Научная статья на тему 'Межпредметные связи как средства формирования самостоятельности в комплексной системе развивающего обучения и компетентностного подхода'

Межпредметные связи как средства формирования самостоятельности в комплексной системе развивающего обучения и компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / DEVELOPING TRAINING / COMMUNICATION BETWEEN ACADEMIC DISCIPLINES / СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ / MODERN SCIENTIFIC THINKING / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENCE / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дугашев В.В., Карнаух И.Е.

В данной статье межпредметные связи классифицируются в приложении к развивающему обучению и компетентностному подходу по трём основаниям: знания; виды деятельности; компетенции. В первом случае межпредметные связи создают у студентов систему интегративных знаний; во втором систему общепредметных умений; в третьем происходит качественный скачок на уровне творческих способностей человека, когда за счет комплекса предметных, методологических и профессиональных компетенций возникает компетентность специалиста. В третьем случае количество необходимых качеств личности переходит в новое качество владение человеком компетенциями, позволяющее проявлять самостоятельно творческий подход для разрешения той или иной нестандартной проблемы. При этом самостоятельная деятельность учащегося является ключевой компетенцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION AS MEANS OF FORMATION OF INDEPENDENCE IN COMPLEX SYSTEM OF DEVELOPING EDUCATION AND COMPETENCE APPROACH

In this article the relationship between objects in the classified annex to developing training and competence-based approach for three reasons: knowledge, activities, competence. These connections provide students with a system of integrative knowledge, with a system of common disciplinary skills, with a qualitative leap in the level of creative abilities of man, when due to a complex subject, methodological and professional competencies a competence of a future specialist may be formed. In the case of the stage of qualitative development, a number of necessary qualities of a person get to a new quality the possession of competences, allowing to exercise his own creativity, to solve particular non-standard problems. At the same time self-dependence is understood by the authors of the research as a key competence of a student.

Текст научной работы на тему «Межпредметные связи как средства формирования самостоятельности в комплексной системе развивающего обучения и компетентностного подхода»

Библиографический список

1. Санатова С.В. Роль педагога в развитии творческих способностей студентов-дизайнеров. ВестникАмГУ. Благовещенск, 2009; 3.

2. Евтых С.Ш. Развитие творческих способностей будущих дизайнеров средствами формальной композиции. Вестник Оренбургского государственного университета. 2005; 9.

3. Ажгихин С.Г. Содержание обучения студентов вузов проектированию в графическом дизайне. Педагогика искусства. 2010; 2.

4. Щербакова М.В. Педагогическое сопровождение формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2014.

References

1. Sanatova S.V. Rol' pedagoga v razvitii tvorcheskih sposobnostej studentov-dizajnerov. VestnikAmGU. Blagoveschensk, 2009; 3.

2. Evtyh S.Sh. Razvitie tvorcheskih sposobnostej buduschih dizajnerov sredstvami formal'noj kompozicii. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2005; 9.

3. Azhgihin S.G. Soderzhanie obucheniya studentov vuzov proektirovaniyu v graficheskom dizajne. Pedagogika iskusstva. 2010; 2.

4. Scherbakova M.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya kreativnosti studentov v usloviyah nepreryvnogo obrazovaniya v sfere dizajna. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2014.

Статья поступила в редакцию 30.05.16

УДК 373.1.02:372.8

Dugashev V.V., postgraduate, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: vd-23@inbox.ru

Karnaukh I.Ye., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia),

E-mail: mnko@mail.ru

INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION AS MEANS OF FORMATION OF INDEPENDENCE IN COMPLEX SYSTEM OF DEVELOPING EDUCATION AND COMPETENCE APPROACH. In this article the relationship between objects in the classified annex to developing training and competence-based approach for three reasons: knowledge, activities, competence. These connections provide students with a system of integrative knowledge, with a system of common disciplinary skills, with a qualitative leap in the level of creative abilities of man, when due to a complex subject, methodological and professional competencies a competence of a future specialist may be formed. In the case of the stage of qualitative development, a number of necessary qualities of a person get to a new quality - the possession of competences, allowing to exercise his own creativity, to solve particular non-standard problems. At the same time self-dependence is understood by the authors of the research as a key competence of a student.

