Научная статья на тему 'Миф о статье Н. И. Пирогова «Идеал женщины»'

Миф о статье Н. И. Пирогова «Идеал женщины» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2292
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
N.I. PIROGOV / THE ARTICLE "IDEAL OF A WOMAN" / LETTER TO A. BYSTROM / E.P. KARTSEVA / Н.И. ПИРОГОВ / СТАТЬЯ «ИДЕАЛ ЖЕНЩИНЫ» / ПИСЬМО К А.А. БИСТРОМ / Е.П. КАРЦЕВА / ОБЯЗАННОСТИ ЖЕНЩИНЫ / ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / RESPONSIBILITIES OF WOMEN / CHILD-REARING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ветрова Марина Дмитриевна

Анализируется работа Н.И. Пирогова, получившая в историко-биографической литературе название «Идеал женщины». Впервые публикуется выполненный Е.П. Карцевой рукописный текст, положившей начало легенде о неизданной работе Н.И. Пирогова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTH ABOUT N.I. PIROGOV'S ARTICLE «IDEAL OF A WOMAN»

The article "Ideal of a Woman" written by a brilliant Russian surgeon Nikolay Ivanovich Pirogov (1810-1881) in the forties of the 19th century is a pedagogical and spiritual instruction to women. Previous researchers expected, that not hoping the text to be approved by censorship, Pirogov showed the article only to his loved ones. It started to be rewritten and passed out, and soon became very popular. Only one version of the manuscript is known nowadays, which is stored in IRLI (Institute of Russian Literature, so-called Pushkin House) in Saint-Petersburg and will soon be published. While preparing the article for publication a number of questions rose up. Firstly, the text does not contain any revolutionary views on the women`s role in society. Why then Pirogov haven`t even tried to publish the work? Secondly, why text reminds one of the published letters to Pirogov's wife A.A. Bistrom? Regardless of the results of research, "non-existent" article of brilliant surgeon enables us to study the depth of the idea proposed by N.I. Pirogov. The main duty of a mother described in the text is to educate children on a fundamentally new level, from infancy in a playful way to transfer knowledge that will be a strong base for further education. And she should satisfy the word "ideal" for that to work constantly on expanding her horizons and deepening knowledge. Pirogov's views are shocking the 19th century like innovation. In the 21 century, especially against the background of the discussion of education standards, they are still novel ideas.

Текст научной работы на тему «Миф о статье Н. И. Пирогова «Идеал женщины»»

СИМВОЛ ЭПОХИ: ЛЮДИ, КНИГИ, СОБЫТИЯ

Пирогов в Симферополе. Неизвестный художник.

УДК 61(091)

Ветрова М.Д.

Миф о статье Н.И. Пирогова «Идеал женщины»

Ветрова Марина Дмитриевна, научный сотрудник научно-организационного отдела НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН (Санкт-Петербург).

E-mail: marina.vetrova@list.ru

Анализируется работа Н.И. Пирогова, получившая в историко-биографической литературе название «Идеал женщины». Впервые публикуется выполненный Е.П. Карцевой рукописный текст, положившей начало легенде о неизданной работе Н.И. Пирогова.

Ключевые слова: Н.И. Пирогов, статья «Идеал женщины», письмо к А.А. Бистром, Е.П. Карцева, обязанности женщины, воспитание детей.

Идеал - это путеводная звезда. Без неё нет твердого направления, а нет направления - нет жизни.

Л.Н. Толстой

«Идеал женщины» Николая Ивановича Пирогова - статья удивительная: ни разу не печатавшаяся, но широко известная, выражающая частное мнение, но изменившая взгляды многих современников на роль и обязанности женщины. Созданная хирургом, она предвосхитила на многие годы статьи политиков, философов и общественных деятелей. По мнению исследователя, ранее рассматривавшего эту работу, «Идеал женщины» был написан Пироговым в 40-х гг. XIX века1, в преддверии жарких споров 60-х-70-х годов в российском обществе о предоставлении женщинам права получать высшее образование. Противники нововведений опасались того, что это «опасное новшество и ненужная прихоть, которые разрушат веками сложившиеся традиции, понятия и нравы, отстранят женщину от её прямых обязанностей, ослабят в ней материнский инстинкт, подорвут семейные и даже государственные основы»2.

1 Кацнельбоген А.Г. Неопубликованная работа Н.И. Пирогова // Советское здравоохранение. 1982. № 11. С. 62

2 Павлучкова А.В. Борьба прогрессивной медицинской общественности за введение женского врачебного образования в России (60-е - начало 70-х годов 19 века) // Советское здравоохранение. 1976. № 4. С. 58

Николай Иванович, безусловно, предвидел эти изменение социальных позиций в России, но, возможно, это не единственная причина, по которой была создана статья. В начале 1840-х гг. «напряженная, непрерывная работа, волнения и вечные неприятности в академии (ИМХА) казалось особенно желанным сменить на тихий уют в кругу семьи, отдохнуть с любимым человеком»1. Но для того, чтобы претворить свои мечты в жизнь Пирогов, как истинный ученый, разработал теоретическую платформу.

Особенность статьи не только в том, что Пирогов впервые предстал в ней как педагог и защитник гражданских прав, здесь раскрылись и поэтические таланты ученого. Порой, отдыхая от тяжелой работы за операционным столом, Пирогов писал стихи. Эта проникнутая нежностью и высокими идеалами рукопись - своего рода стихотворение в прозе, в котором по Беатриче Данте и Лауре Петрарки тоскует не поэт, а ученый, медик, человек, в силу образования и жизненных обстоятельств привыкший доверять все решения разуму, а не чувствам. И потому он не только воспевает идеальные черты прекрасной дамы, но и определяет конкретные цели для развития её добродетелей и работы над собой.

Статья часто упоминается биографами Пирогова второй половины ХХ в. Подробное исследование о ней опубликовал Анатолий Григорьевич Кацнельбоген2, а первое упоминание о статье «Идеал женщины» появилось в монографии Соломона Яковлевича Штрайха (1879-1957) «Н.И. Пирогов»3. В биографических материалах

о Пирогове начала ХХ в. нами не было найдено никаких упоминаний о статье. Не будем детально вдаваться в биографию ученого, с которой читатели могли ознакомиться ранее4. Стоит, однако, упомянуть некоторые моменты личной жизни Николая Ивановича, чтобы стали ясны обстоятельства, в которых создавался этот труд.

Н.И. Пирогов. Рисунок Матрейтера. 1843.

Н.И. Пирогов с сыновьями Николаем и Владимиром (на правом колене). Снимок с дагерротипа. 1849 г.

Вторая супруга Н.И. Пирогова Александра Антоновна Пирогова, урожденная Бистром. Фото середины 1870-х гг.

А.А. Пирогова (Бистром) с братом Владимиром Бистро-мом и сыновьями мужа Николаем (сидит справа) и Владимиром (у левой руки). Фото 1851 г.

