Научная статья на тему 'Мифологический мотив первотворения в олонхо «Алаатыыр Ала Туйгун» Н. И. Степанова (Ноорой)'

Мифологический мотив первотворения в олонхо «Алаатыыр Ала Туйгун» Н. И. Степанова (Ноорой) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
296
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛОНХО / СЮЖЕТ / МОТИВ / МИФ / ОБРАЗ МИРОВОГО ДРЕВА / AN OLONKHO / MOTIF / MYTH / AN IMAGE OF THE WORLD TREE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Куприянова Елена Степановна

Рассматривается мотив первотворения в олонхо «Алаатыыр Ала Туйгун» сказителя Н. И. Степанова (Ноорой) в его связи с мифом. В якутском эпосе мифология переосмысляется и получает новую, художественную трактовку. Мотив первотворения демонстрирует тесную связь с мифологическими представлениями древних якутов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mythological motive of prime-creation in olonkho “Alaatyyr Ala Tuygun” N.I.Stepanov (Nooroy)

The article investigates the prime-creation motive in an olonkho «Alaatyyr Ala Tuygun» by a storyteller N.I.Stepanov (Nooroy) in connection with its myth. In mythology is reinterpreted in Yakut epic and gets a new artistic interpretation. Prime-creation motif shows a close relationship with ancient mythological beliefs of ancient Yakuts.

Текст научной работы на тему «Мифологический мотив первотворения в олонхо «Алаатыыр Ала Туйгун» Н. И. Степанова (Ноорой)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 35 (326).

Филология. Искусствоведение. Вып. 85. С. 74-75.

Е. С. Куприянова

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ МОТИВ ПЕРВОТВОРЕНИЯ В ОЛОНХО «АЛААТЫЫР АЛА ТУЙГУН» Н. И. СТЕПАНОВА (НООРОЙ)

Рассматривается мотив первотворения в олонхо «Алаатыыр Ала Туйгун» сказителя Н. И. Степанова (Ноорой) в его связи с мифом. В якутском эпосе мифология переосмысляется и получает новую, художественную трактовку. Мотив первотворения демонстрирует тесную связь с мифологическими представлениями древних якутов.

Ключевые слова: олонхо, сюжет, мотив, миф, образ мирового древа.

Якутский героический эпос уникален и своеобразен по архаичности своего содержания, богатству языка, по композиционным особенностям. Олонхо стали предметом исследования многих ученых, которые изучали их генезис, символику, особенности сюжетообразования, структуру и композицию, систему поэтики, а также систему персонажей.

Однако богатейшие материалы олонхо требуют дальнейшего изучения, исследования с разных позиций, с разных точек зрения, с учетом фактора развития современного общества, появления концепций и теорий.

В статье продолжается линия современных эпических исследований, ставящая во главу угла вопросы воплощения в нем одного из основных мотивов - первотворения. Ее основное содержание составляет рассмотрение этого мотива эпоса в его связи с мифологией (по терминологии В. Я. Проппа - с «этнографическим субстратом»).

Интерес к изучению якутского эпоса в его отношении к другим эпическим памятникам мировой литературы нашел отражение в многочисленных исследованиях российских и зарубежных ученых. В отечественном эпосоведе-нии сопоставительным изучением эпосов, относящихся к различным историческим типам, занимались такие выдающиеся исследователи, как А. Н. Веселовский, В. М. Жирмунский, В. Я. Пропп, Е. М. Мелетинский, Б. Н. Путилов. Их труды соединяли в себе различные научные подходы, школы и направления. Так, Е. М. Мелетинский, занимаясь изучением героического эпоса, уделял внимание мифу и сказке разных народов мира. В. Я. Пропп, исследуя русский фольклор в сравнении с фольклором других народов, установил его тесные связи с мифом и ритуалом. Незаменимой для данного исследования является разработанная Б. Н. Путиловым методология историко-типо-

логического и сравнительно-исторического исследования фольклора, которую он применил к изучению, в частности, южнославянского и русского эпосов.

По Веселовскому, мотив - «простейшая повествовательная единица», элементарная и далее неразложимая «клетка» сюжета, которая является семантически целостной. Например: борьба братьев за наследство, бой за невесту, похищение солнца. Силантьев И. В. поясняет это так: «мотив подобен слову, произвольному распаду которого на морфемы также препятствует семантическое единство его значения» [5. С. 17]. Мотив понимается как слагаемое, составляющее сложную формулу сюжета.

Источником нашего исследования является рукопись олонхо Н. И. Степанова (Ноорой) «Алаатыыр Ала Туйгун», хранящаяся в Архиве ЯНЦ СО РАН (Ф. 5, оп. 7, ед. хр. 88, 89, 113). В статье приведены собственные переводы эпических отрывков на русский язык.

