Научная статья на тему 'Межэтнические проблемы молодежи как объект социологического анализа'

Межэтнические проблемы молодежи как объект социологического анализа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
416
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / INTERETHNIC ISSUES / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL RELATIONS / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ETHNOCULTURAL RELATIONS / КСЕНОФОБИЯ / XENOPHOBIA / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Апанасюк Лариса Ахунжановна

Высокая актуальность исследований проблемы преодоления ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде определяется тем, что ксенофобия способствует возникновению противоречий и конфликтов на национальной и религиозной основе, обострению этнокультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений. Если рассматривать ксенофобию и экстремизм относительно молодых людей, то можно отметить, что они свойственны молодежи в определенной степени в силу их возрастных и психологических особенностей. Молодежь это часть взрослого мира, которая только находится на стадии социализации и становления, в силу чего не имеет определенной и твердой социальной позиции и поэтому оказывается уязвимой. Несовершенство мира и несправедливость именно в молодом возрасте воспринимается особенно болезненно и остро. Это может проявляться в желании либо вступить в борьбу с окружающим миром, либо закрыться от него, либо попытаться переделать его, что и приводит к экстремальности поведения. Миграционные процессы, являющиеся сопутствующей составляющей любого постиндустриального общества, проблемы адаптации и интеграции мигрантов в стране нового проживания усиливают проблемы межэтнического, этнокультурного и межконфессионального взаимодействия. Таким образом, проблематика преодоления ксенофобии и экстремизма приобрела глобальный характер. Цель исследования в статье изучение жизненных позиций молодежи посредством социологического анализа для оценки потенциальных конфликтогенов, межэтнических и этнокультурных проблем молодежи. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости и актуальности разных вариантов работы с молодыми людьми: от психолого-педагогической деятельности по формированию культуры толерантных отношений между этническими группами до регулирования социально-значимых каналов социальной мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERETHNIC ISSUES OF YOUTH AS THE OBJECT OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The high relevance of research the problem to overcome xenophobia and intolerance among youth is determined by the fact that xenophobia contributes to the emergence of contradictions and conflicts on national and religious basis, exacerbation of ethnocultural, interethnic and interconfessional relations. If we consider xenophobia and extremism concerning the youth, it may be noted that they are characteristic of youth to a certain extent because of their age and psychological characteristics. Youth is a part of the adult world, which is only at the stage of socialization and formation, whereby have no definite and strong social position and consequently appears vulnerable. The imperfection of the world and the injustice of exactly at a young age is perceived particularly painful and acute. This can come out in a desire to come to grips with the outside world, or to close against it, or to try to alter it, which leads to extreme behavior. Migration processes that are concomitant part of any post-industrial society, problems of adaptation and integration of migrants in the country of new residence are reinforcing challenges of interethnic, ethnocultural and interconfessional cooperation. Thus, the problem of overcoming xenophobia and extremism has become global. The aim of the research in the article the study of of youth vital positions by means of sociological analysis to assess the potential conflictogenic, interethnic and ethnocultural problems of the youth. This study enables us to conclude about the necessity and relevance of the different options for working with youth: from psychological and pedagogical activities to promoting culture of tolerant ethnic relations to regulation of socially important channels of social mobility.

Текст научной работы на тему «Межэтнические проблемы молодежи как объект социологического анализа»

Апанасюк Лариса Ахунжановна МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ ...

УДК 378

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

© 2017

Апанасюк Лариса Ахунжановна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры туризма и гостеприимства экономического факультета Российский государственный социальный университет (129226, Россия, Москва, ул. В. Пика, д.4, стр.1; e-mail: apanasyuk-L@yandex.ru)

