Научная статья на тему 'Межрегиональная дифференциация темпов инфляции в России'

Межрегиональная дифференциация темпов инфляции в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
960
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФЛЯЦИЯ / ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН / ТЕМП ИНФЛЯЦИИ / ФАКТОРЫ ИНФЛЯЦИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева Полина Сергеевна, Ильяшенко Владимир Владимирович

Проведен анализ структуры и динамики индекса потребительских цен по регионам Российской Федерации. Выявлены региональные аспекты инфляционных процессов в стране. Обобщены основные факторы инфляции (денежные и неденежные, внутренние и внешние) и меры по снижению ее темпа на основе системного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межрегиональная дифференциация темпов инфляции в России»

КИСЕЛЕВА Полина Сергеевна

Аспирант, ассистент кафедры политической экономии

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-52 e-mail: p.s.kiseleva@yandex.ru

ИЛЬЯШЕНКО Владимир Владимирович

Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-52 e-mail: K-45409@planet-a.ru

Межрегиональная дифференциация темпов инфляции

в России

Ключевые слова инфляция; индекс потребительских цен; темп инфляции; факторы инфляции; региональные аспекты инфляционных процессов; регулирование инфляции.

Аннотация Проведен анализ структуры и динамики индекса потребительских цен по регионам Российской Федерации. Выявлены региональные аспекты инфляционных процессов в стране. Обобщены основные факторы инфляции (денежные и неденежные, внутренние и внешние) и меры по снижению ее темпа на основе системного подхода.

Инфляция остается актуальной проблемой российской экономики. В настоящее время это один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Несмотря на тенденцию снижения инфляции в мире в условиях финансово-экономического кризиса, в России под влиянием традиционных и новых факторов сохраняется ее значительный уровень. Отрицательные экономические и социальные последствия инфляции определяют необходимость постоянного регулирования ее факторов.

Динамика уровня инфляции в России имеет положительную тенденцию и уже несколько лет не превышает 10%. Показатель инфляции в России в 2011 г. составил 6,1%, став самым низким в новейшей истории страны (табл. 1).

Таблица 1

Индекс потребительских цен в России (декабрь к декабрю предыдущего года), % [1]

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

115,06 111,99 111,73 110,92 109,0 111,87 113,28 108,8 108,78 106,1

Однако официальный уровень инфляции в России как общий среднестатистический показатель не может в полной мере отражать истинное положение вещей: имеются

© Киселева П. С., Ильяшенко В. В., 2012

некоторые различия в разных регионах и областях. Изменение цен на потребительские товары и услуги сильно дифференцировано в отраслевом и региональном разрезах.

При определении сводного индекса потребительских цен в целом по экономике происходит абстрагирование от отраслевых и групповых особенностей их динамики. Однако при учете региональной дифференциации цен такое абстрагирование невозможно, поскольку значения индекса потребительских цен существенно различаются по регионам.

Высока и региональная дифференциация уровней цен. Например, стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения за первый месяц 2012 г. составила в целом по России 9 208,83 р., по Москве - 13 128,84 р., Приволжскому федеральному округу - 8 273,75 р. (при этом в Саратовской области - 7 537,59 р.), а по Дальневосточному федеральному округу - 12 161,19 р. (в Чукотском автономном округе - 16 611,44 р.).

Сложившаяся дифференциация уровней цен отражает различия не только в природно-климатических условиях регионов, но и в степени реализации рыночных подходов к ведению хозяйственной деятельности и организации бюджетной системы. В частности, значительно дифференцирована по регионам доля бюджетных субсидий в финансировании жилищно-коммунального хозяйства.

Анализируя показатели инфляции, можно сделать вывод, что для темпов прироста цен характерен значительный их разброс по регионам РФ (табл. 2).

