Научная статья на тему 'Миграционные процессы на Дальнем Востоке России:опыт, проблемы и перспективы развития'

Миграционные процессы на Дальнем Востоке России:опыт, проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3431
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ / ЭКСТРЕМИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ТРУДОВОЕ ПРАВО / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / NATIONAL SECURITY / MIGRATION POLICY / THE RUSSIAN FAR EAST / EXTREMISM / NATIONAL INTERESTS / EMPLOYMENT LAW / SOCIAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шувалова И. К.

Эффективное регулирование миграционных процессов позволяет создать условия для устойчивого развития страны, соблюдения прав и свобод человека, а также повышения качества жизни населения Российского государства. На фоне роста компенсаторной роли миграции в формировании населения Дальнего Востока России серьезно изменяется социально-демографический и этнический состав постоянных и временных трудовых иммигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration in the Russian Far East: experience, challenges, prospects for development

Migration in the Far East of Russia has its peculiarities. Effective regulation of migration processes allows to create the conditions for sustainable development of the country, the observance of human rights and freedoms, as well as improving the quality of life of the population of the Russian state. In the context of the growth of the compensatory role of migration in the formation of the population of the Russian Far East we can see a serious change in the socio-demographic and ethnic composition of the permanent and temporary labour immigrants.

Текст научной работы на тему «Миграционные процессы на Дальнем Востоке России:опыт, проблемы и перспективы развития»

УДК 314.06

И.К. Шувалова*

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Эффективное регулирование миграционных процессов позволяет создать условия для устойчивого развития страны, соблюдения прав и свобод человека, а также повышения качества жизни населения Российского государства. На фоне роста компенсаторной роли миграции в формировании населения Дальнего Востока России серьезно изменяется социально-демографический и этнический состав постоянных и временных трудовых иммигрантов.

Ключевые слова: национальная безопасность, миграционная политика, Дальний Восток России, экстремизм, национальный интерес, трудовое право, социальная защищенность.

Migration in the Russian Far East: experience, challenges, prospects for development.

IRINA K. SHUVALOVA, (Far Eastern Federal University, Vladivostok).

Migration in the Far East of Russia has its peculiarities. Effective regulation of migration processes allows to create the conditions for sustainable development of the country, the observance of human rights and freedoms, as well as improving the quality of life of the population of the Russian state. In the context of the growth of the compensatory role of migration in the formation of the population of the Russian Far East we can see a serious change in the socio-demographic and ethnic composition of the permanent and temporary labour immigrants.

Key words: National security, migration policy, the Russian Far East, extremism, national interests, employment law, social protection.

Миграция населения представляет собой сложное социально-экономическое явление, которое связано с различными сторонами хозяйственной и социально-политической жизни общества, формированием и проявлением тенденций их изменения. В современных условиях важнейшими факторами, определяющими динамику социальноэкономических процессов, выступают мобильность и миграция населения. Для большего числа стран важным фактором социально-экономического развития становится международная миграция населения, способствующая формированию гибкого рынка труда, приобщению развивающихся стран к достижениям мирового научно-технического и общественного процесса, более рациональному использованию трудовых ресурсов, взаимодействию и взаимообогащению.

На современном этапе развития Российского государства проблема формирования и реализации обдуманной и эффективной миграционной политики, основанной на стратегическом планировании и отвечающей национальным интересам государства, актуализировалась как никогда ранее.

Разные периоды российской истории характеризуются существенными различиями в масштабах, содержании, направленности миграции, ее ролью и местом в воспроизводственном процессе.

Анализируя подходы российских авторов, можно выделить три основных периода развития миграционных процессов1. Первый период - XVIII в. -

1 Работы таких ученых, как: Ж.А. Зайончковская, Т.И. Заславская, В.М. Кабузан, А.А. Кауфман, М.К.Любаский, В.И. Моисеенко, В.И. Переведенцев,

В.В. Покшишеский, Л.Л. Рыбаковский, А.В. Топилин, И.А. Ямзин, Б.С. Хлрев, Д.К. Шелестов и др.

*ШУВAЛОВA Ирина Константиновна, аспирант Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета. E-mail: shuvalova67@yandex.ru © Шувалова И.К., 2013

начало XX в. - характеризуется центробежным, колонизационным характером миграционных процессов, способствовавшим не только формированию и развитию Российской империи, Российского государства, но и сохранению и развитию входящих в нее новых территорий Средней Азии, Закавказья, Дальнего Востока и др.

