Научная статья на тему 'Межэтнические отношения: этнический фактор в межгрупповых отношениях'

Межэтнические отношения: этнический фактор в межгрупповых отношениях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1831
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОПЕРНИЧЕСТВО / КОНКУРЕНЦИЯ / КООПЕРАЦИЯ / АГРЕССИЯ / "АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ" / "AUTHORITARIAN PERSONALITY" / INTER-ETHNIC RELATIONS / INTERGROUP ATTITUDE / RIVALRY / COMPETITION / COOPERATION / AGGRESSION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гуриева С. Д.

Наиболее ярко межэтнические отношения проявляются в конфликтных ситуациях, которые высвечивают все стороны и аспекты межэтнических отношений. Представлена проблема изучения типологизации межгрупповых отношений. Систематизирован теоретический материал. Показан механизм изучения влияния этнического фактора на динамику межгрупповых отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inter-ethnic relations: ethnic factor in intergroup attitude

The most brightly inter-ethnic relations appear in confict situations, fashing all sides and aspects of inter-ethnic relations. The problem of grouping examination of intergroup attitude is represented. Theoretical material is systematized. Examination mechanism of ethnic factor impact on intergroup attitude dynamics is represented

Текст научной работы на тему «Межэтнические отношения: этнический фактор в межгрупповых отношениях»

УДК 159.922.4 С.Д. Гуриева

межэтнические отношения: этнический фактор в межгрупповых отношениях

Наиболее ярко межэтнические отношения проявляются в конфликтных ситуациях, которые высвечивают все стороны и аспекты межэтнических отношений. Представлена проблема изучения типологизации межгрупповых отношений. Систематизирован теоретический материал. Показан механизм изучения влияния этнического фактора на динамику межгрупповых отношений.

Ключевые слова: межэтнические отношения, межгрупповые отношения, соперничество, конкуренция, кооперация, агрессия, «авторитарная личность».

Современного человека окружает удивительно разнообразный и многообразный мир природы, вещей, явлений, состояний, людей, культур и т.д. Ученые всего мира отмечают неуклонное возрастание в XXI веке роли и значения этнокультурного фактора как в мировом развитии, так и в жизни отдельных этнических общностей. Изменения в экономической, политической и социальной сферах жизни мирового сообщества, в которое органически входит российское государство, требуют радикального пересмотра сложившейся системы межгрупповых, межэтнических, межнациональных, международных отношений. Проблема изучения межгрупповых, межнациональных, межэтнических отношений в настоящее время продолжает оставаться одной из сложных, актуальных проблем современного общества.

Т.Г. Стефаненко отмечает, что «в мировой науке нет четкости в обозначении рассматриваемой нами области: термины «межгрупповые отношения», «межгрупповое поведение», «межгрупповое взаимодействие» и даже «межгрупповой конфликт» употребляются почти как равнозначные» [1, с. 202]. Из всех перечисленных понятий, по мнению Т.Г. Стефаненко, наиболее широким и содержательным является термин «межгрупповые отношения». «С точки зрения здравого смысла, кажется достаточно очевидным, что межгрупповые отношения

- это отношения между группами, в том числе между этническими общностями, т.е. отношения, объектом и субъектом которых являются группы» [1, с. 204]. Согласно Н.В. Гришиной, «межгрупповыми принято называть взаимодействие как между собственно группами людей, так и между отдельными представителями этих групп, а также любые ситуации, в которых участники общения взаимодействуют в межгрупповом изменении, воспринимая друг друга как членов разных групп» [2, с. 101]. Аналогичной точки зрения придерживался

Н. Tajfel, который считал, что систему отношений можно расположить на континууме, полюсами которой явля-

ГУРИЕВА Светлана Дзахотовна - к. психол. н., доцент, докторант кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