Key words: competence-based approach, developing training, communication between academic disciplines, modern scientific thinking, independence.

В.В. Дугашев, аспирант Горно-Алтайского университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: vd-23@inbox.ru

И.Е. Карнаух, канд. пед. наук, доц. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск,

E-mail: mnko@mail.ru

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В данной статье межпредметные связи классифицируются в приложении к развивающему обучению и компетентност-ному подходу по трём основаниям: знания; виды деятельности; компетенции. В первом случае межпредметные связи создают у студентов систему интегративных знаний; во втором - систему общепредметных умений; в третьем - происходит качественный скачок на уровне творческих способностей человека, когда за счет комплекса предметных, методологических и профессиональных компетенций возникает компетентность специалиста. В третьем случае количество необходимых качеств личности переходит в новое качество - владение человеком компетенциями, позволяющее проявлять самостоятельно творческий подход для разрешения той или иной нестандартной проблемы. При этом самостоятельная деятельность учащегося является ключевой компетенцией.

Ключевые слова: компетентностный подход, развивающее обучение, межпредметные связи, современное естественнонаучное мышление, самостоятельность.

В рамках развивающего обучения студентов физике в классическом университете на физико-математическом факультете главной целью должно выступать формирование современного естественнонаучного мышления, которое в настоящее время представляется как теоретическое, интегративное, синтетическое [1, с. 90 - 93]. Указанные составляющие естественнонаучного мышления мы рассматриваем следующим образом:

1. Теоретическое мышление как процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях характеризуется преобладанием рационального; построением целостного образа исследуемого объекта; рассмотрением универсальных внутренних связей, позволяющих постигать сущности явлений и процессов; проявлением внутренней рефлексии посредством освоенных способов, методов и приемов познавательной деятельности, реализующих это мышление в двух основных формах - аналитической и синтетической.

Становится понятным, почему развивающее обучение ставит своей целью формирование теоретического мышления. Именно оно требует освоения способов, методов и приёмов познавательной деятельности и приводит к развитию рефлексии.

При этом аналитическая форма мышления связана с выявлением «всеобщего», а синтетическая форма - с нахождением всех частных объектов и явлений из «всеобщего» посредством восхождения от абстрактного к конкретному.

2. Интегративное мышление как процесс отражения объективного мира характеризуется выявлением общности в различных структурах бытия, исходя из методологических установок о материальном единстве мира.

В учебном процессе такое мышление строится на основе теоретических межпредметных обобщений, и его сформирован-ность характеризуется способностью учащихся осуществлять межпредметные теоретические обобщения, в процессе которых они выявляют взаимосвязи всеобщего с особенным и единичным.

3. Синтетическое мышление как процесс отражения объективного мира характеризуется постоянным и непосредственным включением анализа в процесс синтеза так, что анализ не предшествует синтезу, а сопутствует ему, давая возможность видеть целое постоянно.

Для преподавателя естественнонаучных дисциплин, владеющего таким мышлением, характерна способность проникать в

связи частей, не выделяя их из целого, не вырывая их из него, не изолируя их как от целого, так и друг от друга.

4. Теоретическое, интегративное, синтетическое мышление - это такой процесс отражения объективного мира в аналитической и синтетической формах познавательной деятельности, когда восстанавливаются те диалектические взаимосвязи, которые осуществляют снятие противоречия между целостным представлением о мире и частным его видением с позиции отдельных наук, когда анализ становится подчиненным синтезу.