После нескольких скандалов, случившихся в Императорской медико-хирургической академии, и титанического труда над выпуском «Курса прикладной анатомии» Пирогов был эмоционально вымотан. Именно в этот тяжелый период назрела необходимость создать домашний очаг. Ученый делает предложение Екатерине Дмитриевне Березиной (прибл. 1822-1846) и получает согласие, о чем пишет в письме к Екатерине Николаевне Огонь-Догановской (1789-1856), урожденной Потемкиной: «... я счастлив любовью девушки, настоящего ангела по своему характеру. Я имею неоспоримые доказательства её любви ко мне: Вы знаете, что значит у меня “неоспоримые”; я имею её слово и благодарю Провидение!»5. В 1842 г. Пирогов женится на Екатерине Дмитриевне. «Здоровья она была цветущего, что называется кровь с молоком, настоящая жена для хирурга, которому приятно после страдальческих лиц своих больных найти у себя свежее румяное личико, дышащее здоровьем и красотою.»6, - так отзывалась о ней её близкая знакомая Елизавета Николаевна Ахматова (1820-1904)7. Е.Н. Ахматова была одной из немногих, с кем Пирогов после свадьбы позволял видеться своей жене, и то только потому, что Елизавета Николаевна была его пациенткой (у неё были проблемы со зрением, поэтому она просила жену Пирогова читать ей вслух). Пирогов запрещал жене посещать театр и читать романы, но Екатерина Дмитриевна, обладая тихим нравом, переносила это кротко. 7 ноября 1943 г. у Пирогова рождается сын Николай, а 5 января 1846 г. - Владимир. Через двадцать дней после рождения второго ребенка жена Пирогова умирает. Ученый тяжело переносит потерю, но особенно переживает за детей, которые в столь раннем возрасте лишились материнской любви. Именно потребность детей в материнской заботе приводит ученого к мыслям о второй женитьбе. Встретив Александру Антоновну Бистром (1828-1902), Пирогов увидел в ней женщину, которая станет заботливой женой, доброй мачехой и верным другом.

История их знакомство, по версии С.Я. Штрайха, связана именно с рукописью «Идеал женщины»: «В

1 Николай Иванович Пирогов и его наследие Пироговские съезды. СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1911. С.42.

2 Кацнельбоген А.Г. Указ. соч.

3 Штрайх С.Я. Н.И. Пирогов. М.: Искра Революции. 1933. С. 92.

4 Мазинг Ю.А. Николай Иванович Пирогов: 200 лет жизни в истории России // Пространство и Время. 2010. № 2. С. 203-221.

5 Протоколы и труды русского хирургического общества Пирогова. 1899-1900. СПб.: Летописи русской хирургии, 1901. С. 31.

6 Николай Иванович Пирогов и его наследие Пироговские съезды. С. 43.

7 Ахматова Елизавета Николаевна (1820-1904) - писательница, переводчица (У. Коллинз, У. Теккерей, Ч. Диккенс, В. Гюго, Ги де Мопассан и др.) издатель (журнал «Дело и отдых. Чтение для мальчиков и девочек всех сословий», «Шестьдесят шесть повестей для детей» и др.). (Прим. ред.).

начале февраля 1850 года молодая Бистром по вызову генеральши Козен1 приехала в Петербург... Пирогов, как он через несколько дней писал Моллеру2, спросил генеральшу: “Что это значит, Евгения Федоровна, то, что мне передал наш друг Витгенштейн3? Вы назначили мне жену?” - “Да, - ответила генеральша, - она приехала сюда, и я дала ей ваш "Идеал женщины"... Приходите ко мне в среду”»4.

Но в письме к Федору Антоновичу Моллеру (1812-1875), напечатанному под редакцией того же автора, нет упоминания об «Идеале женщины». А текст разговора Пирогова с генеральшей приведен иначе: « - Вы назначили мне жену? - Да. - Так положительно? - Да. - Почему? - Потому что она разрешила для себя ваш первый вопрос жизни так, как вы, - но разрешила благочестием и вдохновением врожденным. Она приехала сюда. - Приходите в середу.»5.

Какова бы ни была история знакомства, свадьба, состоявшаяся 7 июня 1851 г., связала Н.И. Пирогова и

А.А. Бистром на всю последующую жизнь. Ученый очень трепетно относился к Александре Антоновне и делился с ней своими переживаниями и размышлениями, но во многочисленных письмах его к жене статья «Идеал женщины» не упоминается.

Кем же были читатели этой работы? По версии, впервые высказанной в монографии С.Я. Штрайха, статья не была опубликована, но была очень популярна и распространялась в списках. «Через Николая Ивановича Пущина6, с которым Пирогов сблизился после смерти Екатерины Дмитриевны, “Идеал женщины” попал даже в Сибирь, где в ялуторовской ссылке изнывал друг Пушкина, декабрист Иван Иванович Пущин. Товарищи его по заговору и по изгнанию - Оболенский, Якушкин, Муравьев-Апостол, многие другие - были усердными читателями пироговского трактата и соглашались с его мыслями»7. К сожалению, эта красивая версия не нашла никаких документальных подтверждений. Хотя известно, что декабристы с интересом читали другую философско-педагогическую статью Пирогова - «Вопросы жизни». Так, И.И. Пущин писал своему брату Николаю из Ялуторовска (07.02.1856): «Корсаков провел у меня вечер 31 генваря; с ним твоё письмо от 11 генваря, со старым от 8 августа, с «Вопросами жизни» и облатками. «Вопросы» читаю с истинным удовольствием, но ещё не кончил, потому что Евгений [Оболенский] взял и говорит, что я могу после прочесть. Когда возвратит, передам тебе моё впечатление. Будь спокоен и успокой Пирогова - рукопись его не будет в чужих руках»8. Но никаких воспоминаний декабристов о статье «Идеал женщины» найти не удалось.

Итак, статья «Идеал женщины» путешествовала по России как призрак, не оставляя никаких следов в воспоминаниях современников, но порождая слухи и предположения. Сравнивая противоречащие друг другу материалы о распространении рукописи, невольно напрашивается вопрос: а существовала ли на самом деле статья «Идеал женщины»?

Чтобы подробно исследовать данный вопрос, мы обратились к единственному известному списку рукописи «Идеал женщины», сохранившемуся в Институте Русской Литературы (ИРЛИ; Пушкинский Дом). Скорее всего, он попал в Институт благодаря трудам Бориса Львовича Модзалевского -одного из основателей института. Борис Львович родился 20 апреля 1874 г. в семье талантливого педагога, директора Тифлисской женской гимназии Льва Николаевича Модзалевского (1837-1896). Волею судеб Лев Николаевич сопровождал Пирогова во время поездки для консультации по ранению Г а-рибальди9. В 1884 г. семья переезжает в Санкт-Петербург, где после окончания гимназии Борис Львович поступает в университет - сначала на историко-филологический факультет, но из-за конфликта переводится на юридический факультет. После окончания университета Модзалевский поступает на службу в Архив Государственного Совета10. Первое служебное задание связано с организацией юбилейной Пушкинской выставки и определяет всю последующую жизнь ученого. С этого момента Борис Львович собирает всё так или иначе связанное с Пушки-

1 Козен Евгения Федоровна (?—1856) - двоюродная сестра А.А. Пироговой.