E-mail: gurievasv@gmail.com

лись межличностные и межгрупповые отношения [3]. Межгрупповые отношения проявляются в межличностных отношениях, когда включенные в этот процесс люди воспринимают, прежде всего, друг друга как представителей отличных от них социальных групп: этнических, культурных, религиозных и т.д. В состоянии конфликта эти межгрупповые противоречия становятся наиболее очевидными и наиболее ярко проявляющимися. Меж-групповые отношения, по мнению Т.Г. Стефаненко, «это не только отношения между группами - соперничество либо сотрудничество. В эту область нужно включить и отношения к группам, которые проявляются в представлениях о них - от позитивных образов до предрассудков» [1, с. 203]. Мы исходим из понимания межгрупповых отношений как отношений, возникающих между группами людей, дифференцирующихся на основании различных критериев, среди которых можно выделить социальные, статусные, этнические, полоролевые, возрастные, конфессиональные, культурные, профессиональные и т.д. На основе существующих различных взглядов на этнические факторы межгрупповых отношений нами произведена типологизация (табл.).

Как видно из материалов этой табл., на проявления этнических отношений влияют биологические, психические, бихевиористские и другие моменты.

Австрийский ученый Конрад Лоренц, описывая агрессивное поведение, предложил модель межгрупповой (у людей) и межвидовой (у животных) агрессии, в которой рассмотрел процесс формирования агрессивной энергии и управления ею. По его мнению, «внутривидовая агрессия» животных имеет отношение непосредственно к человеку и обществу, рассматривается как глубоко проникающее и неизбежное свойство человеческой натуры [4]. Агрессию он рассматривает как неизбежное свойство человеческой натуры. Это поведение является следствием биологически заданной агрессивности, заложенной в человеке. Если у животных агрессия служит сохранению вида, то для человека характерна внутривидовая агрессия, направленная на ближайших или дальних (враждебных) соседей и способствующая сохранению собственной группы. Основная мысль, изложенная К. Лоренцем, состоит в том, что организм постоянно на-

Таблица

Типологизация этнических факторов в межгрупповых отношениях

Теоретические подходы Межгрупповые (межэтнические) отношения понимаются как... Авторы

Биологическое объяснение

Этология Агрессия, как внутренняя энергия, как внутреннее свойство человеческой натуры К. Lorenz [4]

Психологические объяснения

Психоаналитическое направление

«Нарциссизм малых различий» Неизбежность аутгрупповой враждебности как средства поддержания идентификации и стабильности своей группы З. Фрейд [6]

Теория «внутреннего и внешнего антагонизма» Неизбежность межгрупповой агрессии R. Ardrey [7]

Бихевиористское направление

Теория авторитарной личности Синдром авторитарной или этноцентрической личности T.W. Adorno, E. Frenkel-Brunswik, D.J. Levinson [8]

Ситуационное направление

Фрустрационная теория агрессии Целенаправленное побуждение к агрессии N. Miller [10], Д. Дол-лард, А. Бандура, С. Уолтерс [11]

Когнитивное направление

Когнитивный неоассоцианизм - концепция «относительной депривации Реакция на отрицательные эмоции: объектом агрессии может быть тот, кто ассоциируется с таковой по тем или иным признакам L. Berkowitz [12]

Теория коммуникативных актов Отношение к третьему Т. М. Ньюком [13]

Когнитивный подход Система интеллектуальных, эмоциональных оценок D. Krech, R.S. Crutchfield, E.L. Ballachey [14]

Интеракционистское направление

«Социально-интеракционистская теория принудительных действий» Модель принудительного социального взаимодействия: угроза, наказание, физическая сила. J.T. Tederschi, R.B. Felson [15]

Теория реального конфликта Межгрупповое соревнование ведет к проявлению враждебности М. Sherif [16, 17]

Концепция маргинальной личности Трудности в идентификации с одной из групп, маргинальное напряжение E.V. Stonequist [18]

Теория социальной идентичности Аутгрупповая враждебность и ингрупповой фаворитизм как способ, необходимое условие и единственная возможность снятия «катарсиса» H. Tajfel [19, 20]

капливает агрессивную энергию, но проявление этой энергии зависит от двух факторов: количества накопленной в данный момент времени в организме агрессивной энергии; силы внешнего воздействия, способного вызвать агрессивную энергию. Взаимодействие двух факторов обратно пропорционально друг другу: чем ниже уровень накопленной энергии, тем требуется более сильный стимул, чтобы вызвать агрессивную энергию, и наоборот, чем выше уровень накопленной агрессивной энергии в определенный момент времени, тем требуется меньшее воздействие стимула для того, чтобы вызвать агрессивное