Таким образом, теоретическое, интегративное, синтетическое мышление - это проявление диалектического мышления, формируемого в рамках естественнонаучных дисциплин. Мы считаем, что такое видение особенностей диалектического мышления при обучении конкретным наукам, даёт возможность преподавателю не только осознавать специфику вырабатываемого мышления, но и оценивать степень его сформированности.

Анализ дидактических возможностей для формирования ин-тегративного мышления показывает, что в арсенале современной дидактики для этих целей могут выступать только межпредметные связи (МПС), которые в рамках традиционного обучения выступали в роли дидактического условия и в основном носили иллюстративный, декларативный характер и опирались на ассоциативную психологию, которая игнорирует тот факт, что мышление по своей сути является обобщением. Поэтому такая психологическая ориентация приводила к ограниченной трактовке целей, задач и функций МПС и, как следствие, к недооценке их роли в формировании теоретического мышления и, в частности, такой его стадии, как интегративное, синтетическое мышление. Когда же появилась альтернативная традиционному система образования (развивающее обучение), положившая в основание теоретическое мышление, то, естественно, появилась необходимость пересмотреть статус МПС в этой системе. Мы считаем, что в системе развивающего обучения основную роль в развитии современного естественнонаучного мышления должны играть МПС. Поэтому они приобретают роль основополагающего дидактического принципа, позволяющего через свои сущностные, нормативные и процессуальные функции решать указанную проблему образования. В связи с этим проблема роли МПС в системе развивающего обучения приобретает особую теоретическую и практическую ценность. И чтобы массовая школа могла использовать положительные результаты такой концепции межпредметного образования, необходимы исследования этой проблемы на уровне высшей школы, разработка методики реализации МПС в новых условиях и подготовка специалистов, способных внедрять ее в практику школьного обучения.

Особое место в развивающем образовании занимает формирование предметных и межпредметных компетенций. При этом принцип МПС выступает по существу регулятивом формирования интегративного мышления. Поэтому он технологизиру-ет методику формирования современного естественнонаучного мышления. Однако реализация междисциплинарных компетенций, которые являются ключевыми, требует решения ряда дидактических проблем. Необходимо осознание механизма проявления компетентностно-деятельностного подхода в рамках развивающего обучения, в котором ключевой компетенцией является самостоятельная учебно-познавательная деятельность, опирающаяся на сознательное (рефлексивное) использование научных методов познания.

Главной проблемой в развивающем обучении оказывается использование МПС не в качестве иллюстраций, а в качестве теоретических межпредметных обобщений, позволяющих выходить за пределы предметных знаний, предметного мышления (физического, химического, биологического и т. д.) на уровне интегративного мышления, выводящего студентов на понимание единства мира.

Таким образом, принцип МПС в рамках использования развивающего обучения отвечает требованиям компетентност-но-деятельностного подхода, потому что он предполагает:

- согласованное изучение теории, законов, понятий, методов познания и методологических принципов общих для родственных дисциплин;

- формирование общих для различных дисциплин видов познавательной деятельности;

- выход за пределы предметных знаний, умений и навыков, перенос их в другие области познания (в быт, реальную жизнь, профессиональную область), а это уже не что иное, как превра-

щение узко предметных знаний, умений и навыков в компетенции, которые всегда шире, чем предметные ЗУН;

- целенаправленное усиление междисциплинарных связей в условиях сохранения теоретической и практической целостности учебных дисциплин;

- формирование предметных и межпредметных компетенций, что позволяет студентам осознавать в развивающем обучении ключевой характер МПС, являющихся средством формирования компетенций в рамках любой учебной дисциплины. Особую ценность при этом играют профилирующие дисциплины в процессе профессиональной подготовки специалистов в вузе;

- осуществление перехода от знаниевого обучения к компе-тентностному, что является необходимым условием модернизации образования в нашей стране;

- теоретическое межпредметное обобщение, являющееся содержательным компонентом знаний, позволяющим выделять в ходе учебного процесса компетентностную сущность междисциплинарных связей, заключающуюся во взаимообогащении наук, которое представляет собой наиболее распространенную на современном этапе форму взаимодействия наук и соответствующих учебных дисциплин;