2 Моллер Федор Антонович (1812-1875) - художник, ученик К. Брюллова, брат ревельской знакомой Н.И. Пирогова -Э.А. Глазенап.

3 Витгенштейн Николай Петрович (1812-1867) - сын фельдмаршала, приятель Пирогова, его товарищ по университету в Дерпте. Н.П. Витгенштейн, близкий к семье Козен по службе её мужа при фельдмаршале, познакомил Пирогова с Козен.

4 Штрайх С.Я. Н.И. Пирогов. С. 92.

5 Штрайх С.Я. Источник статьи Н.И. Пирогова «Вопросы жизни» // Школа и жизнь. 1915. № 16. С. 4-5.

6 Н.И. Пирогов и Н.И. Пущин находились в родстве: жена Николая Ивановича Пущина Мария Николаевна, урожденная Завалишина, была двоюродной сестрой первой жены Н.И. Пирогова, Екатерины Дмитриевны Березиной.

7 Штрайх С.Я. Н.И. Пирогов. С. 92.

8 Цит. по: Кацнельбоген А.Г. Н.И. Пирогов и братья Пущины // Советское здравоохранение. 1983. № 9. С. 65.

9 Логинов В.А. Лики Пирогова // Николай Иванович Пирогов. К 200-летию со дня рождения. М.: Издательство Московского университета. 2010. С. 33

10 В Архиве Государственного совета хранились документы комитетов, ведавших подготовкой и предварительным рассмотрением проектов законов, положений и других гос. актов.

Лев Николаевич Модзалев-ский (1837-1896), педагог, соратник и последователь К. Д. Ушинского, историк педагогики

Борис Львович Модзалевский (1874-1928), историк русской литературы, библиограф, редактор, литературовед-пушкинист, член-корреспондент РАН (1918), академик АН СССР (с 1925 г.)

ным, - письма, автографы, картины, фотографии. Но невозможно изучать личность и творческую биографию поэта, не узнав о его современниках, и ученый огромное значение уделяет поиску и изданию ценных исторических материалов, создает картотеку деятелей русской культуры XVIII-XX вв. Борис Львович в качестве основной ставит задачу собрать коллекцию документов, посвященных русским писателям всех лет. Он активно занимается розыском материалов, самоотверженно сохраняет их для будущих исследователей. Именно благодаря ему текст редкой неизданной статьи Пирогова дошел до наших дней в трех вариантах. В работе А.Г. Кацнельбогена1 говорится о двух текстах, хранящихся в ИРЛИ - русской и английской версиях, - однако не уточняется, что ещё имеется черновик к английской рукописи. Чтобы избежать путаницы, опишем все три списка «Идеала женщины».

Первый вариант, на русском языке (рис. 1), написан черными чернилами на писчей бумаге зеленого оттенка. Размер 21,5 см х 35 см. На титульном листе рядом с инвентарным номером пометка, сделанная карандашом

- «Писано рукой Елиз. Петр. Карцовой. Б.М.» В Институте русской литературы подтвердили, что эта пометка сделана Б.Л. Модзалевским. А информация о переписчике рукописи подтверждается письмом Елизаветы Петровны Карцевой (1823(?)-1898), найденным нами в фонде Крестовоздвиженской общины, который хранится в Центральном Г осударственном Историческом Архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб)2. Почерки на обоих документах идентичны (рис. 2). На обороте последней странице рукописи сделана надпись - «записка Пирогова “Молись, люби, трудись”». Вероятно, это условное название статьи, впрочем, в обширной библиографии, посвященной Пирогову, оно не упоминается.

Второй вариант (рис. 3) рукописи, на английском языке, с многочисленными пометками и исправлениями

- черновой вариант, написанный черными чернилами на практически не пожелтевшей тонкой белой бумаге с горизонтальными водяными знаками. Размер 12,5 см х 20,3 см.

Третий вариант (рис. 4) рукописи, на английском языке, с несколькими помарками, написан на плотной светлой бумаге, пожелтевшей и покрывшейся фоксингами3. Размер 13,3 см х 21,3 см. На этом экземпляре на первой странице сделана сноска: «Written in 184... by prof. dr. Pirogoff»4. Эта ранее неизвестная запись подтверждает датировку, предложенную А.Г. Кацнельбогеном5. В сноске год написания представлен условно; из этого следует, что переводчики рукописи не имели точной датировки.

Сам факт перевода текста на английский язык вызывает много вопросов. Было бы не удивительно видеть французский перевод, ведь в XIX в. Россия говорила по-французски. Так же естественным выглядел бы перевод статьи на немецкий, который был официальным языком российской медицины. Кто и зачем перевел «Идеал женщины» на английский? В документе нет никаких отметок об этом. Была ли это Карцева? Владела ли она иностранными языками, чтобы проделать этот труд? На эти вопросы сложно ответить определенно, т.к. о жизни Е.П. Карцевой известно немного (последние данные, обнаруженные нами в ЦГИА СПб, позволяют достоверно узнать имена её родителей, ранее указываемые ошибочно6).

Во время Крымской войны 1853-1856 гг., 27 ноября 1855 г., Елена Петровна, дочь губернского секретаря, помещика Новгородской губернии Петра Николаевича Карцева и его супруги Прасковьи Федоровны7, вступает в Кресто-воздвиженскую общину сестер милосердия, основанную годом раньше (5.11.1854) по инициативе Вел. Кн. Елены Павловны. Отправившись на фронт, Елизавета Петровна своим ответственным отношению к долгу помощи раненым и самоотверженным трудом заслужила уважение Николая Ивановича Пирогова, который возглавлял реорганизацию работы госпиталей на полях сражений. Он назначил её старшей отряда из 28 сестер, направляющихся в Симферополь, где находились госпиталя для тяжелораненых воинов.

Сам Пирогов высоко ценил Карцеву и отзывался о ней в самых высоких выражениях: «Карцева принялась совестливо за дело, и мы с ней так поставили запущенный госпиталь на ногу, что теперь не узнаешь. Отдали вместе с нею смотрителя под следствие, завели контрольные дежурства из сестер, и обо всем каждый день она приходит сообщать отчет»8; «Карцева просто неутомима, день и ночь в госпитале; и варит для больных и перевязывает, и сама делает всё, и всякий день от меня выходит с новыми распоряжениями» .

После окончания войны Карцева остается верна выбранному ею пути и трудится старшей сестрой Крестовоздвиженской общины, которую после смерти Екатерины Александровны Хитрово (?—1856) возглавила Екатерина Михайловна Бакунина (1810-1894). По рекомендации Сергея Петровича Боткина Карцеву назначают настоятельницей Свято-Георгиевской общины сестер милосердия в Санкт-Петербурге, основанной 26 ноября 1870 г. по инициативе Принцессы Евгении Максимильяновны Ольденбургской (1845-1925) и графини Елизаветы Николаевны Гейден (1833-1894), урожденной Зубовой, под покровительством Императрицы Марии Федоровны (1847-1928). Этот пост она занимала вплоть до своей кончины.

Елизавета Петровна Карцева (1823(?)-1898), одна из первых сестёр милосердия в России

1 Кацнельбоген А.Г. Неопубликованная работа Н.И. Пирогова.

