Научная статья на тему 'Межрегиональное сотрудничество Российской Федерации и республики Казахстан (углубление интеграции на примере Новосибирской области)'

Межрегиональное сотрудничество Российской Федерации и республики Казахстан (углубление интеграции на примере Новосибирской области) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
292
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
РОССИЯ / КАЗАХСТАН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / RUSSIA / KAZAKHSTAN / REGIONAL INTEGRATION / NOVOSIBIRSK REGION / INTERNATIONAL COOPERATION / ECONOMIC COOPERATION / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чернобай Ольга Леонидовна

Сегодня Россия и Казахстан, невзирая на объективные и субъективные проблемы, уверенно продолжают непростой путь углубления региональной интеграции. Успех в этом деле во многом зависит от развития отношений между государствами, которые составляют ядро интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а именно Россией и Казахстаном. Реальная интеграция сложный и болезненный процесс, который требует времени, осмысления опыта, разумного преодоления накопленных ошибок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Чернобай Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERREGIONAL COOPERATION BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN (on the example of Novosibirsk region)

Today Russia and Kazakhstan, despite objective and subjective problems, confidently continue a difficult path for deepening regional integration. Success in this business depends largely on the development of relations between the states that form the core of the integration processes in the CIS, namely Russia and Kazakhstan. True integration is a difficult and painful process that requires time, reflection, experience, and the reasonable overcoming of accumulated errors.

Текст научной работы на тему «Межрегиональное сотрудничество Российской Федерации и республики Казахстан (углубление интеграции на примере Новосибирской области)»

2 016 ' 01

ВЛАСТЬ

81

внутренние, и международные - резервы для успешной борьбы с коррупцией, чтобы, помимо вышеперечисленных причин, еще и не давать лишнего повода упрекнуть себя в отсутствии политической воли к борьбе с коррупцией.

Планомерные шаги по наращиванию участия РФ в международном антикоррупционном сотрудничестве будут способствовать налаживанию диалога между Россией и Западом, позволят России поднять международный авторитет и укрепить свои позиции в глобальном управлении.

Работа выполнена приподдержкегрантаПрезидента РФ № МК-3612.2014.6.

SUКHANOV Vladislav Anatol'evich, Cand.Sci.(Pol.Sci.), Junior Research Fellow of the Center for Partnership of Civilizations, IIS, Moscow State Institute of International Relations, University of the Ministry for Foreign Affairs of Russia (76 Vernadskogo Ave, Moscow, Russia,119454; sukhanowlad@mail.ru)

CORRUPTION AS A GLOBAL PROBLEM OF GLOBAL MANAGEMENT

Abstract. The article is devoted to the global problem of corruption and to international cooperation in the struggle against it. The author stresses the importance of Russia's participation in the international anti-corruption cooperation and notes its significance for strengthening Russia's position in the global governance.

Keywords: corruption, international cooperation, global problem, struggle against corruption, global governance

ЧЕРНОБАЙ Ольга Леонидовна — к.и.н., доцент Новосибирского государственного педагогического университета (630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28; olgachemobaj@ya.ru)

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (на примере Новосибирской области)

Аннотация. Сегодня Россия и Казахстан, невзирая на объективные и субъективные проблемы, уверенно продолжают непростой путь углубления региональной интеграции. Успех в этом деле во многом зависит от развития отношений между государствами, которые составляют ядро интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а именно Россией и Казахстаном. Реальная интеграция - сложный и болезненный процесс, который требует времени, осмысления опыта, разумного преодоления накопленных ошибок.

Ключевые слова: Россия, Казахстан, региональная интеграция, Новосибирская область, международное сотрудничество, экономическое сотрудничество, инвестиции

Сегодня Россия и Казахстан, невзирая на объективные и субъективные проблемы, уверенно продолжают непростой путь углубления региональной интеграции. Успех в этом деле во многом зависит от развития отношений между теми государствами, которые составляют ядро интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а именно Россией и Казахстаном [Чернобай 2015].

82

ВЛАСТЬ

2 016'01

Реальная интеграция - сложный и болезненный процесс, который требует времени, осмысления опыта, накопленных ошибок и их разумного преодоления [Чернобай, Сулима 2014].

По данным Центрального банка РФ, в 2014 г. общий объем внешней торговли услугами России с Казахстаном уменьшился по сравнению с 2013 г. на 6,8% и составил 3,0 млрд долл. США, в т.ч. экспорт уменьшился на 6,9% (до 2,1 млрд долл. США), импорт - на 6,5% (до 0,9 млрд долл. США)1.

