Научная статья на тему 'Межэтнические взаимодействия в поликультурном образовательном пространстве Бурятии'

Межэтнические взаимодействия в поликультурном образовательном пространстве Бурятии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
440
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СТЕРЕОТИПЫ / POLYCULTURAL EDUCATIONAL AREA / INTERETHNIC INTERACTIONS / STEREOTYPES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Матвеева Дора Гончиковна

Образовательное пространство в Бурятии является многоязычным, полиэтничным и поликультурным. Для оптимизации этнических взаимодействий и профилактики межэтнических конфликтов в обществе необходимо исследование структуры существующих среди молодежи стереотипов и автостереотипов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interethnic interactions in polycultural educational area of the Republic of Buryatia

The educational area in Buryatia is multilingual, polyethnic and polycultural. For optimization ethnic interactions and prevention interethnic conflicts in the society it is necessary to research a structure of stereotypes and autostereotypes existing among youth.

Текст научной работы на тему «Межэтнические взаимодействия в поликультурном образовательном пространстве Бурятии»

В условиях профильного обучения создаются условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ, расширяются возможности установления равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями, потребно-

стями и возможностями.

Введение профильного обучения в старших классах позволяет максимально учесть образовательные потребности и образовательные возможности учащихся, а также является одним из путей реализации программы, ориентированной на расширение доступности качественного образования в школе.

Литература

1. Егорова А.М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 173-179.

2. Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. - М.: ИОСО РАО, 2003. - С. 93-96.

3. Писарева С.А. Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования: российское видение: рекомендации по результатам научных исследований / под ред. Г.А. Бордовского. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 84 с.

4. Профильное обучение: нормативные правовые документы. - М.: Сфера, 2006. - 96 с.

5. Элективные курсы в профильном обучении / НФПК, общ. ред. А.Г. Каспаржак. - М., 2004. - 144 с.

Коновалова Екатерина Ивановна, магистрант ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование, e-mail: lovekate@mail.ru

Konovalova Ekaterina Ivanovna, graduate student, Moscow City Pedagogical University, direction 050100.68 Pedagogical education.

УДК 37.013 (571.54)

© Д.Г. Матвеева Межэтнические взаимодействия в поликультурном образовательном пространстве Бурятии

Образовательное пространство в Бурятии является многоязычным, полиэтничным и поликультурным. Для оптимизации этнических взаимодействий и профилактики межэтнических конфликтов в обществе необходимо исследование структуры существующих среди молодежи стереотипов и автостереотипов.

Ключевые слова: поликультурное образовательное пространство, межэтнические взаимодействия, стереотипы.

D.G. Matveeva

Interethnic interactions in polycultural educational area of the Republic of Buryatia

The educational area in Buryatia is multilingual, polyethnic and polycultural. For optimization ethnic interactions and prevention interethnic conflicts in the society it is necessary to research a structure of stereotypes and autostereotypes existing among youth. Keywords: polycultural educational area, interethnic interactions, stereotypes.

Республика Бурятия является многоязычной, многонациональной и поликультурной республикой. Так, согласно переписи 2010 г., в Бурятии проживает 167 национальностей. Наиболее многочисленная народность - русские (630,8 тыс. человек), на втором по численности месте -буряты (286, 8 тыс. человек). Кроме того, в республике также проживают татары - 6813, украинцы - 5654, сойоты - 3579, эвенки - 2974, армяне - 2179, азербайджанцы, белорусы, узбеки, киргизы, немцы - более тысячи человек каждой национальности, почти тысяча - китайцы, тувинцы. Одной из особенностей переписи 2010 г.

явилось то обстоятельство, что сойоты впервые были «посчитаны» отдельно от бурят. Их численность увеличилась за последние годы с 2739 до 3579 человек. Большинство из них проживает в Окинском районе - 89,7%. В республике также компактно расселены эвенки. Они в основном сосредоточены на территориях Северо-

Байкальского, Баунтовского, Курумканского, Закаменского районов и Улан-Удэ [1].