2 ЦГИА СПб. Ф. 392. Оп. 1. Д. 130. Л. 5, 71.

3 Фоксинги (лисьи пятна) - бурые пятна, вид повреждения графики, книг и архивных документов. (Прим. ред.).

4 Написано в 184... профессором доктором Пироговым (англ.).

5 Кацнельбоген А.Г. Неопубликованная работа Н.И. Пирогова. С. 62.

6 Кацнельбоген А.Г. Героиня трех войн // Клиническая медицина. 1990. № 2. С. 139

7 ЦГИА СПб. Ф. 403. Оп. 1, Д. 13. Л. 58.

8 Севастопольские письма Н.И. Пирогова. СПб.: ВМедА, 2010. С. 162

9 Там же. С. 166.

Рис. 1. Титульный лист списка «Идеал женщины» на русском языке (ИРЛИ)

Рис. 2. Письмо Е.П. Карцевой из фонда Крестовоздви-женской общины (ЦГИА СПб.)

Рис. 3. Титульный лист черновика списка «Идеал женщины» на английском языке (ИРЛИ)

Рис. 4. Титульный лист списка «Идеал женщины» на английском языке (ИРЛИ)

Чем же рукопись Пирогова привлекла эту отважную женщину?

Обратимся к самому источнику и попробуем проанализировать его содержание. Все варианты рукописи представляют собой один текст, разделенный на три части: Молись, Люби и Трудись.

Первая часть - «Молись» - посвящена в основном впечатлениям от мистических переживаний автора. После публикации «Вопросов жизни»1, в которых Пирогов большое внимание уделил раскрытию своих религиозных представлений, многие современники и потомки восприняли позицию Пирогова как редкий пример верующего ученого. Так, доктор медицины Николай Яковлевич Пясковский (1855-?) в статье «Пирогов как психолог, философ и богослов»2 рассматривает «Дневники старого врача» как богословский трактат и утверждает: «Николай Иванович является не только верующим христианином, но и православным, признающим необходимым иерархический, обрядовый и вообще церковный строй своей веры», а протоиерей Иаков Г алахов в статье «Н.И. Пирогов и его религиозно-философские взгляды» ставит Пирогова в один ряд с Оригеном, Тертул-лианом, Феодоритом Епископом Кирским, Феодором Мопсуестийским, Ивой Эдесским3.

Но были и те, кто скептически оценивал противоречивые религиозные взгляды Николая Ивановича. Среди них особенно интересна статья, напечатанная не в либеральном публицистическом журнале, а в старейшем периодическом издании, ориентированном на православную духовную литературу, - в «Страннике». Статья помещена в раздел «Книги» и является критическим отзывом на работы «Вопросы жизни» и «Дневник старого врача», опубликованные в журнале «Русская старина» в 1884-1885 гг.: «По достаточно внимательном рассмотрении всего его [текст «Вопросы жизни» Н.И. Пирогова - М.В. ], как в целом, так и частях, с значительною ясностью обрисовывается, что религиозно-нравственные воззрения автора, вытекающие из его философских, антихристианские. И антихристианские, и даже антирелигиозные, до такой степени, что невольно поражаешься, встречая с одной стороны заявления, что он верит в Бога (пишет его с прописной буквы), считает даже себя православным, молится ему, говорит о благодати Святаго Духа, с другой - утверждение, что род человеческий произошел от обезьяны, что вера - мираж, диавол - фантазия, дух - абсурд и т.д.»4. «Эти воззрения не что иное, как натуралистический пантеизм, весьма далекий от рационалистического эмпиризма (как сам автор иногда называет свое мировоззрение) с примесью мистицизма, и пожалуй гегельянизма, особенно в тех местах, где он говорит о разумности всего существующего. Христианского в его учении также ровно ничего нет, потому что нельзя же считать христианством те жалкие его обломки, которые остаются после переделки его автором. Вместо цельного и стройного христианского учения мы получаем клочки чего-то: веру без содержания, Бога без власти наказывать и миловать, бессмертие, исчезающее в лоне какого-то утончения атомов, благодать, упование и молитву, заключающиеся в нашем собственном тихом настроении».5

Во второй части, под заголовком «Люби», - всего одно предложение. Зачем надо было выделять его в отдельную часть? Почему бы не включить это предложение в часть, посвященную молитве?

Последняя, третья часть, под заголовком «Трудись», - самая объемная и хорошо структурированная. В ней есть пометки, цифры и буквы для обозначения параграфов. Они приведены в тексте жирным шрифтом, однако системы в них нет. Весь текст раздела «Трудись» посвящен обязанностям женщины в воспитании детей. И здесь прежде всего сделан акцент на основную задачу матери - воспитать себя настолько, чтобы заложить прочный фундамент начальных знаний естественных наук детям в максимально раннем возрасте.

Краткость второй части, бессистемное разделение третей части на параграфы, частые повторы одних и тех же частей наводят на мысль о том, что текст приведен не полностью. Однако поиски иных вариантов «Идеала женщины» не принесли результатов.

В начале ХХ в. в связи с переездом сына Н.И. Пирогова Владимира Николаевича семейный архив оказался в Марселе. С.Я. Штрайх при содействии академиков С.Ф. Ольденбурга, А.А. Шахматова, а также Б.Л. Модзалевского, приобрел большую часть документов для рукописного отделения Императорской Академии Наук 6. Если обратиться к письму Пирогова (12.04.1850) А.А. Бистром, то можно увидеть, что оно частями слово в слово копирует «Идеал женщины». Пирогов в нем так обращается к своей жене: «Теперь вот тебе для дня твоего Ангела мой идеал женщины: он для тебя должен быть интересен, потому что ты знаешь, я в тебе люблю мой идеал. Вот тебе зеркало. Смот-

1 Пирогов Н.И. Сочинения. СПб: Тип. М.М. Стасюлевича. Т.1. 1900. С. 3-46.

2 Пясковский Н.Я. Пирогов как психолог, философ и богослов // Вопросы философии и психологии. 1893. № 1. Январь. С. 18

3 Галахов Иаков, протоиерей. Н.И. Пирогов и его религиозно-философские взгляды // Николай Иванович Пирогов. Очерки жизни и творчества. СПб.: ВМА, 2010. С. 177.

Ориген (ок. 185-254) - греческий христианский теолог, философ, ученый. Основатель библейской филологии. Автор термина «Богочеловек» (Прим. ред.).

Тертуллиан (Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан, 155/165-220/240) - один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов, автор 40 трактатов (сохранился 31). Тертуллиан впервые выразил концепцию Троицы, положил начало латинской патристике и церковной латыни - языку средневековой западной мысли. (Прим. ред.).

Феодорит Кирский (386 (393?) - 457) -наиболее яркий представитель Антиохийской школы богословия, епископ Кирский, ряд его сочинений были осуждены Пятым Вселенским собором как еретические. Но сам Феодорит был оправдан ещё на Четвертом Вселенском соборе, после того как анафемствовал еретика Нестория. (Прим. ред.).

