Научная статья на тему 'Миграция и преступность: взаимосвязь причин и условий'

Миграция и преступность: взаимосвязь причин и условий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7810
902
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ВЫНУЖДЕННЫЕ МИГРАНТЫ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППИРОВКИ / МИГРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / MIGRATION / CRIME / FORCED MIGRANTS / ETHNIC CRIMINAL GROUPS / INSPECTION OF MIGRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дядюн Кристина Владимировна

Рассматриваются причины различных видов миграции и их взаимосвязь с условиями и причинами преступности. Исследуется целесообразность применения конкретных мер противодействия преступности мигрантов на основе учета особенностей определенного типа миграции; подчеркивается необходимость регулирования социальных, правовых, экономических аспектов. Незаконная миграция представлена как комплексная проблема, требующая взаимосвязанных мероприятий внутригосударственных органов и сотрудничества различных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration and Crime: Interaction of Reasons and Conditions

The paper examines reasons for different kinds of migration and their interaction with conditions and reasons for crime. The author studies how reasonable it would be to take specific measures against crime among migrants basing on special features of different types of migration and underlines the necessity of regulation of social, legal and economic aspects of this problem. The article also deals with illegal migration as a complex problem demanding mutual efforts of government and different countries abroad.

Текст научной работы на тему «Миграция и преступность: взаимосвязь причин и условий»

УДК 34

К. В. Дядюн

миграция и преступность: взаимосвязь причин и условий

Рассматриваются причины различных видов миграции и их взаимосвязь с преступностью. Исследуется целесообразность применения конкретных мер противодействия преступности мигрантов на основе учета особенностей определенного типа миграции; подчеркивается необходимость регулирования социальных, правовых, экономических аспектов. Незаконная миграция представлена как комплексная проблема, требующая взаимосвязанных мероприятий внутригосударственных органов и сотрудничества различных стран.

Ключевые слова: миграция, преступность, вынужденные мигранты, этнические группировки, миграционный контроль.

Migration and Crime: Interaction of Reasons and Conditions. KRISTINA V. DYADYUN (Far Eastern Federal University, Artyom Branch, Artyom, Vladivostok).

The paper examines reasons for different kinds of migration and their interaction with conditions and reasons for crime. The author studies how reasonable it would be to take specific measures against crime among migrants basing on special features of different types of migration and underlines the necessity of regulation of social, legal and economic aspects of this problem. The article also deals with illegal migration as a complex problem demanding mutual efforts of government and different countries abroad. Key words: migration, crime, forced migrants, ethnic criminal groups, inspection of migration.

Миграция давно рассматривается как фактор, влияющий на преступность. Однако миграция бывает добровольной и вынужденной, возвратной и безвозвратной, легальной и незаконной. Зачастую причины и условия, побудившие лицо к перемене места жительства, трансформируются в причины и условия, толкающие к совершению преступлений конкретной направленности. И наоборот, определенные причины и условия конкретной преступной деятельности, накладываясь на социальные, экономические факторы миграции, оказывают криминогенное влияние на мигрантов. Таким образом, зачастую причины и условия миграции и конкретных видов преступной деятельности взаимосвязаны, следовательно, устраняя, корректируя одни, можно воздействовать на другие.

Конечно, наличие взаимосвязи причин и условий миграции и преступности не новость. Многие исследователи неоднократно отмечали данный факт. Однако, как правило, акцент делается именно на одностороннем воздействии причин и условий означенных явлений: миграция - фактор, влияющий на показатели преступности, либо (реже): показатели преступности - обстоятельства, содействующие незаконной миграции. Представляется, что в контексте рассматриваемого вопроса