Аннотация. Высокая актуальность исследований проблемы преодоления ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде определяется тем, что ксенофобия способствует возникновению противоречий и конфликтов на национальной и религиозной основе, обострению этнокультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений. Если рассматривать ксенофобию и экстремизм относительно молодых людей, то можно отметить, что они свойственны молодежи в определенной степени в силу их возрастных и психологических особенностей. Молодежь - это часть взрослого мира, которая только находится на стадии социализации и становления, в силу чего не имеет определенной и твердой социальной позиции и поэтому оказывается уязвимой. Несовершенство мира и несправедливость именно в молодом возрасте воспринимается особенно болезненно и остро. Это может проявляться в желании либо вступить в борьбу с окружающим миром, либо закрыться от него, либо попытаться переделать его, что и приводит к экстремальности поведения. Миграционные процессы, являющиеся сопутствующей составляющей любого постиндустриального общества, проблемы адаптации и интеграции мигрантов в стране нового проживания усиливают проблемы межэтнического, этнокультурного и межконфессионального взаимодействия. Таким образом, проблематика преодоления ксенофобии и экстремизма приобрела глобальный характер. Цель исследования в статье - изучение жизненных позиций молодежи посредством социологического анализа для оценки потенциальных конфликтогенов, межэтнических и этнокультурных проблем молодежи. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости и актуальности разных вариантов работы с молодыми людьми: от психолого-педагогической деятельности по формированию культуры толерантных отношений между этническими группами до регулирования социально-значимых каналов социальной мобильности.

Ключевые слова: межэтнические проблемы, межнациональные отношения, этнокультурные отношения, ксенофобия, экстремизм, молодежь.

INTERETHNIC ISSUES OF YOUTH AS THE OBJECT OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS

© 2017

Apanasyuk Larisa Akhunzhanovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Tourism and Hospitality, Faculty of Economics Russian State Social University (129226, Russia, Moscow, V. Peak st., 4, build 1; e-mail: apanasyuk-L@yandex.ru)

Abstract. The high relevance of research the problem to overcome xenophobia and intolerance among youth is determined by the fact that xenophobia contributes to the emergence of contradictions and conflicts on national and religious basis, exacerbation of ethnocultural, interethnic and interconfessional relations. If we consider xenophobia and extremism concerning the youth, it may be noted that they are characteristic of youth to a certain extent because of their age and psychological characteristics. Youth - is a part of the adult world, which is only at the stage of socialization and formation, whereby have no definite and strong social position and consequently appears vulnerable. The imperfection of the world and the injustice of exactly at a young age is perceived particularly painful and acute. This can come out in a desire to come to grips with the outside world, or to close against it, or to try to alter it, which leads to extreme behavior. Migration processes that are concomitant part of any post-industrial society, problems of adaptation and integration of migrants in the country of new residence are reinforcing challenges of interethnic, ethnocultural and interconfessional cooperation. Thus, the problem of overcoming xenophobia and extremism has become global. The aim of the research in the article - the study of of youth vital positions by means of sociological analysis to assess the potential conflictogenic, interethnic and ethnocultural problems of the youth. This study enables us to conclude about the necessity and relevance of the different options for working with youth: from psychological and pedagogical activities to promoting culture of tolerant ethnic relations to regulation of socially important channels of social mobility.

Keywords: interethnic issues, international relations, ethnocultural relations, xenophobia, extremism, youth.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Постиндустриальное общество стимулирует миграционные процессы. Стали очевидны проблемы адаптации и интеграции мигрантов в стране нового проживания, проблемы межэтнического, этнокультурного и межконфессионального взаимодействия, стала более острой и проблема расизма - глобальный характер приобрела проблематика преодоления ксенофобии и экстремизма. «Современный мир оказался на грани непримиримого противостояния европейской (христианской) и афроазиатской (мусульманской) цивилизаций» [1].

С уверенностью можно сказать, что перед человечеством стоит глобальная универсальная проблема. «Межконфессиональное и межэтническое взаимодействие с бытового уровня переросло на муниципальный и государственный. Проблематика межкультурного взаимодействия и преодоления ксенофобии так или иначе затронула все индустриально развитые страны. В дискуссию о последствиях политики мультикультурализма вступило большинство политических лидеров, ксенофобия превратилась в своеобразный инструмент борьбы за электорат» [2].

АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

Если рассматривать ксенофобию и экстремизм относительно молодых людей, то можно отметить, что они свойственны молодежи в определенной степени в силу их возрастных и психологических особенностей. Молодежь - это часть взрослого мира, которая только находится на стадии социализации и становления, в силу чего не имеет определенной и твердой социальной позиции и поэтому оказывается уязвимой. Несовершенство мира и несправедливость именно в молодом возрасте воспринимается особенно болезненно и остро. Это может проявляться в желании либо вступить в борьбу с окружающим миром, либо закрыться от него, либо попытаться переделать его, что и приводит к экстремальности поведения.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. Высокая актуальность исследований проблемы преодоления ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде определяется тем, что ксенофобия способствует возникновению противоречий и конфликтов на национальной и религиозной основе, обострению этнокультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений.

