Научная статья на тему 'Миф в классической древнегреческой цивилизации: факторы устойчивого существования и специфическая роль в культуре'

Миф в классической древнегреческой цивилизации: факторы устойчивого существования и специфическая роль в культуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1621
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МИФ / МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ANCIENT GREEK CULTURE / MYTH / MYTHOLOGICAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Диденко Ольга Анатольевна

Рассматривается проблема сохранения роли мифа в культуре древнегреческой цивилизации классической эпохи. Специфическая значительная роль мифа связывается с наличием ряда особенностей, характерных для этой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main problem of this article is the exposure of peculiarities of the ancient Greek civilization, which allow understanding the special key role of myth in it. As a rule, researchers pay special attention to the fact that in 7-6th centuries B.C. radical changes took place in ancient Greece. The result of these changes is the loss of the archaic mythological model of world-view and thinking and the transition to a special form of civilization, unique and influential in history. It is necessary to answer at least the following problem questions: how high and influential could the role of myth be in the civilization of a classical type, the basic forms of which − art, science, philosophy, religion already exceed the limits of archaic mythological consciousness? What are the conditions that let myth preserve and modify under conditions of the classical type of civilization? Among the factors of preserving myth viability and finding of new character of existence there are the following peculiarities of the ancient Greek civilization specific cosmism engendering typical aestheticism of being; the role of religion in the culture of Ancient Greece; polises − a special form of state and social education and dualism of the ancient Greek culture resulting from two origins − the Appolonian and the Dionysian ones. The two origins of the ancient Greek culture are incomparable, that is why they require mythological reflection. The myth lets both the Appolonian and the Dionysian origins exist harmoniously in consciousness. The aesthetic view of the world and love of ancient Greeks to the beauty that created developed mythology with a great variety of images and plots later on let them turn to search for beauty in a person. Beauty, first interpreted as a gift of gods, is gradually becoming a necessary quality of culture − the ideal of human personality and the pivot joining the Universe, which hosts not only people, but also gods, spirits of nature, and souls of the dead a mythological reality. The religion of Ancient Greece having roots in mythology neither merges nor splits with it, being an important display of mythological consciousness in the ancient culture. Polises, Greek city-states, were closed, patriarchal, in most cases peasant communities, which united over joint agricultural labour, worshiping common deities-patrons, strict execution of rituals, and common myths which were added to the history of the city. Myth is an original legendary-mythological variant of a polis's history, which binds the destinies of people and gods. All these peculiarities not only contributed to preserving of the key role of myth in Greece in the epoch of classical civilization but also let answer existential questions of the society, without concentrating all sense advantages in art, science and philosophy. Thus, this article gives explanations to the phenomenon of preservation and peculiarity of mythological consciousness in the culture of the ancient Greek classics.

Текст научной работы на тему «Миф в классической древнегреческой цивилизации: факторы устойчивого существования и специфическая роль в культуре»

О.А. Диденко

МИФ В КЛАССИЧЕСКОЙ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ РОЛЬ В КУЛЬТУРЕ

Рассматривается проблема сохранения роли мифа в культуре древнегреческой цивилизации классической эпохи. Специфическая значительная роль мифа связывается с наличием ряда особенностей, характерных для этой культуры.

Ключевые слова: древнегреческая культура; миф; мифологическое сознание.

Миф справедливо считают неотъемлемой частью и даже главным организационным принципом архаической, первобытной культуры. В последнее время немало пишется и о мифе в современном мире, справедливо говорится о тенденции ремифологизации, характерной как для идеологически настроенной эпохи модернизма, так и для ситуации постмодерна, пронизанной информационными технологиями, одной из которых оказывается миф. Миф чаще всего анализируется как феномен доисторического и постисторического сознания. Именно в эти эпохи он играет доминирующую роль. Однако о роли мифа в культуре так называемого «осевого времени», о значении мифа в структуре мышления классических эпох и культур, начиная со времен духовных взлетов древних цивилизаций и кончая европейским Новым временем, говорится, как правило, гораздо меньше. В историко-культурологической литературе продолжает присутствовать штамп, согласно которому суть этих эпох как раз и состоит в демифологизации сознания - в переносе фокуса мировидения и ценностной человеческой ориентации в сферу других форм сознания - прежде всего философии, искусства, понимаемого теперь рафинированно эстетически, и религии, а позже и науки, которая, якобы согласно позитивистскому проекту, способна заменить собой все прочие формы, заполнив своими данными все роковые пробелы миропонимания. Согласно этой идее миф преодолевается культурой в эти эпохи, в результате чего как раз и формируется культура нового типа. Однако в Древней Греции складывается иная ситуация, и вопреки законам зарождающейся цивилизации миф как таковой (как живая форма миропонимания, не скованная религиозной догматикой) продолжает сохранять свои позиции, проявляясь в наиболее важных для нее формах культуры. Такая ситуация позволяет предположить наличие у древнегреческой цивилизации сущностных особенностей, которые позволяли мифу продолжать играть важную роль в греческой культуре эпохи цивилизации. В связи с этим задачей данной статьи является выявление особенностей древнегреческой цивилизации, в связи с которыми можно понять особую ключевую роль мифа в ней.