Феодор Мопсуестийский (ок. 350-428) - раннехристианский теолог и святой Несторианской церкви. Епископ Мопсуе-стии с 392 г., один из наиболее значительных богословов Востока в послеоригеновский период, в течение некоторого времени глава антиохийской школы, сильнейшей противницы Александрии в догматической и церковно-политической борьбе вв. (Прим. ред.).

Ива Эдесский (ум. 457) - раннехристианский теолог, представитель Антиохийской школы богословия, пресвитер, с 435 г. -епископ в Эдессе, выступил в защиту Феодора Мопсуестийского, за перевод на сирийский язык сочинений которого и распространение их по всему Востоку был обвинен патриархом Проклом и императором Феодосием II. (Прим. ред.). Рубцов М. В какого Бога верил Пирогов? // Странник. 1887. Т. 2. Май. С. 405-406.

5 Там же. С. 423-424.

6 Штрайх С.Я. Источник педагогической деятельности Н.И. Пирогова // Русская школа. 1914. № 11. С.3

рись»1. Далее в тексте письма дословно приведены части статьи. Никаких упоминаний о том, что текст может быть знаком Бистром ранее или является дополнением к известной работе, нет. В тексте письма есть четкая структура, он, как и статья, разбит на три основные части, с заголовками вынесенными девизом: «Молись, люби и трудись»2. Все части приблизительно равных объемов. Деление же части «Трудись» на параграфы, принцип которого был неясен в списке «Идеал женщины», в письме последователен и логичен.

Анализ изложенных нами фактов позволяет прийти к выводу, что хранящийся в ИРЛИ текст, переписанный Карцевой, является кратким конспектом письма Н.И. Пирогова, адресованного А.А. Бистром, в котором он наставляет свою будущую невесту в нелегком труде воспитания детей. Сложно сказать, когда Е.П. Карцева копировала этот текст, при каких обстоятельствах и для каких целей. Быть может, он предназначался для сестер общины Св. Георгия, молодых акушерок и первых женщин-врачей 70-х гг. XIX в.

Такими образом, хотя статьи изначально не существовало, Е.П. Карцева создала её из письма Пирогова (12.04.1850). И даже теперь, в XXI в., это произведение, проникнутое нежностью и любовью к женщине, основанное на глубоком уважении женского труда в воспитании нового поколения и заботе о сохранении духовных ценностей семьи, безусловно, найдет отклик в сердцах матерей. Ведь и сегодня, на фоне развернувшейся дискуссии о стандартах образования, педагогические идеи Николая Ивановича Пирогова по-прежнему отличаются новизной идей, о чем свидетельствует публикуемый ниже список «Идеал женщины», хранящегося в Институте Русской Литературы (Пушкинский дом; текст приводится в орфографии, приближенной к современной).

Писано рукой Елиз. Петр. Карцовой.

Б.М.

Идеал Женщины

Да будет девизом Женщины:

Молись, Люби и Трудись!

1. Молись

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Молись с чистою Верою, с Упованием, с Любовью, просто и умиленно. Молись и призывай мужа и детей к той же молитве. Это дело доброй, идеально-доброй жены. Муж, развлеченный земными заботами и трудами, дети, увлеченные легкомыслием возраста, не всегда радеют о молитве; но долг жены, которая должна блюсти за чувствами мужа и детей, есть призвать их невинным голосом сердца к умилению, и, усладив заботы мужа своего любовью, одушевить его и вдохновением молитвы. Но, чтобы призвать к молитве, чтобы одушевить вдохновением озабоченного и утомленного, чтобы поселить умиление в легкомысленной душе ребенка, о! для этого нужно глубоко и искренно веровать, твердо уповать и горячо любить. «К Нему, к Нему! - произносит она, обнимая вечером озабоченного и утомленного. -Ему, Ему! милый друг сердца, посвятим минуту вдохновения, а вы, дети, - скажет она, призвав утром и вечером, - становитесь на колена пред Небесным Отцом, просите, чтобы Он дал вам волю на добрые дела, благодарите Его за блага, которыми от Него пользуетесь, просите у Него насущного хлеба, просите, чтобы избавил вас от зла, любите Его и исполняйте Его святую волю». А в дни отдохновения, в дни торжеств, в дни печали и скорби, она же, все призовет мужа и детей и вкупе, преклонив колена, с умилением произнесет молитву и с благоговением прочтет или выслушает поучительное слово Откровения. Так всегда на ней останется святая обязанность блюсти за религиозными чувствами семейного круга. Без напыщенной восторженности, без всяких утонченностей пиетизма, с чисто Евангелическою простотою, с взглядом светлым, идеальным, поэтически высоким, она исполнит свое высокое призвание быть хранилищем и рассадником религиозно святых чувств своей семьи. Вот, какую высокую обязанность я поручаю Женщине, идеалу жены и матери. Я облекаю её в священнодействие, и по моему убеждению, это не может быть иначе. То, что в целом обществе поручается и всегда поручалось избранным людям, известным своею нравственностью, глубиною своих религиозных убеждений, даром слова и знанием, образованном наукою, то в семейном кругу должно быть поручено женщине. В обществе мы ищем укрепиться в наших религиозных убеждениях, ищем утешения и света в трудных случаях жизни Евангелическим учением, ищем одушевления и вдохновения в священнодействии избранных духовных Отцов. Не многие, даже редкие из них удовлетворяют настоящим образом этим вопиющим требованиям человечества. В семейной жизни, для большей части из нас, занятых практическою деятельностью, эта обязанность лежит на женщине. Материальные и умственные заботы, в которых мы должны проводить большую часть дня, чтобы совестливо исполнять наше призвание и доставить насущный хлеб, нередко заглушают в нас вдохновение, необходимое для молитвы. Мысли о земном преследуют нас с утра до ночи, и во время отдыха, и в недрах семьи, а когда мы и себя не в силах осенить благоговейным умилением, то, что мы сможем сделать в этом отношении для наших детей? Итак, кто же, как не любимая женщина, может одушевить нас чувством святого, когда мы возвращаемся усталые на наше пепелище, кто, как не она, может блюсти за развитием и хранением этого чувства в наших детях? Итак, жена и мать есть священник семьи, по крайней мере, в нашем практическом быту. Только унижая, а не возвышая идеал женщины, общество породило в ней грустную потребность эмансипации. Но не суждением, не довода-

1 Штрайх С.Я. Письма Н.И. Пирогова о любви, об обязанностях матери-воспитательницы и пр. // Русская школа. 1914. № 11. С. 19.

2 Там же.

ми ума должна священнодействовать женщина в семейном кругу, это слабое оружие в руках её против скептицизма и сомнения; не заимствованной восторженностью пиетизма должна она поддерживать и развивать религиозное чувство в мужчине и детях. На большую часть мужчин, и именно наклонных к сомнению, эта восторженность производит совсем противоположное действие, и на детей она остается без глубокого впечатления потому, что они её не понимают. Голосом сердца, взглядом простым, но поэтически высоком и утешительном на учение Христа, не тщась дерзновенно проникнуть в то, что навсегда должно для нас остаться сокровенным и недоступным в Христианском учении, должна действовать женщина. Идеал её укреплять и одушевлять мужа на земном поприще благоговейною молитвою, произнесенною голосом сердца, поэтически и младенчески простого и горячего и нежно любящего.

