Научная статья на тему 'Миграционная политика СКФО в свете проблемы беженцев Украины сегодня'

Миграционная политика СКФО в свете проблемы беженцев Украины сегодня Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
229
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКФО / ЮФО / УКРАИНА / БЕЖЕНЦЫ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алиева А.Б.

В статье анализируются вопросы государственной миграционной политики РФ по проблемам украинских беженцев, в частности, в регионах СКФО, где на сегодняшний день разворачиваются сложные социальные явления и процессы, затрагивающие всё российское сообщество. Последнее, связано, прежде всего, с недостаточно стабильной социально политической и религиозной обстановкой на данной территории, а именно фактом необоснованного введения против нашей страны рядом европейских стран экономических санкций и плюс ко всему события на Украине в последние два года, для которой Россия, в частности, регионы Северного Кавказа, открыли свои двери. К тому же, автором рассматривается законопроект, вносящий изменения в закон РФ «О гражданстве», где разработчики предлагают внести новую статью, упрощающую процедуру получения российского гражданства, в частности, для жителей ДНР и ЛНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миграционная политика СКФО в свете проблемы беженцев Украины сегодня»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 325

А. Б. Алиева К.и.н.

преподаватель кафедры «Гражданское право» Дагестанский Государственный Университет народного хозяйства Республика Дагестан, г. Махачкала, Российская Федерация

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СКФО В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЖЕНЦЕВ УКРАИНЫ СЕГОДНЯ

Аннотация

В статье анализируются вопросы государственной миграционной политики РФ по проблемам украинских беженцев, в частности, в регионах СКФО, где на сегодняшний день разворачиваются сложные социальные явления и процессы, затрагивающие всё российское сообщество. Последнее, связано, прежде всего, с недостаточно стабильной социально - политической и религиозной обстановкой на данной территории, а именно - фактом необоснованного введения против нашей страны рядом европейских стран экономических санкций и плюс ко всему события на Украине в последние два года, для которой Россия, в частности, регионы Северного Кавказа, открыли свои двери. К тому же, автором рассматривается законопроект, вносящий изменения в закон РФ «О гражданстве», где разработчики предлагают внести новую статью, упрощающую процедуру получения российского гражданства, в частности, для жителей ДНР и ЛНР.

Ключевые слова СКФО, ЮФО, Украина, беженцы, миграционная политика.

Новейший период истории России выдвинул новые ориентиры государственной региональной политики. Основными ее задачами являются с одной стороны, стремление к сохранению единства и территориальной целостности государства, с другой - обеспечение самостоятельности регионов России, в том числе и Северного Кавказа, сочетание государственной поддержки со стимулированием экономической активности населения на всей территории России. СКФО является территорией, где на сегодняшний день разворачиваются сложные социальные явления и процессы, затрагивающие всё российское сообщество, т.к. именно СКФО представляет собой одну из уязвимых точек на политической карте РФ [1,с.271]. Это связано прежде всего с недостаточно стабильной социально - политической и религиозной обстановкой на данной территории. Необходимо отметить в качестве кризисной ситуации и факт необоснованного введения против нашей страны рядом европейских стран экономических санкций и плюс ко всему события, происходящие на Украине в последние два года, для которой Россия, в частности, регионы Северного Кавказа, открыли свои двери для страдающих русских и украинцев Донбасса. Одной из ошибок Запада, на наш взгляд, является — попытка изменить экономический режим в нашей стране, путем давления на какие-то определенные группы населения, в частности, это происходит с жителями сегодняшней Украины. Россия изменилась. Это уже не 1990-е годы, и даже не 2000 - е. Одна седьмая часть суши не может не иметь своих экономических интересов и их не отстаивать, что Россия сейчас пытается сделать [6,с.152].

