Научная статья на тему 'Миграционные процессы в среде мусульман как фактор формирования конфессиональной картины региона (на примере Урало-Поволжья)'

Миграционные процессы в среде мусульман как фактор формирования конфессиональной картины региона (на примере Урало-Поволжья) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
157
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Антиномии
ВАК
RSCI
Ключевые слова
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИСЛАМ / МУСУЛЬМАНЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР / MIGRATORY PROCESSES / ISLAM / MUSLIMS / INTERACTION OF CULTURES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рязанова Светлана Владимировна, Черных Александр Васильевич

В статье проанализированы основные тенденции изменения конфессиональной картины регионов Российской Федерации в результате миграции этнических мусульман на основе полевых исследований, проведенных в Пермском крае. Определены основные факторы, влияющие на миграционные процессы, регионы, которые поставляют мигрантов, способы нахождения приезжими собственной ниши в новом социокультурном пространстве, стратегии социального поведения. Выделены наиболее значимые аспекты изменений в религиозном поведении и культовой практике местных верующих. Уточнены потенциал внесения инноваций для местного населения и традиционной культуры. Определены также мероприятия, которые должны способствовать адаптации приезжих к общественной жизни в стране: информирование общества, межконфессиональные мероприятия, создание службы психологической поддержки для мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration of Muslims as factor of confessional situation in region (based on example of Ural-Volga region)

The article considers main tendencies of confessional situation in the regions of the Russian Federation, which result from migration of ethnic Muslims. The analysis is based on the field research, which was carried out in Perm Krai. The authors define major factors, which influence migration processes; the regions, which deliver migrants; the ways newcomers use to gain their own niche in new socio-cultural space; the strategy of social behavior. The most significant aspects of changes in religious behavior and cult practice of local believers are highlighted. The potential of innovations and their introduction to local population and traditional culture is specified. The ways of adaptation of newcomers to public life are defined, such as: informing the community, interfaith activities, organization of psychological support service for migrants.

Текст научной работы на тему «Миграционные процессы в среде мусульман как фактор формирования конфессиональной картины региона (на примере Урало-Поволжья)»

Рязанова С.В., Черных А.В. Миграционные процессы в среде мусульман как фактор формирования конфессиональной картины региона

УДК 323.1

Светлана Владимировна Рязанова

кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник Института философии и права УО РАН (Пермский филиал)

г. Пермь. E-mail: svet-ryazanova@yandex.ru

Александр Васильевич Черных

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН (Пермский филиал)

г. Пермь. E-mail: atschernych@yandex.ru

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СРЕДЕ МУСУЛЬМАН КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРТИНЫ РЕГИОНА (на примере Урало-Поволжья)1

В статье проанализированы основные тенденции изменения конфессиональной картины регионов Российской Федерации в результате миграции этнических мусульман на основе полевых исследований, проведенных в Пермском крае. Определены основные факторы, влияющие на миграционные процессы, регионы, которые поставляют мигрантов, способы нахождения приезжими собственной ниши в новом социокультурном пространстве, стратегии социального поведения. Выделены наиболее значимые аспекты изменений в религиозном поведении и культовой практике местных верующих. Уточнены потенциал внесения инноваций для местного населения и традиционной культуры. Определены также мероприятия, которые должны способствовать адаптации приезжих к общественной жизни в стране: информирование общества, межконфессиональные мероприятия, создание службы психологической поддержки для мигрантов.

Ключевые слова: миграционные процессы, ислам, мусульмане, взаимодействие культур.

Миграционные процессы происходят по всему миру и имеют многовекторную направленность, на данный момент обусловленную спецификой как локальных этнических процессов, так и общей тенденцией глобализации в мире.

Если типологизировать мигрантов по конфессиональному признаку, то в особую группу стоит выделить мусульман. Именно их своеобразная экспансия в значительной мере изменила этническую картину ряда регионов Российской Федерации [1]. Мусульмане консолидируются не на осно-

1 Статья выполнена по материалам Всероссийской научной конференции в г. Чердыни «Национальные и конфессиональные отношения в Урало-Поволжском регионе: проблемы, перспективы, риски», проведенной 3-5 июня 2012 г., в рамках проекта № 12-И-6-2062 «Этнополитические процессы и межэтнические отношения в Урало-Поволжском регионе Российской Федерации»), выполняемого по междисциплинарным проектам научно-исследовательских работ УрО РАН.