Второй период развития миграционных связей, который начинается с момента создания советского государства и заканчивается моментом его распада (1917-1991 гг), изобилует многочисленными катаклизмами и катастрофами военного и политического характера, обусловившими многообразие форм и типов миграционных потоков между Россией и ее бывшими губерниями и краями. Характеризуя миграционные процессы советского периода, нельзя не остановиться на проблеме депортации народов СССР в 1930-1950 гг., когда национальная политика советского правительства была направлена на создание сильной централизованной власти, ориентированной на политический контроль и надзор за отдельными народами, национальными меньшинствами. Установление советской власти в России привело к зарождению нового вида миграции - принудительного изъятия определенных слоев населения из мест постоянного проживания и перемещение их в места ограничения свободы. Основным приоритетом регулирования миграции в советский период являлось создание такой нормативно-правовой базы, которая ограничивала свободное территориальное перемещение населения, не связанное с решением общегосударственных интересов.

Третий период (с 1991 г.) развития миграционных потоков между Россией и бывшими союзными республиками в своем роде является уникальным, в силу очень резких, кардинальных политических изменений и связанного с ними появления ближнего зарубежья, превратившего межреспубликанские миграции в международные, требующие принципиально иной миграционной политики.

Социально-политические перемены, которые произошли в нашей стране в конце ХХ столетия, особенности глубокого и затяжного трансформационного кризиса, охватившего базовые принципы организации общества и вызвавшего распад СССР, принципиально изменили развитие миграционных процессов и их основные черты и характеристики. За пределами России оказались 25,3 млн русскоязычного

населения, резкое ухудшение условий их жизни во многом определило обвальный, стихийный характер миграции из ряда стран ближнего зарубежья в Россию [5, с. 240-244].

В XXI в. во всем мире увеличился поток трудовых мигрантов из числа представителей титульных наций ближнего и дальнего зарубежья. Они, как правило, не стремятся к ассимиляции в принимающем обществе. Усложнилась этническая структура многих стран и регионов, в среде мигрантов получило распространение такое явление, как культурный шок, а среди принимающих групп населения - ксенофобия, национальный фундаментализм, переходящий в шовинизм. В результате миграции возросла также социальная напряженность, прежде всего на рынке труда, несмотря на то что миграция в условиях демографического спада даже не компенсирует естественную убыль коренного населения [7, с. 304-307].

В Российской Федерации пока нет четко выраженных приоритетов в сфере социальнокультурной адаптации мигрантов. В этом потоке, как легальном, так и нелегальном, велика роль инокультурных иностранных граждан. Незнание такими мигрантами российских реалий затрудняет для них поиск работы, делает беззащитными перед теневыми предпринимателями. Более того, приток указанной категории мигрантов при сокращении коренного населения из-за депопуляции ведет к нежелательным изменениям в этнической структуре населения России.

С принятием в 2012 г. Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. начался переход на качественно новый уровень регулирования трудовой миграции, дающий возможность формировать потоки трудовой миграции в соответствии с потребностями российского рынка труда, чтобы перейти к селективной миграционной политике. Совершенствование миграционной политики России позволяет встроить дальновидную и последовательную миграционную политику в общую стратегию национального развития, преодолеть межведомственную несогласованность в ее реализации, сформировать консенсус общества и государства в вопросе привлечения мигрантов.

Рассматривая миграционные процессы на российском Дальнем Востоке, следует отметить, что миграционная политика государства имеет важнейшее значение для хозяйственно-экономического, социального и культурного развития региона, которое многие десятилетия было напрямую привязано к миграционным потокам.

В условиях централизованной административноплановой экономической системы Дальний Восток развивался как составная часть единого народнохозяйственного комплекса страны. Этим обусловливалась стратегия размещения производительных сил, основных фондов и капиталовложений, расселения населения и т. п. Приоритет в региональной политике центра по отношению к региону всегда был связан с решением общенациональных задач. На всем историческом пути освоение региона развивалось при государственной поддержке. Этим определялись общеэкономические и геополитические интересы государства. Особый ресурсный подход к развитию хозяйства требовал и специфических средств, способных обеспечить достижение целей в чрезвычайных условиях (ударные комсомольские стройки г. Комсомольска-на-Амуре, БАМ, Зейская ГЭС, порт Восточный и др.).

Однако даже при использовании программноцелевого подхода в освоении Дальнего Востока нередко в стороне оставались вопросы создания специальной инфраструктуры, связанные с потребностями работников в жилье, школах, медицинском и культурно-бытовом обслуживании. Несмотря на ряд правительственных программ ускоренного развития производительных сил Дальневосточного экономического района, так и не удалось разрешить острую проблему выравнивания уровней социально-экономического развития различных регионов страны.