Часто исследователи обращают внимание на то, что в культуре Древней Греции в VII-VI вв. до н.э. произошли радикальные изменения, результатом которых, в частности, стал отход от архаической мифологической модели миропонимания и мышления и переход к особой - уникальной и влиятельной в истории - форме цивилизации. Между тем, при всей радикальности этих преобразований, о природе (механизмах) которых ниже также пойдет речь, миф сохранил свою жизненную силу, хотя трансформировался и занял особую «нишу»

в культуре. И именно этот аспект требует самого внимательного рассмотрения. Необходимо ответить как минимум на следующие проблемные вопросы: насколько высокой и влиятельной может быть роль мифа в цивилизации классического типа, основные формы которой - искусство, наука, философия, религия - уже выходят за рамки архаического мифологического сознания? Каковы условия, позволяющие мифу сохраняться и модифицироваться в условиях цивилизации классического типа?

Среди факторов сохранения жизнеспособности мифа и обретения им нового характера существования, на которые мы обратим внимание, выступают особенности древнегреческой цивилизации - специфический космизм, доминирующий в восприятии окружающей реальности, порождающий характерную эстетизацию бытия, но имеющий, без сомнения, и мифологическую подоплеку; роль религии в культуре Древней Греции, ее особенности, повлиявшие на характер и значение мифологии в культуре; наличие полиса - особой формы государственного и социального образования, во многом представляющего собой общину и в связи с этим имевшего особое общинное сознание; и, наконец, дуализм древнегреческой культуры, проистекающий из двух начал, ее создающих, - «аполлонического» и «дионисического», за которыми кроются не только романтические трактовки динамики культуры, но реальные смысловые полюса античного греческого мира.

Греческая цивилизация, по мнению Ф. Ницше, возникла в ходе борьбы двух начал, которые в равной степени оказывали влияние на ее культуру. Он считал, что противоположными первоначалами древнегреческой цивилизации являются аполлоническое и дионисическое: «...дионисическое и аполлоническое начала во все новых и новых последовательных порождениях, взаимно побуждая друг друга, властвовали над эллин-ством...» [1. С. 71]. Результатом их взаимодействия, по Ницше, явилось рождение греческой цивилизации.

Реальный мир, по мысли Ф. Ницше, слишком суровый для человека, украшался грезами Аполлона, прекрасной иллюзией, дарящей покой. Кроме того, с Аполлоном - Мусагетом - связано и все человеческое творчество, все дневное миросозидание. Функция аполлони-ческого начала - обеспечить саму возможность человеческого существования: «. красота одерживает победу над присущим жизни страданием...» [1. С. 121]. Дионисическое начало позволяло человеку слиться с природой, почувствовать единство всего сущего, но это происходило посредством погружения в истинную реальность, полную ужаса, боли и страдания.

Два начала ощущаются как противоречивые и в то же время неизбежно соприсутствующие. Они не сво-

димы друг к другу и именно поэтому требуют мифологического опосредования. Миф, выступая в роли смыслового медиатора, позволяет гармонично существовать тому и другому - «аполлоническому» и «дионисическому» - началу в одном и том же сознании.

Мифология, возникшая в архаическую эпоху, послужила основанием для последующих размышлений греческих философов о Космосе как упорядоченной, гармонично устроенной Вселенной, каждый элемент которой согласован с остальными и по-своему прекрасен; даже грозные, необузданные силы природы понимались сквозь призму эстетического восприятия. Именно космизм породил особенное, эстетическое видение мира древними греками, эстетизацию бытия в целом, что способствовало сохранению значительной роли мифа в культуре Древней Греции, поскольку он выступал в качестве источника осмысления первозданной гармонии и совершенного взаимодействия частей универсума. При этом именно гармония (эстетическое согласование многого) требовала мифа, она никак не укладывалась в рациональную дедукцию, способную вывести мир и человека из единого первоначала и свести его смысл к чему-то одному, рационально определимому и однозначно нацеливающему. Миф - более объемное, образно-метафорическое, поэтическое миропонимание в сравнении с «плоской» рациональной картиной мира.