В связи с этим в деятельности Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан в качестве задачи номер один становится взаимодействие действующих в рамках Комиссии подкомиссий по таким важным направлениям, как промышленность, транспорт, топливно-энергетический комплекс, наука и новые технологии, военно-техническое и межрегиональное сотрудничество2.

Сегодня Новосибирская обл. - один из наиболее экономически развитых, открытых и привлекательных для инвестиций регионов Сибири [Чернобай, Сулима 2014]. По итогам 2014 г. область заняла 1-е место в рейтинге субъектов РФ по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды, а товарооборот между Новосибирской обл. и Казахстаном превысил 512 млн долл., что составляет около 9% внешнеэкономического оборота этого региона. Ускорению торгово-экономических отношений между сторонами способствовало создание Таможенного союза и Евразийского экономического союза. Следствием этого стало увеличение товарооборота Казахстана и Новосибирского региона на 60%! Это свидетельствует об экономической целесообразности Таможенного союза и его будущем потенциале для обеих экономик3.

Новосибирская обл. в основном экспортирует в Казахстан горнодобывающее оборудование, почвообрабатывающую технику и товары медицинско-фармацевтической отрасли. На темпах экономического взаимодействия во второй половине 2014 г. и начале 2015 г. сказалась экономическая ситуация в России. «Мы потеряли устойчивость рубля, что стало выгодно партнерам из Казахстана. Возрос спрос на нашу продукцию: автомобилей, квартир и других групп товаров. Это был всплеск, но сегодня он меньше, чем динамика конца 2014 года», - сообщил губернатор Новосибирской области В.Ф. Городецкий4.

Свидетельством дальнейшего развития сотрудничества стали серии важных встреч на различных уровнях. 26 июня 2014 г. представители бизнес-сообщества Новосибирской обл. и Республики Казахстан провели двусторонние переговоры в рамках российско-казахстанского бизнес-форума. В рамках мероприятия более 50 компаний региона и 20 казахстанских экспортоориентированных предприятий машиностроительной, пищевой, упаковочной, строительной и текстильной отраслей представили свою продукцию, обсудили перспективы экономического сотрудничества, провели переговоры по реализации совместных бизнес-проектов.

В 2014 г. инновации в углеводородной сфере стали темой для обсуждения участниками XI Форума межрегионального сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан. Мероприятие проходило 30 сентября 2014 г. на территории Казахстана в городе Атырау. Президент России Владимир Путин и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев рассмотрели актуальные вопросы российско-казахстанских отношений и интеграционного взаимодействия в рамках форми-

1 Пресс-служба Центрального банка РФ. Доступ: http://www.cbr.ru/

2 Динамика внешней торговли РФ с Республикой Казахстан (по данным ФТС России). - Министерство экономического развития РФ. Портал внешнеэкономической информации. Доступ: http://www.ved.gov.ru

3 Губернатор Владимир Городецкий представил экономический потенциал региона на инвестиционном форуме в Республике Казахстан. Доступ: http://www.nso.ru/news/18316

4 Товарооборот Новосибирской области с Казахстаном достиг $500 млн. Доступ: http://www. kazembassy.ru

2 016' 01

ВЛАСТЬ

83

рующегося Евразийского экономического союза. Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий, представляющий регион на форуме, принимал участие в работе пленарного заседания с участием глав государств. В ходе мероприятия были проведены выставки по 4 направлениям: инновации для увеличения добычи углеводородного сырья, вопросы его транспортировки и переработки, оборудование и технические средства, экологическая безопасность.

6-7 октября 2015 г. губернатор Владимир Городецкий принимал участие в международном инвестиционном конкурсе «ERTYS Инвест-2015», который проходил в городе Павлодаре, Республике Казахстан. Члены делегации Новосибирской обл. обсудили с казахстанскими партнерами несколько актуальных тем, например сотрудничество Агентства инвестиционного развития Новосибирской области с Агентством по привлечению инвестиций Павлодарской области, которое послужит очередным шагом к реализации совместных проектов в сфере создания высокотехнологичных производств и переработки сельскохозяйственной продукции.

15 октября 2015 г. бизнес-миссия Республики Казахстан посетила Новосибирскую торгово-промышленную палату1. Производственники из Казахстана предложили новосибирским партнерам не только консультации, поставку и монтаж оборудования, но и возможность участвовать в перспективных совместных проектах.

