Научная статья на тему 'Межвузовский творческий семинар как форма комплексного креативного развития личности'

Межвузовский творческий семинар как форма комплексного креативного развития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бартенева Инна Юрьевна, Мойсюк Татьяна Витальевна, Мусинова Наталья Евгеньевна

Цель образования можно рассматривать как самоактуализацию и самореализацию личности. Это предполагает, во-первых, общепрофессиональное развитие специалиста, а во-вторых, всестороннее личностное развитие. Последнее подразумевает усиление гуманитарной составляющей в образовании, в преподавании любых дисциплин, а также использование активных инновационных методов в организации учебно-воспитательного процесса. В данной работе представлена инновационная методика межвузовского творческого семинара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бартенева Инна Юрьевна, Мойсюк Татьяна Витальевна, Мусинова Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межвузовский творческий семинар как форма комплексного креативного развития личности»

В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ВУЗА

И.Ю. Бартенева, Т.В. Мойсюк, Н.Е. Мусинова

МЕЖВУЗОВСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ СЕМИНАР КАК ФОРМА КОМПЛЕКСНОГО КРЕАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Преамбула. Цель образования можно рассматривать как самоактуализацию и самореализацию личности. Это предполагает, во-первых, общепрофессиональное развитие специалиста, а во-вторых, всестороннее личностное развитие. Последнее подразумевает усиление гуманитарной составляющей в образовании, в преподавании любых дисциплин, а также использование активных инновационных методов в организации учебно-воспитательного процесса. В данной работе представлена инновационная методика межвузовского творческого семинара.

Методика межвузовского творческого семинара апробирована на базе ка. федры гуманитарных и социальноэкономических дисциплин Военной Академии Советского Союза С.К. Тимошенко (ВА РХБЗ) и отделения журналистики Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова.

Основой для возникновения данной методики является методика комплексного креативного развития личности, разработанная на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной Академии РХБ защиты имени Героя Советского Союза маршала С.К. Тимошенко. Данная методика успешно применялась на кафедре в течение трех лет в ходе проведения занятий военнонаучного кружка (ВНК). Методика проведения основана на сочетании современных технологий обучения: развивающей и опережающей, а также технологии сотрудничества, игровой и проблемной технологий (см. подробнее в сборнике материалов дистанционной межвузовской конференции: «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины в военных вузах: пути совершенствования научного и учебно-методического обеспечения». - М.: ВУ 2006. - С. 163-169).

Для креативного развития личности обучающихся использовалась форма «творческой мастерской». Эта форма позволила курсантам открыть новое видение действительности путем моделирования различных проблемных ситуаций для нахождения оптимального решения из множества вариантов, что способствует формированию качеств личности, необходимых защитнику Отечества.

Применение на занятиях ВНК данной технологии показало целесообразность преобразования формы проведения занятий в творческий семинар. Нужно отметить, что творчество, пони-

маемое как высшая форма универсальной креативности, имманентно присущей всем уровням иерархии бытия, обладает способностью как к самосохранению, так и к саморазвитию.

Эта динамика проявилась в творческой деятельности участников ВНК и выразилась в потребности расширения проблемного поля исследований и выхода за рамки военного вуза. Так возникла идея межвузовского междисциплинарного диалогового творческого семинара, основанного на методике комплексного креативного развития личности, с привлечением студентов и преподавателей КГУ им. Некрасова. Первыми откликнулись преподаватели и студенты отделения журналистики филологического факультета. Про-фессиограмма журналиста предполагает всестороннее развитие личности, умение добывать и использовать информацию в любой области человеческой деятельности, применять различные способы анализа информации, вести конструктивный диалог, использовать современные технические средства и т.д. Таким образом, для студентов отделения журналистики диалоговые творческие семинары являются не только возможностью креативного развития личности, но и площадкой для развития профессиональных навыков, сформированных на основных занятиях вуза.

Методика проведения семинара основана на трех основных методах: «сотрудничество» - в подходе, «сотворчество» - в процессе, «согласие» -в результатах, то есть на принципе трех «со-», используемых и ранее на занятиях ВНК. Но изменение формы проведения занятий позволило расширить тематику рассматриваемых проблемных вопросов и разнообразить методы организации совместной творческой деятельности курсантов, студентов и преподавателей.

268

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007 © И.Ю. Бартенева, Т.В. Мойсюк, Н.Е. Мусинова, 2007

За полтора года по данной методике было проведено шесть семинаров. Темами обсуждения стали:

- «Есть город золотой...» (Малая Родина глазами молодого поколения);

- «Отцы и дети: диалог или конфликт поколений?»;

- «Студенчество: вчера, сегодня, завтра»;

- «Русский менталитет: статика и динамика»;

- «Семья как социальный институт в условиях современного общества»;

- «Формула счастья» (счастье как субъективно переживаемое состояние личности).

Данные проблемы выбраны, исходя из их актуальности для преподавателей, студентов и курсантов, что выявилось после совместного обсуждения. Можно отметить, что темы взаимосвязаны, и каждая последующая предполагает развитие предыдущей. Это демонстрирует сочетание диалектического и синергетического аспектов методологической основы проведения семинара.

На примере одного из семинаров по теме «Формула счастья» рассмотрим этапы и приемы организации, а также методы проведения данной формы работы (см. ниже).

После выбора темы (в ходе предварительного обсуждения в конце предыдущего семинара) преподавателями составляется примерный план проведения мероприятия. Затем он согласуется с основной группой участников, распределяются задания, устанавливаются сроки проведения и формы отчетности.