2. Люби

Люби чисто, нежно, глубоко и бескорыстно. Такая идеальная любовь высока, свята и непоколебима.

3. Трудись

Как скоро женщина составила себе ясную идею о высокости и святости её призвания, как скоро она одушевилась любовью и рвением к её призванию, она непременно должна обратить внимание на собственное свое воспитание и решить, прежде всего, вопрос откровенно, совестливо и беспристрастно, таково ли оно, достаточно ли, чтобы соответствовать вполне высокости и святости её призвания -быть рассадницею добра и истины в будущем поколении, порученном её материнскому попечению? Если нет, её собственное воспитание, по стечению разных обстоятельств, по близорукости бывших её наставников и воспитателей, по собственному нерадению и пр. было не достаточно для достижения этой цели, то долг совести и уважения к святости её призвания требуют, чтобы она перевоспитала или довоспитала самою себя. Быть рассадницей добра и истины в будущем поколении, поручаемом ей самим Богом, мужем и детьми, значит следующее:

A. Ей нужно вкоренить в юные умы и сердца детей понятия о Верховном Существе, истинною любовь к Нему, представив сколько можно сообразно с детским возрастом и понятием идеальный взгляд на Него. Для этого нужно, чтобы она наставила детей узнавать и любить Бога из Его творений, из всего их окружающего. Итак, и ей нужно самой иметь ясное, хоть не подробное понятие о вселенной. Ничто не может так поразить юный ум и сердце величием творческой силы и благости и приучить его боготворить и искренно любить идеал Творца, чтить мудрость и милосердие Создателя, как взгляд на Вселенную. Самый необразованный, самый юный ум ребенка поймет легко это безмерное величие, эту неисповедимую мудрость и милосердие Создателя, когда мать укажет ему на звездное небо и объяснит эти мириады святил, вращающихся в неизменном порядке на тверде небесной, когда она даст ему простое, но ясное понятие о месте, назначенном нашей родимой планете в этой бесконечной системе миров, когда, гуляя, она привлечет взоры ребенка на заходящее солнце, объяснит день и ночь, лето и зиму. Ни один школьный катехизис после не может столько развить в ребенке понятия о могуществе, мудрости и воле Творца и не заставит так благоговеть пред Ним, так искренно любить его, как простое, но смышленое созерцание дел Его в дивной вселенной.

B. Ей нужно вперить в сердце ребенка, что он связан неразрывными узами с этой вселенной и Её Творцом. «Сколь ни высок и ни велик Творец Вселенной, - должна учить она дитя, - но по неизмеримой своей благости Он соединил тебя с Собою чрез мысли и чувства, которыми Ему угодно одарить тебя. Пользуйся же этим даром, благодари Его, люби Его, как сын любит отца. Это отец твой и мой и всех нас Отец Небесный. И, чтобы показать нам неисповедимое свое милосердие, чтобы обнаружить людям эту связь, Он проявил нам откровение через своего сына, в котором Творческий Дух Его принял образ смертного человека».

1. Непосредственным следствием этого объяснения связи, существующей между человеком и творцом, будет истолкование основных истин Откровения, столь же простых, ясных, высоких для ребенка, как и для нас. Понятие о любви к ближнему, о бессмертии ребенок удивительно легко постигает - я знаю это из опыта. Теперь мать начинает рассказывать ему притчу из Евангелия и Библии простым детским языком, объясняя нравственный смысл этих иносказаний, и с каким любопытством будет ребенок слушать из уст матери притчу о святом и блудном сыне. Сколько поучительного на извечную жизнь сохранится в его сердце, перешедшего из уст матери. Ах! Это счастие неоцененное, неоцененное счастие, быть воспитанным в первых годах детства образованною матерью, знавшею и понимавшею всю высокость, всю святость своего призвания; это сокровище дороже всех сокровищ земли!

Но, чтобы женщина-мать могла положить эти три коренные основы основ воспитания детей, ей самой необходимо иметь следующее: Ей нужно иметь, хотя не глубокие, но ясные общие понятия об устройстве вселенной, о нашей солнечной системе, наконец, о нашей родимой планете. Женщины обыкновенно пугаются этого. Грешно и совестно! Грешно и совестно со стороны женщины, когда они думают, что это не интересно и так им не нужно. Уже забывают, что в слове женщина заключается не один только индивид, не одно только настоящее и прошедшее, женщина это целое поколение, это будущее. Итак, можем ли мы её унижать так сказав: это слишком высоко для неё, этого ей не нужно. Не значит ли это сказать: это слишком высоко для будущего поколения, это ему не нужно. Близорукие! подумайте, что всё идет вперед и то, что вам казалось бесполезным, ненужным, недоступным, то будет

необходимо для вашего поколения, если хотите, чтобы оно шло наряду с человечеством, не блуждая и ясно видя перед собой цель, к которой оно должно стремиться на пути совершенства. И притом эти сведения о вселенной, которые должны каждому из нас мужчине ли, женщине ли, ребенку ли, быть не только интересны, но и необходимы, эти сведения приобретаются при теперешних способах образования совсем не трудно. Только леность, беспечность, суетность и глупая идиотическая праздность представляют их трудными. Разумеется, чтобы получить, надобно сосредоточить несколько внимания, надобно не только подумать и заняться чтением или послушать наставления знающих, но какое же истинное наслаждение в жизни приобретается без труда! То, что не трудно, то не может нам принести наслаждения. Та женщина, которая проникнута, и проникнута глубоко, так как я требую от моего идеала женщины, важностью её призвания, которая убеждена, что она должна дать отчет пред Богом и пред совестью в строгом и точном исполнении обязанностей её высокого призвания, та женщина верно с радостью, с внутреннем удовольствием примется трудиться и довоспитывать себя, если ей недоставало, чтобы сделаться ревностною рассадницею добра и истины в грядущем поколении.

2. Ей нужно знать и ясно понимать глубокий смысл Откровения, чтобы передать его основные начала простым и удобопонятным образом для ребенка. Она не должна забывать, что дети, несмотря на их легкомысленность, задают такие вопросы, которые ставят в тупик образованных и мыслящих людей; от них не так легко скрыть непоследовательность, они хотят понять по-своему, что им толкуют, и не прежде удовольствуются, покуда действительно поняли то, что от них требуют, чтобы они знали. Итак, чтобы сделать, как отвлеченные, так и простые житейские истины, заключающиеся в священном писании, понятными для детей, чтобы проложить этим истинам прямой путь к их юному сердцу, нужно женщине воспитательнице самой хорошо знать, ясно понимать и глубоко чувствовать эти истины, особливо ей нужно понимать идеальную сторону Откровения, самую высокую, которая для всех наций, для всех возможных видов Христианской Религии должна быть одна и та же. Передать эту-то высокую, непреложную, ненарушимую, утешительную, вечно истинную сторону Откровения понятно, ясно и просто ребенку, а это требует от женщины матери труда; труда не материального, но умственного, душевного; надо обдумать изложение предмета, который она хочет перенести в нравственный быт ребенка, надо ей быть готовой на его наивные вопросы отвечать на них не сбиваясь, ясно и последовательно, от ребенка не утаится её слабая сторона!