необходимо исследовать именно взаимовлияние причин и условий преступности и миграции, что обусловливается законами диалектики, логики, социологи и т.д. Вряд ли возможно допустить, что какие-либо процессы, явления могут воздействовать на другие односторонне, не подвергаясь при этом ответному влиянию. Также следует отметить, что при исследовании взаимодействия причин и условий преступности и миграции последняя не дифференцируется, не учитываются особенности разновидностей миграции и, как следствие, игнорируются содержательные вариации причин и условий разных подвидов и мер борьбы. Еще одной особенностью исследований данного вопроса является односторонний подход к предлагаемым мерам противодействия незаконной миграции и преступности. Общий вывод, присутствующий в научной литературе: миграция влияет на показатели преступности, следовательно, воздействуя на ее причины и условия, можно оказывать влияние и на криминогенную обстановку в стране [3, с. 57; 7, с. 127]. В изложенном подходе несомненно присутствует рациональное зерно, однако, как уже отмечалось, нецелесообразно одностороннее изучение проблемы без учета взаимодействия и взаимозависимости соответствующих явлений. Меры

ДЯДЮН Кристина Владимировна, кандидат юридических наук, старший преподаватель (Дальневосточный федеральный университет, Артемовский филиал). E-mail: kristina.dyadyun@yandex.ru © Дядюн К.В., 2012

противодействия должны разрабатываться на основе всестороннего исследования взаимовлияния причин и условий миграции и преступности, что позволит нивелировать существующие недостатки и достичь максимальной эффективности применяемых мер.

В данной статье предпринята попытка рассмотреть взаимосвязь причин и условий преступности и миграции с учетом особенностей различных видов перемещения.

Наиболее распространенными причинами преступности (как и миграции) являются социальные и экономические. Определенную взаимосвязь можно проследить между условиями миграции и условиями преступности. Так, обстоятельства, способствующие совершению преступлений внутри страны, зачастую могут выступать условиями миграции в нее. Например, довольно многочисленной группой мигрантов в России являются граждане КНР. Именно граждане данного государства зачастую совершают на территории РФ экологические преступления (нелегальная вырубка лесов, незаконная охота в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена); преступления в сфере незаконного оборота наркотиков [2, с. 106; 5, с. 164-166]. Представляется, что в данной ситуации как раз и наблюдается взаимосвязь причин и условий миграции с причинами и условиями конкретной преступной деятельности. Так, причины и миграции, и совершения конкретного преступления в данном случае - экономические. Условиями же миграции являются следующие обстоятельства:

1) установление уголовной ответственности за совершение определенного деяния на территории страны. Так, в Китае введен мораторий на вырубку своих лесов, а за убийство одного амурского тигра возможно назначение наказания в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет (ст. 341 УК КНР). В РФ совершение аналогичного деяния повлечет лишь наложение штрафа. Незаконный оборот наркотических средств с целью получения прибыли по УК КНР карается смертной казнью (ст. 347 УК КНР), по УК РФ совершение аналогичного деяния повлечет как максимум лишение свободы, причем на довольно небольшой срок. Когда за совершение идентичных преступлений законодательство одного государства не предусматривает наказание даже в виде лишения свободы либо устанавливает минимальные сроки данного вида наказания, а в другом - данные преступления караются смертной казнью, становится очевидным, на территории какой страны «выгоднее» совершить соответствующее преступное деяние с наименьшими для себя рисками. Аналогичные выводы можно

сделать также касательно регламентации уголовной ответственности за преступления в сфере общественной нравственности и др.;

2) регламентация ответственности за незаконную миграцию. Так, законодатель не установил четких критериев, позволяющих разграничить административный проступок и уголовное преступление в данной сфере, что на практике приводит к тому, что виновные лица в большинстве случаев несут административную ответственность в виде штрафа [10, с. 23-24]. В то же время Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г., утвержденная Указом Президента 12 мая 2009 г., предусматривает, в частности, выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность, в том числе и как факторов, противодействующих незаконной миграции и миграционной преступности. Ст. 20 Китайско-российского договора о добрососедстве и дружбе предусматривает, что Китай и Россия будут совместно бороться с незаконной миграцией, в том числе с лицами, которые через свою территорию незаконно переводят физических лиц. Однако действующий подход российского законодателя в этой области свидетельствует об обратном. Недостаточно просто принять благозвучный правовой акт, необходимо содействовать реализации его положений, их воплощению в жизнь;

3) уровень коррупции и слабость правоохранительных органов вкупе с высокой организованностью миграционной преступности. Факт высокой организованности этнических преступных группировок, установления ими тесных связей с российскими правоохранительными органами и властными структурами отмечается многими исследователями [3, с. 58; 5, с. 161-163];