Таблица 2

Индексы потребительских цен на товары и услуги (декабрь к декабрю предыдущего года), % [1]

Федеральный округ 2011

Северо-Западный 106,00

Центральный 105,79

Южный 106,07

Северо-Кавказский 105,20

Приволжский 106,15

Уральский 106,39

Сибирский 106,32

Дальневосточный 106,80

Самая значительная инфляция фиксируется в Дальневосточном федеральном округе: в среднем по Дальнему Востоку рост цен выше, чем по России. Уровень инфляции составил 6,8%, что почти на процент больше, чем в целом по России. Регионами с самым высоким уровнем инфляции остаются Магаданская область, Еврейская автономная область и Хабаровский край. При этом наибольший показатель отмечается в Магаданской области - 9,22% 1]. Высокий уровень инфляции в этой области обусловлен опережающим ростом тарифов на платные услуги. За прошедший год продукты в регионе подорожали на 5,4%, что в 2 раза ниже, чем в 2010 г. Наибольший рост цен отмечен на крупы и бобовые (16,2%), муку (15,9%), кондитерские изделия (11,5%). Кроме того, на 8,4-9,3% выросли цены на яйца, хлеб, говядину, масло, рыбопродукты.

Ненамного лучше ситуация в Еврейской автономной области, где инфляция составила 8,87%. При этом в Чукотском автономном округе, который также входит в состав Дальневосточного федерального округа, этот показатель находится на уровне 5,44%, что даже ниже инфляции в стране. Это еще раз подтверждает существенный разброс уровней цен по регионам.

Тем не менее субъекты Дальневосточного федерального округа, приравненные к северным территориям, демонстрируют более высокие темпы роста цен, но и темпы

инфляции в южных регионах Дальневосточного федерального округа опережают средние по России. В то же время индексы цен на первичном и вторичном рынках недвижимости говорят о росте потребительских цен на рынках регионов [1]. Однако необходимо учитывать, что низкие показатели роста цен на вторичных и первичных рынках жилья в ряде регионов Дальнего Востока связаны не с низким уровнем инфляции, а с миграционным оттоком населения из регионов.

Индекс цен производителей на Дальнем Востоке намного (почти на 6%) превышает общероссийский 2]. Таким образом, дальневосточные товары постепенно теряют свою привлекательность по сравнению с товарами из других регионов России и с товарами из сопредельных стран (Япония и КНР), в которых индекс цен намного меньше.

С учетом того, что процентные ставки для бизнеса в большинстве регионов России одинаковы (даже региональные банки равняются на федеральные), предпринимательство в дальневосточных регионах будет развиваться медленнее, чем в других регионах России. Считается, что высокий индекс цен негативно влияет на развитие бизнеса, вынуждает хозяйствующие субъекты ускоренными темпами повышать заработную плату сотрудникам и оборотный капитал, а это негативно сказывается на развитии экономики.

Самый низкий уровень инфляции отмечен в Северо-Кавказском федеральном округе - 5,2% (см. табл. 2). Наименьшая инфляция в этом федеральном округе наблюдается в Республике Ингушетия - 3,8%. Однако при этом важно учесть, что ряд субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, принадлежат к числу наименее экономически развитых субъектов Российской Федерации в силу крайне низкого уровня развития экономики и социальной сферы, характеризующейся высокой степенью безработицы, криминогенной обстановкой и напряженной этнополитической ситуацией. По таким ключевым социально-экономическим показателям, как валовой региональный продукт на душу населения, производительность труда и средняя заработная плата, бюджетная обеспеченность, уровень развития реального сектора экономики и вовлеченность во внешнеэкономическую деятельность, Северо-Кавказский федеральный округ заметно отстает от других федеральных округов. Для этого региона характерны самые низкие показатели среднедушевого денежного дохода среди субъектов Российской Федерации и самый высокий уровень безработицы - 15,2% за январь 2012 г. [2].

