Научная статья на тему 'Мифосознание современных молодежных региональных политических элит и использование потенциала мифосознания в государственном управлении'

Мифосознание современных молодежных региональных политических элит и использование потенциала мифосознания в государственном управлении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
140
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФОСОЗНАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА ЛИДЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / MYPHCONSCIOUSNESS REGIONAL POLITICAL ELITE LEADERS PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Косов А. В.

Мифосознание отражает общие характеристики мифологического способа освоения действительности. Структуры и функции мифологических форм сознания рассматривались как составляющие процесса развития личности и определялись целями и особенностями доминирующей формы представленности мифосознания. Типы проявления мифосознания, определяются особенностями господствующей конфигурации знакового опосредствования в различных видах человеческой жизнедеятельности. Исследование особенностей проявления мифосознания представителей современных региональных молодежных политических элит весьма актуально и предполагает изучение особенностей, видов и возможностей развития (формирования) процессов уверенности, веры, доверия и приверженности в молодежной среде, исследование социально-психологических особенностей поведения представителей молодежных региональных политических элит. Основной предмет изучения особенности мифосознания представителей современных региональных политических элит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIFOSOZNANIYE OF THE MODERN YOUTH REGIONAL POLITICAL ELITE AND USE OF POTENTIAL OF MIFOSOZNANY IN PUBLIC ADMINISTRATION

Myphconsciousness reflects general characteristics of a mythological way of development of the validity. Structures and functions of mythconsciousness were considered as components of development of the person and defined by the purposes and features of the dominating form it is shown through myphconsciousness. Display types myphconsciousness, are defined by features of a dominating configuration sign means in various kinds of human ability to live. The study of the particularities of the manifestation of myphconsciousness representatives modern regional youth political elite very currently and expects the study of the particularities, type and possibilities of the shaping of the processes to confidence, faiths, confidences and adherences in youth ambience, study social-psychological particularities of the behaviour of the representatives youth regional political elite. The main subject of the study a particularities of myphconsciousness representatives modern regional political elite.

Текст научной работы на тему «Мифосознание современных молодежных региональных политических элит и использование потенциала мифосознания в государственном управлении»

Андрей ....>>>>>>>^ Ваня т ^Хаша

1

Петя

Организация поисковой деятельности при формировании анализа и синтеза у младших школьников по предложенной методике дало вполне конкретные результаты:

1) повысился уровень знаний учащихся, что наблюдалось на уроках математики при усвоении закономерностей изучаемых явлений;

2) стали ярче проявляться познавательные интересы детей их стремление к самостоятельной активной деятельности, учащиеся охотно включались в процесс рассуждения, не боялись ошибиться, вступали в дискуссии;

3) изменился уровень сформированности умений анализа и синтеза: до внедрения в процесс обучения предложенной методики количество учащихся с высоким уровнем составляло 33,4%, со средним - 47,6%, с низким - 19 %. После внедрения данной методики количество учащихся с высоким уровнем составило 42%, со средним - 48% и с низким - 10%. Отразим полученные данные на рисунке 1.

■ до экспер

еэкспер

высокии

Рис. 1. Динамика уровня сформированности умений анализа и синтеза

Нами были приведены примеры заданий, которые позволяют формировать умения анализа и синтеза у младших школьников. Однако аналогичная организация поисковой деятельности может быть использована при формировании и других интеллектуальных умений, таких как классификация, сравнение, обобщение, аналогия и другие.

The article examines the relationship of the process of reasoning and the formation of skills of analysis and synthesis in primary school children. The stages of organizing a search activity of the primary school children, and describes how to organize this activity in the formation of skills of analysis and synthesis. The data showing the effectiveness of the proposed method of forming intellectual skills (analysis and synthesis). This article is intended to researchers of the problem and primary school teachers.

The key words: reasoning (inference), parcels, opinion, analysis, synthesis, search activity, the problem is, the hypothesis.

Список литературы

1. Стойлова Л.П. Математика. М., 1995.

2. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. Ярославль, 1997.

3. ТонкихА.П., ОхременкоД.В. Математика. Ч.1. Основные понятия. Брянск, 1998.

