Научная статья на тему 'Миграционная политика как фактор социально-экономического развития региона'

Миграционная политика как фактор социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
394
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ПОЛИТИКА / РАЗВИТИЕ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / РЕГИОН / MIGRATION / POLICY / DEVELOPMENT / HUMAN RESOURCES / REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акопян Варос Корюнович

В статье рассматриваются основные аспекты влияния миграционных процессов на социально-экономическое развитие региона, проблемы социального управления данными процессами и необходимые изменения в национальной и региональной миграционной политике, нацеленные на повышение эффективности миграционных процессов в региональном развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration policy as a factor of regional social-economic development

The paper deals with the essential issues of the migration processes’ influence on the social and economic development of a region, with the problems of public administration of these processes and the required changes in the national and regional migration policy, with the purpose of the increasing efficiency of migrants’ contribution to the local development.

Текст научной работы на тему «Миграционная политика как фактор социально-экономического развития региона»

В.К. АКОПЯН

Варос Корюиоеич АКОПЯН — аспирант кафедры социологии СПбГЭУ.

В 2010 г. окончил Ереванский государственный университет. Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — экономическая социология. ^ ^ ^

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА*

Децентрализация управления, развитие местного самоуправления, рост инициативных движений граждан свидетельствуют о перемещении фокуса внимания с глобального уровня на локальный. Достижение страной лидирующих позиций в глобальной политической и экономической системе опирается на реализацию поставленных целей и заданных качественных и количественных результатов на региональном, местном уровне.

В связи с этим сегодня вопрос развития региона оказывается в центре внимания не только ученых и исследователей, но и органов власти, которые должны обеспечивать вклад территории в агрегированное благосостояние государства в целом. С этой точки зрения миграционная политика на национальном и региональном уровнях приобретает все более сложный, селективный и многокомпонентный характер, отражая возможности и проблемы, связанные с миграционными процессами.

При этом возможности развития региона не только являются объектом социального управления для органов власти, но и фактором влияния на социально-экономические решения граждан, принимаемые на индивидуальном уровне. Эти индивидуальные решения складываются в миграционные потоки, направленные в более благополучные регионы, с более явными и быстрыми перспективами социально-экономического роста, что приводит к балансу притока и оттока населения с определенным набором характеристик.

При этом «миграции могут быть интерпретированы как процесс массовой реакции населения на изменяющуюся ситуацию» [3, с. 157], в результате которой индивиды делают выбор на основе профессиональных и жизненных планов и устремлений. Неравномерность развития территорий, отношения «севера» и «юга» (или развитого «центра» и развивающейся «периферии») приводят к двойному эффекту: а) притоку мигрантов для замещения непривлекательных вакансий и б) оттоку более востребованной части населения, которую в условиях инновационной экономики составляют, прежде всего, работники с высокой квалификацией и личностными компетенциями гибкой адаптации и креативного решения профессиональных и коммуникативных проблем.

С одной стороны, в столичных мегаполисах (городах федерального значения) выявляется структурная безработица. Так, в Санкт-Петербурге на конец 2009 г., в разгар финансового кризиса 2008-2010 гг., были признаны безработными 28,6 тыс. человек, а заявленная работодателями потребность

ГРНТИ 06.61.33 ' П. К. Акопян. 2013

Публикуется по рекомендагрш д-ра социол. наук, проф. С.С. Бразевича.

составляла 46,0 тыс. К концу 2011 г. эта ситуация стала еще более заметной: 13,4 безработных против 58,5 тыс. вакантных рабочих мест |2|. Таким образом, по крайней мере в Санкт-Петербурге, миграционный приток не приводит к вытеснению коренного населения с рынка труда, поскольку занимаемые мигрантами рабочие места не востребованы местными жителями.

С другой стороны, наиболее образованные, активные и компетентные граждане стремятся использовать возможности развития в зонах с развитой инфраструктурой, что приводит к «утечке» не только интеллектуальных, но и любых других человеческих ресурсов (спортсмены, фотомодели, предприниматели и др.). Так, в Санкт-Петербурге наблюдается приток неквалифицированной рабочей силы и отток высококвалифицированных и мобильных человеческих ресурсов [1]. Это приводит к изменению качественной структуры трудовых ресурсов региона.