- расширение дидактических возможности МПС, так как они превращаются в средства, позволяющие осуществлять диалектический скачок, когда количество необходимых у студентов качеств переходит в новое интегральное качество - владение компетенциями, позволяющими проявлять творческий подход для разрешения той или иной проблемы, выходящей за пределы частной учебной дисциплины, в которой формировались узко предметные умения и навыки;

- выбор целенаправленно таких междисциплинарных связей, которые могут способствовать формированию необходимых компетенций. Это целесообразно осуществлять за счет специально разработанных диалоговых и полилоговых междисциплинарных задач, в рамках которых студенты развивают умения применять знания, необходимые в будущей профессиональной деятельности. При этом можно говорить о МПС, выступающих в учебном процессе как объективные междисциплинарные связи и методически целесообразные, которые выступают как субъективные связи, позволяющие эффективно решать проблему формирования МПС как ключевых компетенций;

- оценку уровня сформированности МПС как ключевых компетенций по сформированности теоретического, интегративного, синтетического мышления студентов в ходе использования междисциплинарных диалоговых и полилоговых задач. При этом следует различать содержательную сторону по отдельности предметного теоретического, интегративного и синтетического мышления и комплексного межпредметного теоретического, интегративного, синтетического мышления. Последнее означает новый уровень компетенции, формируемой в рамках профессиональной подготовки студентов в вузе.

В связи со сказанным, МПС мы классифицируем в рамках развивающего обучения (РО) по трём основаниям: знания (предметные, философско-методологические и профессиональные); виды деятельности (классический деятельностный подход и компетентностно-деятельностный подход); компетенции (предметные, философско-методологические и профессиональные). В первом случае МПС создают у студентов систему интегратив-ных знаний; во втором - систему общепредметных умений не в виде классической учебной деятельности (деятельностный подход), а в виде компетентностно-деятельностного подхода, когда умения превращаются в компетенции; в третьем - происходит качественный скачок на уровне творческих способностей человека, когда за счет комплекса предметных, методологических и профессиональных компетенций возникает компетентность формируемого специалиста. В третьем случае количество необходимых качеств личности переходит в новое качество - владение человеком компетенциями, позволяющее проявлять самостоятельно творческий подход для разрешения той или иной нестандартной проблемы.

Таким образом, компетентность - это та целостностная система качеств личности, которая делает ее самодостаточной и саморазвивающейся. Именно введение в образование компетентности позволило осознать, что простая совокупность знаний, умений не решает проблемы формирования специалистов высокого класса. Необходима целостная система лич-ностно осмысленных и освоенных знаний, умений и принятых ценностей, обладающая свойством саморазвития, способная в процессе своего функционирования изменять свою структуру в

зависимости от специфики решаемых проблем и позволяющая осуществлять творческий подход в нестандартных условиях. При этом следует понимать, что «компетентность, всегда шире, чем квалификации; компетентность - это проявления «Я» сверх этой квалификации» [2, с. 22].

Становится очевидным, что повышение уровня межпредметных содержательных связей ведет к качественному преобразованию подготовки специалистов в вузе. Появляются новые способы познавательной деятельности - компетентностно-дея-тельностный подход, который позволяет налаживать связи между теоретическими знаниями (РО) и практико-ориентированными (компетентностный подход). Это не только расширяет и углубляет предметные, философско-методологические и профессиональные знания, но и формирует компетентность специалиста.

Межпредметные связи в системе развивающего обучения мы представляем как центральную педагогическую идею (дидактический принцип) для обозначения всеобщей связи явлений природы, характеризующей единство материального мира, и нашедшей свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющую образовательную, развивающую и воспитывающую функции посредством дидактического принципа МПС с его нормативными и процессуальными функциями.

Поэтому при рассмотрении МПС разумно выделять их образовательные, развивающие и воспитывающие функции.