4) отношение к преступности в массовом сознании и в СМИ. Показателен пример РФ, где получило широкое распространение такое явление, как эстетизация преступности. Законодательство, устанавливающее ответственность за какое-либо деяние, обусловлено в некоторой мере и состоянием общественного правосознания, отношением общества. Так, если большинство членов общества считают законодательный запрет необоснованным, он не будет реализовываться, соблюдаться на практике, и наоборот. В связи с изложенным отметим, что многие российские граждане довольно лояльно относятся к экологическим преступлениям, общественная опасность таких деяний воспринимается как невысокая, отсюда и соответствующая регламентация ответственности в законе. В то же время определенные деяния (в сфере незаконного оборота оружия, наркотиков, торговли людьми

и т.п.) являются преступлениями международного характера; все мировое сообщество изменило свой взгляд на значимость экологической безопасности. Наказание за совершение подобных деяний должно быть соразмерным степени их общественной опасности и сопоставимым в различных государствах, что может способствовать снижению не только количественных показателей конкретной преступной деятельности, но и незаконной миграции в целях совершения таких деяний на территории государства, где установлено более мягкое наказание за данные преступления.

Тем не менее, как уже отмечалось, причины и условия различных видов миграции специфичны. Так, добровольная миграция чаще всего обусловлена экономическими причинами, поиском достойного заработка. Причем такой вид миграции может быть абсолютно законным, однако возможное возникновение криминальных последствий будет зависеть от степени реализации планов, побудивших лицо к смене места жительства. Например, в последние годы широкое распространение получили легальные экономические каналы, позволяющие прибывать в страну временным мигрантам на определенный срок по договорам о найме рабочей силы. Численность контрактников в России колеблется в пределах 20-25 тыс. чел. [1, с. 137]. Такой персонал используется в строительстве, на сезонных работах, в сельском хозяйстве, на лесозаготовках. Как правило, работники-мигранты выполняют работу быстро, с довольно хорошим качеством и с низкими расценками. Сотрудничество выгодно обеим сторонам. Однако зачастую возникают совместные предприятия, которые являются «крышей» для криминальных структур, занимаются бесконтрольной эксплуатацией природных ресурсов. Часть таких предприятий образуется лишь для того, чтобы получать квоты и лицензии на торговлю стратегическим сырьем, реализацию коммерческих сделок, обработку первичного сырья и обмен продукцией. Так, из-за незаконной предпринимательской деятельности нелегальных мигрантов только Приморский край ежегодно недополучает примерно 2000 млрд. руб. налогов [7, с. 126]. При этом средства, инвестируемые в российскую экономику, остаются весьма небольшими, а деятельность таких фирм наносит ущерб российской стороне. Лицо может на законных основаниях въехать в страну на заработки, однако в силу ряда причин (невозможность устроиться на легальную работу, неудовлетворенность заработной платой и др.) начать заниматься нелегальной деятельностью, либо изначально знать о криминальном характере своей будущей деятельности в стране пребывания, но в

силу конкретных материальных, социальных факторов не придавать этому особого значения. Так, в КНР - высокий уровень безработицы: только в сельской местности страны количество излишней рабочей силы превысило 175 млн. чел. [1, с. 136]. Тем не менее более распространены случаи незаконной миграции: въезд в страну под видом туристов для осуществления коммерческих целей, «потеря» документов, кража/покупка российских документов, фиктивные браки, псевдонаучное сотрудничество и др. В первом случае меры предупреждения и борьбы с соответствующими преступлениями должны обусловливаться внутренней правовой политикой государства: в области уголовных, трудовых, семейных отношений; совершенствованием мер выявления и пресечения нелегальной экономической деятельности, нарушений трудового законодательства и т.д. Представляется, что такие меры должны быть комплексными, предусматривать возможности взаимодействия не только различных внутригосударственных структур, но и межгосударственных в целях повышения эффективности, последовательности используемых средств борьбы. Целесообразно усиление миграционного контроля, так как даже если лицо прибывает в страну добровольно и на абсолютно законных основаниях, это еще не означает, что в последующем своем пребывании оно будет осуществлять законную трудовую деятельность, для осуществления которой приехало. Кроме того, следует уделять больше внимания борьбе с незаконной миграцией, причем не только в части незаконного въезда в страну, но и в части незаконного пребывания в ней. Так, зачастую власти страны незаконного пребывания и власти страны, гражданином которой является незаконный мигрант, перекладывают ответственность за осуществление необходимых и правовых, и политических мер друг на друга. В то время как проблему незаконной миграции нельзя рассматривать как проблему одной конкретной страны, это всегда комплексный вопрос, требующий взаимосвязанных и взаимозависимых мероприятий.

