А.А. Хасанов
Ключевые слова:
познавательная деятельность, межнаучные, междисциплинарные и межпредметные связи, функции межпредметных связей.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ИХ ФУНКЦИИ
В статье рассматриваются межпредметные связи как важное направление преодоления разрыва между теоретическим и практическим обучением в профессиональной школе. Автор определил философскую, педагогическую и психологическую функции межпредметных связей.
Основная задача профессиональных колледжей экономического профиля состоит в том, чтобы преодолеть разрыв между теоретическим и практическим обучением и подготовить обучающихся к действиям путем интеграции этих процессов и активизации деятельности обучающихся.
Познавательная активность побуждает обучающихся к самообразованию, способствует выработке сознательного отношения к своей деятельности. В педагогике известны различные способы активизации учебной деятельности. Наиболее эффективным из них представляется установление межпредметных связей. «Под межпредметными связями» следует понимать систему отношений между знаниями, умениями и навыками, формируемыми в результате последовательного отражения в средствах, методах и содержании изучаемых дисциплин тех объективных связей, которые существуют в реальном мире. в широком смысле слова межпредметные связи - это педагогический эквивалент
диалектических связей, реализуемых в учебном процессе» [2, с. 9]. Очевидно, что сама проблема межпредметных связей многоаспектна. Если рассматривать эту проблему с философских позиций, то межпредметные связи - одна из форм всеобщего принципа системности [1, 2].
Следовательно, необходимым условием и одновременно механизмом взаимопроникновения, взаимообогащения и взаимодействия наук, и учебных дисциплин в частности, являются межнаучные, междисциплинарные связи. В силу этого обстоятельства межпредметные связи представляют обязательный компонент учебного процесса. Межпредметные связи должны отражать в учебном процессе связи реальной действительности, являться выражением закономерностей объективного мира и в силу своего философского и дидактического значения определять содержание, методы и формы обучения.
Наряду с термином «межпредметные связи» употребляются такие понятия, как межнаучные и междисциплинарные связи. Все три термина синонимичны в определенных пределах, так как обладают свойством интеграции. Но в категориальном плане имеют различия. Так, термин «межнаучные связи» отражает, с одной стороны, возможность получения новых знаний через единые методы познания, а, с другой стороны - способность изучать одни и те же объекты посредством методов частных наук.
Междисциплинарные и межпредметные связи можно определять как синонимы в том смысле, что «учебная дисциплина» и «учебный предмет» есть синонимы. Дело заключается в том, какой из синонимов авторы предпочитают. Однако надо отметить, что разница между указанными терминами все-таки существует, поскольку термин «междисциплинарность» используется в качестве одного из подходов к организации образовательного процесса. Так, Ж.фуре, рассматривая проблему преподавания дисциплин, отмечает что «нам необходимы научные изыскания..., которые бы обеспечили дисциплинам и знаниям значимость в системе преподавания естественных наук, и при этом неукоснительно развивали бы принцип междисциплинарности» [3, с. 35].
В литературе, посвященной анализу межпредметных связей, наибольшее внимание уделяется педагогическому аспекту. Так в работах, посвященных теоретическим основам межпредметных связей, указывается, что они (связи) являются «условием и средством комплексного подхода к воспитанию и обучению» [1, 4, 5]. При выяснении функций
межпредметных связей невозможно обойти вопрос о механизме их действия и тех психических процессах памяти и мышления, возникающих при установлении и использовании связей между знаниями нескольких дисциплин.
Процесс выявления и использования межпредметных связей может происходить только с учетом их функций. Поэтому межпредметные связи можно рассматривается в трех измерениях:
— философская функция как форма всеобщего принципа системности, выражающаяся во взаимосвязи как объектов реального мира и их свойств, так и методов познания окружающей нас действительности;
— педагогическая функция как совокупность средств, форм и методов, используемых в учебном процессе и направленная на интеграцию» знаний, умений и навыков;
— психологическая функция как комплекс механизмов и психических процессов памяти и мышления, возникающих в результате учебной деятельности.
Таким образом, функции межпредметных связей раскрывают механизм их действия.
— Литература —
1. Зверев И.Д., Максимова В.И. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981. - 159 с.
2. Еремкин А.И. Система межпредметных связей в высшей школе. -Харьков: Вища школа, 1984. - 152 с.
3. Фуре Ж. Проект «Наука - техника - общество» (НТО) и преподавание научных дисциплин // Перспективы. - 1995. - XXXV - № 1. - С. 27-41.
4. Кулагин П.Г Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с.
5. Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних профессионально-технических училищах. - М.: Высшая школа, 1987. - 271 с.