3. Ей нужно иметь, кроме глубокого знания этого предмета, кроме чувства, проникнутого истиною этого учения, ещё и способность толковать, и выражаться и объяснять просто и ясно. Не всякой дана эта способность, но всякая женщина трудам, воспитанием и наблюдением за собой и за детьми может приобрести ее, упражняясь и внимая. Приучившись излагать свои мысли на бумаге, например, читая книги, писанные об этом предмете, она может достигнуть и способности изложения своих мыслей, чувств приспособляя их к понятию детского возраста. Вместе с этими основами воспитания соединено приспособление практической жизни ребенка, к основным истинам Откровения. Руководствуя и направляя его поступки и дело по этим началам, кладется краеугольный камень его будущности, его взглядов на земную жизнь и на деятельность. Этим приспособлением женщина решает столбовой вопрос жизни будущего человека в его практическом и нравственном быте, вопрос, к чему он будет стремиться, какое будет иметь понятие, какой взгляд на счастье и несчастие, его ожидающие. Женщины! Поймите уже, наконец, повторяю ещё раз, поймите всю важность, всю святость вашего призвания. В ваших руках лежит будущая участь человека, вы первые должны дать ответ перед Богом, пред человечеством, перед грядущим потомством, перед собственною совестью, в какой мере Вы достигли, в какой степени Вы стремились к достижению высокого идеала. Вашего назначения на земле. Подумайте, то, что вы однажды основали в сердце, в уме и в душе человека, когда он, мягкий, как вам удобно к принятию всех возможных форм, находился в ваших цепких руках, то после, когда время и опыт жизни сделают его твердым, жестким, уже нельзя его (ни) исправить, ни искоренить. Победите же, из любви к Богу и Его чудному созданию, вашу суетность, ваше легкомыслие! Вам дал Бог большую способность к самоотвержениям и пожертвованиям, нежели мужчине. Он вас одарил чувством души нежным и теплым, дал вам ум, хотя менее глубокий, но более гибкий и емкий, развил ощущение прекрасного, воспользуйтесь дарами Милосердного Нашего Отца, употребите их на пользу человечества ваших же детей, трудитесь, образуйте, воспитайте себя для этой цели. Бог благословит ваши труды и намерения. Приспособление и направление поступков ребенка по началам Откровения, совершаемое женщиною-матерью, должно состоять в том, чтобы идея о будущей жизни беспрестанно руководило его, дитя не должно делать ни одного шага без этой мысли. Эта мысль и развитие совести одно и то же, нет настоящей совести, нет этого внутреннего живого голоса души без мысли о будущем и будущей жизни. Но, чтобы руководствовать поступок дитяти в этом направлении, нужны такие заботы и труды со стороны матери, прозорливым и наблюдательным оком должна она замечать его действия, его склонности, данные ему от природы, врожденные и зависящие от его темперамента; то развивать, то удерживать их и давать им другое направление, смотря по тому каковы его наклонности, - вот её труд. После, когда дитя, особливо мальчик вступит в какое-нибудь учебное заведение, наставникам нет ни времени, ни возможности следить за каждою индивидуальностью, в этих заведениях, обыкновенно, всех детей стригут под одну гребенку, не смотрят на особенности каждого, разве только они уже сами так проявятся, что невольно обратят на себя внимание. Но

в домашнем воспитании именно того возраста, когда есть ещё возможность изменять и руководить эти различные склонности каждого ребенка, заботясь вместе и о сохранении его телесного здоровья, на женщине-матери лежит святой долг блюсти за всем этим. Опять-таки труд, опять знание, опять наука, опять искусство, опять добродетель. От развития идеи о будущей жизни в ребенке, от направления всех его поступков и действий от этой главной мысли христианского учения зависит решительно будущая участь ребенка. Правда, случается, что дети самых благочестивых родителей, воспитанные совершенно в духе христианского учения, делались развратными и негодными, но что из этого следует? Следует ли, что воспитание детей должно предоставить произволу? Нет, из этого следует только то, что наука воспитания, как и всякая другая, имеет свои трудности и несовершенства, а искусство и ревность воспитателей встречают не редко трудности и препятствия в врожденных склонностях ребенка, которые им не всегда удается преодолеть. В этом несчастном случае матери воспитательнице остается, по крайней мере, то утешение, что она исполнила по крайнему разумению и по силам свой долг. Fais ce que dois advienne que pourra1. Но и то нужно заметить - часто мы думаем, что воспитываем детей наших в духе христианской религии, часто полагаем, что мы сами проникнуты этим духом, а между тем, если дело разбирать глубже и подробнее, то увидим, что мысль о будущей жизни ведущая нас непосредственно к рассматриванию здешней земной жизни, как одного только перехода, знаменующегося борьбой, - ещё далеко не проникла на внутренней нравственный быт наших питомцев, ни наш собственный. Мы верим и наставляем верить в эту мысль, как в самое высшее утешение, но как скоро приходится принести в жертву из благ земных для этой утешительной мысли, то мы готовы тотчас же, под тем или другим предлогом отступить шаг назад. Так ли нужно верить в бессмертие? Верить в загробное будущее, значит быть всегда готовым жертвовать, когда мы убеждены, когда Откровение гласит нам, что этой жертвы требует вечное, истинное благо. К этой-то победе в борьбе, к этим-то пожертвованиям мы должны приготовлять и укреплять юное сердце детей, открывая перед их глазами превратность настоящего и верховное, неизменное, вечное блаженство непостижимого будущего.

После наставления в этих основных истинах Христианского учения, на женщине матери лежит также не менее важная обязанность доставить им также начаток реального или практического образования. Хотя под руководством матери остаются обыкновенно до 10 или 12 летнего возраста, но в этом-то именно возрасте и важно положить твердую и правильную основу реального образования это неоцененное пособие для дальнейшего его развития. В ребенке весьма рано развивается уже много различных способностей к реальному образованию, понятие, например, о форме и других чувственных физических свойствах предметов развиваются уже в нем очень рано. Воспользовавшись этим понятием и приноровив к ним игры детей, можно положить уже прочное основание образованию. Как близоруки наши воспитатели видно из того, что самый важный, самый сильный рычаг первоначального образования - детские игры - остается почти в совершенном бездействии в руках матерей и воспитателей. Что казалось бы естественнее и проще, как не воспользоваться этою наклонностью детской натуры к играм, и вместо глупых игрушек, портящих и детский вкус, и детское воображение, окружить их смышленными играми, которые бы послужили к развитию в них множества новых и необходимых для них сведений. Так главное основание Географии, Астрономии, Истории, Арифметики, Геометрии и Натуральной Истории можно бы было легко играючи сообщить детям 7-ми или 10 летнего возраста. Стоило бы только изобразить в чувственных и привлекательных образах предметы, входящие в состав этих наук, и в течении самого короткого времени память и воображение ребенка без сякого ущерба и вреда здоровью во время игр были бы обогащены запасом самых разнообразных, привлекательных и необходимых (знаний) сведений. Но для всего этого нужно, чтобы женщина-мать сама была знакома с главными основами этих наук, умела бы легко объяснить трудную сторону, умела бы завлечь внимание детей, - а для этого опять нужен труд и занятие. Женщина, желающая из учености блистать своими реальными сведениями в Обществе, называется в насмешку bas bleu2, но кому бы пришло в голову, чей святотатственный сарказм мог бы коснуться той женщины, которая запаслась этими сведениями для распространения блага и истины в будущем поколении, это значило бы смеяться над матерью, над святыней! Что говорить о музыке, пении и других искусствах, возвышающих дух, образующих мысль, сердце и вкусы. А кто опять, как не женщина-мать, может заохотить детей к этим занятиям?

