Научная статья на тему 'Миф древний и современный: общее и особенное'

Миф древний и современный: общее и особенное Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
7594
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / ОСОБЕННОСТИ МИФОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА / MYTH / ESPECIALLY THE MYTHOLOGICAL CONSCIOUSNESS / MASS CULTURE / MYTHO-LOGICAL STRUCTURE OF THE CONSCIOUSNESS OF MODERN MAN

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лазаренко К. Л.

В статье раскрывается социальная сущность и символическая природа древнего мифа. Первобытная мифология трактуется как воплощение коллективного творчества его создателей. Тиражируемые массмедиа современные мифы дерационализируют сознание; они олицетворяют мечты, надежды, неосознанные побуждения огромных масс людей. Современная мифология является инструментом социализации массового человека, манипулирования его сознанием. Современный миф лишен творческого начала, он результат социального конструирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MYTH OF ANCIENT AND MODERN: GENERAL AND SPECIAL

The article describes the social nature and the symbolic nature of the ancient myth. Primitive mythology is treated as the embodiment of collective creativity of its creators. Replicated media modern myths denationalizing consciousness; they represent the dreams, hopes, unconscious motives of the great masses of people. Modern mythology is a tool of socialization mass man, manipulating his mind. Modern myth devoid of creativity, it is the result of social construction.

Текст научной работы на тему «Миф древний и современный: общее и особенное»

УДК 009 ВАК 24.00.01

К. Л. Лазаренко

Екатеринбург, Россия

МИФ ДРЕВНИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: миф, особенности мифологического сознания, массовая культура, мифологические структуры сознания современного человека.

АННОТАЦИЯ: В статье раскрывается социальная сущность и символическая природа древнего мифа. Первобытная мифология трактуется как воплощение коллективного творчества его создателей. Тиражируемые массмедиа современные мифы дерационализируют сознание; они олицетворяют мечты, надежды, неосознанные побуждения огромных масс людей. Современная мифология является инструментом социализации массового человека, манипулирования его сознанием. Современный миф лишен творческого начала, он -результат социального конструирования.

K. L. Lazarenko

Yekaterinburg, Russia

THE MYTH OF ANCIENT AND MODERN: GENERAL AND SPECIAL

KEY WORDS: myth, especially the mythological consciousness, mass culture, mytho-logical structure of the consciousness of modern man.

ABSTRACT: the article describes the social nature and the symbolic nature of the ancient myth. Primitive mythology is treated as the embodiment of collective creativity of its creators. Replicated media modern myths denationalizing consciousness; they represent the dreams, hopes, unconscious motives of the great masses of people. Modern mythology is a tool of socialization mass man, manipulating his mind. Modern myth devoid of creativity, it is the result of social construction.

Актуальность изучения феномена мифа обусловлена тем, что его появление восходит к древнейшим пластам культуры, к тому времени, когда происходил процесс формирования человека разумного. В мифах древних мы находим ответ на вопрос о том, каковы были особенности мирообъяснения, мировосприятия и миропереживания человека.

За время своего существования человечество создало универсальные культурные феномены, позволяющие нам лучше понимать друг друга, ощущать связь времен. К таким феноменам относятся ритуалы и обряды, театральное и прикладное искусства, музыка и литература, живопись, танцы, сказки, легенды,

3

мифы. В этом перечне мифы занимают особое место.

Выдающийся ученый А.Ф Лосев в обстоятельной монографии «Диалектика мифа» даёт следующее определение мифа: «Миф есть для мифологического сознания наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей степени напряженная реальность. Это - совершенно необходимая категория мысли и жизни. Миф есть логическая, необходимая категория сознания и бытия вообще. Миф - не идеальное понятие, и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь» [3. С.14]. Не мир вне человека, а мир в восприятии рода стал началом человеческого знания. Мифология - это мир первообразов, которые бы-

ли достоянием рода и передавались из поколения в поколение.

В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии. Природа, общество и человек слиты в единое неразрывное целое. В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено. Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Мы согласны с утверждением Е.М. Мелетинского, что миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры. [4. С. 25]

С момента зарождения мифа в далекой древности он имел социальную природу, ибо становление человека немыслимо вне общества. Мифологическое мышление - не индивидуальное, оно характерно для любой древней общности, коллективно по своей сути

Мифотворчество древних - важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. По Р. Барту, миф как первоначальная форма духовной культуры человечества представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией.

Мифологическому мышлению присущи следующие особенности: это мышление коллективное; содержание мифа сакрально, не может быть подвергнуто сомнению; оно адресовано прежде всего чувствам человека, принимается на веру; в мифе всегда присутствует героическая личность, которая творит Космос (упорядоченный мир) из Хаоса.

Сущность мифа как деятельности творящего культуру древнего человека наиболее полно раскрывается в его функциях: познавательная функция, которая обусловлена глубинной потребностью

4

человека понять многообразную действительность и самого себя в ней. Познавая окружающий мир, человек восполнял отсутствие научных знаний фантазией и богатым воображением; аксиологическая функция, которая задавала первобытной общности ценностные ориентиры, поклонение природе и роду; коммуникативная функция: миф объединял признающих его сакральность людей в коллектив, а так же являлся связующим звеном поколений; нормативно-регулятивная функция: в мифе содержались образцы признаваемого, должного поведения каждого члена рода (мужчин, женщин, детей); компенсаторная функция: содержанию мифа присуще стремление утешить, внушить надежду на возможность преодоления зла; эстетическая функция: миф, повествуя о деяниях героев, великих битвах, победах над фантастическими чудовищами, удовлетворял потребность человека в переживании ярких эмоций и впечатлений.