В условиях инновационной экономики ключевым фактором развития становится оснащенность региона не сырьевыми или финансовыми ресурсами, а, прежде всего, человеческим потенциалом. С этой точки зрения миграционная политика призвана играть роль в селективном обеспечении регионов трудовыми ресурсами, обладающими тем набором количественных и качественных характеристик, который необходим для достижения регионом поставленных задач социально-экономического развития.

Кроме того, «по отношению к экономике население выступает одновременно и как производитель и как потребитель материальных благ, такая "двусторонность" этих зависимостей обусловливает сложность и, порой, противоречивость связей населения и экономики» [7, с. 17]. Поэтому системный анализ факторов социально-экономического развития и влияния миграционной политики представляет собой сложный, специфический предмет исследования. Так, для сохранения и повышения уровня жизни в регионе следует не только обеспечивать доходную сторону — занятость и оплату труда коренных жителей, но и способствовать сокращению расходной стороны, где важную роль играет дешевый труд трудовых мигрантов. Как пишет проректор Российской экономической школы профессор К. Сонин, «на рынках множества товаров и услуг конкуренция довольно высока, и здесь использование дешевых мигрантов снижает цены, делая всех потребителей богаче. Изгнание мигрантов приведет к росту цен» [5], но при низком уровне и структурном характере безработицы освободившиеся вакансии не будут заняты коренным населением. Таким образом, миграционная политика должна учитывать влияние мигрантов не только на рынок труда, но и на рынки товаров и услуг.

В условиях старения населения и сокращения или недостаточного уровня рождаемости миграционные процессы обеспечивают регионы необходимым объемом трудовых ресурсов. Сопоставляя региональные данные по динамике численности населения по графикам естественного движения и миграции, можно увидеть, что миграция лишь в течение последних 3 лет успешно покрывает естественную убыль населения в Санкт-Петербурге (см. рис.) [2].

Рис. Сопоставление естественного движения (убыли) населения и миграционного прироста (убыли)

по Санкт-Петербургу в 1993-2010 гг., человек

Это означает, что лишь в кризисный период 2008-2010 гг. Санкт-Петербург привлекал достаточное число людей, позволяющее городу увеличивать численность населения. При этом вопрос посткризисного развития демографической ситуации остается открытым. Угроза депопуляции страны постепенно снимается с помощью демографической политики. Так, естественная убыль населения в РФ в 2012 г. составила -0,02 промилле (наименьший показатель за 20 лет с 1992 г.) [там же]. Но воспроизводство населения требует более высоких показателей рождаемости, нежели регистрируемые сегодня в стране. В столичных мегаполисах по-прежнему отмечается естественная убыль населения (в Санкт-Петербурге она составила минус 1,7 тыс. человек в 2012 г.). Миграционный приток восполняет естественную убыль.

Как показывают статистические данные по Санкт-Петербургу, трудовые мигранты играют заметную роль в «омоложении» населения региона. Так, в 2010 г. лишь 0,8 % трудовых мигрантов были старше трудоспособного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), в то время как пенсионеры составили 27,3 % населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. При этом 81,9 % иностранных работников — мужчины, что также выравнивает «перекос» в возрастно-половой структуре населения с преобладанием женщин среди коренных жителей.

Но приезд трудовых мигрантов в регион не в состоянии полностью компенсировать проблемы демографического кризиса, негативно влияющие на экономическое развитие. Так, высокий уровень заболеваемости во всех возрастных группах коренного населения региона дополняется эпидемиологическими угрозами в связи с миграцией из районов распространения болезней, как полностью побежденных в принимающем регионе (в связи с чем прививки от которых более не делаются), так и активно передающихся от человека к человеку. К примеру, заметно вырос уровень заболеваемости туберкулезом — традиционной болезнью петербуржцев, связанной с неблагоприятными климатическими условиями.

Важную проблему составляет криминальный аспект миграции, связанный не только с недостаточной адаптированностью мигрантов к принимающей среде, но и с нарушением прав мигрантов со стороны работодателей, которые стремятся «оптимизировать» расходы, налоговые и социальные отчисления за счет отказа в заключении с ними официальных трудовых договоров, фиксации их как иностранных работников, их регистрации и т. д.

