Научная статья на тему 'Миграционные процессы в республике Таджикистан: особенности развития и оптимизации'

Миграционные процессы в республике Таджикистан: особенности развития и оптимизации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1587
665
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТЬ / АНАЛИЗ / ФОРМИРОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ / БЕЗРАБОТИЦА / ВЫНУЖДЕННАЯ МИГРАЦИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Архипцев А. И., Джобиров Р. Ф.

Данное исследование посвящено одной из самых актуальных проблем современной общественной жизни в Республике Таджикистан. Авторами, наряду с анализом причин, способствующих развитию миграционных процессов, определяются отдельные направления, улучшающее миграционную обстановку и формы противодействия незаконной миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миграционные процессы в республике Таджикистан: особенности развития и оптимизации»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА И УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

УДК-341.215.43

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ

А.И. АРХИПЦЕВ Р.Ф.ДЖОБИРОВ

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail: dzhobirov.rustam@mail.ru

Данное исследование посвящено одной из самых актуальных проблем современной общественной жизни в Республике Таджикистан. Авторами, наряду с анализом причин, способствующих развитию миграционных процессов, определяются отдельные направления, улучшающее миграционную обстановку и формы противодействия незаконной миграции.

Ключевые слова: особенность, анализ, формирование, оптимизация, безработица, вынужденная миграция, регулирование, незаконная миграция.

Прежде чем приступить к изучению особенностей развития и оптимизации миграционных процессов в Республике Таджикистан, считаем целесообразным определить цель нашего исследования. Считаем, что цель данного изыскания состоит в исследовании и обосновании с теоретико-методологических позиций юридической науки особенности миграционных процессов, происходящих в республике, ее природы, содержания и закономерностей взаимодействия и развития данного явления, а также оптимальность механизмов осуществления Правительством Республики Таджикистан практических мероприятий в сфере миграционной политики.

Как свидетельствует исторический обзор миграционных процессов, население, проживающее на территории нынешнего Таджикистана, было всегда достаточно подвижным и данная миграционная активность проявлялась, в основном в виде, торговой миграции в западные и восточные страны, миграции кочевых народов, проживающих в горных местностях, отходничество, учебная миграция населения в Самарканд и Бухару и паломничество в святые места. Начиная с XIX века, отходничество (так назывался сезонный уход на заработки в долинные районы), которое было преимущественно направлено в Ферганскую долину, стало главным миграционным направлением, характерным для таджикского населения горных районов, о чем свидетельствует заметки известного русского географа А.П. Федченко, писавшим об этом еще в 1875 году1. В то время основными территориями, поставляющими отходников, были такие местности как Бальджуван, Куляб, Гиссар и, особенно, Каратегин и Матча. Причем, горные таджики в основном специализировались в такие сферы занятости как: строительство, переноска тяжестей, рабо-

1 См.: Федченко А.П. Путешествие в Туркестан и Коканское ханство — СПб, 1875. — С. 46-62.

ты на хлопкоочистительных заводах и иные формы деятельности2. На рубеже XIX-XX вв., как свидетельствует С. Губаева, из отдельных селений верховьев Заравшана ежегодно на заработки уходили от 25% до 75% взрослого мужского населения этих регионов3.

Анализ миграционной ситуации в годы СССР свидетельствуют о том, что происходящие миграционные процессы в Республике Таджикистан за этот период, в целом, явились положительными, так как способствовали оптимальному перераспределению трудовых ресурсов в республике. Кроме того, эти процессы стимулировали развитие и расширение производства, культурный обмен и духовное сближение представителей разных народов, а также способствует укреплению интернационализма в обществе. Миграция населения в эти годы, в основном, представляла собой переселение, связанное с освоением новых территорий и участием в строительстве всесоюзных объектов не только внутри, но и за пределами республики. Более того, миграционные процессы в целом стимулировались союзным государством, и имели достаточно высокий организованный характер.