Образовательные функции нацелены на формирование синтетических и интегративных знаний студентов, представляющих системные и комплексные знания об объектах, явлениях, процессах природы.

Воспитательные функции нацелены на воспитание целостного видения мира и на формирование научного мировоззрения личности.

Развивающие функции нацелены на перенос знаний за пределы предметных знаний, а, следовательно, на формирование компетенций и, как следствие, предметной, философско-методо-логической и профессиональной компетентности студентов. При этом главной ключевой компетенцией является самостоятельность, познавательная активность студентов. Поэтому межпредметные связи в этом плане могут рассматриваться в качестве средств развивающего обучения, конечным продуктом которого являются такие качества личности, как самообразование, самовоспитание, саморазвитие, самоактуализация познавательной активности, рефлексия.

Мы выделяем следующие межпредметные умения, составляющие основу компетенций студентов физико-математического факультета:

1. Умение связывать обобщенные факты из разных учебных предметов с общей системой знаний и находить применение их на практике.

2. Умение находить связи между понятиями из разных учебных предметов и объяснять с позиции межпредметных связей объекты, явления, процессы с помощью межнаучных знаний и осуществлять мировоззренческие выводы.

3. Умение рассматривать научные теории с позиции философии и определять их роль в научной картине мира.

4. Умение сопоставлять эмпирические, теоретические, практические и философско-методологические знания об одном и том же объекте и выявлять особенности этих знаний. Понимать, что выделение и самостоятельное рассмотрение каждого из этих слоев знаний представляет собой абстракцию. В реальной действительности эти слои знаний всегда взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга. Выделение же таких уровней знаний позволяет выяснять, как устроено, как развивается научное знание и как формируется научный стиль мышления человека.

5. Умение раскрывать связи между естественнонаучными, гуманитарными и техническими науками.

6. Умение научно обоснованно выбирать педагогическую систему обучения для более эффективной реализации принципа межпредметных связей.

7. Умение использовать принцип МПС с его нормативными и процессуальными функциями для формирования технологии развивающего обучения, в рамках которого включен принцип компетентностного подхода.

Перечисленные умения по использованию МПС в обучении могут осуществляться в следующих основных направлениях:

- формирование учебных понятийных комплексов [3; 4] на базе комплексного системного подхода. Понятийный комплекс по содержанию - это целостное, интегративное образование,

объединяющее понятия в определённую систему, посредством которой раскрывается структура и содержание исследуемого объекта с учетом принципа всесторонности исследования, а значит, с выходом за пределы предметного рассмотрения объекта изучения. Такой подход позволяет формировать целостное представление о мире и научное мировоззрение студентов. Если при системном подходе к исследованию объектов, явлений, процессов они подвергаются системному анализу и синтезу, то при комплексном подходе - комплексному анализу и синтезу, который отличается от системного подхода полнотой исследования объекта, которая обеспечивается посредством использования методологического принципа всесторонности.

- формирование компетенций на базе знаний, умений межпредметного характера, что позволяет в рамках развивающего обучения и компетентностного подхода расширить такие дидактические единицы, как «Знания - Умения - Навыки», до «Знания - Умения - Навыки - Опыт практической деятельности - Компетенции», и позволяет формировать компетентного специалиста в вузе;

- определение уровней компетентности в области предметных, философско-методологических и профессиональных знаний (эмпирический, теоретический, практический и философ-ско-методологический уровни; репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый, поисковый или исследовательский уровни);

- формирование целостной системы личностно осмысленных компетенций, обладающей свойством саморазвития и способностью изменять свою структуру в зависимости от специфики решаемых проблем и позволяющей осуществлять творческий подход в нестандартных условиях;

- формирование системы научных методов и приемов самостоятельной познавательной деятельности, позволяющей эффективно использовать принципа всесторонности исследования объектов, явлений и процессов реальной природы;

- усвоение студентами знаний и компетенций в форме специфической познавательной деятельности с использованием не только классического деятельностного, но и компетентност-но-деятельностного подходов;

- организация самостоятельного переноса знаний и компетенций на межпредметный уровень, позволяющий выходить за пределы изучаемого предмета.