Красота была смысловым истоком мифотворчества. Восхищаясь и наслаждаясь красотой природы, греки одушевляли ее, плодя многочисленные образы богов и духов. В своих божествах «...греки ценили. прежде всего их сверхчеловеческое могущество, неизменно сопутствующее им счастье и красоту. Божественная харизма понималась ими скорее эстетически, чем этически» [2. С. 128]. Владеющие красотой боги считались способными наделять ею своих любимцев: «Красота вообще всегда считалась у греков даром богов. В ней видели знак избранничества, “божественной благодати” (харизмы), которым боги отмечали людей, пользовавшихся их особой благосклонностью, тем самым приближая их к себе» [3. С. 265].

Впоследствии именно из представлений о божественной красоте и силе зарождается понятие калокага-тии - одно из ключевых в греческой культуре. Первоначально под понятием «каХо<; ка1 ауа0о^» понимался человек, наделенный различными физическими достоинствами: красотой, силой, здоровьем. Однако постепенно «... логический акцент в понятии калокагатии все более смещался, переходя с чисто внешних, физических достоинств человеческой личности на её нравственные, духовные и душевные качества» [3. С. 268]; формируется образ человека как микрокосма, гармонично развитой личности, причем «именно красота была тем общим стержнем, на который нанизывался весь сложный комплекс мыслей и чувств, охваченных понятием калокагатии» [3. С. 268-269]. В результате понятие калокагатии оказалось связано с гармонией -основным законом, управляющим Вселенной.

Таким образом, эстетическое видение мира и любовь древних греков к красоте, породившие развитую мифологию со множеством разнообразных образов и сюжетов, позволили им впоследствии обратиться к по-

иску прекрасного в человеке; и красота, воспринимавшаяся первоначально как дар богов, постепенно становится необходимым качеством культуры - идеалом человеческой личности и стержнем, объединяющим Вселенную, в которой, помимо людей, находится место богам, духам природы, душам умерших, т. е. мифологической реальности.

Еще одной особенностью древнегреческой цивилизации является то, что в отличие от других цивилизаций Древнего мира в ней отсутствовала сильная религия. Этому способствовал целый ряд взаимосвязанных факторов, среди которых - отсутствие специализированного жречества (за исключением оракулов), догматов и общегреческих священных книг, а также гипертрофированная антропоморфность греческих богов.

Как отмечал Ю.В. Андреев, «греческая религия представляла собой очень сложный конгломерат разнородных, иногда весьма несхожих между собой или даже прямо противоположных по своей сути верований и культов» [2. С. 127]. Подобная ситуация объяснялась тем, что каждый город имел собственных богов и героев, которые считались его покровителями и защитниками, и делиться их покровительством с кем-то еще жителям не хотелось [4. С. 226]. Все это в значительной степени затрудняло процесс создания общегреческой религии.

Кроме того, многие исследователи греческой культуры отмечают отсутствие догматов в греческой религии: «За время своего более чем десятивекового существования религиозная жизнь греков принимала самые различные формы, за исключением одной: она никогда не облекалась в догматическую форму» [5. С. 183]; а также священных и богослужебных книг, использующихся по всей Греции. Богослужебные книги имелись в каждом городе, однако «книги одного города не походили на книги другого. У каждого города был свой сборник молитв и обрядов, хранившийся им в большом секрете...» [4. С. 226].

Несмотря на обилие культов различных богов и героев, в честь которых строилось множество храмов, в Греции не сложилось влиятельного жреческого сословия. Это объясняется тем, что жрецом мог стать любой гражданин города, если его выбирали другие члены общины на народном собрании [6. С. 333-334], т.е. жреческая должность была лишь одной из многих государственных должностей [4. С. 231]. И хотя существовали жреческие места, передающиеся по наследству (т.е. жрецов на эти места всегда выбирали из определенного семейства), эти семьи не выделялись в отдельное сословие, а лишь предоставляли людей на освобождавшийся время от времени жреческий пост [4. С. 230].

Храм в греческой религии не выступал местом для коллективных молений или собраний служителей культа; он был домом божества, где находилось его изображение, и основные обряды, проводившиеся в нем, сводились к уходу за статуей божества (омовение, переоблачение и т.д.) [7. С. 201]. Таким образом, храм греческого бога был в полном смысле его домом, а не местом поклонения верующих, некой сакральной территорией, включением инобытия в обыденную реальность. На это указывает в первую очередь то, что жертвоприношения и другие обряды, проводимые с целью

вступления в контакт с божеством, проводились около храма, а не внутри него.