Об авторе

Жеребцова Галина Александровна - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, galina18.02@ mail.ru

УДК 159.95

МИФОСОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА МИФОСОЗНАНИЯ

В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

А.В. Косов

Мифосознание отражает общие характеристики мифологического способа освоения действительности. Структуры и функции мифологических форм сознания рассматривались как составляющие процесса развития личности и определялись целями и особенностями доминирующей формы представленности мифосознания. Типы проявления мифосознания, определяются особенностями господствующей конфигурации знакового опосредствования в различных видах человеческой жизнедеятельности. Исследование особенностей проявления мифо-

сознания представителей современных региональных молодежных политических элит весьма актуально и предполагает изучение особенностей, видов и возможностей развития (формирования) процессов уверенности, веры, доверия и приверженности в молодежной среде, исследование социально-психологических особенностей поведения представителей молодежных региональных политических элит. Основной предмет изучения - особенности мифосознания представителей современных региональных политических элит. Ключевые слова: мифосознание региональный политическая элита лидеры общественное мнение

Актуальность исследуемой нами проблемы - в необходимости осуществлении анализа, в первую очередь, теоретического, основных концепций и научных направлений, посвященных проблеме особенностей мифосознания региональных молодежных политических элит, в связи с чем и предметом нашего исследования являются особенности мифосознания региональных молодежных политических элит, а целью - изучение процессов формирования мировоззрения региональных молодежных политических элит средствами мифосознания.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в интеграции на основе изучения мифосознания теоретических представлений о природе сознания, представленных в работах Выготского Л.С., Лурия А.Р., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Брушлинского А.В., Асмолова А.Г., семиотических и культурологических моделей диалога Бахтина М.М., Лотмана Ю.М., психоаналитических моделей развития психики З. Фрейда. Ж. Лакана, М. Кляйн, психосемантического подхода Дж. Келли, Ч. Осгуда, Петренко В.Ф., Шмелева А.Г. В отечественной психологии практически не исследованы трансформации мифосознания в процессе формирования личностного мировоззрения. Очевидно, что выделение результатов этих изменений - один из важных аспектов новизны исследования. Кроме того, несомненна обусловленность наличия и действенности мифосознания, опирающаяся на особенности культурного архетипа и этнической ментальности, задающие программу действий в рамках мифологем (мифологических стереотипов), обеспечивающих направленность формирования мировоззренческих оснований личности. Мифосознание, не строя рациональных, логически последовательных доводов, создает чувственно воспринимаемые выразительные образы, способные изменять мировоззрение индивида. Обладая способностью к суггестии, эти образы апеллируют не к разуму и чувствам, а к подсознательным глубинам психики. Мы считаем, что схема структуры и функций мифосознания объективно включает в себя составляющие единого субъективного образа мира.

Новизну исследования составляет теоретический и экспериментальный анализ функций ми-фосознания представителей региональной молодежной политической элиты (формирование толерантного отношения к логическим противоречиям, осуществление контакта между уровнями отражения при обеспечении баланса автокоммуникации системы, обеспечение условий формирования субъектности, формирование условий личностной автономии без потери связи с социумом), а также мифосознания в целом, как основы мировоззрения.

Теоретико-методологической основой нашего исследования являются общенаучные принципы познания; теоретические разработки в области общей психологии и психологии сознания, принципы культурно-исторической теории Выготского Л.С., идея «образа мира» Леонтьева А.Н., теория социальных представлений С. Московичи, психосемантический подход к исследованию обыденного сознания (Ч. Осгуд, Дж. Келли, Петренко В.Ф., Шмелев А.Г., Улыбина Е.В.). Кроме того, теоретическую базу нашего исследования составили идеи и теории, представленные в работах А. Адлера, Бехтерева В.М., Бурно М.Е., В. Вундта, В. Джеймса, Добровича А.Б., Л. Леви-Брюля, Мерлина В.С., М. Мид, Налимова В.В., Панова В.Г., Н. Пезешкян, Поршнева Б.Ф., Э.Б. Тайлор, К.-Г. Юнга и др., в которых заложены основы изучения субъектности и форм ее объективизации. Нами был проведен анализ проблемного поля и представлена процессная модель преобразований мифосознания, как основы мировоззрения.

Методологическую базу исследования составили концептуальные подходы, раскрывающие специфику развития личности и систему задающих детерминант: концепция человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности, культурно-историческая теория Выготского Л.С. (механизмы присвоения культурно-исторического опыта и вхождения в культуру), М. Мид, B. Berns. Использовались положения современного психоанализа, отраженные в теории привязанности, «object relation» (Э. Эриксон, К. Хорни, D. Winnicott, M. Mahler, M. Klein и др.), процесс «социализации» в психоанализе Э. Эриксона. Особое внимание было уделено теоретическим посылкам исследователей, рассматривающих ценностные ориентации личности как результат познания мира, себя, смысла, назначения своей жизни. При этом мифическое рассматривается в ракурсе осуществления специфического конфигурирования различений-синтезов-идентификаций когнитивных, ценностных и нормативных содержаний опыта сознания, миф же осмысляется в парадигме исследования многомерности сознания и практики, включающей в себя различные не редуцируемые взаимно ипостаси опыта сознания.