Наконец, говоря о вкладе миграции в развитие принимающего региона, следует отметить не только сторону предложения (производство благ и оказания услуг), но и сторону спроса. Мигранты не только формируют специфические ниши на рынке (дешевые мобильные телефоны, банковские услуги по переводу денег в страны происхождения и др.), но и приобретают продукты питания и товары повседневного спроса, оплачивая труд местных производителей. Как правило, для общественного мнения заметно вытесняющее коренных жителей давление мигрантов на социальную инфраструктуру принимающего общества (здравоохранение, детские сады, школы, и т. п.). Вместе с тем невозможность заполнения низкооплачиваемых и неквалифицированных вакансий в этих учреждениях в мегаполисах на основе рабочей силы местных жителей сделала бы проблематичной работу этих учреждений. Так, в детских садах Санкт-Петербурга обнаруживается нехватка уборщиц и поваров, без которых функционирование детского сада невозможно.

Миграционная политика не только на региональном, но и на федеральном уровне должна включать программы социальной адаптации, в том числе для детей мигрантов. Интеграция детей мигрантов, изучение ими русского языка и адекватная инкультурация в обществе являются объектом не только деятельности и финансирования местного сообщества, но и государства, которое несет ответственность за их социализацию в рамках социальных институтов образования, здравоохранения и социальной защиты.

Таким образом, миграционные процессы оказывают влияние на предложение трудового ресурса на рынке труда, специфику потребления (например, предложение халяльных продуктов питания в Санкт-Петербурге в связи с увеличением мусульманской общины), на социокультурные и этнокон-фессиональные составляющие ценностно-нормативной регуляции повседневного поведения. Поэтому при оценке миграционных потоков необходимо определить их количественные объемы, регионы происхождения или страны — источники этих потоков, а также получить обобщенное представление о распределении иммигрантов по уровню образования, этноконфессиональной принадлежности, профессиональным нишам на рынке труда и в социальной структуре, которые каждая категория мигран-

тов способна занять в соответствии с видами деятельности, традиционно привычными и свойственными соответствующим этническим группам.

Отметим, что в условиях старения населения авторы оценивают миграцию как важный фактор повышения рождаемости [4], поскольку мигранты имеют обычно более высокие фертильные установки, чем основное население. Исследователи указывают важность государственной демографической политики для сокращения различия в уровне рождаемости коренного населения и иммигрантов.

Следует признать, что объем миграционных потоков сегодня слабо поддается статистическому учету в силу специфики регистрационных правил и расширения нелегальной миграции, поэтому «необходимо законодательное обеспечение региональной миграционной политики» [6, с. 29]. Если финансирование социальной адаптации, включения в пользование территориальной инфраструктурой, обеспечения минимальными достойными условиями жизни может отчасти решаться на уровне федеральной миграционной политики, то интеграция в повседневную социально-экономическую действительность, культурно-просветительские мероприятия и повседневно-бытовую жизнедеятельность регионов может осуществляться только с помощью активных действий местного сообщества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акопян Е.А. Демографическая политика как фактор экономического развития региона (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области): автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ереван: ЕГУ, 2013.

2. Данные базы Госкомстата РФ. URL: http://petrostat.gks.ra/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/resources/4ß4a 8004eb4f2d79bfedf7ß5f820d0/02brab_g.pdf (дата обращения: 29.04.2013).

3. Иванова Т.Д. Миграция населения и пути ее совершенствования в районах Крайнего Севера // Смена культур и миграций в Западной Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1987. С. 157-160.

4. Рязанцев C.B. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции. Ставрополь, 2001.

5. Сонин К. Изгнание мигрантов приведет к росту цен // Ведомости. 2012. 28 авг. URL: http://www.vedomosti.ra/ opinion/print/2012/08/27/3272311 (дата обращения: 12.04.2013).

6. Суворова H.H. Миграция как фактор социально-экономического развития региона // Вестник Челябинского университета. Сер. 8: Экономика. Социология. Социальная работа. 2002. № 1 (4). С. 24-29.

7. Халкечев М.Н Демографическая дифференциация регионов России: динамика и развитие. М.: ЦСП, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.