Храм не объединяет верующих в единое сообщество, как это происходит, например, в христианстве; он скорее освещает мир вовне - мир людей и мир природы, говоря людям о присутствии божества - позволяя осознавать это присутствие не только в непосредственном молитвенном общении, но в плане мировоззрения в целом - в плане мифа, организующего чувство мира как чувство божественного.

Отношение греков к богам также было специфическим. Создав их образы на заре собственного существования, когда мир и силы природы представлялись людям враждебными и опасными, греки наделили богов могуществом и силой, но при этом и зловредным нравом. Ни всезнанием, ни всемогуществом эти божества не обладали: «На богов не смотрели как на беспредельно всемогущих, стоявших выше всех человеческих посягательств...» [4. С. 222]; к людям они чаще всего относились враждебно, а чтобы заслужить их милость, требовались жертвоприношения и соблюдение необходимых обрядов. Облик их был слишком антропоморфен, боги были подвержены тем же страстям, что и люди: «. прогрессирующее очеловечивание божественного составляет самую поразительную черту греческой религии» [5. С. 184]. Позднейшие попытки превратить грозных богов в милостивых и справедливых владык Вселенной не увенчались успехом, и даже в эллинистический период сквозь благообразие их образов прорывалась непредсказуемость природных стихий.

Религия Древней Греции, уходя своими корнями в мифологию, не сливается ней, но и не порывает, являясь важным проявлением мифологического сознания, имевшим место в античной культуре. Древнегреческая религия представляет собой дополнение в виде обрядов к существующим мифологическим сюжетам и образам богов и героев. Она так и не становится «полноценной» религией с развитой догматикой, священными книгами, влиятельным жреческим сословием, и оставляет открытым вопрос о посмертном существовании, что позволяет мифу сохранить ведущие позиции в сфере влияния на сознание людей, поскольку он в состоянии дать ответы на многие волнующие человека цивилизации вопросы, и в том числе - об участи человека после смерти.

Основной формой государственно-общественной организации Древней Греции является полис - город-государство [8. С. 9], созданное земледельцами-земле-владельцами, объединенными в гражданскую общину, отличительные черты которого также обеспечивали ведущую роль мифа в культуре древнегреческой цивилизации.

По мнению исследователей, полис выступал в качестве структурообразующего элемента древнегреческой цивилизации [9. С. 9]. Он представлял собой общину граждан, «противостоящую не только другим, подобным же общинам, но, в рамках своего города-государства, также и остальным неполноправным или вовсе бесправным группам населения, переселенцам из других городов и ввезенным из-за границы рабам. Объединяя в общину привилегированное свободное население данной области, полис был, таким образом, фор-

мой организации античного рабовладельческого общества, но формой, так сказать, патриархальной» [8. С. 910]. При этом «на всем протяжении античной истории основной экономической и социальной единицей внутри полиса был oíxo^ (домохозяйство)» [9. С. 19] - крестьянское хозяйство, которое, особенно на ранних этапах развития общества, имело тенденцию к хозяйственной замкнутости и экономической самодостаточности - автаркии, являющейся одной из основных черт ойкоса [9. С. 23]. Таким образом, «полис в целом выступал в качестве определенного единства суммы отдельных крестьянских домохозяйств - ойкосов» [9. С. 23]. Крестьянская среда всегда предельно консервативна, поэтому не случайно, что одной из основных ценностей полисной жизни являлась традиция; существовало стремление к сохранению всего старого, освещенного временем [9. С. 29].

В качестве объединяющей силы полиса выступали не только граждане и их ойкосы, но и полисная религия, объекты поклонения которой различались в зависимости от государства: «...весь олимпийский пантеон был поделен между греческими полисами. Каждый полис стремился обзавестись своим особым божест-вом-покровителем, иногда двумя или тремя такими божествами. Бог-покровитель включался в микрокосм полиса и в качестве его защитника и предстоятеля-простата становился важнейшей неотъемлемой частью его гражданской общины» [2. С. 129]. В честь богов-покровителей устраивались всенародные празднества (например, Панафинеи в Афинах), участие в которых было важнейшим средством социального самоопределения - принадлежности к конкретному полису [2. С. 130]. При этом при исполнении ритуалов, посвященных полисным богам, важны были не внутренние убеждения граждан (допускалось даже неверие), а тщательное исполнение обрядов; неисполнение же ритуалов или демонстрация непочтительного отношения к богам-покровителям полиса являлись антисоциальными актами и сурово карались [7. С. 157]. Частью религиозной жизни полиса были и театральные состязания, приуроченные к празднествам в честь бога Диониса, которые, возникнув первоначально как ритуалы - части божественной драмы, постепенно превратились в средство разрешения экзистенциальных противоречий, поскольку их сюжеты затрагивали такие вопросы, как взаимоотношения богов и людей, роль Судьбы в жизни человека. Иллюстрациями к конкретным мифологическим событиям первоначально были и игры - спортивные состязания лучших атлетов Древней Греции. Так, Пифийские игры, проводимые в Дельфах, посвящались победе Аполлона над Пифоном и включали сначала только состязания поэтов-певцов в исполнении пеана -гимна в честь Аполлона; постепенно к этому добавились гимнастические и конные состязания, а также игра на флейте [10. С. 25-27].