Использование межпредметных связей между курсами общей физики, биологии и астрономии в практике обучения студентов физико-математического факультета в классическом университете вызвало необходимость в использовании новых форм его организации: диалоговые лекции, комплексные семинары, лекции межпредметного характера; межпредметные конференции; практические занятия с использованием комплексной технологии «задача - диалог - игра», средством обучения в которой являются полилоговые задачи межпредметного характера.

Такого рода занятия позволяют готовить компетентных специалистов способных широко использовать дидактические достоинства межпредметных связей. Несмотря на отсутствие, например, в школах астрономии, МПС при обучении физике дают определенные знания по астрономии и потенциально готовы вести астрономию, если её вновь введут в школах в качестве обязательного учебного предмета, а делать это надо, так как в нем уникальное сочетание перспективной естественной науки, с очень бурным современным развитием и очень ценным материалом для формирования и развития мировоззрения. Иначе будет сохраняться парадоксальная ситуация: в стране, открывшей миру дорогу в космос, астрономия фактически выброшена из школы как ненужный предмет. При этом изучение других естественных наук также сведено к минимуму, а научная и мировоззренческая безграмотность значительной части населения, в том числе и молодёжи, просто зашкаливает. Речь идет о достойном месте естественных наук в российской школе, о престижности науки в общественном сознании. От того, как будет решаться этот вопрос, во многом зависит воспитание нового поколения, не говоря уже о научно-техническом потенциале страны и, в конечном счете, о ее будущем.

Следует заметить, что в России утверждены приоритетные направления развития науки, технологий и техники, но система образования при этом не соответствует требованиям для выполнения этих государственных решений. Как можно решать эти проблемы, если естественные науки выхолащиваются, а не усиливаются в школе?

Таким образом, компетентностный подход приводит к необходимости расширения принципа междисциплинарных связей,

включения в него положения о целенаправленном усилении связей конкретной дисциплины с другими и об установлении новых теоретических межпредметных обобщений. Руководствуясь данным подходом, преподаватель может усиливать связи между дисциплинами, целенаправленно используя, например, междисциплинарные учебно-познавательные диалоговые и полилого-вые задачи или практико-ориентированные понятийные комплексы [3; 4; 5, с. 170 - 173; 6, с. 175 - 181]. Междисциплинарные связи, представленные в таком виде, расширяют образовательное пространство любой учебной дисциплины [1, с. 90 - 93], а многократно применяемые знания и умения по каждой дисциплине в новых условиях, за рамками самой дисциплины, развивают умение применять знания и в профессиональной деятельности и, тем самым, формировать соответствующие компетенции, определяющие уровень профессиональной компетентности будущего специалиста.

Библиографический список

Приоритетное место среди ключевых компетенций должно быть предоставлено компетенциям в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Данная компетенция занимает приоритетное место в совокупности компетенций личности, так как обеспечивает присвоение человеком всего целостного и разнообразного мира культуры.

Таким образом, если в процессе обучения общей физике регулярно осуществлять межпредеметные связи между различными предметами, отражающими взаимосвязь предметных областей соответствующих наук и общность их методов исследования, то это позволит повысить качество усвоения естественнонаучных понятий и сформировать современное естественнонаучное мышление студентов, позволяющее реализовать межпредметные связи как ключевую компетенцию [7].

1. Карнаух Е.И., Петров А.В. Необходимые условия формирования современного естественнонаучного мышления в процессе обучения студентов физике. Мир науки, культуры, образования. 2013; 3 (40): 90 - 93.

2. Компетентностно-деятельностный подход в современной системе образования (Рекомендации международной научно-практической конференции). Горно-Алтайск, 2010, 18 - 23 августа.