379

ISSN 1818-0566. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12

ве ценностей принимающего их общества, а на основе ислама. Этому способствует деятельность духовных лиц, получивших образование в мусульманских странах и реализующих линию консервативного поведения в осуществлении религиозной практики. Отчасти акцент на традиционных ценностях порожден желанием сохранить собственную конфессиональную идентичность. Ислам становится щитом от ассимиляции [4].

Изучение специфики мусульманской миграции и отдельных аспектов ее протекания в полной мере способствует организации оптимальных стратегий социального поведения для всех слоев социума.

Основными источниками исследования явились материалы, собранные в результате полевых исследований, проведенных в мусульманских общинах Урало-Поволжского региона как местах наиболее компактного проживания традиционного мусульманского населения и наибольшего сосредоточения в крае действующих общин, так и в населенных пунктах с населением, смешанным этнически и конфессионально.

В ходе исследования проводилось интервьюирование качественного типа. Выборка информаторов определялась по нескольким параметрам: лидеры общины (имам-хатыб, имам-мухтасиб), рядовые члены общины (старики, среднее поколение, молодежь). Беседы строились по методике «глубокого погружения». В результате длительной беседы об истории, современном функционировании общины и ее проблемах выявляются не только формальные статистические ответы на интересующие исследователя вопросы, но и более глубокое ценностное отношение информатора к затрагиваемым в разговоре темам. Этот метод позволяет при небольшом количестве информаторов получить достаточно объективную и качественную информацию. Одной из методик сбора и фиксации материала было «включенное наблюдение». Так как полевая собирательская работа проводилась непосредственно в мусульманских общинах, в том числе и во время религиозных ритуалов, исследователи получали возможность наблюдать особенности взаимоотношения внутри общины, социальную и половозрастную иерархию и состав верующих, особенности исламской культуры. Использованная методика позволила получить следующие результаты.

В конфессиональном аспекте иммигранты-мусульмане обладают значительным потенциалом для внесения новаций. Этнические мусульмане в результате миграции либо попадают в иноконфессиональную среду (если речь идет о регионах с доминированием христиан среди верующих), либо сталкиваются с местным вариантом мусульманской традиции, укорененным в особенностях географической среды обитания и исторического пути развития. Устойчивое анклавное обитание иммигрантов становится толчком для возникновения внутри отечественного конфессионального пространства новых вариантов реализации религиозных практик, в значительной мере отличающихся от местных традиций. Еще одним фактором изменения пространства верующих становится расширение групп мусульман за счет привлечения неэтнических неофитов путем установления семейных отношений и за счет смены вероисповедания.

380

Рязанова С.В., Черных А.В. Миграционные процессы в среде мусульман как фактор формирования конфессиональной картины региона

Источниками миграции для Урало-Поволжского региона становятся Средняя Азия и Закавказье. Именно оттуда прибывают религиозные доноры, способные внести изменения в жизнь местной уммы. Миграционные процессы последних пятнадцати лет привели к существенному изменению этнического ландшафта. К активно растущим диаспорам можно отнести азербайджанцев, армян, таджиков, узбеков, чеченцев.

Новые диаспоры в условиях мегаполиса часто предстают «этническим островом», сохраняя свои обычаи и культуру. Хотя доля «новых» мигрантов в составе населения региона не кажется существенной, компактность их расселения, анклавность, представительство в определенных сферах занятости позволяют им выделяться в конфессиональном пространстве региона.

Если анализировать в целом ситуацию с приезжими мусульманами в Урало-Поволжском регионе, то очевидно, что нельзя говорить об изменениях массового характера, которые новоприбывшие способны внести в функционирование религиозных структур, организацию обрядовой практики, околорелигиозную деятельность общин. Об этом свидетельствуют высказывания местных священнослужителей и занятая ими социальная позиция.

Приезжие могут выступать в качестве инициаторов организации религиозной практики не только для вновь приехавших, но и для местных мусульман. Главы религиозных общин отмечают единичные попытки приезжих при проведении молитвы использовать те приемы, которые характерны для мазхабов, не распространенных на территории региона. Повсеместно в крае священнослужители отмечают, что приезжие активнее участвуют в наиболее крупных праздниках и весомо помогают финансово.