Полис - греческий город-государство, представлял собой закрытую, патриархальную, крестьянскую в большинстве своем общину, которая скреплялась совместным сельскохозяйственным трудом, поклонением общим божествам-покровителям, строгим исполнением ритуалов и, конечно, общими мифами, которые вписывались в историю города. Будучи членом определен-

ного полиса человек вынужден был знать мифы, в которых была заключена жизненно важная для него и всей общины граждан информация о характере и деяниях покровителей города, дарующих ему благополучие, а в случае необходимости - и защиту.

Таким образом, полис создавал условия для особого способа бытования мифа в культуре, когда миф опирается уже не на родоплеменных богов, а на общинногосударственных божеств-покровителей, тесно связанных с жителями полиса и являющихся частью его общины. Миф - это своеобразный легендарномифологический вариант истории полиса, в котором связаны воедино судьбы людей и богов.

Итак, характеризуя своеобразие присутствия мифа в культуре классической Греции, можно отметить, что в отличие от остальных цивилизаций древности, в которых в качестве культурной доминанты чаще всего выступала религия, усиленная культом правителя, что обеспечивало устойчивость ее влияния на культуру, в Элладе миф сохранял ведущие позиции в культуре благодаря наличию у древнегреческой цивилизации специфических черт:

1) наличие двух противоборствующих начал (но сами эти начала - «аполлоническое» и «дионисическое» - мифологичны), породивших ее, одно из которых нуждалось в мифе для поддержания собственного существования и поиска решения проблем, возникающих у человека эпохи цивилизации;

2) эстетическое видение мира древними греками, которое гармонизировало человеческое существование

и жизнь Космоса через понятия красоты и гармонии, несущее в себе продолжавшие пульсировать истоки живого мифотворчества;

3) отсутствие сильной догматической религии, не дающей ответа на вопрос о посмертном существовании, что позволяло мифу сохранять ведущие позиции в силу того, что он мог предоставить информацию о жизни в ином мире, представляя образы богов и дать надежду на счастливую жизнь в нем или даже пообещать бессмертие, но не обязывая при этом к единственному спасительному ритуалу и единственно верной догматике;

4) наличие города-государства - полиса, который представлял собой общину граждан, соединенную обрядами, исполняемыми в честь общих богов и героев, соединенную мифом, - эти черты в значительной мере характерны и для архаического общества - эпохи, когда жизнь общества регламентировалась мифом.

Все эти особенности способствовали не только сохранению ключевой роли мифа в Греции эпохи классической цивилизации, но и позволяли ему по-своему веско отвечать на экзистенциальные вопросы, встающие перед человеком и обществом, не отдавая всех своих смысловых преимуществ искусству, науке, философии и не передавая полностью своей связующей роли публично организованному сообществу. Греческая культура классической эпохи продолжала оставаться мифологической в своей глубинной основе, хотя миф при этом и изменился, и отчасти уступил место другим формам сознания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру // Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. 829 с.

2. Андреев Ю.В. Апология язычества или о религиозности древних греков // Вестник древней истории. 1998. № 1. С. 125-134.

3. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 1999. 401 с.

4. ГироП. Частная и общественная жизнь греков. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 1995. 470 с.

5. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. I: От Илиады до Парфенона. М.: Искусство, 1992. 269 с.

6. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.: Высш. шк., 1988. 496 с.

7. БюттенА.-М. Классическая Греция. М.: Вече, 2006. 384 с.

8. Фролов Э.Д. Греция в эпоху поздней классики. СПб.: Гуманитарная Академия, 2001. 602 с.

9. Античная Греция. Проблемы развития полиса. Т. 1: Становление и развитие полиса. М.: Наука, 1983. 423 с.

10. Селиванова Л.Л. Пифийские игры в Дельфах: дух и тело // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 1991. № 2. С. 24-32.

Статья представлена научной редакцией «Культурология» 23 ноября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.