План проведения заседания межвузовского творческого семинара 2006-2007 учебного года (г. Кострома)

Цель творческого семинара: целостное развитие и социокультурное воспитание личности, формирование способности к постижению нового знания в аспекте его практической значимости при решении моделируемой проблемной ситуации личностного и институционального значения.

Дата проведения: 11 декабря 2006 г. с 15.00 по 19.30.

Место проведения: учебная аудитория Военной Академии РХБ защиты имени Героя Советского Союза маршала С.К. Тимошенко

Участники: курсанты 3, 4 и 5 курсов инженерного и командного факультетов ВА РХБЗ и студенты 3 и 5 курсов филологического факультета отделения журналистики КГУ.

Тема заседания № 6 «Формула счастья»: счастье как субъективно

переживаемое состояние личности

И невдомёк ему, что счастье - тут!

Р. Бернс

X +Y +2 =СЧАС1ЪЕ (формула пишется на доске)

I. Вступление: (работа с эпиграфом, формулировка цели).

II. Сообщения:

1. Значение понятия «счастье» (по толковому словарю).

2. Категория «счастье» в западной философии.

3. Категория «счастье» в восточной философии (гармония двух начал «Инь» и «Ян»).

4. Категория «счастье» в русской философии:

а) Н. Бердяев о счастье;

б) Н.И. Ильин о счастье.

5. Современное философское видение категории «счастье».

III. Итоги и анализ (в виде диаграмм) социологического опроса на 1, 3 и 5 курсах командного и инженерного факультетов, а также опроса, проведенного в студенческой группе КГУ им. Н.А. Некрасова.

Анкета:

1. Считаете ли вы себя счастливым человеком?

А) да

Б) нет

2. Назовите три компонента (составляющих) для формулы счастья.

IV. Напишем формулу счастья, исходя из обобщенных данных соцопроса.

V. Выразим свое отношение к полученным результатам:

- Требует ли уточнения формула счастья?

- Соизмеримы ли компоненты формулы?

VI. Создайте свою формулу счастья (предложение участникам).

VII. Сделайте вывод.

Эпилог:

- Счастье не в счастье, а лишь в его достижении (Ф.М. Достоевский).

- Счастье не в том, чтобы делать всегда то, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь (Л.Н. Толстой).

Таким образом, представленный план демонстрирует комплексный подход к рассмотрению сложной социокультурной категории «счастья». В плане отражается сочетание различных методологических способов раскрытия обсуждаемой проблемы, что выразилось в принципиально раз-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007

269

ных заданиях, таких как: этимологический анализ и театральная инсценировка, историко-философское исследование и литературное эссе, социологический опрос и математический анализ и др. Данная методика уже на стадии подготовки мероприятия использует научный и творческий потенциалы участников, то есть способствует целостному развитию личности.

Кроме методов и заданий, описанных выше, на семинарах использовались такие формы работы как философское сочинение на заданную тему, публицистическая статья (очерк), ассоциативно-образное моделирование: дифференцированное, т.е. каждый участник предлагал свой вариант, и интегративное - когда создавалась обобщенная модель всеми участниками. Так на семинаре по теме «Отцы и дети: диалог или конфликт поколений?» при трактовке понятия человеческого бытия было предложено рассмотреть символ древа в культурологическом аспекте и создать своеобразную современную реконструкцию этого символа. В итоге была создана модель: «Древо как символ человеческого бытия».

Каждый участник семинара вовлечен в творческий процесс рассмотрения предлагаемой проблемы, который часто переходит в процесс инди-

видуального творчества, что выразилось, например, в стихотворной импровизации одного из участников семинара - преподавателя кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Творенье в рамках темы,

Узнанье: кто мы, где мы?

Пусть фабулой поэмы Считается едва ль.

Но дух природы знаний Не терпит замечаний -Мы за столом без званий,

И времени не жаль!

Творческий семинар активизирует мыслительную и творческую, профессиональную деятельность, а потому привлекает все новых участников, имеет отклик в средствах массовой информации, а также побуждает к креативным формам проявления индивидуального восприятия обсуждаемых на семинаре проблем.

Хочется отметить, что рост самостоятельности студентов и курсантов в подготовке и проведении семинаров доказывает не только актуальность применения методики комплексного креативного развития личности (межвузовский творческий семинар), но и необходимость применения и дальнейшей разработки данной методики в вузах.

В.О. Бобылева ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Современное высшее образование претерпевает многочисленные изменения, в ходе которых ведется поиск соответствия между традициями национального образования и нововведениями, необходимость в которых возникает в силу социальных перемен.

В этих условиях высшие учебные заведения осуществляют профессиональную подготовку специалистов для работы в различных областях, когда в процессе обучения происходит трансляция культурных ценностей и традиций, а также реализуются нововведения при социализации, или введении индивидов в профессию и в социум.

Во многих вузах открываются новые факультеты и специальности, востребованность которых определяется социальными переменами. Так возникла необходимость в профессиональной под-

готовке специалистов для ведения управленческой деятельности в различных сферах социальной действительности, в том числе и в области управления образованием.

Менеджер образования является специалистом, управляющим образованием на одном из уровней системы образования, и несет огромную социальную ответственность за совершаемые действия, результаты которых оказывают значительное влияние как на систему образования и отдельное образовательное учреждение, так и на общество в целом.

Однако в последнее время нарастает тенденция, когда университеты стремятся подготовить специалистов, снабдив их инструментальными знаниями, необходимыми для наращивания ка-питала1. Причем условия подобной подготовки

270

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007

© В.О. Бобылева, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.