В свою очередь, стремительное развитие процессов миграции в 90-е годы конца ХХ века кардинально изменило общественно-политическую ситуацию в Республике Таджикистан. В это время главными факторами столь активной миграции населения в новом этапе стали: развал СССР и крах социально-политической системы, которые привели к гражданскому противостоянию в республике. Отметим, что гражданская война стала чрезвычайным фактором, ставшим причиной вынужденной миграции местного населения. Так, в период активных военных действий (с 1992 по 1995 гг.), каждый пятый житель республики стал беженцем или внутренним перемещенным лицом. С начала вооруженного конфликта из республики эмигрировали 284,6 тыс. человек; в свою очередь, за пределы страны выехали более чем 255 тыс. беженцев, из которых примерно 60 тыс. нашли убежище в Афганистане; внутри страны переместились 679 653 граждан. В частности, доля межреспубликанской миграции в общем объеме миграционных перемещений выросла с 34,6% в 1989 г. до 71% в 1992 году. За указанный год из республики в другие бывшие союзные республики выехало почти 100 тыс. человек, в том числе 66% в Россию, около 18% в Узбекистан, еще 8% на Украину4.

Следует заметить, что начиная с 1998 года, потоки вынужденной миграции из республики постепенно приобрели трудовой характер и в настоящее время считаются самым массовым явлением общественной жизни, которые имеют весьма динамичное направление. Сейчас к основным факторам, способствующим распространению внешней трудовой миграции необходимо отнести: низкую заработную плату, высокий уровень безработицы, возросшие темпы естественного прироста и высокую плотность населения, которая на 2009 год составляла 51,5 человек на 1 км25.

Как известно, заработная плата является важным аспектом занятости населения. Сложившийся сегодня в Республике Таджикистан уровень оплаты труда, (которая является одной из достаточно низких среди стран СНГ) стало причиной не только снижения качества рабочей силы, но и главным основанием трудовой миграции граждан. Как отмечают исследователи, уровень безработицы в республике, начиная с 90-х годов прошлого века, ежегодно составляет от 25 до 38% экономически активного населения, тогда как в службе занятости каждый год регистрируются всего лишь 2-3% экономически активного населения. За последние 20 лет, как свидетельствует проведенный специалистами статистический анализ, численность населения выросла более чем на 30%, а трудовые ресурсы на 66%, в то время как уровень занятости возрос всего лишь на 9%, т.е. рост занятости отстает от роста трудовых ресурсов на 57% пунктов6.

2 Насуров П.А. Криминальные последствия незаконной миграции и меры их предупреждения (по материалам Республики Таджикистан): дис. ... канд. юрид. наук. М. 2008. — С.116.

3 См., подробно: Губаева С. Населения Ферганской долины в конце XIX- и начала XX века. — Ташкент: ФАН, 1991. — С. 60-72.

4 См.: Миграция населения / Под общей ред. О.Д. Воробьевой М., 2001. — Вып. 1: Теория и практика исследования. — С. 176.

5 Эл. Ресурс http:// www.cisstat.org. Республика Таджикистан. /2009/9;

6Махмадбеков, М.Ш. Миграционные процессы: сущность, основные тенденции и их особенности в современном обществе (опыт Таджикистана): автореф. дис. ... канд. полит. наук. Душанбе 2010. —С.16.

Численность экономически активного населения на январь 2011 года, согласно данным статистического Комитета стран СНГ, равнялось 2,2 млн. человек, а число официально зарегистрированных безработных в 2010 году составило 44,5 тыс.7.

Эти и другие факторы, как нам представляется, в сочетании с ограниченностью земельных ресурсов, которые составляют всего 7% территорий республики (93% составляют горы и более 90% населения живет в межгорных долинах), делают трудовую мигра-циюиз Республики Таджикистан в ближайшие годы фактом практически неизбежным.