гт

Апанасюк Лариса Ахунжановна I педагогические

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ ... науки

В центре полидисциплинарного внимания оказываются само явление ксенофобии, ее сущность и специфика проявлений. Анализ теоретических подходов изучения ксенофобии в различных отраслях гуманитарного знания позволяет выделить разные направления исследований: проблемами мультикультурализма и национализма занимаются Ст. Холл, В.А. Тишков, W. Kymlicka и др. [3-5]; исследованиями этнического самосознания и этнической идентичности - А.П. Садохин, Т.Г. Стефаненко, Ф.С. Эфендиев и др. [6-11]; механизмами формирования межэтнических стереотипов, предубеждений, конфликтов - Т.Г. Грушевицкая, Н.М. Лебедева, А.М. Муравьев и др. [12-14]; теоретическими аспектами ксенофобии - Э. Фромм, К. Лоренц, Ю.В. Арутюнян и др. [15-17]; проблематикой предупреждения ксенофобии - А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, А.В. Макарчук, А.А. Сукало, Л.М. Дробижева и др. [18-22].

Формирование целей статьи. Нами были подвергнуты социологическому анализу жизненные позиции более тысячи студентов Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, Тольяттинского государственного университета, Волжского университета им. В.Н. Татищева и Поволжского государственного университета сервиса. Целью социологического анализа стала оценка потенциальных конфликтогенов, межэтнических и этнокультурных проблем молодежи.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Во взглядах на степень превосходства своей национальности среди молодежи наблюдается расхождение по гендерным различиям, что подтверждается статистически (значение х2=11,417 при p=0,003). Мужчины в 37,5% случаев предрасположены отмечать и даже подчеркивать свою этничность, женщины же только в 28,7% случаев проявляют подобную реакцию. В представленной выборке превалирующая точка зрения респондентов русской национальности, как и респондентов других национальностей, не является сводкой отличительных позиций своей этнической принадлежности (см. таблицы 1, 2). В других случаях влияние статусных различий на мнение опрошенных относительно качества своей этничности не подтверждается статистическими критериями доказательности.

Таблица 1 - Представление о превосходстве своей национальности в молодежной среде (по национальному признаку)

Н ациональный критерий Считаете ли Вы, что Ваша национальность лучше других? Итого

Да Нет Затрудняюсь ответить

Русские 3 2.2 Я,6 162 100,0

Не русские 34.3 502 15,5 100,0

Итого 3 2.6 51.1 163 100.0

Таблица 2 - Представление о превосходстве своей национальности в молодежной среде (по тендерным различиям)

Считастс ля Вы. ч [и Ваша

Г евд ерный Крит ерий национальность лучше другая?

Да Нет Затрудняюсь

ответгпь Итого

Пол Мужской 37.5 45, S 16,6 100,0

венский 2S.7 552 16,1 100,0

Итого 32.6 51,1 163 100,0

57,3% анкетируемых, признавших факт превосходства своей национальности, поясняют причины этого превосходства, ссылаясь на исторические наследие, которое вызывает гордость; 50,1% молодых людей обосновали ответ превосходства своей национальности над другими по морально-нравственным качествам. Убеждение молодыми людьми в высоком уровне культуры своей национальности (39,1%) и выдающихся внешних характеристиках ее представителей (38,6%) также послужило мотивом признания своей национальности лучше других. 22,9% опрошенных делает акцент на отношения взаимной поддержки и солидарности между представителями своей национальности, что подчеркивает значи-12

мость и выделяют их нацию среди других. 22% молодых людей испытывают гордость за научно-технические достижения представителей своей национальности. В этом отношении вызывают интерес данные касательно рейтинга самых популярных причин превосходства своей национальности по характеру занятости анкетируемых, половому признаку и национальной принадлежности, что явилось наиболее вескими и сильными факторами в различиях мнений молодых людей, принявших участие в опросе (см. таблицу 3, 4).