Низкий показатель инфляции за минувший год зафиксирован в Ямало-Ненецком автономном округе, входящем в состав Уральского федерального округа, - 3,06%, что на 3,04 процентных пункта ниже, чем в целом по России. Это объясняется, в первую очередь, самым низким темпом прироста цен на коммунальные услуги - 1,03% (по итогам прошлого года).

Объем промышленного производства в округе в 2011 г. вырос, по сравнению с 2010 г. на 2%. Положительную динамику показали все виды экономической деятельности. Так, добыча полезных ископаемых в сопоставимых ценах увеличилась на 0,5%, в обрабатывающем производстве рост составил 9,8%, в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 10,8%. Основными видами деятельности, давшими наибольший прирост, являются: добыча газа - 2,9%; добыча газового конденсата - 11,4%; производство нефтепродуктов - 12,8%; выработка электроэнергии - 19,3%. В 2011 г. предприятиями Ямало-Ненецкого автономного округа отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами в действующих ценах на сумму 809,5 млрд р., в том числе добыча полезных ископаемых дала 670,6 млрд р., обрабатывающие производства - 105,5 млрд р., производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 33,4 млрд р.

С начала текущего года наметилась иная тенденция. За первый месяц 2012 г. наименьший показатель инфляции зафиксирован в Уральском федеральном округе - 0,34%,

наибольший в Центральном федеральном округе - 0,61%, в целом по Российской Федерации - 0,5%.

Относительно низкий рост потребительских цен в Уральском федеральном округе по отношению к другим регионам эксперты объясняют тем, что рынок продовольственных товаров переполнен. В частности, города Екатеринбург, Челябинск, Тюмень и их окрестности насыщены предприятиями пищевой промышленности, обеспечена продовольственная безопасность. Сегодня около 70% потребляемой продукции Южный Урал производит самостоятельно.

Однако отраслевая инфляция демонстрирует, что отклонения от общероссийского показателя еще более значительны. Особенно эти расхождения заметны при определении инфляции на основе индекса цен производителей промышленных товаров. Наихудшая ситуация на 2011 г. сложилась в Дальневосточном федеральном округе. Инфляция в 17,74% говорит о значительном отклонении от показателя по всей стране и крайней нестабильности цен. Ненамного лучше ситуация в Уральском федеральном округе, где инфляция достигла 16,74%. Наиболее низкий показатель отмечается в Центральном федеральном округе, где прирост цен производителей промышленных товаров составил 7,77%.

В большинстве регионов Урала увеличение стоимости производимой промышленными предприятиями продукции было более интенсивным (на 0,2-4,2 процентных пункта), чем удорожание товаров и услуг на потребительском рынке. Исключением стали Свердловская область, где отмечено совпадение темпов роста цен в этих секторах экономики, и Удмуртская Республика, в которой фиксировались более значительные, чем в производственном секторе, ценовые изменения на потребительском рынке. В потребительском секторе регионов Урала сохраняется достаточно широкий диапазон цен с различием их минимального и максимального уровней в 1,1-2,7 раза. Сформировавшаяся ценовая динамика на одноименные товары в регионах Урала повлияла на величину стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг. Наиболее дорогой набор сложился в Свердловской области и Пермском крае.

Таким образом, инфляция остается одной из важнейших проблем экономического развития России [3]. Для обеспечения результативности регулирования факторов инфляции важное значение имеет системный подход к данной проблеме.

В России действуют как монетарные, так и неденежные факторы инфляции. Тарифно-ценовой фактор инфляции является одним из самых важных. Значительное влияние этого фактора на инфляцию в России обусловлено рядом причин, прежде всего либерализацией цен и отсутствием ценовой политики в условиях, когда еще не сформировалась рыночная конкуренция. Продолжается практика монополистического ценообразования и ценового сговора. Об этом свидетельствует повышение внутренних цен на нефть и нефтепродукты компаниями топливно-энергетического комплекса.