поведение. Не является исключением и третий вариант соотношения стимула и накопленной энергии. Если уровень энергии становится слишком высоким и нет внешнего стимула, то происходит переполнение энергии, что приводит к спонтанной агрессии. Согласно В. Холличе-ру, при аргументировании инстинктивной агрессивности человека затушевывают не только социальные факторы, но и специфические особенности, которые присущи человеку как общественному существу. Попытка перенесения модели агрессивного поведения с животного мира на изучение и понимание поведения людей К. Лоренца была

so

поставлена В. Холличером под сомнение как с концептуальной, так и с эмпирической точки зрения [5].

Идея неизбежности враждебного, агрессивного поведения по отношению к аутгруппам становится своеобразной точкой отсчета для изучения области межэтнических отношений. Позиция З. Фрейда относительно области межгрупповых (межэтнических) отношений проявляется в постулате неизбежной аутгрупповой враждебности; в определении функции аутгрупповой враждебности как средства поддержания идентификации и стабильности группы. О содержании концепции «нарциссизм малых различий» З. Фрейд писал: «...Однажды я занимался явлением, которое показывает, что как раз соседние и во многом близкие друг другу коллективы враждуют между собой и насмехаются друг над другом... Я дал этому явлению название “нарциссизма малых различий» [6, с. 52]. По мнению З. Фрейда, враждебность между группами неизбежна, и любой конфликт между ними может быть разрешен только посредством насилия. Враждебность благотворна для человека и является способом объединения внутри группы в борьбе с другими группами. Эта идея неизбежности враждебного, агрессивного поведения между аутгруппами становится своеобразной точкой отсчета для последующего изучения в области межгрупповых отношений.

Новая идея в оправдания агрессивного поведения в межгрупповых отношениях была выдвинута R. Ardrey в работе «Территориальный императив» [7], в которой он различает два типа общества: «поуан» - общество, которое основано на «внутренних антагонизмах» своих членов; «биологическая нация» - общество, которое основано на внешнем антагонизме, представляет собой социальную группу, которая опирается на «внешний антагонизм». Согласно концепции, изложенной в работе Р. Ардри, избежать агрессии в межгрупповых отношениях невозможно, так как агрессия, «не поддающаяся уничтожению черта человечества» [7, с. 59].

Синдром авторитарной или этноцентрической личности сформулировали T.W. Adorno и др. [8]. По их мнению, основные черты «авторитарной личности» - слепое следование авторитетам, механическое подчинение общепринятым правилам и ценностям, стереотипность мышления, агрессивность, цинизм, подверженность суевериям, сексуальное ханжество, злобное отношение ко всему человеческому. «Авторитарная личность» характеризуется жесткой, ригидной системой социальных установок, которые проявляются, прежде всего, в сфере межличностных отношений». В своей работе T.W. Adorno и др. выделили следующие типы авторитарной личности: манипулятивная, конвенциональная, авторитарная. По мнению этих авторов, «авторитарная личность» характеризуется негативными социальными установками по отношению ко всем аутгруппам, предпочитая следовать жестким социальным стереотипам [8]. В связи с этим Т. Адорно приходит к заключению, что необходимо найти «оружие» против потенциальной угрозы распростра-

нения синдрома авторитарной личности в обществе. По его мнению, «лечить» авторитарную личность психологическими средствами представляется проблематичным, т.к. они (авторитарные личности) многочисленны, и ни в коем случае не считают, что им необходимо избавление от этого синдрома (т.е. что они больны) [9, с. 269].