Несколько иначе обстоит дело в отношении вынужденных мигрантов. В подобных ситуациях комплекс причин, условий миграции и ее вынужденных криминальных последствий обладает спецификой, которую следует учитывать при выработке соответствующих мер. Так, на прежнем месте жительства беженцы и вынужденные переселенцы, как правило, имели налаженный быт, дом, работу. Однако в результате не зависящей от них ситуации всего этого лишились. Кроме негативной моральной и материальной обстановки вынужденный переезд сопровождается разрывом

прежних социальных связей, сложностями усвоения новых стандартов поведения, образа жизни. Степень адаптации на новом месте жительства во многом обусловливает поведение вынужденного мигранта: законопослушное или криминальное. Однако в большинстве случаев переселенцы испытывают социально-бытовые, экономические и психологические трудности, решаемые зачастую незаконными способами: уклонение от регистрации, нелегальное получение жилой площади, криминальные источники заработка. Также многие мигранты незаконно находятся на территории страны вследствие отказа в признании их беженцами либо лишения этого статуса. Последнее влечет за собой отсутствие соответствующего контроля и содействует их нелегальному проживанию в подпольных квартирах, невозможности законной трудовой деятельности и т.д. Причем криминальные последствия вынужденной миграции могут быть самыми разнообразными: от «безобидных» административных правонарушений до тяжких и особо тяжких общеуголовных (убийства, разбой) и экономических преступлений. Так, удельный вес лиц, совершивших тяжкие, насильственные и корыстные преступления, среди всех преступников-миг-рантов составляет в среднем около 79%. Удельный вес выявленных преступников-мигрантов, совершивших преступления в сфере экономической деятельности, примерно 20%, незаконный оборот наркотиков - от 15 до 20% [10, с. 3]. При этом исследователи отмечают высокую латентность противоправной деятельности мигрантов [8, с. 134]. Также исследователи отмечают криминогенное влияние на вынужденных мигрантов организованных криминальных структур, использующих таких лиц для пополнения криминальной среды, вовлечения в деятельность криминальных группировок и т.д. [9, с. 14]. Определенные клановые, родственные и другие связи способствуют образованию преступных группировок по этническому принципу и дальнейшему вовлечению в противоправную деятельность мигрантов-соплеменников, что в свою очередь содействует криминализации среди беженцев и вынужденных переселенцев, а также провоцирует межгрупповые, межэтнические конфликты и рост преступности среди не только мигрантов, но и местного населения. Так, в незаконных операциях с наркотическими средствами наиболее активны цыганские и азербайджанские преступные группировки, незаконный оборот оружия контролируется преимущественно чеченскими и русскими формированиями, изготовление и сбыт фальсифицированной алкогольной продукции, организация проституции - азербайджанскими и

армянскими [4]. Разумеется, в каждом из регионов РФ этническая организованная преступность имеет свою специфику. Таким образом, определенные причины и условия миграции (конфликтная ситуация, социальные проблемы, экономические трудности), не исчезнувшие на территории пребывания, трансформируются в причины и условия конкретных преступлений, противоправной деятельности и образа жизни.