Изучение проблемы особенностей мифосознания, проявляющихся у представителей современ-

ных региональных молодёжных политических элит, позволили нам предположить, что: - необходимо целостное представление о содержании и проявлениях особенностей мифосознания представителей современных региональных политических элит; - необходим подробный анализ особенностей содержания и стадий формирования мировоззренческих механизмов посредством мифосознания у представителей молодежных современных региональных политических элит, который позволит более полно и детально диагностировать возможные индивидуально-личностные поведенческие особенности (в т.ч. электоральное поведение), разрабатывать методы психологической коррекции указанного поведения.

Очевидно, что с феноменологической точки зрения мы живем в мире крайне выраженного личностного своеобразия. Люди, принадлежащие одному культурному сообществу прекрасно понимают друг друга, оперируя в общей для них системой образов притом, что их культуральные метафоры по большей части инспирированы мифологией, незнание которой значительно усложняет процесс понимания. Мифологией обладают культуры и народы, живущие в соответствии со своей мифологической системой. Часто руководящие нашим поведением мифологемы бывают сознательными, однако, по большей части, они все же бессознательны и подвергаются значительным искажениям в связи с личностным опытом [1, с.7-10]. Стремясь к осуществлению потребности в осмыслении переживаемого и чувствуемого, получаем историю в символах - создаем миф. Мировоззрение, сознательные или бессознательные убеждения - являются мифами [2, с. 300]. Поскольку деятельность сознания постоянно протекает на фоне бессознательных психических процессов, то любое целенаправленное действие отдельного человека совершается для удовлетворения одновременно осознаваемых устремлений и потребностей, порождаемых комплексом неосознаваемых мотиваций.

Во множестве определений сознания до некоторой степени отражено многообразие его функций: познание, отношение, целеполагание, регуляция и пр., в сложной взаимосвязи субъекта и окружающего предметно-социального мира, причем на первое место ставится именно познавательная функция. Кроме того, поверхностные структуры образа мира могут оформляться не только чувственно, но и рационально: представление о мире и знание о нем - структуры различающиеся иначе, чем разные уровни познания, и, при наблюдении объекта, как явления, с последующим выделением его сущности, вскрываются новые «поверхности». Поверхностные структуры связаны с познанием мира как специальной целью, с построением того или иного представления о нем. Очевидно, что человек, познавая или не познавая мир, все же существует и действует в нем, полагая познание единственным способом своего существования, хотя также очевидно, что представление о мире присуще человеку, как носителю сознания. Это представление не является рациональной конструкцией, отражая утилитарную «вовлеченность» человека в мир и связывая его общественной и индивидуальной жизни с реальными условиями.

Т.к. мир конституируется сознанием, то, очевидно, что мифосознание конституирует иной тип реальности, чем сознание рациональное. Так, «можно рассматривать мифосознание и рационализм как разные формы тематизации исходной открытости бытия, современный подход к проблемам мифологии признает равноправность разных типов сознания как разных способов конституирования мира» [3 с.9]. Всё это позволяет прояснить своеобразное противоречие при познании ненаучных феноменов научными средствами через взаимосвязи в предметных областях, фиксирование наличия/отсутствия/различных стадий становления системы. Так, в области мифосознания вполне применим познавательный принцип оценки менее развитых феноменов (напр., ментального синкретизма в мифе) с позиций рационального сознания (как более развитого).

Налимов В.В. и Дрогалина Ж. [4, с.294] определяют, что «...сама культура содержит не только сознательное, но и бессознательное, оттесненное в ее «подполье», в связи с чем «.сознание человека погружено в семантическую реальность, не охватываемую естествознанием...», т.о. «семантические поля» (бессознательное) связаны не только с каждым человеком, но и сопричастны всему человечеству». По мнению Вдовина И.С. [5, с.265], личность будет проявлять свои сущностные начала и специфические способности в сферах: - практики, организованной в ритуальную деятельность, - мен-тальности, оформленной в мировоззренческую систему. Т.о., очевидна идеологическая основа непосредственной коммуникации и этому всегда служит мифосознание, которое возникает на основе процесса освоения мира, становясь способом дальнейшего его освоения, являясь сначала не вполне сознанием и мировоззрением, т.к. изначально это - мироощущение, мировосприятие и мирочувствова-ние, а затем - миропредставление и миропонимание, на основе которых и созревает мировоззрение, как система осознанных рациональных рефлексий о мире [6].

