселения», определенных в новой редакции Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Вследствие чего приток иммигрантов из-за рубежа в них усилился. Это коснулось Калининградской, Воронежской, Липецкой, Калужской, Тульской областей [2]. У них и до 2014 года имел место значительный миграционный прирост из-за рубежа вследствие достигнутого уровня социально-экономического развития или близости к основным миграционным магнитам страны. И включение их в «территории вселения», по нашему мнению, было необоснованным, так как они оттягивают потенциальных организованных иммигрантов от ««территорий приоритетного заселения».

Миграционную ситуацию в России в начале XXI века (2001-2015 гг.) можно охарактеризовать двояко. С одной стороны, наблюдаются положительные тенденции в межгосударственной миграции, такие как: сохранение и рост миграционного прироста из СНГ; сокращение до минимальных объемов оттока в развитые страны Запада; переориентация иммигрантов из-за рубежа на все регионы страны, в том числе и не на самые благополучные. С другой стороны, сохраняются негативные тенденции в межрегиональной миграции, порою перечёркивающие успехи межгосударственного обмена населением.

В 2015-2017 гг. Россия повторно войдёт в режим депопуляции из-за неблагоприятных структурных сдвигов в населении и на фоне угасания эффекта от «материнского капитала». Компенсирующая роль постоянной миграции населения вновь начнет возрастать. Именно миграция как наиболее управляемая и оперативно меняющаяся компонента общего роста населения в предстоящем демографически тяжелом десятилетии, по нашему мнению, способна решить проблему устойчивости демографического и, следовательно, социально-экономического развития России, сгладить исторически сложившуюся волнообразность возрастной структуры населения страны.

Вследствие чего в настоящее время в демографической сфере взор властей должен быть обращен прежде всего на миграцию населения, на механизмы управления ею как на границах, так и внутри Российского государства. Необходимо переломить негативную

направленность и характер прежде всего внутренней, межрегиональной миграции населения России, ибо без этих геополитически важных восточных окраин - Сибири и Дальнего Востока - повторно ни иммигрантами - соотечественниками, ни россиянами не заселить. А «оставлять этот край без внимания было бы проявлением громадной государственной расточительности. ...если мы не воспользуемся этими богатствами, то их, хотя бы путем мирного проникновения, возьмут другие» [4]. Пока сохраняется такая межрегиональная миграционная ситуация - Россия уязвима, ибо, как говорил по этому поводу великий государственный деятель П.А. Столыпин, «не забывайте, господа, что русский народ всегда сознавал, что он осел и окреп на грани двух частей света. Наш орёл, наследие Византии, - орёл двуглавый. Конечно, сильны и могущественны и одноглавые орлы, но, отсекая нашему русскому орлу одну голову, обращённую на восток, вы не превратите его в одноглавого орла, вы заставите его только истечь кровью» [4].

Список использованной литературы:

1.ФМС РФ, URL: http://www.fms.gov.ru/, Росстат, URL: http://www.gks.ru/.

2. Российская газета, URL: http://www.rg.ru/2012/09/17/programma-dok.html.

3. Судоплатова В.С. Компоненты и потенциал демографической динамики современной России и её регионов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - М. : ФГБУН ИСЭПН РАН, 2015. - С. 23.

4.Столыпин П.А. Речь о сооружении Амурской железной дороги, произнесенная в Государственной Думе 31 марта 1908 года. / Столыпин П.А. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете в 1906-1911 гг. // «Нам нужна великая Россия»/ Редактор-составитель, автор примечаний Ю. Г. Фельштинский - М.: Молодая гвардия, 1991.

Reference Literature:

1. Federal Migrational Service (FMS) of Russian Federation http://www.fms.gov.ru/, Роsstat, URL: http://www.gks.ru/.

2. Rossiyskaya Gazeta (Newspaper of Russia) URL: http://www.rg.ru/2012/09/17/programma-dok.html

3. Sudoplatova V.S. Components and Potential of Demographic Dynamics of Contemporary Russia and its Regions: synopsis of candidate dissertation in economy. - M.: RASISEPP FS BIS, 2015. - p. 23.

4. Stolypin P.A. Speech on the Occasion of the Amur Railway Being Put into Operation Pronounced in the State Duma on March 31, 1908. // P.A. Stolypin. Complete Collection of Speeches Held in State Duma and State Council in the Period of 1906 - 1911 // «We Need the Great Russia» // Editor-compiler and author of notes - Yu. G. Felshtinsky. - M.: Young Guard, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.