Сегодня миграционная динамика на Северном Кавказе в полной мере отражает весь спектр политических и социально - экономических противоречий, имеющих место не только в масштабе региона, но и в целом страны [3,с.116]. Связано это, прежде всего, с событиями, происходящими на Украине в последние два года. 11 мая 2014 года в Донецкой и Луганской областях Украины состоялись не признанные киевскими властями референдумы, по итогам которых была провозглашена независимость Донецкой (ДНР) и Луганской (ЛНР) народных республик. Власти Украины определили ДНР и ЛНР как террористические организации и начали в двух областях военную (антитеррористическую) операцию. Опасаясь за свои жизнь и здоровье, многие жители восточных областей Украины покинули свои дома. Последствия катастрофы ужасны. Исход населения приобрел небывалый размах. Единственной страной, открывшей свои двери для страдающих русских и украинцев Донбасса, является Россия. Этого не сделала ни одна страна Европейского

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

Союза, с которым у Украины якобы имеется какая-то «ассоциация». Более половины от общего числа беженцев, по данным МЧС РФ, прибыли в регионы Южного федерального округа. В числе новых угроз ЮФО секретарь Совбеза РФ назвал проблему беженцев из Украины. В первые месяцы активного исхода украинцев из Донецкой и Луганской областей, в июне - августе прошлого года, республики Северного Кавказа разместили у себя около 7 тыс. человек. Значительная часть их размещается на территории России, в частности, в регионы СКФО. Их появление, по мнению Патрушева, создает напряженность в социальной сфере, и это, прежде всего, касается Южного Федерального округа как приграничного региона. В Северокавказском федеральном округе уровень безработицы - один из самых высоких в России. В среднем по округу в начале 2015 года безработица равнялась 11 процентам, при этом в Ингушетии она составляла 23 процента, в Чечне — 17,7, в Ставропольском крае - 6 процентов. Среднероссийский показатель ниже - 5,5 процента.' На начало 2015 года средний доход на душу населения в округе составлял 18,7 тыс. рублей. Больше всех гостей «досталось» Северной Осетии - сюда с лета прошлого года приехало свыше, тысячи украинцев. Власти Кабардино - Балкарии заявляли о 800 беженцах. Приняли людей в Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Чечне. Для предотвращения разрастания проблемы Николай Патрушев потребовал от губернаторов регионов ЮФО и СКФО сосредоточить усилия на обеспечении занятости населения, в том числе в части своевременности и полноты оплаты труда [2]. Также отдельное внимание секретарь Совбеза попросил уделить вопросам межнациональных взаимоотношений. Конфликт на Украине вызывает массовый исход беженцев в Россию. По данным ФМС, сегодня в РФ пребывает 2,5 млн. украинцев. При этом 550 тыс. человек — это граждане Украины, которые скрываются на территории России от участия в боевых действиях. Еще 970 тыс. — это лица, прибывшие в экстренном порядке с территорий юго-востока Украины. Наличие значительного количества беженцев дает питательную почву для действий экстремистских организаций. Уже отмечаются попытки использовать ситуацию с расселением беженцев, прибывающих в Россию из юго - восточных регионов Украины, для повышения уровня социальной напряженности. Возросшая миграционная нагрузка, безусловно, осложняет оперативную обстановку в субъектах ЮФО. Уже отмечаются попытки использовать ситуацию с расселением беженцев, прибывших в Россию, из юго -восточных регионов Украины, для повышения уровня социальной напряженности [5]. В частности, в ряде сетевых изданий создаются группы по обсуждению негативного поведения беженцев из Украины на территории РФ. Причинами недовольства граждан являются приоритет детям беженцев при оформлении в детские сады, школы и вузы на бюджетной основе, отказ беженцев от размещения в небольших населенных пунктах, высокое по российским региональным меркам материальное обеспечение. В текущем году на территории округа произошло (в основном, в Ростовской области) 11 бытовых конфликтов с участием беженцев, которые могли вызвать общественный резонанс и перерасти в межнациональные конфликты.