Как известно, Республика Бурятия является одним из полиэтничных регионов Российской Федерации, которая отличается дружелюбной атмосферой, отсутствием межэтнических разно-

гласий и противоречий. Во многом это объясняется миролюбивым менталитетом народов, населяющих республику. Основные этнические группы, проживающие на территории Бурятия, -буряты, эвенки и русские, контактируют друг с другом в течение уже четырех веков.

Совершая исторический экскурс, отметим, что этнические группы бурят, являющиеся частью монгольского этноса, а также тунгусы (эвенки) издревле проживали в Предбайкалье и Забакайлье, кочуя по огромным просторам Центральной Азии. Первые контакты русского этноса с коренными народами происходили в 20-х годах XVII века, когда русские начали осваивать просторы Сибири. В исторических исследованиях существуют различные точки зрения о характере первых межэтнических контактов. К примеру, Л. Н. Гумилев главным считал то, что русские устанавливали плодотворные контакты с народами Сибири и Дальнего Востока. «Конфликты с русскими, если они и возникали на первых порах, например, у бурят и якутов, быстро улаживались и не имели тяжелых последствий в виде национальной розни» [2, 26].

Вместе с тем имеется немало фактов, показывающих, что во взаимоотношениях народов не все было «безоблачно». И это вполне понятно: «продвижение на исконные земли пришельцев, имеющих своекорыстные интересы, иные традиции культуры и быта, иные религиозные верования, не могло не встретить враждебности и противодействия со стороны коренных народов. Нельзя сбрасывать со счетов и того обстоятельства, что буряты и тунгусы проживали относительно изолированными племенами и родами, каждая из этих этнических групп своеобразно реагировала на приход русских» [3, 77].

Но постепенно, особенно после похода хо-ринских бурят к его величеству государю императору Петру I, установился относительный, а затем и более прочный мир между русскими и бурятами на предбайкальских и забайкальских землях. Этому благоприятствовало осознание людьми из разных этнических групп пользы и выгоды от взаимных контактов. Выигрыш этот проявлялся, прежде всего, от того, что представители разных этносов многому учились друг у друга. Буряты учились сеять хлеб, строить дома, русские ходили с бурятами и тунгусами на охоту, учились скотоводству. Взаимовыгодное хозяйственное сотрудничество не происходило без регулярного взаимопроникновения и взаимовлияния традиций труда и быта в различных сферах жизнедеятельности. Совместное прожи-

вание этнических групп способствовало проникновению в хозяйственную жизнь и быт народов новых видов деятельности, взаимовыгодного обмена товарами и продуктами. Даже староверы (семейские), которые отличались всегда своим консерватизмом и обособленностью, заводили себе «нукеров» (нухэр - друг), перенимали у бурят неоценимый богатый опыт ското-водчества. Это отразилось в использовании многих названий животных, заимствованных у бурят: бурун - двухлетний бычок, кургашек - ягненок и т. д.

С тех пор дружба между народами продолжается. Опрос, проведенный в 2011 году, показал, что приблизительно 86% респондентов имеют друзей среди другой этнической общности. Анализ важных индикаторов межнациональной толерантности народов Бурятии позволяет заключить, что этнополитическая и этнокультурная ситуация республики в основном характеризуется устойчивостью. Следовательно, существующее взаимодействие народов республики преимущественно основано на межнациональном взаимопонимании, межэтническом взаимоуважении. В основном в Бурятии доминирует готовность людей принять представителей соседних народов такими, какими они есть, и сотрудничать с ними на основе общественного согласия.

Итак, взаимоотношения между народами строятся на основе принципа толерантности, что предполагает поиски компромиссов, взаимной уступчивости во имя сохранения мирного сосуществования. Основное требование толерантной культуры заключается в следующем: свободное исповедание каждым гражданином, общественной группой, обществом свободно избранных нравственных, социально-политических, мировоззренческих предпочтений, лояльное, терпимое, невраждебное, уважительное отношение к аналогичному выбору других граждан. Важный компонент терпимости - понимание воззрений, нравов, привычек, чувств, способов действий, отличных от наших [4].