Следует отметить, что Российская Федерация, как страна с огромными природными ресурсами и быстрорастущей экономикой, на сегодня выступает основным экспортером рабочей силы в страны СНГ. Согласно официальным данным с начала 2011 года в Россию въехало практически 10 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, на миграционный учет за этот период, по данным Федеральной миграционной службы РФ, встали более 6,7 млн. мигрантов, (оформлено 860,224 разрешений на работу), из которых лишь 1,3 млн. воспользовались методом уведомления, который осуществляется путем использования функций почтовых отделений8.

Следует иметь в виду, что основную часть иностранцев, приехавших в Россию, составляют граждане из стран СНГ, в частности более 21% въехавших в этом году мигрантов составили граждане Украины, 14% — граждане Узбекистана, более 10% граждане Казахстана, 7% — граждане Таджикистана, 6% — Азербайджана, менее 5% — Молдовы, 3,5% — Кыргызстана, и чуть более 3% составили граждане Армении9.

Проведенный нами статистический анализ внешней трудовой миграции прямо свидетельствует о динамике перемещения граждан из Республики Таджикистан в Российскую Федерацию. Так, если в 2010 году во внешнюю трудовую миграцию было вовлечено 737 тыс. граждан республики10, то за 8 месяцев текущего года это цифра составила уже 452983 человек (400855 мужчин и 52128 женщин), которая по данным Миграционной службы при Правительстве РТ превышает аналогичный период прошлого года на одну тыс. человек11.

Отметим, что внешняя трудовая миграция сегодня для Республики Таджикистан является достаточно объективным фактором, так как улучшает материальное положение граждан, существенно пополняет государственный бюджет и позволяет решить отдельные социальные проблемы, в частности, хроническую избыточность трудовых ресурсов. Например, операции по денежным переводам от трудовых мигрантов на сегодняшний день составляют значительную часть платежного баланса республики. По данным Центрального банка Российской Федерации в 2010 году из России гражданами республики было переведено 2 млрд. 216 млн. долл. США, которые составил более 35% ВВП страны12.

Понимая важность регулирования процессов миграции, заметим, что за годы независимости в Республике Таджикистан создана достаточно солидная нормативноправовая база, которая основывается, прежде всего, на Конституции республики, гарантирующей гражданам свободное передвижение и выбор места жительства, выезд за пределы республики и возвращения в нее13. Что касается международно-правовых актов, то Правительством государства за эти годы ратифицировано более 15 конвенций Международной Организации Труда (МОТ) и Международной Организации Миграции (МОМ), а также подписано целый ряд двусторонних и многосторонних соглашений со странами СНГ, достаточно полноценно регулирующих эти вопросы.

В частности, одним из важных документов в области защиты прав трудовых мигрантов является подписанное Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации соглашение «О трудовой деятельности и защите прав граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан»14. Как было отмечено в преамбуле данного нормативного ак-

7 Эл. Ресурс http:// www.cisstat.org. Республика Таджикистан. /2011/9;

8 Российская газета. 2011. 27 сент.

9 Там же.

10 Эл. Ресурс http://wwwfms.gov.ru./2010/7;

11 Эл. Ресурс http://www migration. tj./2011/4;

12 Эл. Ресурс http://www cbr. ru/2010/5;

13 Конституция Республики Таджикистан (статья 24) от 6 ноября 1994г. Душанбе. Ирфон — 2009. — С.8.

14 Эл. Ресурс http:// www.cis. minsk.bu/main Республика Таджикистан. /2010/9;

та, стороны, руководствуясь взаимным стремлением к укреплению и развитию экономических связей между странами, рассматривают временную трудовую деятельность своих граждан как важную область таджикско-российского сотрудничества.

Как известно, в деле регулирования процессов миграции и эффективного использования трудовых ресурсов в республике также действует целый ряд законов и подзаконных актов, оптимально определяющих порядок въезда и выезда граждан, их трудоустройство за рубежом и меры по миграционному контролю. В частности, основные направления деятельности Правительства Республики Таджикистан в области миграции населения были четко прописаны в «Концепции государственной миграционной политики»15, носящей системный характер и охватывающей практически все аспекты внешней трудовой миграции. Другим важным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в области миграции населения, является закон Республики Таджикистан «О миграции»16, который является регулятором отношений в области миграции населения в республике, определяя правовые, экономические и социальные основы миграционных процессов, указывая такие основные понятия как «внешняя трудовая миграция», «трудящийся мигрант», «государства выезда и трудоустройства», «внутренняя миграция», «иммигрант», «иммиграция», «нелегальные иммигранты» и другие значимые положения.