3. Дмитриев К.И. Формирование сложных физических понятий у учащихся средней школы в условиях развивающего обучения. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2009.

4. Кудашова, Е.И. Методика использования учебных понятийных комплексов в условиях развивающего обучения физике в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2012.

5. Кудашова Е.И. Учебные понятийные комплексы как средство реализации комплексного системного подхода в процессе изучения физики в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2016; 2 (57): 170 - 173.

6. Торбогошева В.М., Кудашова Е.И., Петров А.В. Использование физических законов как учебных понятийных комплексов. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 175 - 181.

7. Дугашев В.В., Петров А.В. Межпредметные связи как ключевая компетенция в педагогической системе развивающего обучения. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 89 - 93.

References

1. Karnauh E.I., Petrov A.V. Neobhodimye usloviya formirovaniya sovremennogo estestvennonauchnogo myshleniya v processe obucheniya studentov fizike. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 3 (40): 90 - 93.

2. Kompetentnostno-deyatel'nostnyj podhod v sovremennoj sisteme obrazovaniya (Rekomendacii mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii). Gorno-Altajsk, 2010, 18 - 23 avgusta.

3. Dmitriev K.I. Formirovanie slozhnyh fizicheskihponyatiju uchaschihsya srednejshkoly vusloviyah razvivayuschego obucheniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2009.

4. Kudashova, E.I. Metodika ispol'zovaniya uchebnyh ponyatijnyh kompleksov v usloviyah razvivayuschego obucheniya fizike v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2012.

5. Kudashova E.I. Uchebnye ponyatijnye kompleksy kak sredstvo realizacii kompleksnogo sistemnogo podhoda v processe izucheniya fiziki v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 2 (57): 170 - 173.

6. Torbogosheva V.M., Kudashova E.I., Petrov A.V. Ispol'zovanie fizicheskih zakonov kak uchebnyh ponyatijnyh kompleksov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 175 - 181.

7. Dugashev V.V., Petrov A.V. Mezhpredmetnye svyazi kak klyuchevaya kompetenciya v pedagogicheskoj sisteme razvivayuschego obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 89 - 93.

Статья поступила в редакцию 25.05.16

УДК 377

Imanmurzaeva A.U., teaching assistant, Department of Methods of Fine and Decorative Arts, Dagestan State Pedagogical

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

University (Makhachkala, Russia), Е^аН: gadjiev82@mail.ru

POSSIBILITIES OF DECORATIVE CRAFTS IN FORMATION OF A PERSONALITY AMONG ELEMENTARY SCHOOLCHILDREN. The article discusses possibilities of decorative craftwork in formation of aesthetic relation of schoolchildren in an elementary school. Special attention is focused on value and the fruitfulness of using the existing technological expertise of arts and crafts as a condition of the formation of the aesthetic relation of young schoolchildren in the course of training to the fine arts. Lessons of fine and decorative arts have become fundamental to the development of aesthetic education and aesthetic attitudes of pupils on the basis of the best attraction of the training potential of cultural, historical, artistic and pedagogical experience of mankind.

Keywords: formation, aesthetic attitude, arts and crafts, rich features, artistic traditions, decorative motifs.

А.У. Иманмурзаева, ассистент каф. методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства,

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е^аИ: gadjiev82@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В данной статье рассматривается возможности декоративно-прикладного искусства в формировании эстетического отношения младших школьников. Подробно акцентируется внимание ценность и плодотворность использования сложившегося технологического опыта декоративно-прикладного искусства как условия формирования эстетического отношения младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству. Уроки изобразительного и декоративно-прикладного искусства должны стать основополагающими в эстетическом воспитании и развитии эстетического отношения школьников на базе оптимального привлечения обучающего потенциала культурно-исторического и художественно-педагогического опыта человечества.

Ключевые слова: формирование, эстетическое отношение, декоративно-прикладное искусство, богатые возможности, художественные традиции, декоративные мотивы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.