Следует отметить, что стабильность общества в будущем зависит от молодого поколения. Отношение к представителям других этносов активно формируется уже в подростковом возрасте, следовательно, окружающая среда с детского возраста, примеры взаимоотношения взрослых формируют его отношение к представителям другой национальности. Именно в этом возрасте актуализируется этническая идентификация - осознание своей принадлежности к оп-

ределенной этнической группе, формируется этнический менталитет, мировоззрение личности, и национальные проблемы становятся значимыми.

Если ребенок вырос в мононациональной среде (несмотря на полиэтничность, в некоторых районах сохранились такие села), ему приходится учиться выстраивать отношения с ровесниками других национальностей и культур в более старшем возрасте. Здесь большое значение имеют стереотипы. Под этническим стереотипом понимается обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп. С детства он наслышан о представителях других наций, хотя и не имел непосредственно контакты с ними. В студенческой среде такие представители молодежи очень заметны. Как правило, они общаются только с представителями своей национальности, избегая контакта с другими. Преподавателям очень сложно работать в такой группе, так как ему надо организовывать и групповую, и парную работу. Такие студенты отказываются взаимодействовать с представителями других национальностей и культур. Преподавателю необходимо помочь ему преодолеть все стереотипы и научиться общаться со всеми ровесниками, пресекать проявления национализма.

Образовательное пространство в Бурятии является отражением структуры общества в целом: ему также характерны такие признаки, как полиэтничность и поликультурность. С целью выявления стереотипов и гетеростереотипов среди молодежи в 2007 г. было проведено исследование студенческого общества. Этнические стереотипы исследовались как рефлексия проявления соотношения наличного состояния разноэтнической общности и влияния на него межэтнических контактов, как отражение изменений, происходящих в разноэтнической общности в результате межэтнического взаимодействия между основными представителями русских и бурят [5]. Результаты исследования позволяют отметить определенные тенденции в развитии межэтнического взамодействия.

На основе проведенного исследования был составлен психологический портрет «типичного русского» и «типичного бурята» глазами русских студентов и студентов-бурят. Русские мужчины-студенты считают, что типичный представитель его этноса «легкомысленный; тактичный; скорее скромный, чем претенциозный; скорее мягкотелый, чем твердый». Студенты-буряты видят русского «скорее серьезным, чем легкомысленным; скорее бестактным, чем тактичным; скорее претенциозным, чем скром-

ным; скорее твердым, чем мягкотелым.

Женщины-бурятки оценивают представителя своего этноса как «более скромного, умного, приятного». У русских женщин гетеростереотип по позиции «скромный-претенциозный» нейтрален: «не скромный - не претенциозный». По следующим двум позициям русские студентки оценили бурят как «умный и приятный». В то же время русские студентки более выраженно отметили «боевитость», «уверенность», «самоуверенность» в отношении бурят, чем студентки-бурятки в отношении бурят.

Следует также отметить наличие определенного минимума «естественной» дистанции, начиная со шкалы «мой одногруппник». Это является свидетельством того, что динамика развития этностереотипов среди студентов, проживающих в республике, достаточно позитивна. Кроме того, данные по двум последним шкалам социальной дистанции - «житель моего города, села» и «гражданин моей республики» - показывают полное согласие всех респондентов в отношении друг друга. Это дает основание говорить об отсутствии стадии неприязни и возможности возникновения межэтнического конфликта среди представителей студенчества разных этнических групп нашей республики.

Зона явных несовпадений авто- и гетеростереотипов русских просматриваются по трем позициям: «возбужденный-спокойный», скромнопретенциозный» и «мягкотелый-твердый». Русские студенты считают себя «скорее скромными, чем претенциозными», а студенты-буряты считают их «скорее претенциозными, чем скромными».

Были рассмотрены зоны несовпадений автостереотипов бурят и гетеростереотипов русских. Зоны несовпадений авто- и гетеростереотипов бурят просматриваются по шести позициям из 36. Студенты-буряты считают себя «скорее миролюбивыми, чем агрессивными», «скорее тактичными, чем бестактными», «спокойными», «скорее щедрыми, чем скупыми», «скорее прощающими, чем придирчивыми».

Русские студенты считают бурят «скорее агрессивными, чем миролюбивыми», причем с достаточно большой степенью уверенности, «скорее бестактными, чем тактичными», «слегка возбужденными», «скуповатыми», «весьма придирчивыми» и скорее трудолюбивыми, чем ленивыми» [5].