С началом третьего этапа развития миграционных процессов происходят существенные изменения в численности и направленности миграционных потоков на Дальнем Востоке: с конца 80-х годов начинается процесс оттока активного трудоспособного населения в европейскую часть России, что, естественно, негативно отражается на развитии региона в целом.

Динамика изменения численности в регионах Дальнего Востока приведена в таблице, где показано, что только за период с 2005 по 2010 г население Дальнего Востока уменьшилось на 617 500 чел. [1].

Для увеличения базы воспроизводства населения и обеспечения народнохозяйственного комплекса трудовыми ресурсами в ДВФО много надежд возлагается на миграцию. Но, к сожалению, миграция из фактора прироста населения превратилась в фактор его сокращения. В 2008 г. в общей потере населения из-за миграции на долю трудоспособных граждан пришлось 64,4%, в 2009 г. этот показатель еще более ухудшился -67,2% [1]. В общем миграционном оттоке в 2009 году лица моложе трудоспособного возраста составили 12,9%, т. е. регион теряет и будущий воспроизводственный и трудовой потенциал.

В Дальневосточном федеральном округе, единственном среди федеральных округом России, общий коэффициент миграционного прироста (на 10 000 населения) имел в 2009 г. отрицательное значение (-27,8). Превышение выбывших из округа над прибывшими в него составило 19,1% против 17,1% в 2008 г. [1].

В настоящее время Дальний Восток является стабильным потребителем иностранной рабочей силы и количество иностранных граждан, въезжающих по рабочим визам, здесь будет постоянно увеличиваться.

За 2012 г. в Россию приехали 14 млн трудовых мигрантов. 77% из них - граждане стран СНГ. Мигрантов из Китая насчитывается около 3,5% (в 2012 г. миграция из КНР составила 5,8%). Приток мигрантов из Китая в Россию невелик и сопоставим с числом приезжих из Германии [8].

Исследования показывают, что на фоне роста компенсаторной роли миграции в формировании населения Дальнего Востока России серьезно изменяется социально-демографический и этнический состав постоянных и временных трудовых иммигрантов. Основной приток иммигрантов на постоянное место жительства в Россию происходит преимущественно из стран СНГ: Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. На протяжении 1990-х гг. это была «возвратная миграция» русских и представителей народов России, которые возвращались из бывших республик Закавказья и Средней Азии. Однако за последние годы существенно изменился этнический, образовательный, социальный состав иммигрантов из СНГ.

В потоках трудовой иммиграции на Дальний Восток преобладают выходцы из Центральной Азии, которые плохо владеют русским языком (даже для

Изменение численности населения на территории Дальнего Востока в 2005-2010 гг.*

Территория Численность населения, тыс. чел. Изменение численности населения за 2005-2010 гг.

2005 г. 2010 г.

Российская Федерация 143474,0 142856,5 - 617,5

Дальний Восток 6593,0 6293,1 - 299,9

Республика Саха (Якутия) 950,7 958.5 +7,8

Еврейская ОА 188,8 176,5 - 12,3

Чукотский АО 50,7= 50,5 -0,2

Приморский край 2035,8 1956,4 - 79,4

Хабаровский край 1420,2 11343,8 - 76,4

Амурская область 887,6 830,1 - 57,5

Камчатская область 352,1 322,0 - 30,1

Магаданская область 174,7 156,9 - 17,8

Сахалинская область 532,4 497,9 - 34,5

* Мотрич Е.Л. Миграция как фактор развития Дальнего Востока // http://www.migrocenter.ru/ риЬ1/ко^ег/ ekatermburg/m_ekatermburg07. php [Дата обращения 28.03.2013]; Данные всероссийской переписи населения 2010 г. Россия в цифрах.

объяснения на элементарном уровне). Низок уровень образования мигрантов, в трудовую миграцию в странах Центральной Азии все более активно вовлекаются сельские жители и социально незащищенные слои населения. В странах происхождения в трудовую миграцию вовлекаются также совсем молодые люди, которые получили незаконченное или среднее образование, не имеют опыта жизни в больших городах, элементарных навыков пребывания в городской среде, культуры поведения в обществе. Низкий уровень культуры провоцирует негативное отношение к ним со стороны местных жителей.

Инфраструктура интеграции мигрантов на Дальнем Востоке, как и в целом в стране, пока практически не развита. В отличие от других стран мира, Россия не имеет в достаточном количестве курсов русского языка, культурно-адаптационных центров, консультационных пунктов, клубов по месту жительства мигрантов и пр.

Следует отметить прогресс в развитии российского законодательства в области регулирования трудовой миграции. В частности, 1 июля 2010 г. вступили в силу поправки в миграционное законодательство, которые дали определенные преференции высококвалифицированным специалистам. Власти декларировали также, что намерены минимизировать контакты профессионалов и их работодателей с ФМС. Однако закон работает только для крупных компаний, но не для университетов и на-

учных институтов. Чтобы это исправить, требуется кардинальное изменение отношения государства к финансированию науки.