Таблица 3 - Представления молодежи о величии собственной национальности*

Причины превосходства Авс. Кол-во ответившим в % % в оощем рейтинге

Историческое наследие 208 24.4

Выс окий ур свень культуры 142 30.1 16,7

Научно-технические достижения 80 22.0 9,4

Мор ально -нр авственные кач е етва 182 50.1 21,4

Внешний облик ее представителей 140 38,6 16,5

Взаимная поддержка 83 22.9 9,8

Другое** } 1,4 0,6

Затрудняюсь ответить 11 3,0 U

Итого 363 234,4 100

*на данный вопрос давали ответ 32,6% (те, кто отметил превосходство своей национальности); в связи с тем, что молодым людям предоставлялась возможность перечисления нескольких вариантов ответа, общее количество ответов оказалось более 100%

**в графе «другое» опрошенные привели варианты ответов: «это именно моя национальность», «у меня великая Держава» и «я ее люблю»

Оказалось неустойчивым значение исторического наследия. Здесь по гендерному признаку в оценках отмечаются наибольшие расхождения: чаще ссылаются на данный аспект молодые люди, девушки же - значительно реже. Относительно занятости наиболее дистанцирована во взглядах та часть молодежи, которая нигде не занята. По большей части это относится к наиболее частому упоминанию, при доказательной обоснованности исключительного превосходства своей нации, причины взаимной поддержки и единения, научно-технических достижений и сглаживания роли внешнего облика. Наибольшая разница у представителей разных национальностей проявляется во взглядах на собственное превосходство. Например, молодые люди русской национальности при оценке собственной исключительности наиболее важным считают историческое наследие (лидирующее место - 28,3% пунктов рейтинга), а представители нетитульных наций самой актуальной причиной своего превосходства называют морально-нравственные характеристики.

Таблица 4 - Содержательный аспект превосходства национальности (в разрезе статусных характеристик молодежи)

Статусные характеристик? Чем Ваша национальность лучше других? {% в рейтинге причин) Итого

Историческ ое наследие Высокий уровень культуры Научно- достижения Морально-нравствен Внешний пр едстави Взаимная поддержка

Пол Мужской 28,1 14,8 10,7 21,6 15,3 100

Женский 21,5 19.3 8,4 22,0 183 10,5 100

Занятость Учусь 25.1 17,7 20,6 17,7 113 100

С овмещаю учебу и работу 23 Д 17,6 11,6 22,5 16,5 8,5 100

Работаю 27,9 14,0 10,9 24,0 15,5 7,8 100

Безработный 25.0 16.7 16,7 25,0 0 16,6 100

Национальн ость Русские 283 15,1 10,6 20,6 17,8 7,6 100

Не русские 10,8 233 «3 26,7 143 18,7 100

Необходимо акцентировать внимание на порочности идеи собственного превосходства: безусловно, связь с историческим наследием связана с попыткой выражения гордости за свою национальную культуру (стоит отметить не совсем корректную форму выражения гордости), но внешний облик и моральные основания в качестве утверждения и обоснования превосходства приближаются к националистическим и, что очень опасно, шовинистическим представлениям. Возможно, что ссылка АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

Апанасюк Лариса Ахунжановна МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ ...

на внешний облик косвенно утверждает смысл особого эстетического представления о собственной нации, но и допускает разделение и дифференцирование народов по биологическому признаку. Отсюда следует, что существуют основания для предположения того, что у опрошенной молодежи, подчеркнувшей превосходство своей этничности над другими, наблюдается доминирование искаженных представлений о своей национальности и деформированное представление о других этносах. Это доказывается оценкой результатов анализа ответов молодежи на вопрос о влиянии на их отношение к другому человеку национальной специфики и других признаков человеческого многообразия: материальное положение, принадлежность к другой культуре, религиозные убеждения, сексуальная ориентация. Версия того, что молодые люди с чувством национального превосходства наиболее активно реагируют на этническую специфику других людей (г=0,158 при р=0,019) подтверждается корреляционным анализом.

В таблицы 5 видим, что 14,7% опрошенных реагируют на этническое отличие от себя с чувством национального превосходства всегда и по ситуации. В то же время среди остальных респондентов, относящихся к своей национальной принадлежности спокойно, идентичную позицию разделяют только 4,8% в первом случае и 17,5% - во втором, делают акцент на личности «другого» при восприятии национальности 39,7% опрошенных и 37,3% соответственно. Можно сказать, что в целом по выборке восприятие так называемого «другого» по этническому признаку складывается в зависимости от ситуации (такой ответ по всей выборке выбирают в среднем 16,8% респондентов) и личностно, т.е. в зависимости от персональных характеристик «другого» (такой ответ выбирают в среднем 30,6% респондентов). Другие критерии определения различий не выявили столь явной выраженности ситуативной и личностной детерминант.