Кроме того, фактором инфляции стало ежегодное повышение цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ. Это обусловлено прежде всего низким качеством управления естественными монополиями и ЖКХ и неэффективностью их государственного регулирования. За последние несколько лет вклад этого фактора в повышение потребительских цен возрос в среднем на 25%.

Для регулирования тарифно-ценового фактора инфляции целесообразно повысить качество ежегодного госрегулирования цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий и ЖКХ. Необходимы разработка методики определения их цен и тарифов, упорядочение обширного законодательства о естественных монополиях и ЖКХ.

Для повышения результативности действий Федеральной антимонопольной службы по пресечению ценового сговора и необоснованного повышения цен необходимо вести эту деятельность совместно с заинтересованными ведомствами и распространять ее не только на потребительские цены, но и на цены производителей.

Специфика инфляции в России проявляется в условиях как профицита, так и дефицита государственного бюджета. Недостатки региональной бюджетной политики потребовали увеличения дотаций из федерального бюджета, повышения доли меж-бюджетных трансфертов в доходах региональных и местных бюджетов.

Фактором развития инфляции издержек стало погашение внешних долгов полу-государственных корпораций и банков за счет государственных финансовых фондов и валютных резервов, так как эти средства могли быть использованы для развития национального производства и увеличения совокупного предложения в экономике.

Инфляционная составляющая бюджетной политики России обусловлена неэффективностью финансового контроля за доходами и расходами бюджетов всех уровней. В связи с этим для снижения темпа инфляции необходимо повысить результативность финансового контроля за исполнением бюджета, разработать его показатели и ввести ведомственную ответственность за его выполнение.

Для снижения инфляционной составляющей налоговой политики целесообразно проанализировать эффективность использования налоговых льгот, активнее противодействовать уклонению от налоговых платежей, контролировать достоверность налоговых деклараций, теневую заработную плату, доходы нелегальных мигрантов и несанкционированный отток капитала за рубеж.

Учет факторов инфляции должны быть основой выработки мер, направленных на ее снижение, что должно содействовать нормализации структуры внутреннего спроса, превращая его в фактор развития отечественных предприятий вместо скупки недвижимости, иностранной валюты, предметов роскоши.

Стабилизация покупательной способности рубля необходима для укрепления денежной системы как формы организации денежного обращения, улучшения качества денег и выполняемых ими функций, относительной стабилизации цен, сглаживания их неравномерного роста по товарным группам, выравнивания норм прибыли и уровней оплаты труда по отраслям, снижения имущественного неравенства, сдерживания нерационального перераспределения капиталов и квалифицированных кадров между секторами хозяйства.

Ценовая стабилизация является важным фактором обеспечения движения товарных и денежных потоков, функционирования денег со скоростью, отвечающей потребностям хозяйственного оборота в деньгах с учетом закономерностей денежного обращения и соответствия между агрегатами денежной массы. Такая финансовая политика требуется для достижения нормального уровня монетизации экономики путем насыщения ВВП денежной массой в соответствии с денежным спросом. Снижение темпа инфляции необходимо для укрепления финансовой системы и повышения ее роли в перераспределении капиталов, привлеченных в развитие производственного сектора экономики.

Таким образом, управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и затратные факторы. Требуется широкий комплекс антиинфляционных мероприятий, а именно: стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, регулирование обменного курса рубля, цен и доходов.

Учитывая недостаточную эффективность ранее применявшихся в России мер по снижению потребительских цен, факторы инфляции слеудет регулировать на основе принципов системного подхода, т. е. комплексности антиинфляционных мер; установки на достижение ценовой стабильности в целях модернизации экономики; контроля за реализацией мер по снижению инфляции.

Источники

1. Инфляция на потребительском рынке // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. Режим доступа : http://www.cbr.ru/statistics/infl/Infl_01012012. pdf.

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа : http://www.gks.ru.

3. Дмитриева О., Ушаков Д. Инфляция спроса и инфляция издержек: причины формирования и формы распространения // Вопр. экономики. 2011. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.