Концепция фрустрационной теории агрессивного поведения была представлена в работах N. Miller [10], А. Бандуры, С. Уолтерса [11]. Согласно этой теории, универсальное агрессивное побуждение перерастает в агрессивное поведение только в том случае, если человек подвергается фрустрации, понимаемой как любое условие, блокирующее достижение желаемой цели. Переживание фрустрации вызывает агрессивное действие против ее источника, что, в свою очередь, выступает катализатором проявления агрессивного поведения. Авторами была сформулирована теория агрессивного межгруппового (межэтнического) поведения, суть которой заключалась в том, что наличие агрессивного поведения всегда предполагает существование фрустрации и, наоборот, существование фрустрации всегда ведет к некоторой форме агрессии. При этом может иметь место феномен «смещенная агрессия», т.е. направление не против непосредственного источника фрустрации, а на какой-нибудь другой, как правило, «безобидный объект», но выбранный по этническому признаку. Тот факт, что инструментально-агрессивные действия, направленные на определенный объект/субъект, не обязательно представляют собой следствие предшествующей фрустрации, был опровергнут одним из авторов первоначальной версии «фрустрационной теории агрессии». N. Miller скорректировал ранее выдвинутое предположение о существовании детерминистской связи между фрустрацией и агрессивным поведением, утверждая, что «фрустрация создает побуждения к разным типам реакций, один из которых - побуждение к какой-либо форме агрессии» [10, с. 338].

Berkowitz L. расширил границы объекта агрессии до целой этнической общности. Общая схема агрессивного поведения может быть представлена следующим образом: фрустрация (включающая относительную депривацию, т.е. разочарование, обусловленное неосуществленными ожиданиями); возникновение чувства гнева и открытая агрессия (в том случае, когда имеется объект, в отношении которого направлена агрессивная реакция) [12]. Самым важным в его концепции феномена «относительной депривации» является то, что объектом открытой агрессии может быть не обязательно отдельная личность, но и тот, кто ассоциируется с таковой по тем или иным признакам. Ясно, что в качестве таких признаков, прежде всего, выступает именно групповая и, в частности, этническая принадлежность. Концепция «относительной депривации» была попыткой Л. Берко-витца доказать неизбежность переноса агрессии на всех «других», «похожих» на тех, кто оказал фрустрирующее воздействие в прошлом. Таким образом, утверждалась

si

мысль о том, что избежать проявления агрессивного поведения невозможно в ситуациях межгрупповых отношений, особенно, если проявляется фактор этнической или национальной принадлежности членов групп. Л. Берковитц разработал неоассоциативную когнитивную модель поведения, в которой приводит тщательно проработанную схему от столкновения с неблагоприятным событием до возникновения чувства гнева.

Главный тезис в теории коммуникативных актов Т. Ньюкома может быть сформулирован следующим образом: «...когда два человека позитивно воспринимают друг друга и строят какое-то отношение к третьему (лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно третьего, а развитие сходных ориентаций может быть увеличено за счет развития межличностной коммуникации» [13, с. 21]. Согласно его теории, «важным (и, возможно, уникальным) во взаимоотношениях людей является то, что эти взаимоотношения в значительной степени связаны с процессами составления общего мнения друг о друге и обмена мнениями друг с другом» [13, с. 21]. Источником враждебности, возникающей по отношению к членам другой группы, Т. Ньюком видел действие социальных установок. «Когда степень враждебности установки или поведения членов одной группы по отношению к другой нарастает, следует рассматривать взаимодействие между членами этой группы как один из источников (и, я думаю, главный) изменения» [13, с. 25].

Когнитивный подход в типологизации межэтнических отношений [14] Б. КгеЛ и др. представляет собой систему интеллектуальных, эмоциональных оценок, а также доброжелательных или враждебных действий по отношению к объекту. Следовательно, формирование определенной установки относительно объекта подразумевает формирование однозначного отношения к данному объекту. Если другой человек вызывает в субъекте отрицательные эмоции и испытывает тенденцию враждебного отношения к себе, то при таких обстоятельствах субъект замечает и видит в другом человеке в основном только отрицательные стороны. И, наоборот, когда происходят определенные изменения в познавательной оценке объекта, за этим следуют соответствующие изменения по отношению к данному объекту.