Вместе с тем, сложившаяся миграционная обстановка в стране свидетельствует о еще недостаточной эффективности отдельных механизмов внедрения этих нормативноправовых актов на практике, в частности, в работе государственных органов, занимающихся вопросами внешней трудовой миграции, что порой способствует формированию незаконной и криминальной миграции.

Переходя к анализу нынешней миграционной ситуации, полагаем, что развивающиеся миграционные процессы в республике следует классифицировать по следующим основаниям:

— по направлению миграционных потоков;

— по времени пребывания в миграции;

— по причине, вызвавшей миграцию;

— по форме участия в данном процессе.

Заметим, что происходящие миграционные процессы в Республике Таджикистан в основном развиваются в двух направлениях: внешняя (которая на сегодня преобладает и носит неорганизованный характер), и внутренняя миграция, которая происходит между селом и городом. По временному признаку миграция граждан в большинстве носит временный (сезонный) характер. Причиной миграции граждан в стране, как нами отмечено ранее, является недостаточно стабильная социально-экономическая ситуация.

Учитывая сложившуюся сегодня миграционную обстановку, можно констатировать, что миграция граждан республики имеет в основном вынужденный, временный и неорганизованный характер.

В свою очередь, анализируя действующие миграционные процессы, считаем возможным указать на отдельные направления по улучшению миграционной политики в Республике Таджикистан.

В области регулирования внешней трудовой миграции: обеспечение социальноэкономических условий, сдерживающих миграцию населения за пределы страны, развитие внутреннего рынка труда, создание новых и сохранение имеющихся рабочих мест, развитие выгодных отраслей экономики (гидроэнергетика и туризм), оптимальное развитие частного сектора и существенное поощрение среднего и малого бизнеса. Правительству республики при управлении внешними миграционными процессами следует обратить особое внимание на такой важный вопрос как планирование и прогнозирование этих процессов, так как именно эти понятия являются значимыми элементами системы социального управления.

В области внутренней миграции: целесообразно интенсивное восстановление и развитие аграрного комплекса, расширение условий профессионального обучения молодежи с целью дальнейшего плодотворного вовлечения в экономику республики.

15 Концепция миграционной политики Республики Таджикистан от 22.06.1998г. №67. Вестник МОРТ от 28.06.1998г.

16 Закон «о миграции» Республики Таджикистан от 11.12.1999г. №881. Вестник МО РТ от 26.12. 1999г.

В области регулирования незаконной трудовой миграции граждан за рубежом: предлагаем, не останавливаясь на достигнутых успехах (примером успешной деятельности в этом направление может служить подписанное соглашение между МВД Республики Таджикистан и МВД Российской Федерации в борьбе с незаконным наркотрафиком17) усилить борьбу с криминальными проявлениями незаконной миграции и активно способствовать дальнейшему развитию международного сотрудничества между государствами в данном направлении.

Проведенное нами исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Миграционные процессы в Республике Таджикистан отражают все перипетии новейшей истории страны. Основным направлением миграции граждан является трудовая миграция, которая сегодня представляет собой стихийный характер и имеет разные формы, однако самой распространенной и масштабной является внешняя трудовая миграция граждан, которая носит в отдельных случаях незаконный характер.

2. На формирование миграционного поведения большинства трудовых мигрантов существенно влияют различные социально-экономические факторы такие как: низкая заработная плата, высокий уровень безработицы, возросшие темпы естественного прироста, высокая плотность расслоения населения и т.д.

3. Внешняя трудовая миграция граждан носит двойственный характер: с одной стороны, государство понимает, что миграция, особенно квалифицированных кадров, наносит ощутимый ущерб национальной экономике, а с другой стороны опасается, что сокращение эмиграции может вызвать резкое ухудшение экономической ситуации в стране.