В новой концепции миграционной политики декларирована необходимость создания системы оценки потребностей в иностранной рабочей силе, которой пока не существует. Между тем вопрос о том, сколько временных трудовых мигрантов, каких профессий и из каких стран необходимо привлекать, принципиален. В концепции следовало бы четко прописать сдержанную позицию в отношении приема иностранных трудовых мигрантов на основе прозрачной системы квотирования, когда квоты будут закреплены за конкретными работодателями без права их перепродажи.

Главное достижение концепции государственной миграционной политики на период до 2025 г. заключается в ее идеологической направленности. Миграция, в частности, названа ресурсом развития страны [6]. Наряду с традиционными направлениями впервые поставлены на уровень государственного понимания совершенно новые проблемы, которые миграционная политика России ранее просто не замечала. Прежде всего это адаптация и интеграция иммигрантов, миграция инвесторов и предпринимателей, образовательная иммиграция. Концепция-2025 является принципиально новым для России документом по своему масштабу и значимости. Вместе с тем остаются противоречия между декларированием концепции

и практикой регулирования миграционных процессов; властям и обществу предстоит еще много работы в этом направлении.

Итак, суммируя вышеизложенное, можно сделать некоторые выводы:

1) на протяжении многих лет Россия являлась тем центром, миграция из которого в значительной мере определяла позитивное развитие современных государств ближнего зарубежья как в социально-экономическом, так и демографическом плане;

2) миграционные процессы связывают Россию со странами СНГ интенсивными трудовыми и гуманитарными контактами. Россия остается страной, принимающей мигрантов, и это один из факторов ее ведущей роли в регионе бывшего СССР;

3) современные миграционные процессы стали сложнее и разнообразнее, что требует, в частности, усиления теоретических разработок в этой области как с научной, так и с прикладной точках зрения, с целью, в первую очередь, разработки более эффективной миграционной политики в России, которая как своеобразный новый центр может стать интегратором постсоветского содружества;

4) для России, которая исторически развивалась как многонациональное государство, необходима разработка собственных концепций интеграции мигрантов, учитывающих исторический опыт страны, этническую структуру российского населения. Определяющее значение для выбора именно России в качестве страны назначения имеют знание русского языка, унифицированная система профессиональной подготовки, единые представления о квалификационных требованиях, облегчающих не только процесс миграции, но и интеграции в принимающий социум;

5) в современных условиях крайне назрела необходимость в разработке Миграционного кодекса Российской Федерации как единого документа, включающего весь комплекс правового обеспечения новой миграционной политики.

Формирование научно обоснованной и экономически просчитанной миграционной политики предполагает использование эффективного социологи-

ческого и политологического инструментария для постоянного контроля изменений миграционных настроений, отслеживания процесса социальной адаптации мигрантов, научного анализа миграционной ситуации и своевременного принятия мер по корректировке законодательных актов и программ. Первоочередной задачей при формировании целей миграционной политики является нахождение оптимального баланса между стимулированием желательной по демографическим соображениям миграции и ограничением неконтролируемых перемещений, как притока, так и оттока.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. // http:// www.gks.ru [дата обращения 25.04.2013].

2. Мотрич Е.Л. Миграция как фактор развития Дальнего Востока // http://www.migrocenter.ru/publ/konfer/ ekaterinburg/m_ ekaterinburg07.php [дата обращения 28.03.2013].

3. Никифоров Ю.Н., Фйзуллина А.Р Миграционные процессы в Республике Башкорстан // Вестн. Пермского университета. Сер. Политология. Пермь : Изд-во «Пушка», 2007. -№ 1. С. 240-244.

4. Никифоров Ю.Н., Фйзуллина А.Р Миграционные процессы в Республике Башкорстан // Вестник Пермского университета. Сер. Политология. Пермь : Изд-во «Пушка», 2007. № 1. С. 240-244.

5. Россия в цифрах - 2011. Данные Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru

6. Рязанцев Сергей. Новая концепция регулирования миграции в России // http://www.inomnenie.ru/debate /13764/ [дата обращения 22.01.13]

7. Файзуллина А.Р Мигрант как объект этнической

нетерпимости // Народы Урало-Поволжья: история,

культура, этничность / ред. Х.Х. Ишмуратова. Уфа, 2003.

С. 304-307.

8. ФМС: китайская миграция России не грозит из-за разницы в климате http://www.newsvl.ru /society/2012/12/28/234534561/ [Режим доступа 28.12.12]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.