Научная статья на тему 'Межнациональные отношения и религиозный экстремизм'

Межнациональные отношения и религиозный экстремизм Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2269
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ЭТНОЦЕНТРИЗМ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / INTERETHNIC CONFLICT / RELIGIOUS EXTREMISM / ETHNOCENTRISM / INTERNATIONAL RELATIONS / NATIONAL SECURITY / PUBLIC POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тенгизова Жанна Адальбиевна

В статье приводится обзор основных причин возникновения межнациональных конфликтов, раскрыто содержание понятия «этноцентризм», а также отражены причины его возникновения. Автором указаны негативные факторы, влияющие на развитие межнациональных отношений, согласно Концепции национальной безопасности России. Характеризуются пути преодоления межнациональных конфликтов в современном мире. Приводится характеристика религиозного экстремизма и его влияния на межнациональные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERETHNIC RELATIONS AND RELIGIOUS EXTREMISM

The paper reviews the main causes of interethnic conflicts, defines the ethnocentrism concept and the premises of its origin. The author considers the negative factors influencing the international relations according to the Conception of national security of Russia. The article describes the ways to settle the interethnic conflicts in the present-day world. The author describes features of the religious extremism and considers its impact on the international relations.

Текст научной работы на тему «Межнациональные отношения и религиозный экстремизм»

УДК 343

Тенгизова Жанна Адальбиевна

кандидат юридических наук,

доцент кафедры организации правоохранительной

деятельности

Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ

Аннотация:

В статье приводится обзор основных причин возникновения межнациональных конфликтов, раскрыто содержание понятия «этноцентризм», а также отражены причины его возникновения. Автором указаны негативные факторы, влияющие на развитие межнациональных отношений, согласно Концепции национальной безопасности России. Характеризуются пути преодоления межнациональных конфликтов в современном мире. Приводится характеристика религиозного экстремизма и его влияния на межнациональные отношения.

Ключевые слова:

межнациональный конфликт, религиозный экстремизм, этноцентризм, межнациональные отношения, национальная безопасность, государственная политика.

Tengizova Zhanna Adalbiyevna PhD in Law,

Assistant Professor, Subdepartment for Organization of Law Enforcement Activities, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

INTERETHNIC RELATIONS AND RELIGIOUS EXTREMISM

Summary:

The paper reviews the main causes of interethnic conflicts, defines the ethnocentrism concept and the premises of its origin. The author considers the negative factors influencing the international relations according to the Conception of national security of Russia. The article describes the ways to settle the interethnic conflicts in the present-day world. The author describes features of the religious extremism and considers its impact on the international relations.

Keywords:

interethnic conflict, religious extremism, ethnocentrism, international relations, national security, public policy.

Межнациональные конфликты очень часто приводят к возникновению войн, бессмысленным человеческим жертвам и распаду относительно благополучных государств. Вся история человечества пронизана многочисленными этническими конфликтами. Межнациональные отношения подразумевают под собой два полюса отношений:

1) взаимоотношения между различными этносами в одном государстве;

2) взаимоотношения между нациями различных государств.

Как показывает история, конфликты между этносами возникают в связи с попытками малых наций расширить свою автономию, вследствие чего возникает борьба из-за несовпадения политических и национальных границ. Примером межнационального конфликта может служить противостояние Англии и Ирландии по вопросу независимости последней. Этот конфликт продолжается не одну сотню лет, но до сих пор не найдены способы его устранения, и данная проблема является самым важным поводом для беспокойства властей Великобритании [1].

Нередко причиной межнационального конфликта выступает этноцентризм. Этноцентризм (от греческого etnos - народ, племя, род и centrum - центр, сосредоточие) - постановка этносом своих традиций, обычаев, мировоззрения как главенствующих над традициями, обычаями и мировоззрением других этносов. Сам термин был введен в научный оборот У. Самнером, который определял этноцентризм как такое видение вещей, при котором один этнос оказывается в центре всего и все остальные этносы вынуждены всегда соизмеряться с ним или оцениваться со ссылкой на него [2].

Очень часто историческая память народа выступает причиной межэтнического конфликта. У всех народов есть обиды и претензии к соседям по поводу их былых поступков. Если этот повод возвести в большую причину и начинать раскачивать межэтнический конфликт, то очень быстро могут начаться реальные военные столкновения между враждующими народами. Ярким примером этноцентризма в наше время является американская нация, считающая себя единственным проводником идей демократии в мире.

Государство также может вполне осознанно создать условия для возникновения межнациональных конфликтов. Для этого ему лишь необходимо проводить в своей политике идею национализма. Ущемленные этим другие этносы, проживающие в государстве, рано или поздно выступят против титульной нации, поддерживаемой государственной властью.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 17)

В Российской Федерации главной причиной межнациональных конфликтов выступает принадлежность этносов к различным конфессиям [3].