Вместе с тем на территории региона существуют мусульманские общины, которые в силу своих размеров и уровня организованности способны сформировать собственный локальный вариант конфессионального пространства [5, c. 219-223; 2; 3]. Религиозная жизнь ориентирована не на организацию постоянно действующих религиозных общин и активную конфессиональную деятельность, а прежде всего на поддержание исламских традиций, исполнение религиозных предписаний. Такие целевые установки и определенная автономность конфессиональной жизни почти исключают возможность конфликтов как внутри общины, так и за ее пределами.

Большая часть представителей диаспоры ориентирована не только на сохранение связей с родиной, но и на последующее возвращение домой. Этот факт не создает стимула для активного воспроизводства особенностей собственного конфессионального пространства в новой среде обитания. Подобные общины в религиозном аспекте также представляют собой анклав, характеризующийся доминированием традиционной религиозности, воспринимаемой на уровне врожденного качества человека. Эта религиозность не используется для трансляции на другие этнические группы и не служит основанием для чрезмерной консолидации общины.

В связи с этим представляется необходимым осуществление ряда мероприятий для выстраивания отношений между местными властями и населением, с одной стороны, и иммигрантскими сообществами с другой: ин-

381

ISSN 1818-0566. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12

формирование общества с целью предупреждения мигрантофобий в религиозном отношении; формирование практики взаимодействия принимающего населения и мигрантов путем проведения мероприятий межконфессионального характера; создание службы психологической поддержки для мигрантов, обращение к которой способно стать альтернативой обращения к религиозной общине как средству решения текущих проблем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кобищанов Ю.М. Мусульмане России, коренные российские мусульмане и русские-мусульмане // Мусульмане изменяющейся России. М.: РОССПЭН, 2002. С. 98-100.

2. Межнациональный мир в России под угрозой: В Москве прошла встреча председателя СМР муфтия Равиля Гайнутдина с видными мусульманскими общественными и религиозными деятелями. URL:

http://www.portal-

credo.ru/site/index.php?act=news&type=archive&day=20&month= 1&year=2011&id=81947 (проверено 20.06.2011 г.).

3. Президент Исламского культурного центра Абдул-Вахед Ниязов об «исламофобском закулисье Кремля» и необходимости объединении вокруг муфтия Равиля Г айнутдина. URL: http://www.portal-

credo.ru/site/index.php?act=news&type=archive&day=8&month=1&year=2011&id=81750 (проверено 20.06.2011 г.).

4. Сафаруллин Р. Политизация ислама в России: состояние и перспективы. URL: http://fairway.hLru/2/57_Lhtml (проверено 20.06.2011 г.).

5. Централизованные мусульманские организации в современной России и анализ позиций их лидеров // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, № 2. 2008. С. 219-223.

Материал поступил в редколлегию 11.09.2012 г.

MIGRATION OF MUSLIMS AS FACTOR OF CONFESSIONAL SITUATION IN REGION (BASED ON EXAMPLE OF URAL-VOLGA REGION)

Svetlana V. Ryazanova, Candidate of Philosophy, senior researcher, Perm Division, Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of Russian Academy of Sciences, Perm. Email: svet-ryazanova@yandex.ru

Aleksandr V. Chernykh, Doctor of History, senior researcher, Perm Division, Institute of History and Archaeology, Ural Branch of Russian Academy of Sciences. Perm. E-mail: atschernych@yandex.ru

Abstract: the article considers main tendencies of confessional situation in the regions of the Russian Federation, which result from migration of ethnic Muslims. The analysis is based on the field research, which was carried out in Perm Krai. The authors define major factors, which influence migration processes; the regions, which deliver migrants; the ways newcomers use to gain their own niche in new socio-cultural space; the strategy of social behavior. The most significant aspects of changes in religious behavior and cult practice of local believers are highlighted. The potential of innovations and their introduction to local population and traditional culture is specified. The ways of adaptation of newcomers to public life are defined, such as: informing the community, interfaith activities, organization of psychological support service for migrants.

Keywords: migratory processes, Islam, Muslims, interaction of cultures.

382

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.