Вот что значит трудись, скажите же теперь сами, не завидна ли эта семейная, тихая жизнь, девизом которой будет служить для супругов - молись, люби и трудись. Какие сокровища земли могут заменить счастье такой жизни, так живо напоминающей другую, лучшую.

Будем молиться, чтобы Бог дал нам волю и силу стремиться к достижению такой идеальной цели, жить, молясь, любя и трудясь, и воспитывать детей наших в этом направлении, и, завещая им тоже для будущих их детей. Молитесь, любите, трудитесь.

Н. Пирогов.

1 Делай, что должно, и будь, что будет (фр.).

2 Синий чулок (фр.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Галахов Иаков, протоиерей. Н.И. Пирогов и его религиозно-философские взгляды // Николай Иванович Пирогов. Очерки жизни и творчества. СПб.: ВМедА, 2010. С. 171-177.

Galakhov Iakov, protoierei. (2010). N.I. Pirogov i ego religiozno-filosofskie vzglyady. In: Nikolai Ivanovich Pirogov. Ocherki zhizni i tvorchestva. VMedA. Sankt-Peterburg. Pp. 171-177.

2. Кацнельбоген А.Г. Героиня трех войн // Клиническая медицина. 1990. № 2. С. 139-142.

Katsnel'bogen A.G. (1990). Geroinya trekh voin. Klinicheskaya meditsina. N 2. Pp. 139-142.

3. Кацнельбоген А.Г. Н.И. Пирогов и братья Пущины // Советское здравоохранение. 1983. № 9. С. 62-65. Katsnel'bogen A.G. (1983). N.I. Pirogov i brat'ya Pushchiny. Sovetskoe zdravookhranenie. N 9. Pp. 62-65.

4. Кацнельбоген А.Г. Неопубликованная работа Н.И. Пирогова // Советское здравоохранение. 1982. № 11. С. 61-64. Katsnel'bogen A.G. (1982). Neopublikovannaya rabota N.I. Pirogova. Sovetskoe zdravookhranenie. N 11. Pp. 61-64.

5. Мазинг Ю.А. Николай Иванович Пирогов: 200 лет жизни в истории России // Пространство и Время. 2010. № 2. С. 203-221.

Mazing Yu.A. (2010). Nikolai Ivanovich Pirogov: 200 let zhizni v istorii Rossii. Prostranstvo i Vremya. N 2. Pp. 203-221.

6. Николай Иванович Пирогов и его наследие Пироговские съезды. СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг. 1911. Nikolai Ivanovich Pirogov i ego nasledie Pirogovskie s"ezdy. T-vo R. Golike i A. Vil'borg. Sankt-Peterburg, 1911.

7. Николай Иванович Пирогов. К 200-летию со дня рождения. М.: Издательство Московского университета, 2010. Nikolai Ivanovich Pirogov. K 200-letiyu so dnya rozhdeniya. Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta. Moskva, 2010.

8. Павлучкова А.В. Борьба прогрессивной медицинской общественности за введение женского врачебного образования в России (60-е - начало 70-х годов 19 века) // Советское здравоохранение. 1976. № 4. С. 58-62. Pavluchkova A.V. (1976). Bor'ba progressivnoi meditsinskoi obshchestvennosti za vvedenie zhenskogo vrachebnogo obrazovaniya v Rossii (60-e - nachalo 70-kh godov 19 veka). Sovetskoe zdravookhranenie. N 4. Pp. 58-62.

9. Пирогов Н.И. Сочинения. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича. Т. 1. 1900.

Pirogov N.I. (1900). Sochineniya. T. 1. Tip. M.M. Stasyulevicha. Sankt-Peterburg.

10. Протоколы и труды русского хирургического общества Пирогова. 1899-1900. СПб.: Летописи русской хирургии, 1901.

Protokoly i trudy russkogo khirurgicheskogo obshchestva Pirogova. 1899-1900. Letopisi russkoi khirurgii. Sankt-Peterburg, 1901.

11. Пясковский Н.Я. Пирогов как психолог, философ и богослов // Вопросы философии и психологии. 1893. № 1. Январь. С. 1-21.

Pyaskovskii N.Ya. (1893). Pirogov kak psikholog, filosof i bogoslov. Voprosy filosofii i psikhologii. N 1. Yanvar'. Pp. 1-21.

12. Рубцов М. В какого Бога верил Пирогов? // Странник. 1887. № 2. Май. С. 404-425.

Rubtsov M. (1887).V kakogo Boga veril Pirogov? Strannik. N 2. Mai. Pp. 404-425.

13. Севастопольские письма Н.И. Пирогова. СПб.: ВМедА, 2010.

Sevastopol'skie pis'ma N.I. Pirogova. VMedA. Sankt-Peterburg, 2010.

14. Центральный Государственный Исторический Архив (Санкт-Петербург). Ф. 392. Оп. 1. Д. 130. Л. 5, 71; Ф. 403. Оп.1. Д. 13. Л. 58.

Tsentral'nyi Gosudarstvennyi Istoricheskii Arkhiv (Sankt-Peterburg). F. 392. Op. 1. D. 130. L. 5, 71; F. 403. Op.1. D. 13. L. 58.

15. Штрайх С.Я. Источник педагогической деятельности Н.И. Пирогова // Русская школа. 1914. № 11. С. 1-4.

Shtraikh S.Ya. (1914). Istochnik pedagogicheskoi deyatel'nosti N.I. Pirogova. Russkaya shkola. N 11. Pp. 1-4.

16. Штрайх С.Я. Источник статьи Н.И. Пирогова «Вопросы жизни» // Школа и жизнь. 1915. № 16. С. 3-6. Shtraikh S.Ya. (1915). Istochnik stat'i N.I. Pirogova «Voprosy zhizni». Shkola i zhizn'. N 16. Pp. 3-6.

17. Штрайх С.Я. Н.И. Пирогов. М.: Искра Революции. 1933.

Shtraikh S.Ya. (1933). N.I. Pirogov. Iskra Revolyutsii..Moskva.

18. Штрайх С.Я. Письма Н.И. Пирогова о любви, об обязанностях матери-воспитательницы и пр. // Русская школа. 1914. № 11. С. 5-33.

Shtraikh S.Ya. (1914). Pis'ma N.I. Pirogova o lyubvi, ob obyazannostyakh materi-vospitatel'nitsy i pr. Russkaya shkola.

N11. Pp. 5-33.

Мать и ребенок. Художник О.А. Кипренский . 1809.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.