Следовательно, мифосознание - коллективное (как и индивидуальное!) эмоционально-рефлективное отражение результатов освоения человеком мира в диалектике воображаемого «освоения-отчуждения», иррациональный способ духовного, воображаемого самоопределения и самоутверждения социальной общности (группы) в ходе освоения мира, обеспечивающий консолидацию

общности и оптимальный жизненный тонус за счет возвышения «своего» над «чужим», формирования чувства превосходства и уверенности в своих силах, в праве на «высшую ценность». Мифосозна-ние - способ аксиологической интерпретации мира (социально-природной среды) - эмоционально-ценностная картина мира, главная задача которой - позитивное самоопределение человека, способ ценностной рефлексии, выявления и утверждения своей ценности.

К функциям мифосознания относится символическое и психологическое оценивание объективных фактов притом, что мифологизация - одна из трансцендентных функций сознания, когда человек способен воспринимать то, что проявляется как вневременное, ведь миф - утверждение наличия «Я-сущности», а история - ее проявление в виде «существования». Представления, образы, иносказания, определяющие человеческое поведение, уходят корнями в глубину психики, при этом только незначительная их часть может быть осознана. Мировоззрение, сознательные или бессознательные убеждения (реализуемые намеренно или проявляющиеся на случайных поступках) - являются мифами. Т.о., личностная мифоонтология может рассматриваться как процесс развития личности - мифосознание, как процесс ментальных преобразований, включает т.н. трансперсональные способности человека (трансформация свойств своей психики и личности), требуя от человека преобразования «естественных» психических качеств и приобретения необходимых с «производственной» точки зрения.

По Мамардашвили М.К. «Сознание - это, прежде всего, сознание иного, ...в том смысле, что человек отстранен от привычного ему, обыденного мира, в котором он находится. В этот момент человек смотрит на него как бы глазами другого мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой разумеющимся. сознание как свидетельство. То есть, я подчеркиваю, во-первых, что есть сознание и, во-вторых, что термин «сознание» означает какую-то связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности» [7, с.30]. Исходя из этого, становится понятным, что мифосознание - своеобразная структура, позволяющая человеку наполнить внутренний мир смыслом, выйдя за рамки индивидуального существования, но с обретением самоидентичности, обоснованием и интерпретацией смены типов смыслополагания. Наиболее устойчивые признаки мифосознания - знаковость и символизм мифологического мировосприятия, преимущественно синхронический характер мифопредставлений, архетипы как образцы осмысленного действия. Человек вынужденно и закономерно поднимается на новый уровень мировоззрения и миропонимания, что позволяет ему выживать в усложняющихся условиях, изыскивая способы достойного существования, хотя адаптационные его возможности сравнительно невелики, требуют преобразования сознания и мышления, выражающихся в миропонимании. Посредством мифосозна-ния человек ощущает собственную значимость, осознавая себя объективно включённым в жизнь мира. Этому способствует отличительная особенность мифосознания - осознание целостности мира в противоположность стремления к аналитическому рассмотрению явлений. В большей мере, всё вышеуказанное - механизм психологической защиты, т.к., обособляя себя от современной действительности, человек теряет над ней контроль.

Мифологическое «Я» отражает мифологическую же идентификацию, присутствующую в качестве постоянно действующего механизма в формирования Я-образа, оказывает регулирующее действие на процессы атрибуции, внося «систематический сдвиг» в личностную картину мира и самопредставление личности. Индивидуальное мифосознание проявляется через личностный миф (самоконцепт) - самоконструируемое личностное пространство, дополняемое «внутренней нереальной реальностью», и объединяющее т.о., внешнюю и внутреннюю среды для личности, характеристика (телесная, характерологическая, деятельностная, коммуникативная и знаково-символическая) обобщенной позиции целостной жизни личности, а также самоотношение, имеющее конечной целью изначально незавершенное самопонимание, хотя не неизменно, но связанное с измененными состояниями сознания личности, с наличием и «обыгрыванием» архетипических образов и мифологических сюжетов, копинг-поведением.