Несмотря на то что сегодня предприятия Новосибирской обл. осуществляют экспортно-импортные операции более чем со 100 странами мира, за первые 5 месяцев 2015 г. внешнеторговый оборот Новосибирской обл. сократился на 28%. Кроме того, в 2014 г. экспорт снизился почти на 9%2. В связи с этим усилия всех государственных структур и делового сообщества должны быть сконцентрированы на поддержке и развитии данного направления.

Необходимо осуществлять дальнейшее продвижение программ, направленных на поддержку предприятий, в т.ч. экспортоориентированных, например, связанных со страховой поддержкой экспорта товаров и услуг российского производства, поддержкой российских инвестиций за рубежом и другие меры.

Особое внимание необходимо обратить на трансфер технологий и успешного опыта наиболее перспективных компаний, а также выявление необходимых условий и мер господдержки, которые позволят существенно увеличить объемы экспортных поставок. Следует также оказывать содействие повышению престижа товаропроизводителей Новосибирской обл. на мировом рынке и повышению качества и конкурентоспособности экспортируемой продукции, что должно стать задачей номер один.

Список литературы

Чернобай О.Л., Сулима С.В. 2014. Международные связи субъектов Сибирского федерального округа в экономической сфере (на примере Новосибирской области и республики Казахстан). - Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. № 5. С. 77-83.

Чернобай О.Л. 2015. Приграничное сотрудничество Новосибирской области с Республикой Казахстан. - Власть. № 1. С. 87-90.

1 Меры государственной поддержки экспортно-ориентированных предприятий. Торгово-промышленная палата РФ. Доступ: http:// tpprf.ru/ru/news/regional/89470/

2 Там же.

84

ВЛАСТЬ

2016'01

CHERNOBAY Olga Leonidovna, Cand.Sci.(Hist.), Associate Professor of Novosibirsk State Pedagogical University (28 Viluyskaya St, Novosibirsk, Russia, 630126; olgachernobaj@ya.ru)

INTERREGIONAL COOPERATION BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN (on the example of Novosibirsk region)

Abstract. Today Russia and Kazakhstan, despite objective and subjective problems, confidently continue a difficult path for deepening regional integration. Success in this business depends largely on the development of relations between the states that form the core of the integration processes in the CIS, namely Russia and Kazakhstan. True integration is a difficult and painful process that requires time, reflection, experience, and the reasonable overcoming of accumulated errors. Keywords: Russia, Kazakhstan, regional integration, Novosibirsk region, international cooperation, economic cooperation, investment

ГАСРАТОВА Фарида Мурадалиевна — аспирант кафедры государственного управления и политических технологий Государственного университета управления (109542, Россия, г. Москва, Рязанский пр-кт, 99, faridagasratova@yandex.ru)

ОСОБЕННОСТИ ЛЕГИТИМАЦИИ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Аннотация. В статье автор выделяет особенности политической культуры в республиках Северного Кавказа, которые оказывают влияние на характер легитимации власти, рассматривает характер отношений региональных властей с федеральным центром и реализуемые ими легитимационные практики. Ключевые слова: Северный Кавказ, легитимация власти, легитимационные практики, политическая культура

Несомненно, особенности легитимационных практик властей определяются политической культурой региона. Исследователи выделяют следующие особенности политической культуры Северного Кавказа: приверженность групповым, коллективистским и иерархическим нормам и ценностям; этнический и профессиональный корпоративизм; высокая степень персонализации в политике; установка на авторитаризм и клиентелизм; большая роль традиционных ценностей; возрождение в регионе тейповых, джамаатских, тухумных, фамильных и других патриархальных связей [Гаджиев 2011].

На характер легитимационных практик, реализуемых региональной властью, оказывают влияние и отношения «федеральный центр - регион». Нерациональными и недальновидными являются действия центра по выдвижению «в полиэтничных северокавказских обществах одного лидера, его всесторонняя поддержка, наделение полномочиями единоличного правителя» [Ожидания Дагестана... 2014: 79]. Руководители республик выступают своеобразными «гарантами сложившегося на местах раздела политических и экономических сфер влияния» [Хайкин, Попов 2012: 182]. В условиях отсутствия здоровой политической конкуренции и развитых демократических институтов такие действия приводят к возвышению отдельных избранных монополизирующих власть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.