TederscЫ J.T. и Felson R.B., изучая причины агрессивного межгруппового поведения, создали «социально-интеракционистскую теорию принудительных действий». Согласно этой модели, методы принуждения могут использоваться действующим субъектом для достижения трех целей: контролировать поведение других людей, восстановить справедливость и отстоять свою репутацию [15]. Для их осуществления применяются три формы принудительного действия: угроза - сообщение объекту о намерении причинить ему вред, с особым ударением на ультимативном характере угрозы, который ставит причинение вреда в зависимость от отказа человека уступить определенным требованиям; наказание - действие с на-

мерением причинить вред; физическая сила - использование физического контакта с целью подчинить себе или ограничить поведение другого человека. В рамках данного подхода подчеркивается, что агрессия как определенная форма принудительных действий представляет собой лишь одну из потенциально возможных стратегий влияния на объект воздействия. В результате чего, человек рассматривается не как побуждаемый к действию инстинктами, наследственной враждебностью и агрессивностью, а как умеющий контролировать и управлять собственным стратегическим потенциалом агрессивных реакций.

В работах М. Sherif наметился принципиально иной путь анализа межгрупповых взаимодействий [16, 17]. Он подчеркивал важность референтной группы в связи с тем, что ее нормы превращаются в социальные установки индивидов. М. Sherif выдвинул предположение, что взаимозависимость двух групп в форме конкуренции ведет к враждебности и росту групповой сплоченности. Исследования, проведенные М. Sherif, показали, что источник враждебности может находиться в соотношении различных форм взаимодействия: кооперации и конкуренции [16].

В концепции маргинальной личности в качестве основной причины межгрупповой напряженности рассматривается ее принадлежность одновременно к разным группам, в результате чего возникают трудности в идентификации себя с одной из групп. Е.У Stoneqшst предложил концепцию маргинальной культурной зоны. Основная ее суть заключается в том, что в тех ситуациях, когда две культуры перекрывают друг друга, местная культура соединяет в себе элементы обеих культур. Такие маргинальные культурные зоны могут привести к появлению маргинального человека, в результате чего будет иметь место конфликт. Поэтому, считает Е. Stoneguist, наилучшим способ для маргинального человека является ассимиляция, или обращение к национальному, или, стратегия играть Е. Stonequist посредническую роль [18].

Исследование межгрупповых отношений было отражено в работах Н. Tajfel [19, 20]. Британскими социальными учеными во главе с Н. Tajfel были получены интересные данные - несовместимые групповые цели не являются обязательным условием возникновения межгрупповой конкуренции и враждебности. Достаточным условием может оказаться осознание принадлежности к группе, т.е. социальная идентичность и связанные с ней когнитивные и перцептивные процессы. Согласно Н. Tajfel, враждебность по отношению к аутгруппам понимается как способ разрешения внутриличностных эмоциональных (или мотивационных) состояний и противопоставлений, а само существование аутгруппы - как совершенно необходимое условие и единственная возможность снятия «катарсиса» конфликтов. Таким образом, согласно изложенной концепции относительно процессов межгруппового взаимодействия, можно «изначально предположить межгруппо-вую дискриминацию в форме ингруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности» [19, с. 28].

Данные, представленные в табл., наглядно показывают, что изучение межгрупповых отношений в зарубежной литературе преимущественно фокусировалось на проявлениях межгруппового агрессивного, враждебного отношения, с различными особенностями проявления и интерпретации агрессии и враждебности. Так, например, межгрупповая агрессия понималась как код агрессии, смещенная агрессия, врожденный инстинкт, синдром, вражда, негативное отношение, неприятие, враждебность, раздражение, напряжение, угроза, физическая сила и т.д. Основными причинами, способствующими возникновению чувства межгрупповой агрессии, были следующие обстоятельства: фрустрация, оценочное отношение, социальные установки, социальные условия, ситуация «приближение-избегание», генетика, процесс категоризации, ситуативные факторы, интернализация ролей, маргинальное положение, осознание групповой принадлежности и др.

Объяснительные модели, разработанные зарубежными авторами разных школ, подходов и направлений, посвящены изучению межгрупповых отношений, в которых в той или степени проявляется влияние этнического фактора. Зарубежные исследования в основном были сосредоточены на раскрытии факторов, проявляющихся в межгруппо-вых отношениях, таких как соперничество, конкуренция, вражда и т.д. В определенной степени можно сказать, что представленные концепции не лишены социокультурного влияния той среды (культуры), в рамках которой они создавались. Следует согласиться с мнением В.Г. Агеева, который пришел к выводу, что объяснительные концепции изучения межгрупповых отношений, «работающие в одном социокультурном контексте, могут оказаться нерелевантными в другом» [21, с. 12].