Древние мифы создавались народом как обобщение совокупного жизненного опыта. Для создателей мифов их содержание обладало бесспорной истиной. У них и вопроса не могло возникнуть о сомнении в ней. Для первобытного человека мифология являлась объективной реальностью. Она выступает его сознанием, его психическим состоянием, которое для него было и состоянием окружающего мира.

Неправомерно было бы ассоциировать миф и мифологию только с начальной стадией человеческой цивилиза-ции.Наряду с политическими мифами популярны сегодня мифы о суперменах, «звездных войнах», пришествии дьявола, коварных инопланетянин, кровожадных вампиров и всемогущих экстрасенсов.

Миф в руках политиков становится мощным инструментом манипулирования общественным сознанием. Достаточно указать на миф геббельсовской пропаганды о превосходстве арийской расы, послужившей идеологической основой развязывания гитлеровской Германией и ее

союзниками второй мировой войны. Общеизвестен миф об американской мечте; старшее поколение нашей страны было свидетелем различных мифов (о построении коммунизма, о предоставлении каждому гражданину СССР к двухтысячному году отдельной квартиры).

Мы наблюдаем своеобразную реставрацию мышления древних людей -многие из наших современников принимают на веру любую информацию, навязываемую СМИ, верят в чудеса, поклоняются кумирам и знаменитостям. Создается впечатление, что «уровень мифоло-гичности» общественного сознания за последние полвека чрезвычайно возрос, и человечество из царства науки и рационализма шагнуло в некую «мифологическую» эпоху.

Согласно исследованию А.Н. Гу-лимовой, современная экранная культура существует как мифологическая реальность, подчиняющая сознание человека собственным законам функционирования. Автор не без оснований утверждает, что культурологический аспект исследо-ваниявлияния мифа на экранную продукцию исключительно важен.

Современное кино формирует мифологическое мировоззрение как систему, с помощью которой миллионы жителей планеты обретают иллюзорную целостность мира, смысл бытия, получают психологическую компенсацию, укрываясь в процессе просмотра сериалов от проблем и ужасов реального мира. Миф является источником жанров кино, вечных сюжетов, узнаваемых персонажей, образных выразительных средств. Возникающий в результате привычки постоянного потребления экранной продукции ценностный коллаж восприятия становится базой мифологизации сознания современного человека [2].

Исследуя феномен массовой культуры, В.П. Шестаков указывает на ее роль в формировании у современного человека мифологических структур сознания. В чем же популярность боевиков, вестернов, триллеров и подобных произ-

5

ведений? Здесь дело не только в романтической привлекательности жанров с его погонями, драками, перестрелками или в роскошном антураже, на фоне которого происходит действие: фешенебельные отели, пляжи, яхты, лимузины, казино. Хотя все эти аксессуары и важны, их можно найти в произведениях любого другого жанра массовой культуры.

Секрет популярности заключается в характере самого героя, в том, что он отвечает потребностям довольно широких слоев невзыскательной публики. В нем сконцентрированы и нашли олицетворение мечты, надежды, неосознанные побуждения людских масс. Иначе такой успех был бы не мыслим.

В частности, популярность такого голливудского персонажа как Джеймс Бонд объясняется тем, что он - не личность, а прежде всего символ силы, успеха, вседозволенности. Он не герой, а имидж. В условиях тотального исчезновения героизма потребность в нем не исчезает, а, напротив, растет. Эту потребность как раз и эксплуатирует шпионский роман, создавая вместо живой личности ее искусно сделанную подделку [5. С.131].

Следует отметить концептуальный плюрализм в понимании природы мифа и его роли в культуре. Каждая культурно-историческая эпоха видела миф под определенным углом зрения, и более того каждый мыслитель пытался понять специфику мифа с позиций собственных мировоззренческих установок. Многочисленные трактовки мифа определяются исходными идейными установками каждой научной или философской системы [1. С.112].

Таким образом, современная мифология для массового человека является инструментом социализации; в соответствии с ее установками он, как в далекой древности, получает иллюзорный ответ на все вопросы. Существенное отличие современной мифологии от древней заключается в ее субъекте. Современные

мифы создаются профессионалами в со- ответствии установками их заказчиков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галанина Е.В. Миф как реальность и реальность как миф: мифологические основания современной культуры. URL: http://monographies.ru/173 (Дата обращения: 10.12.2014).

2. Гулимова А. Н. Экранная культура как форма существования современной мифологии //Знание. Понимание. Умение. 2011. №1. URL: http://www.zpu-]оигпа1.т/2ри/со^е^8/2011/1/ОиНтоуа_8сгееп_Си1Шге/(Дата обращения: 10.12.2014).

3. Лосев А.Ф.Диалектика мифа. - М.: «Правда», 1990. URL6 http://psy1ib.org.ua/books/1osew03/ (Дата обращения: 10.12.2014).

4. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: «Наука», 1995. - 407 с.

5. Шестаков В. П. Мифология ХХ века: Критика теории и практики буржуазной массовой культуры. - М.: Искусство, 1988. URL: http://www.1ive1ib.ru/work/1000319673 (Дата обращения: 10.12.2014).

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.