В Концепции национальной безопасности России негативными факторами, влияющими на развитие межнациональных отношений, названы:

1) высокий уровень экономической дифференциации;

2) размывание моральных и нравственных ценностей народов России;

3) дискриминация по отношению к представителям других наций;

4) коррумпированность чиновников;

5) отсутствие межведомственной и межуровневой координации;

6) большое влияние негативных стереотипов на мышление народов и т. д. [4].

Большинство межнациональных конфликтов на территории Российской Федерации приходится на Северный Кавказ, где главной причиной их возникновения выступает различие в вероисповедании проживающих здесь народов. В республиках Северного Кавказа широко распространен религиозный экстремизм.

По определению толкового словаря, термин «экстремизм» происходит от латинского extre-mus - крайний и понимается как приверженность к крайним взглядам и методам. А раз это взгляды и методы, то, следовательно, экстремизм проявляется и в теории, и в практике. Это первое, на что хотелось бы обратить внимание в данном определении. Второй момент касается того, что приверженность крайним позициям, превышение меры в русском языке еще называется и радикализмом (от латинского слова radix - корень). Для того чтобы четко разделять понятия «экстремизм» и «радикализм», надо все-таки латинское extremus переводить как крайний в смысле «наивысший» (точка экстремум в математике), и тогда мы сможем четко отличать его от radix - крайность в смысле «стойкость, твердость». Если мы говорим о взглядах, принципах, а также действиях, поступках, то экстремистскими мы их называем, подразумевая крайность в ее количественном измерении, а радикальными - в измерении качественном [5]. Существуют различные формы экстремизма: политический, религиозный, национальный, экологический, сексуальный, книжный, экологический, государственный и т. д.

Для Северо-Кавказского региона характерен религиозный экстремизм. Религиозный экстремизм обозначают как приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Он проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий или жестоком противоборстве в рамках одной конфессии. Также этот вид экстремистской деятельности активно используется в политических целях как инструмент в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одной конфессии. Потенциал религиозного экстремизма тем выше, чем выше степень социальной консервативности религии, то есть чем более наполнена конкретным социальным содержанием базовая догматика [6].

Проблема заключается не в слабости противодействия экстремизму, а в масштабах заражения общества этой болезнью и в необходимости предотвратить социальную эпидемию под названием «религиозный экстремизм».

Важным аспектом профилактических мер противодействия религиозному экстремизму является совершенствование действующего законодательства в области обозначения такого понятия, как «религиозный экстремизм», который упоминается в большинстве случаев лишь в контексте мер противодействия политическому экстремизму [7].

Деятельность правоохранительных органов не должна сводиться только к массовым проверкам мечетей, арестам, и тем более недопустимо это делать без законных на то оснований.

Противоречия и конфликты сопровождают человечество с доисторических времен. Но это не значит, что мы не должны искать пути их преодоления. Необходимо не только констатировать присутствие проблем, но и разбираться в их сущности и причинах. Сегодня много говорят об экстремизме как разрушительном для общества и личности феномене современного общественного бытия. Однако общепринятого понимания экстремизма, различных форм его проявления нет не только в массовом сознании, но и среди специалистов. В науке всё еще недостаточно разработаны методологическая база и методика его исследования. Тем не менее следует констатировать, что для выработки эффективной политики по диагностике, профилактике и преодолению экстремизма необходимо теоретическое осмысление его сущности и существования как феномена социального бытия. Следует также согласиться с тем, что в этой борьбе важно как добиваться тактических успехов, так и стремиться к последовательному снижению числа и масштабов террористических проявлений, числа их жертв.

Опасность религиозного экстремизма как раз и заключается в том, что он провоцирует у людей внутренний настрой на всевозможные формы взаимного недоверия, неприязни, противостояния по самым разнообразным основаниям: полу, языку, национальности, вероисповеданию и т. д.

Ссылки:

1. Максаковский В.П. Зарубежная Европа: обострение межнациональных отношений [Электронный ресурс] // Макса-ковский В.П. Географическая картина мира. Общая характеристика мира. URL: http://sci-book.com/mirovaya-geo-grafiya/zarubejnaya-evropa-obostrenie-mejnatsionalnyih-39326.html (дата обращения: 25.10.2014).

2. Стефаненко Т. Этноцентризм как социально-психологическое явление [Электронный ресурс] // Стефаненко Т. Этнопсихология. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/stef/13.php (дата обращения: 25.10.2014).

3. Джумаева Р.Х. Факторы, обуславливающие распространение экстремизма на Северном Кавказе // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 1. С. 229.

4. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 // Гарант : информ.-прав. портал. URL: http://base.gar-ant.ru/70284810/ (дата обращения: 25.10.2014).

5. Жигалова Е.А. Религиозный экстремизм. Нальчик, 2013.

6. Яхъяев М.Я. Религиозно-политический экстремизм. М., 2011. 142 с.

7. Джамалова Э.К. Религиозный экстремизм как деструктивное явление в правовой культуре народов Дагестана // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 5. С. 528-534.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.