Таким образом, зоны несовпадений авто- и гетеростереотипов выявляют направления применения усилий социальных психологов как для профилактики межэтнических конфликтов, так

и для оптимизации межэтнических отношений через механизм изменения этностереотипов с опорой на социально-психологическую диагностику. Согласованные оценки авто- и гетеростереотипов в отношении «русских» по позициям: «умный», «трудолюбивый», «раскрепощенный», «смелый», «щедрый», «миролюбивый» и др. и в отношении «бурят» по позициям: «практичный», «умный», «твердый», «серьезный» и др., входящие в структуру действующих этностерео-типов во взаимоотношениях русских и бурят, на наш взгляд, позволяют опереться на определенные национально-психологические особенности в практике совершенствования межнациональных отношений в Республике Бурятия.

Выявленные этнические стереотипы восприятия русских и бурятских студентов носят стабильный характер, по своему характеру не противоречивы. Выявляя структуру действующих этностереотипов в межэтническом и внутриэт-ническом взаимодействии, можно отметить высокую согласованность в ответах респондентов. Это является свидетельством того, что динамика развития этностереотипов среди студентов, проживающих в республике, достаточно позитивна, дает основание говорить об отсутствии стадии неприязни и возможности возникновения межэтнического конфликта среди студентов -представителей разных этнических групп нашей республики [5, 101].

Таким образом, этническая структура студенческого общества является отражением структуры общества в республике. На формирование и развитие этнических стереотипов влияют социальные, исторические, политические и культурные факторы. Взаимодействие и общение представителей различных наций основываются на схематичном восприятии ими друг друга, т.е. на этностереотипах, представляющих собой обобщенный, устойчивый, эмоциональнонасыщенный, сложившийся в исторической практике межэтнических отношений образ этнической группы, регулирующий восприятие и поведение ее представителей. При этом этниче-

ские стереотипы могут в определенной степени изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических преобразований общества. Возможности изменения этнических стереотипов связаны с критическим отношением к собственной этнической группе, к изжившим себя и мешающим прогрессу явлениям и сторонам жизни. Специфика студенческого межэтнического взаимодействия характеризуется инонациональной толерантностью, доверительностью и демократичностью отношений. Вместе с тем в силу выявленного нами отсутствия у студенческой молодежи необходимого оценочного опыта межэтнические отношения в ее среде могут находиться на стадиях отчуждения, неприязни и даже конфликта. В интересах оптимизации межнационального общения и профилактики межэтнических конфликтов необходимо учитывать структуру действующих этностереотипов русских и бурят и зоны несовпадения авто- и гетеростереотипов.

При формировании структуры межличностного общения студенческой молодежи необходимо проводить ознакомительную и просветительскую работу в ее среде с целью передачи знаний и представлений об основах национальной истории, культуры, обычаях и традициях, бытовых особенностях их проявлений среди представителей различных этнических общностей. В силу того, что этностереотипы изменяются в процессе деятельности, для стирания негативных гетеростереотипов студентов следует привлекать их к активному межличностному взаимодействию как в учебной деятельности по всем предметам, так и вне учебной деятельности. И, конечно же, развивать у них этническую толерантность - непредвзятое отношение к представителям других этносов, уважение их взглядов, традиций и обычаев, способность принимать такими, какие они есть, и спокойно реагировать на этнические различия, готовность к сотрудничеству с ними в различных сферах жизнедеятельности.

Литература

1. Режим доступа: www.burstat.gks.ru

2. Гумилев Л. Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 1992. - 336 с.

3. Карнышев А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. Улан-Удэ, Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1997. - 184 с.

4. Трофимова Е.Л., Карнышев А.Д. Методы исследования и оптимизации межэтнического взаимодействия. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. - 224 с.

5. Степанова О.К. Особенности этнических стереотипов студентов Бурятии. Улан-Удэ, 2002. - 112 с.

Матвеева Дора Гончиковна, кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет. e-mail: www.mdg06@mail.ru

Matveeva Dora Gonchikovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Buryat State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.