Таблица 5 - Влияние характера восприятия молодежью собственной этничности на отношение к людям иной национальности

Считаете ли Вы. что Ваша национально сть лучше других ? Итого

за нет затрудняюсь ответить

Наличие отношения к людям по признаку этнической принадлежности Да. всегда 14.7 4,8 15,4 9,1

Все зависит от ситуации 30,в 17,5 26,9 22,7

Все зависит от конкретного человека 39,7 373 38,5

Не влияет 14.7 39,7 15,4 29,1

Затрудняюсь ответить 0 0,8 3,8 0,9

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Самореализация молодых людей и становление их социальной субъективности носят транзитный характер, что обуславливает риск экстремистских настроений. Но экстремальность молодых людей не обязательно преобразуется в экстремистские настроения. Все зависит от «вызовов» среды (социальных факторов), уровня культуры, наличия контактов и содержания автостереотипов (субъективных обстоятельств). Текущая политика власти и разрушение в обществе понятий справедливости относятся к главным социальным факторам. Особенно остро молодежью воспринимаются проявления справедливости или несправедливости в обществе, причем информации об экстремистских организациях у молодых людей может быть немного. Однако этот факт не является позитивным обстоятельством, потому что не имеет ни положительной, ни отрицательной оценки. Отсюда следует, что важна установка в отношении экстремистских организаций, а не информированность. Но низкий уровень информированности также может свидетельствовать о невысоком уровне публичности и активности таких организаций. Судя по опросу, участие респондентов в деятельности этих организаций незначительно. Но данный показатель может оказаться заниженным в связи с необходимостью АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

учитывания возможного факта неискренности анкетируемых, т.к. большая часть молодых людей посчитала верным не отвечать на вопрос. В сознании молодежи экстремизм - это насильственные действия по отношению к этническим и религиозным группам, реже - действия, касающиеся различий по политическим взглядам. Все это позволяет сделать вывод о необходимости и актуальности разных вариантов работы с молодыми людьми: от психолого-педагогической деятельности по формированию культуры толерантных отношений между этническими группами до регулирования социально-значимых каналов социальной мобильности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бромлей Ю.В. Очерки и теории этноса. М.: Изд-во «Наука», 1983. 412 с.

2. Куропятник А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 205 с.

3. Hall S. The Multi-cultural Question / S. Hall // Un/ Settled multiculturalisms. London: Zed Books, 2000. P. 209241.

4. Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. 544 с.

5. Kymlicka W. Multicultural Citizenship: A Liberal Theory of Minority Rights. Oxford: Clarendon, 1995. 280 p.

6. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: учеб. для студ. высш. учеб. зав. М.: Изд. центр «Академия», Высшая школа, 2000. 304 с.

7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Ин-т психологии РАН, «Академический проект», 2000. 320 с.

8. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик: «Эльфа», 1999.329 с.

9. Киреева И.А., Алыпкачева П.И. Моделирование подготовки специалистов к межкультурной деятельности в молодежной среде / Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. №3. С. 115-116.

10. Гузенина С.В., Яковлева Е.Л. Проблема формирования этнической идентичности в системе инклюзивного образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 62-66.

11. Власова Н.В. Практики репрезентации этнично-сти в полиэтническом регионе (на материалах Среднего Поволжья) // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 220-225.

12. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин В.Д. Основы межкультурной коммуникации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 356 с.

13. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Привет, 2004. 356 с.

14. Муравьев А.М. Ксенофобия: от инстинкта к идее // Отечественные записки. 2004 г. № 4 (19). С. 12-17.

15. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивно-сти. М.: ACT, 1998. 670 с.

16. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). СПб.: Амфора, 2001. 347 с.

17. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1999. 271 с.

18. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми. М.: Московия, 2009. 311 с.

19. Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. М.: Генезис, 2006. 256 с.

20. Сукало А.А. Педагогика профилактики социальных отклонений в сфере подростково-молодежного досуга: дис. ... д-ра пед. наук / А.А. Сукало. М., 1997. 435 с.

21. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М.:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13

Апанасюк Лариса Ахунжановна МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ .

Центр общечелов. ценностей, 2003. 376 с.

22. Смирнова Е.В. Формирование межкультурной компетенции в условиях поликультурного, информационного и коммуникационного взаимодействия / В сборнике: Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков Памяти профессора Р.Г. Пиотровского: к 90-летию со дня рождения: мат-лы III Междунар. науч. заоч. конф. 2012. С. 124-129.

14

АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.