Представленные научные концепции изучения межгруп-повых отношений характеризовались многоплановостью, вариативностью. Однако наиболее часто в объяснении меж-групповых отношений присутствовали следующие определения: агрессия как внутреннее свойство человеческой натуры; синдром авторитарной личности; неизбежность аутгрупповой враждебности; модель принудительного социального взаимодействия; межгрупповая агрессия; межгруп-повая враждебность; ингрупповой фаворитизм. Этнический фактор является катализатором межгрупповых отношений, усиливающим воздействие «заложенных в человеческой природе» процессов социальной категоризации.

Л и т е р а т у р а

1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.

3. Tajfel H. (Ed), (1978) Differentiations between social groups.

- London, Academic Press. Takano, Y, Osaka, E. (1999). - Р. 63.

4. Лоренц К. Агрессия / Пер. с неме Г.Ф. Швейника. - М.: Прогресс, 1994. - 176 с.

5. Холличер В. Человек и агрессия. З. Фрейд и К. Лоренц в свете марксизма / Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1975. - 112 с.

6. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. -М.: Аспект-пресс, 1925. - 98 с.

7. Ardrey R. The Territorial Imperative. A Personal Inquiry into the Animal Origins of Property and Nations. - N.Y, 1966. -Р. 59-62.

8. Adorno T.W., Frenkel-Brunswik E., Levinson D.J. The Authoritarian Personality. Part I // Ed. by M. Hokheimer and S.H. Flowerman. Science Editions. - New York, 1964. - 212 с.

9. Адорно Т. Исследование авторитарной личности / Под общ. ред. д. филос. н. В.П. Култыгина. - М.: Серебряные нити, 2001. - 416 с.

10. Miller N.E. The frustration-aggression hypothesis. Psychological Review. - 1941. -№ 48. - Р. 337-342.

11. Бандура А., Уолтерс С. Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология. - М.: МГУ, 1984. - С. 55-61.

12. Berkowitz L. Aggressive personalities. In D.F.Barone and M. Hersen (Eds.), Advanced personality. - New York: Plenum Press, 1998. - Р. 263-285.

13. Ньюком Т.М. Социально-психологическая теория: интеграция индивидуального и социального подходов // Современная зарубежная социальная психология: тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. - М.: МГУ, 1984. - С. 21-25.

14. Individual in Society. A Textbook of Social Psychology. (ed.) by D.Krech, R.S.Crutchfield, E.L.Ballachey. University of California, Berkeley, New York, San-Francisco, Toronto, London. - 1962. - 314 р.

15. Tederschi J.T., Felson R.B. Violence, aggression, and coercive actions. 1994, Washington DC: American Psychological Association.

16. Sherif M. In common predicament: Social psychology of intergroup conflict and cooperation. - N.Y: Houghton Mifflin, 1966.

17. Sherif M. Group conflict and cooperation: their social psychology. - London, 1966. - 343 p.

18. Stonequist E.V The marginal man. A Study in personality and culture conflict. - New York, 1961, - 228p.

19. Tajfel H. Intergroup behavior, social comparison and social change. Katz-Newcomb lectures. Ann-Arbor, 1974.

20. Tajfel H. (Ed), (1978) Differentiations between social groups. - London, Academic Press. Takano, Y, Osaka, E. (1999).

- Р. 63.

21. Агеев В.Г. Межгрупповое взаимодействие: социальнопсихологические проблемы. - М., 1990. - С. 240.

S.D. Gurieva

Inter-ethnic relations: ethnic factor in intergroup attitude

The most brightly inter-ethnic relations appear in conflict situations, flashing all sides and aspects of inter-ethnic relations. The problem of grouping examination of intergroup attitude is represented. Theoretical material is systematized. Examination mechanism of ethnic factor impact on intergroup attitude dynamics is represented.

Key-words: inter-ethnic relations, intergroup attitude, rivalry, competition, cooperation, aggression, «authoritarian personality».

---------4IMM*------------------

S3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.