В регионы СКФО по последним данным прибыло более 1,5 тыс. беженцев с Украины это число постоянно меняется, так как многие получают предложения по трудоустройству в российских регионах и меняют статус беженцев на статус граждан России. Они размещаются в Ростовской, Астраханской и Волгоградской областях, в Краснодарском крае, Адыгее, Калмыкии и в регионах Северо - Кавказского федерального округа - Дагестане, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае [8]. Вместе с тем, в северокавказском сообществе отмечаются отдельные опасения того, что приток беженцев создаст нагрузку на социальную сферу и затруднит выполнение ранее принятых региональных программ. Однако, для республик Северного Кавказа беженцы - возможность вернуть хотя бы небольшой процент славянского населения на свою территорию. Ставропольский край входит в число тех регионов РФ, которые принимают беженцев из Украины, во - первых, как транзитная территория, во -вторых, как территория, на которой проживают родственники граждан Украины, у которых они находят убежище. В республиках РФ СКФО, также как и в Ставропольском крае, власть и население едины в осуждении действий президента Украины, в политическом и социальном энтузиазме по поводу действий Президента РФ В. Путина, в стремлении оказать помощь людям, ставшим заложниками современных событий. Ставропольскому краю перечислено 23,5 млн. рублей на обустройство беженцев из Украины. В Ставропольском крае организовано 17 пунктов размещения беженцев, в которых проживают около 800 человек. В мероприятиях задействованы структуры МЧС, министерство труда и социальной защиты

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

населения Ставрополья, управления ФМС России по Ставропольскому краю, прокуратура, общественные организации, казачьи общины, национально - культурные и религиозные организации - епархии РПЦ и ДУМ и др.

Небольшое число русских беженцев не повлияет заметно на сформировавшуюся в новых политических реалиях этнодемографическую структуру субъектов РФ СКФО и в целом тоже [7]. В то же время беженцам, привыкшим к иным этносоциальным нормам и факторам, будет сложно адаптироваться в северокавказских сообществах. В настоящее время не ясно, какое число беженцев имеют намерение получить российское гражданство и остаться в крае на постоянное жительство. По мнению экспертов, нелегкая ситуация складывается из - за причины, что федеральные власти до сих пор не отрегулировали и тем более не упростили процедуру предоставления официального статуса беженца. По действующему закону, для получения российского гражданства его соискателям необходимо выполнить целый ряд условий, в том числе прожить на территории РФ с видом на жительство непрерывно в течение пяти лет, иметь здесь законный источник к существованию, владеть русским языком и многое другое. Однако, уже сегодня, ФМС России подготовил проект изменений в федеральный закон от 31.05.2002. № 62 - ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О гражданстве РФ», разработчики которого, предлагают в действующий закон добавить новую статью. Это норма предполагает, что гражданство в упрощенном порядке - то есть без соблюдения действующих сейчас условий его получения - будет выдаваться иностранным гражданам в течение трех месяцев. Упрощенная процедура получения российского гражданства до сих пор была предусмотрена для участников государственной программы переселения соотечественников, но теперь она может быть расширена на гораздо более широкую категорию претендентов. Разработчики законопроекта заявляют, что направлен он, в первую очередь, на ситуации, подобные массовому наплыву беженцев с Украины в 2014 - 2015гг, поэтому дорабатывался, в большей степени, в соответствии с решениями рабочей группы по вопросам поддержки украинским беженцам. Эти соображения применимы к СКФО в целом, в субъектах которого идет работа по приему беженцев и по организации им всесторонней помощи. Особое внимание этой проблеме уделяет полномочный представитель Президента РФ в СКФО С. Меликов, который держит ситуацию под контролем. Если поток беженцев будет продолжаться, то Правительство РФ, вероятно, станет перед необходимостью разработки федеральной целевой программы их обустройства с учетом экономической, производственной, социальной инфраструктуры регионов России [4,с.143]. Представляется, что намерения беженцев будут мотивированы, прежде всего, не кавказским гостеприимством, а федеральными средствами, усилиями федеральных и региональных властей и теми условиями, которые будут созданы или не будут созданы в субъектах РФ СКФО для их временного пребывания или постоянного проживания. Что касается миграционной политики Республики Дагестан - самой многочисленной в Северо - Кавказском федеральном округе и самой многонациональной в России, то сегодня наблюдается тенденция развития республики в плане приема беженцев с Украины [9,с.153]. По данным республиканского управления Федеральной миграционной службы России, в Дагестане находятся 111 вынужденных переселенцев с Украины, из них 31 ребенок. В свою очередь, Правительство России будет финансово поддерживать те регионы, которые приняли у себя беженцев», - заявил полпред Главы государства в СКФО. Ростовская область и Краснодарский край стали территориями, естественным образом приспособленными для принятия беженцев с Украины. Это связано с близостью, общей границей и ментальностью. Основная масса беженцев прибывает и первоначально размещается в Ростовской области, которая непосредственно граничит с охваченными вооруженным конфликтом Донецкой и Луганской областями Украины. Краснодарский край приютил свыше 41,6 тыс. беженцев с юга-востока соседнего государства. Из Ростовской области беженцы распределяются по регионам РФ, готовым их принять.