Николай Иванович Степанов (Ноорой) (1897-1975) был известным в Мегино-Канга-ласском улусе (тогда районе - прим. авт.) сказителем. В Архиве ЯНЦ СО РАН хранятся рукописи пяти записанных от него олонхо: «Кун Эрили» (Ф. 5, оп. 7, ед. хр. 150), «О$о Ньур-гун Бухатыыр» (Ф. 5, оп. 7, ед. хр. 74), «Бэри-эт Бэргэн» (Ф.5, оп. 7, ед. хр. 18), «Алаатыыр Ала Туйгун» (Ф. 5, оп. 7, ед. хр. 88, 89, 113), «Буур^а хара аттаах Улдьаа Боотур» (Ф. 5, оп. 7, ед. хр. 152). Два олонхо «Кун Эрили» и «О$о Ньургун» были изданы. Подготовку текстов к печати осуществил научный сотрудник ИГИиПМНС СО РАН П. Н. Дмитриев.

Первая рукопись эпоса «Алаатыр Ала Туй-гун» в 150 листов датирована 1939-40 гг. Записал текст собиратель Степанов Д. Д. Вторая рукопись датирована 1944 г. Записал текст кириллицей в 108 листов Лопатин Н. Н. Третья рукопись - краткое содержание эпоса - дати-

рована 1952 г. Запись произведена Новгородо-вой А. Л.

Целью исследования является анализ одного из основных эпических мотивов олонхо «Алаатыыр Ала Туйгун» - первотворения - в его связи с мифом.

Олонхо «Алаатыыр Ала Туйгун» Н. И. Степанова (Ноорой) начинается с блока, в который последовательно входит ряд мотивов: время образования Среднего мира, описание роста изначальной матери-земли, сотворение природы, описание алааса, богатств, скота, богатыря. Эти устойчивые мотивы-описания вводят слушателей в мир олонхо.

Олонхо «Алаатыыр Ала Туйгун» в исполнении сказителя Н. И. Степанова (Ноорой) начинается с общего основного мотива первотворения, образования «черной земли». Действия эпических героев относятся к самым древним временам. Богатырь является, судя по контексту, первым человеком на земле. В эпосах других тюркских и монгольских народов события эпического времени начинаются с периода становления неба и земли. «Мотив первотворения относится к устойчивым начальным мотивам, образующим вступление эпических сказаний тюрко-монголь-ских народов Сибири» [3. С. 100].

Сказитель повествует о «росте» изначальной земли, то есть Средней земли (мира) с ее несметными богатствами. Сказитель вводит красочное описание Аал Лук Мас [1. Л. 7]:

<...> Баай ыалым Бастьщ чороонун Ата^ыттан хам баайталаан Тацнарыта ыйаан кээспитин курдук Лоцкур кемус туорахтаах,

Аал луук маhым

Аньньыллан аатыран уескээбитин...

<.. .> Словно лучший чорон Богатой семьи моей Подвязанный за ногу,

Подвешенный кверху низом,

С золотыми шишками Аал лук дерево мое

Воткнувшись, зародилось прославленное... Образ вселенского дерева - мифологического архетипа, объединяющего все сферы мироздания, отражен во многих эпических памятниках. Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол - с земным миром, корни - с преисподней. По мнению исследователя Э. Э. Сивцевой, «мировое дерево - это символ культа природы. Таким образом, в результате растительной кодификации мироздания создается вертикальная

структура Космоса. <...> Древние якуты верили, что в природе существует “древо жизни”, населенное дойду иччитэ «духом земли» и от-мас иччитэ “духом трав-деревьев”, местными духами, хозяевами лесов и полей, от которых зависели удача и урожай. Якуты выбирали красивое, большое дерево, лиственницу, селились возле него. Когда дерево усыхало, вешали на ветках образы этих мифических существ, чтобы сохранить живущих там духов» [4].

В тюркской мифологии и впоследствии в казахских сказках фигурировал образ Байте-река. Байтерек своим расположением и композиционным строением выражает космогонические представления древних кочевников, по преданиям которых на стыке миров протекает Мировая река. На ее берегу возвышается Дерево жизни - Байтерек, корнями удерживающее землю, а короной - подпирающее небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол в земном, а корона - в небесном [2. С. 156].

Она многоцветна, а поверхность ее бугриста; такие сравнения, почерпнутые из окружающей действительности, являются важнейшим элементом стиля олонхо.

За указанным мотивом следует описание алааса - характерного для Якутии сенокосного и пастбищного угодья. В высоком эпическом стиле сказитель повествует об извечной крепости земли, о ее растительном и животном мире.

Мотив первотворения демонстрирует тесную связь с мифологическими представлениями древних якутов. В экспозиционных мотивах олонхо получают отражение мифы о создании Земли верхними божествами айыы.

Список литературы

1. Алаатыыр Ала Туйгун : олонхо // Архив Якутского научного центра Сибирского отделения СО РАН. Ф. 5, оп. 7, ед. хр. 89.

2. Бисенбаев, А. К. Мифы древних тюрков. Алматы, 2007. 136 с.

3. Илларионова, Т. В. Текстология олонхо «Могучий Эр Соготох» : сравнительный анализ разновременных записей. Новосибирск, 2008. 96 с.

4. Сивцева, Э. Э. Образ «мирового древа» в русской и якутской культуре [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://pribaikal.ru/project-item/ar-йс1е/6194.Мт1

5. Силантьев, И. В. Поэтика мотива. М., 2004. 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.