Мировоззрение предоставляет систему координат, необходимую для осмысления мира, общества, места человека, объясняет цель и смысл жизни - перспективу. Все это дополняется миропониманием - объяснением мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем, миросозерцанием - отражением мира в ощущении и восприятии, мирочуствованием - эмоциональным принятием или отвержением, мироотношением - общей оценкой «окружающего мира». Именно в процессе миропонимания проявляются важнейшие функций мифосознания: мировоззренческая, компенсаторная (в т.ч., психологической защиты), коммуникативная, регулятивная, культурно-транслирующая. Компенсаторная функция релаксацией и катарсисом, с последующим снятием стресса и угнетённого состояния, восполняет бессилие и зависимость перед обстоятельствами. Коммуникативная функция обеспечивает эффективность процессов межличностного обмена информацией, взаимодействия, взаимовос-

приятия. Регулятивная функция - в осуществлении (посредством идей, мнений, ценностей, установок, обычаев, традиций, предписаний) управления деятельностью и отношениями, индивидным и групповым сознанием и поведением. Интегративная функция объясняет насущную необходимость объединения единомышленников с отмежеванием от идейных противников. Легитимирующая функция заключается в узаконении (без объяснения причин и следствий) социально поощряемых или неправомерных отношений, норм, образцов поведения. Информационная основа личностного существования определяет мотивацию поведения, принятия решений и прогнозирования жизненных ситуаций, в целом, и независимо от масштаба и степени значимости. Т.о., мифосознание - способ осмысления мира и социальная практика - участвует в формировании и структурировании локальных жизненных миров, интенциональных идентичностей и коммуникативного пространства интеракций.

Кроме того, сосуществование в культуре и социальной практике множественности локальных горизонтов «жизненного мира», определяющих различия когнитивных, эстетических, морально-нравственных, идеологических установок, также инспирировано различием исходных мифологем, разделяемых членами той или иной общности. Это многообразие обусловлено перманентным осуществлением и функционированием мифосознания, как особого экзистенциального опыта сознания, конститутивного для социальных и культурных практик формирования базовых идентичностей. Т.о., экспрессивно-эстетический феномен молодежных суб- и контр-культур, и другие партикулярные горизонты жизненных миров молодёжи необходимо исследовать через мифосознание.

Одна из основных функций мифосознания - обеспечение адаптивного поведения, под которым мы понимаем типическое поведение, соответствующее (непротиворечащее) в основе своей основным законам общественного развития и, к тому же, социально поощряемое. Дисбаланс когнитивной и ценностной составляющей приводит, на наш взгляд, к активизации охранительных функций мифосознания, отсюда - актуализация изначально основной функции - охранительной, исключающей процесс осо-знавания степени реалистичности, масштабов, структуры и смысла происходящего, его кризисности, опасности (серьезности положения), в связи с чем, преобладающие мотивы мифосознания (мотивы безопасности) предполагают, в первую очередь, его аффективно-защитные функции.

Мифосознание - специфическая форма сознания, особая форма миропонимания и миро-осмысления действительности, часто существующая в специфической форме «коллективных представлений». В модели мира, построенной мифосознанием (сохраняющим при этом типичную свою черту - амбивалентность, неоднозначность способов осмысления), существуют свои представления о фундаментальных характеристиках мира: пространстве, времени, причинности, основывающиеся на системности мировосприятия человека во всех областях его жизни. Мифосознание оперирует и более сложными формами мировоззрения - идеологиями, особенность которых не только в формулировании картины мира, но и в указывании оценочных ориентиров (добро/зло, прогрессивно/реакционно и пр.), регулирующих эмоционально-духовное состояние человека.

Отечественные исследователи, занимавшиеся изучением социально психологических особенностей роли общественного мнения пришли к выводу, что оно способно предопределять будущее развитие событий с учетом принятия заготовленных для него вариантов политики и персоналий, а также о наличии в общественном мнении современной России резкого неприятия влияния «западных» ценностей и образцов демократии, при весьма сильных традиционных стереотипах образа врага. По их мнению, общественное мнение в стране чрезвычайно консервативно, основные ожидания и установки изменяются редко и медленно. Однако, всё многообразие социальных факторов, оказывающих влияние на поведение молодых людей, не исчерпывается только особенностями политической культуры и гражданской самоидентификацией - велико влияние ценностно-мотивационных характеристик личности, во многом его определяющих. Т.о., очевидно, что необходимо уделять особое внимание молодежным лидерам общественного мнения.