В свете рассматриваемого вопроса наиболее эффективными и целесообразными представляются меры, направленные на регулирование социальных, правовых, экономических и других аспектов жизнедеятельности вынужденных мигрантов. Только внутригосударственные карательные меры за совершение конкретных преступлений в такой ситуации проблему не решат. Первопричиной преступности вынужденных мигрантов являются недостатки организационных правовых мер, социального контроля и т.д. Несовершенство законодательных, политических реформ в рассматриваемой области благоприятно для создания и развития этнической групповой преступности и пополнения ее числа за счет вновь прибывших вынужденных мигрантов. Однако сказанное не означает более лояльное отношение уголовного закона к таким лицам. Определенные причины и условия характерны для любого преступного деяния, а потому не следует преувеличивать их значение для какой-либо конкретной категории лиц, так как это будет нарушением принципов законности, справедливости и равенства. Е.С. Цориева, осуществляя диссертационное исследование, проводила анкетирование, содержащее в числе прочих вопрос: «Что необходимо сделать для того, чтобы снизить преступность среди мигрантов». Большинство респондентов (59,6%) ответило, что их необходимо вернуть в места прежнего пребывания, 35,6% - обустроить всех вынужденных мигрантов, 5% - ужесточить наблюдение за поведением беженцев со стороны правоохранительных органов [9, с. 13].

Несмотря на то что исследование проводилось в пределах Республики Северная Осетия - Алания, его результаты весьма показательны даже в общероссийском масштабе. Выраженные мнения отражают наиболее распространенные взгляды на решение проблемы у обычных граждан. При этом следует отметить, что наиболее популярный ответ не соответствует положениям международных конвенций и принципу гуманизма с учетом содержания понятий «беженец» и «вынужденный переселенец», такие лица покидают первоначальное место проживания в силу осуществленного в отношении него насилия, опасения подвергнуться

преследованию по расовым, национальным и другим признакам. Поэтому всех вынужденных мигрантов невозможно и нецелесообразно возвращать в страну проживания. В отношении мигрантов, совершивших преступление, возвращение на родину нецелесообразно, потому что противоречит территориальному принципу действия уголовного закона РФ и в целом представляется в качестве предупредительной меры, снижающей уровень преступности, бесполезным, так как лицо преступление уже совершило.

Другие названные меры представляются обоснованными. Так, обустройство вынужденных мигрантов в широком смысле - это не локальные меры по улучшению уровня жизни отдельных лиц, а стабилизация политической обстановки, обеспечение безопасности граждан в условиях межэтнических конфликтов, выработка эффективной миграционной политики, комплексно и последовательно воплощающей общепризнанные нормы международного права с учетом современных условий жизни страны. Конкретные нормативно-правовые акты в этой сфере должны быть четко сформулированы и взаимосвязаны друг с другом во избежание излишеств / пробелов регулирования. Также представляется необходимой выработка межгосударственных миграционных программ. В то же время не следует умалять значения наблюдения за поведением беженцев со стороны уполномоченных органов, для чего целесообразно систематизировать и структурировать функции соответствующих органов власти, их координацию и ответственность. Так, в России нет отлаженной системы контроля и учета мигрантов, что порождает соответствующие проблемы. И, наконец, необходим четкий законодательный подход к регламентации ответственности за деяния в сфере незаконной миграции, позволяющей дифференцировать в каждом конкретном случае необходимость применения определенных мер: административных, уголовно-правовых, дисциплинарных и т.д.

Также в свете рассматриваемой темы интересен зарубежный опыт правового регулирования миграционных процессов. Например, в немецком законодательстве отмечается расширение прав беженцев и их сопровождающих в соответствии с Женевской конвенцией; одновременно предусматривается усиление контроля над соблюдением обязанности покидать страну и ужесточается наказание за подделку или уничтожение документов [6, с. 310]. В Китае наблюдается активное привлечение из-за границы высококвалифицированных специалистов для использования в различных сферах науки, техники, производства наряду со строгой борьбой с незакон-

ной миграцией. Аналогичный подход существует в США. Представляется, что наиболее приемлемой моделью контроля миграционных процессов является соблюдение прав беженцев и вынужденных переселенцев (на основе международных стандартов), с одной стороны, и жесткое пресечение нарушений в сфере миграции - с другой. Разумеется, в данном аспекте особенно важным становится развитие международного сотрудничества по предупреждению незаконной миграции. Такие деяния нельзя рассматривать односторонне, как проблему одного / нескольких государств; необходим комплексный подход в урегулировании данного вопроса. Например, Китай развернул сотрудничество по борьбе с незаконной миграцией с более чем 40 странами, в том числе с государствами Европейского Союза и с Россией.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

Причины и условия миграции и преступности зачастую взаимосвязаны, а потому требуют комплексного анализа с учетом специфики различных видов перемещения и преступной деятельности; необходимо принимать во внимание указанное взаимовлияние при разработке мер борьбы; при этом следует избегать одностороннего рассмотрения проблемы: превалирующего влияния причин и условий миграции на преступность, и наоборот.