4. Необходимо создание эффективных механизмов практического применения существующих нормативно-правовых актов в работе координирующих органов, регулирующих процессы миграции, что является оптимальным решением на пути искоренения незаконной внешней трудовой миграции граждан республики. Считаем, целесообразно, опираясь на международный опыт, особенно тех стран, которые в этом направлении достигли существенных успехов (в частности, Филиппины) разработать и внедрить действенный механизм реализации этих законов в рамках программного подхода, на базе имеющихся высоких технологий.

5. Незаконная трудовая миграция тесно взаимосвязана с криминалом. Именно, незаконные мигранты чаще всего пополняют криминальную среду, создают преступные вооруженные группировки и способствуют интернационализации организованной преступности. Считаем, что вновь преобразованной Миграционной службе при Правительстве Республики Таджикистана необходимо предпринять конкретные меры по предметному взаимодействию с соответствующими ведомствами других стран Содружества, особенно, с ФМС Российской Федерации. В частности, необходимо разработать действенный механизм осуществления обмена информацией о незаконной миграции и вести совместную деятельность по их противодействию.

Список литературы

1. Федченко А.П. Путешествие в Туркестан и Коканское ханство СПб., 1875.

2. Насуров П.А. Криминальные последствия незаконной миграции и меры их предупреждения (по материалам Республики Таджикистан): дис. ... канд. юрид. наук: защищена 11.12.2008: утв. 22.06.2008/ П.А. Насуров. М. 2008.

3. Губаева С. Населения Ферганской долины в конце XIX- и начала XX века. Ташкент: ФАН,

1991.

4. Миграция населения/Под общей ред. О. Д. Воробьевой. М., 2001. — Вып. 1: Теория и практика исследования.

5. Эл. Ресурс http://www.cisstat.org. Республика Таджикистан (дата обращения 1.10.2011.).

6. Махмадбеков М.Ш. Миграционные процессы: сущность, основные тенденции и их особенности в современном обществе (опыт Таджикистана): автореф. дис. . канд. полит. наук: защищена 25.08.2010: утв. 26.03.2011/М.Ш. Махмадбеков. — Душанбе 2010.

7. Эл. Ресурс http://www.cisstat.org./Республика Таджикистан (дата обращения 1.10.2011.).

10. Эл. Ресурс http://www.fms.gov.ru. Статистика. Иностранные граждане в Российской Федерации (дата обращения 6.10.2011.).

17 Российская газета. 2011. 23 сент.

2011. № 20 (115). Выпуск 1B

11. Эл. Ресурс http://www.migration.tj./ Статистика. Трудовая миграция граждан за 2011г. (дата обращения 6.10.2011.).

12. Эл. Ресурс http://www.cbr.ru/ Денежные переводы (дата обращения 8.10.2011).

13. Конституция Республики Таджикистан Душанбе. Ирфон-2009.

14. Эл. Ресурс http://www.cis.mibsk.bu/main

15. Концепция государственной миграционной политики Республики Таджикистан от 22.06.1998г. №67. //Вестник МОРТ № 56 от 28.06. 1998г.

16. Закон «О миграции» Республики Таджикистан от 11.12.1999г. №881 // Вестник МО РТ №22 от 26.12.1999г.

MIGRATION PROCESSES IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN: DEVELOPMENTAND OPTIMIZATION FEATURES

N.I. ARHIPTSEV R.F. DZHOBIROV

Belgorod National Research University

e-mail: dzhobirov.rustam@mail.ru

This research is devoted to one of the most actual problems of the modern social life of the Republic Tajikistan. The authors pay special at- tention not only to the analyses of the causes, promoting the development of migration processes, lute also to the measures, which improve the mi- gration situation dub to the forms of opposition of unseal migration.

Key words: singularity, analysis, formation, optimization, unem- ployment, compelled migration, regulations, illegal migration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.