Для мифосознания «прошлое» - один из важнейших (системообразующий) фактор - т.к. кроме физического опыта, это - опыт взаимодействий, сложившаяся инфраструктура связей и личных отношений, информационных потоков и т.д. Мифосознание отражает общие характеристики мифологического способа освоения действительности, в связи с чем особенно важно изучение генезиса ми-фомышления и мифосознания в период активных социальных трансформаций. Структуры и функции мифологических форм сознания рассматриваются как составляющие процесса развития личности, и определялись целями и особенностями доминирующей формы представленности мифосознания. Типы проявления мифосознания, определяются особенностями господствующей конфигурации знакового опосредствования в различных видах человеческой жизнедеятельности. Особенно велика роль мифосознания в формировании адаптивного поведения (в т.ч. и у представителей региональных молодежных политических элит).

Myphconsciousness reflects general characteristics of a mythological way of development of the validity. Structures and functions of mythconsciousness were considered as components of development of the person and defined by the purposes and features of the dominating form it is shown through myphconsciousness. Display types myphconsciousness, are defined by features of a dominating configuration sign means in various kinds of human ability to live. The study of the particularities of the manifestation of myphconsciousness representatives modern regional youth political elite very currently and expects the study of the particularities, type and possibilities of the shaping of the processes to confidence, faiths, confidences and adherences in youth ambience, study social-psychological particularities of the behaviour of the representatives youth regional political elite. The main subject of the study - a particularities of myph-consciousness representatives modern regional political elite. The key words: myphconsciousness regional political elite leaders public opinion

Список литературы

1. Молчанов В.И. Парадигмы сознания и структуры опыта // Логос, 1992, № 3/(1) С. 7-37.

2. Шахнович М.И. Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. // Сб. в честь 90-летия проф. М.И. Шахновича. Сер. «Мыслители». Вып. № 8 - СПб.: Изд-во С-Пб филос. об-во, 2001. C. 300.

3. Чистанов М.Н. Генезис исторического сознания как проблема социальной философии. Ав-тореф. Дисс. к. филос. н.Томск, 2001 (09.00.11 - социальная философия)

4. Дрогалина Ж.А., Налимов В.В. Семантика ритма: ритм как непосредственное вхождение в континуальный поток образов. // Бессознательное. Т. III. -Тбилиси, 1978. С. 293-301.

5. Вдовин И.С. Заключение. // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам второй половины XIX - начала ХХ века). Л., 1981. С. 265.

6. Акопов Г.В. Сознание как проблема и ее интегрирующая роль в отечественной психологии. // Ежегодник РПО: Матер-лы 3-го Всеросс. съезда психологов 25-28.06.03.: в 8-ми тт. СПб.: СПбГУ, 2003. Т. 1. С. 47-53.

7. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992.

8. Ахромович В. Школа молитвы. // Наука и религия. 1991. № 10. С. 24-27.

9. Брентано Фр. Психология с эмпирической точки зрения // Избранные работы. - М.: ДиК, 1996.

Об авторе

Косов А. В. - доцент кафедры социальной и организационной психологии, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. sanslav@kaluga.net

УДК 1.091.470

ПРОБЛЕМА РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ В СОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУССКОГО КОСМИЗМА

В.В. Лыткин

В статье рассматривается проблема влияния личности на ход исторического развития цивилизации в творческом наследии наиболее ярких представителей русского космизма. Автор приходит к выводу о том, что их взгляды формировались под влиянием русской революционно - демократической мысли, немецкой классической философии, русской религиозно - философской традиции. Их социально - антропологические идеалы имели ярко выраженный утопический характер, ибо признавались достижимыми и реализуемыми в далеком будущем. Или же уже реализованными другими высшими цивилизациями космоса.

Ключевые слова: русский космизм, идеалы, социально - антропологические идеалы, роль личности в истории.

В связи с обострением ряда глобальных проблем в контексте современного развития цивилизации и с некоторыми успехами в изучении человеком ближнего космоса становится все более очевидной проблема поиска адекватного места человека не только в обществе, но и во Вселенной. Это хорошо понимали представители русского космизма. Они достаточно определенно отмечали не только зависимость человека от космоса, но и обратное влияние человека на окружающий его мир. Соразмерность человека и остального мира послужили основой для разработки русскими космистами целостного взгляда на мир. Параллельно этому шло формирование нового типа мышления, связанного с экологизацией и космизаци-ей человеческой деятельности. Общественный прогресс, по мнению представителей космизма (К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев и др.), есть закономерное и неизбежное явление во вселенной, живущей по единым законам. Более того, общество развивается, благодаря движению, совершенствованию и развитию научно-технического процесса, нравственному совершенствованию человечества. По мнению космистов, именно развитие науки, и прежде всего, развитие науки в виде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.