По состоянию на 30 июня 2014 года, общее число размещенных в регионах ЮФО и СКФО граждан Украины достигало приблизительно 31 тыс. человек [7]. В связи с таким огромным непрекращающимся потоком беженцев режим чрезвычайной ситуации был введен в пяти регионах Северного Кавказа: на территории Ростовской, Волгоградской, Астраханской областей, Республики Калмыкия, в Ставропольском крае, а также в городе федерального значения Севастополе. Поток беженцев не иссякает. В ближайшее время могут закрыть для въезда украинцев Краснодарский и Ставропольские края. Однако существует ряд острых

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

проблем, связанных с дальнейшей судьбой вынужденных переселенцев. Это их обеспечение жильем, трудоустройство, предоставление мест в детских садах, средних и высших учебных заведениях и многие другие. В урегулировании этих вопросов, по мнению полпреда, помимо руководства округа и края должна участвовать общественность. Беженцам оказывается информационно - психологическая поддержка. Также проводится мониторинг процесса адаптации вынужденных переселенцев в пункте временного размещения. Как отметил глава государства В. В. Путин, проблема становится все более масштабной, а потому ей следует уделить больше внимания. Именно данная проблема приобретает особую значимость на современном этапе и останется актуальной в ближайшей и среднесрочной перспективе. Геополитическая составляющая в мире с каждым годом становится все более напряженной. Неспокойная ситуация и в непосредственной близости от Российской Федерации, что вынуждает население покидать государства проживания в поисках убежища. В исключительных ситуациях возникает необходимость предоставления гражданства РФ в упрощенном порядке определенному кругу лиц и в более короткий срок [10, ст. 2031]. По нашему мнению, инициируемое упрощение процедур приема в российское гражданство обеспечит поддержку и защиту вынужденным переселенцам и прежде всего, беженцам с Украины. Для решения данной задачи необходимо задействовать весь потенциал государственного аппарата и гражданского общества. Ведь исторический опыт говорит о том, что мир и согласие на территории большого Кавказа возможны только в едином политическом и экономическом пространстве. Вышесказанное и определяет актуальный характер нашего исследования. Список использованной литературы:

1. Алиева А.Б. Политика США и перспективы развития СКФО (на примере АПК). // Сборник научных трудов по материалам 6 - й Международной научно - практической конференции. Политико - правовые, социально - экономические и культурные проблемы и приоритеты развития регионов РФ в эпоху глобализации. Махачкала. 2016. 377 с.

2.Беженцы с Украины в СКФО и ЮФО // Кавказский узел - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/244961/

3.Белькова Е. Г. Беженцы и переселенцы: разграничение понятий. // Известия Иркутской государственной экономической академии. № 3. 2010. 422 с.

4.Барсукова А. В. Развитие инвестиционного процесса в СКФО: институциональный анализ. // Журнал институциональных исследований. № 4. 2012. 302 с.

5.Емельянова С. Северный Кавказ принял 6,5 тысяч беженцев с Украины // Российская газета - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/07/27/reg-skfo/kavkaz-anons.html

6.Кутаева Р. А. Проблемы и направления социально - экономического развития регионов СКФО. // Современные проблемы науки и образования. № 2. 2015. 246 с.

7.Мейгун Е. Беженцев с Украины - на Кавказ?// Кавказская политика - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kavpolit.com/blogs/dagestan/5351/

8.Сабуров А. М. Ставропольский край принимает соотечественников, переселяющихся из-за рубежа// Ставропольская правда - [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www .stapravda.ru/20141028/stavropolskiy

9.Энеева М. Н., Ульбашева А. Р. Проблемы и парадоксы социально - экономического развития Северного Кавказа и пути повышения управляемости территории // Экономические науки. № 9. 2010. 287 с. 10.Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О гражданстве Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.06.2002, N 22, ст. 2031.

© Алиева А. Б., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.