Необходимо изменить подход к регламентации ответственности как за незаконную миграцию, так и за отдельные преступления, которые наиболее часто совершаются преступниками-мигрантами. Представляется, что установление адекватного наказания, четкая регламентация запрещенных деяний, наличие разграничительных критериев административного проступка и уголовного преступления в рассматриваемой сфере позволят не только повлиять на количество общественно-опасных деяний, способствовать назначению обоснованного наказания с учетом вредоносности конкретных деяний, но и могут являться фактором, воздействующим на условия незаконной миграции.

Следует развивать международное сотрудничество в сфере борьбы с незаконной миграцией; конкретные правовые акты должны быть комплексными и взаимосвязанными не только по содержанию, но и по возможностям реализации, необходимо воплощение их в жизнь; в означенном аспекте особую роль приобретает деятельность законодателя: четкая и последовательная регламентация ответственности, отсутствие пробелов и противоречий, так как правоприменение во многом обусловлено именно качественным содержанием конкретных нормативных актов.

Подводя итог, можно подчеркнуть, что миграция и преступность - социальные явления, обусловленные зачастую тождественными причинами и условиями, а потому требующие взаимосвязанных мер регулирования и воздействия. При этом целесообразно учитывать специфику вида миграции и конкретного преступления, возможные модификации их причин и условий, уместность направленного воздействия на какую-либо сферу рассматриваемых явлений. В какой-то ситуации обоснованно усилить регулирование миграционных процессов, в другой - меры воздействия на конкретный вид преступной деятельности. Однако в целом представляется, что наилучшего результата можно достичь гармоничной взаимосвязью мер и в той, и в другой области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грешных А.А. Миграция - проблема политическая и правовая // Право и политика. 2002. № 1. С. 135-138.

2. Зюков А.М. Миграционные потоки и тенденции этнической преступности // Новые криминальные реалии и реагирование на них. М.: Проспект, 2005. 206 с.

3. Калашников О.Д. Незаконная миграция и организованная преступность: взаимосвязь и взаимозависимость // Следователь. 2006. № 6. С. 56-59.

4. Клейменов М.П. Введение в этнокриминологию. Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. 184 с.

5. Лелюхин С.Е., Номоконов В.А. Китайская организованная преступность на Дальнем Востоке России // Незаконная международная миграция как угроза всеобщей стабильности и безопасности государств в XXI веке: правовое обеспечение сотрудничества России и приграничных стран: материалы междунар. теорет. семинара. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2009. С. 160-171.

6. Мишунина А.А. Миграционные процессы в федеративном государстве: конституционно-правовое исследование. Тюмень: Тюмен. юр. ин-т, 2009. 350 с.

7. Романова Л. И. Миграция и преступность // Незаконная международная миграция как угроза всеобщей стабильности и безопасности государств в XXI веке: правовое обеспечение сотрудничества России и приграничных стран: материалы междунар. теорет. семинара. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2009. С. 124-127.

8. Собольников В.В. Незаконная миграция в системе криминологических координат России // Незаконная международная миграция как угроза всеобщей стабильности и безопасности государств в XXI веке: правовое обеспечение сотрудничества России и приграничных стран: материалы междунар. теорет. семинара. Владивосток: Изд-во Дальне-вост. ун-та, 2009. С. 132-136.

9. Цориева Е.С. Криминологические проблемы, связанные с вынужденной миграцией населения: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2003. 24 с.

10. Шкилев А.Н. Миграция: уголовно-правовые и криминологические аспекты: автореф. дис. . канд. юр. наук. Нижний Новгород, 2006. 25 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.